МОЗАИКИ МАРКО РУПНИКА

Нужно смотреть на других как на чудо, ибо если Бог спасает меня и меня прощает, точно так же спасает он и того, кто стоит передо мной.   ( Марко Иван Рупник )

В наш век индивидуализма, разобщенности и рационального общественного миросознания особенно остро встают вопросы о том, возможно ли удержать в современном христианском искусстве истинность сакрального образа, как решить невероятно сложную задачу соединения канона и традиции с требованиями нового времени?

Возрождать церковное искусство, понимая под возрождением реконструкцию, бессмысленно, поскольку это уже никого не убеждает. Церковное искусство не может быть статичным, оно должно развиваться, а сакральный образ, при всей верности традициям, должен соответствовать своему времени.

Падре Марко Иван Рупник – словенский художник, теолог и пресвитер, озабоченный проблемами кризиса веры и церковного искусства, пытается разобраться в истинных корнях этого упадка. Его поиски путей возрождения основаны на концепции восстановления богозаповеданного единства христиан («Да будут все едино» Ин 17:21), сближения и взаимопроникновения культур христианского Востока и Запада. Он видит в развитии диалога между Восточной и Западной Церковью, в синтезе традиций католичества и православия не только огромный потенциал, но и возможное направление выхода из кризиса.

Мозаика. 1999. Капелла Redemptoris Mater. Ватикан

Не без основания ищет он вдохновения в раннехристианском искусстве, в той евангельской простоте и искреннем пафосе по-настоящему детской веры, которые были присущи древней единой Церкви. Именно в этом раннем периоде, считает Рупник, в искусстве чувствуется яркое, живое и ничем не замутненное ощущение присутствия Бога. Основная проблема современной культуры, по его мнению, состоит в том, что мы подменили понятие веры как любви, понятием веры как доктрины. Сейчас важно фокусироваться не на том, что разъединяет христиан разных конфессий, а становиться на ту платформу, которая является общей для всех христиан.

В настоящее время Марко Рупник возглавляет учебно-исследовательский центр Алетти (Centro Aletti) при Папском Восточном институте в Риме и является руководителем мастерской церковного искусства центра Алетти. Созданный в 1991 году по желанию Папы Иоанна Павла II, центр Алетти занимается развитием богословского и культурного обмена между Западной и Восточной Церковью.

То, что в первую очередь поражает в мозаиках Рупника, – яркий и чистый цвет. Из разных по форме и размерам кусочков гранита, мрамора, травертина, цветных камней, привезенных из разных уголков мира, а также смальты, перламутра и позолоченных пластинок рождаются сияющие цветовые симфонии. Использование в мозаике натуральных камней разного цвета и величины, по словам самого художника, позволяет продемонстрировать, что «материя не мертвая, а живая» и что в ней заложено Слово Божие. «В мозаике я хотел показать, что материя – это поток, который движется и все время меняется. Он то стремительный, то умиротворенный, то тусклый, то сверкающий, – говорит Марко Рупник. – Чтобы когда человек входил в церковь, он понимал, что материя – это жизнь. Мир был создан Словом. И в каждом камне это Слово заложено».

Цвет и свет – главные составляющие изобразительного языка словенского мастера, вдохновляющегося светоносностью византийской живописи. Понимаются они им в измерении теологическом. Светоносный цвет призван передавать доминирующую тему пасхальной радости. «Божественная гармония – это соединение ярких и чистых цветов. Озаренные светом, эти контрасты начинают звучать в унисон. Таким образом из разнообразия рождается симфония», – пишет Марко Рупник. Его теория цвета строится на концепции единства в многообразии, как основы божественного мироустроения. Когда художника обвиняют в излишней яркости, бурной экспрессии цвета, он, как правило, отвечает: «Церковь не должна быть печальной, она должна сиять, как свидетельство новой жизни».

Мозаика. 1999. Капелла Redemptoris Mater. Ватикан

В его мозаиках прослеживается влияние модернистских направлений изобразительного искусства XX века. Любопытно, что словенский мастер начинал свою художественную деятельность с абстрактного искусства. В начале своего творческого пути он был ближе к искусству авангарда начала XX века, в особенности к живописи одного из его любимых художников Василия Кандинского (1866–1944), стоявшего у истоков абстракционизма.

