ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ В АНГЕЛОЛОГИЮ

Олег Бочарников

Чем занималась средневековая наука об ангелах, почему мы верим в сверхъестественное и как представления об ангельских существах помогают нам понять самих себя.

Сегодня мы посвящаем немного времени размышлениям об ангелах. Но так было не всегда. Ангелы, демоны и другие сверхъестественные существа были важнейшей темой рассуждений для многих поколений философов, теологов и самых обычных людей в самых разных культурах. Сегодня мы можем много спорить об искусственном интеллекте, поведении приматов и глубинах бессознательного. Но все эти проблемы уже были предвосхищены в средневековой ангелологии и демонологии.

Рассуждая о духах и ангелах, человек пытался понять самого себя. Но и вера в бестелесные существа теперь тоже нуждается в объяснении.

Фра Анжелико. «Благовещение» (1434 г.)

Антрополог Клод Леви-Стросс любил вспоминать прекрасную историю о том, насколько разными способами люди могут понимать окружающий мир:

«На Больших Антильских островах несколько лет спустя после открытия Америки, в то время как испанцы снаряжали исследовательские комиссии, чтобы установить, есть ли у туземцев душа, сами туземцы обходились тем, что белых узников бросали в воду, чтобы проверить путем продолжительного наблюдения, подвержены ли их трупы гниению». (Клод Леви-Стросс. «Раса и история»)

Европейцы сомневались, есть ли у туземцев душа; туземцы не были уверены, есть ли у европейцев тело. Тот факт, что у них есть душа, для индейцев не нуждался в доказательствах — ведь душа есть и у животных, и у растений. А вот есть ли у этих странных белокожих созданий настоящее тело? Сегодня трудно сказать, какая из точек зрения была более близка к истине. Но туземцы, надо сказать, выбрали более научный способ рассуждения — ведь они обратись к эксперименту, а не к Священному Писанию.

С точки зрения истории, современный натурализм, который стремится объяснить окружающий мир вещественно-материальными процессами — редкое и локальное явление. В глубине души мы все — неисправимые анимисты. Всё вокруг — от климатических явлений до компьютеров и политических партий — мы наделяем сознанием, желаниями и волей. Поэтому вера в бестелесных ангелов — вещь куда более естественная, чем вера в закон всемирного тяготения или права человека.

Человечество научилось избавляться от духов совсем недавно. Отказ от этой веры не даётся лёгко и до сих пор требует постоянных усилий.

Краткая история ангелов

Во времена Ньютона действие на расстоянии было чем-то совершенно мистическим. Взаимное притяжение и отталкивание небесных тел ещё не научились объяснять материальными причинами. Но математические расчёты и астрономические наблюдения доказывали, что действие на расстоянии всё-таки существует. Исаак Ньютон, который был большим знатоком каббалы и Священного Писания, мог назвать только одну причину, которая заставила бы закон всемирного тяготения работать. Ангелы. Прошло довольно много времени, прежде чем гравитация утратила крылья и превратилась в безличный закон природы.

Абрахам Хондиус. «Поклонение пастухов» (1663 г.), фрагмент

Средневековая ангелология, с которой был хорошо знаком Ньютон — столь же грандиозное культурное построение, как готическая архитектура, полифоническая музыка и рыцарские романы. Вера в ангелов присутствует во всех авраамических религиях — иудаизме, христианстве и исламе. Ангелы — посредники между человеком и Господом. Они передают людям послания, наказывают за непослушание, утешают и воодушевляют на подвиги.

Ангелы — это медиаторы. Само слово «ангел» в переводе с греческого означает «вестник». Бог слишком далёк и трансцендентен, чтобы вступать в непосредственный контакт с человеком. Нигде в Библии вы не найдёте старца с белой бородой, который обращался бы к нам, свесившись с облака. Он является в образе ангелов, которые исполняют его поручения.

Ангелы в христианстве не имеют определённого зримого воплощения. Образ, который мы себе обычно представляем — человек неопределённого пола с крыльями и нимбом над головой — складывался постепенно, а его первоисточником, по-видимому, стал образ греческой богини победы Ники. Книга Иезекиля в Ветхом Завете описывает ангелов совсем по-другому. У этих ангелов четыре лица: лицо херувима, человека, льва и орла. Другие ангелы — вертящиеся, «исполненные очей» огненные колёса. Третьи, как у Исайи, предстают в облике херувимов с шестью крылами. А образ милого купидона, отчасти позаимствованный из греческой культуры, появился только в эпоху барокко.

Все христианские мыслители сходятся в том, что рассуждать об облике ангелов бессмысленно. Ангелы, в отличие от людей, не ограничены физической оболочкой. Они — посредники между материальным и духовным. Может быть, у них и есть тело, но оно состоит из особой, тонкой материи. Фома Аквинский, большой авторитет в вопросах ангелологии, считал ангелов воплощением чистого интеллекта: они могут приобретать зримую форму, но сами ей не обладают. Они не занимают места в пространстве, молниеносно передвигаются, видят и познают без помощи органов чувств. Они не имеют собственных желаний и целиком подчиняются божественной воле. Ангел — это своего рода концепт, абстракция в образной форме.

Если в ангелах персонифицирована «духовная» сторона человека — его воля и интеллект — то демоны являются воплощением злобы, самолюбия и бесконтрольных желаний.

Средневековая вера в ангелов была тесно связана с космологическими представлениями. Срединный, земной мир, в котором обитают люди и животные, связан факторами времени, пространства и причинно-следственных отношений. Это мир, который доступен нашему обыденному восприятию. Космос, то есть духовный или небесный мир, состоит из семи сфер с семью планетами, с каждой из которых соотносится тот или иной архангел (с Луной — Гавриил, с Меркурием — Рафаил и т.п.). Нижний, подземный мир — это мир хаоса и обиталище демонических созданий.

Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов» (1562 г.), фрагмент

В ангельском мире есть и собственная иерархия, которая повторяет и отражает иерархию земную. Первый уровень находится ближе всего к Богу, а последний, девятый — к людям. Некоторые еретики даже утверждали, что люди — последний род ангелов, который просто позабыл о собственной природе. Современный итальянский философ Джорджо Агамбен считает ангельскую иерархию прототипом всякого политического устройства: «ангелы — бюрократы Бога». Впрочем, вероятно и обратное: вполне земная римская бюрократия послужила прототипом для небесной иерархии ангелов, придуманной Дионисием.

Ангелы — это ещё и наставники-покровители, которые сопровождают каждого человека от рождения до смерти. В исламе таких ангелов двое: один фиксирует добрые поступки человека, а другой — дурные. Христианский ангел-хранитель — это своего рода духовный двойник человека, его небесный сопровождающий. Интересно, что вера в персонального ангела-покровителя и демона-искусителя появилась только в позднем Средневековье — до этого духовные существа чуть меньше интересовались земными делами. Но именно эта вера прекрасно сохранилась до нашего времени.

Ангел — это воображаемый друг. А дружба, как говорил Морис Бланшо, это одно из главных условий мышления.

В XIX и XX веке трёхчастная структура космоса превратилась в трёхчастную структуру психики с уровнями Ид, Эго и Супер-Эго. Ангелы стали символическим воплощением законов Свех-Я, демоны поселились в Оно, а человек оказался где-то между ними. Ангелология превратилась в астрономию, психологию и социологию. Вместо того, чтобы рассуждать о небесных иерархиях, человек стал говорить о самом себе.

Почему мы верим в сверхъестественное

Несмотря на то, что христианство и другие религиозные конфессии утратили свою былую силу, вера в ангелов по-прежнему распространена. Согласно исследованию 2011 года, 3 из 10 американцев, не причисляющих себя ни к одной конфессии, верят в существование ангелов, а 1 из 5 — в то, что за ними приглядывает их собственный ангел-хранитель. Для христиан и мусульман вера в ангелов является частью религиозной доктрины. Но эта вера легко пересекает все конфессиональные границы. Разработанные способы контакта с ангелами и «ангелотерапия», к примеру, стали составной частью верований Нью-Эйдж.

Орацио Джентилески. «Святой Франциск и ангел» (1613 г.), фрагмент

Хотя Фома Аквинский с этим бы не согласился, веру в ангелов можно сопоставить с верой в духов, демонов, привидения и НЛО. С точки зрения когнитивной психологии за верой в эти невидимые и сверхъестественные сущности стоят общие мыслительные механизмы. Поскольку каждый человек от природы — анимист, он наделяет собственной волей и отдельным существованием не только внешние явления, но и те процессы, которые происходят в его собственной голове.

Как утверждает антрополог Паскаль Буайе в книге «Объясняя религию», вера в сверхъестественные существа основана на определённой когнитивной схеме, которая обладает для нас врождённой притягательностью. Вот как это работает. Берётся некий объект — как правило, человек, поскольку мы проецируем на весь мир собственный образ. Затем одно или несколько его свойств искажаются. Дух — это человек без материальной оболочки. Оборотень — животное, которое может превращаться в другое животное или человека. Ангел — человек, лишённый тела и низменных человеческих желаний. Мы любим верить в странные вещи, но не слишком странные.

Верить, что есть только люди, животные и конкретные материальные процессы — противоестественно. Нет ничего более естественного, чем ангелы и демоны.

Столкновение с этими существами, как правило, происходит во сне, полудрёме или же в ситуации чрезвычайной опасности. Даже неверующий человек и законченный скептик может однажды увидеть необычное сияние или услышать голос, который будет говорить ему, как себя вести и что делать. Именно это дважды произошло с Зигмундом Фрейдом, когда его жизнь была под угрозой:

«Оба раза я чувствовал, что это конец. Внутренний голос лепетал что-то бессвязное, а я шевелил губами, издавая нечленораздельные звуки. Но ввиду крайней опасности я оба раза слышал голос извне, который громко выкрикивал мне в ухо отчетливые команды. Я не только слышал эти слова, я видел их написанными на листке бумаги, который висел передо мной в воздухе». (Зигмунд Фрейд. Из книги Оливера Сакса «Галлюцинации»)

Базовая форма столкновения со сверхъестественным — чувство незримого присутствия. Это чувство, как утверждают учёные — тоже часть наших общих психологических механизмов. Особенно часто оно возникает в ситуации физического истощения (поэтому истории об этом часто фигурируют в рассказах альпинистов) или при внезапном ночном пробуждении. Чувство присутствия можно вызвать у человека искусственным путём в условиях лаборатории. Само это переживание вполне естественно и универсально. А вот как оно будет интерпретировано — зависит от конкретного человека и его представлений о реальности.

Корреджо. «Вознесение Девы Марии» (1530 г.)

Когнитивная психология никак не объясняет сложнейшую систему средневековой ангелологии. Она говорит о другом. Вокруг нас, вероятно, не существует иных «духовных» реальностей, помимо реальностей нашего собственного воображения. Мы может проецировать их вовне, придумывать классификации и сложные теологические категории. Но в этот момент мы будем классифицировать не ангелов или демонов, а самих себя. Даже самые авторитетные мистики и теологи признают, что духовный мир не поддаётся словесному описанию. Ведь мы своими словами остаёмся пленниками материи и причинно-следственных связей.

И всё-таки наш мир по-прежнему полон ангелов. Как пишет философ Мишель Серр, мир теперь, как никогда раньше, пронизан сетями коммуникаций и сообщений. Это мир, в котором есть ангелы, но нет центра и иерархии. Теперь мы все друг для друга являемся посредниками. Материальное сообщается с нематериальным в наших собственных головах и смартфонах.

Хорхе Луис Борхес завершил своё эссе об ангелах следующими словами: «Человеческое воображение измыслило множество удивительных созданий (тритоны, гиппогрифы, химеры, морские змеи, единороги, драконы, оборотни, циклопы, фавны, василиски, полубоги, левиафаны и прочие, которых не перечесть), и все они исчезли, кроме ангелов. [...] Не стоит зря докучать ангелам, ведь это последние божества, нашедшие у нас приют, вдруг они улетят».

Вряд ли об этом стоит беспокоиться. Они не улетят.

Источник: https://newtonew.com/culture/zanimatelnoe-vvedenie-v-angelologiyu









Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика