Сюжетной основой Уймонской росписи по большей части являются легенды и сказки Алтайского края. Напитанные красотой горных отрогов, окружающих Айское озеро, бурных зеленых волн Катуни, древних складок гор... легенды несут традиции и культуру живущего в Горном Алтае народа.

Жизнь Алтая тесно связана, переплетена с легендами, найти черту их разделяющую часто бывает непросто. В легенде автор никогда не называет своего имени, но рассказывает о своем народе, о его правителях, мудрецах, о бедствиях, испытаниях.

В давних алтайских легендах авторам зачастую чужда обыкновенная логика. Без тени смущения они повествуют о поединках людей с чудовищами, злыми духами. На сцене, как правило, в противовес им присутствуют и добрые духи, карающие провинившихся за нечестивые поступки.

Современные легенды и сказки, над которыми поработали исследователи Края, читаются иначе и воспринимаются логическим, красивым и законченным текстом. Они несут общечеловеческие ценности: нравственность, духовность, мужество, любовь.

   Источник

~ СВЯТОЙ ИСТОЧНИК АРЖАН-СУУ ~ Однажды охотник ранил в горах марала. Но зверь не упал, а быстро помчался прочь. Охотник же, прельстившись драгоценными рогами, погнался за маралом по снегу. Кровью истекал марал, но добежал до горячей воды Аржан-Суу и с разбегу кинулся в нее. Пока охотник спускался с горы, у зверя затянулись раны, марал выскочил из воды и помчался дальше. Увидев это чудо, охотник бросил сушеного хариуса — рыба поплыла в воде источника, шевеля плавниками. Кинул он в воду шкуру выдры, вынырнула выдра и погналась за хариусом. Понял охотник, что Аржан-Суу силу и жизнь всем дает.



~ КОГУЛЬДЕЙ — ВЕЛИКИЙ СТРЕЛОК ~ На скале у устья Кемечекпана нарисован человек, а вокруг него три маралухи. Это Эрке-Когульдей, Великий стрелок.

Когда-то Эрке-Когульдей человеком был, искусным стрелком. Из лука мог любого зверя, любую птицу убить. Азартный был: все живое его стрел опасалось как небесного огня.

Как-то поднялся он на высокую гору к самому синему небу и крикнул: «Все уничтожу!» Испугались все, стали молиться, чтобы небо образумило гордеца, смирило убийцу.

Хозяин неба, Тэнгери-Хан, разгневался и решил покарать стрелка. Послал он ему трех золотых небесных маралух.

Едва прекрасные животные коснулись копытами земли, обуреваемый жаждой разрушения охотник кинулся за ними в погоню. Но стрелы не задевали волшебных животных. Трижды маралухи обогнули землю, стали подниматься на небо, а охотник за ними. Так и остались они созвездием Великого стрелка – Ориона на алтайском небе. Три звезды – три маралухи, три другие – Когульдей, его собака и стрела. Уч-Мыйгак (три маралухи), так зовут алтайцы это созвездие.

~ О МЛЕЧНОМ ПУТИ ~ Млечный путь это небесная дорога (тегри jол).

По этой дороге ездит бог на своей колеснице. При езде на телеге по каменистой дороге, издается грохот, на земле это признается как гром. Когда бог прикуривает трубку, высекая кремнем искры – это на земле – молния. Когда бог от усталости глубоко вздыхает, дует ветер, когда выпускает дым от курения – появляются тучи и стелется туман.

~ МАЛЧЫ-МЕРГЕН~ Давным-давно, когда на Алтае русских переселенцев не было, жил-был алтайский батыр Малчы-Мерген. Мирно жил, скот пас. Когда пришли переселенцы, жизнь его спокойная нарушилась. Все переселенцы с богатырем спорили: то их стада лучше, то пастбища неправильно поделены и тому подобное. Малчы-Мерген все споры разрешал мирно, таким спокойным и уравновешенным он был. Недаром и имя ему такое дали Малчы-Мерген. Но вот однажды переселенцы спор завели о лошадях. Говорили, что их стада лучшие в горах Алтая. Но не соглашался с ними Малчы-Мерген – так любил он своего коня. Долго спорили.

Разгорячился Малчы-Мерген и сказал: «Мой конь любую пропасть перепрыгнет, на любую скалу заберется». Засмеялись тут переселенцы. Еще больше горячится Малчы-Мерген, давай пари с переселенцами держать. Договорились: если конь Малчы-Мергена перепрыгнет через большую яму, что на вершине горы недалеко от Катуни находилась, то отдадут переселенцы ему своих скакунов.Ну, а если нет – отдаст им богатырь всех своих скакунов во главе со своим любимцем. Вызов принят. Настал день испытаний. Разогнался Малчы-Мерген со стороны долины на своем скакуне, взлетел конь, приземлился на другом конце ямы. Только там, где конь оттолкнулся, пустое место от копыт осталось. Там оно до сих пор находится, Диким берегом называется. От радости закричал Мерген гортанным голосом: «Ай-я-я!!!», и эхо повторяло: «А-я, А-я, А-я ...». Закачали головами переселенцы, побежденными себя признали. А кое-кто и заплакал: жаль проспоренных лошадей. От их слез яма почти до краев наполнилась водой. Так появилось озеро на горе, а назвали его Ая, как эхо радость Малчы-Мергена повторяло.

~ ОБ ИСКУССТВЕ КАЙЧЫ И АЛТАЙСКОМ КАЕ ~ С древних времен на Алтае высоко почиталось исполнение героического эпоса - особое гортанное пение, наиболее распространенной и популярной в народе формой которого признается кай. Кай – это исполнение на память целого эпического сказания, достигающего несколько тысяч строк. Долгими ночами, иногда несколько суток подряд сказитель исполнял свои эпические произведения под сопровождение двухстороннего музыкального инструмента – топшура.


Исполняют кай сказители – кайчы. Они перевоплощаются в образы своих героев, вовлекая своих слушателей в мир прошедших веков. Перед глазами зрителей и слушателей возникают образы героев эпосов: Маадай-Кара, Очы-Бала, Алып-Манаш... Их героические поступки по защите своего народа, своей земли, свист ветра, капли дождя, топот коней, песни влюбленных производят неизгладимое впечатление... Сюжеты сказаний и мастерство исполнения горлового пения передаются от старшего поколения к младшим. Дети, слушая кай с малых лет, увлекаются этим искусством, запоминают тексты героических сказаний, пересказывают их сверстникам.

Обучение искусству кая начинается с ранних лет. Ученик, как и учитель, кайчы, живёт жизнью эпических героев, все события, происходящие с героями, проходят перед глазами сказителя, который описывает их каем. Алтайские кайчы – почитаемые в обществе люди. Они приглашались на праздненства и свадьбы, знаменательные события. В село, где он появлялся, съезжался народ не только из ближайших мест, но и из отдалённых районов.

Кайчы были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчы исполнял эпическое сказание, обращаясь к тайга ээзи, Духу Тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.

~ ПОЧЕМУ КАБАРГА ОБИТАЕТ В СКАЛАХ (ТООРГО) ~

Кабарга и Лось встретились и заспорили, у кого густой шерстный покров (у кого много шерсти).

Стали считать друг у друга волосы шерстного покрова. Лось думал: коль он по величине больше, у него волос должно быть больше.

Когда сосчитали, оказалось, что у Кабарги волос больше. Лось обиделся, что он проспорил зверьку величиной с большой палец и пустился бежать в поле, а кабарга убежала в скалы.

С тех пор кабарга живет в скалистой местности, а лось пасется на лугу в предгорье.


~О ЛЕБЕДИНОМ ОЗЕРЕ~ Никто не помнит в какие годы случилось такое... Поднялся в горах сильный ураган. Ураган такой сильный, что выплескивал озера, вспять поворачивал реки, рушил скалы. На самые вершины гор выплеснул ураган красивое озеро Келюкон, Лебединое озеро вместе с плававшими там лебедями... Стая взметнулась стремительно вверх, спасаясь от гибели. Не успел взлететь молодой лебедь. Ударился о скалу, разбился, только перья белые закружились в воде. Схватила в клюв его перо подруга и стала кружить над озером в том месте, где разбился лебедь. Наутро ураган стих, лишь над озером с пером в клюве кружила одинокая лебедушка. Наконец она обессилела, упала в озеро и утонула. Ветер унес перо ее друга на берег. В том месте, где это случилось, забил из земли чистый, прозрачный ключ. Ключ снова наполнил сухую лощину, дно высохшего озера водой. И озеро заплескалось, как прежде – прекрасное. А стон подруги лебедя над озером, говорят, слышен до сих пор. Особенно при ветреной погоде.

~ СКАЗКА-ЗАГАДКА ~ Был у одного хана сын. Подошло ему время жениться. Стал ему хан невесту подыскивать. Много девушек было на примете у хана: были среди них и красавицы, и умницы, и хорошие певицы, и замечательные танцовщицы. Призадумался хан, как же найти самую достойную невесту?

И решил тогда хан выбрать в жены своему сыну самую хорошую хозяйку. Собрал он всех девушек, желающих стать ханскими невестками, и объявил, что та, которая первой вскипятит воду в чайнике, и выйдет замуж за его сына.

Велел он выдать каждой девушке по чайнику, равному количеству воды и дал отсчет времени.

Кинулись девушки хворост собирать, костер разводить, торопятся, стараются. читать дальше

Была среди них одна девушка, которая совсем не хотела идти замуж за ханского ленивого сына, потому что любила она обыкновенною пастуха, да так сильно, что и ханское богатство было ей не мило. Это отец ее настоял, чтобы она приняла участие в соревновании, уж очень ему хотелось породниться с богатыми людьми.

Так вот. легенда рассказывает, что именно у этой самой девушки у первой закипела вода в чайнике. Как вы думаете, почему?

Ответ: Все те девушки, которые очень хотели выйти замуж за ханского сына, непрерывно поднимали крышки чайников и смотрели: не закипела ли вода. Температура нагрева воды в чайнике падала, и на закипание воды требовалось уже больше времени. Та же девушка, которая не хотела замуж, к чайнику и не притрагивалась, поэтому и вода закипела у нее быстрее всех.











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика