<< 1 2 >>

Б.А. СМИРНОВ-РУСЕЦКИЙ О СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ
По материалам выставки

Борис Алексеевич Смирнов Русецкий (21 января 1905 года – 7 августа 1993 года) - художник-символист, член группы «Амаравелла». По словам писателя Ю. Линника: «Понятие духовности очень рано вошло в сознание Б.А. Смирнова-Русецкого. Сфера духовного для него – это не только мир сознания, но и проекция этого мира вовне: на природу, на космос.»

Публикуемый ниже материал является расшифровкой видео, на котором Б.А. Смирнов-Русецкий рассказывает о своих картинах на выставке, проходившей в 1993 году.

Б.А. Смирнов-Русецкий говорит:

«В моей жизни был особый неповторимый период – это была осень двадцать второго года. В этот период заново открылся мир, заново я увидел все, и это вИдение помогло создать цикл [картин], который получил в дальнейшем название «Прозрачность». Этот цикл, в основном, зимний цикл, в котором деревья стоят прозрачными, всё сверкает белизной, чистотой, светом. И в этом цикле мне хотелось не только выразить вот эту чистоту и красоту природы, но и чистоту человеческого духа, способного воспринять, понять и принять эту природу.

Вот так этот цикл «Прозрачность», который возник на заре моей жизни, когда мне было 17-18 лет, оказался чрезвычайно стойким, я вернулся к нему уже спустя много времени. Прошёл большой отрезок жизни, была встреча с Рерихом, было заключение... Вернувшись в пятьдесят седьмом году в Москву, я вновь наткнулся, совершенно случайно, на папку со старыми рисунками – это были рисунки как раз 22-го – 23-го года. И тогда мне захотелось вновь как-то увидеть мир глазами того времени – увидеть мир светлым, прозрачным, легким. Вот эта радость возвращения к жизни, которую естественно испытывает человек после 15 лет изгнания, эта радость жизни снова стала воплощаться в цикле «Прозрачность».

Это работы, конечно, новые, это работы, в которых этот цикл [«Прозрачность»] интерпретируется по-разному, интерпретируется, так сказать, пользуясь старыми рисунками и новыми наблюдениями. Художник живёт постоянно новой жизнью, каждый день приносит новые наблюдения, новые оттенки красок, новые картины неба. Я особенно люблю небо. Поэтому в моих работах небо особенно много встречается.

Зимнее солнце (Боровое)

Вот, например, эта работа. Она тоже относится к циклу «Прозрачность», но вы видите, что это уже не подмосковная природа, это нечто иное – это далекий Казахстан. Это цикл, который у меня назывался «Боровое», цикл, связанный с северным Казахстаном, но он трактован опять в духе прозрачности, и поэтому он хорошо вписывается в этот цикл «Прозрачность».

Видение

... давайте пройдем дальше. Вот еще две работы, связанные с циклом «Прозрачность». Вот эта работа, я её назвал «Видение», – это образ, который возник как-то внезапно и который я несколько раз повторял в разных вариациях: образ Богоматери, который как бы озаряет собой свет природы. Это, по сути дела, Матерь Мира, это ... существо выше ... человеческого разумения, но здесь мне хотелось еще показать связь этой фигуры с природой. Вы видите, как эти деревья тянутся к Ней. Здесь именно вся такая единая жизнь бытия, которая объединена вокруг какого-то духовного центра.

Хоровод

А вот эта работа написана буквально недели две назад, я назвал её попросту «Хоровод». Это хоровод берёзок, которые, действительно» вот так выстроились в таком ряду.

Зима в Запсковье

Здесь работы совсем иного плана. Это псковская земля, это псковская церковь, в зимнее время. Нужно сказать, что архитектура Пскова меня очень-очень радовала. У меня много работ связано с этой архитектурой, и мы продолжим это [видеть] в следующем зале.

Ледяное царство

А дальше мы переходим вот к этой работе, которую я назвал «Ледяное царство». Это работа тоже связана с циклом «Прозрачность», но она уже в фантастическом плане, это уже переход к циклу «Космос» – циклу, который тоже возник на заре юности, и этот цикл развивался и жил параллельно со мной ... в течение многих-многих лет.

В лучах неведомого солнца

[Картина] «В лучах неведомого солнца» – это образ, который отчасти фантастичен, отчасти ... для меня реален, образ, связанный ... с творчеством Чюрлёниса. Среди моих работ, пожалуй, эта работа наиболее близка к Чюрлёнису. Интересный факт, который я могу рассказать. Я был в 75-м году в Вильнюсе на юбилее Чюрлёниса. И вот мне разрешили сделать небольшой доклад о традиции Чюрлёниса в творчестве художников «Амаравеллы». Я показывал слайды. И вот, когда дошла очередь до этой картины, то она была встречена аплодисментами: ... литовцы оценили её именно как нечто очень близкое творчеству Чюрлёниса.

Космос издавна меня ... волновал. Эта тема, тема беспредельности, тема дальних миров – она как-то исподволь вошла в сознание еще в молодые годы. Но особенный интерес к этой теме возник у меня уже в более позднее время, в 50-е, 60-е годы, в период первых полётов Гагарина. И вот здесь меня как-то особенно стали привлекать различные туманности. Дело в том, что многие из туманностей – это ничто иное, как зарождение новых миров, как сфера образования новых миров.

Туманность Лиры

Вот эта картина – это туманность Лиры – одна из очень красивых туманностей. В настоящее время есть целые атласы этих звёздных туманностей, причём каждая туманность имеет свой колорит, свои особенности. И, если хотите, это своего рода портрет туманности. Так же, как я делаю портреты деревьев, портреты камней, так же могут быть портреты туманности, то есть портреты каких-то новых миров, возникающих в нашем беспредельном пространстве мироздания.

Ступени

А это одна из тех тем, которые меня ... долго волновали. Эта [картина], конечно, фантазия, хотя это горный пейзаж, который я мог встретить ... в горах. Но, конечно, это всё-таки образ, скорее, возникший изнутри, а не как внешнее впечатление. Это по сути дела работа символического плана, это образ ступеней восхождения человеческого духа, образ того, как перед каждым из нас возникают возможности духовного восхождения, и от нас зависит, на какую ступень мы сумеем подняться. Эта тема повторялась неоднократно, есть несколько вариантов этой темы. Есть у меня еще другая картина под названием «Лестница Якова», где уже не только ступени, но видна как бы величественная лестница человеческого духа. Но, к сожалению, эта работа приобретена, и сейчас её на выставке нет.

НЛО над озером

А вот следующая работа – это опять северный ночной пейзаж, в котором неожиданно появилась тарелка, или космический корабль. Написано это было по описанию поэта [Ю.В.] Линника, который сам воочию в телескоп рассматривал вот такую летающую тарелку.

Млечный путь

Эта работа имеет тоже принципиальное для меня значение. Здесь, с одной стороны, Млечный путь – это символ нашей галактики, символ ... нашей системы звёздной; и храм – храм, который освещён. По сути дела, это пасхальная ночь – опять сочетание беспредельности, космоса с молитвой, устремлением человеческого духа к горнему миру.

Беспредельность

Мы переходим к картине, которая тоже имеет большое, принципиальное значение. Эта картина названа «Беспредельность». Тема беспредельности – это очень трудно выразимая тема, и, мне кажется, что в какой-то мере мне удалось всё-таки это показать. Беспредельность страшит и, вместе с тем, беспредельность может радовать. Вот Линник отмечает, что в моих работах на тему беспредельности нету такой мрачности, наоборот эта беспредельность возникает как некое сияющее, светящееся пространство, где светятся бесконечные миры. Здесь нету определенных примет нашего неба. Я вовсе не стремился показать какой-то реальный уголок. Это именно нечто обобщенное, образ именно такой, как бы далёкой планеты, с которой раскрываются возможные перспективы мироздания.

Реквием. Памяти безвинно погибших

[Мы жили] в трудное время, и, совершенно естественно, что в сознании нередко возникают темы трагического, темы очень такого трудного и подчас трудно как бы переживаемого состояния. Вот эта тема... я назвал её «Реквием». Это как бы памяти безвинно погибших, памяти бесчисленного количества людей, которые нашли свою смерть в лагерях или где-то ещё и во время войны – словом, это память о тех тяжёлых годах, которые пришлось пережить. И здесь опять-таки … тема вечного огня, тема печали. … три женские фигуры – это, конечно, образ … такой душевной печали, которая особенно выразительна именно у женщины. Мужчина не умеет так печалиться, как умеет печалиться женщина; мужчина не умеет много такого пережить; если он даже переживает, то обычно это не звучит так. А вот здесь поэтому преобладают женские облики.

Долина скорби

Эта работа несколько необычна, я назвал её «Долина скорби». Интересно, что возникла эта работа примерно за полгода до землетрясения в Армении. Так что она как бы предвещала событие, которое случилось несколько позже. … здесь опять … [имеет место] символический смысл. Этот чёрный камень – это как бы памятник погибшим. … это опять тема такая трагическая, тема уходящих, тема вообще людей, которые безвременно погибли в силу тех или иных мучений. В сущности говоря, это относится не только к прошлому, но и к сегодняшнему дню, ибо … сейчас в этих горах всё время идут бои, всё время льётся кровь. И память об этом, она должна остаться, конечно, на долгие годы.

Пропасть

Среди моих работ, вероятно, эта работа принадлежит к числу самых драматичных. Она называется «Пропасть». Это как бы символ того, к чему во многих случаях стремится современное человечество. И, дай Бог, чтобы этой пропасти не случилось, но, во всяком случае, она перед человечеством стоит.

Воздушные замки

Это опять такая тема космоса, под названием «Воздушные замки». Это своеобразное вИдение облаков, которые складываются в какие-то архитектурные образования. Я очень люблю игру облаков, и здесь как раз эта игра показана в таком фантастическом аспекте. Кроме того, здесь именно проявлено чувство беспредельности, вот этот уходящий вдаль горизонт – всё это свидетельствует именно о каком-то безбрежном пространстве.

Зимние травы

Ещё одна небольшая работа, которая для меня не очень обычна. Эта тема, по сути дела, натюрморт – тема зимних трав сухих. Эта тема связана с осенью, с увяданием, и я очень люблю возвращаться к этой теме именно зимой. Зимние травы напоминают о том, что вновь должно вс` зацвести, всё вновь должно одеться новыми красками, новым колоритом, новыми цветами.

Вершина. Кавказ

Среди многих моих путешествий давно-давно привлекал меня Крым, и особенно восточное побережье Крыма, где более суровая, более такая мужественная, каменистая, скалистая природа.

Наверху – это одна из вершин Домбая, где мне довелось дважды побывать. Скалистая вершина, устремлённая кверху, которая зачастую бывает ареной каких-то небесных явлений, удивительно красивая, и таких вершин на Кавказе не так много.

Библейская долина

А вот внизу вы видите работу, которая называется «Библейская долина». Само название этой работы дано [Максимилианом] Волошиным. Я лично … встречался с Волошиным … в Москве. А вот мои друзья имели общение с ним неоднократно, и они … водили меня по Коктебелю и рассказывали, что как раз это место Волошин очень любил и называл его «библейской долиной». И вот в такой тихий вечерний час, когда по этой долине шла вереница коз, возвращаясь домой, я сидел и работал над этюдом. Этот этюд послужил основанием … для этой картины.

Карадаг

В Коктебеле, конечно, замечательны скалы Карадага. Ничто так не фантастично, величественно, грозно, как именно эти скалистые обрывы, которые к морю. И вот эта работа, кстати, одна из последних, 93-го года. Она как раз именно напоминает об этой суровой красоте Крыма.

Судак. Прибой

Эта ... работа и также еще две остальные работы посвящены Судаку. Судак и Коктебель – они тоже связаны с теми же скалистыми, мощными горами, которые мне значительно ближе, чем пальмы и прочее. Это меня не очень привлекает, а вот такие скалистые горы со скудной растительностью я гораздо больше люблю.




<< 1 2 >>






Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика