ЛАРИСА ХИМИЧ
Художница из г. Львова (Украина) Лариса Химич (род. в 1956г.) получила образование в Львовском государственном институте декоративно-прикладного искусства. В 1984г. переехала в Киев, работала художником-постановщиком отдела фестивалей и концертных программ Укрконцерта, а с 1989 – главным художником.
Народный художник Украины Лариса Химич видит-чувствует земной человеческий мир глазами Космоса, проникает в мир Тонкий, наполненный ангельскими сущностями. Ее эзотерические картины, основанные на притчах и былинах, рассказывают о любви и смерти, вере и покаянии, что является условием совершенствования, условием пути-восхождения.
Живопись для Ларисы Химич – глубокая душевная потребность, любовь и священнодействие. Рождая картины, она очищает душу, возвышает дух и никогда не думает о продаже созданного. Она может подарить произведение и несказанно радуется, когда узнает, что его осматривают много зрителей и оно вызывает восхищение и радость.
Обращаясь к библейским сюжетам («Благовещение», 1992; «Рождество», 1992; «Ангел-хранитель», 1993 и другие) Лариса достигает глубокого и серьезного художественного звучания. Здесь она разрабатывает целостную гармоническую гамму преимущественно холодных оттенков. Больше всего она любит голубые, зеленые, сиреневые, а особенно изумрудные краски.
Картины-философские притчи поддерживают духовное содержание христианского мироощущения художницы. В работе «Феникс» яркая декоративность сочетается с пронзительным выражением трагических глаз птицы-символа, символами духовного роста и неизбежности пожертвования. Человеческая жертва как путь очищения и совершенствования – одна из ведущих философских концепций в творчестве Л. Химич. Также и категория покаяния как просветление человеческого духа и возникновения в человеке Божественного.
Воплощая духовное в искусстве живописи, художница стремится показать, что «если мы все дети Божьи (не рабы), то в каждом из нас есть Божья доля. В одном она глубоко замерла, в другом - пробуждается... Я хочу, чтобы этот дар проснулся настолько, чтобы человек, полюбив ее, полюбил ближнего как себя. Тогда проснется настоящее понимание того, что такое настоящая красота... Если в людях проснется Божья доля, тогда красота спасет мир. Это не голословное фраза или мечта, красота - это воплощенное совершенствования, радость. Красотой своих картин я хочу будить в человеке Божью долю». читать далее
Лариса Химич обладает удивительной способностью во сне или полусне, сознательно или подсознательно испытывать состояние полета, видеть Землю из Космоса, смотреть цветные сны – такие, которые впоследствии осуществляются.
Отвечая на вопрос о взаимодействии с миром духа в процессе работы над картинами, художница рассказывает: «В качестве примера приведу картину «Прозрение». Она вырвалась из меня на пике моего интереса к христианству. Я увидела ее сразу, будто сквозняк коснулся головы, я вскочила и начала рисовать, хорошо, что полотно было наготове. Такое состояние длилось два дня. Я выплеснула то, что хотела. А потом случился сильный приступ боли (особенно болела голова), вероятно, надо было как-то спуститься, снова войти в жизненное русло. Причем, схватило на Крещатике, я была напугана, потому что понимала, что до дому не дойду. И снова случилось чудо: Божественное провидение послало мне человека, который проводил меня домой. С картиной «Пасха» произошло нечто подобное. Она милостиво спустилась ко мне в десять часов вечера и я почти в один присест ее прописала. И снова почему-то почувствовала сильный приступ боли. Теперь, к счастью, научилась держать удар, перенастраиваться».
Лариса подчеркивает, что никогда не выплескивает на холст негатив, не рисует в плохом настроении. Но работает только с ощущением гармонии в себе. «Благодаря смиренному восприятию мира, я перестала нервничать, успокоилась, стала опираться на гармонию. В любом случае вокруг много хорошего и чистого. Я даже в том, что мне не нравится, ищу положительное...»
Присутствие своих вдохновителей из Тонкого мира художница не только ощущает, но и видит: «Каждый по-своему воспринимает информацию «оттуда», она приходит к людям по-разному. Иногда для того, чтобы эту информацию донести и с нами пообщаться, сущностям из Тонкого мира приходится приобретать наши формы. Впервые с подобным я столкнулась еще во Львове, когда меня (вполне адекватного нормального человека) посетила загадочная сила и поведала мне всю мою будущую жизнь... это было невероятно красивое создание. Если попытаться сказать, какими должны быть люди, то именно такими - необычайно красивыми. Это существо рассказало, какие трудности выпадут на мою долю. Затем эту сущность в уже более материальном виде я встретила в Киеве. Мгновенно пролетело прожитое. Впоследствии этот образ появился в третий раз. И опять же было высказано подтверждение: «Я здесь, рядом. Ты правильным путем идешь». И появлялись силы, уверенность.
У меня возникли особые отношения с чудотворной иконой Божьей Матери в Введенской церкви Киева. Когда я смотрю на эту икону (бывает, что прихожу невероятно усталая, почти больная), то получаю мощный прилив сил, буквально вырастаю. Разве это не чудо?»
Тонкая натура художницы позволяет ей формировать видение, лишенное примитивного подхода разделения мира на белое и черное: «Вот говорят - светлое и темное, белое и черное. А вы задумывались над тем, как постичь темноту? Что такое тьма, черный цвет? Есть более сорока оттенков черного цвета, но однажды мне дали понять, что такое настоящий черный цвет, я увидела черное. Возникло странное ощущение.
Это произошло в очень сложный период моей жизни, когда все было черного цвета. Я скажу, что там устои бытия вовсе не такие, какими мы их мудрим и считаем. Там не существует четкого разделения: вот это - плохое, это - хорошее, это - плохо, это - хорошо. Там этого нет, все взаимосвязано. Так же как у богов, например, Шива в космическом танце может творить и может разрушать. Но это не значит, что зло - разрушение, или разрушение - это зло. Иногда разрушение нам кажется злом или темной силой, а оно для нас потом оборачивается совсем по другому - добром, пользой, это еще одна ступенька для того, чтобы мы что-то поняли, выросли, поднялись выше ... ближе к свету».