МАРИЯ МОНТЕССОРИ (1870-1952). БИОГРАФИЯ
«У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира». ( Мария Монтессори )
Мария Монтессори (итал. Maria Montessori) создала особую педагогическую систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Она – итальянский врач, педагог, учёный, решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.
Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в Италии, в маленьком провинциальном городе Кьяравалле, она была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стоппани, в котором преобладали ученые.
О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины.
Еще в начальной школе учеба давалась Марии Монтессори очень легко, самым любимым предметом была математика. Ее одноклассницы вспоминали как даже в театр Мария брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки все новыми нестандартными способами.
В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось. Но ее настойчивость победила все преграды, и она была принята в среднюю техническую школу для юношей. Уже здесь Мария задумалась над тем, как воспрепятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и наконец сделала выбор своей профессии: она решила стать детским врачом.
Но в те времена в Италии это было невозможно, медицина была привилегией мужчин.
Она все-таки поступила в университет, с одним условием: ей запрещалось посещать лекции без сопровождения отца и даже заходить в аудиторию до тех пор, пока все мужчины не займут свои места. Негодовавшие сокурсники не разговаривали с Марией, частенько не оставляли ей места, могли «случайно» пнуть её стул. Как видите, учёба в университете далась ей невероятно тяжело.
Поскольку руководство школы сочло неуместным её участие в занятиях по вскрытию трупов вместе с мужчинами-однокурсниками (ввиду того, что трупы использовались в обнажённом виде), Марии приходилось проводить вскрытия в одиночку, в нерабочее время. К слову, эти уроки Мария не любила. Ей было так некомфортно, что она даже хотела уйти из медицинского.
Однако несмотря на травлю, невероятно целеустремлённая, Мария закончила учёбу. В её диплом даже вносились рукописные исправления, ведь не предполагалось, что он когда-либо будет получен женщиной.
Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь. ( Мария Монтессори )
Упорство Маpии Монтессоpи дало свои плоды – она стала первой женщиной-вpачом Италии.
В 1896 она начала работу в университетской клинике, где получила частную практику. Здесь состоялась ее первая встреча с так называемыми «френастеническими» детьми (в современных терминах — «дети, которые испытывают некоторую форму умственной отсталости, болезни или инвалидности»). Никто не занимался развитием этих детей, они были предоставлены себе – после приема пищи больные дети ползали по полу и, собирая хлебные крошки, вылепливали шарики. Врачи, работающие в клинике, считали это показателем умственной отсталости – только Мария Монтессори увидела, как им нужен материал для развития.
Наблюдая за ними, Мария укрепилась в мысли, которая стала основным пунктом ее педагогической системы: для детей – как больных, так и здоровых – необходима специальная развивающая среда.
Погрузившись в проблемы лечения и обучения детей с ограничениями в развитии, Монтессоpи изучала труды французских психиатров – Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради. «Я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», – так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие – это больше проблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.
После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.
Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее привлекала антропология, а именно вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.
В 1904 году она получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит различные антропологические исследования в педагогической области. Параллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Она много работает с дидактическими материалами Сегена, совершенствует и дополняет их, пробует развивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.
Ее заявление о первичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией. Монтессоpи живо начинает интересовать методика работы со здоровыми детьми, и она решает продолжить учиться дальше. Теперь она изучает педагогику развития здорового ребенка.
Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. Мария с Джузеппе не могли пожениться, иначе ее научной карьере пришел бы конец. Молодые люди хотели сохранить в тайне свои отношения при условии, что никто из них не вступит в брак с кем-либо ещё.
31 марта 1898 года у Марии родился сын Марио. Чтобы уберечь его от сплетен, его отдают на воспитание в приемную семью — дальних родственников отца ребёнка. Первые годы своей жизни он проводит в деревне. Мария не бросила сына – она навещала его по выходным, а в 10 лет забрала его жить к себе. Затем Мария забрала мальчика, и он стал хорошим помощником матери в её исследованиях и общественной деятельности.
В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета (университетский курс философии того времени включал в себя многое из того, что в настоящее время относится к сфере психологии). Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» – школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.
Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.
В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в том числе на русский.
После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вудро Вильсона.
Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает две золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.
Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек (1863-1942), русский педагог в области дошкольного воспитания и начального образования. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.
В 1929 году в Эльсиноре, Дания, состоялся первый Международный Монтессори-конгресс, где Монтессори и её сын Марио основали Международную Монтессори-ассоциация (AMI), чтобы «контролировать деятельность школ и обществ по всему миру и контролировать подготовку учителей». AMI также контролировала авторские права на публикации Марии Монтессори и выпуск одобренных ей дидактических материалов. Первыми спонсорами AMI были Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже и Рабиндранат Тагор.
Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».
В 1922 году правительство Италии пригласило Марию Монтессори прочитать курс лекций, а также ознакомиться с работой итальянских «школ Монтессори». В том же году в Италии к власти пришло фашистское правительство Муссолини, которое поначалу благосклонно относилось к методике Монтессори, выразив официальную поддержку «школам Монтессори» и подготовке учителей по этой методике. Правительство Италии до 1929 года поддерживало широкий круг «школ Монтессори». Однако, с 1930 года, после лекций Марии Монтессори о мире и образовании у неё начался конфликт с правительством Муссолини по идеологическим вопросам. Это привело к тому, что с 1932 года за Марией и её сыном спецслужбы Муссолини установили слежку. Уже в следующем году Мария ушла в отставку со всех постов в Обществе Монтессори, а в 1934 году покинула Италию. Правительство Муссолини закрыло в стране «школы Монтессори» в 1936 году.
Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой-либо стране – она считала себя человеком мира. М.Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства–противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию.
По приезде, несмотря на свой возраст, Мария была полна энергии и готова планировать свой обучающий курс. Она чувствовала себя в Адьяре почти как дома. В саду им. Олкотта сотрудники-теософы соорудили хижины и лекционный зал, покрытый пальмовыми листьями. 300 учителей и студентов-педагогов собрались со всей Индии пройти её обучающий курс.
Когда осенью 1939 г. началась вторая мировая война, Италия вступила в неё на стороне Германии, и Англия интернировала всех итальянцев на своих территориях. Марио был заключён в лагерь для гражданских в Амеднагаре, а Марии было запрещено покидать территорию Адьярской штаб-квартиры теософского общества. Для Марии было большим несчастьем, что к ней и её сыну относились, как к заключённым. В конце концов, она ведь покинула Италию в знак протеста против отношения Муссолини к её школам. Многие из сторонников Монтессори обратились с протестами к властям.
Наконец 31 августа 1940 г. она получила телеграмму от вице-короля Индии: «Мы долго думали, что подарить вам на ваш 70-й день рождения. И сочли, что лучшее, что мы бы могли сделать для вас, это вернуть вам вашего сына».
В Индии вместе с сыном Мария провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода – для детей 6-12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.
У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование – оружие мира. ( Мария Монтессори )
После войны Мария Монтессори вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах, периодически навещая Индию. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!
За активную борьбу за мир Мария Монтессори трижды — в 1949, 1950 и в 1951 годах — номинировалась на Нобелевскую премию мира.
Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: «Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире».
Её сын Марио возглавлял AMI до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.
На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори.
Источники
- https://www.montessorihome.ru/marija-montessori-biografija
- http://surl.li/nypx
- http://www.theosophy.ru/greatmen/montessori.htm
- https://montessori150.org/maria-montessori/montessori-photos