Ни одно панно, изготовленное мастерами Верхнего Уймона, не обходится без украшения поделочными и драгоценными камнями. Их яркие, не тускнеющие цвета, неповторимые узоры, чудесные сочетания оттенков немало вдохновляют художников, позволяя в тонком подражании природе творить гармонию образов.

На Алтае встречаются месторождения яшмы, порфиров, кварцита, мрамора. Широкую популярность приобрела белая яшма с черными дендритами, черная с редкими белыми точками и знаменитая риддерская зеленовато-синяя струйчатая с розовыми пятнами, и еще более известная ревневская яшма с пестрым узором зеленовато-желтых лент. Ничуть не меньше известен мелкозернистый мрамор, который обнаружили поблизости от села Ороктой. Специалисты утверждают, что по своим свойствам он идентичен знаменитому мрамору Греции и Италии.

В мастерских творческого объединения «Самоцветы» природные минералы шлифуются, полируются, сохраняя свои естественные узоры. Облагороженные полировкой, они раскрывают свою внутреннюю красоту.

   Источник

~ ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ВЕРЕ ~ С Алтаем связана еще одна из многих легенд. В начале 20 века алтайцы ждали прихода своего спасителя Ойрот-Хана. Предвестником этого события должно было стать разрушение одной из двух вершин Белухи.

Однажды в одном из урочищ, в районе горы Белуха, девочка Чугур пасла овец. В один из дней девочка встретила всадника в белом одеянии. Девочка подумала, что это и есть хан Ойрот, приход которого так долго все ждали. Дома Чугур рассказала родителям о встрече.

Весть о Белом всаднике быстро разнеслась по кочевьям. Гонцы приглашали собраться всех в долине Теренг, где девочка встретила всадника. Здесь, у подножья горы Кырлык они должны были сделать поклонение Белому Бурхану-всаднику. Так на Алтае возникла новая религия – Белая вера.


~ КАК ПОЯВИЛОСЬ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ ~ На земле, по легенде, много лет назад, когда еще Бог не создал человека – все живое не знало времени. Звери не знали ни года, ни месяца и, тем более, дней. Однажды звери решили устроить собрание и установить года, месяца и дни. Дело не простое, решить его должен самый сильный, самый большой среди них. Словом, дело за медведем.

Медведь, кряхтя, поднялся, оперся о посох и произнес: «Я думаю так: сто лет считать одним годом, в году сто месяцев будет, а в месяце — сто дней». Медведь закончил свою речь и все задумались. Но вот из кучи зверей выбралась ласка – самый маленький зверек. Она заговорила: «Так дело не пойдет. Уж слишком длинным будет год. Ведь ни один зверь не сможет прожить и ста лет». Ласка предложила сделать в году двенадцать месяцев, в месяце тридцать дней. Тут все звери согласились с мудрым решением ласки. Так и поныне считают года, месяца и дни, которые предложила в те далекие времена ласка.

~ ЛЕГЕНДА О САМОЦВЕТАХ ~ На Алтае раньше не было самоцветов (драгоценные камни). Появились они намного позднее. Одна из многочисленных легенд объясняет, как они появились на Алтае.

Давным-давно владыка Нижнего мира Эрлик сотворил морское чудовище. В то время большая часть Алтая морем была. Это чудовище имело длинный язык, которым оно неожиданно хватало людей и затем пожирало. Небесный богатырь Тюрун решил помочь людям. Он спустился с небес и стал под новым именем Тямаа жить на Земле. Как-то раз он вышел на берег моря, и, когда чудище схватило его, богатырь попытался вытянуть того на берег. От усилий богатыря берег начал опускаться. Чтобы не потопить сушу, богатырь выпил море и вытащил чудовище. После этого Тямаа высоко поднял чудище и разбил его о камни. Кровь и внутренности разлетелись в разные стороны и обратились в самоцветы.

~ КЁЗЮЙКЕ И БАЯН~ Кёзюйке и Баян любят друг друга, они помолвлены с детства. Но Караты-каан, отец Баян, передумал выдавать дочь за Кёзюйке, т.к. он – сирота и небогат. Он выбирает для Баян богатого жениха. Страдая, девушка просит любимого:

Милый мой Кёзюйке, освободи из неволи,
Черноглазый мой Кёзюйке
Хочу быть вечно с тобою!

Влюбленным удается сбежать. Но однажды, когда молодой богатырь Кёзюйке возвращается с охоты, его ранит стрелой ворона-старик, в котором обитают злые духи, помощники Караты-каана. Раненый Кёзюйке зовет Баян на помощь, однако возлюбленная не успевает спасти Кёзюйке. читать дальше

Увидев мертвого богатыря
Баян за сердце схватилась
Рядом на землю упала,
Сквозь горькие рыданья
Песню запела:
«Бессмертным силачом родившийся,
Друг мой Кёзюйке погиб.
Сильный сердцем богатырь
Зеленый Алтай покинул.
Если на подлунной земле
Нам вместе жить не пришлось
После смерти мы вместе будем.
Если на солнечной земле;
В разлуке с тобою мы жили,
Пусть смерть нас соединит!»
Два дня Баян горькую песню пела.
Два дня она
Слезы лила.
На третий день
Нож с девятью остриями
Над своей грудью подняла,
Любящее сердце
Насквозь пронзила,
Рядом с Кёзюйке упала.
Караты-каан и Саныскан-бай
Из-за двух гор вернулись,
Тела Кёзюйке и Баян увидели,
— Когда они живы были —
Мы их разлучить не могли.
И мертвые они
Друг с другом расстаться не хотят!
Упрямству их где конец?! —
Так старики дивились,
Мертвых ругали.
Тело Баян они
Через две реки перенесли,
Через две горы перетащили,
В черное ущелье бросили.
В долину Дюк-Дюрюк они вернулись.
Тело Кёзюйке сжечь собрались.
Там они увидели:
На месте тела Кёзюйке
Высокая скала стоит,
Рядом, где лежала Баян, —
Другая скала возвышается.
Кёзюйке-богатырь и Баян-красавица
В вечные скалы превратились,
На долгие-долгие века
Рядом встали.
Никогда их нам не разлучить!

~ ХРАНИТЕЛИ ~
На вершине семиколенного вечного тополя
Две одинаковые, с конскую голову, золотые кукушки,
Днем и ночью гулко кукуя,
Перекликаясь, сидят.
[От кукования их] белые цветы
На Алтае расцветают,
Синие цветы
На земле распускаются, — таков их обычай.
Они знают, кто когда умрет,
Знают, кто сколько проживет.
Кому предназначена счастливая жизнь,
Тех радуют золотые кукушки.
Кому предназначена плохая судьба,
Тех печалят серые кукушки. читать дальше


На вершине этого железного тополя,
Звонко кукуя, они сидят.
Посередине семиколенного железного тополя
Два одинаковых черных беркута сидят,
Когти их [острые], как алмаз,
Дыханье их как ветер.
Под тремя небесами они
Лунокрылых птиц не пропускают,
Через три Алтая они
Четвероногих зверей не пропускают —
Глубь неба караулят
Эти два черных беркута.
На железном тополе
Свив гнездо, клекоча, они сидят, —
Сторожат, чтобы неизвестными путями алыпы не прошли,
Караулят, чтобы узкими тропами богатыри не прошли.
С луноподобными крылами, похожими на белые облака,
Два черных беркута моих
Землю Алтая сторожат —
Таковы, оказывается, они.
Под семиколенным железным тополем
Две одинаковые черные собаки
Теперь, оказывается, лежат.
Двумя одинаковыми железными цепями
Они гремят.
Чтобы неизвестными путями алыпы не прошли, сторожат,
Чтобы узкими тропами кезеры не прошли,
Поперек [троп] лежа, караулят.

~ В БЕЛОВОДЬЕ ~ В ...алтайских округах живет много староверов. Века тому назад они скрылись в темных лесах, спасая свою старую веру от новых законов Никона, а затем Петра. В чистоте и строгости еще соблюдается там старинная вера.

Седобородый строгий старовер скажет вам, если станет вам другом:

«Отсюда пойдешь между Иртышом и Аргунью. Трудный путь, но коли не затеряешься, то придешь к соленым озерам. Самое опасное это место. Много людей уже погибло в них. Но коли выберешь правильное время, то удастся тебе пройти эти болота. И дойдешь ты до гор Богогорше, а от них пойдет еще труднее дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье. Коли душа твоя готова достичь это место через все погибельные опасности, тогда примут тебя жители Беловодья. А коли найдут они тебя годным, может быть, даже позволят тебе с ними остаться. Но это редко случается.

Много народу шло в Беловодье. Наши деды Атаманов и Артамонов тоже ходили. Пропадали три года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и пришлось вернуться. Много чудес говорили они об этом месте. А еще больше чудес не позволено им было сказать».

   (Из книги Рериха Н.К. «Сердце Азии»)

~ ИГРА В ШАТРА ~ Игра в шатра и по форме, и по своему содержанию совершенно не похожа на шашки и отдаленно напоминает шахматы. Умение хорошо играть в шатра считается достоинством богатыря. В героическом эпосе «Козын-Эркеш» упоминается эта игра:

Сделав себе чудесный шалаш
Из шелковисто-зеленых ветвей ели
Богатырь Козын-Эркеш
С девушкой красавицей Байым-Суур,
Играя в шатру, веселились.


~ ПРИНЦЕССА УКОКА ~ Многим известна мумия женщины, которая была найдена на Алтае и стала носить имя Алтайской принцессы Укока Очы-Бала. Благодаря холодному климату Алтая, принцесса Укока очень хорошо сохранилась. Во время раскопок её нашли замурованной в куске льда. Археологи полагают, что Очы-Бала была влиятельной женщиной. На знатность особы указывало всё – шесть коней вместе со сбруей, украшениями и сёдлами, которые были похоронены вместе со своей хозяйкой, деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом.

Умерла принцесса в молодом возрасте, когда ей было около 25 лет. Судя по всему, принцесса была похоронена в V-III веках до нашей эры, когда на Алтае была развита Пазырыкская культура.

Вокруг принцессы Укока не перестают множиться слухи и легенды. Алтайцы верят в то, что археологами была найдена их богиня-прародительница Кыдым. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.

~ О КУРУМЧИНСКИХ КУЗНЕЦАХ ~ – ...и сейчас живут в Алтайских горах древние хранители, потомки тех самых курумчинских кузнецов, которые населяли ... Беловодье. ... живут хранители очень долго, не одно столетие...

Признаться, нас не слишком удивил рассказ алтайского пасечника об уникально долгом сроке жизни тех, кто является потомком древнейшей цивилизации. Как я уже писал, мы встречались с потомками древних атлантов и нам известно, как долго они живут на свете.

– ...почему курумчинские кузнецы тaк нaзывaются?

– ...курумы – это нaсыпи кaменных глыб, плaщом покрывaющие горные склоны. ... если люди почти до нaших с вaми дней искaли Беловодье, в существовaнии которого убеждaли их легенды, то верили они и в жителей этой чудесной стрaны. Беловодье, кaк думaли стрaнники, скрывaется дaлеко в горaх, a рaз жители Беловодья прячутся зa горaми, зa курумaми, то их и прозвaли курумчинскими. читать дальше

– А все-тaки почему кузнецы? Что они ковaли?

– ... Кузнецы могли выковaть из любого метaллa все, что угодно, дa только никогдa бы не получили они своего легендaрного имени, никогдa не нaучились бы ковaть, a знaчит, не стaли бы счaстливым нaродом, если бы не чудь.

...Чудь открылa кузнецaм свойствa метaллов, и не только метaллов. Чуди были известны недрa земные и воды озерные и речные, горы и лесa, и все, что рaстет, a кузнецы были ближе к солнцу, они дружили с огнем, подчинили себе молнии, но Земля с трудом открывaлa им свои тaйны. Чудь поведaлa кузнецам о душе метaллов, a кузнецы нaучились ковaть, потому что любили и знaли огонь; чудь рaсскaзaлa кузнецам о том, кaкую жизненную силу скрывaет в себе зерно, a кузнецы нaучились печь хлеб. Чудь и кузнецы были нужны друг другу.

   (Из книги Рушель Блаво "33 предмета, необходимых для счастливой и здоровой жизни")











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика