К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ БОЛЕЗНЕЙ.
ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ

В.Б. Лоч

Врач-философ Богу подобен.
( Гиппократ )

Всемирная организация здравоохранения признала, что все болезни человека являются психосоматическими, т.е. имеют психологическую основу. Болезни возникают в определенных местах тела в соответствии с возникшей в организме проблемой.

Каждый из нас имеет свою генетическую программу развития. Тело – носитель этой программы и как таковое играет роль ангела-хранителя, гения данного человека. Рассогласование тела и психики, отсутствие языков их взаимопонимания приводит к патологиям, болезням.

Цель статьи – создание пространственной смысловой карты тела для облегчения понимания психикой (сознанием) тела. Временная смысловая карта более подробно рассмотрена в другой статье автора.

Материал, изложенный в статье, предназначен специалистам по процессуально-ориентированной психотерапии, направлению, созданному Арнольдом Минделлом, а также врачам и всем лицам, заинтересованным в своем здоровье и духовном развитии.

Медицина лечит симптомы болезней – результаты патологических изменений в теле, не затрагивая основу болезни, ее причину. Медицинская антропология изучает статистические связи между различными признаками человека и болезнями; предрасположенность того или иного типа к определенным болезням. Психосоматика рассматривает причины формирования типов людей и психологические основы появления болезней. Бессмысленно лечить только тело, не затрагивая психику, душу, в которой кроятся корни болезней. Когда болезнь уже реализовалась в теле, мало лечить только душу, нужно использовать и медицинские методы. В процессе предболезни, профилактические методы психосоматики наиболее эффективны.

В соответствии с генетической программой развития человек в определенном возрасте (скорее это последовательность событий, чем длительность прожитых лет) может прийти к правильному для этого возраста состоянию организма, пройдя через разрешение специфических проблем. Если проблемы вовремя и правильно не решены, они становятся актуальными и приводят к болезни. Причина болезней, как психическая неподготовленность к адекватным воздействиям внешней среды, рассматривалась еще древними врачами, например Парацельсом.

Эти причины болезней могут быть сформулированы следующим образом.

Несогласованность стадий психического и органического развития, т.е. человек в соответствующем возрасте был не тем занят. Например, у ребенка 3-5 лет развивают левополушарные качества (изучение счета), в то время как следует уделять внимание развитию правополушарных, образных качеств (например, способности к рисованию). Или в период потребности в социальных контактах в пубертатном возрасте (13-15 лет) происходит изоляция подростка от сверстников. Речь идет о более ранней или более поздней (относительно данного возраста) стадии развития психики. Организм готов к определенным состояниям, а психика не подготовлена к правильному разрешению ситуаций, к выходу на нужные в этом возрасте состояния. Результат рассогласования проявляется как чувство неудовлетворенности в широком смысле этого слова. Это основная причина болезней, другие можно рассматривать как ее подварианты.

Эфирная (энергетическая) причина: недостаток жизненной энергии из-за недостаточной любви окружающих к ребенку в пренатальном состоянии и в раннем детстве (до 2 лет), на первой стадии развития. В этот период ребенок для своего нормального развития должен получать максимум любви и свободы спонтанных действий, т.е. быть господином и самостоятельно решать, что, когда и как делать. Если этого не было, то энергетические, а соответственно и адаптационные возможности (способности к приспособлению к внешнему миру, проявляющиеся на второй стадии развития) у человека будут ниже, чем это необходимо для выхода на определенные состояния,

Ментальная (или условно-рефлекторная) причина: совокупность рефлексов, предрассудков, страхов, информационно предопределяющих поведение человека, которые возникают под влиянием сознательных и бессознательных усилий как родителей, так и любых случайных спутников жизни, – вплоть до случайно услышанного на улице слова, вошедшего в программу подсознания человека.

В возрасте 2-5 лет в основном должна развиваться эмоциональная жизнь на базе правого полушария головного мозга. Развитие в это время ментальности на базе левого полушария создает ментальные причины болезней. Левое полушарие эволюционно более молодое и не способно в этот период жизни нормально выполнять информационные функции. Правое полушарие (у правшей) в целом занято эмоциональной жизнью – выражением себя и адаптацией к миру.

Близкой по основам является кармическая причина, объединяющая отдельные условные рефлексы в установки, программы, сценарии жизненного поведения и судьбы в целом. Создание кармы завершается на шестой стадии развития (в 16-17 лет) и проявляется на седьмой стадии развития (в молодости).

Особенно важным для создания ментальных причин является возраст 2-5 лет (вторая стадия развития), возраст адаптации к миру, а также соответствующие этому возрасту специфические полубессознательные (трансовые) состояния, когда слово непосредственно проникает в подсознание, минуя рациональный контроль осознания, и становится руководством к действию (гипноз, кодирование, ситуации явной угрозы для жизни, переход от сна к бодрствованию и наоборот состояние адаптации). Это состояние характеризуется переключением мозговых систем и переходом от одного типа деятельности мозга к другому.

В каждый данный момент одно из полушарий мозга выполняет информационную функцию, а другое – энергетическую, и переход функций происходит в среднем через 3,5 ч (при работе с процессами внимания частота перехода функций может быть произвольно изменяема). Момент перехода функций стимулируется дисадаптацией к данной ситуации – в поисках лучшего приспособления к обстоятельствам организм переключает активность полушарий. Момент перехода может длиться от нескольких секунд (у зрелых, тренированных лиц) до 15-20 мин. В момент перехода функций резко возрастает число ошибок, допускаемых человеком, он плохо соображает (работает на «автопилоте») и не запоминает происходящее – у него не работает информационный блок, ни одно из полушарий не несет информационную функцию. (В крайнем выражении, в состоянии физиологического аффекта, человек делает нечто крайне для него нетипичное, при этом его сознание сужено – снижено до первой стадии восприятия – восприятия отдельных деталей обстановки, отсутствует осознанное запоминание событий.) В состоянии транса оба полушария мозга работают «на равных», что обеспечивает либо полное неосознавание окружающей обстановки (оба полушария выполняют энергетическую функцию, энергетические подкорковые структуры непосредственно усваивают информацию, но она не осознается), либо абсолютно полное осознание (оба полушария выполняют и энергетические, и информационные функции, кроме того, задействованы управляющие лобные структуры, т.е. одновременно работают все структуры головного мозга). В первом случае создаются ментальные и кармические причины, во втором – они разрушаются.

Зачастую травматические раны тоже являются следствием кармических причин («где тонко, там и рвется»).

Дети до 5-7 лет могут болеть болезнями своих родителей противоположного пола, так как эти болезни ментально (условно-рефлекторно) им внушаются.

Астральная (эмоциональная) причина болезней: застойность эмоциональных переживаний на основе хронической неудовлетворенности собой, миром, происходящие как от других рассматриваемых здесь причин, так и из-за отсутствия культуры психологического поведения, культуры психологической разрядки эмоций – умения самостоятельно работать со своей психикой или пользоваться услугами специальных социальных развивающих институтов (если они имеются в данной культуре). Особенно значимым для создания культуры психологического поведения является возраст 5-8 лет, возраст третьей стадии развития, сама же эмоциональность формируется на второй стадии.

Перечисленные причины соответствуют патологическим вариантам первых стадий развития человека, во многом определяющим его здоровье и дальнейшую судьбу.

Как правило, эти причины комбинируются в разных сочетаниях в каждой конкретной болезни. Болезнь – это «крик» организма о неправильном (в смысле отклоняющемся от генетической программы развития) поведении психики по отношению к нему. Организм, как более старший в филогенетическом смысле, берет удар на себя, защищая молодую, неумелую психику.

Очень часто болезнь есть буквальное воплощение психологической проблемы, и человек знает причину болезни до того, как ее осознает его индивидуальный разум. Соответственно и лечение может производиться через языковое, звуковое воздействие.

Психосоматическая патология до определенного предела, до «красной черты» необратимой биологической патологии, является компенсаторной, защитной: психическая болезнь уходит в тело, ибо когда человек страдает от физической боли, притупляется боль душевная. Для выживания важнее нормально функционирующая психика, чем здоровое тело. При отклонениях в развитии имеется либо психологическая защита в виде невроза, психиатрических заболеваний, либо биологическая защита в виде болезни.

Психиатрические болезни возникают при глобальном отрицании окружающими конкретного человека или при отрицании им себя самого, это уход от неприемлемой действительности в мир снов, желаемого образа мира.

Шизофрения, как правило, базируется на нежелании матери иметь ребенка в период беременности. В результате организм использует компенсаторные возможности мозга для подмены. И только заново пройденное развитие от перинатальной стадии на фоне полного взаимопонимания с миром, перевод снов на время, отведенное для сна, и создание принимающей реальности может излечить эти болезни у ребенка.

Отставание в развитии обычно базируется на том же ощущении ненужности ребенка окружающими, его недостаточно держат на руках, ласкают, разговаривают с ним. Дети в детских домах, как правило, находятся в той или иной стадии отставания в развитии. Они в большинстве случаев, потому и отстают в развитии, что не нужны своим родителям,

Первая стадия психологической защиты обычно выражается в повторности действий – повторении движений, например, покачивании, подергивании ногой, отбивании такта рукой, длительном жевании, сосании, напевании мотива, повторении молитвы или мантры. Повторность действий успешна, и организм вырабатывает эндорфин «в награду» за успех деятельности – напряжение снижается. Навязчивые действия или мысли – не болезнь, а защитный механизм мозга, пытающегося скомпенсировать имеющееся нарушение, это попытка Природы сохранить целостность организма.

В этот момент нужно спросить самого себя: что значит эта болезнь? Чему она может научить? Какое сообщение передает мое тело?

Болезнь есть знак, который должен быть вовремя рассмотрен и по которому должны быть приняты соответствующие меры. Здоровье – это норма и показатель нормы, а болезнь является результатом отказа человека следовать Природе – генетической программе развития человека.

Орган может не болеть в том случае, если:

– проблема не созрела, а у организма достаточно энергетики для нормального, здорового функционирования;

– проблема уже правильно разрешена, причем не только понята, но и созданы необходимые психологические структуры для реализации правильного в этом возрасте состояния организма;

– в силу важных внешних обстоятельств, согласованных с хорошо пройденными предыдущими стадиями развития, эти проблемы перестают быть актуальными, и болезнь сама исчезает прежде чем наступит время решать связанные с ней проблемы. Так, во время Великой Отечественной войны у патриотически настроенных людей исчезали многие хронические болезни типа язвы, экземы и т.д.; мать «не может позволить себе болеть», если ей надо ухаживать за больным ребенком.

Физической основой болезней, усугубляющей, но не создающей болезнь, является нарушенная экологическая чистота организма – накопление отходов жизнедеятельности как из-за неправильной, несоответствующей ритмам организма деятельности (недостаточный или чрезмерно длительный сон или сон в неположенное время; перенапряжение или чрезмерное недонапряжение мускулов; монотонная работа или сильные стрессы и т.д.), так и из-за нарушения внешней экологии среды обитания (воздух, вода, продукты питания). Естественно, возникают вопросы правильного режима, диеты, дыхания и т.д., соответствующих данной стадии развития.

Нарушения неизбежны, если ритм нарушен, цикл не завершен: накопившиеся отходы и шлаки должны быть удалены, истощившиеся запасы жизненно важных веществ необходимо возобновить. Но, повторяем, диета и правильный ритм жизни не лечат сами по себе, а только снимают сопутствующие симптомы болезни. Исключением являются случаи, когда само рассогласование стадий базируется на неверном типе питания и ритма жизни. Так, для перехода на высшие стадии развития (к зрелости) требуются чистая энергетика вегетарианского питания и отсутствие внешней заданности ритма жизни.

Поводом для болезни служит стресс, вынуждающий принять определенные адаптационные меры для снятия проблемы. Стрессом для организма являются проблемы, связанные с плохо или неправильно пройденными стадиями или текущей, развивающейся стадией.

В общем адаптационном синдроме выделяют три фазы: 1) удивление, 2) сопротивление, 3) истощение. Здесь можно выделить два инстинкта: «что такое» – информационное выявление ситуации (могут включаться ментальные и кармические причины, деформируя получаемую информацию) и «борись или убегай» – поведенческая, мышечная реакция на ситуацию в соответствии с выявленным первым инстинктом. Чаще всего у высокоэнергетичных организмов вначале вступает в действие программа сопротивления, борьбы, агрессивно-протестная реакция, а затем, когда истощается непосредственный запас энергии, – программа убегания, ухода, капитулятивно-депрессивная реакция.

Если положительный результат (с точки зрения конкретной личности) достигнут, в крови вырабатывается эндорфин – вещество, снимающее напряжение и создающее положительные эмоции. Если результата нет, эндорфин не вырабатывается, а реакция организма продлевается для перепроверки правильности действий. Действия, связанные с уже хорошо известными проблемами, обычно успешно завершаются, подкрепляются эндорфином и поэтому не являются стрессом для организма. Но если мы не ждем положительного результата – в данном случае или вообще (доктрина «бескорыстного служения»), то и нет перепроверки правильности совершенных действий, не возникает чувства неуверенности в себе, разочарования и депрессии.

Эмоциональная разрядка выражается в крике, резких движениях и различных вегетативных реакциях – дрожи, потении, слезах, смехе, изменении ритма дыхания, учащенном мочеиспускании. Сильный энергетический всплеск, возникающий в процессе энергичных движений (в гневе, сексе, спонтанном танце и т.д.), высвобождает токсины, накапливающиеся в процессе стресса, содержащиеся в тканях. Если токсины были высвобождены, но в процессе энергичных движений (движения длились недостаточно долго) не были выведены из организма (с потом, дыханием и прочими выделениями), они могут вызвать тошноту или состояние, напоминающее грипп. Кроме того, активные движения, бег, являясь проявлением программы «борись или убегай», приводят к выделению в кровь особых белых кровяных телец для защиты от инфекции, т.е. резко стимулируют иммунные процессы и способствуют таким образом самоизлечению организма.

Если эмоциональная разрядка не вынесла, не выкинула все вещества, накопившиеся в процессе стресса, а, наоборот, они накопились в организме, то начинается болезнь. Соответственно вначале наступают болезни, связанные с состоянием агрессии, борьбы, и считается, что органы, связанные с этими состояниями, менее важны для сохранности организма в целом, предохраняют от болезни органы, связанные с пассивнодепрессивными состояниями. Когда энергетический запас организма истощен или его изначально немного и организм обычно реагирует программой «убегай», начинаются болезни органов, связанных с депрессивными состояниями.

Выделяют комплекс тонкого кишечника, связанный с агрессивными состояниями, – тонкий кишечник, сердце, сосуды, печень и желчный пузырь, и комплекс толстого кишечника, связанный с депрессивными состояниями, – толстый кишечник, легкие, желудок и поджелудочная железа, почки и мочевой пузырь, опорно-двигательный аппарат, кожа, полость рта, глотка и миндалины.

Если человек уходит от решения актуальной проблемы, хочет все забыть, уехать, выкинуть из головы, ничего не чувствовать и т.д., то происходит онемение соответствующей части тела, нарушается работа нервных чувствительных окончаний в данной зоне тела, что в конце концов может привести к атрофическим явлениям.

Если проблема длительное время остается актуальной, соответствующая зона тела длительное время напряжена, в мускулатуре развивается спазм и она утрачивает способность расслабляться. Кровь не может нормально циркулировать через ткань, чтобы питать ее. Часть ткани перерождается, образуя «точки заклинивания» – маленькие узелковые утолщения. Эти точки являются источником сильной боли в зоне, окружающей эту точку или удаленной от нее на какое-то расстояние. Например, точка заклинивания в плече может вызывать головную боль в виске. Найденная точка обычно легко поддается лечению, узелок рассасывается, и боль, связанная с напряжением в соответствующей зоне тела, проходит. Бывают блуждающие зоны напряжения, когда напряжение переходит с места на место, несмотря на влияние терапии.

Большинство заболеваний начинается в энергетических телах, а затем время и привычки человека делают свое дело, и энергетические нарушения вызывают серьезные заболевания тела.

Эфирное тело состоит из биоплазмы, выделяемой физическим телом на расстояние от нескольких миллиметров до 4-5 см. Это энергетическая схема тела, а также зона роста, его развития. Эфирное тело появляется с момента зачатия и наиболее сильно в детстве. Первоначально проецируется энергетическая матрица, затем идет ее заполнение физическим телом. Эфирное тело запечатлевает моральные и физические травмы физического тела. Эфирное тело фиксируется, и его можно обнаружить с помощью технических средств (например, эффект Кирлиан).

Аурическое тело, более тонкое и большее по размерам, называется астральным. Оно лишь приблизительно повторяет очертания физического тела. Это тело связано с чувствами и окрашено в цвета эмоциональных состояний. Астральное тело начинает развиваться в возрасте 2-5 лет.

Третье тело – ментальное, связанное с интеллектом, увеличивающееся при сосредоточении на ментальных процессах. Его границы выходят за пределы головы и верхней части тела на расстояние 7-20 см. Ментальное тело начинает развиваться в возрасте 5-7 лет и зависит от развития астрального тела.

Следующие два тела – трудно различимы.

Шестое тело – кармическое образовано совокупностью причинно-следственных связей, составляющих судьбу человека. Оно имеет яйцевидную внешнюю форму и вмещает все описанные выше энергетические тела. Заостренный конец этого тела в форме яйца расположен под ногами, тупой – над головой. Обычно его размер составляет 70-100 см от тела. Чем более активен, энергичен человек, тем больше объем яйца. Кармическое тело начинает образовываться в возрасте 15-16 лет.

Каждая следующая стадия развития (всего их 12) создает следующий слой аурической оболочки, все более тонкий и сложнее воспринимаемый.

Наиболее сильное влияние на здоровье оказывают первые тела. Их можно регистрировать с помощью аппаратуры, видеть цветовые пятна при специальной тонкой (экстрасенсорной) настройке, ощущать руками, обнаруживать с помощью маятника или рамки.

Наши эмоции, процессы мышления и межличностные чувства чаще всего беспорядочно смешаны как внутри нашего восприятия, так и в ауре. У некоторых людей отсутствует тесная связь между энергетическими телами, а также энергетическими и физическим телом; знания, которые они приобретают, не влияют на их эмоциональное состояние, слово не становится для них руководством к действию.

Общий размер границ поля человека свидетельствует о его уровне развития и о его здоровье: чем это поле меньше, тем ближе человек к «краю» (началу или концу) жизни. В течение жизни поле увеличивается, пока человек растет и развивается, а затем уменьшается по мере старения.

Образно говоря, линия эфирного тела проходит по передней поверхности организма. Ею мы воспринимаем социальную действительность. «За нос (в прямом и переносном смысле) нас водят», обещая лучшее будущее. Часть тела ниже горла откликается на ожидание этого великолепного будущего, а в нижней части туловища заключено отчаяние от несвершившихся надежд. Не отмеченные на энергетическом уровне состояния, не выраженные в физических, реальных действиях резкие, грубые, сильные эмоциональные ощущения приводят к болезням молочной и предстательной желез. Эфирное тело нуждается в сильных, энергичных, эмоционально наполненных движениях.

Линия астрального (эмоционального) тела находится в середине. Застойные, избыточные, ригидные эмоции (страх, зависть, неуверенность, честолюбие и т.д.) приводят к болезням этой линии тела. Эмоции основываются на внутренних ощущениях тела и создают болезни внутри тела.

Линия ментального (умственного) тела находится в области позвоночника. Она связана с тонкими, глубокими, длительными интеллектуальными состояниями. Болезни в области позвоночника обусловлены зацикленностью на прошлых событиях, прошлом опыте, связанном с интеллектуальной деятельностью. Многие болезни, возникающие вдоль линии позвоночника, вызваны нарушениями кармы,

Собственно линия кармического тела лежит далее за спиной, за линией позвоночника, отступая на 3-5 см за поверхность тела. Наибольший контакт и вход в кармическое тело наблюдается в районе шеи. Застойность предрассудков – основа кармических болезней – не позволяет «вертеть шеей» (в прямом и переносном смысле), так развивается остеохондроз. Горбун в сказках представляется как человек, отмеченный судьбой (необычной кармой), ведь там сложены «крылья» человека.

Правая половина тела правшей управляется левым, вербально-логическим полушарием и, в основном, проявляет активные, осознаваемые, приобретенные в течение жизни процессы. Правая половина тела отвечает за инструментальную, деловую активность. Неуспех, неудача в инструментальной деятельности, нежелание осознавать неправильность своих действий приводят к болезням правой половины тела.

Левая половина тела правшей управляется правым, образным полушарием головного мозга, и выявляет эмоциональные, пассивно воспринимаемые, менее осознаваемые, врожденные процессы. Левая половина тела обычно больна у людей, пренебрегающих своей эмоциональной жизнью, не уделяющих ей достойного внимания, загоняющих в глубь тела свои эмоциональные проблемы.

 

Болезни располагаются также соответственно чакрам тела. В энергетическом теле человека находятся энергетические центры – чакры. В переводе с санскрита слово «чакра» означает «колесо, круг». Чакры осуществляют энергетическую связь между физическим и тонкими (аурическими) телами, снабжая человека энергией в процессе своего вращения по часовой стрелке. У здорового человека они обычно работают на всасывание энергии и информации, выполняя одновременно и роль фильтров: накачивают организм чистой энергией, не пропуская грязь.

Чакры начинают играть роль фильтров примерно с семилетнего возраста. В патологических случаях чакра может быть:

а) закрыта, так как не развита и не способна ничего ни ощущать, ни снабжать энергией; это, так называемая, эфирная причина болезней;

б) закрыта, потому что чем-то замусорена, ее необходимо «прочистить» тонкими энергиями; замусоренность вызывается астральными, ментальными и кармическими причинами;

в) разорвана вследствие перенапряжения, чрезмерной нагрузки, замусоренности токсинами, недостатка строительных веществ (минералов, витаминов, специфических белков); необходимо медикаментозное лечение;

г) болезненно открыта и, расходуя энергию, ослабляет организм, вращаясь против часовой стрелки; длительная работа в таком режиме приводит к разрыву чакры.

Чакра – энергетическая структура и не имеет прямого физического воплощения в теле человека. Основой функционирования чакр являются различные зоны головного мозга, вегетативной нервной системы и гормональные органы. Расположение семи основных чакр соответствует основным нервным сплетениям физического тела. Малые чакры – их выделяют 21 – расположены в менее значительных нервных сплетениях, лимфатических узлах и железах внутренней секреции. Самые маленькие аналогичные зоны являются акупунктурными точками.

Чакра – это точка или зона, сосредоточение на которой создает определенное эмоциональное состояние. Для каждой чакры можно выделить позы, движения и упражнения, способствующие открытию чакры и проявлению данного эмоционального состояния.

Перечислим семь основных чакр.

Первая чакра – муладхара – расположена в промежности, отвечает за стрессоустойчивость и волю к жизни.

Вторая чакра – свадхистана – расположена ниже пупка, отвечает за телесные ощущения и жизненную силу.

Третья чакра – манипура – расположена выше пупка, отвечает за действия, желания.

Четвертая чакра – аннахата – расположена в груди, отвечает за любовь, принятие.

Пятая чакра – вишудха – расположена между головой и туловищем, отвечает за творческое, спонтанное начало в человеке.

Шестая чакра – аджна – расположена на лбу и затылке, отвечает за рациональные, исполнительские действия человека.

Седьмая чакра – сахасрара – расположена на макушке, отвечает за космическое, духовное восприятие.

Для полноценной жизни, избавления от кармических наслоений и исцеления необходимо активное функционирование всех чакр тела. При лечении вначале используются возможности открытых и зрелых чакр, а затем постепенно открывают или прочищают патологические чакры и развивают их.

Эмоциональное состояние проявляется цветом ауры данного места, чакры. В течение жизни чакра может развиваться и изменять свои первоначальные функции. Соответственно изменяется цвет ауры данной чакры. Доминирующая в данный момент чакра определяет цвет ауры всего организма. Цвет ауры виден самому человеку как наиболее приятный в цветовом тесте. Соответственно цвет можно использовать как диагностическое, а также как лечебное средство по изменению состояния чакры или всего организма.

О чакрах и локализующихся в них болезнях можно сказать следующее.

Сахасрара – верхняя чакра, чакра космического сознания, высшего духовного познания, отвечает за понимание сути и смысла, за взгляд сверху на мир. Открытая сахасрара – это божественный свет свободы и вечности, знак разрыва с телесным, материальным, причинным (кармическим). Это чистое сознание и интуитивное постижение истины; многоцентровое восприятие мыслей, действий, чувств, видение себя со стороны; посвящение высшему (Богу) своей деятельности; стратегическое мышление, учет всех противоречивых факторов.

Закрытая сахасрара – это следование чужой указке, рабство поведения и мышления; обычно этому сопутствуют неприятие потустороннего, высшего, духовного, веры; нечувствование божественного, закрытость Космосу, непринимание убеждений другого человека, убежденность, что другой не смеет иметь каких-то своих убеждений, неразвитая собственная сущность, отсутствие своей концепции мира.

Сахасрара имеет форму диска диаметром 10-15 см, располагается вокруг макушки и имеет глубину порядка 5 см, с центром над гипофизом. (Здесь у монахов расположена тонзура – символ связи с божественным.) Кольцо сахасрары проходит по неврастеническому кольцу боли. Возникновение мигрени – это следствие осознания сути, которую не изменить и от которой хочется, но не возможно избавиться, осознания своего духовного рабства, при наличии стремления к совершенству. Ощущение «давящего на макушку потолка», отупение и неподвижность мыслей бывают следствием манипулирования человеком, когда ему говорят, что он «не дорос», не соответствует своему статусу, но не объясняют, чему именно он не соответствует.

Лобные доли и правое полушарие головного мозга являются материальной основой сахасрары. Лобные доли – эволюционно самая молодая часть мозга, поэтому скорость процессов здесь очень низкая. Функционирование (нахождение) в сахасраре требует очень большого времени, которое субъективно проходит мгновенно и дает ощущение соприкосновения с вечностью. В правом полушарии создается многозначный контекст происходящего, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного явления или многих. При этом образное мышление, базирующееся на правом полушарии, обеспечивает непосредственность восприятия мира таким, каков он есть. Пространственные соотношения, воображение бесконечного пространства идет через сахасрару. Гений имеет открытую, мощную сахасрару.

Сахасрара расположена на теменной доле головного мозга. Теменная доля обрабатывает тонкие осязательные ощущения, с ее помощью мы узнаем различные объекты путем осязания. Верхняя чакра тесно связана с осязанием пространства, при этом подразумевается, что зрение – наш основной канал информационной связи с миром – находится в ущербном или закрытом виде как одно из условий открывания сахасрары.

Поэтому и существует с легенда, основанная на законе функционирования чакр, о том, что многие философы и поэты имеют слабое зрение или вовсе слепы.

Осязательная чувствительность, ощущение полей пространства руками, передача энергии, поступающей из сахасрары в процессе лечения «наложением» рук или прикосновением (рэйки), – все это признаки работы сахасрары. Так смыкаются Космос-Бог и Космос-тело: «налагая» руки для целительства и сосредоточиваясь на тактильных ощущениях тела клиента, оператор (целитель) автоматически подключается к космической энергии сахасрары и вместе с клиентом ощущает гармонию от вневременного соприкосновения с вечностью и жизнью, от поступления чистых, тонких энергий.

У народов Севера омоним «саха» – олень, рога оленя – символ созидающего Солнца. Рога Тельца (Быка) – более поздний вариант того же символа. Позднее корону (рога) стали изображать как символ высшего могущества. Открытую, мощную сахасрару экстрасенсорно можно наблюдать как рога, расходящиеся надо лбом в виде короны.

Открывание сахасрары на девятой стадии развития, стадии Просветления, воспринимается человеком как столб или коридор ослепительного белого света, так часто видимого в процессе умирания.

Работающая сахасрара соответствует некоторым аспектам мирового канала в терминологии процессуально ориентированной психологии (ПОП).

Аджна – чакра головы, расположена ниже тонзуры и включает верхнюю челюсть. Это глаза, уши, мозг (левое полушарие). Передний фокус аджны приходится на «третий глаз» – середину лба, задний фокус находится на затылке. Это центр осознания сознания, центр основных ощущений (зрения, слуха). Это разумная, рациональная активность для вычисления поведения. Это математический подход к миру: справедливость, понимаемая как среднеарифметическая величина добра и зла, так же среднеарифметически понимаемые вероятность, равенство. Это и сама математика, и социальные процессы, понимаемые механистически, и самоосознание – понимание себя как совокупности механически совершенных действий.

Аджна базируется на левом, логическом полушарии. Левополушарное мышление из отдельных элементов информации создает однозначный контекст, т.е. из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи.

Закрытая аджна – это непонимание причинно–следственных связей, нахождение во власти предрассудков. Зачастую этому сопутствует антагонизм разных поколений (отцов и детей), вплоть до полного непринятия, отказ признавать свою вину как основу возникновения конфликта.

Открытая аджна позволяет структурировать содержание, «упаковывать» внешний мир в любые желаемые рамки, организует восприятие информации. Это тактическое мышление, успешная реализация частных вопросов, хорошее исполнительство.

«Третий глаз» связан со способностью создавать и понимать ментальные концепции. Затылочная часть чакры (медула) связана с осуществлением идей, сформированных через переднюю часть чакры – это волевой исполнительный центр. Если передняя часть чакры открыта, а задняя часть закрыта (в этом случае, как правило, голова резко выдается вперед относительно туловища), то человек все хорошо понимает, но исполнить это не способен. Если наоборот, хорошо работает затылок, а передняя часть закрыта (голова гордо отклонена назад), то человек успешно осуществляет любые случайные или чужие идеи, действует «без царя в голове».

Зашоренная аджна, характерная для восьмой стадии развития (когда человек пользуется в жизни только аджной, без участия других чакр, других аспектов мышления), создает жесткость (негибкость) мышления, следование правилам, ощущение стеклянной сферы (иногда двери), заслоняющей непосредственный контакт с миром. При завершении восьмой стадии развития, стадии смерти личности, закрывание аджны ощущается как смыкание абсолютно черной сферы вокруг головы.

Головные боли возникают при неверном отношении к целесообразной деятельности, к труду; при логическом, умственном непринятии чего-либо (отвращении к чему-либо), при концентрации внимания на области лба («думай»). Головные боли могут быть следствием неуверенности в себе, несамостоятельности мышления, ориентации на авторитет, ощущения униженности. Очень часто головные боли свойственны людям, получившим в детстве слишком строгое воспитание и поэтому не верящим в свои силы и возможности; постоянное одергивание и жесткий контроль создают стабильное напряжение в аджне и как следствие – головные боли. Если что-то «не в порядке с головой», то это свидетельство того, что Вы плохо адаптированы в мире, возможно потому, что заняты чрезмерным самоконтролем.

Болезни ушей символизируют проблемы с родителями своего пола. Боль в ушах – символ высокого раздражения на то, что Вы слышите, Вы не хотите этого слышать, но вынуждены это делать и к тому же не имеете права ни эмоционально разрядиться, ни что-либо изменить. Часто приобретенная глухота представляет собой стойкое нежелание кого-либо слышать.

Ослабленное зрение свидетельствует о дизадаптации к миру: мне с вами плохо, я вас не хочу видеть, хотя и вынужден; от эмоционального дискомфорта повышается внутриглазное давление и начинаются разрушительные процессы в глазах. Большинство людей, носящих постоянно очки, испытывают дискомфорт с завязанными глазами или в темноте.

Если тревогу вызывает внешний мир – развивается близорукость (все, что «далеко», становится плохо видно); если источник дизадаптации в семье, в отношениях с близкими людьми – развивается дальнозоркость. Можно предположить, что если в детстве человека пугает внешний мир, ему приходится носить очки с минусовыми линзами, а ближе к старости, если человек оказывается зависим от неудачно сложившихся отношений с близкими людьми, он носит очки с плюсовыми линзами.

Мозг является сложным органом, обладающим большими компенсаторными возможностями. При нарушениях какой-то части мозгового аппарата другая часть берет на себя эти функции. При нарушениях в сенсорных сигналах – зрении, слухе и т.д. – мозг сам достраивает недополученную информацию, и освобожденный от конкретного знания может «импровизировать»: не видеть то, что не нравится, не слышать и не ощущать то, что не хочется. Эти компенсаторные, интуитивистские способности лежат в основе творческого отношения к миру.

Соответственно комплексу доминирующих чакр определяются доминирующие сенсорные модальности и болезни в субдоминантных сенсорных аппаратах.

Люди с ведущим правым глазом гибки, контактны, стремятся к групповой деятельности, к единению с людьми, уступчивы и терпимы, ибо чувствуют в себе много сил. У них доминируют сахасрара, вишудха, аннахата.

Люди с ведущим левым глазом характеризуются стремлением к превосходству и соперничеству, агрессивностью, потребностью в признании и независимости. Ведущими чакрами у них являются аджна и манипура.

Люди с хорошо развитым слухом обычно обладают хорошо развитой муладхарой, а умеющие задушевно петь – вишудхой и аннахатой.

Вкусовые ощущения и ощущения своего тела (проприорецепция) относятся к ведению свадхистаны, обонятельные и тактильные ощущения – к ведению аннахаты. Хорошо развитый двигательно-мышечный аппарат говорит о развитости манипуры. Вестибулярный аппарат укрепляется вместе с развитием муладхары.

Работающая аджна соответствует оккупированному слуховому и визуальному каналам в ПОП.

Вишудха – чакра горла, центр творческой переработки внешнего и внутреннего, центр спонтанного, сиюминутного творчества и созидания и поэтому центр изобилия жизни. Вишудха отвечает за баланс «радость – горе». Вишудха – это шея (по-древнесл. – выя). Ее путь, ее функция, ее лечение – выть или петь. Ее мантра (напевное слово) – «хам», отсюда слово «гармония». Открытая вишудха – это ощущение красоты в мире, необусловленная любовь к себе и к другим, самоутверждение, самодостаточность, независимость от результатов. Деятельность воспринимается как игра, как самостоятельная ценность, реализуемая от избытка сил. Это готовность к новому, к постоянным изменениям.

Вишудха базируется, в основном, на правом, образном полушарии головного мозга.

В случае патологии вишудхи людям становятся присущи хитрость, несамостоятельность, стремление манипулировать другими людьми и обстоятельствами, желание подчинить их своим жестким, закрытым программам поведения. Это закрытость к природе, к красоте, к людям, неадекватность восприятия.

Если чакра открыта, человек способен активно пользоваться тем, что к нему приходит; если есть патология, то человек не сможет воспользоваться даже тем, что само «идет в руки». Люди с закрытой вишудхой прикрывают гордостью, жесткими программами поведения свои предубеждения и подозрения, ожидание насилия и недостаток успеха. Страх неудачи заставляет упускать шансы в достижении желаемого, страх непринятия приводит к избеганию общения с другими людьми.

Вишудха – это зона от нижней челюсти до ключиц. «Ком в горле» – наиболее известное ощущение вишудхи. Покашливание является признаком того, что в вишудхе что-то происходит: сопротивление чему-то, раздражение от чего-то.

Энергетический орган вишудхи – щитовидная, или вилочковая железа, главный орган иммунитета организма, адаптации к изменяющимся условиям.

Иммунитет отвечает за подверженность организма инфекционным заболеваниям, среди которых следует выделить две группы. Болезни первой группы вызываются недавно появившимися бактериями и вирусами, по отношению к которым у организма нет иммунитета, организм бессилен им противостоять. Заболевания второй группы вызываются давно известными организму факторами; заболеванию в этом случае подвержены те организмы, в которых есть «основания» для болезни – неудовлетворенность чемлибо, неготовность к переменам и физиологическая замусоренность.

В зону вишудхи входят: легкие как система дыхания, руки, ногти и волосы. Постоянное пребывание в состоянии печали и скуки, отказ от перемен и творчества – основа болезней вишудхи.

Болезни горла символизируют энергетическую неготовность к изменениям, страх надвигающихся изменений в связи с ощущением, что мы не можем постоять за себя, попросить помощи, получить поддержку. Проблемы с горлом возникают от чувства, что мы не имеем права на то, что хотим. Как правило, этому сопутствует раздражение.

Насморк и простудные проявления – удар по самолюбию, страх социума, свидетельствует о процессе энергетической «линьки» организма, переменах в эмоциональном состоянии.

Болезни шеи (остеохондроз) символизируют ментальный страх перед переменами, дисгармонию, это признак избыточного постоянства деятельности, ее зарегламентированности. Подвижность шеи – это способность к гибкости мышления, способность увидеть другую сторону вопроса и понять точку зрения другого человека. Когда у нас возникают проблемы с шеей, это значит, что мы упрямимся и отказываемся быть более гибкими, не хотим никаких перемен.

Чрезмерно развитые, напряженные мышцы шеи напоминают об «ударе по голове» – в прямом и переносном смысле – и порожденном им страхе перед жизнью, перед переменами. Мышцы шеи, расположенные ниже ушей, напрягаются при отсутствии гарантий, чувстве обреченности. При этом человек часто поднимает плечи.

Болезни центра – голосовых связок – свидетельствуют об эмоциональной неготовности к переменам, о высокой тревоге по отношению к процессу творчества, созидания, о неуверенности в своей самодостаточности, т.е. о неуверенности в себе. Человек буквально «наступает на горло» своей песне. Может быть, он бывает так зол, в первую очередь на себя, что не может говорить, подсознательно считает, что он не вправе говорить.

Щитовидная железа (нижняя половина боковых частей шеи) страдает от сильного стресса, непереносимого ужаса, от которого не убежать и с которым невозможно справится; темно-фиолетовый цвет вишудхи на третьей стадии развития диагностирует дизадаптацию к стрессу.

Нормальный цвет вишудхи – оттенки голубовато-фиолетового. Нарушения в щитовидке приводят к тому, что в творческом смысле человеку не удается делать то, что он бы хотел, так как адаптационные силы уже израсходованы. Может быть и наоборот: человек терпит творческую неудачу, которая реализуется в теле в виде нарушений щитовидной железы.

В основании шеи, в области яремной выемки, начинает «клокотать» бешенство как реакция на манипуляцию по отношению к человеку, когда ему постоянно говорят, что все, что он ни делает, – неправильно. В результате его действия становятся хаотичными и каждое из них запрещается свыше. Вследствие такой манипуляции человек может стать идиотом, который ждет любой команды для ее безоговорочного исполнения.

Волосы начинают отмирать и выпадать в случае постоянного напряжения из-за стрессов, перегрузок, «падающих на голову». Волосы символизируют груз силы, груз привычек, груз прежней жизни. При желании перемен мы стрижем волосы, при удовлетворенности своей силой, своим нынешним состоянием – растим их. Потеря силы – страх, напряжение – приводят к потере волос. Депрессия, неверие в свои силы создает условия для развития грибка перхоти.

Астма часто появляется при недостаточной любви к себе, подавленных, нереализованных желаниях, устремлениях, которые сам человек хоронит заживо. Человеку с астмой кажется, что у него нет права даже дышать. У таких людей гипертрофированная совесть и чувство вины за многое. Это болезнь опущенных, слабых рук в прямом и переносном смысле. Астма – болезнь одиннадцатой стадии развития. В этом возрасте (около 35 лет) человек не должен дышать слишком глубоко, антиоксиданты, вырабатывающиеся в его организме, при нормальном развитии предохраняют его от быстрого окисления, старения организма и соответственно потребления кислорода. Нереализованность эмоционального состояния одиннадцатой стадии (эта стадия характеризуется владением эмоциональной поддержкой и тактом, умением налаживать контакты) в этом возрасте приводит к насильственному ограничению потребления кислорода в результате патологического сужения бронхов. На этой стадии развития организм должен потреблять мало кислорода для утончения энергетики. Энергетика может утончаться с помощью голодания, вегетарианства, поверхностного дыхания, что улучшает состояние астматика.

Дыхание – это единственная вегетативная функция, на которую человек легко влияет произвольно, воздействуя тем самым на различные физиологические системы. Применяя различные типы дыхания с разнообразными задержками вдоха и выдоха, можно добиться расслабления всего организма, или, наоборот, повышения его тонуса. Когда человек не умеет произвольно регулировать свое дыхание (энергетику), легкие могут самостоятельно регулировать его энергетику, состояние в соответствии с подсознательной установкой: раз все считают, что ты дышать не достоин – так не дыши.

Проблемы с легкими обычно возникают из-за чувства, что у человека нет права жить в полную силу, из чувства страха перед жизнью или внушения его ненужности в жизни. Поэтому легочные болезни (туберкулез) считаются социально обусловленными и заболеваемость повышается в периоды социальных катаклизмов.

Мышечная боль на грани шеи и плеч говорит о чувстве вины перед близкими.

Основной орган творчества вишудхи – руки. Левая рука по своим функциям ближе к свадхистане и аннахате, она отвечает за эмоциональные взаимоотношения; правая рука – ближе к аджне, манипуре, связана с проблематикой профессии, деловых отношений.

Боли в руках, онемения и т.д. говорят о внутренних запретах на деятельность, материальное творчество, о том, что человек либо боится чтото делать из-за внушенных запретов, либо должен перейти на духовный, нематериальный уровень деятельности

Распятие есть запрет на использование рук, обездвиживание человека при переходе через смерть личности (восьмую стадию) для обретения духовности. Воздетые в позе жреца или богоматери Оранте руки говорят о силе вишудхи, о здоровых легких, о благословении всего живого и такое положение рук естественно в одиннадцатой и двенадцатой стадиях, где оно ассоциируется с рогами Тельца.

По функциям чакр можно классифицировать пальцы рук.

Большой палец – аджна, олицетворяет интеллект, беспокойство, озабоченность.

Указательный палец – муладхара, стержень, олицетворяет безопасность или страх.

Средний палец – свадхистана, сексуальность или отвержение.

Безымянный палец – вишудха, гармония, союз, горе, печаль.

Мизинец – аннахата, сердце, естественность, принятие или притворство, претензии.

 

Зрелая вишудха формирует кармическое (яйцевидное) Тело.

Открытая вишудха соответствует каналам взаимоотношений и мировому в терминологии ПОП.

Аннахата – это «дом любви», сердечности, место сердца в буквальном и переносном смысле. Аннахата отвечает за способность к душевной доброте, щедрости, любви, приятию. Приятное тепло в груди, ощущение раскрытости души-груди, чувство силы в груди или, наоборот, тяжести, давления, груза – это ощущения аннахаты.

Аннахата рождается, когда человека сердечно любят и принимают, аннахата первоначально усваивает то, как относятся к самому человеку, и затем также относится к окружающим.

Открытая аннахата является базовым условием восприятия информации, особенно качественно новой информации, не опирающейся на уже созданные логические структуры. Без аннахаты ребенок не в состоянии усваивать жизненные знания, взрослый гораздо легче воспринимает новшества при открытой аннахате. На позвоночнике в районе аннахаты расположена зона, массаж которой стимулирует обучаемость.

Аннахата развивается на контактных тактильных ощущениях соприкосновения и замирания, а также дистантных обонятельных ощущениях. Вход информации осуществляется через любящее прикосновение. Отсутствие любящего прикосновения приводит к задержке психического развития (ЗПР).

Аннахата – чакра преображения, метаморфозы энергии земного плана, идущей от нижних чакр вверх, в духовные сферы, и энергий духовного плана, идущих от верхних чакр, для использования их в нижних чакрах, для реализации в мире и в теле.

Это место возникновения любви, общения не головой, а сердцем, не с преходящим, а с Бытием. Из аннахаты рождается вера и доверие, ощущение спокойной силы. Аннахата отвечает за жизнь здесь и сейчас, без сравнений и авторитетов. Эта чакра отвечает за ощущение сиюминутности и придает движение жизни. Особое значение она имеет на высших стадиях развития, в период зрелости.

Когда аннахата открыта, человек способен видеть уникальность своего ближнего, его неповторимость, внутреннюю красоту и свет, а также негативные и неразвившиеся аспекты. Когда эта чакра закрыта, человек не может дарить любовь, ничего не ожидая взамен. Это центр подсознательного, эмоционального фона любого отношения. Если чакра открыта, человек ощущает себя в полной гармонии с окружающим миром, а приоткрытая или закрытая чакра ведет к неприятию мира и неудовлетворенности.

Аннахата базируется на глубинных, базальных, стволовых частях головного мозга.

Аннахата отвечает за психическую (эмоциональную) деятельность в целом, за сердечно-сосудистую систему, главный орган аннахаты – сердце.

Сердце болит, когда человек вынужден «вычеркнуть» из своей жизни то, что было ему дорого (расставание с любимым человеком, незавершенное дело, потерянная вещь, испорченные огношения). У пожилых людей сердце болит при недостатке любви к ним со стороны тех, кого они любят. Сердце – орган любви, как любви самого человека, так и любви к нему. Сердце – орган радостного принятия мира; слишком бурная радость, а также подавляемое, отвергаемое проявление радости лежат в основе болезней аннахаты.

Область груди можно условно разделить на три чакры: слева – сердечная, справа – волевая, на середине грудной кости расположена грудная чакра. Первая контролирует баланс добра и зла, вторая поддерживает волевые качества, третья отвечает за ощущение счастья.

Проблемы с верхней частью спины – сигнал о недостаточной эмоциональной поддержке близкого человека и его непонимания. Если задняя часть аннахаты вращается против часовой стрелки, с потерей энергии, возникает ощущение противостояния, препятствий в исполнении желаний. Все кажется враждебным и агрессивным.

Отсутствие эмоционального тепла так же, как и чрезмерный рациональный контроль опекающего, приводит к бессознательному желанию спрятать, закрыть аннахату – сгорбиться, свести плечи, пригнуть шею – и порождает проблемы с осанкой.

Слева сзади, чуть выше лопатки, почти на плече локализуется зона, болезненно реагирующая на любые изменения устоявшегося общественного положения человека, когда его охватывает страх от неизвестности выбора правильного пути для сохранения своего социального статуса, доброго имени, нужных вещей, т.е. того, с чем он себя отождествляет.

Симметрично справа расположена зона, страдающая при манипуляциях «правильной жизненной позицией», когда человека охватывает страх, что он не знает «главного», не туда идет в жизни.

Плечи – символ социального статуса, долга, чести; не случайно погоны носят на плечах. Нелады с чувством долга; страх, связанный с социальными проблемами долженствования («я должен, но боюсь»); страх перед социумом – аккумулируются в плечах.

Справа спереди, на верхнем плечевом суставе, локализуется зона «веры в обязательность закона для всех». Фиксированное соблюдение этой веры требует парализующую пассивность перед законом и начальством. Чаще первый нарушитель этой веры – он же главный защитник закона – отец. При нарушении веры в обязательность закона для всех разрушается чувство личной безопасности и возникает чувство злобного бессилия и/или боль рядом с волевой чакрой, мешающая движению руки.

Слева спереди, во впадине в области верхнего плечевого сустава, близ чакры баланса добра и зла, находится зона «веры в справедливость». При нарушении веры в справедливость – чаще всего это впервые совершает мать, манипулируя ребенком: «будешь делать – никуда не денешься», – страдает чувство собственной важности, самоуважения и возникает чувство бессильной злобы и обиды. В этой зоне могут появиться болевые ощущения.

Обиды рождают острые гнойные заболевания и опухоли. Опухоль возникает на фоне непрощенной обиды. Замыкаясь в себе и не отпуская обиду, можно вызвать протест тела в виде гноя или неуправляемого роста клеток.

Чувство огромной жалости к себе, бесконечные разочарования, чувства безысходности и безнадежности, склонность обвинять других в своих проблемах и одновременно высокая самокритичность, неверие в свои силы, склонность к обидам – рождают рак. Умение любить себя и принимать себя таким, какой ты есть, излечивает эту болезнь.

Пищевод болит от чувств зависти и досады, от извращенного восприятия мира, от неискренней любви к окружающему, от эмоционального недовольства всем.

Зубы также находятся в сфере аннахаты. Их болезнь – следствие проявленного зла, агрессии, дурных мысленных образов, пожелания зла другому человеку, а также, в случае низкой энергетики данного человека или встречного процесса, называемого сглазом, порчей.

Аннахата соответствует аспектам обонятельного канала, канала взаимоотношений и мировому в терминологии ПОП.

Манипура – это чакра солнечного сплетения, основная точка потребностей, силы, чувств, желаний. Это чакра сосредоточения «хочу» и «могу». Зона внимания манипуры – внешняя активность, энергичные действия тела. Это центр самоутверждения человеческого «Я» через воплощение желаний. Это связующий центр между тем, что вовне, и тем, что внутри. Манипура подобна пауку, накинувшему свои сети на весь обозримый окружающий мир для материализации своих желаний, для присвоения и пищеварения, для реализации власти.

Слово «манипура» означает бриллиант; жизнь драгоценна, как бриллиант, благодаря чувствам и эмоциям: смеху и плачу, горю и радости. Проявление сентиментальност и мягкости – это открытая, свободная, сильная манипура. Подави, закрой этот центр, – и нереализованные эго-желания, ненависть, зависть захлестнут миропонимание, превратят человека в автомат. Нормальное удовлетворение желаний, самоутверждение в обществе, хороший аппетит – признаки здоровья манипуры.

Манипура значима почти на всех стадиях развития. Развитие младенца начинается с единой неделимой чакры аннахата-манипура. Далее они разделяются и манипура растет и совершенствуется. На восьмой стадии развития, стадии смерти личности, происходит метаморфоза (преображение) манипуры, и она вместо сильной энергии начинает продуцировать тонкую, духовную энергию.

Открытая зрелая манипура (таковой она становится на десятой-одиннадцатой стадиях развития) помогает ощутить великое духовное удовлетворение, исходящее из осознания человеком себя как уникального звена, занимающего индивидуальное место, имеющего свое предназначение, связанного со всей Вселенной. Зрелая манипура есть центр духовного воления и духовного целительства.

При негативных эмоциях в солнечном сплетении возникают неприятные сосущие, ноющие боли, ощущение сжатия, сдавливания. Приятные ощущения в манипуре связаны с телесной релаксацией, блаженством, в этом случае манипура излучает тепло, свет. Это центр управления сложными движениями, и приятные ощущения возникают при мягких, округлых, ритмичных, спонтанных движениях; танец рождается в манипуре. Двигательная зона коры больших полушарий соответствует деятельности манипуры.

Зажатость в движениях вызывает боль в манипуре. Чуть ниже мечевидного отростка грудины, там, где сходятся края реберных дуг и начинается манипура, расположена точка, называемая в акупунктуре «хвост голубя». Напряжение и боль в этой точке нарастают, когда человек в ситуации опасности врет себе, что ничего не происходит, все в порядке, ничего не надо делать, и в результате управляемо адреналин почти не вырабатывается и не расходуется. В этой точке «кипит злоба», когда становится явной необходимость действий. Эту точку нужно массировать в момент внутреннего перенапряжения, при предрасположенности к судорогам (неуправляемым тратам адреналина) и состоянию страха. Нехватка времени и пространства, сомнения в обязательности закона и справедливости также дают ощущение напряжения в точке «хвост голубя».

Болезни манипуры – болезни агрессии, хитрости, властолюбия, присвоения как основного смысла существования. Это патологические раздумья о достижении и присвоении, обеспокоенность, гнев, жадность (как избыточно проявляемые, так и специально подавляемые).

У подростков 14-17 лет иногда возникает одновременная боль в аджне и манипуре при их спазме от перенапряжения. Это состояние может сопровождаться внезапной беспричинной головной болью.

В более молодом возрасте (от 4 до 14 лет) часто бывают жалобы на боль в ушах, горле (вишудхи) и животе (манипуры), не имеющей никакого отношения к инфекции, не сопровождающейся тошнотой или рвотой. Это просто перенапряжение, спазм чакр.

Главный орган манипуры – селезенка. Селезенка контролирует переваривание пищи и в целом процесс пищеварения. Болезни селезенки свидетельствуют о нарушении процесса присвоения – об искаженных родственных отношениях: чрезмерно волевых родственниках, подавленной активности, добровольном семейном рабстве, бесплодных мечтаниях.

Значительную роль в манипуре играет печень. Печень – это то, что «печется», «жжет». Печень ведает центральной, вегетативной и периферической нервными системами, которые отвечают за связь организма с внешней средой и регуляцией деятельности внутренних органов; желчь – гуморальный фактор регуляции нервной системы. Печень определяет состояние взаимоотношений янь-инь в организме, и как следствие, особенности («темперамент») организма.

В основе болезней печени – избыточный, бурный гнев, раздражительность, злобность – это симптомы отвергания внешней среды и дисбаланса янь-инь. Болезни начинаются с желчного пузыря, затем распространяются на печень и свидетельствуют о суете вследствие состояния крайней тревоги при ожидаемой опасности и избыточной агрессивно-протестной реакции.

Кожа тесно связана с печенью и входит в сферу манипуры. Кожа – орган, ответственный за общее состояние, рост и старение организма. Эфирное тело создается нервными окончаниями кожи, манипурой. Проблемы с манипурой лежат в основе всех проблем: рождения, преображения и старения.

Кожные болезни – проявления неудовлетворенного эго, несоответствия между «хочу» и «получаю». Если желания («хочу») невыполнимы, может развиться астма. Если «хочу» реализуется за счет вампиризма по отношению к близким, критики в адрес окружающих, то развиваются болезни суставов.

Аллергия – следствие подавленного страха, чувства отторжения от близких. Очень часто это следствие преждевременного прекращения грудного и переход на искусственное вскармливание ребенка, недостаточного держания его на руках, недостаточного телесного контакта с матерью. «Они не прикасаются ко мне, значит, я не достоин любви, значит, моя кожа выглядит ужасно, мое дыхание вызывает неприязнь, а я испытываю страх одиночества, отгороженности».

Болезни желудка говорят о застойной, ригидной хитрости, постоянных безуспешных честолюбивых усилиях достичь чего-то путем изобретательности, изворотливости, замысловатого, мудреного обмана. Человек боится, что недостаточно хорош для родителей, начальников, учителей. Он буквально не можете понять, что из себя представляет. Это ощущение могло быть внушено ему окружающими – их желанием возвыситься, унизив другого. Проблемы с чувством собственного достоинства человек пытается разрешить самым хитроумным путем, вместо того чтобы просто любить и уважать самого себя.

Когда человек пассивно опускает руки и перестает честолюбиво желать что-то – развиваются болезни поджелудочной железы, как свидетельство неуверенности в себе.

Болезни надпочечников свидетельствуют об избыточном честолюбии, любви к почестям, неудовлетворенном стремлении к ним.

Гипертония и гипотония, т.е. колебания давления, свидетельствуют о нарушениях взаимоотношений с властью, дизадаптации картины мира. Безудержное стремление контролировать ситуацию приводит к зависимости от ситуации, повлиять на которую у человека нет возможности. Такой человек вынужден постоянно подавлять свою потребность властвовать, подавление приводит к повышению давления – «выдавливанию» его. Те лица, у которых сильно выражен мотив власти при отсутствии возможности в полной мере удовлетворить эту потребность в силу объективных препятствий, склонны к развитию гипертонической болезни. Те, у которых в структуре мотивации преобладает стремление к достижению успеха в деятельности (а не потребность во власти), характеризуются устойчивыми нормальными цифрами артериального давления. Человек должен сравнивать себя с самим собой, а не с другими, и стремиться стать лучше, чем был вчера, а не лучше, чем кто-то.

Для излечения должна измениться внутренняя картина мира, человек должен научиться жить, принимая мир таким, как он есть, не обижаясь на него и не стремясь переделать его. Человек с внешнего контроля картины мира (контроля ситуации) должен переориентироваться на внутренний контроль, на самосовершенствование.

Гипотония – другая крайность контроля: пассивное невмешательство, депрессивное самоустранение, отказ от поисковой активности в ситуации относительного благополучия.

Тонкий кишечник болит при страхе перед действием, перед властью, силой; страхе, рожденном в результате агрессивных действий, неадекватных ситуации. Если эта «неправильная» для организма агрессия будет продолжаться, язву двенадцатиперстной кишки сменят патологические процессы в сердечно-сосудистой системе как реакция на гневное изгнание любви.

Мышечные боли в спине на уровне манипуры могут говорить об ожидании «удара в спину», ментальных неприятностей, предательства. Они базируются на имеющемся опыте такого рода.

Открытая манипура соответствует оккупированному двигательному каналу в терминологии ПОП.

Свадхистана – вторая чакра, чакра живота в широком смысле слова. Если пространство от пупка до лобка разделить на три части, то точки в середине этого участка тела и есть центры фокуса свадхистаны. Это чакра жизненной силы, это источник жизни, центр телесных ощущений, половой энергии, материнской нежности, любви к слабому, самоотверженной любви-сострадания ко всему живому.

Признаки здоровья свадхистаны – чувство удовлетворенности своей половой принадлежностью, достоинства, реализации себя в семье, в домашней сфере. Если имеет место патология, то это чакра обид, разочарований, неуверенности. Развиваются чувства неполноценности, внушенной беспомощности, из-за которых человек становится управляемым. Это результаты ударов по самолюбию, оскорблений половой принадлежности, половой неудовлетворенности, ложного стыда, мнительности и, как следствие, – непостоянство, нечеткость, необязательность. Работа этой чакры определяет баланс «любовь – блуд».

В древнерусском языке «сватая» означает родство через брак, свесть – это невестка. Свадхистана есть живот: древнерусское прилагательное «живот» означало одновременно физическую жизнь и смерть, «жила» – сила жизни, «жило» – дом, «жито» – хлеб, «жица» – нить, носящая жизнь, «животина» – жизнь скотины.

Харакири делают по свадхистане. Считается, что бить ниже пояса, т.е. по свадхистане, нельзя. Потеря силы («пупок развязался») выражается в виде грыжи в зоне свадхистаны.

Болезни толстого кишечника говорят об избыточной капитулятивно-депрессивной реакции, склонности к «опусканию рук» и пассивному страданию.

Болезни поджелудочной железы говорят о половой неуверенности и выливаются в диабет, биологически характеризующийся пониженной сексуальностью.

Заблокированная задняя часть свадхистаны («плоский зад») может блокировать половое влечение, приводит к склонности избегать секса и отрицать его значение и возможность наслаждения им. Постоянное чувство потребности в защите от различных угроз и в защите от самой жизни, неверие в себя приводят к излишнему весу: идет запасание впрок, на «черный день». Жир – это идеальная защита от внешних угроз: запас энергетики и воды на случай голодания; амортизатор ударов, защита нижележащих органов от травм; жир также защищает от неблагоприятного экологического воздействия среды вплоть до радиационного. Таким образом, лучшее, что может сделать организм для своей защиты в ситуации страха, – это обрасти жиром.

Блокировка непосредственного импульса, его отсрочка – вначале проверяется, а не опасно ли это действие – создает основу для замедленного ритма обмена веществ и накопления жира.

В передней части свадхистаны аккумулируется стыд за наши желания. Справа на уровне свадхистаны находится чувство вины за совершенные проступки и несовершенные «добрые дела», эта боль обездвиживает.

Женщина, подсознательно считающая, ибо так воспитана еще в раннем детстве, что половая жизнь – это грязь, будет испытывать проблемы в области гинекологии или мочеполовой системы. Зажатая в самовыражении женщина, вынужденная мириться с придирками свекрови, имеет шанс заполучить опухоли в месте, из-за которого, как она это ощущает, вошла в новую семью. Нереализованная потребность в сексуальных отношениях может проявляться в болях, возникающих в пятках.

При неудовлетворенном половом возбуждении развиваются болезненные состояния в свадхистане. Сексуальная энергия при оргазме – сильный энергетический положительно окрашенный разряд – выходит из свадхистаны и прочищает все тело или растекается, сублимируется другими чакрами. Если сексуальные переживания ощущаются лишь в зоне половых органов, а свадхистана загрязнена, то эта часть тела начинает испытывать перегрузки, постоянное давление и возникают болезненные ощущения в низу живота, а затем и болезни. Поэтому необходимо сознательно расширять эротогенные зоны, направлять сексуальную энергию во все части тела, распределять по всем чакрам.

Многие духовные практики используют медитацию, чтобы сдерживать, преобразовывать и перенаправлять сексуальную энергию в различные зоны тела и энергетические тела для их развития и оздоровления.

Открытая свадхистана соответствует оккупированным проприоцептивному каналу и каналу взаимоотношений. Муладхара – нижняя чакра, расположена в промежности от лобка до копчика, включает внешние половые органы: открыта вниз. Это чакра связи с землей как основой, базой безопасности. Она является центром безопасности и отвечает за психическую устойчивость в стрессовых ситуациях, за удовлетворение базовых внутренних потребностей. В состоянии стресса возникают неприятные ощущения сжатия, напряженности в промежности, иногда – невесомости, падения как симптома убегания эфирного тела в «пятки»; в состоянии безопасности, удовольствия – раскрытое, мягкое, приятное ощущение.

Уверенность в себе, воля к жизни, «внутренний стержень» – признаки здоровья муладхары. Приходит это через понимание бессмертия истинного «Я», и, как следствие, – осознание, что Вселенная безопасна, не может быть никакой угрозы для жизни. Поэтому страх, беспокойство, тревога, ожидание нападения – пустая трата сил. Стержневая (осевая) структура здоровой муладхары позволяет брать на себя ответственность. Поэтому муладхара также чакра структуры деятельности, внешней реализации, созидания в материальном мире. Муладхара отвечает за общее физическое развитие, костную систему, водный и минеральный обмены и наиболее тесно связана с ногами.

Хорошая внутренняя устойчивость дает самостоятельность. Человек с хорошей внутренней координацией меньше других поддается внешним влияниям, обладает самостоятельностью мышления и, следовательно, быстрее находит выход в различных сложных ситуациях. Поэтому все упражнения, направленные на развитие координации, овладение пространством, формируют и устойчивость к стрессу.

Почки отвечают за водный и, соответственно, минеральный обмен в организме и тесно зависящую от этого костную систему. Страх (в широком смысле) вредит почкам.

Тягучая тянущая боль справа сзади на уровне почки, характерная наличию в почках мелких камней, создается страхом нехватки желаемого времени, «свободой по разрешению», когда человек обязан делать то-то и то-то, а потом еще что-то, и только потом можно будет «погулять», пожить в свое удовольствие, действительно свободно распоряжаться своим временем. Страх нехватки времени для выполнения всех обязанностей создает эту боль. Избавиться от нее можно, если отбросить все ненужные обязанности.

Тягостная тянущая боль сзади слева на уровне почки порождается ощущением нехватки желаемого пространства, это означает, что человек находится не там, где он хотел бы быть, он обязан находиться в другом месте. Нужно обесценить это ненужное Вам пространство, а в идеале – объявить весь мир неподходящим местом.

Мочевой пузырь болит при ощущении затертости, зажатости обстоятельствами жизни.

Боли в нижней части спины – в пояснице – говорят о том, что что-то должно проясниться, картина окружающего человека мира должна стать ясной, дом – безопасным, позиция в мире – определенной, цель – осознанной, деньги – в наличии. Когда же доминирует страх недоосознавания, неопределенности, угнетают мучительные сомнения и недоверчивость, гордыня и негативный прошлый опыт и многое не ясно – болит поясница.

Суставы болят при нарушениях в муладхаре. Через суставы проходят все акупунктурные меридианы. Движение суставов активизирует меридианы и образует ровный поток энергии по телу. Если человек по какой-либо причине не двигает тем или иным суставом, поток энергии перекрывается и вместо движения по телу энергия фонтанирует в пространство, создавая потоки вокруг суставов. Не получая подпитки, структура костной ткани постепенно разрушается вместе с нарушениями минерального обмена в этой зоне тела. Не тренировка мышц, а активизация меридианов, организация энергетической подпитки всего тела должна быть основной целью ежедневных занятий физической культурой.

Как происходит, что у человека перестают двигаться суставы и блокируются импульсы, направляемые к той или иной конечности? Люди с болями в суставах, ревматизмом хотели иметь все, быть совершенством, и при этом с детства были подвержены критике, зависти, жадности со стороны окружающих. В результате родилась эмоциональная уверенность в том, что движение рукой или ногой будет неверным или невыгодным для окружающих и потому опасным для носителя, что и заставляло уклоняться от использования конечности. В таких людях сидит вечно бодрствующий жестокий судья, выросший в результате критики близких. Человек «ест» свои кости и кости своих близких, критикуя их так же, как критиковали его.

В переносном смысле это – вампиризм. Если кто-то живет за чужой счет и при этом постоянно критикует все действия другого, – этот человек «сосет» энергию. Муладхара вынужденного «донора» болезненно открыта на выброс энергии для «кормления» вампира, суставы «донора» получают мало энергии и начинают болеть.

Если муладхара открыта на «засос» чужой энергии, и человек всех критикует, – он является вампиром. Критичность заразительна; когда кого-то начинают «есть», он тоже начинает – в иных ситуациях – «есть» других людей, но его суставы это уже не спасет.

Муладхара в норме подпитывается от Земли и не должна быть подвержена критике. Человек вправе принимать любую удобную ему позу и делать то, что ему хочется, конечно, если это не угрожает жизни и правам других людей; социальные нормы и юридические законы регулируют эти правила. Отдельная комната, дом – обеспечивают реализацию этих прав в значительной мере.

Ноги относятся к сфере муладхары. Проблемы с ногами свидетельствуют об эмоциональном, неосознаваемом нежелании двигаться вперед, в каком-то направлении, в прямом или переносном смысле, о нежелании действовать в направлении, которое пока не ясно. Если Вас длительное время «ноги не несут» домой, на работу или куда-то еще, где Вы должны быть, но не хотите, и даже не позволяете себе осознавать этого, развивается постоянное напряжение в сосудах ног, приводящее к варикозному расширению вен.

Если человек не хочет осознать, что не способен в жизни «твердо стоять на ногах», или уже «упал» в жизненном плане, то это может привести к ослаблению конечностей, избеганию их использования.

В целом, верхняя часть туловища говорит о реализуемом, нижняя – о потенциальном, возможном, что еще не состоялось, не реализовалось, не осозналось. Ноги – это возможности:

– бедра – это возможности творчества, нового взгляда; дряблые, слабые бедра свидетельствуют о нереализуемом в жизни творчестве, отказе от личностного изменения, долгой памяти на обиды и неприятности;

– колени – это возможности иерархических значимых проблем; больные колени – нерешенные кармические (сущностные) связи с иерархическими структурами (проблемы с властью), это могут быть проблемы в контактах с представителями власти или в процессе управления кем-то;

– щиколотки – это возможности идеальной гармонии; слабые щиколотки говорят о том, что человек не по земле ходит, а витает в облаках, мечтает об идеальной гармонии;

– пятки, ступни – это Карма, человеческое предназначение; отказ от выполнения долга создает болезни ступней.

Открытая муладхара соответствует некоторым аспектам оккупированного мирового канала, а также проприоцептивного канала в терминологии ПОП.

Методы лечения сводятся, в основном, к созданию основ для нормального прохождения стадий или психотерапевтическому пересмотру пройденных неправильно стадий, а также к очищению организма, правильной для данного возраста диете и ритму жизни.

Для коррекции первой стадии – недостатка любви и спонтанности – лечение проводится чистыми, тонкими, высокими энергиями, свойственными высоким стадиям развития, подпитывающими, защищающими организм через отношение к нему: прикосновение, «наложение» рук, массаж. Это любовь, уход за больным, ношение талисмана, благословение, лечение праной. Это лечение наиболее эффективно для болезней, вызванных эфирными причинами.

Одно из необходимых слагаемых эффективности метода – ощущение клиентом себя беспомощным, маленьким, любимым ребенком.

Для коррекции второй стадии – стадии адаптации к миру – лечение проводится через освобождение, развитие спонтанных адаптационных сил организма, расположенных в правом, эмоциональном, невербальном полушарии и тесно связанных с процессами игрового художественного творчества. При этом в самом организме создаются чистые, тонкие, высокие энергии, необходимые для выздоровления.

Спонтанность развивается автоматическими привычными действиями в ритме самого организма, непроизвольными движениями в ритме колебаний тела, выполняемыми с минимальным усилием – их легче делать, чем не делать. Эти движения называются «идеомоторными» или «левитирующими». Такие движения индивидуальны для каждого человека, им не обучаются и их не тренируют, а просто «выбирают и примеряют к себе», как примеряют платье: делай как легче, выбирай, что приятнее.

Это пение, системы свободного дыхания, молитвы и стихи; игра на музыкальных инструментах, создание ритма вовне и внутри себя, танец и спонтанное движение (латихана); цветовое рисование и цветовое восприятие; специфические ароматы и вкус блюд и т.д. Такое лечение наиболее эффективно для болезней, вызванных астральными причинами.

Болезни третьей стадии развития можно рассматривать как болезни неприятия существующей картины мира, как она есть, неготовности адаптироваться к новому. Следствием, символом и условием принятия картины мира, как она есть, является ослабление энергетики организма – пониженное кровяное давление, ослабленный тонус мышц и т.д. В этом случае можно использовать различные методы релаксации. Принятие картины мира снимает необходимость адаптации к этой картине и, как следствие, – стрессовую реакцию, ситуацию, порождающую болезнь. Так, простые процедуры типа клизмы или кровопускания, вовремя и умело проведенные, могут приостановить развитие болезни. В случае крайне пониженной энергетики перед организмом встает проблема физического выживания, отбрасывающая актуальную проблему нравственно-информационного приятия мира, создавшую болезнь, – в сторону.

Так идет самоподпитка болезни: организму выгодно болеть, чтобы не решать проблему, которую не может решить психика. Возможна опасность «уйти в другую болезнь», если картина мира, в связи с пониженной энергетикой, была принята только временно и не произошла глобальная перестройка сознания. Новое недовольство чем-нибудь создаст условия для проявления инстинкта «борись» и может повысится кровяное давление как следствие неотреагированного шокового вброса адреналина в кровь. В таких случаях нужно использовать методы психологической разрядки эмоций, снятия психологического напряжения. Использование методов начинается с хорошо работающих чакр, затем постепенно проводится тренировка по методам, базирующимся на все менее разработанных чакрах.

Типом лечения, относящимся к четвертой стадии развития, – является внушение, введение в подсознание ментальных образов. Это может быть внушение необходимости определенных действий, поступков, эмоциональных состояний как для создания и подкрепления нужного направления развития психики, или нужного состояния конкретной чакры, органа, так и для снятия внутренних барьеров, предрассудков и привычки к наличию данной болезни. Это лечение подходит для болезней, вызванных кармическими причинами.

Наибольший эффект имеет комплексный подход к решению проблемы. Не только лечение травами, лекарственными растениями, медицинскими препаратами, но и продуктами питания, диетами и, конечно, внушением. Около сорока процентов эффективности лечения обусловлено плацебо-эффектом – внушением процесса выздоровления; сорок процентов – витаминным эффектом восстановления энергетики данной системы и только двадцать процентов приходится на специфическое действие лекарства.

В ходе лечения чакр травами следует выделять две стороны этого процесса: очищение и построение. Очищение снимает воспалительные процессы в болезненно открытой чакре, снижает ее патологическую активность. Построение – это внесение специфических элементов (белков, микроэлементов, витаминов) в организм для их усвоения разорванной или ослабленной чакрой. Организм сам знает, где ему важнее тот или иной элемент.

Без белковой молекулы растительного или животного происхождения микроэлементы или витамины организмом не усваиваются, поэтому рекомендуется лечение травами, а не химически синтезированными препаратами, загрязняющими печень. Кроме того, многие химические препараты, соединяясь в нашем желудке с другими химическими элементами (например, кальций молока с тетрациклином), могут нейтрализоваться и утратить свои лечебные свойства.

В то же время травы редко действуют только на одну болезнь или одну чакру, а, как правило, воздействуют на совокупность болезней от одной причины, поэтому требуются подробные сведения о свойствах трав и осторожность в их выборе. Однако навредить травами гораздо сложнее, чем химическими препаратами, так как они действуют гораздо мягче и тоньше.

Так, для чистки аджны можно использовать следующие травы: вереск, буквицу; для ее построения – гингко билоба, готу кола, элеутерококк. Различные масла улучшают процессы мышления.

Для чистки вишудхи и снятия воспалительных процессов во всем организме используют, например, эхинацею, сине-зеленые водоросли, витамины группы С – шиповник, красный стручковый перец и т.д. Для построения вишудхи, точнее выработки гормонов щитовидной железой, требуются травы с большим содержанием йода, например, водоросль фукус пузырчатый, лопух. Рекомендуются различные овощи, фрукты, зелень.

Чистят аннахату антиоксиданты. Антиоксиданты – это, например, индолы, содержащиеся в крестоцветных, т.е. капусте, или биофлавоноиды, содержащиеся в виноградных косточках (поэтому столь полезен кагор). Антиоксиданты чистят организм, защищая его, например, от рака или процессов старения, так же, как антиоксиданты, вырабатываемые самим организмом в виде тонких, высоких энергий; поэтому духовно зрелые люди с открытой аннахатой всегда выглядят моложе своего возраста и обычно отличаются долгожительством.

Для построения аннахаты требуются травы, содержащие железо, а также медь и кобальт для его усвоения. Улучшают кроветворение морковь, укроп, гранаты, черная смородина, клубника.

Манипуру чистят мята перечная, пассифлора, полынь, щавель и т.д. Строят манипуру пчелиная пыльца, алоэ и т.п.

К травам, чистящим свадхистану, относятся дягиль, малина, кора белой ивы; к строящим – женьшень, солодка, ацидофильные и бифидобактерии.

Муладхару чистят мочегонные травы, например, можжевельник, гортензия; строят – травы, содержащие калий, магний, кремний, цинк, например, люцерна, хвощ.

 

Источник : журнал «Сознание и физическая реальность» Том 5, №№2,3, 2000.


RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика