23 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ С.Н. РЕРИХА

Святослав Рерих

Выдающийся художник, философ, учёный, гуманист и деятель Культуры ХХ века Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье великого русского художника, учёного, путешественника, гуманиста и деятеля Культуры Николая Константиновича Рериха и его жены, Елены Ивановны – писателя и философа, создателя книг Живой Этики.

С первых лет жизни Святослава окружала атмосфера красоты, труда, поиска, познания и вдохновения. «Мой отец и моя мать были людьми, которые понимали высокие идеалы жизни... Мне выпало редкое счастье видеть в них живой пример. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником вдохновения, великим источником счастья», – писал Святослав Рерих ("Мой вечный учитель"). Он оставил нам замечательные портреты своих родителей. В 1916 г. были написаны первые три портрета отца, а за свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К. Рериха.

Интересы юного Святослава были весьма разносторонними: учась в гимназии, посещал специальные классы в Школе Общества Поощрения художеств; интересовался естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией; изучал историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов. Вместе с отцом ездил в археологические экспедиции по древнерусским городам. Пробовал писать прозу и стихи.

1918 семья Рерихов, находившаяся в Финляндии, оказалась отрезанной от Родины в связи с закрытием границы между Россией и отделившейся от неё Финляндией.

За границей начинается культурно-просветительская деятельность Святослава Рериха. Он помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер русских композиторов в английском театре Ковент-Гарден: Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П. Бородина «Князь Игорь». А затем, увлёкшись театральным искусством – декорациями, костюмами, постановками, он создаёт несколько балетов, в том числе, одноактный балет «Свет и тьма», имевший большой успех.

В 1921–1928 гг. С.Н. Рерих участвует в создании и работе Учреждений культуры, организованных Н.К. Рерихом в США: в художественном объединении «Cor Ardens» («Пылающее Сердце»), центре «Corona Mundi» («Венец Мира»), Институте объединённых искусств и других, затем – в организации и продвижении Пакта Рериха как один из его учредителей.

С 1931 г. Святослав Рерих вместе с родителями постоянно живёт в Индии, и на его полотнах расцветают волшебные краски этой древней страны, которую он горячо полюбил. Но до конца жизни он пронёс трепетную любовь к своей великой Родине и веру в её великое будущее. «Ничто не помешало мне остаться русским человеком», – сказал однажды Святослав Николаевич.

В долине Кулу, в Институте гималайских исследований С.Н. Рерих руководил отделением, занимавшимся изучением лекарственных растений, флоры и фауны. Сам он много лет проводил исследования эфироносных растений в Гималаях и в прилегающих к долине районах. Кульминацией этих исследований стала организация Святославом Рерихом собственной плантации эфироносов на юге Индии, под Бангалором, в начале 1949 г. Это была первая в Индии и одна из крупнейших в мире плантация эфироносов, которая насчитывала более 12 тысяч деревьев. Эфирные масла поставлялись для парфюмерной промышленности в Швейцарию и Францию.

С.Н. Рерих достиг высочайшего мастерства в искусстве портрета, добившись глубокого проникновения в сущность человека. Он запечатлел на своих полотнах и выдающихся государственных деятелей, и простых людей, живущих по соседству. Огромные – в полный рост - портреты великих государственных деятелей Индии Джавахарлала Неру и Индиры Ганди, написанные Святославом Рерихом, находятся в историческом Центральном зале парламента Индии в Нью-Дели.

Им написаны прекрасные пейзажи и выразительные натюрморты. Во всех произведениях Мастера присутствуют Гармония и Красота, восхищая и радуя Сердце.

Рерих С.Н. Воззри, человечество!
(Предупреждение человечеству). 1962 г.

Святослава Николаевича волновало будущее нашей цивилизации. Многие его произведения – предупреждение человечеству. В их числе – картина "Воззри, человечество!" Как говорил сам художник, «это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества... Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня» («Луч надежды», 1975).

Девиз С.Н. Рериха – «Будем всегда стремиться к Прекрасному». Искусство его самобытно и безгранично, это подлинный «праздник Красоты». О творчестве Святослава Рериха можно сказать его же словами: «Подобно Прометею, истинный мастер приносит нам Божественный Огонь своего великого стремления познания Красоты и, подобно Орфею, строит он стены Божественного города, благодаря гармоничности своего искусства. <…> (Из статьи «Искусство и народ»).

Статьи, беседы, выступления по радио Святослава Николаевича изданы у нас в стране в ряде сборников и книг. Мысли С.Н. Рериха очень важны для нашего продвижения в Будущее и для осмысления происходящего в нашей жизни сегодня, в том числе в сфере нравственного воспитания и образования. Он сказал - «лучший дар, который вы можете принести человечеству, - это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые может быть смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь» («Поднимая себя, поднять других». Заключительное слово на юбилейной конференции в Музее искусств народов Востока 30 октября 1984 г.).

Устремляя нас в будущее, Святослав Рерих говорил: «Так будем думать, думать широко, думать обо всём, чтобы мысленно увидеть то великое Мироздание, к которому всегда стремились все лучшие умы человечества, и мы сможем обогатить нашу жизнь и через нас и многих других. И если мы никогда не увидим конца всему этому, то всё-таки оно будет нас вести, будет нас вдохновлять, и с каждым годом мы будем расширять наши знания...» («Поднимая себя, поднять других»).

Святослав Рерих предупреждал, что «материальное процветание без соответствующего усиления морально-этических ценностей, в конечном счёте, приведёт к бедствию. Традиционное образование даёт нам только средства, но достойные, лучшие условия жизни должны строиться на фундаменте этики и морали. Иначе простое накопление знаний лишь безмерно усложнит жизнь и тем самым затруднит человеку процесс формирования из себя более совершенного существа…» (Из книги: С.Н. Рерих. "Врата в высшую жизнь". М., 2009).

Адити Васиштха, директор школы имени Ауробиндо (Бангалор, Индия), с которой сотрудничал С.Н. Рерих, сказала о нём: «Жизнь доктора Святослава являлась живым примером самых высоких и самых чистых жизненных идеалов. Именно это было в нём необыкновенно привлекательно.

Доктор Святослав прошёл высочайший жизненный путь. Он жил в Свете, мыслил и действовал по велению не рассудка, а души. Он был добр ко всем, полон божественного смирения, его слова успокаивали и вдохновляли слушателей. Он был подобен солнечному свету и, всегда счастливый сам, дарил счастье всем, кто с ним соприкасался. Нам надо стараться быть похожими на него».

Е.М. Примаков, председатель Правительства РФ в 1998-1999 гг., академик отметил главное в творчестве С. Рериха: «Если говорить о философском стержне художника, то у Святослава Николаевича он очевиден. Его философский стержень – это гармония. Гармония между человеком и природой, гармония между двумя странами, которые ему были ближе всего, – Индией и Россией, гармония между Западом и Востоком, гармония между различными конфессиями и между различными философиями...»

Святослав Николаевич Рерих – словно живой мост между двумя странами – Россией и Индией, их великими культурами.

В СССР первые выставки картин С. Рериха состоялись в 1960 году в Москве (Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и Ленинграде (Государственный Эрмитаж). Каждая выставка и выступление в печати, по радио и телевидению Святослава Николаевича были в СССР глотком свежего воздуха.

Приникая к телевизору, ловила каждое слово величественного, статного, седовласого и седобородого Мудреца – так я называла С. Рериха. В нём привлекало всё: и внешность, и спокойный голос, и проницательный взгляд внимательных глаз, а слова его западали в душу… Сколько Сердец загорелось От огненного творчества Святослава Рериха, от общения с ним – по всему миру!

Его Великая Душа покинула земной план 30 января 1993 года... Не меркнет оставленный ею Свет и Красота.










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика