ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДА МАРИИ МОНТЕССОРИ [1]
(По материалам лекции Мэри Эллен Манц [2], Омск, март 2009 года [3])

Введение Мэри Эллен

Мария Монтессори

Прежде чем начать говорить о духовной составляющей метода Марии Монтессори, необходимо подумать, как ответить на вопрос, что такое обучение и образование, и как это понимают в России. Что в русских семьях желают своим детям? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо отстраниться от настоящей ситуации, подумать о друзьях, домашних, и не о том, каков духовный идеал, а о том, что русские люди в целом желают для своих детей. Необходимо подумать о ценностях и целях обучения и образования в России.

Задайте себе эти вопросы и попытайтесь на них ответить.

Во многих случаях у людей очень возвышенные взгляды в отношении духовной составляющей метода Монтессори. Но для того, чтобы помочь родителям понять, как этот метод поможет им, нужно начать говорить на их языке. Нужно понимать, что они хотят для своих детей и нужно помочь им понять, как Монтессори поможет им достичь того, к чему они стремятся.

Взгляды русских и американских родителей очень похожи.

Первое, о чем говорят родители – это о безопасности и здоровье.

Второе – об успешной учебе в школе [4].

Родители хотят, чтобы детей принимали в обществе.

Родители хотят, чтобы их дети были счастливы.

Родители надеются, что школы помогут их детям обнаружить их особые таланты и разовьют эти таланты.

Что значит обучение и образование? Что говорят об этом родители и педагоги?

Первое – быть культурно развитым, а это непосредственно связано с уровнем развития родителей. И это характерно для всего мира.

Второе – это умение общаться и быть любимым. Это очень важно.

Ребенок должен чувствовать и относиться хорошо к себе самому, чувствовать уверенность внутри себя.

К сожалению, очень невелик процент тех людей, которые являются сознательными родителями, которые осознают свою роль как родителя. И такую ситуацию можно наблюдать по всему миру.

[1] Мария Монтессори (1870-1952) – выдающийся итальянский педагог и психолог. Еще в начале 20 века она создает педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было и нет. По всему миру открыты тысячи школ Монтессори. Смысл метода Монтессори в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача взрослого – помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, пойти своим уникальным путем.

[2] Мэри Эллен Манц, преподаватель из штата Монтана, США, является сертифицированным преподавателем метода Марии Монтессори с опытом работы более 30 лет и, по нашему мнению, наиболее чисто передает методику обучения детей по этому методу.

[3] Приглашение преподавателя и обучение специалистов осуществлялось на благотворительной основе при посредничестве Межрегиональной Общественной Организации «Сириус» в марте 2009 года.

[4] В Америке детские сады Монтессори называют школами Монтессори, дети в них обучаются от рождения до 12 лет.

Мэри Эллен Манц

Мэри Эллен Манц

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Я помню, что на следующий день после того, как родился мой первый ребенок, он был со мной и не плакал. А я слышала, как другие новорожденные дети плакали и кричали. И я подумала, что он здесь единственный ребенок, чьи родители признают его таким, какой он есть. И он – это мир. Я вспомнила цитату из Библии, о том времени, когда родился Христос. Я думаю, что все наши дети – это Христосущества, и большинство людей в нашей цивилизации не подозревают, кто эти дети. И их души глубоко опечалены, потому что никто не узнает их.

Духовная подготовка учителя

Чем более подготовлен учитель и родители, тем больше у ребенка будет возможностей проявить возвышенную природу своей сущности.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Очень много лет я готовила педагогов. И я видела, как часто люди приходили обучаться на педагогов Монтессори с прекрасным идеалом и стремлением служить. Но они не всегда имели внутренний потенциал для такой работы. Я думаю, что есть особые качества, которые необходимы для работы с маленькими детьми. В этом вы должны быть честны с самим собой. Когда вы начинаете работать с детьми, вы должны определить для себя, действительно ли вы любите это? Действительно ли вам подходит эта работа? У меня есть большой опыт наблюдения. Многие люди думают, что они хотят это делать. Но когда они понимают, что им надо быть в классе весь день и каждый день, им уже не очень это нравится. Это небольшое предупреждение об очень большой ответственности. У вас должно быть огромное стремление служить. Истинная любовь к детям. Вам должно нравиться быть рядом с ними.

Работа с маленькими детьми по системе Монтессори – это, прежде всего, духовная подготовка. Она включает физический аспект, необходимость замедления вашего ритма, что подразумевает некое упрощение деятельности и возможность концентрироваться на одном материале в данное конкретное время.

При презентации материалов можно наблюдать, как медленно и точно это делается. Часть этого процесса называется анализ и контроль движения. Анализ подразумевает мысли о том, какое движение собираешься сделать. Например, мы захватываем, поднимаем, перемещаем, ставим, отпускаем и делаем паузу. И начинаем снова.

В этом есть определенная самоотверженность, смирение и умение отпустить себя, отпустить свои проблемы и оставить их за дверью. Можно не сомневаться в том, что когда вы выйдете, проблемы все равно вернутся.

Если вы готовы отдавать себя всего каждому ребенку, на каждом уроке, вам достаточно просто быть.

Мария Монтессори с детьми

Одна из самых сложных вещей – это то, что мы, как взрослые, привыкли постоянно все контролировать, наш дом, нашу семью. А когда вы находитесь в классе Монтессори и даёте урок, вы уделяете внимание только одному ребенку, который сидит рядом, и уже невозможно полностью контролировать всех других детей. В этом случае учитель должен уметь отпускать контроль и знать, быть уверенным, что с детьми все будет в порядке. Они все сделают свой выбор. Может быть, некоторые будут ходить по классу немного дольше, но они найдут то, что им понравится.

Представим, что, например, в класс входит директор. У многих учителей это вызывает усиленное сердцебиение. Они думают, что если с ребёнком стряслось что-то нехорошее – это их вина. Они выскакивают, прерывают урок, полностью прерывают концентрацию ребенка, потому что они боятся, что у них будут неприятности, и поэтому прерывают презентацию.

Это вопрос того, насколько вы неэгоистичны: «Это мой класс, он такой, какой есть. Если кто-то видит, что кто-то шалит, я все равно должна выполнять свою работу».

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Для того, чтобы почувствовать, насколько хорошо вы сможете выполнять свою работу духовно, вы можете представить, что вы стоите в центре класса и настраиваетесь на каждого ребенка. Я делаю это утром, до того, как приходят все дети. Я прошу Мать Марию учить через меня. Тогда потребности ребенка будут направлять меня принимать решения в отношении того, какие уроки необходимо дать.

Я отвожу время на то, чтобы убедиться, что каждый вид материала идеально расположен на полке, аккуратно стоит. Я отвожу время на то, чтобы протереть пыль и убраться в классе. Пыльную полку дети будут проходить мимо.

Если ребенок берет карандаш, который сломан или не заточен, его интерес блокируется. Если ребенок собирается получить урок мытья рук, а крем, которым мы смазываем руки после мытья, закончился, интерес пропадает.

Все детали являются частями урока, осознание деталей становится очень важным. Это та работа педагога, которой необходимо уделить достаточно внимания. Необходимо позаботиться о среде и иметь время убедиться, что все на месте, правильно расположено и готово.

Очень часто даются уроки, к которым дети не проявляют интереса. Это можно воспринимать на свой счет, очень лично. И может появиться внутренняя реакция: «Я провела столько времени, чтобы предложить это тебе, а ты этого не хочешь». Монтессори педагог так себя не ведет. Работа педагога Монтессори напоминает Путь Будды, путь непривязанности к плодам своего труда. Педагог должен быть очень терпеливым.

Мария Монтессори говорила, что есть две вещи, которые мы должны преодолеть – это гордыня и раздражение. Хотя мы можем думать, что в нас этого нет. Мария Монтессори говорила, что мы должны стать подобными ученому и священнику.

Священник полностью заменил свой гнев терпением. Неважно, каким образом ребенок или родитель нас испытывает. Мы должны оставаться спокойными. Мы должны сохранять баланс внутри себя. И мы всегда должны отвечать с добротой.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Иногда бывает, что вы очень расстраиваетесь из-за того, что происходит в классе. Если у вас есть ассистент, просто поймайте ее взгляд и покажите, что вам необходимо выйти. Вы выходите, глубоко вдыхаете, считаете до 9 и заходите обратно с улыбкой. Иногда это очень сложно. А иногда у вас нет ассистента. В первый год моей работы у меня не было помощника в классе. В моем классе было 17 детей, ни один не учился в классе Монтессори до этого, и я не работала в классе Монтессори до этого. И некоторые дни были очень сложными. Иногда мне приходилось просто садиться, закрывать глаза, глубоко вдыхать, потому что я не могла выйти из класса.

Монтессори говорила, что пока дети не причиняют друг другу боль, в классе всё в порядке.

Мария Монтессори с детьми

Теперь мы обратимся к качеству ученого в педагоге. Ученый рождается внутри вас, когда вы преодолеваете гордыню.

Гордыня появляется, когда мы думаем, что мы знаем ответы, думаем, что мы больше, чем ребенок, и знаем лучше. Когда мы действительно становимся смиренными, мы превращаемся в ученых, которые ведут наблюдения в своем классе, как в своей лаборатории. Нет таких деталей, которые могут быть для нас неважными.

Представим, что мы находимся в обсерватории и заглядываем в телескоп. Как это прекрасно! Но мы не понимаем и половины того, что видим. Мы просим астронома рассказать, что там на самом деле. И мы осознаем, что многое даже не заметили.

Представим мощный микроскоп, с помощью которого можно рассмотреть структуру клетки. Если вы не обучались этому, вы скажете, что там какая-то симпатичная картинка. Вы не имеете никакого представления о том, что вы разглядываете. А биолог начнет вам рассказывать о том, что там есть. Вы этого не знали и не видели.

Представим теперь, что мы в классе с детьми или дома наблюдаем за своим ребенком или племянниками. Подумаем, что на самом деле делает ребенок. Мы можем этого не видеть, потому что мы не натренированы. Может быть, мы видим, но понимаем ли, что мы видим? Поэтому первое качество хорошего педагога Монтессори – это стать хорошим наблюдателем.

В одной из книг Монтессори рассказывает историю об одном мальчике, у которого были неприятности каждый день. Нужно было постоянно его одергивать, потому что он начинал драться с другими детьми. Он часто крал вещи и материалы со столов других детей. И вот однажды, он подошел к столу маленькой девочки и взял ее карандаш. Мария Монтессори была уже на грани и намеревалась подойти к нему, забрать карандаш и остановить его. Но что-то ей подсказало, что нужно подождать. Она увидела, что ребенок взял карандаш, заточил его и принес обратно маленькой девочке! Это был первый конструктивный поступок, который этот ребенок сделал за три месяца. А она чуть не испортила этот момент! Если бы она вмешалась, возможно, пришлось бы ждать еще три месяца до другой конструктивной идеи.

Так, иногда мы наблюдаем и думаем, что понимаем, что происходит. Мы что-то говорим и пытаемся поддержать дисциплину. А ребёнок реагирует, как будто чувствует огромную несправедливость. И приходится думать, что возможно это и было несправедливо. Возможно, мы думали, что понимаем, но мы недостаточно внимательно наблюдали. Монтессори считала, что, в конечном счете, это нехватка смирения. Поэтому она пыталась успокоиться, замедлить действия и наблюдать, наблюдать, наблюдать.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Поверьте, когда вы берете на обучение класс детей, и вам нужно давать много уроков, наблюдать становится очень сложно, но вы должны делать это, вам нужно найти способ. Так, духовно мы проходим через изменения сердца. Мы пересматриваем наше понимание того, что мы должны делать.

Вы должны быть убеждены, что это не вы учите. Что вы только предоставляете материал детям для самостоятельного обучения.

Марио и Мария Монтессори с детьми

В одной из своих книг Монтессори говорит о слуге и его хозяине.

По старым фильмам мы вспоминаем, как слуга пожилого человека приносит ему пальто, пищу и т.д. Слуга приносит чай, но он не говорит: «Сейчас ты должен выпить чай». Можно принести человеку расческу, но не говорить: «Ты должен сейчас причесаться». На этом примере Монтессори показывала, что ребенок – это хозяин, а учитель – это слуга.

Мы даем ребенку то, что ему требуется, но мы не требуем от него, чтобы он взял это раньше, чем будет готов.

Монтессори говорит, что ребенок – это Христос, который приходит в мир. Каждый ребенок – это мессия, который ведет нас к лучшему миру. А мы, как волхвы или мудрецы, приносим ему наши дары, эти прекрасные материалы, эти простые способы обучения. И мы склоняемся в смирении перед светом внутри этого человека.

Но в то самое время, когда мы чувствуем признательность к душе ребенка, мы должны понимать, что ребенку нужно, чтобы мы оставались взрослыми. Часто возникает много проблем, когда взрослые начинают понимать, что перед ними ребенок Света. Они считают, что у ребенка большие духовные достижения, чем у них. И они снимают с себя свою родительскую роль.

Да, дети приходят с великими дарами. Но им следует учиться жить в этом мире. И им необходимо понять и принять порядок иерархии. Когда мы в смирении понимаем, что ребенку необходим какой-то конкретный урок, мы берем на себя ответственность научить ребенка определенным нормам поведения, которым наши дети должны научиться.

Мы также должны понимать, что души приходят в мир с самыми разными наработанными моментумами. Вы думаете о душе, которая проделала очень большой Путь, которая провела на этой планете очень долгое время. Эта душа могла наработать очень сильный моментум достижений в служении, а быть может и в эгоизме или причинении вреда. Да, мы должны быть честны по отношению к самим себе и своим собственным качествам, и мы также должны быть честны и в отношении качеств детей, о которых мы заботимся.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Я читала книгу об английском короле Генрихе II и его жене Элеоноре. У них было много детей. В частности, у них было четыре сына, каждый из которых хотел стать королем в будущем. Среди них были Ричард Львиное сердце и другие, имена которых вы, возможно, знаете из истории. Этих мальчиков очень любили, баловали родители и потакали им. Родители не могли отследить негативные тенденции и последствия, потому что слепо любили их. А поскольку они не видели этих тенденций, они не могли их исправить. Со временем, когда мальчики подросли, трое из четырех объединились против отца и пошли на него войной, чтобы захватить трон. И даже тогда отец простил их из-за своей любви. Они снова поступили таким же образом. И опять отец простил их. Затем сыновья снова восстали, а отец просто отказывался видеть отсутствие в них преданности.

Мой духовный учитель использовала интересный термин – аватар. Она называла это «синдромом сладкого маленького аватара-монстра» в нашем обществе. Потому что некоторые дети считались очень высокими душами, они были милы, прекрасны, обожаемы, но очень непослушны.

Мы не хотим воспитывать манипулятивные стороны ребенка, хотя он такой милый и обожаемый. Мы должны осознавать, что наши дети – это взрослые души, которые находятся в детских телах. И они даны нам для того, чтобы позаботиться о них. Мы – те люди, которые научат их.

Мария Монтессори с детьми

Монтессори говорила о полярности нашей цивилизации. Это полярность между ребенком и взрослым. Мы живем в цивилизации, которая сконцентрирована вокруг взрослого. Жизнь во многих домах сконцентрирована на нуждах взрослого. Ребенок – на втором месте. Если маме и папе нужно выйти на улицу, ребенка хватают и вытаскивают за дверь без всякого уважения к тому, что он пытается сам завязать шнурки на ботинках или самостоятельно одеть пальто. И из-за того, что взрослого ставят на первое место, получается, что развитие ребенка сильно страдает. Когда развитие ребенка подавляется, это ведет к очень долгосрочным последствиям.

Как надеялась Монтессори, когда-нибудь мы придем к развитию цивилизации, которая понимала бы, что нужды ребенка очень важны. Если мы вырастим ребенка, у которого есть возможность полностью реализовать свой потенциал, это изменит мир за одно поколение. Но духовно мы, как взрослые, должны подумать о наших жизнях по-другому. Мы должны пройти через основательное изменение нашего отношения к ребенку, полностью признавая и уважая его каждодневное изменение и развитие. И это фундаментальное изменение происходит только один раз, в первые 6-7 лет жизни.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Я пытаюсь передать вам сокровенность нашей ответственности, почитания и уважения к ребенку, а также осознание того, что мы должны учить ребенка тому, как ему вести себя в мире.

Есть чудесная часть из сферы практической жизни, которая касается этикета.

Вот, у меня есть карандаш, и можно продемонстрировать этот урок.

– Разреши мне, пожалуйста, взять твой карандаш.

– Да, пожалуйста, – прозвучит в ответ.

Или, у меня был урок из той же сферы практической жизни, когда я наливала сок.

И тогда я бы дала детям следующий урок:

– Могу ли я предложить вам стакан сока?

– О, да, спасибо! – Так вам надо было бы научиться отвечать.

В случае если мы нечаянно столкнулись, то мы бы потренировались говорить: «Ой, извините».

Или скажем, если Таня и Катя разговаривают, а мне нужно поговорить с Катей, то нужно подождать, когда появится пауза для того, чтобы сказать «Извините, пожалуйста, Катя, можно тебя на минутку?»

Уроки этикета являются частью каждодневной жизни класса. Во многих классах есть обед, который готовят дети и сами накрывают на стол. Большие вазы с фруктами дети выносят из кухни и расставляют на столах. И они с большим усердием и аккуратностью ухаживают друг за другом и помогают друг другу.

Так, Монтессори дает нам понимание того, что, когда мы освобождаемся от своего эго и начинаем участвовать в жизни детей, по мере того, как мы учимся наблюдать, мы проходим посвящение, как она говорила, мы становимся посвященными в сокровенную жизнь ребенка.

Учитель должен быть абсолютно свободен от всего нечистого. Учитель должен посвятить себя огню внутренней жизни во всей своей чистоте. Если не поддерживать этот огонь, то он потухнет и никогда не сможет загореться снова.

Мария Монтессори в процессе обучения

Духовная природа ребёнка

В книге «Религиозный потенциал ребёнка», написанной доктором Софией Кавалетти, есть несколько примеров того, как раскрывается духовная природа ребёнка. Автор книги, богатая женщина Рима, много лет работала с Марией Монтессори и вела работу над религиозной программой школы Монтессори.

Вот несколько историй из ее книги.

Жила была трехлетняя девочка. Она не ходила в детский садик, у нее не было возможности общаться за пределами дома, а дома никто никогда не говорил с ней на религиозные темы. Однажды эта малышка подошла к своему папе и спросила: «Как появился мир?» Папа был атеистом. Он стал рассказывать про эволюцию и дал ей материалистичный и приземленный ответ. Но для того, чтобы быть справедливым, он добавил: «Есть люди, которые верят, что мир сотворен могущественным существом по имени Бог». И тут вдруг, девочка стала радостно прыгать по комнате и танцевать, приговаривая: «Я знала, это был Он! Я знала, это был Он!»

Вторая история – о пятилетнем мальчике.

Как-то он спросил свою маму: «Кого ты больше любишь, меня или Бога?» Мама сказала: «Тебя, конечно!» Мальчик ответил: «Это твоя огромная ошибка!»

Еще один случай.

Маленькая девочка бегала и играла в саду. И вдруг, она заметила бабочку и побежала за ней. Затем она прибежала к маме и стала плакать и говорить: «Мама, я знаю Бога!» Позже она рассказывала: «Все как будто раскрылось вокруг меня! Я стала яснее видеть, и моё тело внутри было наполнено радостью и теплом!»

И еще одна удивительная история.

В одной семье было двое детей, девочка четырех лет и недавно родившийся малыш. Девочка постоянно спрашивала маму и папу: «Можно ли мне остаться с малышом наедине?» Родители немного волновались по этому поводу. Они читали о конкуренции и враждебности старших детей по отношению к младшим и боялись, что старший ребёнок может причинить вред малышу. Но девочка продолжала упрашивать: «Пожалуйста, пожалуйста, разрешите мне побыть с малышом наедине!» В конце концов, ей разрешили, но стали внимательно слушать, что будет происходить в детской. Они услышали, как маленькая девочка стала шептать малышу: «Расскажи, пожалуйста, расскажи мне о Боге, а то я начинаю Его забывать!»

Так, дети рождаются с внутренним осознанием того, кто они на самом деле. И это наш выбор, будем ли мы это признавать и развивать, или наше поведение заставит ребенка отойти от истины.

Часто родители спрашивают: «Зачем нашему ребёнку ходить в школу Монтессори, когда он должен будет столкнуться с реальным миром?» У ребёнка есть внутренняя связь с Богом, и чем дольше мы сможем удерживать ребенка в коконе Света, тем сильнее будут их души в реальном мире.

Да, ребенку нужна чистая свежая пища. Но ребенку также требуется внимание к его душе. Ему нужна гармония, больше всего ему нужна гармония.

Мария Монтессори с детьми

В одной из больниц в США исследовали факторы развития здоровых детей. Очень важными факторами оказались два психологических фактора.

Первый фактор – это отношения между матерью и отцом. Женщинам с негармоничными отношениями с мужьями в три раза чаще делали аборт. В других случаях, при таких отношениях часто рождался неполноценный ребёнок.

Второй фактор – это отношения женщины с ее собственной матерью, которые также влияют на все время беременности.

Поэтому будущие родители должны знать, что для духовного благополучия детей, возможно необходимо сначала решить проблемы с супругом или со своей матерью и сделать это ещё до рождения ребенка.

Многие считают, что если женщина беременна, она должна хорошо питаться и следить за своей диетой. Но доктора считают, что делать это в период беременности уже поздно. Девочке подросткового возраста уже необходимо правильно питаться, чтобы в этот период начать питать тело необходимыми для рождения будущего ребенка веществами.

Есть удивительная медитация, которую может использовать будущая мама. Можно взять фото молекулы ДНК и использовать его как символ своей ДНК и ДНК ребёнка, визуализируя, как молекула наполняется Светом, и просить Бога удалить все дефекты нашей генетической структуры, генетического аппарата супруга и будущего ребёнка.

Так мы можем медитировать каждый день.

Можно выбирать для медитации по одной из 9 симфоний Бетховена и медитировать под одну симфонию каждый месяц беременности.

Можно использовать фотографии развития плода по месяцам или даже неделям и, кладя левую руку на сердце, а правую – на изображение, призывать Свет для вашего ребёнка и для каждого ребенка этой планеты этого периода развития.

В древней Греции и древнем Китае очень хорошо понимали, что медитации матери имели сильное влияние на развивающегося ребёнка. В древнем Китае понимали, что музыка является одним из самых влияющих на беременность факторов. Гармония музыкальной геометрии работает над вместилищем души ребенка, точно также как и медитация на образы индийского и буддийского искусства, где используются формы священной геометрии творения.

Подготовка родителей до появления ребенка на свет может усилить его духовное развитие еще до его рождения и даже до зачатия. Для того чтобы оказывать помощь ребёнку, мы, прежде всего, должны понимать законы развития жизни и работать с этими законами.

Мария Монтессори пишет в своей книге «Ребёнок и церковь»: «Господь наделил ребёнка своей природой и установил определенные законы как его психического, так и физического развития. Любой, кто отвечает за нормальное развитие ребенка, должен знать эти законы. Отвернуться от них или игнорировать их будет означать потерю того направления, которое дал нам Бог, ведущий ребёнка». Далее она продолжает: «Открытие законов развития ребёнка – это то же самое, что открытие духа и мудрости Бога, который действует внутри ребёнка. Признание божественной мудрости как необходимого элемента работы учителя – вот истинный менталитет педагога».

Мария Монтессори дает понятие о ребёнке как о духовном эмбрионе. По мере развития ребенка, развития его тела и его индивидуальности, происходит, как она это называла, воплощение, душа воплощается в теле. Здесь имеется в виду не только физическое, но и ментальное и эмоциональное тела.

Монтессори говорила, что мы должны рассматривать ребенка как младшего брата или сестру Христа.

Марио и Мария Монтессори с детьми

Ребёнок с момента зачатия и до взросления постоянно меняется. Когда ребенок заканчивает прохождение сенситивных периодов к 24 годам, то он достигает состояния, которое Монтессори называла нормой человеческого вида. Стадии развития человека пройдены, и теперь мы просто становимся старше, мы больше не меняемся настолько сильно. А в самом начале развития, в то время, когда ребенок постоянно меняется, находится ключ для понимания того, как мы можем помочь ему. Монтессори говорила, что ключом к обучению является обучение последовательно появляющихся личностей одного и того же ребёнка. В личности младенца и ребенка от года до 3 лет происходит интеграция способности двигаться, ходить, говорить, контролировать движения. С 3 до 6 ребенок становится уже маленьким человеком, маленькой личностью. Его личность постоянно исследует и пробует разные виды деятельности. С 6 до 9 его личность стремится учиться и обретать понимание. Происходит переход от вопроса «Что это?» к вопросу «Почему? Зачем?». При рассмотрении стадий развития, мы обращаемся к цели обучения.

Целью обучения Монтессори считала освобождение духа ребёнка. Обучение – это внешняя поддержка эволюции души.

Что это означает?

Ребенок рождается, и мы держим его на руках, не имея ни малейшего представления о том, какова эта душа на самом деле. У ребенка есть своя задача. Прежде всего, он должен развить огонь своего сердца. И вторая задача ребенка касается дара, с которым он рождается. Нам же необходимо дать ребенку образование, обучить его, чтобы он мог поделиться своим даром с человечеством. Ведь мы живем в этом мире для служения. Когда ум ребенка занят изучением, и чувства переживают какой-то опыт взаимодействия с разными предметами, если эти предметы соответствуют миссии ребенка, происходит согласование.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

В нашей школе каждый год мы молимся о том, чтобы узнать, кем является каждый конкретный ребенок. Что мы должны показать этому ребёнку? В какие-то годы в классах младенцев и малышей мы вешали карточки с химическими элементами, в какие-то – изображения великих архитекторов мира. Мы не всегда знали, для чего у нас сейчас эти изображения, но мы оставляли их, следуя импульсу, потому что, каким-то детям нужно было показать эти изображения. Для того чтобы у ребенка была возможность притянуть из своего каузального тела свою личность, которая была у него в прошлых воплощениях, ему необходимо какое-то связующее звено из внешнего мира.

Мы слушаем то, что ребёнок говорит нам. Мы берем его в библиотеку и даем ему возможность посмотреть то, что он желает посмотреть. Мы берем его в музей, мы читаем ему, даем послушать музыку, стараемся максимально показать детям все богатство человеческого наследия. Мы не только даем ребенку хороший культурный опыт, мы тем самым также даем ему возможность найти зерна его собственной миссии.

Одни дети требуют одного подхода, другие – другого. И мне самой было довольно интересно познакомиться с этим фактом на примере моих собственных детей.

Мой первый ребенок был очень ласковым, ему физически нужно было чувствовать объятия, и если он засыпал, то он хотел, чтобы я была рядом с ним. Так что, когда родилась моя дочь, я думала, что мне надо вести себя точно так же. Она, как многие дети, иногда просыпалась и плакала ночью. Но я очень быстро поняла, что вместо того, чтобы брать ее на руки, обнимать и гладить, как я это делала с первым ребенком, мне надо было просто положить ее и оставить ее в покое. И это все, чего она хотела, чтобы ее положили и оставили в покое. И теперь, будучи взрослой, она любит одиночество, и ей нужно это время, чтобы побыть одной. Но еще в младенческом возрасте, через несколько дней после своего рождения, она уже показала мне это.

Когда мы думаем, чем может помочь нам метод Монтессори, то, прежде всего, мы думаем о своём ребёнке и об окружающих нас детях. Потом мы вспоминаем детей-сирот, у которых нет любящих родных людей. Ребенок, которого не любят, и о котором не заботятся, очень часто агрессивно ведет себя в обществе. Он не может выполнить то, ради чего родился, и поэтому он стремится много брать у общества, потому что не видит другого выхода, у него нет возможности отдавать. Поэтому я хотела поделиться идеей создания Монтессори среды в детских домах. Нужно помочь детям развивать ум и сердце в то время, которое специально отведено для этого природой.

В США у нас больше нет детских домов. Если ребенка бросают родители или он остается сиротой, он находится под защитой государства. Одинокие или семейные люди обращаются с заявлениями с просьбой взять под свою опеку этого ребенка. Причем необязательно усыновлять этого ребёнка, вы просто соглашаетесь заботиться о нем какое-то количество лет или более длительный срок. Конечно, какие-то семьи лучше, какие-то хуже, но каждый такой ребёнок попадает в семью.

Мария Монтессори с девочкой

Ребенок представляет собой единство тела, ума и духа. В прошлом обучение строилось следующим образом. Дома заботились о теле, школа заботилась об уме, а церковь отвечала за развитие духа. Но ребёнок представляет собой одновременное сочетание всех этих аспектов. И нам нужно быть уверенными, что когда ребенок находится в школе, удовлетворяются потребности его тела, ума, а также его эмоциональные и духовные потребности.

Еще в ранние годы своей работы Монтессори выступала против идеи обучения детей навыкам работы руками в отрыве от академических навыков, и наоборот, когда академические знания давались без приложения к ручному труду. Она говорила, что это не тот путь, согласно которому развивается человек.

Сейчас это доказанный факт, ум развивается через развитие руки. Как антропологу и ученому, изучающему древнюю культуру, Марии Монтессори это всегда было очевидным. Она вспоминает, что в древнем Египте, когда находили гробницу какого-либо выдающегося человека, имеющего высокие художественные достижения, эти гробницы всегда также демонстрировали и высокие достижения характера того человека. Если вы добились каких-то достижений в области искусства и работы руками, вы также приобретаете высокий уровень умственного развития и высокий уровень развития характера.

Во многих своих книгах она использует термин «синтетическое движение». Она имеет в виду синтез воли, желания и действия. Как работает синтетическое движение?

Например, педагог уже много раз показывал ребёнку презентацию работы с блоками цилиндров. И в один прекрасный день, ребёнок решает, что хочет сделать это самостоятельно. Он берет материал и приносит к своему столу. И он объединяет свою волю и свое желание в действии. Все его силы собраны в этой простой деятельности. И не имеет значения, какой это вид деятельности.

Как часто ребёнку в классе говорят: «Откройте страницу 3!» У него нет никакого интереса, нет воли, нет выбора, нет желания, но его заставляют это делать. Контраст поразительный.

Прежде всего, синтетическое движение нужно для поддержки духа и души. Второе, для чего оно необходимо, это для обучения и интеллектуального развития. Ребёнок обучается самостоятельно с помощью своего собственного выбора и своего желания.

Монтессори считала, что традиционное обучение искусственно снижает способности детей, и это – трагедия наших дней. Она обнаружила это, когда взялась обучать отстающих в развитии детей с помощью практических материалов. Затем она протестировала их, и обнаружила, что они справлялись также успешно, как и нормальные дети. И её заинтересовал вопрос, что же тогда было не в порядке у нормальных детей, что удерживало их развитие? Монтессори говорит, что это наличие спокойствия и умиротворения в духовной жизни ребенка, от которой зависит вся его жизнь. Сила или слабость характера зависит от спокойного развития ребенка. Ясность ума или несвязность мышления зависят от безмятежности развития, и точно так же здоровье и физическое развитие зависит от уравновешенности. Здоровье или болезнь души зависят от безмятежности развития ребёнка.

Монтессори говорит, что ребёнок гораздо более развит духовно, чем мы обычно признаем. Он часто страдает не от избытка работы, но от работы, которая недостойна его. Работа – это фактор жизни ребёнка. Ребёнок желает работать все время. Дети всегда чем-то заняты. Взрослый человек, который не желает работать, отклонился от своей естественной природы.

Монтессори говорит о том, что самое лучшее необходимо предоставить самым маленьким. И самым маленьким детям нужно дать самые прекрасные материалы для их работы.

Часто бывает так, что необразованных людей нанимают для ухода за маленькими детьми. И эти люди неправильно говорят на своем родном языке. А в соответствии с периодом впитывающего ума, ребенок будет говорить так, как говорили люди вокруг. Поэтому люди с самой правильной речью и обширным словарным запасом – это именно те люди, которые должны работать с самыми маленькими детьми.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Я много лет руководила школой, в которой училось 250 детей. Когда я проводила собеседования с новыми учителями, именно их речи я уделяла внимание прежде всего. Конечно, сердечные качества и их подготовка – это тоже важная часть, но, если они собираются работать с малышами, они действительно должны уметь говорить правильно.

Мария Монтессори с детьми

Мы видим, что наше общество стало очень механизированным. Система образования – это не фабрика по производству гвоздей, когда используется сырье, заложенное в ребенке, он переходит из класса в класс и в конце выходит готовым делать то, что государству от него нужно. Когда ребенок переходит таким образом из класса в класс, его душа страдает.

Когда к ребенку плохо относятся, и когда нарушается его внутренняя жизнь, это является своего рода абортом. Миссия ребенка прерывается.

Раньше подход к обучению был таковым, что фигура учителя-взрослого была центральной, и он диктовал, что делать. И была маленькая фигурка ребёнка, которая принимала на себя роль слушающего. Когда мы заставляем детей подчиняться, потому что мы больше, чем они, тогда начинает зарождаться тирания. Ребенок сначала внутренне зажимается, прячется, а потом забывает и просто делает то, что его просят делать, но в нем уже нет того внутреннего огня и причины, по которой он стремился действовать.

В методе Монтессори учитель, ребёнок и среда одинаково важны и связаны друг с другом. Учитель готовит среду, а среда дает обратную связь учителю, соответствует ли она запросам ребёнка. Благодаря среде ребёнок обучается самостоятельно, и реакция ребёнка на среду может повлечь за собой соответствующие изменения в ней. Учитель взаимодействует с ребёнком, а ребёнок реагирует на учителя. И фактически, роль учителя состоит в том, чтобы обеспечить динамичную связь между ребёнком и средой.

Обучение никогда не должно быть наполнением снаружи, а должно быть раскрытием внутреннего потенциала ребенка.

Религиозное воспитание

По всему миру многие люди, особенно в настоящее время, дают детям возможность самостоятельного выбора религии. Это идет вразрез с сенситивными периодами развития ребенка. Со временем, когда ребенок повзрослеет, у него появится возможность выбирать. Нужно дать ребёнку понятие Бога таким, каким вы Его видите, Христос ли это, Будда или Солнце, соответственно своей вере и в простой форме.

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Я расскажу вам об одной маленькой четырехлетней девочке. В школе Монтессори она узнала о молитве и о том, к кому можно обращаться с молитвами по картинам, фотографиям и скульптурам. В ее школе была прекрасная скульптура Матери Марии. Однажды маленькая девочка стала петь перед этой скульптурой. Она пела в течение часа и 20 минут. Как вы думаете, она пела статуе или она имела в виду Свет реальности за пределами статуи?

Мы не хотим препятствовать раскрытию истинной природы ребенка, которая имеет свое время для развития. Мария Монтессори говорит, что если ребёнок чувствует какую-либо потребность, мы обязаны предоставить ему возможность для её удовлетворения. Если ребёнку необходимо трогать вещи, мы даем ему специальные материалы, чтобы дать ему возможность потрогать. Если у него есть стремление усовершенствовать свои движения, мы даем ему возможность двигаться и даем материалы для развития точности движения. Если он хочет выразить своё религиозное рвение, мы даем ему символ, которому он может выразить свою преданность. Мы должны помочь ребёнку не потому, что мы думаем, что он слаб, а потому что он наделен великими творческими энергиями, которые настолько тонкие, что требуют любящей заботы и защиты. Не слабости, а этим энергиям и самому ребенку мы должны помочь.

Когда мы наблюдаем за ребенком, мы видим спонтанный интерес то к одному, то к другому. Эти точки интереса показывают циклическое духовное раскрытие ребенка. Развитие ребенка идет от одного цикла совершенствования к другому, это непрерывные завоевания. Каждый раз, когда ребёнок празднует очередную победу своего развития, он чувствует больше радости, больше силы.

Через работу происходит духовное развитие ребенка.

Мария Монтессори в процессе обучения

У маленьких детей есть свои сенситивные периоды духовного развития. В первый период, с рождения до 6 лет, происходит духовное становление. Это очень естественный процесс. Многие дети способны пройти этот период даже в негативной атмосфере. Что же тогда будет происходить с ребенком, которого воспитывают в благоприятной для духовного развития среде?

В школе Монтессори основная идея – это представить в конкретной форме то, что соответствует внутреннему Я. Когда мы думаем о духовном развитии, мы предлагаем различный опыт и материалы, которые соответствуют развивающейся духовной природе ребёнка. София Кавалетти, которая многие годы работала с Марией Монтессори и разрабатывала программу духовного развития, говорит, что работа ребёнка заключается в том, чтобы «влюбиться в Бога».

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

Наша работа заключается в том, чтобы дать возможность ребёнку получать опыт умиротворения и медитации. Мы можем взять ребенка на руки или погулять с ним за ручку, мы можем помочь ребёнку научиться замечать красоту природы и переживать прекрасные мгновения.

Возможно, нам захочется заняться с ребёнком йогой. В нашей школе мы часто проводим такие занятия. Дети это очень любят! Им легко удается сесть в позу лотоса. И тогда можно начать игру в тишину. Мы все садимся удобно, делаем очень глубокий вдох и выдыхаем. Я говорю: «Посмотрите, могут ли ваши ноги полностью замереть?... Теперь руки положите на колени и посмотрите, смогут ли они оставаться в полном покое?... Теперь последите, чтобы ваш язык тоже оставался в покое… В тишине вы можете все слышать… Что вы слышите?.. Вы видите свет в своем сердце… Представьте, что этот свет все разрастается и становится все больше и больше…»

В одних классах мы делаем это в течение 2-3 минут, в других классах дети могут оставаться в тишине более длительное время. Когда я чувствую, что дети начинают потихоньку двигаться, я называю имя каждого ребенка в классе. И каждого из этих детей я прошу сесть рядом со мной. Это удерживает в классе тишину еще на некоторое время, потому что каждый хочет услышать свое имя и подойти и сесть рядом. Когда мы заканчиваем, мы собираемся в круг и поем песенку. Песенка называется «Я любящий и добрый»:

I am loving and kind,Я любящий и добрый,
I am loving and kind,Я любящий и добрый,
I am loving and kind all the time…Я всегда любящий и добрый…
You are loving and kind,Ты любящий и добрый,
You are loving and kind,Ты любящий и добрый,
You are loving and kind all the time…Ты всегда любящий и добрый…
We are loving and kind,Мы любящие и добрые,
We are loving and kind,Мы любящие и добрые,
We are loving and kind all the time…Мы всегда любящие и добрые…

Таким образом, мы предлагаем детям какой-то духовный опыт. Но мы также хотим убедиться в том, что мы даем ребенку возможность оставаться детьми. А у них свой собственный подход к достижению внутреннего Света. Мы же наблюдаем и работаем с этим. Мы не можем давать ребёнку метафизические понятия, мы просто хотим дать ему ощутить внутренний опыт. Ребёнок внутренне научится быть в единстве с Богом и Светом, если мы будем показывать пример, если мы будем это поощрять, если мы будем помогать ребёнку.

Марию Монтессори как-то спросил кто-то из родителей: «Как мне научить ребёнка нашей вере?» Монтессори ответила:

«Вам не нужно учить ребёнка вере, надо просто жить согласно вашей вере рядом с ним».

В своей книге «Ребёнок и церковь» Монтессори написала: «Ребёнку нужно разрешить проникнуть в свою личную внутреннюю жизнь своим особенным путем. Даже в присутствии Бога ребёнок имеет право оставаться ребёнком. Уважайте природу ребёнка, этого требует от нас Бог. Бог требует от нас поиска условий, в которых ребёнок может свободно устремиться к Богу. Тогда ребёнок сам раскроет нам самые ценные мгновения и способы достижения Бога…»

Из жизни и опыта Мэри Эллен:

У каждого ребёнка есть свой способ. Например, моему ребёнку было интересно слушать библейские истории и истории об Учителях человечества. А я водила её в парк, где было много цветов, и видела, что её сердце раскрывается там так, как я никогда раньше не видела. Ей было пять лет. Она прыгала и танцевала. Она была полна радости от этой красоты природы и ароматов.

Не важно, к какой церкви вы принадлежите, не важно, какую веру вы исповедуете, может быть, вы в поиске… Монтессори говорит, что мы должны ответить на главный вопрос: «Какова самая важная истина в нашей вере?» Что мы хотим, чтобы ребёнок понял (например, Бог есть Любовь, мы все едины, всё есть Бог). И как мы можем это представить ребёнку?

Модель общения с ребёнком – это «помоги мне это сделать самому». А что касается духовной сферы – это «помоги мне самому подойти ближе к Богу».

Если вы смущаете ребенка своей верой, это значит, что вы недостаточно глубоки в своем понимании. Избыточные факты – не важны, ребёнку нужно центральное ядро истины.

Мария Монтессори во время урока

Какую среду нам приготовить, чтобы помочь ребёнку получить внутренний опыт?

Монтессори заинтересовалась идеей создания среды, специально предназначенной для духовного развития. И как она говорила, это должна была быть самая красивая комната, какую только можно себе представить, где все было бы подходящего для ребёнка размера, прекрасные витражи и всё остальное там должно удивлять ребёнка своей красотой.

Монтессори стремилась показать ребёнку Христа. Можно представить его как младенца. Хотя младенец не является авторитетной фигурой для ребёнка. Можно представить его как мальчика 12 лет. Можно представить Христа в день суда. Но это очень сложно для детей до четырех лет. Образ, который выбрала Монтессори – это образ доброго пастыря. Это хороший образ Христа для детей, потому что у некоторых из них возникают проблемы с отцом, но ни у кого нет проблем с пастухом.

Изучая Библию, Мария Монтессори поняла, что Иисус учил определенным образом. Он использовал притчи. Например, притча о том, что такое Царство Небесное. Духовная истина, скрытая в определенной форме, в форме хлеба, и закваска – поднимающийся дух. Притча – это параллель для воплощенного в теле Света, духовная истина – внутри истории. При воплощении души, Свет облекается в плоть, а в притче духовная истина заключена в истории, в каком-то образе.

Когда вы знакомите ребёнка с притчей, вы не даете определений, вы ничего не объясняете, а просто рассказываете, например: «Царство небесное подобно закваске…».

С детьми вы можете сделать из теста две буханки хлеба, одну на дрожжах, а другую – без, накрыть оба кусочка теста материей, а через несколько часов прийти и посмотреть. Тот хлеб, в котором была закваска, дух, поднялся, вырос.

Таким образом, обсуждение вопросов веры касается изучения настоящих законов, мы ничего не придумываем сами.

Заключение

Если правильно обучить целое поколение детей с внутренним осознанием своей задачи, ради которой они появились на свет, обучить так, чтобы они могли делиться своими дарованиями и постоянно находиться в связи со своим внутренним Я во всех ежедневных решениях и выборах, которые они делают в своей работе и в отношениях, то мы поистине получим совершенно другой мир.

Важно осознать полученную информацию и подумать, каким образом мы можем практически приложить это знание в жизни? Как это повлияет на то, чем мы занимаемся сейчас? Возможно, это повлияет на то, как мы будем воспитывать своих детей и внуков. Возможно, мы почувствуем вдохновение и желание передать это знание другим.

Школы Монтессори уже отпраздновали свой 100-й день рождения. И распространение этого метода сейчас набирает свою силу, благодаря его духовной составляющей. По мере того, как люди приходят к осознанию этого в своем сердце, они открываются новому методу обучения и образования.

Выпуски подготовила Екатерина Резниченко

Источник: https://sirius-centers.net/books/2019/05/30/index.htm#ref02











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика