МУЗЫКА И ВНЕВРЕМЕННАЯ МУДРОСТЬ

Елена Щербина

1. Что такое «музыка». Её роль и назначение

Многие музыканты – теоретики в разные времена пытались дать определение музыке. Самое лаконичное и точное, на мой взгляд, даёт Б. Алексеев в «Элементарной теории музыки»: «Музыка – это искусство звуков, организованных во времени».

Давайте попытаемся осмыслить это определение: 1) музыка – один из видов искусства; 2) основное средство выразительности в музыке – это звук; 3) время – очень растяжимое понятие: от долей секунды до целой эпохи, тысячелетия и т.д. Понятие времени существует только в физическом мире, следовательно, музыка – одно из проявлений духовного, непроявленного в физическом, проявленном. Что же она в себе несёт? Какие неведомые силы и идеи таятся в ней? И если на физическом плане она представляет достаточно сложное, абстрактное, нематериальное явление, то можно ли себе представить, какого уровня духовные силы заложены в ней, чтоб таким образом проявиться в материи, в нашем физическом мире?

На протяжении всей истории музыка не была самостоятельным видом искусства. Она имела больше вспомогательную, сопровождающую функцию танца, действия, ритуала, обряда или церковной службы. Музыка эволюционирует и развивается вместе с развитием сознания человечества. До 19 века поэзия лидирует среди видов искусства. Но уже с начала 19 века музыка становится самостоятельным видом искусства и занимает главенствующую роль среди всех видов искусств как по сложности, так и по силе воздействия на человека. Музыка всегда была и остаётся самым сложным и наиболее абстрактным видом искусства, самым консервативным, имеющим наибольшее количество правил, запретов и ограничений, но самым мощным по воздействию на внутреннюю сущность людей. Музыка – это единственный вид искусства, которым профессионально могут заниматься слепые, причём их уровень игры не уступает уровню зрячих.

Звук – синоним Логоса. Звук – это вибрация, это великая оккультная сила. Звуком строятся и разрушаются Вселенные. Каждый человек и каждое живое существо имеет свой уникальный, единственный и неповторимый, присущий именно этой сущности звук или «вибрационную ноту» или «тон», характеризующийся определённой высотой, тембром (окраской) и силой, которые характерны для этой индивидуальности. Этот индивидуальный тон формируется в течение ряда воплощений и продолжает качественно изменяться дальше; он кармически обусловлен. Это именно те скандхи, которые остаются после ухода человека с физического плана и «поджидают (его) при выходе из Дэвочана». Внешность человека меняется на протяжении всей жизни, но голос остаётся прежним. Нет двух одинаковых голосов, как нет двух одинаковых снежинок на Земле. Даже один и тот же музыкальный инструмент у разных исполнителей будет звучать по-разному. Это ещё раз подтверждает то, что звук изначально заложен, находится внутри нас, как код или одна из главных особенностей нашей индивидуальности. Первое, что ценится у любого музыканта-исполнителя – это красота, глубина, объём, тембр, певучесть и разнообразие звуковой палитры. Качество звука – это то, над чем трудится музыкант, совершенствуя его в течение всей своей исполнительской деятельности. Замечено, что с возрастом музыканты предпочитают более сдержанные темпы, но высокое качество звучания.

В одном из племён Намибии женщина, перед тем как зачать ребёнка, садится под огромным деревом и в тишине внутренним слухом пытается услышать песнь или мелодию. Когда она её услышит и выучит, она поёт её будущему отцу ребёнка. Это своего рода Божественный код будущего младенца, который отец должен знать на память. После зачатия, вынашивая плод, женщина постоянно общается с ним напевая его песнь. Когда ребёнок рождается эта песнь сообщается всему племени и все – и родные, и соплеменники – всё время поют ребёнку его песнь. Постепенно человек вырастает и становится самостоятельным. Но если случается несчастный случай или человек совершает аморальный поступок, его ставят в центр круга и всё племя, собравшись вокруг, начинает петь ему его песнь, тем самым обращаясь к его Божественной сущности, очищая его и приводя в гармонию с самим собой в первую очередь. Человек «исправляется», приходит в равновесие без тюрем и наказаний. Такова сила индивидуального тона.

Также игра на любом музыкальном инструменте гармонизирует личность, делает человека целостным, так как работают обе руки, следовательно, активны оба полушария. В отличие от школьного письма, где работает только одна рука.

По аналогии с музыкальными созвучиями (интервалами и аккордами) отношения между людьми могут быть гармоничными, благозвучными или конфликтными, диссонансными. Собираясь в группы, люди могут образовывать не только огромные аккорды, но и целые вибрационные произведения, которые, в зависимости от со-настроенности и от уровня вибраций могут «звучать» благозвучно или напряжённо. Поэтому так важно всё время поднимать уровень своих вибраций и стараться быть гармоничным, чувствовать собеседника, уметь подстроиться в отношениях, как настраиваются музыканты оркестра перед концертом.

То, что музыка разнообразна: эстрадная, поп-музыка и шансон, народная музыка и джаз, академическая или, как принято говорить, – классическая музыка, является наглядным подтверждением того, что на нашей планете проходят воплощения совершенно разные души, на разных уровнях сознания, имеющие для себя возможность выбрать тот вид музыки, который им более понятен. «…и поэтому даже шарманка в трущобах служит нужным целям». Но вряд ли найдётся хоть один человек, который хоть раз в жизни не вдохновлялся, не увлекался бы музыкой или просто не слушал бы её. Музыка, как и истина, прекрасна в своём разнообразии. Она, как Вневременная мудрость, для каждого открывается в меру его способности восприятия. Очень часто можно услышать, что классическая музыка сложна для восприятия. Безусловно, как высшая математика отличается от арифметики, так и академическая музыка во много раз сложнее шансона. К ней нужно быть готовым, непосредственно изучать её, чтоб понимать и чувствовать.

Говоря о том, что музыка находится во времени, нужно заметить, что в момент прослушивания произведения мы пребываем в некотором временном поле, которое невозможно измерить минутами или часами. Мы как бы «зависаем» в моменте здесь и сейчас, находясь в медитативном состоянии. В исполнительском искусстве даже есть такое понятие, как «чувство времени» или мастерство владения временем или агогика. Если говорить о времени в историческом контексте, то музыка предвосхищает эпоху, неся в себе «код» или информацию о грядущих событиях. Именно классическая музыка опережает время, способствуя развитию в человеке необходимых для этой эпохи качеств и расширяет уровень его сознания. Более простая музыка – фольклор, шансон, эстрадная музыка, джаз, – больше передают настроения и события данного времени. Так, после строгой Викторианской эпохи зажимов, ущемлений, чопорности и всевозможных форм приличия, где любые проявления движения души прятались вовнутрь, музыка Бетховена способствовала проявлению у слушателя бурных порывов души, сильных страстей и безудержных желаний, устанавливала единение между сердцем и разумом, развивала в людях сочувствие и сострадание, делала человечество более гуманным. Бетховен был первым музыкальным психологом, дав впоследствии толчок развитию психоанализа. Утончённая и деликатная, «типично женская» музыка Шопена касалась женщин на подсознательном уровне, оставляя там свой отпечаток, поощряя их стремления к культурному образованию. Она положила начало эмансипации женщин. Ф. Шопен был первым «поэтом звука». Музыка великого реформатора Вагнера несла в себе глубокий духовный принцип: единство в многообразии. «Он достиг единства, разрушил ограничения этого единства и тем самым освободил музыку» (С.Скотт). Изменяя сознание человека, музыка меняет его представления о любви. Музыка Баха и Генделя несёт в себе религиозную самоотверженную любовь к Богу, музыка Бетховена передаёт нам человеческую любовь, у Шопена – это чувственная любовь, Вагнер своей музыкой пытается передать нам Божественную, самоотверженную или безусловную любовь. У Скрябина – это состояние экстаза, всеобщего Единства, претворение синтеза в музыке.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что за обновлением в музыкальном стиле следует обновление в политике, этике и эстетике, и, что ещё важнее, за упадком музыки следует полный спад культуры, а затем и цивилизации. Это можно проследить на примере древних Египетской и Греческой цивилизаций. Достаточно вспомнить, что Дельфийские игры были предшественниками Олимпийских игр в Древней Греции. С той разницей, что соревновались не спортсмены, а музыканта и артисты, демонстрируя уровень своей виртуозности. В тот момент, когда музыка из вдохновляющего творческого процесса переходит в процесс состязания, она теряет своё божественное предназначение. Излишнее увлечение виртуозностью ведёт к потере содержательности и к деградации искусства в целом. Если исполнитель ставит перед собой эгоистическую цель показать себя лучше других, что непременно присутствует во время состязания, музыка в его исполнении теряет свою сакральность. Она становится яркой, броской, эффектной, но она не трогает сердца слушателей. Такой поворот в развитии искусства в Древней Греции привёл к падению морали и нравственности, а затем и к падению всей цивилизации.

Во все времена философы много рассуждали о музыке, пытаясь понять её сущность. Так у Платона и Пифагора есть идея звукового космоса – «музыка небесных сфер». Звуки, которые издают в своём движении планеты, в античном мире сопоставлялись со струнами лиры или кифары. В то время музыка считалась больше наукой, чем искусством. Так в школе Пифагора было всего 4 предмета. Один из них – музыка. Ещё три: риторика, математика и астрономия. Мало того, человека, не сведущего в музыке или не умеющего петь или играть на каком-либо музыкальном инструменте, в Древней Греции считали необразованным. Выдающиеся философы нашей эры также пытались понять и охарактеризовать удивительные свойства и влияния музыки. Согласно Гегелю, музыка передаёт «беспредметную внутренность» переживаний, «внутренний мир» души. Музыка в учении Шопенгауэра – это «отпечаток», «слепок», «копия», отражение Воли, то есть мирового принципа. Музыка и воля в его учении предельно близкие понятия. Следовательно, музыка, как и воля, не познаваема. Поэтому, волю, как и музыку, возможно познать, если не законами разума, то чувственным проживанием и интуитивным созерцанием. В музыке Шопенгауэр видит не вид искусства, а метафизическую реальность, отображающую глубинную сущность мира и человека. Познание сущности музыки, а через неё и воли возможно лишь путём интуитивного проникновения в само существо мира. Шопенгауэр предполагает, что через слушание музыки осуществляется процесс постижения или узнавания в себе сущности мира.

«Мир можно назвать как воплощённой музыкой, так и воплощённой волей». (А. Шопенгауэр)

У Шопенгауэра наука и искусство противопоставляются, как два начала, развивающихся в противоположных направлениях. Наука – по пути потребительского эгоизма, искусство – по пути морализации.

«Горизонтальная линия есть путь науки и удовлетворения эгоизма, вертикальная – путь искусства и морали». (А. Шопенгауэр)

2. Божественный План и Универсальные законы в музыке

Вневременная мудрость говорит о том, что есть некий неведомый нам План Творца (Логоса), а также есть Универсальные Законы и Великие сущности иерархии, работающие в согласии с этими Законами над воплощением этого Плана. Эту схему можно применить и к музыке (здесь и далее речь идёт только об академической музыке):

1. ТВОРЕЦ – композитор.

2. ЗАМЫСЕЛ – произведение.

3. ПЛАН – партитура.

4. ГРУППЫ СТРОИТЕЛЕЙ (УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ) – оркестранты, работающие слаженно в полном единстве в различных группах оркестра.

5. ЛОГОС (ПЛАНЕТАРНЫЙ) – дирижёр.

6. АДЕПТЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ, способные влиять на ход истории – солист, солисты. (Если солист работает в гармонии с дирижёром и оркестром, получается хорошее исполнение. Если трактовки не совпадают, исполнение неудачное).

Как видно из схемы, музыка передаёт нам план Логоса, несёт в себе определённые идеи и идеалы.

В музыке, как ни в каком другом виде искусства, можно проследить действие Универсальных Законов, назначение которых приводить всё вокруг в соответствии с Божественным планом. Например, закон кармы или причины и следствия определяет необходимость изменений в обществе и, как следствие, инспирируется определённая подходящая для такой работы личность композитора. В свою очередь, творчество этого композитора становится причиной изменения сознания людей. Композитор-новатор всегда вестник. Через него передаётся эволюционный план человечеству. Поэтому, в одном случае он является следствием необходимости перемен, в другом случае его произведения становятся причиной трансформации людей. В написании классической музыки существует множество правил или законов. И все они в большей или меньшей степени отображают Универсальные (Космические) Законы. Под действием закона эволюции музыка на протяжении развития всех цивилизаций проходит сложный эволюционный процесс в образовании звукорядов, мелодий, ритме, гармонии, форме и т.д. Закон гармонии и равновесия уравновешивает быстрые и медленные части, ускорения и замедления в произведениях, взаимодействие диссонансов и консонансов (напряжение и расслабление), восходящее и нисходящее движения звуков, динамику; так же, согласно этому закону, эмоциональные всплески всегда смениваются умиротворением или созерцанием. Закон притяжения – тяготение неустойчивых звуков в устойчивые. «Всё в жизни относительно», – говорит закон относительности, и один и тот же звук или созвучие в зависимости от тональности может быть консонансом и устойчивым или диссонансом и неустойчивым, требующим разрешения. Этим законом очень умело пользовались гениальные композиторы-новаторы, внедряя в музыку новые идеи гармонии и синтеза. Основной закон ритма в музыке – это чередование сильных и слабых долей. Очень важный закон. Без правильно расставленных акцентов музыка теряет свой смысл. Закон полярности: мажор-минор, верхний и нижний регистры, громко-тихо, быстро-медленно, весело-грустно и т.д. Закон цикличности проявляется в том, что вся музыка пишется в больших и малых циклах. Динамика – энергетическое начало в музыке, внутренняя жизнь произведения, жизненная сила. Все Универсальные законы гармонично взаимодействуют, дополняют и проникают друг в друга согласно Универсальному закону единства. Музыка, как и Вневременная мудрость, неделима, едина и многообразна в своём проявлении.

3. Темы и идеи, воплощённые в музыке

«Для того, чтобы иметь право быть выслушанным, нужно иметь, что сказать». (Г.Г.Нейгауз)

Ещё одним доказательством того, что музыка – одно из отражений Вневременной мудрости, которой является сама Жизнь, являются те темы и идеи, которые она в себе несёт. Музыка передаёт нам как внешний мир: образы и состояния природы (Гайдн, Чайковский, Григ, Рамо, и др., медленные части сонатно-симфонических циклов), так и внутренний мир, психологию человека (Бетховен, композиторы-романтики, постромантизм и др.), музыка для детей передаёт удивительный внутренний мир ребёнка (А.М. Бах, Шуман, Чайковский, Дебюсси). Темы добра и зла, войны и мира, любви и ненависти, преданности и предательства, совести, долга и служения человечеству раскрываются в музыке с наибольшей силой. Композиторы-импрессионисты передают нам впечатления или состояния, что привело в дальнейшем к увлечению восточными философиями и медитативными практиками, попытке объединить восточные и западные философии. Через музыку нам пытаются донести мистические образы невидимого мира: «Шествие гномов», «Танец эльфов», «Кобольд», «В пещере горного короля» Э. Грига, «Ундина», «Скарбо» Равеля, мистикой и символизмом пронизаны оперы «Фауст» Ш. Гуно, «Парсифаль» и другие оперы Р. Вагнера, «Пиковая дама» П. Чайковского и многие другие произведения. Также композиторы обращаются к античным мифам и текстам Святых Писаний, пытаясь в музыке ещё глубже раскрыть и донести до слушателя вечные идеи и истины. Идеи философии в музыке: человек – рок/судьба (Бетховен), творец и его муза, путь и место творческой личности (Берлиоз), попытка передать в музыке философскую концепцию «модели мира» (Скрябин), идеи синтеза искусств (Вагнер, Скрябин) и т. д.

4. Способы восприятия музыки

«В музыке чуешь иногда много ещё не раскрытых начал, начал действенных, содержащих в себе силу, духовно растящую нас, силу, претворяющую и смывающую всю муть с души, силу, способную своим звучанием родить вторично человека, открыть его тайную, глубинную связь со стихией Музыки, а с этим одновременно открыть в нём, ему самому, связь его с иной действительностью, нездешней, и этим показать, что Музыка есть в полном выявлении своём есть отзвук оттуда; своим звучанием открывает она иную сторону мира и своим же явлением она утверждает, реально подтверждает действительно существование той стороны мира.

Музыка «будит» – это распространённое, очень точное определение её силы, её теперешнего влияния…».

(В. Стешенко-Куфтина «Дневники исполнительского самопознания» из личного архива пианистки)

Восприятие музыки – очень индивидуальный процесс. Он зависит от культуры, воспитания, возраста и жизненного опыта, от ментальных и эмоциональных особенностей личности, от опыта её прежних воплощений. Групповое прослушивание всегда воспринимается более глубоко, чем индивидуальное. Поэтому в концертных залах при полном аншлаге слушатели получают всегда больше удовольствия и вдохновения, чем при домашнем самостоятельном прослушивании того же концерта. Здесь ощутима работа коллективного эгрэгора.

В Агни Йоге говорится о том, что в Новой Эпохе не религия, а именно наука и искусство дадут человечеству то, чего религия так и не смогла дать, а наука старого мира не хотела – духовное преображение. Наука – это путь к свободе мысли, говорят Учителя Шамбалы, а Искусство – путь к красоте. Только искусство выводит сознание из рамок обычности. Земной быт и мысль должны быть озарены красотой. Но прежде красоту надо ввести в сознание. У человека должно выработаться сознание красоты. Наступает такое время, когда человек начинает понимать, что всё в мире должно быть скреплено очень крепким цементом, а именно – красотой. Без красоты мир рассыпается, словно построенный из песка.

Музыка облагораживает человека. Язык музыки универсален, что способствует воплощению идеи Братства и Единства всего сущего. Занимаясь музыкой, человек не только гармонично развивает свои способности и тела, но общается со Всевышним. Дети, получившие хотя бы начальное музыкальное образование не способны совершить преступление. Музыка имеет очень сильное влияние на сердечный центр, способствует его раскрытию. «Где заканчивается слово, начинается музыка». Музыка имеет более глубокое воздействие на человека, чем любые другие виды искусства. Мастер Кут Хуми, который был одним из двух покровителей Теософского общества при его основании, считает целесообразным ученикам эзотерических школ выше оценивать огромное значение музыки как силы в духовной эволюции.

Сегодня многие философы, эзотерики, теософы и передовые духовные лидеры приходят к единому мнению, что дуальное, логическое, системное, технократическое мышление, которое закладывается в школах и которым обладает население нашей планеты, не даёт возможности человеку подняться на новый виток спирали в своём развитии. Сегодня возникает потребность в другом виде мышления: умение синтезировать, обобщать, видеть перспективу, а также необходимость развития прямого восприятия и интуиции. Наука со своим эмпирическим подходом в обусловленном физическом мире не может дать интуитивного прозрения человечеству. Только истинное искусство и в частности музыка способна вывести человечество из духовного кризиса так как она не обусловлена только физическим миром и способна развивать в человеке высочайшие духовные качества.

Литература

  1. Ю.А.Шабанова, «Философия и музыка: место встречи – человек» (Днепр 2017)
  2. С.Скотт, «Музыка и её тайное влияние на протяжении веков»
  3. Джеффри Ходсон, «Музыкальные формы»
  4. Е.И.Рерих и Н.К.Рерих, «Агни Йога»
  5. Е.П. Блаватская, «Ключ к теософии»
  6. В. Стешенко-Куфтина, «Дневник исполнительского самопознания»
  7. Б. Алексеев, А. Мясоедов, «Элементарная теория музыки»

Источник: https://theosophy.in.ua/publikatsiji/statti/622-muzyka-i-vnevremennaya-mudrost











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика