ПРЕОБРАЖЕНИЕ. Художник Виктор Черноволенко
...искусство – это путь познавания тех явлений и областей жизни,
которые познать другим путем невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, чего иначе увидеть нельзя. ...Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров. ( Грани Агни Йоги 1970 г. 423 )
О ЖИВОПИСИ В.Т. ЧЕРНОВОЛЕНКО
Тяга к запредельному уводит художника из материального, физического мира в мир метафизический. Такие картины расширяют наше сознание, позволяют заглянуть в духовные сферы. Замечательным художником такого рода был Виктор Тихонович Черноволенко. Известный российский ученый, основатель Музея космического искусства им. Н.К. Рериха в Петрозаводске, профессор Ю.В. Линник назвал его «Мастером Фаворского света», озаряющего мир вечной, духовной жизни.
Работы Черноволенко не вписываются в рамки известных стилей. Это не авангардизм, хотя в них явно присутствует игнорирование всех прежних традиций в изобразительном искусстве и субъективно-индивидуалистическое мировоззрение. Это даже не картины в привычном смысле. Подобно иконам, картины-окна В.Т. Черноволенко можно назвать энергоинформационными каналами в трансцендентное. Через них проливается Божественная энергия Вселенной или (аллегорически) свет, просиявший на горе Фавор.
Виктор Тихонович Черноволенко за свою трудную и непростую жизнь сумел создать сотни великолепных картин, наполненных новой неземной Красотой и мирами, похожими на волшебные сказки. Материя этих миров была тонкой и прозрачной. Она светилась, складывалась в нездешние изысканные формы, которые казались многомерными, – столь высоко было художническое искусство Черноволенко. В нем жил теург, подошедший вплотную к пространству подлинного космического творчества.
Художник верил:
Сможет человек
Не утлый холст натягивать на раму,
А многомерное пространство-время, –
И созидать с могучим вдохновеньем
Все новые и новые
Миры.
Космическое творчество!
О нем
Пророчествовал вдохновенный мастер,
Когда легко набрасывал эскизы
Вселенных целых...
Здесь что ни этюд,
То новые параметры и меры:
В одной картине –
Мир без тяготенья,
В другой – мир бесконечных скоростей.
Что это?
Отражение структур
Иной Вселенной?
Или же проекты,
Которые осуществишь ты с блеском,
Неведомый, грядущий человек?
(Линник Ю.)
Важнейшей среди всех идей Живой Этики для В. Т. Черноволенко была идея Космической Иерархии, играющей главную роль в эволюции человечества, в расширении его сознания, в процессе его Преображения. Призыв Учения «Расширяйте сознание!» был особенно близок Черноволенко. Ему удалось расширить сознание до бесконечности и выйти из потока времени.
«... Перед нами, – пишет Ю.В. Линник, – мир Земли, прошедший через чудо Преображения. Возможно, что художник прозрел будущее – и запечатлел его на своих полотнах. Преображение...
Как знать, быть может, именно в этом слове заключается ключ к пониманию творчества В.Т. Черноволенко? Не живописал ли он ту новую землю и новые небеса, о которых говорит Откровение Иоанна Богослова? Если в нашем мире материя все же первенствует над духом, то после Преображения все изменится: материя станет духоносной, будет пронизана несказанным светом. Архитектура на полотнах Черноволенко – из такого, по сути, уже бесплотного вещества. Она вся сквозит, просвечивает; свободный рост ее форм не ограничивается гравитацией» (Линник Юрий. Амаравелла. Соната Ориона. Петрозаводск, 1993). Но это только предположение. Трудно сказать, что в действительности увидел своим внутренним зрением художник, проникший за завесу земного пространства и времени. Какие миры предстали перед ним – будущие земные или настоящие Высшие? Черноволенко не придумывал свои сказочные миры, он их видел.
Глядя на картины Черноволенко, на изображенные на них кружевные переплетения пространственно-временных слоев, чувствуешь, как плывешь сквозь удивительные напластования, теряя вес и даже форму, с которой художник экспериментировал очень смело, хотя формалистом никогда не был. В мире после Преображения, запечатленного на картинах Мастера, все будет иным. Люди преображенного мира предстают на них в целом похожими на обычных людей, но только более высокими, ибо отсутствие земного притяжения позволит человеку расти. Поражает строгость и предельная обобщенность этих фигур, а также скромность используемых для их изображения живописных средств. Очень часто на картинах Черноволенко присутствует образ стоящего на границе миров Наблюдателя, Свидетеля – безмолвного, но отнюдь не отстраненного от происходящего.
Картины росли под чуткой рукой художника, как растут кроны деревьев. Без предварительного карандашного рисунка появлялись на них «стволы» и «ветви», переплетаясь в сложнейшем узоре, образуя «мосты» и «арки». Как получалось столь многослойное глубочайшее пространство, удивительно похожее на живую ткань, Виктор Тихонович вряд ли мог объяснить словами, но оно получалось и теперь осталось на века. Художник не мог работать на обычной белой бумаге. Воображение подсказывало, какой фон он должен положить для проявления будущего иномира. Остается тайной, как добивался он такой удивительной светоносности акварельного фона и как наращивал слой за слоем, накладывая друг на друга полупрозрачные миры. Случалось, что акварель ложилась у него так густо, что трудно понять – темпера это или же масло. И хотя живописному ремеслу Черноволенко нигде не учился, это не помешало ему стать настоящим художником, ибо дар особого видения дается от Бога.
Картины Черноволенко кажутся самосветящимися. Сквозь них, как через окна в иные миры, изливается нетварный свет, исцеляющий душу. Удивительно, что практически ни на одной из них вы не обнаружите локальный источник света, от которого предметы отбрасывают тени. Вспомним, что со времен эпохи Возрождения художники, стремясь показать на двухмерной плоскости картины глубину пространства, за счет линейной перспективы добивались изумительного ощущения его трехмерности. Также тщательно они работали с освещением. Предметы, отбрасывая тени, казались объемными и почти реальными. Черноволенко не пользуется ни линейной перспективой, ни светотенью, однако мы ощущаем бездонную глубину его полотен, взгляд утопает в многоплановости сетевых структур-пространств. Эти особенности его живописи наводят на мысль о законах изображения, используемых в иконописи. Точно так же нет прямой перспективы в русских иконах, на которых мы не видим и источника света и теней, вот почему сравнение картин Черноволенко с иконостасом кажется вполне оправданным и с точки зрения определенных традиций изображения.
Иногда представляется, что мастер отодвигал занавес ночного неба с прикрепленными к нему бусинками звезд и созерцал высшую реальность. Так, на картине "Отшельники" (1965) за привычным нашему взору земным пейзажем открывается иной мир. Художник решает это смелым и неожиданным приемом: будто занавес в театре, он приподымает вверх темное небо, усеянное звездами, и за занавесом нашей реальности предстает мир горний, заполненный мягким светом инобытия, и в этом преображенном мире мы видим фигуры отшельников. Тихий, скромный, задумчивый человек, Виктор Черноволенко совершил настоящий духовный подвиг, сумев "среди кипения жизни храм утвердить".
Удивительно, но первые полотна Виктора Черноволенко вначале получили признание не в России, а в Америке. Это произошло в 1928 году благодаря провидческой помощи Николая Константиновича Рериха. Именно он, мудрец и пророк, организовал две выставки работ художников-космистов группы "Амаравелла" (1927-1928), на второй из них были представлены и картины Черноволенко. К сожалению, мастер жил во времена, гибельные для духовного совершенствования. Его имя на три с лишним десятилетия было вычеркнуто из культурной жизни. Однако и среди хаоса разрухи, насилия, жестокосердия, подавления любого инакомыслия художник не сломился, не пошел в услужение к сильным мира сего. Он сознательно творил для будущего.
Первая разрешенная персональная выставка художника В. Т. Черноволенко состоялась в научном Центре в Черноголовке. Потом было еще две при его жизни — в Москве и в Ногинском научном центре АН СССР. Ученые первыми оценили уникальное творчество художника. Астрономы, геологи, физики — каждый со своих позиций объясняет, что Черноволенко видел фракталы — фундамент структуры пространства. В 1971 году Виктор Тихонович написал картину «Песнь звезд». Ее образы совпали с теми, что спустя десятилетия телескоп Хаббл передал на Землю из газопылевой туманности Орла (М16), которая находится в созвездии Змеи. Из пятидесяти выставок, состоявшихся после его смерти (в 1972 году) стараниями его вдовы М. Дроздовой-Черноволенко, шестнадцать прошли в академгородках.
Как водится на Руси, слава пришла к Черноволенко уже после его ухода с земного плана. Десятки выставок, множество публикаций в газетах и журналах, документальный фильм и лишь один, недавно изданный, альбом «Почитание света».