МИТРОПОЛИТ  СТЕФАН  (Линицкий)

~ продолжение ~

Выдержки из бесед с художником В.Д. Линицким

– ... особенности вашего творчества, вероятно, обусловлены особенностями вашего восприятия. Нельзя ли узнать, что такого вы видели когда-то, а может быть, и продолжаете видеть по сей день, недоступное другим людям, но находящее отражение в ваших работах?

– Понимаете, выразить это очень сложно. Да и нежелательно хотя бы потому, что тут же обвинят во всём чём угодно: ах, он видит ауру, столбы молитвенные, внутренность человека… А ведь за это приходится очень серьёзно расплачиваться, и не картинками, а собственным здоровьем… Почему? Да потому, что тот господин, что в «Апокалипсисе» изображён, не оставляет без внимания подобные вещи. Он не проявляется самостоятельно, а – в склерозах, операциях, болезнях, ещё в чём-то. И я прекрасно это понимаю и чувствую.

Но зато я твёрдо и точно знаю, что есть белое и что есть чёрное, что есть Свет и что есть тьма.

Правда, самая большая тьма – это Великий Свет. Ещё Дионисий Ареопагит писал, что Свет может быть настолько силён, что нам он покажется тьмой. Мы просто перестаём видеть, слепнем, мы во тьме – вот насколько силён Свет Господень. ...

– ... как вам удавалось передавать в пейзажах, например, такое состояние напряжённого ожидания, ощущение, что вот-вот сквозь этот мир проявится иной. Пространство прямо звенит от напряжения как ткань натянутая: вот-вот прорвётся! Как вы смогли поймать эту границу взаимопроникновения двух миров?

– Не знаю… Это само собой получалось, я над этим и не думал даже…

– Это как будто бы занавесь, и сквозь неё проступает …

– Я понимаю, о чём вы говорите, но сказать что, вот, я всё это так и вижу и переношу в свою картину – нет, это не так всё…

– То есть никакого приёма технического у вас нет?

– Нет, конечно, это идёт само собой. Вероятно, идёт это от понимания и чувствования Преображённого Порядка, его внутреннего ощущения, когда внутренний человек перестроен духовно. Только тогда это может быть, а так – пейзаж как пейзаж.

Даже если это чёрно-белое. Вот вам, пожалуйста: тёмная работа, но в ней чувствуется, прямо дрожит – Свет. Это и есть понимание Преображённого Порядка…

– Владыко, в ваших картинах с 1970-х годов часто возникает очень глубокий, на мой взгляд, образ: ангел, стоящий на столпе света. Он не вполне похож на традиционные изображения. Может быть, этот образ связан с вашим индивидуальным духовным опытом?

– Принято считать, что ангел – это человек с крыльями. А как представить, например, ангела, пребывающего в служении? У Отцов Церкви можно прочитать, что ангелы – это «отражённые светы», отражённые сияния Пресвятой Троицы. Вот отсюда и столпы света в моих картинах (облачен же ангел в обычную священническую фелонь). Столп света – это и есть образ ангела светоподобного.

А то ведь у некоторых художников иногда получается просто какой-то гусь с крыльями… И важно, что это именно свет, отражённый от Бога: ангел и несёт в себе этот свет, и отражает, и испускает его, и дарует.

Он и сам – всегда из света. Это мы с вами из плоти и костей…

И такой светоносный ангел-хранитель над каждым храмом стоит.

Над храмом порушенным он закрывает лик и скорбит, а над восстановленным храмом он ликует…

Я очень люблю мир Божий. Это не мы, это наше божественное “я”, храм нашей души. Мне как-то сказали, что в моих картинах святые часто спиной к зрителю повёрнуты и “куда-то идут”. Это же они в Храм идут!  читать  далее


Человеку, который решил посвятить себя Богу, нужно начинать отсекать от себя пласты своего греха, тем самым поднимаясь. Я очень мало видел художников, которые работали в поисках Господа, а не себя как творца. Ведь любое творчество, будь то живопись, словесность или музыка, могут зачастую отдалить человека от Бога; и гордыня художника как творца становится опасной, может погубить его, ибо человек начинает соперничать с Богом.

Если человек в центр своего творчества ставит Христа и уповает на Него, и просит Его, ждёт, что не он сам, а Христос ему поможет, то всё будет хорошо. Если же слушать себя - значит, уже впасть в прелесть, а прелесть всегда погубительна и ни о каком «спасительном эгоцентризме» в творчестве речи быть не может.

А искусство с точки зрения искусствоведения меня не интересует, это всё – в стороне от попыток свидетельствовать о Боге.

Должен сказать, что меня всегда волновала одна старинная гравюра. На ней человек через твердь земной сферы заглядывает в небесное мироздание. Вот это-то меня интересует больше всего: заглянуть туда, где ангельский мир.

Человек по природе своей трёхчастен: плоть – душа – дух. Заметьте, это всё возрастающее восхождение, сопровождаемое большим тёплым позитивом, но никак не колючим негативом.

Когда мы в миру, всё бытие вокруг нас жёстко, динамично, зачастую жестоко. И в конце концов – безысходность. А самое страшное – это небытие. Нам нужно другое: плюс-бесконечность-БЫТИЕ.

Вот как нам войти в Бытие? Как нам Бога Живаго обрести?

Не сконструировать самому плод воображения своего, а обрести и полюбить Живого Бога, соединиться с Ним? Он нас любит и примет нас любых, но как нам Его обрести? Вот ведь в чём задача из задач. Как нам сделать, чтобы искусство стало подобно молитве… Ведь как аскеты говорят: «Молящийся ум не мыслит, но живет».

\ ...\ То, что я сейчас делаю, – это попытка поиска нового, попытка, как я уже говорил, достижения Преображенного Порядка. Это требует, как минимум, выполнения одного условия: встать в Преображенном Порядке, а уж потом заниматься искусством.

Трудно, очень трудно быть в Преображенном Порядке, как пребывал в нём Серафим Саровский. Мы должны помнить, что душа каждого человека – это образ и подобие Божие. А то мы видим человека во грехе его, а души его не видим.

Вот когда мы сможем с этим разобраться, значит, мы на верном пути к Преображённому Порядку. А искусство… оно должно быть исповедальным. Это само собой.

Всякое творчество должно быть молитвой – это прежде всего, и свидетельством, – не своим, но Господа.



Митрополит Стефан (Линицкий)


 

Триптих Свет
Литургии. ч.1

Триптих Свет
Литургии. ч.2

Триптих Свет
Литургии. ч.3

Армагеддон

Архангелы

Новое Небо.
Новая земля

Странники

Осенние
праздники

Явление

Рождество
Богородицы

Осень, или Бабье Лето

Покров

Катакомбы

Благодатное место

Причастники
Духа Святаго

Малый вход.
Третий антифон

Лето Православное

Из серии
'Родные просторы'


В начало галереи Источник

 



Главная    Основы миропонимания    Великие облики    Уроки Сердца    Знамя Нового Мира    Пути в невидимое    Школа совершенствования    Альтернативный космос    По законам красоты    Галерея 'Надземное'    Детям    Наши авторы    Книжная полка    Сотрудничество    Новости сайта    Карта сайта







Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика