ОСВОЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Елена Довальсантос

Елена Довальсантос, доктор философии и магистр делового администрирования, присоединилась к ТО в 1971 году. Будучи теософом в третьем поколении, она занимала пост президента ТО в Сан-Диего и долине Охай в Калифорнии. Она живет и работает волонтером в Институте теософии Кротона, а также ведет занятия по Тайной Доктрине и другим темам на международном уровне.

Часть І

В периоды трудностей или среди катастрофических, изменяющих жизнь событий, таких как нынешняя пандемия, многие задают самые простые вопросы о жизни, такие как: Почему это происходит? Что мы такое сделали, чтобы заслужить это? О чем нам говорит эта пандемия? Какие уроки нам надо выучить? Как нам пройти через этот кризис и выйти из него лучшими?

Теософский взгляд на существование

Теософия дает ответы на самые фундаментальные вопросы жизни, основанные на мудрости веков. Она проводит общую нить между великими мировыми религиями, философией и наукой, чтобы обеспечить всеобъемлющее представление о существовании.

Прежде всего, теософия представляет собой взгляд на вселенную, который раскрывает взаимосвязи всего. Мысль о том, что есть что-то, что объединяет всех нас, в настоящее время получает все большее признание даже во многих областях науки.

Мы подобны каплям в паутине жизни. Каждая капля в сети отражает окружающий мир. Каждая капля имеет одну и ту же сущность. Любое нарушение в одной части сети вызывает вибрацию, которая влияет на всю сеть. Мы ясно видим это сегодня, учитывая нынешнюю пандемию, которая изменила нашу жизнь.

В «Письмах Махатм к А. П. Синнетту» (Письмо 47, хрон. Ред.) написано: «Природа соединила вместе все части своей Империи тонкими нитями магнетической симпатии, и даже между звездой и человеком существует взаимная корреляция…».

То же самое звучит и в стихотворении Фрэнсиса Томпсона «Хозяйка видения»:

Все бессмертной силой,
Близко или далеко,
Скрытно
Между собой связано,
Так что ты не можешь тронуть цветок,
Не потревожив звезды...

Помимо концепции нашей взаимосвязанности, еще одним фундаментальным учением, предлагаемым теософией, является цель существования: осознание нашей истинной природы, которая является божественной и ЕДИНОЙ СО ВСЕМ, и, следовательно, совершенство всех сил, скрытых внутри нас.

Путь к достижению этой цели – это циклы, которые предоставляют бесконечные возможности для роста и обновления. В цикле за каждым периодом активности следует период отдыха, за которым следует другой период активности и так далее. Мы видим это в наши дни и ночи. Мы просыпаемся каждое утро обновленными, готовыми начать заново, чтобы продолжить с того места, на котором остановились накануне. Периодичность – это фундаментальный закон Вселенной, который наблюдается на всех уровнях всей Природы. Таким образом, у нас есть не только день и ночь, но также рождение и смерть, приливы и отливы, смена времен года, биоритмы, кровообращение, испарение и конденсация воды в виде дождя или снега. Есть также взлеты и падения цивилизаций и даже вращение планет и звезд.

Циклы обновления

Циклическое обновление наблюдается на всех уровнях, больших и малых. Циклы везде. Они настолько обычны, настолько являются частью нас самих и вселенной, что у них должна быть цель. Например, опавшие листья разлагаются и возвращаются в почву, чтобы прокормить новый рост. Точно так же взрыв сверхновой (смерть массивной звезды) дает сырье для будущих звезд и планет. Циклы приносят бесконечные новые начала. Разве не интересно, что циклы есть везде, но мы обычно даже не задумываемся, почему они вообще происходят?

Блаватская (ЕПБ) писала: «В каждом важном действии Природы есть цель, все действия ее цикличны и периодичны». (Тайная Доктрина, 1т.). В отличие от научных теорий, которые предполагают случайность в эволюции, теософия учит «прогрессивному развитию всего, миров, а также атомов; и у этого грандиозного развития нет ни мыслимого начала, ни вообразимого конца». (Там же).

Реинкарнация – это пример циклического обновления. Это учение уже давно было принято во многих великих религиях, включая раннее христианство, до тех пор, пока Второй Константинопольский собор не запретил эти учения. Однако ключи к разгадке остаются в некоторых библейских рассказах.

В концепции реинкарнации каждое возвращение из жизни к жизни – это шанс накопить опыт для роста, пока мы не сможем преодолеть человеческие ограничения и достичь просветления, которое является познанием нашего собственного истинного существа. Следовательно, циклический процесс развития – это не замкнутый круг, а спираль, расширяющаяся и продвигающаяся по мере развития эволюции. «Весь порядок природы демонстрирует поступательное движение к более высокой жизни» (Там же). Это непрерывное развитие в направлении все большего и большего выражения нашей истинной природы.

Роза, у которой, кстати, есть лепестки, расположенные по спирали, начинается как бутон без особого запаха, но когда она полностью раскрывается, ее аромат может распространяться по комнате. Точно так же, говоря обыденным языком, мы можем сказать, что тот, кто повзрослел и полностью реализовал свой потенциал, «расцвел». В Дхаммападе сравнение с распустившимся цветком используется для описания мудреца, влияние которого может распространяться повсюду во всех направлениях. Мы знаем, что древних мудрецов все еще изучают и цитируют. Тогда мы могли бы сказать, что влияние мудреца даже превосходит время.

В Индии нескончаемые циклы разрушения и созидания представлены Натараджей – Владыкой Танца или Танцующим Шивой. Он имеет очень глубокое и разнообразное значение. Нам не нужно вдаваться во все из них, но, возможно, мы можем указать на некоторые из них: (а) в правой руке Шивы находится барабан, который отбивает ритм творения и времени; (б) в его левой руке агни, огонь разрушения; (в) в его нижней правой руке – жест, говорящий: не бойся, следуй путем праведности, и все будет хорошо; (г) его передняя левая рука указывает на поднятую левую ногу, что означает возможность освобождения, поскольку его правая нога твердо стоит на демоне невежества.

Именно невежество держит нас в ловушке мира или циклов иллюзий. Шива танцует, чтобы поддерживать циклы разрушения и созидания. В конце концов, чтобы иметь новые начала, должны быть окончания. Таким образом, изображение намекает, что со временем, после многих космических циклов и праведных жизней, мы сможем искоренить невежество и добиться освобождения от бесконечных циклов.

Закон кармы

Рост, необходимый нам для достижения нашей цели, стимулируется кармой, законом действия и противодействия, причины и следствия, гармонии и равновесия. В случае кармы мы видим еще одну демонстрацию справедливого, безличного и неизменного закона цикличности. Все, что мы делаем, возвращается к нам в той же степени, что и намеренье и энергия, которые мы вкладываем в действие. Этот закон возвращает каждому действительные последствия его собственных действий, независимо от их морального облика. Каждый из нас будет вынужден искупить все страдания, которые мы причиняем, или пожинать в радости и веселье плоды всего счастья и гармонии, которые мы помогаем производить (Е.П.Б., Ключ к теософии, раздел 11).

Карма никогда не влияет на человека в одиночку, точно так же, как волнение в воде создает рябь, которая может распространяться по всему бассейну. По словам ЕПБ «волны колеблются взад и вперед, пока, наконец, благодаря действию того, что физики называют законом рассеяния энергии, они останавливаются, и вода возвращается в свое состояние спокойствия” (Там же). Это еще одно свидетельство того, что все мы являемся частью единой сети жизни, как все мы влияем друг на друга.

Карма – великий учитель. Никто не может избежать этого закона. Так что нельзя игнорировать его уроки. «Карма – это закон исправления, который всегда стремится … восстановить Гармонию и сохранить баланс равновесия, благодаря которому существует Вселенная» (Там же).

Что это значит для нас? Пока наши действия вызывают дисгармонию или дисбаланс в равновесии этой жизни, которую мы разделяем, мы будем подвергаться кармическим последствиям наших действий, пока равновесие не будет восстановлено. Таким же образом благотворное действие или влияние распространятся по всему миру и принесут благоприятные результаты создателю. Мы просто никогда не знаем, как далеко могут зайти наши действия или как далеко могут путешествовать наши мысли, но они будут путешествовать.

Глобальная пандемия

Давайте задумаемся на мгновение о том, что сегодня происходит в мире с Covid-19. Если все происходит по какой-то причине, то эта пандемия с ее ошеломляющими глобальными последствиями никоим образом не может быть просто случайностью. Мы знаем, что все, что мы делаем, где-то записано. В теософии есть концепция записей Акаши. ЕПБ писала, что все мерзкие эманации нашей планеты хранятся в астральном свете. Астральный свет – это невидимая область, окружающая наш земной шар, эквивалентная нашему эфирному двойнику. Это нижняя область акаши, где собираются самые грубые вибрации, которые мы генерируем. Со временем астральный свет отражает обратно на Землю то, что он получил. Итак, ЕПБ сказала, что эпидемии – это всего лишь следствие влияния астрального света (Теософский словарь).

С таким количеством эпидемий, которые возникли за эти годы, и сейчас, в разгар глобально разрушительной пандемии, можно предположить, что огромное скопление беззаконий, которое наше человечество создало и хранило в астральном свете, теперь вернулось в виде глобальной кармы. Раскол, войны, жадность, жестокость по отношению к другим людям и животным, разрушение окружающей среды – все это и многое другое характеризует большую часть человеческой деятельности. Мы видим, что даже в ответ на Covid-19 есть общая тенденция говорить: «Мои интересы, мое удовольствие, мои права, мое благополучие, мои потребности более важны, чем ваши – я в первую очередь!»

Говорят, что мы привлекаем к себе то, о чем всегда думаем. Может быть, тогда наша склонность к обособленности привлекла к нам обязательное социальное дистанцирование, которое, как мы изучаем, не приносит большого удовольствия? Природа мудра в своем пути, всегда стремится сохранить равновесие. Например, заметили ли вы, что, несмотря на социальное дистанцирование, наблюдается бум онлайн-теософских программ? Это позволяет многим из нас регулярно изучать теософию с друзьями со всего мира. Это способствует распространению этих важных учений. Это сближает нас, теософов. Это новая норма? Что ж, не знаем, но интересно подумать об этом.

Первопричина наших проблем

ЕПБ писала: «Одна ужасная и единственная причина нарушения Гармонии – это эгоизм в той или иной форме» (Ключ к теософии). Она также написала, что у нас есть «врожденная привычка ... всегда помещать [себя] в центр Вселенной. Как бы [кто-то] ни действовал, ни думал, ни чувствовал, неудержимое «я» обязательно будет центральной фигурой». (Собрание сочинений, «Нравственность и пантеизм», 5т.).

Наш эгоцентризм – основная причина проблем в мире. Самая большая иллюзия состоит в том, что мы рассматриваем друг друга как отдельные личности. Не всегда очевидно, что в сущности мы все одинаковы; что жизнь и дух внутри нас такие же, как и в каждом другом. Это потому, что для физического глаза мы все выглядим по-разному. Но разве не было сказано, что «то, что важно, невидимо для глаза?» (А. де Сент-Экзюпери, Маленький принц).

Следовательно, если мы сможем воспринимать за пределами физического, мы сможем почувствовать «тонкие нити магнетической симпатии», которые соединяют всех нас, как описано в «Письмах Махатм». Мы знаем, что эта невидимая связь существует. Мы чувствуем это с теми, кого любим. Если мы все сможем постепенно расширять круг тех, кого мы любим и о которых заботимся, тогда, возможно, сочувствие и альтруизм станут естественными, и мы сможем жить в лучшем мире.

Как показано на рисунке, карма снова и снова тянет нас вниз по кругу существования, пока мы не сможем разобраться с последствиями наших прошлых действий и в конечном итоге достичь просветления.

Согласно буддийской философии, это колесо движет втулка, содержащая три яда.

(1) Невежество, символизируемое свиньей, которая не против жить в грязной среде и не особо разбирается в том, что она ест. Яд невежества означает невнимание к истинной природе вещей: незнание того, что является постоянным и неизменным; незнание Реального. Это заставляет нас жаждать материального существования. Мы цепляемся за этот материальный мир. Фактически, мы даже боимся умереть, как бы сильно мы ни страдали, не зная, что настоящая жизнь существует после смерти. Все в этом мире непостоянно, преходяще, мимолетно.

(2) Привязанность к объектам наших желаний или чувств (которую символизирует птица, спаривающаяся на всю жизнь) – второй из ядов.

(3) Гнев или отвращение – третий яд (символизируемый змеей, которая быстро пробуждается и наносит ответный удар при малейшем прикосновении). В каком-то смысле отвращение – это просто еще один вид привязанности. Причина, по которой мы избегаем чего-то, заключается в том, что мы предпочитаем что-то еще или привязаны к чему-то другому – это противоположность. Итак, это цепляние за мир ощущений и есть то, что держит нас в ловушке этого колеса рождения, смерти и возрождения. Все три яда – невежество, привязанность и отвращение – заставляют нас снова и снова возвращаться в мир печали и разочарований, чтобы страдать и причинять страдания. Бхавачакра обычно находится за пределами тибетских буддийских храмов. Бхава означает «мирское существование», а чакра означает «колесо». Его по-разному называли колесом циклического существования, мирского существования, кармы или рождения, смерти и возрождения, которое на санскрите иногда называют самсарой.

Колесо держит Яма, Повелитель Смерти или Демон Непостоянства. Таким образом, все в цикле непостоянно. Вот почему, пока мы находимся в круговороте мирской жизни и жаждем материальных вещей, нам придется терпеть потери, беспокойство, разочарование, горе, боль, страдание и смерть. В верхних углах изображения изображены «чистая земля» и Будда. Те, кто овладел циклами, способны превзойти колесо и больше не подвержены иллюзиям земного существования и мирских горестей. Они показывают, что мы можем добиться того же. Мы тоже можем быть свободными!

Есть история о человеке, который пришел к Будде и сказал: «Ты просветленный. Почему ты не даешь нам просветления?» Будда ответил: «Я дам людям просветление, но сначала покажи мне, что [просветление] – это то, чего они хотят больше всего». Итак, этот человек пошел и спросил каждого встречного, чего бы они хотели больше всего, если бы они могли иметь все. Ответы, конечно, были обычные: большая удача, слава, власть, здоровье, долгая жизнь. Никто не просил просветления. И поэтому кажется, что мы, как человечество, все еще в значительной степени от мира сего, и нам суждено быть подверженными циклам еще долгое время, пока мы не решим, что готовы работать, чтобы справиться с ними.

«Овладение циклической природой существования» означает понимание того, что держит нас в ловушке колеса, чтобы мы могли избежать ловушек, путешествуя по жизни. Это означает овладение законами существования, чтобы быть в этом мире, но не в нем. Тогда человек освобождается от кармического колеса и может помочь другим достичь того же. В этом суть обета Бодхисаттвы. Нам говорят, что только когда мы перестаем видеть множество, мы можем различить Единое. Многие из них – это многочисленные ложные голоса, предложения и побуждения, которые мир преподносит нам и к которым ум с таким нетерпением прислушивается. Он думает, что сможет больше наслаждаться жизнью, действуя в соответствии с этими предложениями, но в конце концов они оказываются ложными. Душа в своей незрелости легко поддается всевозможным иллюзиям и легко вдохновляется, как маленький ребенок, которого можно сбить с пути несколькими сладостями. Только когда мы «оставим область асат, ложного, [сможем мы] прийти в царство Сат, истинного» (Н. Шри Рам, Путь мудрости. Комментарий к Голосу Безмолвия, I.8).

«Достичь просветления ради всех живых существ» – это клятва Бодхисаттвы. В «Голосе безмолвия» Е.П.Б. говорит: «Бодхисаттва, который выиграл битву, который держит приз в ладони, но при этом говорит в своем божественном сострадании: “Ради других я получаю эту великую награду”, совершает великое Отречение».

Таким образом, овладение циклами не означает, что нужно оставить все и всех, чтобы претендовать на нирвану. Помните: поскольку мы все едины, мы все должны двигаться вперед вместе. По правде говоря, никто не может двигаться вперед, не таща за собой всех остальных.

Перевод О. Прохоренко-Дученко

Часть ІІ

ЧАСТЬ I этого выступления представила теософскую перспективу единства всей жизни. Этот взгляд основан на учении Вневременной Мудрости, согласно которому (1) одна и та же божественная сущность и сознание пронизывает все вещи; и (2) что все мы развиваемся в направлении все большего и большего осознания и выражения нашей общей божественности.

Циклы на всех уровнях открывают безграничные возможности для этого эволюционного развития. В частности, реинкарнация и универсальный закон кармы дают необходимые уроки, чтобы пробудить нас от нашей склонности к отождествлению с мирской жизнью, к обособленности и жажде мимолетных удовольствий. Это то, что неизбежно приносит боль и страдания нам и другим.

Как люди, мы можем решить взять дело в свои руки и ускорить наше пробуждение. Мы можем перестать быть несчастными жертвами обстоятельств, пойманными в ловушку колеса кармы и перерождения, и вместо этого стать хозяевами своей судьбы. Но как достичь этого освобождения, если существование, кажется, влечет за собой бесконечное порождение новой кармы?

Урок гармонии

Е.П. Блаватская (ЕПБ), принесшая мудрость веков западному миру, когда она стала соучредителем Теософского общества (ТО), назвала карму «законом всеобщей гармонии» (Сборник сочинений, 13: 365). «Ибо единое Веление Кармы – вечное и неизменное Веление – есть абсолютная Гармония в Мире Материи, как она существует в Мире Духа» (Тайная Доктрина, 1).

Когда гармония нарушается, когда, например, преобладает эгоизм, вмешивается карма, чтобы восстановить баланс. В «Голосе безмолвия» ЕПБ пишет, что гармония между словом и делом – это «ключ, уравновешивающий причину и последствие, и не оставляющий места действию кармы». Действия, основанные на самоотверженности и гармонирующие со всей жизнью, действия, которые являются истинными, добрыми и красивыми, будут удерживать нас от возвращения снова и снова в мир печали.

Каждое вибрирующее целое требует гармоничной работы всех его частей. Точно так же, как наши пальцы должны работать вместе, чтобы наша рука достигла своей цели, если мы не можем работать гармонично и сосуществовать, нам будет трудно достичь цели того эволюционного пути, в котором мы находимся. Гармония – это порядок Вселенной. Природа работает в соответствии с этим Универсальным Порядком, и когда наступает полная гармония и равновесие, небеса могут отражаться на Земле!

Ключи к разгадке взаимосвязи всего очевидны повсюду, если мы сможем присмотреться. Природа говорит, но только так тихо, что, если мы не будем внимательны, мы упустим сообщение. Следовательно, существует потребность в тишине, которая позволяет нам воспринимать более глубоко.

Контрадмирал Ричард Э. Берд младший был американским полярным исследователем, который жил с 1888 по 1957 год. Желая полного уединения, он провел пять месяцев в одиночестве на Южном полюсе. В своей книге под названием «Одинокий» он описал опыт, возможный только в тишине, которая допускает общение с Единой Реальностью, присутствующей во всех вещах. Это тот опыт, который обычно описывают мистики. Он написал:

«Я остановился, чтобы прислушаться к тишине. ... День умирал, ночь зарождалась, но с великим миром. Здесь были неуловимые процессы и силы космоса, гармоничные и беззвучные. Гармония – это была она! Вот что вышло из тишины – нежный ритм, натяжение идеального аккорда, возможно, музыка сфер.

Этого было достаточно, чтобы уловить этот ритм, на мгновение стать его частью. В тот момент я не мог сомневаться в нашем единстве со вселенной. Пришло убеждение, что ритм слишком упорядочен, слишком гармоничен, слишком совершенен, чтобы быть продуктом слепой случайности – следовательно, в целом должна быть цель, и мы являемся частью этого целого, а не случайным ответвлением. Это было чувство, превосходящее разум; оно затронуло самое сердце человеческого отчаяния и сочло его беспочвенным...».

И наблюдая южное сияние Антарктики, он продолжил:

«Моя интуиция подсказывает мне, что человечество не находится вне космического процесса и не является случайностью. Это такая же часть вселенной, как деревья, горы, полярное сияние и звезды».

Гармония – это секрет счастья. Гармоничность делает нас счастливыми, потому что это выражение нашего истинного существа, которое едино со всеми. Это объясняет, почему мы находим счастье в том, чтобы сделать счастливыми кого-то другого; даже сделать наших питомцев счастливыми. Даже растение, процветающее благодаря нашей любви и заботе, не может не вызывать улыбки. Эти действия заставляют нас каким-то образом чувствовать себя удовлетворенными. С другой стороны, когда наши отношения не складываются, мы чувствуем себя несчастными. Мы съеживаемся, когда видим сильную боль в другом. Каким-то образом мы тоже это чувствуем в самой глубокой части нашего существа. Таким образом, если мы сможем уделять больше внимания, сочувствие и сострадание могут прийти естественным образом, и, возможно, мы сможем сделать этот мир лучше.

Один из наиболее часто цитируемых стихов в «Голосе безмолвия» гласит: «Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Я алайи; безбрежная вселенская суть, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, закон вечной любви. Чем более ты становишься единым с ним, растворяешь свое бытие в его Бытии, чем более Душа твоя войдет в единение со всем сущим, тем полнее станешь абсолютным состраданием». Способность откликаться на божественную сущность во всех людях и во всем – основа правильного действия.

Джеффри Ходсон выразил это по-другому, когда сказал: «Наивысшее возможное для человечества выражение факта общего Источника Существования или Божественной Жизни состоит в неизменной любви ко всем другим; и возвышение сострадания, человечности и простой доброты до самого важного положения в нашей жизни».

Поскольку Ходсон активно выступал против жестокости по отношению к животным и много писал о дэвах (ангелах), которые следят за нашей природной средой, несомненно, что вышеизложенное заявление должно включать гуманное обращение с животными, а также с нашей планетой. Он писал: «Кротость, доброта, нежность, глубокая забота …это способы, какими бы скромными они ни были, благодаря которым может проявиться самое лучшее в человеке». Поэтому очень простой совет Джеффри Ходсона: «Заботьтесь обо всех других» (Делясь светом, 2: 764).

Учась у природы

В суете повседневной жизни всегда сложно сохранить гармонию. Нас толкают и тянут в разных направлениях. И как только мы начинаем чувствовать себя хорошо, думая, что преодолели некоторые из наших недостатков, тогда испытания и вызовы невзначай снова начинают брать над нами верх.

Когда мы стремимся преодолеть жизненные препятствия, как мы можем получить подсказки для руководства в наших действиях? Как уже упоминалось, есть практика, которая может помочь, – это внимательность. Если утверждение Гермеса Трисмегиста «Как вверху, так и внизу» верно, то гармония сфер также должна отражаться повсюду в Природе здесь внизу. Нам нужно только осуществить это.

Так как же нам взять от Природы подсказки для повседневного поведения в нашей жизни? Возьмем для примера воду, одно из самых распространенных соединений на Земле. Один очень мудрый друг однажды сказал: «Изучай воду, и тебе откроется не один секрет». Поскольку объяснений не было, я часто думала о том, какие секреты может таить вода.

Вода – красивая и мощная метафора, часто используемая в Дао дэ Цзин. Было сказано, что путь воды – это путь мудреца. Интересно, что мы можем даже увидеть параллели между качествами воды и буддийскими парамитами, славными добродетелями, которые, как говорят, являются золотыми ключами, открывающими врата Порталов, ведущих «на другой берег» (Голос безмолвия, ст. 206–213).

Ниже приведены семь отрывков из Дао дэ Цзин о воде (Лао Цзи, переводчики: Квок, Палмер и Рамзи; Джиа-Фу Фэн и Джейн Инглиш; Стивен Митчелл). В скобках указаны парамиты:

I. Высшее благо подобно воде, которая питает все без всяких усилий. Ничего не ищущая для себя, вода одним своим существованием является благословением для всей жизни (дана, благотворительность).

II. Вода обтекает препятствия и без насилия выполняет свое предназначение (шила, совершенная гармония в слове и действии).

Вместо того, чтобы бороться с препятствиями, вода обтекает блоки, при необходимости создавая новые пути. В процессе она размывает острые края скал, преграждающих ее путь, сглаживая их по мере преобладания. Таким образом, она поддерживает и создает гармонию.

III. Подобно воде, мудрец ждет момента, чтобы созреть и оказаться правым; вода, вы знаете, никогда не борется (кшанти, терпение, выносливость, воздержанность).

Вода – самое пластичное вещество, но со временем она может стирать самые твердые породы. Таким образом, если проявить терпение, мягкая вода может преодолеть твердое.

Как писал римский поэт Овидий: «Капающая вода долбит камень не силой, а настойчивостью».

И от Махатмы Ганди: «Мягко вы можете потрясти мир».

IV. Вода довольствуется низменностями, которыми люди пренебрегают (вирага, безразличие к удовольствиям и боли).

Большинство людей хотели бы быть на более высоком уровне в жизни – чтобы ими восхищались, чтобы на них смотрели. Но вода учит смирению: она течет даже до самых низких уровней, которых большинство людей предпочло бы избежать.

Не имея собственного эго и собственных желаний, вода работает в гармонии с силами природы и приспосабливается к окружающей среде, воплощая образ природы.

В «Дао дэ Цзин» спрашивается: «Почему море – владыка сотни ручьев?» Ответ: потому что он находится под ними. Это учение для мудреца, который будет вести или направлять людей: служите со смирением.

Вода гибкая и адаптируемая. Она может иметь форму стакана или чайника или, а если бы ее пролили на землю, вообще не иметь формы. Она может быть твердой, жидкой или газообразной. Так Лао Цзи заявил:

Человек рождается нежным и слабым. После смерти он твердый и непоколебимый.

Зеленые растения нежные и наполненные соком.

К моменту смерти они увядшие и высохшие.

Следовательно, непреклонный и несгибаемый – ученик смерти.

Кроткий и покорный – ученик жизни.

V. Слабый может победить сильного; гибкость может преодолеть трудности (вирья, бесстрашная энергия, сила духа, настойчивое усилие).

Нет ничего мягче воды на свете. Она может показаться слабее и мягче, чем гора, но знаете ли вы, что река Колорадо вырезала то, что сейчас является Большим каньоном в США? Так было на протяжении миллионов лет. У нее есть собственная сила и мощь.

VI. Мудрец, практикующий Дао в этом мире, подобен реке, текущей домой к морю, собирающей на своем пути воды ручьев (дхьяна, духовное созерцание).

Дао может означать «Направление», «Путь», естественный порядок вселенной или всеобъемлющее Единство. Итак, практика Дао – это источник этого существенного единства всех потоков. Он также отражает наше путешествие, поскольку мы стремимся вернуться в океан Единства, из которого все мы пришли и которому мы принадлежим.

И наконец:

VII. Подобно озеру, сердце должно быть спокойным и тихим, имея под собой большую глубину. Именно в этой тишине, в этом спокойствии и покое мы можем объять ЕДИНОЕ. (праджя, мудрость, которая является результатом Самореализации).

Следовательно, с кротостью, состраданием, смирением, терпением, гибкостью, внутренней силой и гармонией, подобно воде, мы тоже можем преодолевать жизненные кризисы, справляться с циклами существования и в конечном итоге становиться похожими на каплю росы, которая скользит к воде, сияющему морю, где все ЕДИНО.

Всем, кто хотел бы учиться у Природы, кто помогал бы ей и работал с ней, дается заверение:

«Она широко откроет перед тобой двери своих тайных сокровищниц, обнажит перед взорами твоими сокровища, заключенные в глубинах её непорочной девственной груди. ...Тогда она укажет тебе и средства, и направление, и первые врата, и вторые, и третьи — до самых седьмых. А там – цель, за которой лежит, купаясь в солнечных лучах света духа, несказанная Слава, невидимая иному взору, кроме ока души (Голос безмолвия, ст. 66–68).

* * *

Из вопросов и ответов после вышеупомянутого выступления на Международной Конвенции в декабре 2020 года:

В: Не могли бы вы немного рассказать о Ковид-19, о том, почему это может происходить сейчас, и, может быть, немного об астральном свете, пожалуйста?

О: Как упоминалось в беседе, астральный свет считается самым нижним уровнем акаши, чуть выше физического плана. Уровни акаши, наиболее близкие к нашей земной атмосфере, поглощают самые низкие вибрации и поэтому более подвержены загрязнению грубыми излучениями, генерируемыми на планете. Со временем астральный свет отражает обратно на Землю все, что он получил.

ЕПБ писала, что астральный свет – это книга памяти животного человека, а высший уровень акаши – это книга памяти духовного Эго. ЕПБ описала астральный свет по-другому: он подобен негативной пластине фотографа, а мы – чувствительной бумаге, на которой запечатлевается изображение. Итак, все, что мы запечатлели, и есть то, что мы получаем обратно.

Грубые мысли и действия, порождаемые людьми и хранящиеся в астральном свете, могут сочетаться с подобными вибрациями, чтобы получить больше силы. Они могут оставаться там надолго; но чем больше их накапливается, тем более разрушительным для нас будет эффект, когда они вернутся. Кто знает, когда кармические последствия наших действий вернутся к нам? Никто не может сказать.

Теперь давайте подумаем о человеческих беззакониях, порожденных всего за последние 100 лет в результате геноцида, войн, массовых убийств, пыток, преступлений на почве ненависти, охоты ради спорта и массового убийства животных. ЕПБ, Анни Безант, Ч. У. Ледбитер, Джеффри Ходсон – все писали, что болезнь – это карма жестокости. Это очень печально, потому что, конечно, в нашей длинной череде жизней все мы совершали жестокие преступления против других, особенно в тех жизнях, когда мы не знали ничего лучшего. Надеюсь, с большим количеством знаний и мудрости мы больше не создаем такой кармы. Однако все, что было приведено в движение, не может быть остановлено; оно должен идти своим чередом. Итак, Ковид (болезнь коронавируса) вполне может быть кармическим результатом жестокости, которую человечество произвело и наложило на себя. Теперь нужно пережить, проработать и извлечь уроки из этих результатов.

Лучшее, что мы можем сделать с этого момента, – это добиться положительного результата. Мы можем наполнить нашу ментальную атмосферу мыслями о благотворительности, доброте, понимании, сострадании и мире. Вместо того, чтобы критиковать других людей за их недостатки, как насчет того, чтобы напомнить себе, что мы тоже все еще несовершенны, и послать им полезные мысли? В то же время давайте перестанем создавать новые кармические долги.

Это похоже на управление банковским счетом. Если мы только генерируем долги, мы окажемся в глубокой и жалкой финансовой яме. Вместо того, чтобы добавлять к накопившейся в астральном свете негативной карме, как насчет того, чтобы копить добрые дела при каждой возможности, которую мы получаем? Если мы запечатлеем высшие устремления и благородные поступки в астральном свете, мы не только привлечем к себе полезные влияния, но и положительно повлияем на окружающих.

В Письмах Махатм нам велят «прочное основание нового мира мысли построить так, чтоб никакое количество противодействия и невежественного лукавства, привносимого Братьями Тьмы, не смогло превозмочь» (ПМ, № 15). Когда я смотрела открытие последней международной онлайн-конвенции ТО в Адьяре, слушая приветствия от различных секций, я была тронута теплотой между теософами, разбросанными по всему миру. Возможно ли использовать эту связь между нами по всему земному шару и помочь создать этот новый мир мысли?

Мысли настолько могущественны, даже более могущественны, чем физические действия. Почему так? Мысли могут путешествовать далеко и широко в одно мгновение, независимо от международных границ. Они могут влиять на любой план существования, а не только на физический. Они могут сохраняться еще долго после того, как действие было завершено. Мы можем использовать силу мысли, и это нам даже ничего не будет стоить!

Мы можем генерировать хорошие мысли, удобно сидя в гостиной, когда засыпаем ночью, просыпаемся утром или когда есть небольшой перерыв в течение дня. Почему бы нам не сформировать привычку генерировать позитивные мысли, чтобы нейтрализовать негативные впечатления в ментальной атмосфере? Это могло быть очень важным служением, которое каждый из нас смог бы сделать для мира.

В «Голосе Безмолвия» также присутствует идея «Охранной Стены» или «Стены Защиты». Все мы, кто так связаны друг с другом – а я смогла почувствовать эту связь, слушая приветствия во время открытия Конвенции – можем ли мы во всем мире визуализировать себя, держась за руки или стоя бок о бок, плечом к плечу, опоясывая эту планету как «Охранной Стеной»? Говорят, что адепты, святые и йоги на протяжении веков держали эту защитную стену вокруг нашего человечества, чтобы предотвратить дальнейшие и даже худшие беды, которые могут наступить и повлиять на нас.

Могут ли во всем мире те, кто чувствует это единство, мысленно окружить нашу планету и стать каналом для нисходящего божественного света и оказать благотворное влияние на человечество и всю жизнь, которая здесь развивается? Мы можем сделать это! Это вызов, объединяющий призыв для всех нас. Когда Теософская Конвенция или любое духовное собрание подходит к концу, мы обычно уходим с некоторым вдохновением для нашей жизни и работы. Можем ли мы так же уйти с убеждением, что мы можем что-то сделать вместе, объединившись и посвящая своё служение человечеству?

«Те, кто созерцают красоту Земли, приобретают запас сил, сохраняющихся на всю жизнь. Есть что-то бесконечно исцеляющее в повторяющихся рефренах Природы – уверенность в том, что рассвет приходит за ночью, а весна за зимой»Рэйчел Карсон, из «Тихой весны».

Выступление на Международной Конвенции в декабре 2020 года

Перевод Н. Березанской

Источник: https://theosophy.in.ua/publikatsiji/perekladi/442-osvoenie-tsiklicheskoj-prirody-sushchestvovaniya-chast-i    https://theosophy.in.ua/publikatsiji/perekladi/1223-osvoenie-tsiklicheskoj-prirody-sushchestvovaniya-chast-ii










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика