Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. К вершинам духа (статьи, эссе) К ВЕРШИНАМ ДУХА (статьи, эссе)«Дух человека подобен орлу – чем выше над землею поднялся, тем шире и видимый горизонт. Устремление к Вершинам дух поднимает над низинами обычности плотной». (ГАЙ 1972 г. 298) "Эта мысль получает свое подтверждение в публикациях Виктора Войханского в газете "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ". ВЕРШИНЫ ДУХАПрекрасны вершины гор. «Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем…», – поется в песне. Кто однажды увидел землю с высоты птичьего полета, кто ощутил всю ширь и мощь пространства открытого взору, кто вобрал в себя бездонную синеву над головой и ослепительный блеск снеговых шапок, кто услышал звенящую тишину поднебесья, кто в немом восторге стоял на вершине вместе с другом, тот уже не земной житель. Подъем на вершину всегда трудное испытание, даже для бывалого путника. Громоздятся утесы, ветер готов сбросить со скалы в зияющие пропасти, грозят обвалы, снежные лавины и осыпи. Но идут упрямцы неуклонно к вершине. Ни дождь, ни снег, ни промозглый туман не пугают испытателей духовных сил. И пусть не все помнят о духе, но все они связаны одним желанием достижения вершины. И жить иначе они уже не могут. Н.К. Рерих. Путь. 1936 Поиски духа сродни подъему на вершины. Здесь угрожают опасности не меньшие. Но если альпинист рискует своей жизнью, или жизнями своих товарищей, то ответственность духовных исканий неизмеримо выше. Она космична. Неизбежны ошибки и падения. Но что же заменит спасительную веревку в духовном восхождении? Только полное самоотвержение и принятие Иерархии Света. Став на карниз, к скале прильнув всем телом,
ПРЕКРАСНЫЙ ЛИК ЛЮБВИН.К. Рерих. Странник Светлого Града Часто слышим мы скептические возгласы, что любви не существует, что ее придумали неудачники, постоянно витающие в облаках и поэтому неспособные биться за место под солнцем. В умах людей господствует хаос понятий. Они легко назовут гения безумцем, преступника – героем, подлость и низость – шуткой. И нет большего заблуждения, когда говорят: «От любви до ненависти один шаг». В смятении злобы люди не слушают голос разума и готовы отказаться от основ Бытия, без которых они сами не могли бы просуществовать и минуты. Очищение жизни требует очищения понятий. «Когда же говорить о нужных понятиях? Когда они особенно нарушены. Именно тогда скажем о них, когда люди уже считают их безнадежными». (Ж.Э. Братство, ч.1, 6) Когда все устои шатаются, и нет ничего святого, когда в душе поселился холод недоверия и отчаяние, люди будут искать опору. Они смогут найти ее в искрах знания, щедро рассыпанных Высшей Мудростью. Скажем еще раз о Любви. Ибо мы, свидетели предсказанного часа, когда пошлость невежества скроила гримасу, занявшись «любовью», стремясь закрыть собой ее истинный Лик. И он ускользает от нас, становится чем-то нереальным, эфемерным. Пошлость, как и всякая ложь, стремится затмить Истину мишурным блеском, чтобы, хотя на время, скрыть свою несостоятельность и пустоту, которая за ней. Сколько молодых неокрепших душ, поддавшись на обман, принимая эмоциональную чувственность за любовь, было отравлено отрицанием любви вообще. Многие прожили жизнь с сердцем наполненным ядом, щедро разливая его вокруг себя. Люди перестали верить во все светлое и чистое. Поэтому, обращаясь к Любви, будем находить и утверждать ее истинный прекрасный Лик. В наших поисках Красота должна стать главным водителем. Если нет Красоты, значит мы на ложном пути. Любовь истинная прекрасна уже хотя бы потому, что она самодостаточна и не нуждается ни в каких внешних атрибутах для своего признания. Питается любовь из глубин духа, поэтому ей чужда корысть. Она все освещает своим светом, и к ней тянутся в поисках тепла. Если она действительно зародилась в сердце, то уже никогда не иссякнет. Когда говорят, что любовь прошла, это верный признак, что ее то как раз и не было. Могло быть все что угодно, но только не Любовь. О всепрощении любви ходят легенды. И для поверхностного сознания понятие любви превратилось в нечто слабовольное, бесхребетное, потакающее всяким несправедливостям. Это далеко не так. Действительно, истинная Любовь многое прощает. Но происходит это не потому, что она слепа или поощряет преступления. Любовь, прежде всего, не судит и, заглядывая в будущее, всегда готова дать шанс для совершенствования, если видит, что дух еще способен подняться. Однако Любовь никогда не прощает предательства – этого преступления против духа. В этом отражена Справедливость, еще одна прекрасная грань Любви. Но справедливость должна держаться на точном распознавании. Разве назовем справедливым того, кто не отличает правду ото лжи? Такой способностью может обладать только Высшая Мудрость, которая видит причины и не смущается очевидностью. Добавим, Любовь мудра! Только мудрая Любовь способна терпеливо и самоотверженно вести по жизни неразумное дитя, проявляя нежность наряду с суровостью. И в сердце, очищенном от эгоизма, найдется точная мера между этими энергиями. Без меры сердца терпение легко может стать безразличием, самоотверженность – самоуничижением, суровость – тиранией, нежность – безволием потакания капризам. Все сказанное выше можно в полной мере отнести к своему внутреннему миру, ибо только то, что мы способны воспитать в себе самих, то и сможем проявить вовне. Наше «я» ведет себя подобно малому ребенку, и, будучи лишенным «родительской заботы», легко превращается в нечто трудновоспитуемое. Поэтому и начинать нужно, прежде всего, с себя. И это с полным основанием можно назвать битвой. Так трудна и беспощадна она. Все качества самости восстанут против вас. И тут не будет ни малейших компромиссов. Энергия не знает эмоций. Она всегда действует в соответствии с тем, что в ней заложено. И самое главное качество, которое способно создать непробиваемый доспех воину духа, это Вера, еще один атрибут Любви. Не бойтесь признаться самим себе, что вы любите. Много сомнений слетится на ваш вызов, чтобы поколебать вашу веру. И будут туманить сознание, и всячески отворачивать от Любви Сияющей. Друзья скажут, что достижение идеала невозможно, поэтому не стоит особо о нем заботиться. Они сами в это, мол, не верят. Надо жить как все. Скажут также, что верх лицемерия призывать к совершенству, когда сам его не достиг. Таким людям – или все, или ничего. А раз все невозможно, так и трудиться незачем. На ваши возражения назовут вас идеалистом и впадут в раздражение, или даже в ярость. Оставьте их. Пусть они еще побудут «у разбитого корыта». Только изголодавшейся по справедливости душе не важно, кто принесет крупицу истины. Она давно желает лишь насыщения и благодарно примет дар без осуждения того, кто его принес. Ибо когда мы в творческом напряжении ищем ответы на вопросы жизни для нас даже «былинка может передать скрижаль Завета». (Ж.Э. Зов, 1921 Ноябрь 19) Будут и более утонченные уловки, которые уже будут апеллировать к вашему внутреннему «я». Это ваши собственные сомнения. Уж они-то точно знают, какой довод будет самым убийственным для вас. А самые «хитрые» не станут даже противоречить вам, но только скажут, что вы еще не готовы на такой подвиг. Вот, может быть, когда-нибудь, да! Но только не сейчас. Для них главное – внести трещину в цельность вашего мышления. Этого вполне достаточно, чтобы ваша вера была поколеблена. Фарфор проверяют на звук. Трещина не даст чистого звучания. Разорванный проводник уже не проводит тока. Таких аналогий может быть много. Но главное, знайте! Это «когда-нибудь» никогда не наступит, если вы поверите им. Но как же быть? Можно с ними сражаться напрямую, отвергая их по очереди или все скопом. Но это будет война с ветряными мельницами, а вы превратитесь в Дон Кихота. Есть такая легенда, где воин сражается с многоглавой гидрой. Он рубит ее головы, но из каждой капли пролитой крови рождается новая гидра. Также и с внутренними сомнениями. Происходит это по той простой причине, что наши внутренние противоречия – это когда-то созданные нами же кристаллы мыслей. А мысли, как и любую другую энергию, невозможно уничтожить, но можно лишь преобразовать. Их невозможно победить иным способом, кроме как постараться всеми силами своего сознания забыть о них, тем самым не давая им питания. Тогда они постепенно «засохнут». Для этого лучше всего обратить сознание на самое прекрасное, самое чистое и возвышенное, не смущаясь мыслями о своем несовершенстве. Ведь каждый из нас создан по образу и подобию Божьему. У каждого есть сердце, и значит, потенциал заложен у каждого. Высший Образ будет сознанию ведущим маяком. В самом деле, разве можно устремляться к лучшему, оборачиваясь на безобразные примеры. Тут мы добавим к Любви еще одно важное качество – несломимое Устремление к цели, которое держится на Трудолюбии. Без любви к труду всякая работа над собой вместо радости превратится в каторгу. Но отчего же так трудна битва? Почему столько сил и трудов, взлетов и болезненных падений нужно пройти на жизненном пути? Именно в этом заключается наивысшая красота Мироздания. Высшая Мудрость космоса дает равные возможности всем участникам космического Творчества от самого малого атома до галактик. Каждое эволюционное преобразование нуждается в новом качестве энергий. Путь испытаний помогает переплавить отжившие качества в кристаллы энергий, необходимых в новой эволюции. Только истинная Любовь способна так творить, ничего не разрушая, устремлять к самосовершенствованию. Устремимся же поверх всех препятствий к победе духа, она будет означать победу Любви. Великий художник, и всемирный культурный деятель Николай Константинович Рерих в одном из своих стихотворений дает пример такого неудержимого движения к высшему Идеалу. На последних вратах Нам сказали: «Нельзя».
ВЕДУЩАЯН.К. Рерих. Ведущая «На фоне пурпурного неба, словно огромные кристаллы, освещенные солнцем, высятся горы. Остались внизу облака, закрыв собою суетный мир низин. Торжественное безмолвие царит на высотах. По ледяным уступам поднимается женская фигура в белом. Белизна одежд – знак духовной чистоты. Отважно устремилась женщина к высотам духа. Ее спутник – мужчина смиренно следует за нею, ухватившись за край белого одеяния. Он одет просто, по земному. Этот контраст в одежде призван подчеркнуть духовное первенство той, которая ведет к вершинам». «Ведущая» – так назвал одну из своих картин всемирно известный художник, ученый, археолог, литератор, путешественник Николай Константинович Рерих. К этому сюжету он будет возвращаться еще не раз, утверждая тем самым внутреннюю духовную силу женщины. Своей жене Елене Ивановне Рерих художник посвятил много картин, и среди них можно выделить тему «ведущей», которая красной нитью прошла через все творчество Николая Константиновича. Широкому зрителю известно, по крайней мере, шесть вариантов картины, написанных в разные годы, и в каждом последующем горы становятся все круче, а синева неба все насыщеннее. Елена Ивановна Рерих (1879 – 1955) – философ и писательница. Многое из того, что было создано этой выдающейся женщиной, вошло в культурную и духовную жизнь народов мира сравнительно недавно и вызвало неподдельный интерес у людей, ищущих ответы на вопросы Бытия. С ранних лет Елена Ивановна проявляла незаурядные способности. К семи годам она читала и писала на трех языках. В юности серьезно интересовалась литературой и философией. Брак с Николаем Константиновичем Рерихом стал союзом единомышленников. Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным и плодотворным. В своих литературных трудах Николай Рерих вспоминал: «Дружно проходили мы всякие препятствия, и препятствия становились возможностями. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское». «Другиня» – есть ли еще в русском языке слово, которое еще точнее определяло бы творческую и духовную близость женщины? В августе 1902 года в семье Рерихов родился сын Юрий – будущий ученый востоковед с мировым именем, а в 1904 – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель. С.Н. Рерих. Портрет Елена Ивановна была светлым гением, сердцем и главным наставником семьи Рерихов. Святослав Рерих вспоминал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям». В 1920 году в Лондоне Елена Ивановна в тесном сотрудничестве в Махатмами Востока, ведущими эволюцию Земли, начинает делать первые записи «Живой Этики» – этико-философского Учения, которое представляло человека и Космос как единую одухотворенную систему. Это был многолетний титанический труд именно потому, что записи эти давались вместе с практическим применением тех знаний, которые были в них отражены. Елене Ивановне предстояла долгая, планомерная, часто очень мучительная в загрязненных условиях земли работа по преобразованию своих энергетических центров для принятия более мощных и утонченных энергий. Она сознательно и добровольно приняла на себя эту миссию. С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции по труднодоступным, мало исследованным районам Центральной Азии. Она была единственной женщиной, и разделила все тяготы пути. Было все: обледеневшие отвесные скалы и метели на перевалах; горная болезнь и жестокий мороз, при котором стыли руки, и нельзя было ни рисовать, ни писать; тропы, усеянные костями погибших караванов; снегопады и пронизывающие ветры; сердечная недостаточность и лошади, срывающиеся в ледяные расселины. Потом жар и безводие пустыни с бандами кочующих разбойников. Николай Константинович писал: «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце. <…> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера». Так, не выходя из жизни, подчас в условиях экстремальных и опасных, она смогла доказать не только возможность, но и неизбежную необходимость духовного преображения человека. После окончания экспедиции и до конца своих дней Елена Ивановна продолжала вести работу над книгами Живой Этики. С 1924 года начали издаваться книги Учения, и к Елене Ивановне стали приходить многочисленные письма с вопросами. Отвечая своим корреспондентам, она простым и доступным языком объясняла сложнейшие вопросы бытия. В том числе о месте и роли человека в мироздании, о закономерностях взаимодействия человека и космоса, особенностях взаимосвязи духа и материи. Давала жизненные и практические советы. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских учений, трудов восточных и европейских мыслителей, но и широкому, ясному пониманию основ бытия. Таким образом, письма Елены Ивановны явились ценными комментариями к Учению Живой Этики и стали ее неотъемлемой частью. Сегодня они изданы в девяти томах под редакцией Международного центра Рерихов. Кроме этого перу Елены Ивановны принадлежат: «Основы буддизма», «Криптограммы Востока», «Напутствие вождю», «Знамя преподобного Сергия Радонежского», «Беседы с Учителем», «Три ключа» – напутствие молодежи. Превосходное владение иностранными языками глубокое знание философии позволили Елене Ивановне перевести на русский язык «Тайную Доктрину» – выдающийся труд основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также письма Махатм – «Чаша Востока». Огромное наследие. Только невероятным трудолюбием, самоотверженной любовью к Истине и человечеству можно объяснить беспримерный подвиг этой русской женщины. Ее до конца земных дней не покидала надежда о возвращении на родину. Ведь не смотря на долгие годы, проведенные вдали от России, Рерихи так и остались русскими. Они не приняли другого гражданства, хотя могли иметь такие предложения от многих стран. Однако благодаря усилиям Юрия Рериха, Святослава Рериха и многих самоотверженных и бескорыстных людей наследие семьи Рерихов попало в Россию и имело самый широкий резонанс и множество последователей их идей. Время – великий преобразователь расставляет свои акценты независимо от человеческих пристрастий. На расстоянии все видится по-иному. Самым удивительным качеством времени является способность очищать все несущественное и наносное, оставляя в памяти народов лишь кристаллы подвигов и истинных знаний. Чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества. СВОБОДА ИСКУССТВАРерих Н.К. Песнь о Шамбале Культура – почитание Света. Культура – красота Духа, сердечное стремление к Свету, взаимной помощи и пользе. Мировая мудрость дает нам самые высокие определения Культуры, утверждая ее как основу будущего. Искусство всегда было и остается наиболее утонченной и глубокой по степени воздействия созидательной силой Культуры. В различные периоды истории к искусству относились по-разному. То принижали его до ремесленничества, то возносили до небесных высот. Но искусство, даже непонятое и не принятое большинством, всегда стояло выше людских оценок. В чем же тайна искусства? Понятие искусства применимо не только к изобразительной, но и к любой творческой созидательной деятельности. Неустанным трудом и стремлением к более совершенному достигается состояние мастерства. Наступает момент, когда человек перестает зависеть от свойств материи и может найти форму выражения для любой мысли. Но это еще нельзя назвать искусством. Образы, а также излучения энергии, наслоенной на произведении, зависят от качества мышления художника. Можно создать совершенное и очень привлекательное безобразие. Итогом такого воздействия будет разрушение. Не редко встречаются искусные изображения, после которых остается тягостное ощущение. Таким образом, качество сознания будет определяющим в искусстве. Когда оно очистится от многих ограничений мышления, от навязанных догм и предрассудков, то может стать на ступень свободного синтеза. Тогда творения такого сознания будут иметь силу созидания и наполнять пространство благими энергиями. Именно свобода отличает искусство от других видов деятельности. Приоритет свободного сознания дает возможность и зрителю стать в один ряд с творцом. Чтобы увидеть прекрасное, понять его глубинный смысл и сорадоваться вместе с создателем произведения, тоже необходима внутренняя свобода. Свободный сознанием зритель излучает в пространство энергии такого же свойства, что и художник. Многие ли понимают истинный смысл и силу прекрасного? Часто человек стоит перед шедевром живописи, слушает прекрасную музыку или взирает на красоты природы, но выразить свои ощущения от этого прикосновения не может. В лучшем случае он получает удовольствие, но сознательного сотрудничества с окружающим не происходит. Хаос мышления мешает контролировать собственные чувства. Поэтому воспитание чувства прекрасного лежит в области мысли. Начинать его надо с самого раннего детства, пока сознание маленького человека еще не отравлено множеством предрассудков и табу. Область мысли, как основа сущего, находится в самом плачевном состоянии. Для большинства мысль ограничивается мозгом и дальнейшего существования не имеет. Однако мы все чаще слышим, как люди говорят о том, что мысли сбываются. Значит, они имеют такие свидетельства. Как может сбываться то, что не является действительностью? Факт материализации мысли говорит о наличии множества самых разнообразных энергий, не только объективно существующих вне нашего сознания, но и активно взаимодействующих с ним. Религии всего мира неустанно твердили нам о Тонком и Огненном мирах. Наконец пришло время отнестись к этому со всей серьезностью. Необходимо переменить отношение к мысленной энергии и считать ее основной всех процессов. Поток мыслеобразов постоянно наполняет сознание, и часто мышление скачет от образа к образу, увлекаясь то одним, то другим, безо всякого определенного устремления. Мы редко обращаем внимание на то, что сознание превращается в подобие флюгера, потому что плывем по течению. Но попробуйте хотя бы на короткое время остановить мышление. Вы сразу обнаружите множество мыслей одновременно живущих в сознании. Они соперничают друг с другом, требуя внимания к себе. Этот беспорядочный рой дополняется множеством предрассудков. Привести в порядок такое мышление без опоры на высшие духовные ценности практически невозможно .У многих эта тема вообще под запретом. Устремление к высоким идеалам могло бы помочь превратить мышление в союзника, укрепляющего наши силы. Но идеалы считают обманом, а стремление к ним рабством. Странно видеть множества кричащих о свободе и находящихся в плену у золотого тельца и собственных предрассудков. Иногда сильные личные переживания могут направить мышление по одному руслу. Но они, как правило, носят эгоистический характер, не связаны с понятиями Общего Блага, и поэтому скоротечны. Только утвержденное на высших идеалах мышление может стать истинно свободным. В самом понятии идеи заложен принцип свободы. Идея есть образ Истины. Она беспредельна в своем выражении и поэтому порабощающей быть не может. Она только ведет за собой, никого не принуждая. Это главное отличие идеала от всех ограниченных представлений. Чтобы вместить Беспредельность нужно неограниченное свободное сознание. Находиться в таком состоянии – большой самоотверженный труд. На Востоке самым высоким искусством считалось искусство мышления. В нем сочетаются глубокое знание действительных законов Мироздания, и великая ответственность за мысли, которые когда-то обязательно исполнятся. «Не навреди!» – главный принцип искусства мыслить. Многие великие подвижники, мудрецы и духовные водители были одновременно творцами искусства и мысли. Но как отличить свободу мысли от распущенности. Вторая, по сути, является худшим видом рабства. Если свобода держится на волевом сознательном выборе, то распущенность есть безвольное потакание обитателям низших слоев Тонкого Мира. Распущенность находится в иллюзии свободы и часто страдает маниями различного рода. Вовремя заметить подмену поможет проникновение в глубинный смысл понятия свободы. Каждое слово в своем развитии претерпевало множество изменений. И, в конце концов, мы пользуемся аббревиатурами, за каждой буквой которых может стоять не одно слово, но иногда даже целое предложение. В слове свобода буква С означает согласие, ВО – воля, БО – божественный и ДА – Свет. Когда воля в духовном устремлении сливается с Высшим Сознанием и не противоречит Ему, то она становится проводником Высшего божественного Света. Итак, «согласной воли божественный Свет» и есть истинная свобода. Стремление по такому пути очищает от всякого лишнего груза. Поэтому всемирная мудрость утверждает свет свободы искусства: «…Работай для жизни и сознания чистоты. Оставьте все предрассудки – мыслите свободно. Не уходите от жизни, ведите себя верхним путем» (Живая Этика. Зов 24.03.1920). «Жизни счастье найди в творчестве, и око обрати в пустыню. <…> Думайте о великом даре любви к Единому Богу и умейте развить великий дар прозрения в будущее Единство человечества. Единое спасение – устремить дух в сияние Истины. Великий дар любви живет в едином видении, данном смелым душам. <…> Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет» (Живая Этика. Зов 01.01.1921). «Чистая мысль, напитанная красотой, указывает путь к свету. … Не может смущаться идущий сознанием красоты. Только смущение может преградить путь. Неверно сказать: "Красота спасет мир", правильнее сказать: "Сознание красоты спасет мир". Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться. Устали нет, когда сад духа пустит новых пришельцев!» (Живая Этика. Община 27). |