От абстракционизма Рупник все же вернется к фигуративному искусству, в полной мере осознав, что духовное означает в то же самое время материальное. Но при этом он остается по сей день художником чистого цвета. «Я никогда не был поклонником растушеванных цветов, потому что чистый цвет выражает гораздо больше», – так рассуждает мастер. Его мысли о духовной, религиозной составляющей цвета перекликаются с теорией цвета Василия Кандинского, рассматривавшего цвет как один из основных элементов художественного языка, непосредственно влияющих на душу человека.

Вспоминая о своем опыте посещения одной русской православной церкви, Рупник говорит, что именно тогда он со всей ясностью постиг сущностную основу иконы. В свете горящих свечей, посреди кромешной тьмы, иконы, по его словам, горели золотом иного мира. Это его тогда так поразило, что он понял – иконописец не может писать икону по принципу «отсюда туда», то есть рассказывать о Небесном Царстве языком догматических формул и канонического строя. Для того чтобы писать святой образ, необходим взгляд изнутри.

Марко Рупник прошел путь от художника, который «чувствует», к художнику, который «служит»: «Я делал выставки, критики заметили меня, и я понял, какой риск может создать слава. Но св. Игнатий Лойола направил меня к внутренней свободе и духовности ... Я начал расставаться с живописью, искусством и выставками. Я даже закрасил некоторые картины черной краской, чтобы быть по-настоящему свободным».

Художник, создающий священные образы, по мнению Марко Рупника, должен быть частью Церкви, участвовать в священных таинствах, изучать богословие. «Только тот способен создать „новый“ образ, „новую“ интерпретацию и современный язык, кто обладает живой верой». Как говорит падре, церковное искусство – «это не самовыражение художника, а смиренное служение».

Капелла Конгрегации Сестер Адораток Святой Крови Христовой. Рим

Художник-богослов Рупник создает свои образы, исходя именно из этого понимания иконы как явления божественной реальности, где главное – лик, благословляющий тебя из иного мира и дающий тебе жизнь.

В своих богословско-художественных изысканиях Марко Рупник обращается к русской духовной философии конца XIX века – первой половины XX века. В своих проповедях часто цитирует таких мыслителей, как В. Соловьев, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, П. Флоренский, Вяч. Иванов. Вслед за своим учителем Томашем Шпидликом (1919-2010), признанным экспертом в области богословия Восточной Церкви, ведущим специалистом по православной духовности, Рупник подчеркивает значение русской религиозной философии для современного человека и стремится к соединению западного рационального мышления с интуитивным познанием, характерным для русских религиозных мыслителей. Говорит о тех важных началах в духовности восточного христианства, которых катастрофически недостает в рациональной цивилизации Западной Европы и которые могут быть привнесены из Восточной Церкви. Особо важное значение придает концепции соборности, которая является фундаментальным свойством Церкви, принципом ее существования.

В художественной мастерской центра Алетти под руководством падре Рупника работают мастера, принадлежащие к разным христианским конфессиям из разных стран, – здесь живут общиной, и бок о бок трудятся вместе католики, греко-католики и православные. Мозаика – искусство коллективное, в котором образ создается не одним человеком, а целой группой мастеров. Есть руководитель этой группы – Марко Рупник – художник-богослов, который видит образ в целом. Но каждая мозаика осуществляется в тесном сотрудничестве со всеми мастерами коллектива. Никакой образ не делается по строго заданному плану – и в этом важное отличие от того метода, к которому привык современный мир: разработать проект, а потом искать людей, которые бы его реализовали. Церковный принцип требует принципиально иной основы. Фундаментальным является не создание проекта, а принятие пути Христа. Есть общая идея, но нет жестких границ. Каждый художник в этом братстве играет свою роль и вносит свою лепту в общее дело.

Биографическая справка

Марко Иван Рупник родился в 1954 г. четвертым ребенком (мальчиком после трех девочек). По семейному преданию, родители дали обет, если родится мальчик, посвятить его на служение Господу и направили его в иезуитский орден в 1973 г. Он изучал философию в Любляне, а затем историю и теорию искусства в ведущих западных университетах. В 1991 защитил докторскую диссертацию на тему «Богословское миссионерское значение искусства в сочинениях Вячеслава Ивановича Иванова». С сентября 1991 года он проживает и работает в Риме в Центре Алетти, директором которого он является. Также он преподает в Папском григорианском университете и в Папском литургическом институте Сант-Ансельмо.

Источники: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/rupnik/
https://it.wikipedia.org/wiki/Marko_Ivan_Rupnik
https://sergiusvg.livejournal.com/104820.html


МОЗАИКИ МАРКО РУПНИКА











Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика