А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ
В.А. Чудинов
Здесь я помещаю сначала свою статью о Чижевском, а затем материал, который я нашел в архиве РАН, написанный самим Чижевским.
Интерес А.Л. Чижевского к парапсихологии

А.Л. Чижевский. 1930-е гг.
Мы знаем Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) как великого русского ученого-космиста, исследователя солнечно-земных связей, исследователя воздействий положительных и отрицательных аэроионов на жизнедеятельность организмов, соратника К.Э. Циолковского.
Весьма важной особенностью этого исследователя является его стремление к комплексному изучению новых явлений. Это отмечал в предисловии к его работе «Физические факторы исторического процесса» К.Э. Циолковский: «Книжку А.Л. Чижевского с любопытством прочтет как историк, которому все в ней будет ново и отчасти чуждо (ибо в историю тут врываются физика и астрономия), так и психолог или социолог. Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистической почве физико-математического анализа».
Вместе с тем мало кому известно, что это желание к комплексному охвату естественнонаучного и гуманитарного знания совершенно логично подвело Александра Леонидовича к изучению так называемых паранаук. Между тем, ничего сенсационного в этом интересе Чижевского к парапсихологии нет. Перечисляя вклад Александра Леонидовича в науку, Международный конгресс по биологической физике и биологической космологии (Нью-Йорк, 11-16 сентября 1939 года) отмечал «цикл капитальных исследований... проф. Чижевск(ого) (по)... установлению зависимости нервно-психического тонуса (функционального состояния нервной системы) у людей от некоторых пертурбационных периодических солярных процессов». Отсюда совсем недалеко до исследования воздействия психики одного человеческого существа на другое в различных условиях физического состояния Земли, Солнца и космоса.
При исследовании таких паранаук как астрология и парапсихология, Александр Леонидович стремился вычленить, прежде всего, их рациональное содержание, их попытки обобщить и объяснить малопонятные явления природы в их связи с судьбой человека и его психической деятельностью.
Некоторый свет на отношение Чижевского к паранаукам проливает его работа «От астрономии к космической биологии», написанная в 1928 году. Она была задумана как первая глава более обширного труда о влиянии солнечной деятельности на жизнь Земли и ее природные условия. Первоначально этот раздел назывался «Астрология, мантика, антропогеография». В данной работе автор прослеживает эволюцию астрологических знаний, а также приводит собственные размышления по поводу астрологии.
«Что можно было бы возразить против догмата всемирной симпатии, говорящего, что все части мироздания солидарны между собой, что часть подобна целому и зависит от него, что огонь сознания и огонь небесных светил родственны, что наше тело связано прочными узами родства с окружающими его стихиями, которые в свою очередь подвергаются влиянию космических сил? – спрашивает А.Л. Чижевский. - Ведь на этом догмате покоилось все миросозерцание греков и потом римлян. Поэтому-то становится понятным, что, несмотря на ряд изумительных открытий в области математики, астрономии, физики, механики, медицины и других естественных дисциплин, теория о невидимых, неощутимых влияниях и излияниях сделалась единственной и основной для объяснения сил, действующих в физическом и психическом строе человека! В чем же заключалась таинственная и могучая сила астрологических постулатов, навязываемая людям вопреки всяким разумным методам доказательств? Где же таится зародыш астрологических верований, более двадцати веков волновавших человеческую мысль? Возникает также вопрос: умерла ли эта наука древности бесследно, не оставив в обширном строе человеческих знаний ярких памятников своего бытия, может быть, изменившихся в форме выражения, но принципиально тождественных с первоначальными постулатами астрологии? И если нет, то не послужила ли астрология с ее всеобъемлющим догматом побудительным стимулом, принудившими человеческую мысль к отысканию аналогичных принципов в сфере точного знания?
В умах астрологов за тысячелетия до начала опытного изучения природы сложилось глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз. Источники этой энергии, таясь где-то далеко в небесных пространствах, щедро дарят миру эту энергию, приводят в движение его звездные сферы и производят на Земле все те разнообразные движения, которые оживляют земную поверхность. Все на Земле обязано ей, этой космической энергии: и смена времен года, приливы и отливы морских волн, бури и грозы, бурное или спокойное движение соков в растениях, животных и людях. Объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа».
Вместе с тем, А.Л. Чижевский заявляет о том, что он далек от того, чтобы защищать астрологию со всеми ее догматами.
В ином ключе подается другая работа, написанная не ранее 1925 года и подписанная тремя авторами – А.И. Ларионовым, В.К. Чеховским и А.Л. Чижевским, который и готовил материал. Рукопись не окончена, из задуманных нескольких разделов она содержит только два. Это лишает нас возможности познакомиться с рядом конкретных результатов деятельности авторов, но позволяет принять к сведению исторический очерк опытов других исследователей по передаче мысли на расстояние, что весьма ценно, ибо в настоящее время таких свидетельств очень мало. Данное исследование интересно тем, что деятельность русских ученых не отделяется от достижений их западных коллег, что позволяет создать единую историческую картину развития экспериментов.
В этом историческом разделе А.Л. Чижевский демонстрирует не просто определенное знакомство с историей парапсихологии, но выступает как ее теоретик. А в разделе о собственных исследованиях он описывает опыты, проводимые в группе при научной организации ФИЗОХИМ, где индуктор с октября 1922 года по апрель 1923 года передавал изображение простой геометрической фигуры, при этом по сравнению с предыдущими аналогичными экспериментами в Берлине данные опыты были усовершенствованы. Выяснилось, что есть связь между типом темперамента и предрасположенностью быть индуктором или перципиентом. Были открыты законы искажения восприятия, а также апробированы различные методики передачи и восприятия сообщения. Наиболее впечатляет результат успешности применения методик, оцениваемый в 75-80%.
На мой взгляд, эта работа А.Л. Чижевского позволяет по-новому взглянуть на творчество незаурядного человека и понять, что в послереволюционной России существовали целые исследовательские коллективы, занимавшиеся проблемами телепатии. Весьма впечатляет и тот научный подход к данному сложному явлению, который демонстрирует Александр Леонидович. Он практически не пользуется парапсихологической терминологией, оставаясь в рамках обычных естественнонаучных исследований. Поэтому данная неоконченная статья могла бы явиться основой для изучения подобного явления в том ключе, который был разработан А.Л. Чижевским.
А.Л. Чижевский о передаче мысли на расстояние
Настоящее исследование основывается на экспериментальных работах над непосредственной передачей мысли на расстояние, поставленных в 1922/23 году В.К. Чеховским совместно с проф. А.И. Ларионовым и А.Л. Чижевским в специальной комиссии, организованной по моей инициативе при существовавшей тогда научной организации «ФИЗОХИМ» в Москве.
В настоящее время заканчивается обработка произведенных опытов. Было сделано около 2300. Вопрос передачи мыслей входит в мир науки после столь долгих и особенно ожесточенных споров, какие вряд ли в истории науки пришлось выдержать какому-либо другому вопросу. Вопрос вызвал столько недоумений и часто такое непонимание основных стремлений занимавшихся им, что прежде чем перейти к теме, я считаю необходимым изложить вкратце своё кредо по вопросу и подходы, которые были положены мною еще в 1922 году в основу примененной методики исследования. Излишне говорить, что я стою на чисто позитивной и опытной точке зрения и ни к какому одностороннему или «мистическому» освещению экспериментально установленных фактов не склонен.
С другой стороны, для меня как экспериментатора и прагматика факт - экспериментально установленный - является непреложным. Моя задача: научно, совершенно объективно и честно попытаться, если не разрешить, то наметить путь к разрешению проблемы непосредственной передачи мысли на расстояние и произвести над этим явлением ряд необходимых для его изучения и научного объяснения наблюдении.
Остается совершенно невыясненной природа (сущность) явления, но это нисколько нас не должно смущать, так как можем ли мы себе сказать, что нам вполне ясна природа электричества и бесконечного ряда сил и явлений природы, свойства которой мы все же не только научно исследуем, но и практически используем. Случаи непосредственной передачи мысли на расстояние, привлекшие к себе внимание исследователей, могут быть разделены на две группы:
1. Факторы легендарно-исторические: а) группу явлений, достоверно засвидетельствованных или, по-видимому, правдиво описанных свидетелями; отчасти свидетельства полулегендарного характера, относящиеся к эпохе исторической или даже доисторической, поскольку в легенде всегда содержатся элементы реальности, а фантастический характер объясняется обычно позднейшими наслоениями. Так, сюда может быть отнесен факт, наблюдавшийся во время индусских восстаний, когда весть о поражении англичан с необъяснимой быстротой распространилась но всей стране и частных сторон явления. Отмечу, что со стороны терминологии мы отвергаем предложенный разными исследователями термин «телепатия» – как ассоциативно связанный с известными спиритуалистическими построениями и не выражающий в точности природы явлений; б) «интерцеребральная индукция и перцепция на человеке» – как основанный на неправильной аналогии с явлением электрической индукции (справедливая аналогия с радио) и преждевременно утверждающий локализацию органов передачи и восприятия в мозговых центрах; «мысленное внушение» - как утверждающий противопоставление или сопоставление с внушением гипнотическим; в) «дистанционные рефлексы» – как преждевременный ввиду невыясненности течения самого процесса.
В дальнейшем мы будем применять исключительно термин «непосредственная передача и восприятие мысли на расстоянии» как простое точное и ясное наименование, вполне характеризующее явление.
Передающего мы обозначаем по старой терминологии «агент» (по приведенной выше причине отклоняя термин «индуктор»), воспринимающего общепринятым термином «перцепиент».
По предложению А.И. Ларионова и В.К. Чеховского первоначальные опыты были намечены следующим образом:
Кто-либо, пользующийся доверием и, по возможности, знакомый всем присутствующим в качестве передающего «агента», зарисовывает на контрольном листке простую фигуру, которую желательно передать, концентрируя на ней вникание в течение 2-3 минут. В это время остальные присутствующие в качестве воспринимающих «перцепиентов» стараются мысленно воспринять фигуру и зарисовывают ее на своем контрольном листке.
Первые опыты при сменяющемся агенте определяют чуткость воспринимающих и способность к передаче, а также дают возможность выявить лиц, отличающихся особо удачные восприятием и передачей друг другу для распределения участвующих на отдельные группы в дальнейшей работе.
Состояние агента: очень напряженное, на чем-то сконцентрированное; доминирующая идея.
Состояние перцепиента: не должно быть никаких мыслей, состояние полной психической пустоты; пассивное.
Подразделение на группы должно было послужить для исследования в оптимальных условиях сонастроенности и, при максимальной удаче опытов, зависимости передачи мысли от различных факторов: расстояния, настроения агента и перцепиента, психически действующей атмосферы цветного света, музыки, аромата и других явлений; влияния времени и метеорологических факторов; методов концентрации активной и пассивной; методов тренировки, передачи представлений, чувств и понятий; передачи мысли в гипнозе и т.п.
Уже первые опыты показали, насколько желание удачи является могучим средством побуждения к работе своего сознания и подсознания, вызывающим большую удачу опытов. Особенно характерна, поэтому, в первых работах удача опытов наиболее трудных, то есть и наиболее интересных, – на дальних расстояниях.
Наблюдение результатов первых опытов показало, что способность к передаче и восприятию наблюдается у лиц по большей части противоположной психической конституции. Люди в жизни предприимчивые, энергичные, мужественные – являются лучшими агентами; натуры более пассивные, мечтательные, женственные – лучшими перцепиентам; кроме того, лица с общим внутренним миром, общими интересами в жизни – обладают некоторым предрасположением к мысленному общению друг с другом (сонастроенность); при этом более активный является агентом более пассивного перцепиента. Часто распределения активных и пассивных способностей более равномерно, тогда передача возможна в обоях направлениях почти одинаково. Сонастроенность часто обнаруживается в явлениях «вторичной передачи», при опытах с одним агентом и многими перцепиентам когда кто-либо из перцепиентов воспринимает фигуру не от агента, а от другого перцепиента у которого зарисованная фигура вызвала, по-видимому, невольное активное сосредотачивание.
Планомерно организованные групповые опыты дали к концу работ процент успешности 75-80%, включая все опыты группы, в том числе и те, из которых видно, что идущие в один и тот же день и при тех же обстоятельствах неудачи являются следствием ряда факторов, которые в данных условиях не допускают установления передачи мысли. Между тем иногда опыты именно своей неудачей подтверждают несомненность передачи мысли. Они всегда следуют периодами, всегда связаны одинаковыми условиями опытов в течение всех неудач: настроением перцепиента, методом передачи, одним и тем же днем и т.д. Когда передача не устанавливается, совершенная невозможность частых совпадений бросается в глаза и становится ясной невозможность объяснения других, удачных опытов какой-либо случайностью. Если же исключить эти опыты, то процент удачи.
Описанная А.Л. Чижевским методика проведения экспериментов, а также предложенная им терминология являются, на наш взгляд, вполне научными и не дают повода обвинять его в том, что он занимается «сомнительными спиритическими сеансами». Иными словами, он создал некий образец того и другого для других исследователей, что, конечно же, является весьма существенным его вкладом в развитие науки о паранормальных явлениях.
Источник: http://chudinov.ru/al-chizhevskiy-i-parapsihologiya/
http://chudinov.ru/al-chizhevskiy-i-parapsihologiya/2/
АГНИ ЙОГА О ПЕРЕДАЧЕ МЫСЛИ
- Люди также не хотят наблюдать процесс мышления в зависимости от изменения окружающего. Такие наблюдения могут выявлять много физических воздействий, но вместе с тем покажут, насколько среди видимых воздействий постоянно ощущаются и незримые, но весьма сильные. (Братство, 255.)
- Еще углубляем понятие настроения. При передаче мысли на расстояние нередко замечается какое-то препятствующее обстоятельство, что-то окрашивает мысли и дает им иное значение. Человеческое настроение окрашивает целую жизнь в нежданные краски. Наши настроения зовутся молчаливыми мыслями. Они не претворяются в слова, но влияют на мысленную энергию. Можно легко представить, что и отправитель, и получатель находятся в противоположных настроениях; значит, передача мыслей не будет точной. Из этого не нужно заключать, что передача мысли не может быть совершенной; она может быть истинно точной, когда предусмотрены привходящие условия. Из таких условий настроение будет наиболее уявленным, но урегулирование его вполне возможно. Организмы братски настроенные будут звучать без наносных наслоений. (Братство, 302)
- Говорят, что мысль нужно встречать в молчании. Такое условие полезно, но еще не вполне выражает всю тонкость ощущения. Именно торжественность будет лучшим определением. Но для торжественности нужна чистота сердца. (Братство, 307)
- При восприятии и при посылках мысли можно заметить ряд явлений, подтверждающих, что мысль есть энергия. Можно иногда почуять спертое дыхание. Некоторые поясняют, что причина его в напряженном внимании. Но для наблюдателя особенно важно отметить, что процесс мысли сопровождается физическими ощущениями. Также иногда из полученного слова выпадает часть. Такое явление будет следствием пространственных токов, иначе говоря, следствием энергии. Также можно наблюдать усиленное сердцебиение и неправильную пульсацию, что будет также следствием воздействия энергии. Также можно наблюдать резкие смены настроений и жара, что свидетельствует о токах. Так можно проследить, насколько все мыслительные процессы связаны с физическими проявлениями. Аналогия может быть найдена при наблюдении радиоволн. (Братство, 365)
- При изучении передачи мысли обычно допускают ошибку, ведущую к разочарованию. Немедленно пытаются передать мысль определенному лицу в определенный час. Между тем предварительно нужно испытать свою восприимчивость, независимо от определенного лица. Следует научиться распознаванию, которая мысль является извне и которая зародилась внутри. Такое распознавание знакомо каждому, кто прислушивался к процессу мышления. (Братство, 381)
- При посылках мысли следует выбирать слова звучные и необычные. Не повторяйте их и не осложняйте посылки. Можно повторить для вразумления, но нельзя повторить то же слово в разных смыслах. Главное, чтобы не возникали мелкие думы, прорезающие основу мышления. Такие малые мухи трудно истребляемы, но они и дают серую окраску излучению. Человек полагает, что никто и ничто не мешает его мыслям, но, в то же время, его сознание полно крошечными головастиками, и мышление обращается в болото. (Братство, 393)
- Уже говорил, что наука о передаче мысли на расстояние является сужденным достижением человечества. Но она должна быть подлинной наукой и вызывать достойное ее уважение. Недопустимо, чтобы люди более почитали первобытный аппарат, нежели великую энергию, заключающуюся в них самих. Не думайте, что достаточно укреплено понимание скрытых сил в человеке. Особенно мало уважения к таким силам среди малограмотных людей. Они готовы броситься в темную бездну так называемого спиритизма, но не желают помыслить о силах, заключающихся в мыслях. Не может развиваться наука о мысли, если люди не обращают на нее внимания. (Братство, 410)
- Сознательная передача мысли на расстояние находится еще в зачаточном состоянии. Каждое начинание в этом направлении должно быть приветствовано, но для широких масс это будет мало убедительно. Потому наряду с опытами должны быть широко поставлены лекции о мыслительной энергии. (Братство, 512)
- Течение мысли иногда подвержено самым неожиданным воздействиям и вторжениям. Очень честный мыслитель не скроет, что дисциплина мысли бывает нарушена посторонними влияниями. Притом сила воздействия бывает настолько мощна, что сама первоначальная мысль совершенно меняет направление. Не будем судить, почему происходит такое воздействие. Может быть, сила мысли привлекает иные подобные дополнения? Может быть, происходит скрещение пространственных токов? Самое главное в том, что, очевидно, влияет посторонняя энергия. (Братство, 527)
- При передаче мысли на расстояние употребляются некоторые приемы, не лишенные основания. В обоих помещениях, окрашенных в один цвет, преимущественно зеленый, звучит одна нота, и помещение наполняется одним ароматом. Такие приемы, несомненно, имеют значение лишь вспомогательное. Сила мысли зависит от спокойствия и устремления сердца. Это нужно навсегда запомнить, ибо слишком часто волю помещают в мозг. Такая мозговая посылка может быть прерываема в пространстве током более сильным. Вообще около воли и посылок мысли необходимо тончайшее восприятие. (Братство, 546)
- У. знает, насколько трудна бывает передача мысли на расстояние. Много условий может влиять. Организм человека как кипящий котел, и пространство как сияющий метатель дисков. Нужно не только владеть собою, но и предусматривать химические воздействия, которые в своем столкновении могут пресекать и сильную волю. (Надземное, 4)
- Если можно посылать пространственные идеи, то и великая гармония должна быть в месте их отправления. (Надземное, 16)
- ...люди, занимающиеся передачей мысли, мало обращают внимания на свое духовное состояние. Опять можно напомнить старую истину о необходимости вымыть руки перед опытом. Можно посоветовать, чтобы, прежде опытов, наблюдатели обратили внимание на гармоничное состояние в себе. Невозможно ожидать сильного развития опыта при несогласованности настроения. (Надземное, 99)
- У. помнит, как от одного касания ее руки изменялось настроение человека. Можно заметить, что и Мы при посылках мысли сопровождаем их поднятием левой руки. Действительно, иногда можно присоединить и более низкий магнетизм, находящийся в концах пальцев. Нужно различать грубое магнетизирование от усиления мысленной посылки.
У Нас часто можно видеть, как одни посылки происходят стоя с поднятой рукой, другие требуют спокойного положения в кресле. Причем руки бывают или скрещены на груди, или лежат на коленях, чтобы закрыть истечение магнетизма. Также различные положения тела показывают, насколько психическая энергия соединяется с прочими телесными функциями. Теперь такие напоминания приобретают особое значение, ибо начинают изучать посылки мысли, но не наблюдают привходящие условия. На Востоке обращают внимание не только на физическое положение, но и на многие окружающие условия. (Надземное, 115) - У. знает много физических воздействий на психическую энергию. Мы указывали на пространственные токи, влияющие на весь организм человека. Но помимо такого проявления можно видеть, насколько каждая физическая энергия повышает напряжение всех центров. Так, например, сильная электрификация помогает первой степени передачи мысли на расстояние. В Америке можно убеждаться в этом, но производящие опыты не думают, какая энергия способствует их опытам. При дальнейшем развитии психической энергии она не чувствует таких окружений, но при начале опытов такое воздействие весьма ощутимо. Каждое напряжение уже будет развивать нашу силу.
Один ученый утверждал, что он может особенно напряженно мыслить, находясь перед горящим камином. Другой находил, что на него влияло кипение воды. Третий мог сказать, что наиболее удачные решения приходили ему во время грозы. Можно привести много свидетельств, насколько даже самое обиходное напряжение создает усиление мышления. Остается лишь наблюдать, что именно способствует или подавляет энергию. У Нас именно развита такая наблюдательность. Можно ее приложить ко всем явлениям жизни. Сила мысли, умноженная естественными условиями, будет служить на самых дальних расстояниях. (Надземное, 143) - У. знает, насколько иногда трудна передача мысли на дальние расстояния. Особенно не легко преодолевать междусферные слои. Мысль, даже очень четкая, не может проникнуть в следующую сферу. Она может скользить по поверхности. Даже на малом примере единичной ауры человека можно наблюдать, как мысль может не проникать за границу излучения. Такое обстоятельство не принимается во внимание исследователями мысли. Они полагают, что посылка зависит от силы отправителя, но забывают также важное качество излучения получателя. При том нужно помнить, что свойство излучения чрезвычайно индивидуально. (Надземное, 184)
- Можно наблюдать, что согласие присутствующих способствует передаче и охраняет от перехватчиков. Более того, если близкие, находящиеся в соседнем помещении, пребывают в гармоничном настроении, они уже охраняют сохранность передачи. Люди, смущенные или раздраженные, оказываются сотрудниками злобных перехватчиков. Аура раздраженного человека является лучшим дробителем протекающих токов. … Люди не хотят знать, что за каждым их легкомысленным поступком стерегут незримые сущности. Мысль находится в грубых руках. Лишь немногие поймут, что мысль должна быть окружена лучшими условиями. (Надземное, 204)
- У. знает, как многое замечательное проходит не явно, ибо оно не вмещается в сознании. То же происходит и при научных опытах. Напомним о передаче мысли на расстояние. Удачные наблюдения могут ограничиться поверхностным следствием, только по причине, что не обращается достаточно внимания на нервное состояние присутствующих. Мало того, чтобы люди собирались в одно время и в определенном месте, также нужно, чтобы участники находились в ясной гармонии, избегая раздражения. Недостаточно, чтобы люди уверяли друг друга, что они совершенно спокойны. Когда внутри кипит самое губительное раздражение, невозможно ожидать развития опытов. Когда требуется удесятерение энергии, нужно помнить, что раздражение и беспокойство подобны преградам в ручье. (Надземное, 228)
- У. знает насколько вредоносно беспорядочное действие психической энергии. Вот известно, что мысленная энергия живет в пространстве, и никто не знает предела ее распространения. Но большинство земных мыслей слабо и вяло, потому они растворяются в пространстве легче, нежели мысли сосредоточенные.
Теперь представьте себе, что человечество в его настоящем состоянии получит возможность яркой мысли, которая будет жить в пространстве. Невозможно даже представить какая опасная и губительная сумятица энергии получится! Нужно человечеству очиститься и ручаться за доброкачественность своих мыслей, тогда можно приблизить сроки эволюции.
Часто слышите жалобы на не передачу мыслей, но эти жалобы есть сетования на справедливые начала пространственного Равновесия. Лица, которые жалуются, могут проверить качество своих мыслей. Наверное, найдутся недоброкачественные. Также не забудем, что человек имеет различные слои мышления. Он не будет иметь ничего против, если некоторые его мысли станут общим достоянием, но многие помыслы человек желает сохранить втайне. При беспорядочности мышления пространство напитывается самыми недопустимыми мыслями. Так человек должен озаботиться чистотою мышления, это будет действием во благо человечества.
Мыслитель просил, чтобы и вдыхая, и выдыхая, человек оставался чистым. (Надземное, 587) - У. знает, что мысленная передача лучше всего воспринимается лицом, с которым установлены основные вибрации. Такие посылки воспринимаются и толпою, где вибрации вообще не организованы. Но труднее всего иметь общение с малой группой, которая связана некоторым общим делом, но не имеет гармонии.
Такие группы могут совершенно парализовать восприятие. При этом они воображают, что они сплочены для общего действия. На самом деле такие люди нередко оказываются лицемерами. У них это свойство может быть вольным, сознательным или бессознательным. Особенно трудно, когда предполагается какое-то сплоченное действие, но вместо него вонзаются в сердце невидимые стрелы.
Так, можно ли ожидать полного успеха, когда главные деятели радуются взаимопоражению? Невозможно доказать, что они вызывают свое же собственное поражение. Примеры можно привести из истории всех народов, из всех веков... Такое беспорядочное состояние вызывает такие следствия, о которых участники и не подозревают. (Надземное, 661) - У. знает, что даже при самом четком мышлении могут вторгаться какие-то неожиданные мысли. При напряженном мышлении они не могут приходить из глубин сознания. Действительно, такие явления будут лучшим доказательством пространственных посылок. Не думайте, что такие вторжения показывают несовершенство мышления. (Надземное, 691)
- ...Люди уже умеют отобразить качество мысли, но содержание ее еще не уловлено. Приближается час, когда чуткие аппараты смогут запечатлевать точное содержание мысли. Люди, мыслящие во благо общее, будут рады такому исследованию, но все, живущие ненавистью, злобой, ложью, завистью, будут всячески препятствовать такому открытию. Ученый, решившийся на такое открытие, вряд ли будет назван другом современного человечества. (Надземное, 734)