Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. Знамя Мира как маяк в бурю (статьи) КУЛЬТУРА — ПОЧИТАНИЕ СВЕТАЧто означает понятие "культура"? Почему беседы о культуре так важны и особенно актуальны в наше время? На эти вопросы отвечает искусствовед Виктор Войханский в своих статьях на страницах газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ". ЗНАМЯ МИРА КАК МАЯК В БУРЮВ начале 1930-х годов ХХ в. всемирно известный художник и ученый Николай Константинович Рерих предложил мировой общественности первый в истории человечества ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, с которого началось международное движение за сохранение культурного наследия. Впоследствии его стали называть Пактом Рериха. Пятнадцатого апреля 1935г. в Вашингтоне под этим договором поставили свои подписи представители 21-й страны. Никакие договоры не могут остановить разрушение памятников культуры, если это не станет действительной заботой не только государства, но и всего человечества. Понимая это, Н.К. Рерих руководствовался сознанием того, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество сохранит преемственность знаний будущими поколениями, и это явится импульсом к последующему развитию жизни. «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – призывал художник своих соотечественников еще в начале XX века. Его отношение к бесценным свидетельствам прошлых эпох выражалось не в холодном почитании их вековой ценности и любовании ими. Оно предполагало активные действия по каталогизации и изучению памятников старины, в которых запечатлелось творчество многих поколений. Это творчество было свидетельством знаний народа, стремлений его души к красоте, было выразителем культуры народа. Эта связь прошлого с будущим нашла лучшее свое выражение в культурных ценностях искусства, науки, философии, религии, этики и др. Один из современников Н.К. Рериха председатель Пан-Американского союза Г.-Н. Боргез в своем приветствии Пакту писал: «Если бы мы владели всем культурным наследием, накопленным всеми цивилизациями прошлого, мы в настоящее время не чувствовали бы той пустоты, которая обитает в наших душах. Мы имели бы более ясное видение тех истин, которые находятся за пределами физических реальностей. Мы могли бы достичь более высоких форм мудрости, не ограниченных временем и пространством. Мы были бы ближе к выполнению миссии, порученной человеку Богом». Знаменательны также и слова президента США Ф.Д. Рузвельта на церемонии подписания Пакта: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте». Николай Рерих, будучи свидетелем многих бедствий человеческой истории и понимая всю сложность настоящего времени писал: «Сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климатов – все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея – Культура». Он высказал главную причину необходимости сохранения культурного наследия и его непреходящую ценность во времени: «В разрушении памятников понижается культура страны». С разрушением культурных ценностей также деградирует сознание народа, и никакие условные ценности цивилизации не смогут воспитать человека в сознании любви к другим людям и ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля. Сегодня мы являемся свидетелями деградации ценностных ориентиров мирового сообщества, причиной которой является небрежение к ценностям культуры. В 1972г. был создан Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, который постоянно пополняется, однако в современном мире проблема сохранения культурного наследия стоит как никогда остро. Оно разрушается, главным образом по воле человека: в результате национальных конфликтов и локальных военных действий, нестабильной социально-политической обстановки во многих странах, экологических и техногенных катастроф планетарного масштаба, проблем терроризма и др. Николай Рерих стремился привести человечество к миру, где нет войн и насилия, где человек мог бы получить безграничные возможности для всестороннего развития нравственного, духовного и физического. Его Пакт является многогранным и универсальным документом, как сама Культура. Он обращен к человеку. Заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры и дают ему надежду на лучшее будущее. По сути, это действенный инструментарий для реализации самой желанной идеи народов Земли – ИДЕИ МИРА. Его реализация объединяет в себе следующее: – утверждение культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни. Являясь международным правовым документом, Пакт обеспечивает уважение и охрану культурных ценностей и в военное, и в мирное время, т.е. всегда и постоянно, без условий и без ограничений. – развитие в молодом поколении понимания «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях», что позволит открыть пути к истинному прогрессу. Рерих полагал, что необходимо не только всемерно охранить культурное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух. – воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре. – призыв уважать историю народов, учит любви к Отечеству, его подвижникам и героям. Пакт, в представлении Рериха, должен служить воспитанию ответственности человека за жизнь, за свою Родину, за будущее мира. Каждый человек, каждый член семьи человеческой несет на себе ответственность за мир во всем мире. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества. – лекционную деятельность, опубликование разъясняющих и призывающих статей, выступления и манифестации, чтобы утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей. – широкое сотрудничество народов во всех областях знания и искусства, а также совместный учет «религиозных, художественных и научных ценностей», что приведет к взаимоуважению, лучшему знанию народами друг друга и утверждению достоинства каждой нации. – провозглашение городов-музеев, которые будут признаны неприкосновенными во время войн и международных конфликтов. – предполагает, что понятия культуры и мира неразделимы. Вне культуры мира быть не может. Мало провозгласить мир. Благосостояние народов не достигается декретами, поэтому «нужно разоружиться в сердце и в духе». Именно в сердце человек должен согласиться на сотрудничество, на разоружение. Отсюда следует большая задача на будущее – воспитание не только интеллекта, но и сердца. – ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть единое культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного. – распространение и утверждение своих культурных целей через учреждение всемирного дня Культуры, когда одновременно во всех храмах, школах и образовательных обществах пройдут культурные акции, напоминая людям «об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни». СИМВОЛ ПАКТА — ЗНАМЯ МИРАДля покровительства и защиты объектов культуры во время военных действий Рерих предложил символ, названный им Знаменем Мира. Это Знамя, на котором присутствовала древняя символика Триединства, должно было во время военных действий подниматься над «музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами», символизируя нейтральную территорию. Знамя, по его мысли, не будет умалять и нарушать ничьих мирных интересов, а, напротив, возвысит в общественном сознании миротворческое значение культурных сокровищ. Идея мира, таким образом, обрела свое Знамя и символ, история которого уходит корнями в глубокое прошлое... Рерих выбрал для Знамени знак Триединства потому, что он оказался одним из древнейших и самых распространенных на Земле. Он был известен на всех континентах и материках. «Знак, – писал Рерих, – широко известен по многим странам Востока. <...> На иконах Преподобного Сергия и Чудотворца Николая тот же знак. На груди Христа, на знаменитой картине Мемлинга, знак запечатлен в виде большой нагрудной фибулы». Рерих встречал его на священных изображениях в Средней Азии, в храмах Индии и Китая, среди петроглифов Монголии. Кроме того, знак по сути своей имел отношение к определенному мироощущению человека. Рерих отмечал, что, «когда перебираем священные изображения Византии, Рима, тот же знак связывает Священные Образы по всему миру. В разном устремлении к Высшему сознание объединялось на тех же ступенях». Действительно, в своем поиске истины, в желании «выразить наивысшее» человечество искало символы, которые отвечали бы этим стремлениям, и один из них – знак Триединства, который оказался близок всем народам планеты. Поэтому на него и обратил внимание Рерих как на символ, под которым можно объединить все человечество. Он отмечал, что знак трактовался широко и очень по-разному: как «прошлое, настоящее и будущее в круге вечности», «религия, искусство и наука в едином поле Культуры», «истина, красота и справедливость», «мировое единение». И поскольку знак обращает разных людей исключительно к добрым мыслям, то это благо. Символ Знамени Мира внес в жизнь стимул человеколюбия и напомнил миру о сострадании. Рерих был убежден в том, что Знамя Мира, направляя мысль человека к понятиям творчества, красоты, знания, будет служить развитию и обновлению жизни. Оно будет вносить «стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества». Из этого следует, что не только памятники культуры должны быть охраняемы, но и сам человек, его жизнь должна быть неприкосновенной и ценной, так как человек — созидатель красоты, источник и проводник идей культуры. СИМВОЛИКА ТРИЕДИНСТВА В МИРЕО распространенности знака триединства можно получить представление из статьи Н.К. Рериха «ЗНАМЯ МИРА». Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру. Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак. Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Ниже мы приводим ряд иллюстраций, позволяющих составить впечатление о распространенности и стилистическом многообразии «знака трех кругов». Три круга на каменной пластине периода верхнего палеолита (около 30 тыс. лет до н.э.), найденной на территории Хакасии (1), на петроглифах из Ирландии (2) и Пуэрто-Рико (3) Знак трех кругов на керамике из Древней Греции (1,2) и Китая (3) Изделия, найденные на территории Древней Руси (1), Мордовии (2), Хакасии (3) Древний шлем из Центральной Азии (1), украшение щита (Боспорское царство, VI-IVвв. до н.э.) (2), пряжка (поздний железный век, Курши) (3) Орнаменты на кельтском кресте (1), японском кимоно (2) и одеянии жреца из древней (доарийской) Индии (3) Орнаменты, украшающие европейские соборы Орнаменты на Каирской мечети (1), Шаолиньском храме (Китай) (2) и мавзолее династии Токугава (Япония) (3) Храмовое искусство – Христос Пантократор (византийская икона, VI в., монастырь св.Екатерины, Синай) (1), маркграфиня Ута (статуя в Наумбургском соборе, конец ХIII в.) (2), Ганс Мемлинг – Христос благословляющий (фрагмент триптиха церкви Санта-Мария-ла-Реаль в Наджере, XV в.) (3) |