СОЗНАНИЕ АТОМОВ, МОЛЕКУЛ, КЛЕТОК – КЛЮЧ К ЦЕЛИТЕЛЬСТВУ

Е.А. Левинтова, канд. техн. н., г. Санкт-Петербург

Эта тема посвящена познанию законов Природы и человека на микроуровне, что поможет более осмысленно подойти к изучению существования микромира и происхождения жизни, а также глубже подойти к пониманию заболевания и целительства. Нам придется касаться глубинных сокровенных понятий, переданных Владыками мудрости человечеству, поэтому я представляю свое сообщение в виде мозаики выдержек этого знания, стараясь логически их выстраивать и как можно меньше вносить искажений моими домыслами.

Отправной точкой в углублении познавания человека и мира используем великую герметическую аксиому о том, что пребывающее внизу подобно тому, что наверху, а ничтожнейшее подобно величайшему, что «Макрокосм есть прототип Микрокосма» [1]. Чтобы понять суть проявления мельчайших частиц, атомов, молекул, клеток – кирпичиков природы и человека, надо, именно, постичь величайшее. В подготовке материала я опиралась на знания, данные в книгах: «Тайная Доктрина», «Учение Храма», «Живая Этика» и др. сопутствующих источниках. В «Чаше Востока» [2] подготовленной по «Письмам Махатм», Е.И. Рерих пишет, что Доктрина Владык указывает на: «единый принцип в Природе – духо-материю или материю духа [3] <что> есть единственная реальность, все остальное – Майя [4] <…> В книге Киу-Тэ Дух назван конечной сублимацией материи, а материя – кристаллизацией Духа». Это демонстрирует древний символ, приведенный в «Тайной Доктрине» [5].

«Ствол АШВАТТХА [древа Жизни и Бытия, ЖЕЗЛ Кадуцея] произрастает и нисходит при каждом Начале [каждой новой Манвантары [6]] из двух темных крыльев Лебедя [ХАНСА] Жизни. Два Змия, вечно-сущий и его иллюзия [Дух и Материя], две головы которых растут из одной головы между крыльями, спускаются вдоль столба переплетенные в тесном объятии. Два хвоста соединяются на Земле [проявленная Вселенная] в один, и это есть великая иллюзия

«Стадии или степени проявления духо-материи беспредельны! <…> Материя есть состояния Духа», читаем в «Письмах» Е.И. Рерих [7]. В «Тайной Доктрине» о том же: «Дух и Материя суть две грани Непознаваемого Единства, и их видимо противоположные аспекты зависят: (а) от различных степеней дифференциации Материи и (б) от степени сознания, достигнутой самим человеком» [8]. Отсюда можно заключить, что глубина познавания духо-материи определяется уровнем одухотворения сознания ученых, поскольку только подобное может постичь подобное.

При познавании законов Природы важно понять основополагающую идею о духо-материи, которую обычно выражают словами: «Бог во всем сущем», а это означает, что «принцип Духовности лежит в основании всего Сущего» [9]. Демонстрацию Божественного первородства, как основы существования мира, можно проследить по сокровенным записям о процессе пробуждения жизни в начале очередного цикла. В «Теогенезисе» читаем: «Поначалу когда Космическая Энергия пробуждается к действию, Божественная Сущность проявляется как Звук, Творящее «Слово», Космическое Электричество, и одновременно с этим рождается Свет» [10]. В «Учении Храма» о том же сказано: «Божественная Сущность есть прежде всего Дух, проявляющийся как Космический Свет. <…> Феномен космического Света есть следствие излучения и вибрации мельчайших частиц электричества, именуемых аурической силой или электронами», которые образуются «благодаря излучению Центрального Духовного Солнца, света Буддхи, или Высшего Разума» [11]. Отсюда следует, что электроны, а далее мы увидим и другие микрочастицы, относятся к тончайшим и высочайшим энергиям Божественного Света и Разума.

Следует помнить, что Свет и Разум в существе своем есть одна субстанция: «Вселенский Свет и Вселенский Разум – взаимозаменяемые термины» [12]. В письмах Е.И. Рерих разъясняет эти основные понятия: «Пространство наполнено основной космической материей, <…> и эта материя, или субстанция, является основой нашей Вселенной в видимости и невидимости ее. Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации ее беспредельны» [13]. «Дух проникает и наполняет все творение – это есть жизнь» [14].

В «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватская отмечает, что древние посвященные были хорошо осведомлены о происхождении Космоса из «Неделимого Принципа» и не допускали «чудоподобного творения», но учили эволюции Атомов на нашем физическом плане и их первой дифференциации из Мулапракрити, Коренного Начала Мирового Вещества. Экзотерическая, т. е. открыто даваемая, система Вишиштадвайта ведантистов уже с одиннадцатого столетия «учит, что прежде чем началась эволюция, Пракрити–Природа находилась в состоянии Лайа или абсолютной однородности, ибо «Материя существует в двух состояниях – Сукшма или латентном и недифференцированном и Стхула, или дифференцированном состоянии» [15]. Затем она становится Ану или атомической. Та же система учит о Суддасаттве – «Субстанции, не обладающей свойством Материи, от которой <…> образуются тела Богов. <…> Также, что каждая частица или атом Пракрити содержит Дживу (божественную жизнь) и является Шарира (телом) той Дживы, которую оно содержит», в то время как каждая Джива-Душа, в свою очередь, есть одеяние Высочайшего Духа, ибо «Парабраман проникает каждую Дживу, так же как каждую частицу Материи» [16], т. е. каждый атом, как и каждая частица, одухотворяются духом. Таким образом, «Атом есть точное воспроизведение Вселенского АНУ [17]» из Атхарва-Веды [18]. В «Тайной Доктрине» находим важные замечания: «Все древние Посвященные <…> подразумевали под термином Атома – Душу, Гения или Ангела, перворожденного вечно-сокрытой Причины всех причин» [19]. «Атомы и Души были синонимами на языке Посвященных» [20]. Каждый Элементальный Атом есть в силу их знания – Душа, т. е. «Джива, как называют ее индусы, центр Потенциальной Жизнеспособности с латентной разумностью в ней и, в случае сложных Душ, разумное и действенное Существование от высшей до низшей степени; форма, состоящая из более или менее многочисленных дифференциаций [21]. Чтоб понять смысл нами сказанного, нужно быть метафизиком, притом метафизиком Востока. Все эти Атомы-Души суть дифференциации Единого и находятся в том же отношении к Нему, как и Божественная Душа-Буддхи к своему вдохновляющему и нераздельному с нею Духу, Атма» [22]. И далее: «Ни один древний философ, <…> никогда не отделял Дух от Материи или Материю от Духа. Все зарождалось в Едином и, происходя от Единого, должно в конечности вернуться к Единому» [23]. В «Теогенезисе» дается разъяснение: «Когда Учителя говорят об атомах любого состояния субстанции, они не имеют в виду те структурные единицы материи, которым физическая наука дала такое же название. Ибо для них «атом» означает душу <…> сознательный центр жизни, обладающий разумом определенного уровня, в случае же совокупности атомов – даже начатками ощущений» [24].

К сожалению, отмечает Е.П. Блаватская: «Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скорлупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические Атомы, они упустили многозначительный факт, что <…> все эти философы верили, более или менее, в живоначальные Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой» материи. Согласно им, вращательное движение было порождено более значительными по величине (читайте, более божественными и чистыми) Атомами, увлекшими вниз другие Атомы. <…> Сокровенное толкование включало Богов или Души под видом Атомов, как причин всех следствий, производимых на Земле выделениями божественных тел» [25]. Т. е. под этим подразумевается создание мира из различных химических элементов, занявших каждый свое место в иерархической лестнице, которая теперь отражена в периодической системе Д. И. Менделеева. Но также в этом я усматриваю и другую аналогию – воплощение высших Богов в первых династиях народов и тем одухотворивших и обучивших человечество тех времен.

И теперь самое главное, что разъясняет Е.П. Блаватская: «Каждый атом, будучи Брахмой, в число имен которого входит и Ану (т. е. атом), с началом своего проявления приобретает и сознание (причем каждый атом имеет свое собственное, индивидуальное сознание), и свободу воли, дабы свободно действовать в рамках существующих законов» [26]. В таком случае «Атом можно назвать компактным, или сконденсированным, центром божественной Энергии и Мыслепроизводства» [27]. Таким образом, как утверждает Е.И. Рерих в Письмах: «Сознание лежит в основании Вселенной, каждый атом наделен сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания – беспредельны» [28]. Говоря о первооснове Духа и сознания необходимо подчеркнуть, что высшие энергии Духа есть энергии Огня в его высшем проявлении. Сказано в «Агни-Йоге» [29]: «Дух есть Огонь. Огонь есть основа» [30]. В «Космологических записях», сделанных Е.И. Рерих, говорится: «Основа МирозданияОГОНЬ. <…> Огненная энергия настолько тонка, что не имеет эквивалента на физическом материальном плане» [31]. «Огненная энергия – основа всего Сущего и уявляется вечной на всем Пространстве. <…> Огненная энергия проявляется как жизненная энергия во всем Бытии. Жизненная энергия не может уявиться на уничтожении своем, но лишь на трансформации ее в другом проявлении, в другой оболочке. <…> Многие энергии сливаются или вытекают из единой Всеначальной энергии» [32]. Об огненных свойствах атома Е.И. Рерих пишет: «Магнетизм, есть основное качество Огня» [33]. «Магнетизм уявляется на вращении Иcкp Огня. Вращение рождает магнетизм. <…> Электрический ток может уявить магнетизм, и магнетизм может уявить электрический ток» [34]. «Магнитная энергия лежит в основании Атома. Чистая атомическая энергия является в магнитной руде» [35]. «Магнитная сила [36] Атома уявляется на проявлении его ауры. Аура есть электромагнитное поле, получающееся от излучений Атома, состоящего из определенного числа отрицательных и положительных частиц, протонов и электронов, и огненной силы, которая есть жизнь или Психожизнь Атома. Огненная сила Атома уявлена в силе сцепления нуклея» [37], где нуклей означает ядро.

«Прана [38] является основою проявления Огня Пространства» [39]. «Прана есть Спандана, или Вибрация» (4, с. 245). «Пульсация или Движение – вечны» [40]. «Прана, Вселенский Магнетизм, Всеначальная энергия, которая наполняет каждый Атом и в силу притяжения свойств, связывает или сцепляет всю Материю, всю Массу и соединяет или объединяет все движение к одной Цели» [41].

«Делимость Огня есть основное свойство или сила. Свойство основано на неистощимости его. Сила свойства – не что иное, как энергия. Делимость Огненного Атома уявила всю Вселенную. Явление делимости Атома происходит от магнетизма, уявленного на вращении Искр Пространственного Огня» [42]. «Бесконечная делимость Атома является Космическим Законом» [43], что постоянно подтверждает открытие все новых элементарных частиц.

«Явление нуклеолы в нуклее Атома является Психожизнью Атома. <…> Нуклеола, или Психожизнь Атома, истинно, является энергией бoжecтвенной двуеродногo Огня и не может быть выявлена на физическом плане механическим способом. Но Атомы некоторых элементов могут уявляться сами на распадении, в силу огромной древности и трансмутации в иные качества» [44]. В этой связи представляет интерес вновь открытый, но в действительности уже давно известный Владыкам элемент, названный Радием. Он является манифестацией энергии Света, как проявленное «микробожество» среди других «менее божественных» элементов.

«На духовном плане Звук, Свет и движение взаимозаменяемы. Свет духовного плана может быть силой, или энергией, плана физического. Радиоактивность есть действие накопленной энергии Света, так же как и отражающее свойство золота, придающее большую ценность этому металлу. Это свойство отражения есть прана, или жизненная сущность, пребывающая в плотной материи во взвешенном состоянии. Все формы материи, способные отражать Свет, обладают гораздо более высокими вибрациями в сравнении с теми, которые его поглощают; первые имеют одинаковую природу с той формой жизненной сущности, которая одушевляет ядра клеток в любой порождаемой материи» [45].

На примере радия и других элементов легко представить аналогию с проявлением Света духа в святых и обычных людях. «Сфера света, или аура, окружающая человека, жизнь которого исключительно чиста и бескорыстна, становится настолько ослепительно яркой, что, хотя она и не может быть видима физическим глазом, ощущения, испытываемые астральным зрением наблюдателя, передаются физическим чувствам. В таком случае особо чувствительные лица могут, <…> ощущать благодать, или светозарность, этого человека» [46]. Духовный свет святых людей в виде мощной ауры дарит окружающим исцеление одним своим присутствием. Свет такой ауры иногда видим, что запечатлено на известной фотографии Е.И. Рерих, а иногда нет, но притягивает своей благодатью. Несомненно, Дух и плоть святых людей сформированы из атомов, обладающих высоким уровнем вибраций, поэтому их тела остаются нетленными многие десятилетия, а приходящие к ним получают исцеление.

Таким образом, как отмечает Е. И. Рерих: «При анализе Материи, при последе Атома Мы должны возвращаться к Первоначальным Силам Творения и Созидания, к Электричеству, Магнетизму и Силе, которые уявляются видоизменениями действия Жизненной Сущности, или Силы» [47], т. е. праны. При обращении к микроуровню и изучению материи микрочастиц в «Живой Этике» дан завет: «Религия и наука не должны расходиться в своей сущности. Тонкое изучение материи и атома приведет к заключению, что жизненная энергия есть не электричество, но Огонь. Так наука и религия сблизятся на одном принципе. Материя утверждается, как огненная субстанция, и каждый мыслящий дух не будет отрицать силу высшую, которая есть Огонь. Наука не может разрушить понятие божественности Огня, также как религия не может наложить запрет на тонкие анализы, являемые наукой. Таким образом, утвердится понимание и гармония понятий религии и науки. Можно провести такую тонкую параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии, потому так важно, чтобы ученые обладали тонким оккультным восприятием. Но лишь тонкий организм может обладать этим божественным чутьем, которое не развивается извне, но изнутри» [48]. Будем помнить об этом.

Последние десятилетия исследования ученых нацелены на понимание процесса зарождения Вселенной, пробуждения жизни и нахождение живых существ в Космосе. Одно направление изысканий сводится к получению сложных органических соединений из неорганических с целью доказать, что жизнь могла зародиться на Земле из неживой материи путем постепенного усложнения. В другой точке зрения – жизнь на Землю занесена в виде органических молекул из Космоса метеоритами. Но далее обе теории смыкаются на поступательном усложнении материи. Деля материю на живую и мертвую, органическую и неорганическую, а по сути, отвергая божественное одухотворение материи от ее малых частиц до планет Вселенной, материи видимой и невидимой, все гипотезы ученых по вопросу возникновения миров и жизни в Космосе пока что заходят в тупик. В отличие от утверждений науки, разделяющей до настоящего времени всю природу на живые и неживые объекты, Высшее знание не делает такого деления. «Жизнь всегда присутствует в каждом атоме материи – органической или неорганической, живой или неживой, проявленной или непроявленной – оккультисты не признают никаких различий. Их доктрина гласит, что в «неорганической материи жизнь присутствует в такой мере, как и в органической: в атомах органической природы жизненная энергия активна, а в неорганической материи она находится в дремлющем, скрытом состоянии» [49]. В этом нетрудно убедиться, поразмыслив над тем, что, например, если кальций минерала «замер» в горной породе, то будучи усвоенным человеческим организмом, начинает активно участвовать в его жизнедеятельности, т. е. становится живым. Поэтому деление на живые и неживые объекты мало отражает действительность.

С другой стороны, изыскания современных ученых «соотносятся с фактами, которые были известны Владыкам Мудрости с незапамятных времен, и многие из этих фактов сообщались Их ученикам задолго до того, как они были обнародованы учеными, занимающимися сейчас такими исследованиями. И все же непреодолимый рубеж разделяет изыскания среднего ученого и Учение Владык, и этот рубеж проходит в той точке, где встречаются дух и материя и где «одно должно исчезнуть, чтобы уступить место другому». Владыка учит, что эта точка находится на атомарном плане жизни, следовательно, ни атом, ни электрон не есть материя в узком смысле слова, но суть Разум и Дух – совершенно отличные состояния жизни, внутри которых микроскопические объекты современной науки не существуют, хотя в то же время они сотворены, то есть, получили форму, от сознания. Он учит, что все формы более великой [чем наша], равно как и меньшей Вселенной, которые постулируются ныне учеными, суть факты Природы, также созданные и одушевленные сознанием, и поскольку обе эти Вселенные находятся вне поля плотной материи и не подлежат действию управляющих ею законов, то наблюдать их и сообщаться с ними можно только посредством внутренних чувств – чувств души» [50]. Из этого следует, чтобы изыскания современных ученых, постигающих законы Природы увенчались успехом, они должны одухотворить свое сознание.

Рассмотрим более подробно с помощью «Учения Храма», что происходит при формировании духо-материи Космоса, о чем говорили в начале – о пробуждении жизненного цикла Божественной сущности. «Космические центры, или принципы Атмы, Буддхи и Манаса, – первые три манифестации Божественной Сущности, материализованы мощью Фохата [51], или Космического Электричества. Иерархия Дхиани-Будд и Дхиан-Коганов [52] – великих Духовных Сущностей, Созидателей Формы – управляет различными видами вибраций. Вибрации этой Божественной Сущности приводят в результате к формированию первичного уровня проявленной субстанции, или состояния, именуемого Акашей» [53]. «Акаша (санскр.) – тонкая, сверхчувственная духовная сущность, наполняющая все пространство; изначальная субстанция. <…> Фактически, она является Всемирным Пространством, в котором неотъемлемо заключена вечная Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменяющихся аспектах на планах материи» [54]. Е.И. Рерих характеризует этот план так: «Акаша есть Матерь всех миров, всего сущего» [55]. «Акаша есть субстанция Огня еще более тонкого качества, нежели Эфир» [56]. «Эфир – огненная субстанция, <…> самая чувствительная среда для запечатления на ней самых разнообразных пространственных сил и энергий. Эфир в эзотеризме есть сама сущность Всеначальной энергии, и этому Универсальному посреднику, состоящему из многих посредников, обязаны все проявления энергии в материальном, психическом и духовном мирах» [57].

Посредством действия Фохата в субстанции Акаши устанавливаются определенные уровни и состояния. Понижение степени вибраций акашической субстанции приводит к формированию субстанции эфирных планов, а дальнейшее понижение степени вибраций эфирной субстанции приводит к формированию астрального и физического планов субстанции – материи» [58]. Таким образом, как сказано в «Учении Храма» «рождение материи происходит в результате постепенного понижения вибраций от Духа до материи – уменьшения степени вибраций единого однородного плана, или состояния Духа, до материи самых низких степеней вибрации, материи физического и низшего астрального планов бытия» [59].

«Когда свет или энергия трансформируется в тепло, последнее собирается в бесконечное количество огненных частиц, которые позднее становятся охлажденными, гладкими сферическими частицами – атомами. Высшие Разумы, в соответствии с законом чисел вводят эти атомы, или души, в форму» [60]. «На высшей точке дуги дифференциации действие законов сродства, сцепления, расширения и выталкивания сводит вместе, сцепляет, расширяет и выталкивает дифференцированные атомы, довершая, таким образом, трансформацию атомной субстанции в молекулярную. Но в этой высшей точке происходит и нечто еще. Образно говоря, Буддхи, Духовная Энергия, причина, лежащая в основе этой трансформации, приводит атомную субстанцию в форму и число и, соответственно, из плана чистой энергии в план субстанции. Другими словами, она вводит дифференцированный атом метафизики в атом физической науки, <…> происходит воплощение Вселенской Души в атомарной субстанции» [61]. Е.П. Блаватская отмечает, что «Атом оживляет молекулу так же, как жизнь, дух, душа и разум одушевляет человека. <…> На протяжении жизненного цикла атомы создают, в соответствии с геометрическими комбинациями, создаваемыми ими в молекуле, жизнь, силу (или энергию), разум и волю; ибо каждая молекула в пространстве, так же как и каждая молекула в человеческом теле, – это только микрокосм в пределах относительного макрокосма» [62].

Оккультизм учит, что атомы есть проявление частиц, находящихся на высшем духовном плане сознания, характеризующихся гомогенным состоянием материи. Молекулы же, состоящие из атомов, отражают гетерогенное состояние астральной материи, как представители более низкого плана вибраций. Следует отметить, что «молекулярные вибрации света рождают цвет; атомные вибрации – звук» [63], но это не есть звук и цвет физического плана. «Глубокое значение вибраций откроется человеку только «при разгадке тайны творения», когда духовная жизнь предстанет проявленной как физическая материя» [64], завесу этой тайны мы сейчас приоткрыли.

Таким образом, трансформация гомогенной однородной атомной субстанции высшего плана сознания через выявление химической природы атомов путем их взаимодействия друг с другом приводит к образованию следующего плана сознания с молекулярной гетерогенной структурой материи астрального плана с более низким уровнем вибраций. Это приводит к формированию сначала неорганических, а затем все более сложных органических соединений в соответствии с законами воплощения все более усовершенствованных духов и химического взаимодействия под воздействием различных факторов и условий жизненного цикла. Но весь этот процесс усложнения физической материи идет не сам по себе, по закону случая, а в соответствии с Божественным замыслом, говоря иначе, в соответствии с законами эволюционирования разумной Природы, вдохновляемыми Единым Космическим Разумом. Основное отличие взгляда на процесс усложнения материи заключается в выводе, сделанном в свете фактов наукой и Учителями Мудрости: «Точно так же как наука показывает величественную лестницу эволюции форм, теософия демонстрирует подобную же лестницу эволюции жизни и сознания, простирающуюся от сознания атома до сознания Творца Вселенной» [65]. Там, где современная наука видит только многообразие и эволюцию видов, т. е. форм всех царств природы, Учителя Мудрости раскрывают эволюционный процесс, состоящий в двухстороннем развитии сознания и формы, в которой оно заключено и удерживает вместе его частицы. При этом сознание способно независимо существовать вне формы или после ее распада.

Рассмотрим теперь создание биологических объектов. «Оккультизм учит, что атомы могут составить единую клетку не раньше, чем последняя обретет сознание, причем у каждой клетки – свое собственное сознание, и свободную волю для того, чтобы действовать в рамках, определенных ей законом» [66].

В сознательности клеток можно убедиться на ряде примеров, приведенных в статьях Е.П. Блаватской, где говорится, что при помощи скальпеля и микроскопа мы можем «разделить организмы на элементарные составляющие, добраться до уровня простейших клеток, но именно здесь-то мы сталкиваемся лицом к лицу с величайшей загадкой всего живого. Например, простейшая монада, микроскопическая капелька протоплазмы, бесформенная и неопределенная, проявляет, однако, все основные жизненные функции – питания, роста, размножения, движения, ощущения и чувственного восприятия, и даже и те функции, которые можно назвать прообразом «сознания» [67]. Так амебы Spirogyra и Colpadella Pugnax, простейшие одноклеточные существа перемещаются и охотятся каждая за, только ей присущим, определенным видом среди всех водных растений, игнорируя все другие. Поскольку они проявляют явную разборчивость в пище, то исходя из «действия этих монад, <…> можно признать в них осознанно действующих существ» [68], как отмечает Е.П. Блаватская.

Другой пример сознательного поведения клеток, это «таинственная способность извлекать из крови определенные вещества, отвергая при этом все прочие, перерабатывать извлеченные вещества, разлагая либо синтезируя их, и направлять ненужные продукты в те каналы, по которым они выводятся из организма, а прочие – вновь в лимфатические и кровеносные сосуды – вот диапазон деятельности клеток» [69]. В «Учении Храма», сказано, что «Кровь в определенном состоянии является первичной формой сознательной жизни на физическом плане. Она содержится во взвешенном, так сказать, латентном, состоянии в каждой молекуле каждой клетки, которую природа использует при построении формы и субстанции» [70], «поскольку кровь является проводником праны, то есть материальной жизненной силы, циркулирует ли она по венам человека или животного, в соке дерева или молекулах камня» [71]. Здесь под кровью подразумевается жизненная субстанция, соответствующая каждому царству природы.

Е.П. Блаватская приводит еще и такой пример сознательности клеток, принадлежащих отдельным органам. «Если бы организованная, живая материя была действительно инертной и требующей внешнего стимула для проявления своих свойств, то было бы невозможно объяснить, почему клетка печени продолжает вырабатывать сахар даже тогда, когда печень уже давно отделена от тела (что было экспериментально подтверждено). Оккультизм утверждает, что такой вещи, как инертная, мертвая или даже неорганическая материя, не существует вообще» [72].

В «Дневнике старого врача» Н.И. Пирогова, опубликованном после его смерти, имеется такая прозорливая запись: «Мой разум отказывается верить в то, что простое соединение атомов в определенные формы (например, мозговые клетки) придает им способность чувствовать, желать и понимать, если только сознание и способность чувствовать не были присущи этим соединениям изначально». Е.П. Блаватская комментирует эти слова: «Именно так, и это один из основных постулатов теософии. Разум и материю разделяет непроходимая пропасть. <…> И ни одна теория эволюции или наследственность не в состоянии разрешить эту загадку» [73].

В качестве обобщения приведем изречение из «Учения Храма»: «Ни один атом, молекула, человек или даже звезда не живут сами по себе. Каждая структура Космоса – будь то атом, звезда или же целое созвездие – имеет центральную точку, в которой хранится и из которой излучается энергия, побуждающая ее к жизни и действию. В то время как в конечном счете эта составная энергия есть Бог, Добро, Любовь – ее вторичные атрибуты, ее законы и ее вибрации проявляются сначала на плане сознания, затем на плане сил [74] и наконец как материя, или субстанция» [75]. «Космос существует лишь взаимопрониканием и взаимодействием пространственных энергий, исходящих из неисчислимых миллиардов фокусов или центров, наполняющих его и непрестанно образующихся в нем» [76]. Эти центры есть центры сознания многочисленных существ, видимых и невидимых, от микрочастиц до макрочастиц – планет и звезд, и пока ученые не примут в основу своих изысканий присутствие сознания во всех объектах, трудно будет ожидать существенных прорывов в познании мира и человека.

В «Теогенезисе» сказано, что: «Одни и те же законы управляют созданием атома, клетки, человеческого существа, мира или Вселенной» [77]. Исходя из закона отражения «как наверху, так и внизу», следует, что «каждая клетка есть миниатюрный Космос в самой себе и, подчиняясь законам универсального соответствия, содержит аналоги семи планов бытия, как это можно видеть из нижеследующей классификации семеричного строения клетки» [78], представленной в таблице в сравнении с принципами сознания атома и человека.

Таблица 1. Схема семеричности принципов сознания атома, клетки и человека*

Принципы Название принципа Микрокосм атома Микрокосм клетки Макрокосм-человек
1 / 7 Атма или Атман Нуклеола (Ядрышко)–
(Джива = Дух атома)
Центросома Божественная Монада / Дух
Чакра Сахасрара
2 / 6 Буддхи Атом = душа Дживы Ядрышко Божественная или Духовная Душа
Нуклей / Ядро =
Психожизнь Атома
Аура есть электромагнитное поле
Чакра Аджна
3 / 5 Высший Манас / Разум   Ядро Человеческая душа – духовный интеллект, познавательная способность
Чакра Вишудха
4 Кама-манас
/ низший манас /
  Гранулы, аналог кама-манаса / низшего разума Низший ум, интеллект, инстинкт
Чакра Анахата
Кама-рупа Вакуоли Мыслеобразы
5 / 3 Прана – проводник жизни   Протоплазма
Электромагнитное поле жизненных токов
Прана – жизненное электричество, магнетизм,
Кровь – проводник Праны
Чакра Манипура
6 / 2 Эфирный двойник   Внутренняя оболочка клетки Низшее астральное тело / или эфирный двойник
Чакра Свадхистана
7 / 1 Физическое тело   Клеточная стенка Физическое тело
Чакра Муладхара

________________________

* Заполнение таблицы осуществлено по следующим источникам:
  1. Графа об атоме скомпонована по «У порога нового мира» [79].
  2. Графа о клетке скомпонована по «Теогенезис» [80].
  3. Графа о макрокосме человека «Ключ к теософии» [81], «Инструкции к внутренней группе» [82], Письма Елены Ивановны Рерих [83].

Из этой сравнительной таблицы видно, что атомы находятся на высшей ступени Божественного сознания, не отвечающей физическому состоянию материи, характеризующиеся очень высоким уровнем вибраций плана Акаши. Клетка, проявленная на физическом плане, обладает всеми необходимыми принципами, соответствующими каждому плану сознания, как и макрокосм для нее – человек, но их высшие принципы сознания для большинства человечества на современной ступени развития в основном латентны. Оккультизм признает каждый атом «самостоятельной единицей», а каждую клетку – «единицей сознания» [84]. В зависимости от статуса принадлежности клеток к определенному царству природы (минералам, миру растений, животным или человеку), либо определенной структуре организма (например, человеческая клетка сердца или эпителия), они будут обладать соответствующим уровнем сознания, отвечающим нуждам их хозяина. «Живая Этика» говорит нам о настоящем состоянии и будущей эволюционной ступени, которая будет возможна только при развитии высших принципов: «Множество клеточек организма находятся в спящем состоянии. Указано, что пробуждение их сделало бы человека светящимся и летающим. Можно ли представить, что люди в их настоящем состоянии могли бы получить такое пробуждение заключенного в них Света. Подумайте, что люди вполне приспособлены к дальнейшей эволюции, но сокровище должно оставаться спящим. Состояние сознания не допускает скорого продвижения» [85]. К слову сказать, «древние индусы наделяли сознанием каждую клетку человеческого тела, придавая ей имя какого-либо бога или богини. Неудивительно, что таких богов и богинь, хранящих и заботящихся о человеческом организме, насчитывалось многие сотни. Именно поэтому к человеку относились как храму» [86], и как теперь видим, совершенно оправдано.

Малоизвестный факт то, что «каждый атом в конституции человека в течение жизни меняется много раз, обновляя при этом тело» [87]. Действительно, «тело рассматривается Учителями Мудрости как наиболее преходящая, меняющаяся и иллюзорная часть структуры человека. <…> Древние ясно понимали это, и поэтому у них была тщательно разработанная доктрина (называемая Нитья Пралайа) о непрерывном изменении материальных вещей и их постоянном разрушении. Сейчас это известно науке как учение о полном разрушении и восстановлении тела каждые семь лет. <…> Физические атомы постоянно покидают тело, следовательно, каждый момент они должны покидать клетки. <…> Молекулы, состоящие из атомов, занимают внутри этой формы позицию согласно законам природы, и тут же часть атомов уступает свое место другим атомам. Процесс, происходящий в теле, аналогичен процессу, происходящему в земле, в Солнечной системе» [88]. В своей книге «Идеальное здоровье» [89] Дипак Чопра, индийский практикующий врач в США пишет, что современная наука установила, что: «Каждый год 98 % атомов вашего организма заменяются новыми; что было подтверждено радиоизотопными исследованиями, проведенными в Оак Ридж лаборатории, в Калифорнии. Это постоянное изменение контролируется на квантовом уровне системы «сознание – тело», однако пока медицина никак не воспользовалась им. <…> Каждые пять дней у вас образуется новая слизистая оболочка желудка (самый глубинный слой клеток желудка обновляется в течение тех минут, пока вы перевариваете пищу). Ваша кожа обновляется каждые пять недель. Скелет, на первый взгляд такой устойчивый и неподвижный, полностью меняется каждые три месяца. Жировая ткань обновляется каждые три недели». В связи с этим возникает невольно вопрос: «Если происходит постоянное обновление микрочастиц тела, почему же не происходит обновление организма, а напротив заболевания усугубляются?» Позже постараемся в этом разобраться. Добавим лишь, если обновление атомов в клетках человека происходит автоматически на подсознательном уровне, то сознательное обновление своих тел доступно Учителям человечества: «Благодаря своей власти над определенной ступенью субстанции Учитель может создать или разрушить физическое тело по своей воле. Он может поднять или понизить вибрацию ядер, формирующих основу его плотного тела, и сделать его видимым или невидимым» [90]. Расширенный диапазон сознания, позволяющий соответствовать по вибрациям высшим планам сознания, и знание законов Природы позволяет это и приоткрывает понимание будущих ступеней на пути к богочеловеку.

Необходимо рассмотреть еще один важный аспект сознательности микромира. В своей статье «Психология, наука о душе» Е.П. Блаватская писала, что каждый орган нашего тела, как и каждая клетка, обладают собственной памятью и сознанием, а потому клетки имеют свою собственную психическую и разумную деятельность. Характер деятельности клетки определяется ее направленностью либо к высшему (одухотворенному) побуждению, либо к низшему по вибрациям проявлению. Следовательно, в то время как клетка действует в соответствии с непреложным законом взаимодействия и сохранения физической энергии, атомы, будучи психодуховными, но не физическими единицами, действуют в соответствии со своими собственными законами, как самостоятельное существо. Каждый орган человека и каждая составляющая его клетка имеют свой диапазон ощущений, на которые они реагируют. В каждом из них «заключена потенциальная возможность творить добро или зло, производить либо гармонию, либо дисгармонию» [91]. Это зависит от помыслов и побуждений «двуликого Единства» человеческого сознания, отвечающего (см. таблицу) либо Высшему манасу, либо низшему. «Каждая мысль, каждое устремление оставляют свой отпечаток на ядрах клеток физического тела» [92]. Именно, побуждение человека, творить в соответствии с законами Космоса или против, заставляет действовать клетки, и определяет природу окончательного проявления; как физического, так и ментального. Е.П. Блаватская разъясняет: «Управление физическими органами и их клетками – функция физического, низшего разума, но только высший разум способен влиять на атомы, взаимодействующие в этих клетках, и только взаимодействие этих атомов способно побудить головной мозг, куда оно проникает через спинной «центральный» мозг, создавать ментальные образы духовных идей, отстоящих довольно далеко от объектов этого материального уровня. Феномены божественного сознания следует рассматривать как действие нашего разума на другом более высоком уровне, где проводником для них является субстанция менее плотная, чем колеблющиеся молекулы мозга» [93], т. е. атомы (что наглядно видно из таблицы). Оккультизм учит, что «на воздействие нашего «личностного» разума наиболее чутко реагируют клетки печени и селезенки, а сердце является органом, через который действует главным образом высшее Эго, воздействуя на свою низшую сущность» [94]. И еще: «Согласно «Тайной Доктрине», духовный потенциал или центр физической клетки зародыша относится к четвертому и пятому рангам или отделам Духов Огня, и именно эти отделы управляют передачей наследственности в человеке» [95], что означает 4 и 5 принципы сознания, в то время как генетики в своих исследованиях касаются только физического плана.

В «Гранях Агни Йоги» сказано, что «каждая клеточка представляет собою электрическую батарею или гальванический элемент. Связь света и электричества общеизвестна, и усиливая энергетический заряд клеточки, тем повышают светимость ее» [96].

За последние годы ученые все ближе подходят к расшифровке тайн природы, ими достигнуты большие успехи в разработке высокочувствительной аппаратуры, которые позволяют проводить дистанционные измерения электромагнитных полей самых различных биологических объектов от изолированных клеток до сложных организмов – животных и человека. Подтверждено наличие индивидуальных клеточных полей, источник которых связан с их ядром. При этом поле, приблизительно радиальное, имеет направленность действия от центра и обладает постоянной специфической для данного вида анизатропией, затухает с удалением от источника, а также имеет заметное действие и за пределами каждой клетки. Учеными сделан вывод, что «с одной стороны, клетка – это сложный биохимический комплекс, с другой – электромагнитное поле, т. е. клетка – это поле, порожденное обменом веществ, и обмен, порожденный полем» [97]. Несмотря на общность устройства микромира: атомов, молекул, клеток, тем не менее, «все тела у различных людей различны по своему составу и разреженности материи. Даже плотные тела людей различаются одно от другого, как Свет отличен от тьмы. <…> Ошибочно думать, что мускулы, кости и ткани у всех людей одинаковы. Мы различаем их по светотени, то есть по светимости или отемнению. Коэффициент светопреломляемости может служить показателем. Некоторые тела светятся, другие, наоборот, отемнены. Измерение физического тела – следующая ступень медицинской науки. Потом придут к светимости тел и определят степени этой светимости. Широкая область для изучения и исследований». Это утверждение было передано Учителями человечества в 1964 г. Сейчас ученые представляют факты этого. По данным лекций «Академии» на канале «Культура» прогресс в развитии электроники помог решить проблему измерения слабых токов, протекающих в живых объектах, что привело к созданию квантовой биологии, и положило конец дискуссиям по нахождению полей вокруг живых тканей, поскольку появилась возможность фиксации свечения животных тканей – животных и человека в видимой области спектра (360–1200 нанометров). При этом обнаружено, что самым низким свечением обладают прижизненные органы 10 квантов / сек с 1 см2, сыворотка крови – 100 квантов / сек с 1 см2, жиры излучают до 1000 квантов / сек с 1 см2. Последнее подтверждает наглядно, почему жиры считают основным энергетическим запасом организма. Кроме того, именно благодаря применению методов изучения спонтанного свечения раковых клеток российскими учеными было сделано открытие, что протекание в них свободнорадикальных реакций уменьшается [98], сопровождаясь ослаблением спонтанного свечения, т. е. снижением энергии клеток, что доказывает их паразитирующее действие. Самое примечательное на мой взгляд, что благодаря этому методу можно реально доказать, что свечение вызвано разумностью объектов (клетки, органа) и его можно оценить. Необходимо сделать науке еще один шаг – выявить причину светимости этих объектов и ответить на вопрос, почему одни люди обладают более высокой проводимостью тканей и их светимостью, а другие – нет. Ответ будет очевидным – уровень светимости будет соответствовать духу человека, его развитости сознания.

Отметим и другое завоевание науки, она вплотную подошла к доказательству древнейших знаний Аюрведы о законах природы и человека, которые бережно сохраняются на Востоке. В Индии более 5000 лет назад возникла Аюрведа, название которой происходит от двух санскритских корней; аюс – жизнь и веда – знание. Поэтому Аюрведа часто переводится как «знание о жизни». Главный принцип Аюрведы состоит в том, что сознание оказывает сильнейшее влияние на тело. «Сочетание Махариши Аюрведы и западной медицины олицетворяет единение древней мудрости и современной науки, которые оказались полностью совместимы» (создана в 1985 г.) [99], чем руководствуется в своем лечении индийский врач Дипак Чопра. В своей книге «Идеальное здоровье» им приводится интересная мысль, что «основным структурным уровнем человека надо рассматривать квантовый, а не атомный или молекулярный. Квант, который определяют как основную единицу материи или энергии, в 10 000 000 – 100 000 000 раз меньше, чем мельчайший атом. На этом уровне материя и энергия становятся взаимозаменяемы. <…> Аюрведа утверждает, что то же самое относится к человеческому телу – сначала оно принимает форму сильных, но невидимых вибраций, которые называются квантовыми флуктуациями, а затем начинает объединяться в импульсы энергии и частицы вещества. «Квантовое» тело лежит в основе всего: наших мыслей, чувств, белков, клеток, органов – любой нашей видимой или невидимой части. На квантовом уровне наше тело передает всевозможные сигналы. В сущности Махариши Аюрведа утверждает, что все органы и процессы в вашем организме имеют квантовый эквивалент» [100].

Во многих эзотерических учениях: в древнеиндийских ведических текстах, у теософов, розенкрейцеров, индейских целителей, тибетских и индийских буддистов, японских дзен-буддистов, в трудах Е. П. Блаватской, в «Учении Храма», в «Живой Этике» детально описано энергетическое поле человека. Давайте рассмотрим его подробнее. Микрочастицы, составляющие человека, передают его природе все свои огненные или духовные свойства, что было известно еще древним целителям Востока. «Весь человек – это мощная энергетическая станция многих видов энергий, которые можно объединить под одним названием огненных. Они, эти энергии, электричны по структуре, то есть двуполюсны, и могут быть сосредоточиваемы в микрокосме человеческом в огромных количествах. Чем тоньше энергия, тем она незаметнее внешне и тем мощнее» [101]. Е.И. Рерих характеризует психическую энергию: «Энергия мысли – одно из самых высших проявлений или качеств Всеначальной Энергии Мироздания. Огненная Энергия по своему значению есть первозданная Всеначальная энергия, которая при ее сочетании с организованным фокусом или организмом, становится психической энергией. Именно Всеначальная энергия становится психической при сочетании с мыслью» [102]. Важность мысли заключается в том, что она «порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной» [103].

Е.И. Рерих поясняет в письме от 19 августа 1939 г.: «Душа и тело представляет собой лишь различные агрегаты психоэлектрических полей» [104], что сегодня принято представлять как энергетическое поле человека, биополе или ауру. «Состав ауры очень сложен. В него входят психические и физические эманации. Каждый порыв или мысль в ней отражается. Каждое устремление дает свою явленную эманацию. Но при изучении ауры нужно будет тонко отнестись к разделению двух эманаций, которые будут соответствовать двум Мирам. <…> Так, когда Мы касаемся ауры, нужно принять во внимание тонкое тело, которое будет излучать свои лучи от центров к поверхности окружающей ауры» [105]. «Ауры человеческие светятся и играют оттенками всевозможных красок и расцветок. Чистые, прекрасные мысли и чувства вызывают соответствующие окраски; темные, низкие вожделения, переживания и страсти – темные, мутные, безобразные формы низких огней» [106]. Е.И. Рерих писала, что «по ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа» [107]. Принято называть энергетические центры чакрами или огнями, о них говорится: «Мощно отражается космическая энергия в человеческом организме. <…> Можно рассматривать центры как собирателей космических энергий» [108]. Е. И. Рерих поясняла: «Всех чакр или огней 49. <…> Для высокого духовного развития нужно не только открытие, но и трансмутация всех центров, ибо просто открытие одного или двух центров ведет лишь к низшему психизму и ко многим опасностям. <…> Без участия Учителя недоступно правильное открытие центров» [109]. «Открытые центры дают эволюционный космический канал, <…> Все человечество в совершенстве должно двигаться по эволюционному каналу, но закрытые центры относят его далеко назад» [110].

Рис. 1, 2

Современные ученые изучают энергетическое поле человека, так д-р Давид Тенсли, специалист по радионике, в своей книге «Радионика и тонкие тела человека» утверждает, что семь основных чакр, расположены в местах, где постоянные световые линии перекрещиваются двадцать один раз» [111]. Двадцать одна малая чакра расположена там, где энергетические нити перекрещиваются 14 раз. Там, где энергетические линии пересекаются семь раз, находятся еще меньшие вихри. Существует много крошечных силовых центров, где пересечение линий еще реже, им соответствуют акупунктурные точки древнекитайской медицины. Каждая основная чакра передней части тела спарена со своим двойником, расположенным на задней стороне тела, и вместе они рассматриваются как лицевой и тыльный аспекты чакры, рис. 1 [112]. Фронтальные части чакр соотносятся с эмоциональным состоянием человека, тыльные – с его волевыми функциями, головные чакры отвечают за ментальные функции. Для достижения здоровья необходима слаженная деятельность разума, воли и эмоций. Количество энергии, протекающей через чакру, говорит о том, насколько интенсивно она используется, и о том, в какой пропорции разум, эмоции и воля управляют деятельностью той или иной чакры. Для того чтобы человек стал здоровым, надо уравновесить и синхронизировать его чакры. Энергосистема человека была глубоко исследована в индийской философии, что использовали в целительстве. «Человек представляет из себя магнит, свойства которого очень многообразны» [113]. Издревле известно, что каждая чакра обладает своим цветом видимого спектра и нотой октавы, что связано с частотой энергии, основанной на конкретной скорости вращения этой чакры, и определяется количеством ее энергетических вихрей, называемых «лепестками». К тому же каждая чакра соединена с определенным телом (эфирным, астральным, ментальным и т. д.), рис. 2 [114] – каждое последующее тело состоит из более тонких и высоких вибраций в соответствии со схемой семеричности сознания и пронизывает все предыдущие. Чакры связаны с пятью чувствами и имеют три основные функции: 1) оживляют физическое тело; 2) способствуют развитию различных аспектов самосознания, поскольку каждая чакра исполняет особую психологическую функцию; 3) трансформируют энергию вдоль спинного мозга человека, благодаря основным энергетическим каналам, берущим свое начало в продолговатом мозге и называемым Нади. Центральная из них Сушумна, левая Ида и правая Пингала. Ида известна как Чандра (лунная) Нади, по природе это канал женский, по нему течет эмоционально-физическая энергия. Пингала известна как Сурья (солнечная) Нади, она принадлежит к мужскому началу и проводит интеллектуально-ментальную энергию. Сушумна относится к эфирному телу человека, в ней заключены три более тонкоматериальных канала, внутри которых проходит психическая энергия. «Традиционная наука не способна объяснить назначение этих каналов, несмотря на то, что некоторые ее служители убеждены в их существовании. Поперечный разрез спинного мозга легко обнаруживает центральный канал, по обе стороны от которого иногда можно различить едва заметные цепочки. Для обычного исследователя особые функции этих каналов остаются незаметными, ибо их не проявляет ни вскрытие, ни простое наблюдение. Но тем не менее они оказывают огромное влияние как на внешнее, так и на внутренние тела человека, ибо являются проводниками для передачи неких мощнейших тонких сил природы. Именно через эти каналы передаются те формы энергии, которые позволяют йогам, медиумам, а также загипнотизированным лицам оставаться в состоянии самадхи [115], или транса, в течение нескольких дней, а иногда и лет без материальной пищи; иными словами, они передают астральному телу энергию, действующую подобно пище, а эта энергия, в свою очередь, передается определенным центрам физического тела, поддерживая его таким образом до тех пор, пока оно не вернется к нормальному состоянию. Особая форма энергии, о которой здесь говорится, есть, так сказать, духовная эссенция плотной материальной пищи» [116].

Понимание назначения энергетических центров человека и их взаимодействие с соответствующими центрами Космоса объяснено в «Живой Этике»: «Как мощно отражается космическая энергия в человеческом организме. Каждый космический огонь встречает созвучие в человеческом организме. Как много можно найти духовным подходом к изучению всех проявленных центров. Если смотреть на человеческий организм, как на отражение явлений Космоса, сколько созвучий можно усмотреть, и центры станут для науки огненными выявлениями. Только духовный подход откроет значение всех соответствий космических с человеческими отражениями. Можно рассматривать центры, как собирателей космических энергий. Правильно думать о прямом питании самых высших центров. Солнечное сплетение вбирает каждую посланную энергию и сознательно напитывает явленные центры» [117]. Именно тонкими энергиями поддерживается жизнедеятельность организма, но люди пока трудно привыкают к осознанию тонких энергий и к деятельности всех незримых сил. Поэтому и «происходит такая разобщенность с Космосом и физическое тело так ограничивается основами материи, вместо развития тонкости восприятия» [118].

Рассмотрим принцип функционирования энергетической системы человека: чакры поглощают универсальную или всеначальную энергию и направляют ее затем по энергетическим каналам Нади в нервную систему, в эндокринные железы и далее в кровь для насыщения тела. Все основные, малые и второстепенные чакры и акупунктурные точки открыты для энергии, поступающей в ауру и исходящие из нее. Поскольку эта энергия всегда связана с планами сознания, человек может получить доступ к ним в соответствии с развитием своего сознания и за счет правильно функционирующих энергетических центров. Если чакра открыта, это, значит, что человек воспринимает поток определенного уровня сознания и правильно воспринимает мир в данном аспекте. Если же чакра закрыта, энергия не входит извне, а наоборот вытекает наружу, это приводит к тому, что человек не может обладать верным осознанием данного аспекта, и к тому же проецирует свое заблуждение в окружающее пространство. При этом заблокированная чакра от ошибочной мысленной установки с одной стороны отрезает человека от «истинного знания», а с другой нарушает общий поток энергии и как следствие работу других чакр, что при длительном искаженном режиме функционирования приводит к заболеванию рядом находящихся органов, лишающихся энергетической подпитки извне. Тому много примеров, приведенных при разборе психосоматических причин заболеваний пациентов. Так «в случае патологии горлового центра вишудхи людям становятся присущи хитрость, несамостоятельность, стремление манипулировать другими людьми и обстоятельствами, желание подчинить их своим жестким, закрытым программам поведения. Это закрытость к природе, к красоте, к людям, неадекватность восприятия. <…> Люди с закрытой вишудхой прикрывают гордостью, жесткими программами поведения свои предубеждения и подозрения, ожидание насилия и недостаток успеха» [119].

В «Живой этике» указывается, что «в ауре своей несет человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдание и тьму» [120]. Но в то же время «человечество не хочет понять силу своих излучений. Оно твердит смутно о подобии Божьем, но не понимает единства энергии всех миров» [121]. Таким образом, состояние энергетического поля человека тесно связано с его здоровьем. Нездоровое состояние можно определить по неравномерности потока энергии или его застою, что прослеживается также затемнением и искажением цветов энергетического поля. У здорового же человека поле равномерное, и в нем свободно переливаются яркие цвета, но каждому заболеванию соответствуют особые цвета и формы. Тонко-чувственное восприятие целителей представляет огромную ценность, которое наряду с методами тонкой аппаратуры (методами газоразрядной визуализации (эффектом Кирлиана) [122], Фолля [123], Шнайдера [124] и др.) позволяет выявлять как телесные, так и психологические проблемы и находить пути их решения. В последние несколько десятилетий, как в медицине, так и среди людей, обращающихся к новой парадигме устройства мира, все больше укрепляется понимание причинно-следственных связей: возникновение болезней основано на психосоматических явлениях. Всемирная организация здравоохранения признала, что все болезни человека являются психосоматическими, т. е. «все болезни имеют психическую основу» [125]. «Каждое человеческое несовершенство духа отравляет также физический мир» [126].

Следует подчеркнуть, что медицина, начиная с ХIХ века, была нацелена на лечение симптомов болезней, в виде однотипных патологических изменений в теле различных пациентов, не затрагивая их индивидуальные причины заболеваний, которые всегда имеют первоисточник в их психике и сознании. Но бессмысленно лечить только тело, не затрагивая психику, т. е. душу, в которой и коренятся болезни. Именно так к этому относились древние целители, особенно на Востоке. Отрицательные качества духа воспринимались как заболевания человека: «Есть многие болезни человеческого ума, производимые осознанием себя. Они бессознательно развиваются. Это любовь к похвале и лести, нетерпимость к оскорблению, раздражительность, слепое увлечение, ревность, злоба, страсть, жадность, кроме того, стремление к алкоголю и наркотикам» [127].

«Поучительно составить книгу о наносимом вреде от дурных мыслей – как для себя, так и для других. Эти мысли являются источником множества болезней. Раньше связывали с дурными мыслями только психические болезни, но пора разглядеть множество самых разнородных физических болезней, порожденных мыслями. Не только сердечные заболевания, но большинство желудочных и накожных болезней являются последствиями разрушительных мыслей. Также и заразные болезни могут передаваться не только предрасположением, но и через мышление» [128]. Издавна считалось, что причины большинства болезней – нарушение божественного закона, что называлось «совершить грех», который надо искупить, чтобы поправиться. В «Учении Храма» прямо указывается на причину и процесс заболевания: «Нарушение законов природысознательное или неосознанное, нацией или отдельной личностью – сбивает с пути субстанцию, которой присущ какой-нибудь один из видов движения, и тем самым выбивает ее из равновесия. Эта субстанция находится в аурической сфере того, кто ответствен за данное действие. <…> При этом физические атомы, молекулы и клетки, являющиеся внешним выражением внутренней силы, <…> выводятся из равновесия и страдают до тех пор, пока не произойдет коррекции на том плане, где имело место нарушение. Если были нарушены законы мышления, то и восстановление порядка должно сначала произойти на ментальном плане» [129]. Аналогия заболевания клетки и человека дана в «Теогенезисе»: «Тот же самый закон наблюдается и в жизни микроскопических клеток. Когда низший разум, гранулы, вырождается, тогда жизненные потоки между ядром и содержимым клетки подавляются, ядро становится отрицательным, истечение его внутренней силы прекращается, ядро покрывается «тенью», и клетка либо умирает, либо заболевает, и больше не выполняет своих функций. Когда низший разум человека вырождается из-за его приверженности злу, он отсекает свет и жизнь, исходящие от Души, Духовного Ядpa, и до тех пор, пока это продолжается, человек чувствует, что его солнце померкло, ибо «тень» покрывает лик его Духовного «Я», и лишь очень слабые высшие импульсы смогут достигать его низшего разума и личности. Без этого высшего импульса, жизни и света человек есть ничто» [130]. Так мы опять видим единство законов жизнедеятельности Макрокосма-человека и микрокосма-клетки. Осознание высшего Божественного света дает здоровье и жизнь, уход от него – болезнь и смерть. «Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела» [131].

«Живая Этика» остро указывает на проблему человечества и пути ее решения: «Причины болезней лежат в корне связи между физическим и астральным миром. Тело отражает все следствия от происходящих утверждений во всех слоях и недрах Космоса. Казалось бы понятно, какое неразрывное соотношение существует между Макрокосмом и микрокосмом, но, кроме просвещенных сознаний, это понятие не принимается в соображение и не продвигает дальше научные исследования. Если бы знать, как давление атмосферы влияет на организм, то как же не устремиться к познанию этой связи, мощь которой насыщает каждую клеточку жизни своим Огнем. Связь между телами и взаимодействие токов должны быть исследованы, ибо невозможно точно определить состояние организма и его болезней, не установив огненного соответствия. Тонкое исследование духовного и физического состояния даст возможность найти флюиды разложения» [132].

В «Учении Храма» также говорится ясно, что: «почва для болезни всегда возделывается в уме, а значит, именно оттуда должен быть вырван ее корень, уничтожена ее почва. Все это нужно делать путем упражнения и развития духовной силы, без чего человечество не сможет вернуть себе то, что принадлежит ему по праву рождения» [133]. Целители и психологи помогают в процессе оздоровления пациента выйти на его психологическую проблему, которая ухудшает процессы, протекающие в энергетическом поле. Таким образом, надо рассматривать болезнь как призыв нашего Высшего «Я» о требовании переосмысления своей жизни, отношения к миру, другим людям и к себе. «Человечество больше страдает от духа, чем от материи, и лишь когда дух приобщится к закону Космического Права человечество победит свои духовные недуги» [134]. Искажение законов Космоса приводит к искажению правильных вибраций в ауре человека, отклоняющегося от общего миропорядка. Возвращение к здоровым вибрациям своих тонких тел можно осуществлять с профессиональной помощью целителей, врачей, психологов и самостоятельно, используя любые средства, ведущие к подъему вибраций – медитацию, богослужение, ароматерапию, музыкотерапию, магнитотерапию, электровибрации. «Так как все формы материи являются формами живыми и подчиняются одним и тем же законам, то человеку когда-нибудь придется научиться изменять вибрации каких-либо ненормальных состояний в любой форме материи при помощи утонченных сил природы, подчинив их воле, разуму или какому-либо механическому инструменту, аналогичному в своем действии человеческому телу, через которое приводится в действие ментальная или духовная энергия разума и воли» [135]. Так, например, метод газоразрядной визуализации (эффект Кирлиана), открытый в СССР супругами Кирлиан, является одним из немногих методов, позволяющих быстро, достоверно и безопасно исследовать физическое, психоэмоциональное и энергетическое состояние человека, выявить болезнь задолго до ее клинической манифестации и найти ее первопричину, а также подобрать индивидуальные методики лечения и оздоровления, проконтролировать в динамике их эффективность. К тому же кирлиановский метод – незаменимый индикатор психофизиологических процессов, протекающих в организме человека, с его помощью можно зафиксировать малейшее колебание состояния, и даже настроение индивидуума.

На протяжении существования человечества всегда были люди, обладающие способностью врачевать страдающих различными недугами. В общем случае «целители разделяются на две группы: одна являет исцеление наложением рук или непосредственным взглядом, другая на расстоянии посылает сердечный ток. Конечно, для будущих построений второй способ имеет преимущество. При сердечном излучении не нужно поражать многие центры больного, но, не отягощая его внимания, можно лишь действовать на больную часть, поддерживая организм в борьбе за равновесие. <…> Целители сердечным током действуют, как в физическом, так и в тонком теле» [136].

Издавна духовное целительство остается высшим по своей природе, чем любой другой метод. Оно может производиться как отдельной личностью, так и группой людей. «В этом случае сердце целителя может посылать наружу свои чувства и вибрации, и в зависимости от их интенсивности происходит исцеление. В духовном удаленном целительстве желание распространяет свои лучи и достигает пациента, где бы он ни находился, излечивая его без присутствия целителя. Концентрация нескольких людей, объединенных вместе, работает еще прекраснее» [137]. «Не забудем, что Западная школа следует обычно путем мозговым, тогда как на Востоке, где основа еще не утерялась, по-прежнему знают, что мощь заключается в сердце. Целение посредством сердца, хотя и предусматривает прикосновение рук, но ни руки и не глаза, но эманации сердца дают облегчение. Расстояние не имеет значения для сердечного лечения, тогда как мозговая посылка может претерпевать преграды различных посторонних токов» [138].

Х. И. Хан в своей книге «Целительство» пишет: «Современные ученые преподносят лечение электричеством как сравнительно недавнее изобретение и заявляют, что оно очень успешно при всех болезнях. Целительство – это также лечение электричеством, которое давалось на разных планах жизни веками. Каждое существо имеет естественный дар целительства в большей или меньшей степени, но он может быть развит. Физические и ментальные способности должны быть открыты таким образом, чтобы электрические вибрации были способны действовать на всех планах существования. Физические вибрации зависят от чистоты и энергии тела, и они могут проецироваться через утонченные части тела, такие как пальцы рук, кончики пальцев, ступни ног, щеки, темя, ухо, губы, нос и глаза. Тончайшими из всех будут глаза, они используются в большей степени, чем другие органы, поскольку из них могут выходить электрические лучи» [139]. О том же сказано в «Гранях Агни-Йоги»: «Все же лучшим аппаратом является аппарат человеческий. Этот аппарат может применяться очень широко и разнообразно. Ему доступно облучение мыслью, затем облучение токами ауры, облучение токами глаз, облучение эманациями, исходящими из пальцев, облучение эмоциями и чувствами, облучение огнями центров. Каждая из этих областей в свою очередь может быть расширена до бесконечности и применяться в весьма разнообразных вариациях» [140]. «Человечество – трансформатор пространственных энергий – имеет задачу трансформировать их во благо» [141]. «Самоисцеление более желательно, чем исцеление другими. В первом случае укрепляется воля, во втором она ослабевает» [142].

Следует упомянуть также, что благодаря обладанию знанием великих законов Вселенной и человека Учителя Мудрости знали, что «Каков микрокосм (человек), таков и Макрокосм, или Вселенная. Каждый «орган» в ней представляет собой чувствующую сущность, и каждая частица материи или субстанции, от физической молекулы до духовного атома, – это клетка, нервный центр, сообщающийся с веществом мозга или с субстанцией, находящейся на уровне Божественного Мышления, в которой происходит первичное формирование идей. Таким образом, человек действительно создан по образу Бога, или Божественной Природы. Каждая клетка человеческого организма таинственным образом связана с аналогичной «клеткой» божественного организма проявленной Вселенной; только вторая «клетка» приобретает в Макрокосме гигантские пропорции разумной сущности, принадлежащей к той или иной Иерархии Существ» [143]. На этом, как известно, основывается применение лечения с помощью Астрологии, когда наилучшее врачевание конкретных органов возможно только в определенные часы, когда оказывается наибольшее воздействие соответствующим «органом» – планетой или созвездием на Землю и соответствующего органа человека.

Длительная жизнеспособность и практическая ценность Аюрведы, о которой мы упоминали ранее, основанная на мудрости свыше, являясь философской системой, рассматривает микромир-человека и Макромир-Космос как единую систему, взаимовоздействия и взаимовлияния. Знание фундаментальных законов о построении человеческого тела, в котором клетки объединяются в группы клеток и далее в органы, и такая армия клеток руководима одним предводителем – сознанием органа, о взаимодействии человека с природой, со стихиями и Космосом, позволяло Аюрведе справляться с любыми недугами. Она комплексно подходит к вопросу поддержания здоровья и к лечению заболеваний, поскольку рассматривает причиной заболевания искажение или снижение вибраций, присущих нормально работающим клеткам и органам. И считает, что освобождение от болезни зависит от того, войдем ли мы в контакт с собственным сознанием, приведем его в равновесие, а затем сообщим это равновесие своему телу. Это состояние сбалансированного сознания поднимает здоровье на ступеньку выше скорее и лучше любого иммунитета.

В небольшой брошюре начала прошлого века Йога Рамачараки «Оккультное лечение» доступным языком изложены способы врачевания: психический, духовный, метафизический, внушением и самовнушением, при помощи праны, а также мысли. Все они так или иначе обращены к сознанию клеток или их обобщенному сознанию отдельных систем или органов. Так «теория врачевания силой мысли состоит в признании болезни мысленным недугом, недугом мысли частиц организма. Теория лечения состоит в долении силой воли и мысли непокорных мыслей клеток и частиц и принуждения их к возобновлению нормальных действий» [144]. Там сказано, что нужно указать мысли, что от нее требуется, что должно водвориться нормальное, здоровое состояние, что безграничным сознанием ей доверяется эта работа. При этом, если удастся пробудить внимание клеточной мысли, то можно заметить, что она прислушивается к отданным приказаниям. Надо отметить, что качество сознания различных органов сильно отличается одно от другого. «Сердце, например, очень умное и быстро воспринимает приказания центральной мысли. Печень, наоборот, бестолковый плотный мысленный организм, и ее надо понудить как осла» [145]. Ментальное врачевание может быть оказано на расстоянии как телепатическое воздействие целителя на сознание пациента или непосредственно. «Врач, принимаясь за лечение больного, увеличивает свои вибрации до требуемого состояния и затем передает их мыслям пациента, вследствие чего вибрации там воспроизводятся, а в результате мысль пациента влияет на центральное мышление, оживляющее части, органы и клеточки, т. е. на подсознательное мышление, и постепенно восстанавливает нормальное состояние» [146]. Я бы не стала так подробно останавливаться на этих методах лечения, если бы еще лет 20 назад, столкнувшись с серьезным заболеванием и беспомощностью современной медицины, не испробовала все приемы, описанные в упомянутых книгах, и многих других из той же области, убедившись в их эффективности.

Таким образом, подводя итог нашего исследования, погружение на микроуровень открыло нам все доказательства Божественного одухотворения тончайшей материи, а благодаря этому и всех планов жизни, в которой активно участвует человек в своей духовной, умственной, эмоциональной и физической деятельности. Закончить хочется словами из «Живой Этики»: «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. У нас мир намечается, как поле действия во имя блага человечества. Когда дух принимает истину, что Макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. Но как беспомощны люди, когда они ведут образ жизни, отделенный от космических течений! Конечно, жизнь преображается, когда дух восходит сознательно, понимая начало ведущее – Иерархию» [147].

Примечания

  1. Рерих Е. И. Чаша Востока. Рига; М.: Угунс: Лигатма, 1992. С. 171.
  2. Там же. С. 175.
  3. Здесь и далее выделено автором.
  4. Майя (санскр.) – иллюзия (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 268).
  5. Там же. С. 307.
  6. Манвантара (санскр.) – период проявления, в противоположность Пралайе (растворению и покою) (Блаватская Е.П. Теософский словарь. С. 271).
  7. Письмо от 30. 04. 1935 г. См.: Рерих Е. И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 445.
  8. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Л.: Экополюс и культура, 1991. Т. 1, ч. 3, С. 302.
  9. Рерих Е.И. У порога нового мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. С. 247.
  10. Теогенезис. М.: Дельфис, 2002. С. 156.
  11. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 318.
  12. Теогенезис. С. 157.
  13. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 384. Письмо от 16 января 1935 г.
  14. Рерих Е.И. У порога нового мира. С. 265.
  15. Первое состояние – непроявленная материя, а второе – проявленная.
  16. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Л.: Экополюс и культура, 1991. Т. 1, ч. 3, С. 275–276.
  17. Ану – атом (санскр.). Титул Брамы.
  18. Рерих Е.И. У порога нового мира. С. 269.
  19. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Л.: Экополюс и культура, 1991. Т. 1, ч. 3, С. 333.
  20. Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 332.
  21. По-видимому, речь идет о делимости атома на протоны, электроны и т. д.
  22. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Л.: Экополюс и культура, 1991. Т. 1, ч. 3, С. 331.
  23. Там же. С. 332.
  24. Теогенезис. С. 243.
  25. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Л.: Экополюс и культура, 1991. Т. 1, ч. 3, С. 331–332.
  26. Блаватская Е.П. Космический разум. М.: Сфера, 2001. С. 112.
  27. Там же. С. 245.
  28. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 200. Письмо от 5 мая 1934 г.
  29. Агни (санскр.) – огонь, йога (санскр.) – связь. Агни Йога посвящена тому, как духом – внутренним огнем сердца достичь связи с Божественным планом, Огнем, в его высшем проявлении.
  30. Учение Живой Этики. Агни Йога. § 380.
  31. Рерих Е.П. У порога нового мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. С. 273.
  32. Там же. С. 254.
  33. Там же. С. 267.
  34. Там же. С. 250.
  35. Там же. С. 259.
  36. Сила – так называли энергию – прим. автора.
  37. Рерих Е.П. У порога нового мира. С. 269–270.
  38. Прана (санскр.) Жизненный принцип (Блаватская Е. П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 355).
  39. Рерих Е.П. У порога нового мира. С. 261.
  40. Там же. С. 267.
  41. Там же. С. 265.
  42. Там же. С. 250.
  43. Там же. С. 273.
  44. Там же. С. 272–273.
  45. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 93–94.
  46. Там же. С. 94.
  47. Рерих Е.П. У порога нового мира. С. 268.
  48. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 60.
  49. Блаватская Е.П. Иная сторона жизни. М.: Сфера, 2005. С. 45.
  50. Теогенезис. М.: Дельфис, 2002. С. 315.
  51. Фохат (тибет.) – сущность космического электричества. <…> В проявленной Вселенной – вечно присутствующей электрической энергии непрестанно действующей разрушающей и созидающей силы. <…> Фохат является всемирной движущей жизненной силой, одновременно движителем и движимым (Блаватская Е.П. Теософский словарь. М.: Сфера, 1994. С. 475).
  52. Дхиан Коганы (санскр.) – буквально, «Владыки Света». Высшие Боги, соответствующие Архангелам. <…> Разумы, которым поручен надзор за Космосом (Блаватская Е.П. Теософский словарь. С. 166).
  53. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 318.
  54. Блаватская Е.П. Теософский словарь. С. 32–33.
  55. Рерих Е.И. У порога нового мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. С. 241.
  56. Там же. С. 273.
  57. Там же. С. 258.
  58. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 318.
  59. Там же. С. 318.
  60. Теогенезис. С. 243.
  61. Там же. С. 244.
  62. Блаватская Е.П. Иная сторона жизни. М.: Сфера, 2005. С. 74–75.
  63. Теогенезис. С. 156.
  64. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 318.
  65. Джинираджадаса Ч. Практическая теософия. М.: Амрита-Русь, 2006. С. 44.
  66. Блаватская Е.П. Феномен человека. М.: Сфера, 2004. С. 106.
  67. Блаватская Е.П. Космический разум. М.: Сфера, 2001. С. 110.
  68. Там же. С. 102.
  69. Там же. С. 108.
  70. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. С. 48.
  71. Там же. Т. 2. М.: Междунар. Центр Рерихов. С. 46
  72. Блаватская Е.П. Космический разум. С. 246.
  73. Там же. С. 240.
  74. Так в XIX в. называли энергии.
  75. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 132.
  76. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 445. Письмо от 30 апреля 1935 г.
  77. Теогенезис. С. 103.
  78. Там же. С. 104.
  79. Рерих Е.И. У порога нового мира. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000. С. 265, 272–273.
  80. Теогенезис. С. 105.
  81. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. М.: Сфера, 1993. С. 108–111.
  82. Блаватская Е.П. Инструкции к внутренней группе. М.: Сфера, 2000. С. 547.
  83. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 478. Письмо от 11 июня 1935 г.
  84. Блаватская Е.П. Феномен человека. М.: Сфера, 2004. С. 106.
  85. Учение Живой Этики. Братство. § 492.
  86. Блаватская Е.П. Феномен человека. С. 106.
  87. Хан Х.И. Метафизика души. М.: Сфера, 2004. С. 124.
  88. Джадж У.К. Океан теософии. М.: Дельфис, 2006. С. 70.
  89. Дипак Чопра. Идеальное здоровье. Саратов: Надежда, 1993. С. 17.
  90. Учение Храма. М. : Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 117.
  91. Блаватская Е.П. Феномен человека. С. 111.
  92. Учение Храма. Т. 1. С. 117.
  93. Блаватская Е.П. Феномен человека. С. 112–113.
  94. Там же. С. 113.
  95. Теогенезис. С. 211.
  96. Грани Агни Йоги. 1964 г. Т. 5 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 1994. § 172.
  97. Дельфис: журн. М., 2000. № 1. С. 76.
  98. Ранее считалось, что именно раковое заболевание способствует ускорению свободнорадикальных реакций в тканях.
  99. Чопра Д. Идеальное здоровье. С. 11.
  100. Там же. С. 11–12.
  101. Грани Агни Йоги. 1956 г. / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 1995. § 458.
  102. Рерих Е.И. Беседы с Учителем. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 34.
  103. Там же. С. 33.
  104. Рерих Е.И. Оккультизм и Йога. М.: Сфера, 1996. Т. 1. С. 295.
  105. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 145.
  106. Грани Агни Йоги. 1965 г. Т. 6 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 1995. § 423.
  107. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 458. Письмо от 18 июня 1935 г.
  108. Учение Живой Этики. Иерархия. § 238.
  109. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск: Вико, 1992. Т. 1. С. 430. Письмо от 12 апреля 1935 г.
  110. Учение Живой Этики. Агни Йога. § 228.
  111. Бреннан Б.А. Руки Света. СПб.: Об-во ведич. культуры, 1994. С. 47.
  112. Рисунок см.: Бреннан Б.А. Руки Света. С. 50.
  113. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 332.
  114. Рисунок см.: Бреннан Б.А. Руки Света. С. 51.
  115. Состояние экстатического и полного транса. Термин происходит от слов самадха – «самообладание». Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными. Это высшее состояние йоги.
  116. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 142–143.
  117. Учение Живой Этики. Иерархия. § 238.
  118. Там же. § 349.
  119. Лоч В.Б. К вопросу о возникновении болезней. Основы психосоматики. С. 10. URL: http://nowimir.ru/DATA/040019_4.htm (дата обращения 21. 11. 2014).
  120. Грани Агни Йоги. 1965 г. Т. 6 / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 1995. § 423.
  121. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 2. § 93.
  122. Метод газоразрядной визуализации (эффект Кирлиана) позволяет быстро и достоверно исследовать физическое, эмоциональное и энергетическое состояние человека, выявляет болезнь задолго до ее клинического проявления и позволяет подобрать эффективное индивидуальное лечение.
  123. Метод Фолля – нетрадиционный метод медицинской экспресс-диагностики, использующий результаты измерения сопротивления кожи на пальцах, является по существу комбинацией акупунктуры и гальванометра, предложен доктором Рейнольдом Фоллем в 1958 г. (МЗ РФ № 98/232).
  124. Метод Шнайдера – метод коррекции энергетических колебаний человека с помощью биолокационного тензора, являющегося индикатором сверхчувствительных восприятий информации подсознания с целью диагностики и лечения (широко применяется в Европе и США).
  125. Учение Живой Этики. Надземное. § 243.
  126. Учение Живой этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 177.
  127. Хан Х.И. Целительство. М.: Сфера, 2008. С. 149.
  128. Учение Живой Этики. Сердце. § 302.
  129. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 144–145.
  130. Теогенезис. М.: Дельфис, 2002. С. 107–108.
  131. Учение Живой Этики. Аум. § 57.
  132. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 294.
  133. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 1. С. 86
  134. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 178.
  135. Учение Храма. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2001. Т. 2. С. 317.
  136. Учение Живой Этики. Сердце. § 100.
  137. Хан Х.И. Указ. соч. С. 150–151.
  138. Учение Живой Этики. Сердце. § 596.
  139. Хан Х.И. Указ. соч. С. 145.
  140. Грани Агни Йоги. 1956 г. / [записи Б. Н. Абрамова; сост. Б. А. Данилов]. Новосибирск: Полиграфист: Алгим, 2009. § 471.
  141. Там же. § 461.
  142. Хан Х.И. Указ. соч. С. 144.
  143. Блаватская Е.П. Феномен человека. М.: Сфера, 2004. С. 169.
  144. Аткинсон В.У. Оккультное лечение / Йог Рамачарака [псевд.]. М.: Аверс, 1990. С. 51–52.
  145. Там же. С. 53.
  146. Там же. С. 80.
  147. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 3. § 67.

Источник: журнал «Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств». Выпуск № 204 / 2014.


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика