ПРАВОСЛАВНЫЕ ИКОНЫ

Икона и иконопись

... иконопись есть закрепление небесных образов, оплотнение на доске дымящегося окрест престола живого облака свидетелей. Иконы вещественно намечают эти пронизанные знаменательностью лики, эти сверхчувственные идеи и делают видения доступными, почти общедоступными.  ( Флоренский П.А. Иконостас )

Ориентирующая идея преображения мира на духовно-нравственной основе в самом общем виде воплощена в храме. Эту же идею раскрывает икона, но дополняет ее повествованием о путях реализации этой идеи.

Икона — слово греческое, обозначает оно изображение. В христианской Церкви так стали называть живописное изображение на деревянной доске или на стене храма Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий из Ветхого и Нового Заветов.

Икона — явление особое в средневековой культуре. Иконописец имеет задачу, которая определяется особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.

Евгений Трубецкой пишет, что русская икона возвещает его преображение доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой. А также красочными видениями и упругими взмахами крыльев ангелов, вестников Добра и Блага.

Но приход к радости возможен только через аскетизм — нет радости без мучений, Воскрешения без Креста. Радость и аскетизм — взаимодополняющие темы, где первое — цель, второе — средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма — условные, символические фигуры и лики святых.

Икона — не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение.

Икона и иконопись

Изможденные лики святых противостоят кровавому царству плоти не только «истонченностью чувств», но и «новой формой жизненных отношений» (Евгений Трубецкой).

Поэтому смирение плоти имеет два смысла:

1) оно необходимо для одухотворения человеческого облика;

2) подготавливает грядущее братство, любовь и мир человека с человеком и со всей Божьей твари.

Аскетизм, имеющий духовно-нравственный смысл, выражен не только условно-схематичным, символическим изображением ликов и фигур, но и статикой. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа — позой фигуры, рук, складками одежды, цветом, и главное — глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.

Но физическая неподвижность в сочетании с подвижностью Духа характеризует не все иконы. Есть иконы и фрески («Преображение Господне», «Страшный суд»), где физическая динамика передается художественными средствами. Это характеризует тех, кто еще находится в начале духовного пути, кто еще не крепок в вере.

Радость возвещается золотым цветом и светом в иконе. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, Красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Если ассист присутствует, то тем самым подчеркивается Божественная суть Христа, если отсутствует — то подчеркивается Его человеческая сущность.

Икона и иконопись

Подчиняясь идее храма и его архитектуре, фреска и икона сами архитектурны.

Архитектурность иконы выражена в ее симметричности и подчиненности некому архитектурному и одновременно идейному центру. Архитектурность иконы есть продолжение и средство выражения все той же идеи преобладания абсолюта над единичным, индивидуальным.

Идейным и архитектурным центром иконы может быть Иисус Христос или Богоматерь. И их образы символичны. Иисус часто олицетворяет гармонию, порядок, Добро, Красоту, Истину, противостоящие раздорам и хаосу. Богоматерь — символ Любви, Добра, милующего сердца, защиты человечества от гнева Господня. Пророки, апостолы, девы олицетворяют добродетели: мудрость, смирение, целомудрие, невинность, чистоту. Это те центры, вокруг которых мир собирается и организуется. Это те точки опоры для человека, где он может противостоять скорби мира.

Икона – отображение духовного опыта

Вспомним еще раз, что икона и фреска — не живопись, не средство передачи видимого мира. Она выводит сознание в мир духовный.

Появилась икона с возникновением христианства. Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу — Луке-евангелисту.

Икона и иконопись

Исторически икона тесно связана с Фаюмским портретом (Фаюм, Египет — одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывали внутренний саркофаг. На поверхности такого саркофага наносилось изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в глазах виделась отрешенность от земного мира. Писался такой портрет на золотом фоне (что унаследовали раннехристианские иконы), тени не наносятся, так как они существуют в телесном мире, а умерший ушел в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисном дереве восковыми красками. Первоначально это эквивалент саркофага, своеобразная погребальная маска. Маска же уже символ усопшего человека. Это исторические корни и связи. Христианство внесло свои смыслы и значения в ту форму, которую оставил Фаюмский портрет.

Один из отцов христианской церкви Дионисий Ареопагит пишет, что икона — «средство возведения души к первообразу».

В основе иконы должно быть подлинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. Этот опыт закрепляется в первой иконе, и затем она считается первоявленной или первообразной, то есть первоисточником и образцом. Источником этого опыта, как правило, являются святые.

Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а его опыт духовный был передан святому Андрею Рублеву, который и воспроизвел этот опыт в образах и красках.

Икона и иконопись

Пресвятая Дева Мария была изображена Лукой на доске от стола, на котором Христос имел трапезу со Своей матерью.

Духовный опыт зафиксирован и в Библии, а ее сюжеты могут стать основой для написания иконы. Иконы делятся на четыре разряда:

1) библейские;

2) портретные (святые, запечатленные при жизни);

3) писанные по преданию, опирающиеся на чей-то духовный опыт;

4) явленные — писанные по видению или сновидению самого иконописца.

Кроме того, иконы еще делят на праздничные иконы, образы Христа и Богородицы, святых и ангелов.

Как писалась икона

С древних времен в христианстве установилась точка зрения, что икона не может произвольно изменяться. И канон строго регламентирует сюжет, организацию пространства, расположение предметов, фигур, написание одежды, употребление цвета. Но даже в рамках канона художник имел достаточную степень свободы.

Канон (греческое слово, означающее правило) — это образец для воспроизведения оригинала, в качестве которого может выступать идеальное представление или воплощенный образ, например, признанное авторитетом Церкви изображение Христа, Богоматери или другого персонажа, сюжета или символа.

Икона и иконопись

Основные элементы иконографии ангелов: 1. крылья; 2. нимб; 3. дoлматика-мaнтия; 4. гимaтий-плaщ; 5. лoр или лорум; 6. слухи или тороки; 7. зeрцало; 8. мeрило; 9. пoзём

Существует иконографический канон как правило изображения, зафиксированное в иконописных прорисях.

Иконографией называется строго установленная система изображений персонажей, сюжетных схем и символов религиозного и богословско-догматического содержания.

В строгом и точном смысле слова иконописцами могут быть только святые. Они направляют своим опытом руки художников. В средневековье создание иконы — дело коллективное под руководством учителя.

Иконники — не ремесленники и занимали почетное место в церковной иерархии. На Руси иконописцев почитали как святых.

Писалась икона на доске. Неподвижная, твердая поверхность доски строга и обязательна. Эта твердая поверхность напоминает иконописцу и зрителю об иных твердынях.

Нематериальный мир изображался условными знаками.

Золото использовалось не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей мистической реальности — не плоскость, не пространство.

Одежда на иконе — не средство для прикрытия телесной наготы. Одежда — символ. Она — ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей — складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII—XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV—XVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные, сходящиеся под углами.

К концу XV века складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб.

В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы греческих. Это греческое слово в переводе на русский значит Сущий, а всегда существует только один Бог.

Икона и иконопись

Над головою Божией Матери ставят первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога, или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.

Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло, как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей ещё на земле.

На иконе отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Иная реальность — это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней. Живописцы с эпохи Возрождения до нашего времени используют тень, чтобы показать предмет как нечто физически реальное и противоположное свету. Своей борьбой со светом предмет являет свою реальность и осязаемость, материальность. Иконописцу это не нужно, так как икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Другая особенность иконы и фрески в том, что там события даны как выражение идей, истин, живущих под знаком Вечности. Там нет времени, как текучести.

Прочтение иконы

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Икона и иконопись

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет, повторим, — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

Икона и иконопись

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

Икона и иконопись

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, что с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.

СИМВОЛИКА ИКОНЫ

Символика цвета

О золоте уже говорилось как цвете-символе радости и блаженства. Золото используют для обозначения наличия силового поля Божественной энергии. Но золотом окрашено не все. Обычно это — одежды Спасителя, изображение Евангелия, Престол Спасителя, Седалища ангелов. Свет, исходящий от Спасителя, когда Он являет Свое Божественное начало. Это и цвет, символизирующий Вечность.

Иногда ассист присутствует в виде золотых нитей, пронизывающих пространство иконы.

Икона и иконопись

Синий цвет (обычно синий сегмент со звездами) — обозначает небо.

Голубой цвет — тоже цвет неба и Вечности. Часто Иисус, Богоматерь, ангелы, святые заключены в голубой круг (и круг, и цвет — символы не только Вечности, но и Гармонии). По голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

Белый цвет символизирует чистоту, невинность. Это цвет Славы Христа, часто изображаемого в белых одеждах, дабы подчеркнуть, что Он подобен свету. Белый сочетает в себе все цвета радуги, так же как Бог в Себе заключает весь мир.

Нежно-розовый цвет — цвет душевной утонченности.

Пурпур — как и золото — цвет Вечности и славы Христа, цвет Утра, Возрождения, знак Царственной сущности Христа. Пурпур предвещает Солнце.

Икона и иконопись

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Красный также символизирует Божественный огонь; это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Одеяния Христа и Богоматери почти всегда неизменны — вишневый хитон и голубой плащ-гиматий у Христа, темно-синий хитон и вишневое покрывало-мафорий у Богоматери.

Вишневый цвет отцы церкви объясняют так: он соединяет начало и конец спектра (красный и фиолетовый) — это знак Христа, Который есть начало и конец сущего.

Зеленый символизирует юность и цветение.

Желтый цвет — тождественен золотому.

Черный цвет — знак сокровенных Божественных тайн.

Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Икона и иконопись

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

Символика фигур и жестов

Икона и иконопись

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Фигура с рукой, прижатой к щеке — символ печали. Раскрытая рука, протянутая вперед — знак покорности.

Символика вещей

Икона и иконопись

Дуб — древо жизни.

Дом — символ домостроения, созидания.

Гора — символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест — символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона — знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела — символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой — ветер.

Пеликан — символ чадолюбия.

Золотой венец — символ духовной победы.

Правая и левая стороны на иконе или фреске — тоже символы. Средневековый зритель знал, что слева от Христа — девы неразумные, справа — разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер — символ Святого Духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма.

Монограммы

Икона и иконопись

На иконах также встречаются надписи — на греческом и русском языках.

На иконе Иисуса Христа содержится сокращение до нескольких букв — IC XC или ΙΧΘΥΣ (греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель). Нимб Христа изображается с крестом, в кресте три греческие буквы ο ων, которые переводятся как «Сый», или «Который существует» (Исх 3:14).

Иконы Божией Матери также обязательно содержат надписи на греческом или церковнославянском языках. В углах иконы присутствуют две пары букв — слева МР, справа ΘΥ. Это древние аббревиатуры греческих слов Μητερ Θεου, то есть «Матерь Божия».

На иконах святых угодников надпись расположена по обеим сторонам от образа. Начинается надпись со слова «святой» («святая»), затем называется чин святого (преподобный, блаженный, мученик, благоверный князь и т.д.), часто завершает надпись имя святого с указанием места, где были совершены подвиги («святой преподобный Кукша Одесский», «святой преподобный Алексий Голосеевский»). Иногда можно встретить вместо слова «святой» («святая») греческий вариант Αγιος Αγια («агиос», «агиа»).

Сокращения в надписях на иконах: СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой; СТАЯ — святая; ОКА, ОАК — праведник (греч.); ПРО — пророк; АПЛЪ — апостол; СТЛЬ — святитель; МЧ, МЧНК — мученик; ПР — преподобный.

Обозначения на Распятии Христовом, которые изображаются, например, на одеждах схимонахов, следующие:

I.Н.Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях Распятий, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»;

МЛРБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»; греческий аналог — ΤΚΠΓ (сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε);

ГГ — гора Голгофа, надпись у подножия Креста при изображении Распятия; ГА — Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Распятия; К и Т — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Красота и стройность буквенной строки дополняет красоту образа и венчает всю работу иконописца или иконописцев.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Православные иконы / Автор-составитель Наталия Будур. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005. – 320 с.
  2. http://russian7.ru/2014/05/7-glavnyx-principov-chteniya-ikon/
  3. http://www.bf-favor.org/blogs/artilce/kak_chitat_nadpisi_na_ikonakh

RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика