СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ УЧЕНИЙ
О СЛОЖНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА

Н.М. Калинина, докт. техн. наук, профессор

Познать Абсолют нельзя, но осознать его возможно… Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого   ( Е.И. Рерих. Космологические записи )

Вселенная – Необходимости Сын   ( Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина )

Жизнь на Земле есть борьба с самим собою   ( Б.Н. Абрамов. Грани Агни Йоги )

Введение

Если в конце XIX – начале ХХ века объектами интеллектуального внимания были вопросы, связанные с судьбой европейской цивилизации, то в настоящее время, в эпоху глобальных кризисов и катастроф, на первый план выходят проблемы, связанные с будущим всего человечества. Внедрение в научную методологию системного подхода позволяет рассматривать человечество как сложную целостную систему, все части которой находятся в органической связи друг с другом. Поэтому в условиях небывалого ускорения темпов жизни особую тревогу вызывает состояние базового элемента этой системы – человека, зачастую живущего на грани своих адаптационных возможностей. Очевидно, что с небывалым прогрессом в сфере техники и технологий не произошло ожидаемого высвобождения свободного времени человека, которое он мог бы посвятить своему духовному развитию. На смену физическим перегрузкам, которые в XIX — XX веках превращали человека в машину, неспособную мыслить и чувствовать, пришли небывалые нагрузки психического характера, ставшие угрозой самой сущности человека.

Рост могущества человеческого разума, с одной стороны, и ощущение приближения некоторого «конца эпохи», с другой, заставляют снова и снова задуматься о судьбе планеты, о смысле жизни, о глубинной сущности человека. Современное видение мира, базирующееся на системном подходе, идеях эволюционизма и синергетики, позволяет взглянуть на человека как на сложное явление космического порядка, а, значит, по-новому, с научной точки зрения, рассмотреть вопросы космогенезиса и антропогенезиса, отражённые в различных духовных Учениях в мифологической или символической форме. Принципиальная возможность такого рассмотрения возникла еще в XIX в., с появлением Международного теософского общества, организованного Е.П. Блаватской совместно с Махатмами Индии. Тогда впервые на западную почву были перенесены основные идеи древних Учений Востока (Учений Света) о человеке и Космосе, была унифицирована терминология различных духовных школ, даны обширные комментарии (на английском языке) к текстам древних книг, что в своей совокупности дало возможность приблизить смысл этих Учений к рационалистическому стилю мышления западного человека. В первой половине ХХ в. продолжение Учений было дано на русском языке через Е.И. Рерих, которое известно в настоящее время как Учение Живой Этики. Во второй половине были даны комментарии к Учению Живой Этики (также на русском языке) через Б.Н. Абрамова. Следует отметить, что последовательность, в какой были выданы разные части Учения в течение столетия, тесно связана с глобальными переменами, происходившими в сознании человечества: возможностями, открывавшимися перед Западом в связи с научно-техническими достижениями в XI Х в., потрясениями, вызванными движением масс, двумя мировыми войнами в первой половине ХХ в., небывалым ускорением цивилизационных процессов в конце ХХ в., угрозой экологических, демографических и др. катастроф в начале XXI в. и, наконец, формированием на стыке двух веков и тысячелетий новой картины мира, отражающей в своих абстрактных конструктах единство человека и Природы, человека и Космоса.

Переход от классической физики (физики наблюдаемых) к неклассической физике (физике состояний) привёл к пониманию, что для возникновения разнообразия в системе нет необходимости вводить в неё всё новые и новые элементы, разнообразие может возникнуть из одного вида элементов (состояния) при различных их сочетаниях. Такой подход позволяет рассматривать хаос и порядок как два противоположных проявления единой целостной системы. Тогда Космос во всём своём разнообразии и красоте может рассматриваться как противоположный аспект Хаоса – Изначальной Однородности, таинственного НИЧТО, которое является первоначалом ВСЕГО. Космический Разум выделяется из Абсолюта одновременно с появлением Идеи, Плана, как проектировщик проявляет себя только тогда, когда он проектирует, а строитель – когда он строит. Коллективный Космический Разум (Махат) проявляет себя на уровне рождения Идеи, Проекта, а Иерархия Индивидуальных Разумов – на уровне материализации Проекта. Индивидуальный Разум (Манас), погружаясь в материю и переплетаясь с ней (такое состояние можно назвать фрактальной структурой), оказывается в «оковах плоти и материи, во тьме невежества». Облачаясь в материю, образуя с ней единое целое, Манас проявляется как манас, т.е. интеллект. Каждому новому переплетению соответствует своя структура, свой уровень сознания, своё восприятие целей и задач. Поэтому добро и зло является проявлением разума в действии. Согласно Учениям, двойственность присуща каждой человеческой душе. И только человек, осознавший свою истинную сущность, т.е. своё духовное Я, способен выйти победителем в борьбе между высшими и низшими аспектами своего интеллекта.

В конце XIX в. Е.П. Блаватская писала, выражая мнение своих Учителей: «Мы находимся на нижней точке цикла и, очевидно, в переходном состоянии. Платон делил умственный прогресс в течение каждого цикла на плодоносный и неплодоносный периоды. …в течение неплодоносных периодов …духовное зрение большинства людей настолько слепнет, что человек теряет всякое понятие о высших силах своей собственной божественной души. Мы находимся в бесплодном периоде; восемнадцатое столетие, в течение которого с неотразимой силой разразился всеобщий скептицизм, перенёс его, как заразную болезнь, в девятнадцатый век. Божественный разум затуманен в человеке; только его животный мозг один философствует» [7, с. 367-368]. Через сто лет после того, как были сказаны эти слова, родилась новая наука – синергетика, и вместе с нею начала формироваться системно-синергетическая методология науки. Благодаря революции в научно-философском мировидении открывается духовное зрение человечества. И есть надежда, что мечта философов о том, чтобы «философия стала не просто любовью к мудрости, а самой мудростью», может стать реальностью уже в обозримом будущем.

Закон аналогии

Одним из основных методов современной методологии науки является метод аналогий. Роль этого метода усилилась с появлением фрактальной геометрии, основные идеи которой отражают в своем содержании: 1) иерархический принцип организации сложной динамичной системы; 2) структуру системы с дробной размерностью как множество множеств; 3) самоподобие форм и процессов на различных иерархических уровнях; 4) принцип эволюционизма на основе итераций – каждое последующее значение рождается из предыдущего; 5) открытость системы с фрактальной структурой – в силу воздействия внешних факторов каждое последующее значение только похоже на предыдущее, но не тождественно ему; 6) синтез действительных и мнимых параметров – красота фрактальных образов возникает только в том случае, если в математических построениях применяются комплексные числа; 7) в своих предельных значениях фрактальная размерность стремится к такому значению, при котором степени свободы элементов системы приближаются к бесконечности, что применительно к физическим объектам соответствует полевой форме материи. Примечательно, что все эти идеи в той или иной форме находят своё отражение в «Тайной Доктрине» и Учении Живой Этики. «Как вверху, так и внизу» – один из основных принципов этих Учений.

«Единство в многообразии постигается легче всего путём аналогии. Ибо – как вверху, так и внизу, так везде и во всём» [2, 121]. «То, что происходит на духовном плане, повторяется на космическом плане. Конкретность следует линиям абстракции; низший должен соответствовать высшему, материальный – духовному» [8, с. 251]. «Закон аналогии царствует в мире. Подобно тому, как родится, развивается, стареет и умирает тело, родятся и умирают народы, достигнув расцвета, родятся, расцветают и умирают населённые миры. Семя даёт жизнь растению. Затем следует расцвет и смерть растения, давшего жизнь новому семени. Пользуясь законом аналогии, можно решить много сложных вопросов в человеческом существовании. Например, вопрос семеричности в жизни земной человека» [2 , 121 ]. «Всё великое разнообразие мира и его проявлений ограничено сравнительно небольшими по числу Законами, или Основами, в рамках которых возможны эти проявления. Пульсирует атом, пульсирует сердце, пульсирует Солнце, ибо сердце во всём. Так же точно принцип единицы, индивидуализации явления должен быть соблюдён, чтобы оно состоялось, иначе сольётся оно с окружающим миром и выявлено не будет. Характерно также явление ритма, которому подчинено всё. Число семь интересно своей универсальностью, так как принципу семеричности следуют все формы и все вещи того мира, в котором живёт человек. Каждую проблему можно решить именно с числовой стороны, беря за основание семёрку. Семеричен состав человека. Семеричны периоды его жизни, причём каждый из них определённо отличается от другого. Если разделить жизнь на отрезки по семи лет в каждом, то можно усмотреть, как спираль человеческого существования состоит из витков явно выраженного порядка, по семи лет в каждом» [1, п. 51]. Согласно Учениям, семеричны и эволюционные циклы, которым следует развитие Человечества. В каждой Манвантаре (периоде активности Вселенной) имеются семь Кругов; в каждом Круге – семь Коренных Рас. Каждая Коренная Раса имеет семь суб-рас. Каждая суб-раса, в свою очередь, имеет семь ответвлений, которые могут быть названы «ветвью» или «родственной» расою. «Малые племена, ветви и ответвления последних бесчисленны и зависят от действия Кармы» [9, c. 502], «…расы, суб-расы и т.д. их мельчайших ответвлений находят друг на друга и переплетаются между собою до такой степени, что почти нет возможности разделить их» [9, c. 503].

Принцип семеричности относится также к мирам, из совокупности которых состоит материальная Вселенная, и к сознаниям, населяющим эти миры. Семь состояний сознания (принципов) связаны с семью состояниями материи и с семью формами силы. «Эти принципы гармонически распределены между двумя полюсами, определяющими границы человеческого сознания» [9, c. 740], т.е. между материей и духом. «Конец и начало аналогичны по форме, но отличны по выражению. Если вначале отсутствие самосознания, конец – апофеоз самосознающей себя сущности. Длительность процесса огромна. Четвёртый круг завершится седьмой расой. Круг этот особой ответственности, ибо срединный в семи, когда в центре его уравновешены были дух и материя. Точка эта уже пройдена ещё в четвёртой (тоже срединной) расе, и пятая – на восходящей дуге. Постепенно духовное будет получать всё больший и больший перевес над материальным, чтобы к концу седьмой расы совершенно подчинить духу материю в степени, доступной для четвёртого круга [2 , 121]. Таким образом, если закон аналогий отражает в себе принцип «как вверху, так и внизу» (а что «вверху», может быть доступно только Высшему Разуму), то процесс эволюции человеческого сознания идёт в противоположном направлении, снизу вверх, от материи к духу, через осознание своего единства с Космосом, Вселенной, Абсолютом. Но именно в продвижении снизу вверх кроется причина применения неверных аналогий: «Если взвесить, что именно заглушает высшие понятия, то неминуемо придём к сознанию, которое всё сравнивает с низшими явлениями. Сравнять всё с низшим есть работа темных, и человечество поддаётся именно этим устремлениям. Каждый инстинктивно прибегает к этому разрушительному действию. Потому состояние сознания является лучшим показателем всех эпох и всех человеческих направлений. …Именно очищение сознания даст доступ высшим энергиям» [15 , 364 ].

Современные ученые хорошо осознают, что научное знание, по большому счёту, покоится на вере. И в то же время научная вера – это вера, основанная на строгой логике, разуме, собственной духовной интуиции. Эта вера является следствием эмпирического опыта человечества. С появлением нового опыта и новой научной парадигмы возникают и новые возможности переосмысления древних знаний, отражённых в духовных Учениях и различных философских системах. Синергетический подход, отражая законы самоорганизации в сложных нелинейных системах и опираясь на метод аналогий и принцип самоподобия, позволяет обнаружить новую логику в описании процессов космогенезиса и антропогенезиса, несмотря на то, что осознание этих процессов возможно пока что только на уровне абстракций. Изучение собственной сложной природы во всей её целостности позволит человеку понять Мир и себя в этом Мире. В «Космологических записях» Е.И.Рерих сказано: «Наука синтетической сущности человека, изучение функций его организма, уявит аналогию в строении и функциях Космоса. Наука уявится на утраченном древнем методе изучения соответствий и аналогий между функциями Космоса и человека. Новая Наука, изучающая соответствия между Макрокосмом и Микрокосмом, утвердит Институт Изучения скрытых свойств человека на психической основе, на психической энергии» [10, c. 272].

Принцип единообразия является одним из основных эвристических принципов, которые непосредственно участвуют в построении соответствующей космологической теории в качестве ее идейно-методического начала. В современной космологии принцип единообразия применяется в различных вариантах, причём конкретное содержание, вкладываемое в него, варьирует в широких пределах, меняясь чуть ли не от теории к теории. Поэтому методологический статус этого принципа остается предметом дискуссии.

Традиционное понимание простоты мира как его внутренней гармонии или законосообразности природных явлений и процессов трансформируется в настоящее время в представление о Вселенной как о сложной целостной системе, являющейся проявлением многообразия в единстве. В настоящее время ученые-синергетики (школа С.П. Курдюмова, Институт прикладной математики им. С.П. Келдыша, г. Москва) пришли к выводу, что, несмотря на то, что динамика сложных целостных систем может быть описана небольшим числом математических моделей, число структур в этом сложном целом может быть неограниченно большим, т.е. стремится к бесконечности, если выполняются достаточно простые условия согласования показателей нелинейности источника и среды. Отсюда можно сделать логический вывод, что бесконечное многообразие форм во Вселенной может быть результатом высшей согласованности Духа и Материи, Теоса и Хаоса, Вселенского Разума и Божественной Среды. И человек во Вселенной является не только посредником между этими двумя Полюсами, но активным участником Космической Эволюции: «Человек уявляется высшим проявлением Космоса и сублимацией всех его энергий или сил. Человек – сеятель зёрен духа, и чем чище его энергии, тем совершеннее эти зёрна. При росте сознания и совершенствования человечества вся жизнь не только на нашей планете, но и в Солнечной Системе и Космосе развивается с прогрессирующей быстротой» [10, c. 239]. Это означает, что на определённом этапе благодаря совершенствованию «посредника» эволюция становится самоускоряющимся процессом. Конечно, речь здесь идёт не только о земном человечестве, а о человечествах вообще, сколько бы их ни было и в какой бы форме они не существовали. Поэтому нужно разобраться в принципе, что значит – быть человеком.

Абсолют как Единое Бытие и Неизменное Пространство

В Прологе к «Тайной Доктрине» приводится следующее схематическое описание первых стадий Космогенезиса: первоначально это чистый, белый круг на чёрном фоне. Далее это тот же круг, но с точкою в центре. Круг символизирует Космос в Вечности перед новым пробуждением ещё дремлющей Энергии. «Точка в до сих пор незапятнанном круге, – пространство и Вечность в состоянии Пралайи – указывает на зарю дифференциации. Эта точка в Мировом Яйце есть Зародыш внутри его, который разовьётся во Вселенную, во всё Сущее, в беспредельный, периодический Космос; Зародыш, являющийся, периодически и поочерёдно, то скрытым, то действенным. Единый Круг есть Божественное Единство, откуда всё исходит и куда всё возвращается; его окружность – вынужденно относительный смысл в силу ограниченности человеческого ума – предпосылает отвлечённое, вечно непознаваемое ПРИСУТСТВИЕ, а его площадь – Вселенскую Душу, хотя оба они едины. Тем, что лишь площадь Круга белая, вся же окружающая плоскость чёрная, ясно указывается, что этот план, как бы он ни был ещё тускл и туманен, является единственным доступным человеку знанием. На этом плане начинаются проявления Манвантары, ибо в этой ДУШЕ дремлет во время Пралайи Божественная Мысль, в которой сокрыт план каждой грядущей Космогонии и Теогонии» [8, c. 55].

Круг – это ТО, из чего возникает ВСЁ, это Абсолют, вечно невидимый Дух и Душа Природы, не имеющий атрибутов. «Раз не могут быть ни две Бесконечности, ни два Абсолюта во Вселенной, которая предполагается беспредельной, то эта Само-Сущность едва ли может быть понята как лично-творящая. Для чувств и понимания конечных существ “ТО” есть небытие в том смысле, что она является ЕДИНЫМ БЫТИЕМ; ибо в этом ВСЁМ сокрыта извечная и присущая ему эманация или свойственная ему лученосность, которая, становясь периодически Брамою (Двуполою Силою), развёртывается в проявленную Вселенную» [ 8, c. 62-63].

«Видимая вселенная духа и материи… есть лишь конкретное изображение идеальной абстракции; она создана по образцу первичной божественной Идеи. Таким образом, наша вселенная существовала извечно в латентном состоянии. Душа, оживотворяющая эту чисто духовную вселенную, есть центральное солнце, само по себе высочайшее божество. Не Единый создал конкретную форму своей Идеи, но его первородный; и так как она была создана по геометрической фигуре додекаэдра, то первородному “угодно было потратить двенадцать тысяч лет на её сотворение”» [7, с. 481]. Примечательно, что в одной из книг Учения Живой Этики сказано: «Самая близкая духу наука будет высшая математика, если она понята правильно. Так отвлечённость делается реальностью» [16, 162]. Поэтому математика является одной из ступеней на пути к развитию абстрактного мышления, которое может перенести человека из мира чувств в мир духа.

Если провести аналогию между космогенезисом и процессом самоорганизации, то на основании приведённой схемы можно предположить, что в Божественной Мысли, как в диссипативной среде, могут параллельно присутствовать и другие Идеи, которые были и будут воплощены в другие Вселенные и другие Космосы. Конкретная форма Идеи создаётся «первородным» Единого, т.е. выделенным из Абсолютного Единства Коллективным Разумом. Говоря языком современной науки, можно назвать это Временным Творческим Коллективом. Это предположение находит своё подтверждение в «Космологических Записях» Е.И.Рерих, которые были сделаны ею в 40-е годы ХХ в., т.е. спустя более полувека после выхода «Тайной Доктрины»: «Истина вмещает не только нашу видимую Вселенную, но и все другие и грядущие (Выделено мною. Н.К.) Вселенные Беспредельности» [10, с. 243]. И как « Миры – это космические пузырьки на водах пространства» [18, с. 269], так и непроявленные Вселенные – это Идеи, возникающие на поле Божественной Мысли.

То, что обозначено чёрным цветом на схеме, становится Присутствием только тогда, когда из общего фона выделяется белый Круг, «Дух и Душа Природы». Белый Круг – это, в некотором смысле, та диссипативная среда, на которой будет протекать процесс самоструктурирования. Абсолют называется одновременно и Пространством, и Божественной мыслью, и Отцом-Матерью Вселенной. В абсолютном состоянии Пространство представлено в своей потенциальной двойственности – оно может проявлять себя, в зависимости от задачи, и активно (в качестве движущей Силы), и пассивно (в качестве Материи). Белый Круг – состояние Изначальной Однородности, Единого Бытия, Предсуществования Вселенной.

Понятие состояния, очевидно, требует разъяснения. В учебниках по физике состояние рассматривается как характеристика системы, определяемая значениями характерных для данной системы параметров. Очевидно, что к абсолютному состоянию никакие характеристики неприменимы, так как нет других параметров, с которыми их можно было бы сравнить. На наш взгляд, в данном случае больше подходит определение понятия состояния, предложенное Э.Шрёдингером, который трактовал его как определённую конфигурацию элементов. Изначальная Однородность означает отсутствие разностей потенциалов, а, значит, форм и взаимодействий. По этой причине Однородность есть Ничто. «“Но что же это такое, что не имеет ни тела, ни формы; что невесомо, невидимо и неделимо, что существует и в то же время его нет?”, – спрашивают буддисты. – “Это нирвана”, – таков ответ. Это НИЧТО, не место, а скорее состояние» [7, c. 418-419].

Потенциальная беспредельная многоаспектность Абсолюта может быть названа нелинейностью. Несмотря на то, что Абсолют называется Беспричинной Причиной Вселенной, всё же есть Причина, по которой Он выделяется из Однородности тёмного фона. «Вселенная – Необходимости Сын» – так сказано в Станце I древней Книги «Дзиан», развёрнутым комментарием к которой является «Тайная Доктрина». Абсолют может быть Богом только по отношению к своему Творению. Бога нет, пока нет хотя бы Идеи Творения. Абсолют как Божественная Мысль уже несёт в себе Задачу, божественный Замысел, «который вечен в своей Потенциальности и периодичен в своей Потенции, когда становится махатом, Anima Mundi или Душой Вселенной» [6, с. 626]. «…Непознаваемая Причина не эволюционирует, будь то сознательно или несознательно, но лишь выявляет периодически различные аспекты Самой Себя для познавания конечными умами. Так, Коллективный Разум – Вселенский, – состоящий из различных и бесчисленных Сонм Творческих Сил, несмотря на свою, казалось бы, бесконечность в Проявлении Времени, всё же конечен по сравнению с Нерождённым и Неизменным Пространством в его высочайшем основном аспекте. То, что конечно, не может быть совершенным. Потому имеются низшие Существа среди этих Сонм, но никогда не было ни Дьяволов, ни “непослушных Ангелов” по той простой причине, что все они управляются Законом» [9, с. 564].

Один из принципов системно-синергетического подхода говорит о том, что для того, чтобы исследователь мог установить все связи в сложной системе, он должен выйти за её пределы, то есть стать наблюдателем. В «Космологических записях» приводится мысль, очень созвучная этому принципу: «Космос Непроявленный вне времени и Пространства не может быть познан, но лишь осознан. Осознание есть Синтез. Синтез есть обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого. Знание есть ограниченная ступень познания. Само познание явлено вне Времени и Пространства» [10, c тр. 252]. Значит, для познания Вселенной во всей её полноте человек должен будет выйти за пределы Времени и Пространства – в Беспредельность.

Возможность познания Беспредельности связывается в Учении Живой Этики с расширением сознания человека, т.е. с утончением структур, составляющих его сложное естество. «Человечество знает все видимые формы Космоса. … Если бы допустить, что Космос в своём невидимом аспекте ещё больше, в неисчислимое число раз, обогатит существование, то сознание применило бы все формы Космических Огней. Космос был создан, и человечество было создано. Как единая форма бытия могла расчлениться в сознании? Когда сознание вернётся опять к принятию чистого огня как рождению всего Сущего – тогда познаем Беспредельность!» [17, 35], «… только сознание Беспредельности объединит все элементы. Явление космической жизни примет форму в нашей сознательной мысли»[17, 36]. Другими словами, из хаоса родится порядок.

Как следует из Учений, новые аспекты Эзотерической Философии всегда выдавались лишь в той степени, в какой они могли быть восприняты человеческим разумом в тот или иной исторический период. Так, в XIX в. Е.П. Блаватская писала: «Читатель должен иметь в виду, что Станцы трактуют только о космогонии нашей планетной системы и о видимом вокруг неё после Солнечной Пралайи. Тайные Учения, касающиеся эволюции всего Космоса, не могут быть выданы, ибо они не будут поняты даже величайшими умами настоящего века» [8, с. 69]. Но уже в ХХ в. выдача Учения была продолжена: «В рамки, указанные Учением, входит весь проявленный Космос. Пралайи и Манвантары, Циклы, Круги и спиральное восхождение миров и человечеств распространяются на все космические проявления. Течение эволюции направляется Космической Волей. Космический Магнит действует в рамках Великих Космических Законов. И если Мы Говорим, что Наша цель – вооружить человека без единого аппарата, то Утверждаю, что есть такие миры, где человек так вооружён и где не игрушкой судьбы и природы, но сотворцом Пламенных Логосов является он» [1, 261].

Вселенский Проект как аналог социотехнического проектирования

Процессы Космогенезиса и Антропогенезиса в своей совокупности предстают как Вселенский Проект, который можно рассматривать как некий аналог социотехнического проектирования, объектом исследования и проектирования которого является эволюционный процесс, в котором Абсолют как Коллективный Разум приобретает возможность проявить свои творческие способности, становясь одновременно Творцом и Творением, Духом и Материей, Архитектором и Строителем, Богом и Человеком. Как известно, социотехнический проект – это проект без прототипов, это проектирование, целью которого является реализация идеалов, формирующихся в методологической сфере, т.е. в сфере коллективной мысли. Поскольку каждый подобный проект является уникальным, он предполагает постоянную корректировку проектных решений в процессе отладки и внедрения системы в соответствии с изменениями социальных, экономических, природных, технических и других условий. Поэтому окружающая среда рассматривается в нем как особый элемент проектируемой системы и становится также объектом проектирования. Сложные системы являются нелинейными системами, поэтому заранее нельзя предсказать последствия внедрения проекта на том или ином этапе. Более того, частью такого проекта является сам человек, от природы наделённый свободной волей, и это придаёт проекту ещё большую сложность и уникальность. Такое проектирование тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Вовлеченные в проектное движение, эти виды деятельности не только трансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще. Особое значение придаётся деятельности, направленной на организацию, координацию и руководство всеми видами социотехнической или системотехнической деятельности, а также на стыковку и интеграцию частей проектируемой системы в единое целое. В этом случае предполагается строгое подчинение всех систем, подсистем и элементов законам, обеспечивающим гармоничное их сочетание и функционирование [13, c. 366].

Представитель той или иной комплексной научно-технической деятельности выполняет сразу несколько профессиональных ролей (исследователя, проектировщика, методиста, дизайнера и т.д.). Однако при этом он не должен отождествлять себя со всеми перечисленными ролями. Он должен воспринимать объект и процесс собственной деятельности как единое целое, т.е. как единую систему и целостную деятельность. Эта многоликость и в то же время единство профессиональных ролей приучает его мышление к внутреннему диалогу и самоанализу, стирает грани между исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием [13, 368].

Эти особенности современного проектирования на основе принципа аналогии достаточно легко могут быть перенесены в сферу интерпретации Учений о Космогенезисе и Антропогенезисе. Рождение идеи, оформление её в виде проекта, создание модели, распределение ролей между участниками, процесс внедрения проекта, накопление опыта, проявление творческих способностей, обучение сотрудников, развитие чувства ответственности, стремление к идеальному образу проектирования – все эти этапы и устремления можно обнаружить в рассматриваемых Учениях. Более того, подобно тому как человек, являясь творцом компьютерных технологий, погружается в созданный им же самим виртуальный мир, и зачастую, обольщённый этой иллюзией, не представляет себе полноценного существования за её пределами, так и дух, погружаясь в материю и очаровываясь этой Великой Майей, забывает о той единственной Реальности, из которой он когда-то вышел и в которую вернётся в конце своего эволюционного пути.

Существенной проблемой при данном сравнении является то, что при рассмотрении Проектирования во вселенских масштабах необходимо принципиально изменить взгляд на сущность Природы, Миров, их Обитателей, а также на сущность самого Человека. В Учениях Космос предстаёт как сложная целостная система, в которой нет ни одного ненужного существа или элемента. Всё Творение участвует в эволюционном процессе. «Каждая былинка проявленного материального Космоса есть субстанция Бога, как бы низко она ни опустилась в своём циклическом вращении на протяжении Вечности, всегда становящейся. Каждая такая Былинка индивидуально и Космос коллективно есть аспект и напоминатель Всемирной Единой Души, которую философия отказывается называть Богом, дабы не ограничить вечную и всегда существующую Основу Сущности» [10, c. 259]. «Дух проникает и наполняет всё творение – это есть жизнь. Прана, Вселенский Магнетизм, Всеначальная Энергия, которая наполняет каждый Атом и в силу притяжения свойств связывает или сцепляет всю Материю, всю Массу и соединяет или объединяет всё движение к одной Цели. … Эволюция миров не может быть рассматриваема отдельно вне эволюции всего Сущего, всего Созданного» [10, c. 265].

Вселенная как самоорганизующаяся система

Для того, что произошёл процесс самоорганизации, необходимы: 1) среда, способная к самоорганизации (диссипативная среда); 2) энергия, воздействующая на среду; 3) сила, направляющая эту энергию. Абсолют рассматривается как Пространство, как «Матерь-Отец» – Среда, на которой будет строиться Вселенная. Пространство – это Абсолютная Однородность и в то же время Абсолютная Потенциальность. Для того чтобы однородность стала диссипативной средой, то есть средой, способной к самоорганизации, она должна перейти в возбуждённое состояние. Для этого необходимо некоторое воздействие. Согласно И.Пригожину, это должно быть внешнее энергетическое воздействие, переводящее систему из хаотического состояния в состояние структурированное. Абсолютное Пространство выводится из равновесного состояния не внешним воздействием, которого попросту не может быть по определению, но Идеей, родившейся в Божественной Мысли, то есть в самом Абсолюте. Абсолют как Божественная Мысль не отождествляется в Учениях с Божественным Мыслителем. «Вселенная не только прошлая, настоящая и будущая – представление человеческое и конечное, выраженное конечной мыслью, но Вселенная во всей своей цельности, как Sat (непереводимый термин), Абсолютное Бытие с прошлым и будущим, кристаллизованными в вечном Настоящем, является этою Мыслью…» [8, с. 121]. Но мысль вообще, не направленная на определённую цель, есть ничто. Мысль оформленная становится задачей. Задача в данном контексте может рассматриваться как Вселенский Аттрактор, Цель, которая и является, в конечном счёте, Божественной Идеей.

На плоскости белого Круга (Абсолютного Пространства) появляется точка. Это символ первой дифференциации: Абсолютная Потенциальность выделяет из себя Вселенский Разум (Силу) и Вселенскую Душу (Субстанцию), которые едины по своей сущности, но различаются по своим функциям при решении общей задачи. И Разум, и Душа есть Бог (Абсолют) в различных аспектах своего проявления. Поэтому в качестве аналога процессов, протекающих на уровне высших состояний, имеет смысл рассматривать процессы самоорганизации в системах социальной, а не физической природы.

«Таинственная Сила – Начало всего. Материи не существует» – сказано Мудрецами Востока [10, c. 239]. Материя есть сгущённый Дух. «Всё Сущее есть Огонь. Всё Пространство наполнено огнём или огненной субстанцией. Огненная субстанция есть сгущённая огненная энергия… Агни явлен во всём сущем, Агни неотделим от жизни, нет жизни без Агни. Огненная, или энергия Агни, в своём основном значении есть первозданная всеначальная энергия, которая при её прохождении или сочетании с организованным фокусом или организмом становится психической энергией [12, c.159]. Огонь есть основа, но психическая энергия есть уже сочетание огня с мыслью. «Чувство является ведущим началом во всём Сущем. Миры зачинаются чувством – Любовью, ибо Любовь уявлена как притяжение и сцепление» [10, с. 253].

Применительно к социальным системам можно сказать, что среда, в которой они возникают, есть человеческая масса. Элементом такой среды является человек. Если соединение в структурные единицы происходит добровольно, на основе собственного устремления, то движущую силу такого объединения можно назвать любовью. Любовь – притяжение, а не насильственное присоединение. Единственная движущая сила в данном случае – цель, во имя которой происходит объединение (или концентрация энергии, сил, поскольку каждый человек – это сила). Аналогично огненная энергия и огненная субстанция рассматриваются как источник (носитель) изначальной Силы и ее концентрация. Всё будущее Мироздание строится на основе этой субстанции и скрепляется её энергией. «Огонь Пространства является основным Элементом» [10, c. 250]. Очевидно, что и в том, и в другом случае проявляется корпускулярно-волновой дуализм – универсальное свойство волновых процессов.

Огненная субстанция – это Эфир. «Эфир есть Источник и Причина всех Сил. Прана есть Жизненная Сила, но Эфир – сотрудник её и яро является сотрудником всего мироздания» [10, c. 258]. «В эзотеризме Эфир есть сама сущность Всеначальной энергии, и этому Универсальному посреднику, состоящему из многих посредников, обязаны все проявления энергии в материальном, психическом и духовном мирах. … Названия для выражения многообразия Субстанции на разных планах проявления – ЛЕГИОН. Чистая Сила – ничто в мире физики, но она всё в мире Духа» [10, c. 258].

В «Разоблачённой Изиде» говорится о том, что арийские, герметические, орфические и пифагорейские космогонические учения «обоснованы на одной неоспоримой формуле, а именно, что эфир и хаос, или, на языке платоников, сознание и материя, были двумя первичными извечными началами вселенной, совершенно независимыми от чего-либо другого. Первый есть всеоживляющий разумный принцип; второй, хаос, – бесформенный жидкий принцип без “формы или чувства”; из сочетания этих двух возникла к бытию вселенная, или, вернее, вселенский мир, первое андрогинное божество – причём хаотическая материя стала его телом, а эфир его душой» [7, с. 480] («…хаос, обретя чувство от этого слияния с Духом, воссиял радостью, и так возник первородный свет»). По аналогии можно сказать, что человеческая масса, неспособная к самоорганизации, тоже «воссияет радостью», когда у неё появляется вождь, руководитель, организующий и направляющий её энергию. Массы, привлекаемые и направляемые к действию силой мысли (разума) руководителя, можно рассматривать как аналог психических энергий, концентрируемых и генерируемых сознательной силой. И в этом процессе есть место и любви (устремлению, концентрации) и мысли (энергетическому импульсу, сигналу). «Огненная субстанция есть сгущённая энергия. Огненная субстанция уявляется на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль» [10, c. 253-254].

Материя является средой, в которой проявляется Дух. Стихии, как различные аспекты первоначального хаоса, не способны к самоорганизации. «Инертность есть основное свойство стихий, для сообщения им эволюционной энергии нужен удар духа того состояния, которое может вместить мысль» [10, c. 237]. Здесь ясно прослеживается аналогия с диссипативной структурой: на вещество, находящееся в равновесном состоянии, производится целенаправленное энергетическое воздействие, в результате возникает диссипативная структура. В философском смысле здесь угадывается известная триада «Теос – Хаос – Космос» или «Дух – Материя – Вселенная».

Монады и Монадические Множества

Вся теософская наука построена на доктрине иллюзорности Природы Материи и на бесконечной делимости Атома. «Она открывает беспредельные горизонты для Субстанции, одушевлённой Божественным Дыханием во всевозможных состояниях разряжённости, ещё не снившихся самым духовно настроенным химикам и физикам» [10, c. 258-259]. Эзотерическая Философия учит, что всё живёт и имеет сознание, но не утверждает, что вся жизнь и сознание тождественны с сознанием человека или даже животных сущностей. «Мы рассматриваем жизнь как Единую Форму Существования, проявляющуюся в том, что именуется Материей, или в том, что, неправильно разделяя, мы называем в человеке Дух, Душа и Материя. Материя является Проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа же есть Проводник на высшем плане для проявления Духа, и эти трое есть Троица, синтезированная Жизнью, насыщающей их всех» [8, с. 106]. Источником этих сил, которые становятся реальной причиной творения на материальном плане, является Беспричинная, Идеальная Причина, то есть Воля, родившаяся в Божественной Мысли. Во вселенском масштабе Творение может рассматриваться как Вселенское Космическое Тело, одушевляемое сонмами сил различных уровней (Эфиром), направляемых Вселенским Планом, Высшей Идеей. На высших уровнях идеи (мысли) могут играть роль информационного воздействия для творческих сил Природы, на более низких уровнях они принимают форму законов.

«Бесчисленные Иерархии разумных Ego, сознательных или бессознательных, “самопознающих” и “познающих Существ”, Естество которых есть духовная Сила, Сущность – Стихии, а Тела (когда это им нужно) слагаются Атомами» могут быть представлены как множества множеств, тонко переплетённых между собой и воздействующих друг на друга. Фактически вырисовывается образ сложной целостной системы, образующейся из бесконечного множества диссипативных структур с фрактальной размерностью. В «Тайной Доктрине» употребляется очень созвучное этому образу понятие – монадические множества или коллективные Монады: «…как Духовная Монада Едина, Всемирна и Беспредельна и Неделима, Лучи которой, тем не менее, образуют то, что мы в неведении нашем называем «Индивидуальными Монадами» людей, так и Минеральная Монада – будучи на противоположной дуге круга – так же едина, и от неё происходят бесчисленные физические атомы, которые наука начинает рассматривать как индивидуализированные» [8, с. 252]. «Вся Вселенная, как бесконечная паутина, в которую вплетают новые узоры многочисленные пауки, или сознания различных степеней» [11, c. 279].

В отличие от Лейбница, который не проводил различия между “Элементальной” Монадой и Монадой высокого Планетарного Духа, или даже Человеческой Монадой, или Душою, Учение говорит о том, что то, что Лейбниц называет коллективными Монадами, «может быть разделено на три определённых Воинства, которые, считая от самых высоких планов, суть прежде всего “Боги”, или сознательные духовные Ego; разумные Зодчие, вырабатывающие план Божественного Разума. Затем идут Элементалы, или “Монады”, составляющие коллективно и бессознательно великие Мировые Зеркала всего связанного с их соответствующими царствами. Наконец, “Атомы” или материальные молекулы, в свою очередь одушевлённые своими “познающими” Монадами, так же как и каждая клеточка в человеческом теле. Существуют массы таких одушевлённых атомов, которые, в свою очередь, одушевляют молекулы; и бесчисленность Монад или, так сказать, Элементалов, и бесчисленность духовных Сил – не имеющих Монад, ибо они являются совершенными бестелесностями…» [8, с. 814-815]. Атомы и Монады, соединённые и разъединённые, простые или сложные, являются лишь телесными, психическими и духовными «принципами» (телами, оболочками) Богов, которые сами являются Излучениями Первозданной Природы. Таким образом, «высшие Планетарные Силы являются под двумя аспектами: субъективным – как воздействия, и объективным – как мистические формы, которые в силу Кармического Закона становятся Присутствием, Дух и Материя, будучи Едины… Материя есть Дух на седьмом плане: Дух есть Материя на низшей точке своей деятельности, и оба суть Майя» [8, с. 815-816].

Атомы в «Тайной Доктрине» называются Вибрациями, а также Звуком – при их коллективном проявлении [8, с. 253]. «Атом есть конкретное проявление Вселенской Энергии, которая сама еще не индивидуализировалась… Океан Материи не разделяется на свои потенциальные и составные капли до тех пор, пока волна жизненного импульса не достигает эволюционной стадии человеческого рождения. Склонность к отделению в индивидуальные Монады совершается постепенно и в высших животных достигает почти точки. …”Монадическая Сущность” начинает незаметно дифференцироваться в направлении индивидуального сознания в растительном царстве» [8, с. 253].

Несмотря на то, в Учениях говорится о более развитых, менее развитых и отсталых Монадах, там же подчёркивается, что в метафизическом смысле нелепо говорить о «развитии» Монады или сказать, что она становится «человеком». Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Эволюция Монады – это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи, но прохождение «Души-Странницы» через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же, выражаясь в терминологии Лейбница, к перцепции через апперцепцию. «Было бы крайне ошибочным представить себе Монаду как отдельную Сущность, прокладывающую свой медленный путь определённою тропою через низшие царства и после бесчисленных серий преображений расцветающую в человеческое существо. Вместо того, чтобы сказать “Минеральная Монада”, правильнее было бы употребить выражение – “Монада, проявляющаяся в той форме Материи, которая называется Минеральным Царством”». То же самое относится и к Человеческой Монаде. Монада не изменяется, но, накапливая опыт, по-разному проявляется в разных царствах. «В целом Монадическая Эволюция в разных её аспектах может быть представлена как неизменный закон: нисхождение Духа в Материю, эквивалентное восхождению в физической эволюции; восхождение из глубин материальности к её status quo ante , с соответственным разложением конкретной формы и субстанции вплоть до Лайа-состояния, или что наука называет «нулевой точкою», и далее за пределы этого» [8, с.799].

В то же время в Природе различаются три отдельные схемы эволюции, которые «сочетались и переплелись во всём до полной невозможности расчленения», образуя, таким образом, единое целое. «Это планы Монадической (или духовной), Умственной и физической эволюции. Эти три эволюции суть отражения …Единой Реальности на плане Космической Иллюзии» [8, стр. 256]. Монадическая эволюция касается роста и развития Монад в ещё более высокие фазы деятельности в соединении с Умственной эволюцией; Умственная эволюция представлена Манаса-Дхиани (Солнечными Дэвами), «дателями разума и сознания» человеку; Физическая эволюция представлена Предками земного человечества – Лунными Монадами. «Каждая из этих систем имеет свои законы и управляется и руководится различными группами высочайших Дхиани, или Логосов. Каждая представлена в строении человека, Микрокосм великого Макрокосма. И именно связь этих трёх течений и делает его тем сложным существом, каким он является сейчас» [8, с. 256].

Эволюция Человеческой Духомонады. Управляющие параметры и параметры порядка

В Учении Живой Этики сказано, что Природа сама, без помощи, никогда не смогла бы развить разум – она может создавать лишь «неразумные формы». Поэтому необходимо связующее звено между «духом» и «материей» – эволюционная сила разума и ума. Человек и является тем посредником, с помощью которого устанавливается связь между духом и материей. В силу своей природы он в одинаковой степени приспособлен для существования и в материальном, и в духовном мирах. «Рассудок человека соединён с его физической половиной, чтобы человек мог сохранить своё верховенство над низшими животными и подчинить природу своим надобностям. Его совесть соединена с его духовной половиной и служит безошибочным водителем среди натиска чувств, ибо совесть выражается во мгновенном ощущении, что правильно и что неправильно, и это ощущение может дать только дух, который, будучи частью божественной мудрости и чистоты, абсолютно чист и мудр. Подсказывания совести независимы от рассудка и могут чётко проявляться тогда, когда им не препятствуют низшие влечения нашей двойственной природы» [7, с. 437].

Человек может стать активным сотрудником Иерархии Разумных Сил только тогда, когда сможет преодолеть влечения своей низшей природы. Поэтому каждое погружение в материю – это серьёзный экзамен на соответствие человека его высшему предназначению. «Попытайтесь представить себе “дух”, небесное существо (как бы мы его ни называли), божественное по сути своей природы, но всё же недостаточно чистое для того, чтобы быть единым с ЦЕЛЫМ, и нуждающееся, для конечного достижения этого единства, в очищении своей природы. Сделать это оно сможет лишь в том случае, если индивидуально и лично (т.е. духовно и физически) испытает каждое переживание и чувство из всех, существующих в многообразии дифференцированной Вселенной. По сути своей оно – мысль, и потому зовётся во множественном числе манасапутра, “сынами (вселенского) разума”. Эту вот индивидуализированную мысль мы, теософы, и называем истинным Я человека, мыслящей сущностью, заключённой в клетку из костей и плоти» [6, с. 170-171]. «Мы считаем каждое человеческое существо носителем или проводником Я, совечного всякому другому Я, потому что у всех их одна сущность и все они принадлежат к первобытной эманации одного мирового и бесконечного Я. Платон называет его логосом (или вторым проявленным Богом); а мы – проявленным божественным принципом, единым с мировым разумом или душой, но не антропоморфным, внекосмическим и личностным Богом…» [6 , с. 103]. «Наше перевоплощающееся Я в истоке своём было Богом, как и все первоначальные эманации Единого Неведомого Принципа. Но с тех пор, как оно «пало в материю» с тем, чтобы пройти от начала и до конца весь цикл последовательных воплощений, оно уже больше не свободный и счастливый бог, а лишь бедный странник, стремящийся вновь обрести на своём пути то, что он утратил» [6, с. 169]. Божественная Монада добровольно изгнала себя с Неба, чтобы спуститься для воплощения на низший план и, таким образом, преобразить животного из праха в бессмертного Бога. Как только Дух спустился, он сейчас же был захвачен в тенета Материи [9, с. 438].

Хотя человек и назван семеричным, он не состоит из семи, пяти или трёх существ. Все разрушающиеся после смерти тела являются лишь аспектами сознания (состояниями сознания). Физический человек – один, но мыслящий человек семеричен. Думая, действуя, чувствуя и живя в семи разных состояниях бытия, он проявляет себя на семи планах сознания. Для каждого из этих состояний и планов у высшего Я есть определённый набор чувств. Каждое качественное изменение в состоянии сознания даёт человеку новый аспект. И на любом уровне сознания человек действует в строгом соответствии со своим умственным и духовным состоянием. Но поверх всего временного и преходящего в Потоке Жизни стоит бессмертное Я человека. «…Меняются мысли и чувства. Три великих потока: плотной, астральной и ментальной материи – текут через соответствующие тела, или проводники, человека – плотное, тонкое и ментальное тела. Даже тело Света накапливает новые элементы. И всё же есть в человеке центр – Безмолвный Рекордёр, остающийся не подлежащим вечной смене материи Его оболочек и замене самих оболочек. Ощутив эту неизменяющуюся сущность в себе, может сознание на что-то опереться надёжно и осознать, что вечная, нерушимая сущность в человеке переживает всё, через что проходят или в чём выявляются её временные оболочки. Мысль, устремлённая на непреходящее и вечное, в преходящем и временном утверждается на Камне Вечного Основания Жизни» [4, 745]. «…Плотная оболочка погружает дух в условия, дающие возможности самых разнообразных испытаний. Да и само воплощение можно рассматривать как очередное испытание духа на определённое задание. Одни проходят через это успешно, другие не выдерживают и снова и снова возвращаются на Землю с тем же заданием. Многие восходят, многие опускаются всё ниже и ниже. … На всех ступенях лестницы жизни – борьба и преодоление» [5, 313].

Всякая система, и человек в том числе, подчинена внешним условиям. Эти условия в синергетике описываются в форме так называемых управляющих параметров. Если управляющие параметры изменяются достаточно медленно, то система может постоянно приспосабливаться к новым условиям. При определённых значениях управляющие параметры могут резко изменить поведение системы. Это новое поведение может быть описано посредством так называемых параметров порядка. Параметры порядка определяют поведение частей и, наоборот, части определяют через своё коллективное поведение поведение параметров порядка [13, с. 196]. Применительно к человеку можно сказать, что внешние условия, в которые он помещается в течение жизни, это есть управляющие параметры – законы, которым он должен строго подчиняться в силу своей природы. Совокупность оболочек, составляющих сложную структуру человека и способных к самоорганизации, можно рассматривать в качестве параметров порядка. В буддизме это дхармы и сканды. Е.И.Рерих писала»: «Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органа чувств, ибо с момента, как вещь подумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлеченные в вечный прилив и отлив агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании» [11, с. 318]. «Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент содержит большое число сканд; он представляет из себя звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность» [11, с. 318]. «При каждом новом воплощении человека рождается новое соединение сканд, элементов одного и того же комплекса элементов (Выделено мною. Н.К.) или дхарм, проявляющихся в данное время как одна личность и после определённого времени в виде другой, третьей, четвёртой и т.д. в бесконечность. Происходит не трансмиграция, а бесконечная трансформация комплекса дхарм или элементов, иначе говоря, перегруппировка элементов-субстратов, входящих в человеческую личность» [11, с. 316].

Буддизм рассматривает все существующие феномены как единственную реальность. Физически и психически эти феномены суть дхармы, предметы нашего познавания. «Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. Дхармы существуют для нас своим воздействием» [11, с. 316-317]. «Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она заменяет породившего ее и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далеком будущем» [11, с. 317]. Дух тех сканд, которые наиболее благородны (духовны), соединившись с Манасом, воплощающимся Я, сохраняются и добавляются к запасу его духовного опыта. Низшие сканды личности уничтожаются как проводник действий личности (так как личности уже нет), но сохраняются как кармические следствия, зародыши, взвешенные в атмосфере земного плана, готовые вернуться к жизни и соединить себя с новой личностью, когда Я воплотится вновь.

Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо все, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. «Дхармы (трансцендентальные носители определенного качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний. Древнее учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечно, – это Нирвана» [11, с. 317]. Индивидуальный поток слагается и питается бесчисленными проявлениями человека на земле, в других планах и других мирах. «Впитывая все особенности каждого проявления, поток этот растет возможностями, видоизменяется, оставаясь вечно самодовлеющим. Истинная индивидуальность, истинное бессмертие заключается в осознании своего истинного “Я”, сложенного бесчисленными сочетаниями проявлений. Человек в буддизме – не несчастный пигмей, каким он является в представлении западного мышления, но владыка миров; будучи частью и отображением Космоса, он, подобно ему, безграничен в своих возможностях» [11, с. 314].

Заключение

Наука, сводящая сущность человека к случайной совокупности атомов и молекул, обедняет жизнь, лишает её смысла. В такой науке нет места философии. С переходом к системно-синергетической парадигме ситуация кардинально изменяется: на основании трансдисциплинарного подхода возникает возможность синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. В физику на законных основаниях входят вопросы, которые раньше в ней находились под строгим запретом: «куда», «зачем», «почему».

В XIX в. Е.П. Блаватская писала: «Наука наших дней, бесспорно, крайне материалистична. Но в одном смысле она находит себе оправдание. Природа, всегда действуя эзотерически in actu, … может быть судима профаном лишь по её внешнему виду, внешность же эта всегда обманчива на физическом плане. С другой стороны, естественники отказываются объединить физику с метафизикой, тело с оживляющими его Душою и Духом. Они предпочитают не знать их. Это, конечно, вопрос вкуса, но меньшинство очень разумно стремится расширить область физической науки, вступая на запрещённую почву метафизики, столь ненавистную некоторым материалистам. Эти учёные – мудрецы своего поколения. Все изумительные открытия не приведут ни к чему и останутся навсегда телами, лишёнными головы, до тех пор, пока учёные не приподымут покров Материи и не напрягут взор свой, чтобы заглянуть за пределы её. Теперь, когда они изучили Природу, длину, ширину и толщину её физической оболочки, пора бы отодвинуть скелет на второй план и поискать в её неведомых глубинах живую и настоящую сущность, её субстанцию – нуменон эфемерной Материи» [8, с. 787-788].

В начале ХХ в. было сказано: «Современная наука в последние тридцать лет приблизилась к границе того, что мы называем оккультными исследованиями, к познанию неотъемлемого единства, проникающего всё сущее от мельчайшего организма до высочайшего Духовного Правителя, руководящего жизнью в своей космической сфере. <…> …по мере того как наука исследует удивительную область внутренних причин, она касается истин настолько серьёзных и глубоких и всеобъемлющих, что в человеке непременно проснётся религиозный инстинкт. Иными словами, Божественное в человеке пробудится, когда будут осознаны эти глубокие истины, и таким образом знание, или наука, станет религией, а религия станет наукой, в высочайшем и полнейшем значении этого слова» [17, с. 178].

В конце ХХ в., после многочисленных потрясений и кризисов, через которые пришлось пройти человечеству, отыскание смысла жизни было обозначено в качестве главной задачи человеческого существования. «Осознание цели жизни является главной задачей человека. Без этого осознания жизнь его на Земле становится бессмысленной. И никакие старания и попытки найти выход из тупика желаемых результатов не дадут, пока не будут усвоены Основы, на которых зиждется сущее. Нет ничего в мире важнее этой задачи. Пока она не разрешена, цепи невежества и рабства люди не сбросят с себя» [4, 609]. «Очевидность окружающая так далека от действительности всех миров, слитых неотделимо в одном и связанных крепко друг с другом. Нельзя познать плотный мир отдельно от двух основных, ибо такое знание окажется однобоким и неверным. А изучать все три не позволяет отрицание невидимых двух. Этот барьер предстоит скоро разрушить, и разрушение его произведено будет руками науки, которая ныне отрицает эти миры» [3, 326].

Литература

  1. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1962. Кн. III. Новосибирск, 1995.
  2. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1966. Кн. VII. Новосибирск, 1995.
  3. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1969. Кн. X. Новосибирск, 1996.
  4. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1971. Кн. XII. Новосибирск, 1997.
  5. Абрамов Б.Н. Грани Агни Йоги. 1972. Кн. XIII. Новосибирск, 1998.
  6. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  7. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида, т. 1. – М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2000.
  8. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.1: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.
  9. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.2: – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 2000.
  10. Рерих Е.И. Космологические Записи // У Порога Нового Мира. – М.: Международный Центр Рерихов.
  11. Рерих Е.И. Письма. Т. III (1935 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
  12. Рерих Е.И. Письма. Т. VII (1940-1947 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.
  13. Стёпин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М.: Контакт – Альфа, 1995.
  14. Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее России в зеркале синергетики. – М.: КомКнига, 2006.
  15. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. III. – М.: МЦР, 1995.
  16. Учение Живой Этики. Иерархия. – М.: МЦР, 1995.
  17. Учение Живой Этики. Беспредельность. – М.: МЦР, 1995.
  18. Учение Храма. Т. III. – Мн.: УП «Звёзды Гор», 2005.

Источник: http://spkurdyumov.ru/philosophy/sinergeticheskaya-interpretaciya-uchenij-o-slozhnoj-prirode-cheloveka/2/











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика