НАШ МОЗГ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Марк Роберт Уолдман, Эндрю Ньюберг
Фрагменты книги М.Р. Уолдмана, Э. Ньюберга “Наш мозг и просветление. Нейробиология самопознания и совершенства”. Согласно описанным в книге уникальным исследованиям ведущих нейробиологов, можно убедиться в том, как Просветление меняет мозг и наше восприятие мира.
Что такое Просветление?
На протяжении многих веков мудрецы, ученые и богословы использовали все эти слова, стремясь определить и выразить сущность Просветления. Но этот опыт глубоко индивидуален, о нем невероятно сложно рассказать, и это приводит людей к самым различным выводам. Например, Платон, великий древнегреческий философ, предложил изящную метафору как для великого Просветления, так и для малых озарений в своей знаменитой аллегории – «Миф о пещере». В ней говорится о людях, с самого рождения заключенных в пещере, на их ногах и шеях – оковы, так что видят они только стены. Позади прикованных узников горит огонь, и в его отблесках на стенах пещеры возникают их собственные тени. Люди очарованы тенями – и, всеми силами стремясь постичь их сущность, с течением времени создают самые разные верования о природе теней. При этом заключенные абсолютно уверены в том, что их умозаключения истинны.
Однажды один из узников вырывается на свободу, оборачивается – и видит и пламя костра, и людей, отбрасывающих тени. Сперва он потрясен, затем заинтригован, осознав, что истинная природа вещей очень сильно отличается от того, во что он верил. Это – малое озарение, изначальный инсайт, с которого начинается изменение его мировоззрения. Он снова оглядывает стены пещеры, но уже не может вернуться к прежнему способу мышления. Он зажат между двумя мирами, поскольку сумел осознать частичку правды о реальности.
Платон продолжает историю. С великим трепетом человек решает выйти из пещерной тьмы. Когда его глаза привыкают к солнцу, он видит невероятную красоту настоящего мира: цветы, деревья, поселок вдалеке… Теперь он понимает разницу между отблесками костра – малым озарением – и ярчайшим светом вселенной – переживанием великого Просветления. Он понимает, что стал свидетелем более великой истины о мире. Метафора ясна: мы проводим бо́льшую часть нашей жизни, познавая лишь тени реальности. Но если мы сможем освободиться от предрассудков и убеждений, за которые так держится наш разум – от пещеры нашего невежества, – то мы сумеем стать просветленными, сначала в малом, а потом, возможно, во всей нашей жизни. По мнению Платона, это и есть мудрость, высшая форма осознания и самореализации, которой мы можем достичь.
В истории остались и другие свидетельства подобных переживаний. Архимед, древнегреческий математик, воскликнул: «Эврика!» – «Нашел!» – когда открыл основополагающий научный принцип. Я бы счел это малым просветлением: это было великое прозрение, но оно не преобразило жизнь Архимеда.
Будда прошел долгий и трудный путь, желая понять, как положить конец страданиям других. Когда он наконец достиг точки абсолютной внутренней ясности – своего собственного великого Просветления, – то отказался от всех эгоистичных желаний и сказал: «Я пробудился».
Просветление, великое и малое
Мы полагаем, что существует целый спектр просветлений, от «малых» до «великого». Но что это, собственно, такое – Просветление?
Возможно, определить «малое» просветление проще всего из самого значения слова: мгновение, когда знание, озарив наше невежество, выводит нас из темноты. Прозрения и понимание частных истин меняют наши убеждения – и часто готовят нас к переживанию более редкого, великого Просветления, преображающего все наши ценности и восприятие мира. Многие философы и духовные лидеры воспринимают Просветление как наивысший опыт, которого может достичь человек. Кроме того, есть впечатление, что Просветление – это универсальный феномен, проявленный в самых разных мировых культурах.
Наше исследование позволило четко выявить один любопытный момент: когда люди внезапно испытывают духовные или мистические переживания, они часто говорят о таком состоянии сознания, когда весь мир воспринимается единым целым и каждый его элемент незримыми ниточками связан со всем остальным. Такие переживания могут быть невероятно сильными, но в большинстве случаев они длятся очень недолго. Великое Просветление, как правило, связано с непреходящим сдвигом в восприятии, осознанности и знании. У некоторых совершенно исчезает разделение между Богом и собственным «я». Другие чувствуют абсолютное единство с жизнью, природой или вселенной. И почти для каждого это переживание часто ощущается более реальным, чем все остальное в мире. Раскрывается «Истина», происходит контакт с «Богом», обретается понимание… Является ли это малым просветлением – или великим? С научной точки зрения мы не можем утверждать ничего с абсолютной уверенностью, поскольку то, какой «уровень» просветления имел место, продиктовано субъективной оценкой человека – или мнением других. На самом деле, когда речь идет о духовном просветлении, всегда найдутся скептики, которые обвинят просветленного человека в бредовых иллюзиях. Возможно, это объясняет, почему ортодоксальные религии так часто преследовали мистиков, когда те утверждали, что познали великую истину.
Впрочем, сам термин «Просветление» до сих пор вызывает путаницу. Например, люди Запада часто связывают его исключительно с восточными религиями, не отдавая себе отчета в том, что и в христианстве, и в иудаизме, и в исламе существуют детально проработанные медитации, призванные значительно усилить связь человека с Богом. Нерелигиозные люди также могут избегать этого слова, не осознавая, что Просветление может быть вполне земным переживанием – прекрасным примером станут идеи просветителей, приведшие к рождению западных демократий. Кроме того, многие, конечно же, склонны считать, что Просветление – просто фантазия или заблуждение. И вот именно потому, что в нашей культуре и в нашем обществе наблюдается подобный сумбур в понимании этой таинственной идеи, я хотел бы кратко очертить некоторые моменты, имеющие отношение к Просветлению в контексте мировой истории.
Просветление и мозг
И великое Просветление, и малые озарения могут оказать на мозг сильнейший эффект. Во время кратких вспышек озарения (переживание малого просветления) мы можем зафиксировать временные изменения во многих неврологических областях. Впрочем, исследование, проведенное нами и другими учеными, предполагает, что частые переживания малых озарений могут привести к долгосрочным изменениям в мозге, – таким, которые действительно влияют на наше видение реальности. Никто не может обещать, что вы испытаете великое Просветление, – но, возможно, это и не главное. Важно понять, что мы можем стремиться к Просветлению и получать подтверждения того, что каждый шаг на этом пути улучшает функционирование нашего мозга.
Например, у нас есть доказательства того, что поиски Просветления – великого или малого – вызывают длительные изменения, влияющие на эмоциональные и познавательные центры головного мозга – именно поэтому во время резкого изменения сознания люди чувствуют и думают совершенно иначе.
Принято считать, что мозг меняется медленно. Ему необходимо время на освоение новых навыков и впитывание переживаний, приходящих к нам через осмысленную деятельность. Но Просветление предполагает, что мозг может измениться в мгновение ока! Как это возможно? Мы рассмотрим это в последующих главах. Но отчасти ответ заключается в том, что Просветление уже скрыто внутри вас, – и его просто нужно найти.
Снимки Просветления
В наши дни книга о поиске Просветления – по крайней мере ее текущая глава – пишется в мировых нейронаучных лабораториях, в огромных магнитных «пончиках», способных составить карту неврологической активности мистических переживаний, происходящих в мозге медитирующего в реальном времени. Теперь мы можем увидеть, какие области мозга подвергаются влиянию, и измерить выгоды и потери во время подобных переживаний.
Известно, что спокойные созерцательные практики – например, осознанная медитация – улучшают не только настроение, но и способность сопереживать, а также позволяют лучше осознавать свои мысли и чувства. Но Просветление – это нечто иное. Для него характерен внезапный и интенсивный сдвиг в сознании. Даже если вы стремитесь к нему сознательно, – не факт, что вам удастся его испытать. С кем-то это случается за одну ночь, а другому могут потребоваться годы или десятилетия.
На этот счет есть одна замечательная история.
Молодой человек отправился в буддийский монастырь с желанием обрести Просветление, и при этом как можно быстрее.
– Сколько нужно времени, чтобы стать просветленным? – спросил он у мастера.
– Десять лет, – ответил тот.
– Десять лет! – воскликнул юноша. – Почему столько?
– А ведь и верно! – сказал мастер. – Для тебя – двадцать.
– Эй, почему теперь двадцать? – разозлился парень. – Только что было десять!
– Прости, мне так жаль. Я снова ошибся, – согласился мастер. – Тебе нужно тридцать лет.
Другими словами, чем больше вы пытаетесь стать просветленным, тем больше вероятность, что просветление ускользнет от вас. Именно так произошло со мной. Мне пришлось отказаться от «внешнего» поиска истины и довериться какому-то внутреннему или высшему процессу, что привело меня к переживанию Бескрайнего Сомнения. Это все равно что пытаться видеть в темноте: тем сильнее вы всматриваетесь, тем меньше видите. Но если вы смиритесь перед неизвестным, если прекратите напрягать глаза и доверитесь другим чувствам, – возможно, вам удастся воспринять все в новом «свете», свободном от воспоминаний и прежних убеждений.
Иногда люди обретают Просветление, когда выполняют что-либо на пределе возможностей – или когда им грозит опасность. Это заставляет их полностью переосмыслить жизнь. У других озарения могут произойти во время значительных перемен в жизни – например, при беременности или при виде на родившегося малыша. Но самые захватывающие случаи – это те, которые рождаются буквально из ничего. Ниже мы привели историю из нашего онлайн-опроса. Ее нам прислал врач-атеист, 51 год. Все, что он делал, – это ехал за рулем фургона к другу, попросившему о помощи.
Мой фургон как раз ехал через длинный мост, и я вдруг ощутил какой-то сдвиг в сознании. Границы между мостом, грузовиком и мной начали размываться, и мне вдруг пришла такая мысль: «Все это одинаково и ничем от тебя не отличается».
И пока я ехал по дороге, каждый объект, на который я смотрел, становился «Одинаковым». Все было наделено Одинаковостью. (Я использую заглавные буквы, потому что переживание было очень сильным и глубоко духовным).
Меня переполнял восторг. Он возрастал с каждым мгновением. Я наблюдал свой собственный ум и чувствовал собственные мысли, как будто это были костяшки домино, падающие одна за другой в длинный ряд. Я наблюдал за тем, как все мои «проблемы» исчезли, – не потому, что разрешились сами собой, а потому, что исчезли сами вопросы. Я подумал: «Да здесь изначально никаких проблем не было. Я просто заблудился, а теперь нашел себя. Я есть Все, я и есть эта святая Одинаковость».
Через несколько минут Понимание начало гаснуть. И тем не менее этот опыт навсегда изменил мою жизнь. Он оказался более реальным, чем все, что я обычно воспринимал как «реальное». Истина была раскрыта, и я понял, как тщетно было искать счастья в старой реальности, в которой я привык жить.
Это великолепный пример спонтанного переживания. Благодаря ему человек не только испытал потрясающие по силе эмоции, но и пережил чувство единства с миром; кроме того, его жизнь с тех пор навсегда переменилась. Этот опыт, возникший из ниоткуда, заставил нашего героя совершенно иначе взглянуть на мир. Просветление, как показывает и этот пример, часто приносит новую ясность ума – и это может изменить всю систему наших убеждений.
После более чем ста лет исследований мы вывели закономерность, позволяющую рассмотреть просветление – и малое, и великое, – как процесс личностного роста. Все мы будем интерпретировать эти «пробуждения» по-разному. Но каждое новое озарение – великое или малое, спонтанное или постепенное, – позволяет нашему сознанию расти и развиваться.
На что похоже Просветление?
В мистических состояниях мы объединяемся с Абсолютом и осознаем наше единство. Это непреходящая мистическая традиция, исполненная ликования, и ее практически неизменная суть не зависит ни от страны, ни от вероучений. Индуизм, неоплатонизм, суфизм, христианский мистицизм, уитменизм – везде мы слышим одну и ту же ноту. ( Уильям Джеймс «Многообразие религиозного опыта» )
В мировой литературе, посвященной духовности и духовным поискам, осталось великое множество историй о Просветлении. Но я хотел выяснить, сколь многие испытали нечто подобное в современном мире, и потому провел упомянутый выше онлайн-опрос, желая изучить аспекты этих замечательных событий.
Я побуждал людей писать о сильнейших переживаниях – духовных, религиозных… любых, благодаря которым им удалось выйти на качественно новый уровень сознания, – и собрал примерно две тысячи интереснейших историй. Это позволило мне сравнить и общие черты, и уникальность каждого переживания – будь то малое или великое Просветление, – а также измерить психологические и духовные эффекты просветления. Например, что люди чувствуют и думают, когда испытывают глубокий сдвиг в осознании? Влияют ли на вероятность подобного переживания возраст, пол, финансовое благосостояние? Есть ли особая «кнопка» для вызова таких переживаний? Исходя из полученных сведений, я начал связывать их с тем, какому влиянию подвергаются сознание и мозг в результате переживаний, ведущих к Просветлению.
Исследование духовных переживаний
При исследовании духовных переживаний одна из самых больших трудностей – это язык. Я обнаружил, что участники нашего опроса, стремясь рассказать о невыразимых переживаниях, по большей части пытались найти правильные слова и часто применяли витиеватые метафоры, цитаты и заглавные буквы («Жизнь – это дерево в цвету», «СИЛА» вместо «сила» и т. д.). Я хотел устранить эту проблему – и поощрял участников говорить о духовных переживаниях свободно, своими словами. Но, кроме того, я понял еще и другое: важно было ясно и четко сформулировать вопросы, которые помогли бы людям осознать различия между малыми озарениями и великим Просветлением.
Я хотел добраться до самой сути преображения, которое произошло в чьей-либо жизни. Исчезли ли благодаря ему страдания? Изменило ли оно систему убеждений? Взгляды на отношения, на религию, на карьеру?
Я разработал веб-сайт с вопросами, не свойственными другим исследователям: «Как вы себя чувствовали до и после этого события?» «Какие чувства вас посетили?» «Какие привычки изменились в результате вашей встречи с этим редким состоянием сознания?» «Это позволило вам расслабиться или, напротив, наполнило вас силой?» «Испытали ли вы покой – или, напротив, тревогу?» И самое главное – я спрашивал, насколько «реальным» для них было это переживание.
Я разместил опрос в Интернете и непрестанно призывал людей, переживших озарение, делиться с нами своими историями и рассказывать о своей жизни. Среди участников опроса, по нашей просьбе, были приверженцы многих духовных традиций – ученики, учителя, руководители корпораций, – и мы получали ответы со всего мира.
Участники также заполняли множество стандартных анкет – происхождение, религиозные убеждения, духовные верования, представления о смерти; как долго они пребывают в поиске истины… Я спрашивал о том, во что они верили в детстве и какой была вера в их семье, желая понять, изменились ли их убеждения после прозрения. Я также интересовался тем, как именно произошло переживание – под влиянием галлюциногенов, во время клинической смерти, религиозного преображения, интенсивной медитации, вдохновенной молитвы?
Кроме того, при исследовании я отбирал и такие сведения, которые, как мне казалось, могли напрямую указывать на особую деятельность мозга, – такие процессы мы определили еще раньше благодаря проведению МРТ-сканирований во время духовных практик. Например, если участник эксперимента рассказывал о том, что пережил невероятную радость, я мог предположить, что произошла интенсивная стимуляция зон мозга, отвечающих за положительные эмоции. Или, если человек испытывал глубочайшее чувство единства с Богом, должно быть, влиянию подверглась теменная доля – поскольку именно она отвечает за наше ощущение единства и связи с другими. А если кого-либо переполняли чувства любви и сострадания, весьма вероятно, что снимки мозга в это время показали бы нам возросшую активность в зонах, связанных с переживанием озарения, социальной осознанностью и положительными чувствами по отношению к другим.
Элементы Просветления
Я особенно хотел знать, влияло ли на характер таких переживаний воспитание в религиозной среде и принадлежность к определенной религии. В конце концов, если бы в нашем опросе принимали участие только ревностные католики, посещающие церковь, мы не смогли бы понять, переживают ли иные чувства буддисты или атеисты. Я с радостью обнаружил, что спектр наших участников был очень разнообразным и совершенно не зависел от демографических данных. Нам присылали свои истории и богачи, и бедняки. В плане этнических групп мы получили самый широкий охват. Даже несмотря на то что большая часть респондентов проживала в Америке, все же пятнадцать процентов – немалая часть – писали нам из других частей света. Женщины и мужчины были представлены в равных частях. Пределы возраста участников варьировались от восемнадцати до восьмидесяти двух лет. По религиозным убеждениям многие принадлежали к господствующим ветвям христианства (католики и протестанты), но также было немало иудеев, мусульман, приверженцев индуизма и буддистов. Был также большой процент атеистов – около четверти – что согласовывалось с другими исследованиями религиозных предпочтений. Многие из наших участников называли себя агностиками и спиритами – или просто писали, что создают собственные практики на основе различных религиозных традиций, как строгие, так и вольные.
И что же мы обнаружили? Анализ привел меня к принципиально новому выводу: я выделил пять основных элементов, порождающих переживание Просветления, и они, как правило, одинаковы для всех:
1. Чувство единства или взаимосвязи.
2. Невероятная сила переживания.
3. Ясность ума и новое понимание фундаментальных истин.
4. Чувство абсолютного смирения, или утрата сознательного контроля.
5. Осознание необратимых изменений – в убеждениях, в жизни, в целях.
Впрочем, характер проявления этих элементов в высшей степени изменчив и индивидуален. Например, вы можете ощутить единство с природой, всемирным сознанием или Богом. Вот рассказ американки (65 лет), исповедующей иудаизм:
Это было как наполненное энергией слияние и соединение с самой мощной Созидающей Силой/Существом во всех вселенных и за их пределами. В тот момент я в одно и то же время сохраняла прежнее осознание себя как индивидуальности, но также была частью «Бога» (у меня, правда, не находится другого слова). Пронизанная силой всего Творения/Творящей силы, я была исполнена радости настолько великой, что она питала мое Существование духовным родством со всем и всеми.
Теперь обратите внимание на схожесть в переживании единства: ниже приведен другой рассказ, присланный женщиной из Индии (43 года):
Однажды, когда я занималась Праническим Исцелением (направляла энергию в разные части тела посредством наложения рук), слезы полились у меня по щекам. Затем я испытала чувство «ЕДИНСТВА» со всеми созданиями. Мое тело было очень легким, и не было никакого отличия между мной и внешней реальностью. Не было никакого чувства «себя». Этот опыт был уникальным.
Оба эти примера выражают переживание единства: в первом случае – чувство невероятной связи с Богом, во втором – связи со всеми живыми существами и с самой реальностью. Но вторая история служит примером еще одного качества, которое часто упоминается в священных писаниях Востока: утрата чувства собственного «я». Человек в прямом смысле ощущает, как будто его собственная личность растворяется. Там нет «я» – просто всеобщее чувство осознания или переживания единства.
Прошу, задумайтесь об этом на мгновение. Как бы вы себя чувствовали, если бы пережили исчезновение собственного «я»? Это звучит очень страшно, потому что мозг использует самоидентификацию, чтобы провести различия между нами, другими людьми и всем миром. Если бы не было никакого «я», или «ты», или «мы», или «оно», все бы смешалось воедино. Не существовало бы никакого разделения. Разум, как правило, приходит в смятение при одной только мысли о подобных переживаниях – что уж говорить о том, когда доводится их испытать? Кроме того, писать или рассказывать о таком опыте неимоверно сложно, поскольку именно слова помогают мозгу создавать разделения между нашим телом и внешней реальностью.
У меня было такое же чувство, когда я пережил Бескрайнее Сомнение. В конце концов я подверг сомнению даже собственную личность. Я чувствовал, что потерял всякую связь со своей идентичностью – и стал глубоко связанным со всем остальным. Интересно, что о таком же чувстве говорили буддисты и францисканские монахини, принимавшие участие в нашем исследовании по сканированию мозга. В тот момент, когда они испытывали чувство единства, или утрачивали собственное «я», мы наблюдали резкое падение активности в теменной доле – области, которая создает условное различие между «я» и «другой». Теменная доля помогает нам определять свое положение по отношению к внешним объектам и ориентироваться в пространстве. Снижение ее активности влечет за собой ослабление ощущения собственного «я», границы размываются, и это дает нам чувство связанности со всем – с Богом, природой, Вселенной и так далее. Похоже, не имеет значения ни религиозный, ни культурный фон. И все мы обладаем этой неврологической способностью – чувствовать глубокую связь и единство, которое, как правило, связано с великим Просветлением.
Сила переживания – второй элемент Просветления – часто связана с чувством единства, но иногда соотносится и с другими элементами. Человек может внезапно ощутить глубокую радость или любовь, увидеть интенсивный яркий свет или услышать звук, который кажется необычайно красивым. Обратите внимание на этот рассказ сорокатрехлетнего мужчины:
Я, личность, лишенная имени, летел по нескончаемым «американским горкам», словно волна чистого, белого, наполненного ликованием света. Восторг был ошеломительным, он возрастал и снижался вместе с волнами света. Светлый путь казался бесконечно долгим в обоих направлениях. Чувство бытия и света было БЕСКОНЕЧНО БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫМ, чем все, что я когда-либо испытал.
Можно увидеть, как он чувствует необходимость выразить свое переживание с помощью эмоционально мощных слов: «наполненный ликованием», «ошеломительный», «бесконечный», «чистый». Такие слова помогают передать драматическую интенсивность переживания, и многие участники именно так рассказывали о своем опыте. Создается впечатление, что невероятная интенсивность переводит переживание из разряда малых озарений в великое Просветление, усиливая чувство реальности происходящего.
Третий ключевой элемент при переживании Просветления – это чувство абсолютной ясности ума. Многие говорили, что переживание изменило их жизнь, поскольку все теперь обрело для них совершенно иной, более глубокий смысл. Они яснее представляли свою цель в жизни, ценность отношений и то, к чему хотели стремиться в будущем. Именно так произошло с женщиной-ученым (37 лет) во время глубокой медитации:
Все в жизни, казалось, стало невероятно четким. Я обладала потрясающей ясностью ума. Я как будто смотрела на жизнь изнутри. Я работаю в науке и воспитывалась в духе традиционной религии, но всегда отвергала идею «слепой веры» и старалась ее избегать. Несмотря на мое смятение, этот опыт, казалось, удовлетворил мою ориентированную на доказательства ментальность при помощи интуиции. Чувство было таким, словно моя интуиция откуда-то «из глубины» предоставила мне некое переживание, ставшее доказательством.
Невероятная ясность ума, прежде неведомая, преобразила ее мысли, чувства и действия: «Я даже чувствую, что благодаря этому переживанию стала более способным ученым и мыслителем, потому что теперь мой страх перед истиной стал намного меньше».
Четвертый ключевой элемент Просветления – чувство смирения, возникающее по мере переживания, и абсолютное принятие всего, что с вами происходит. Другими словами, не вы управляете переживанием и не вы заставляете его происходить – оно управляет вами. Вы словно мчитесь по трассе. Подумайте о слове «Просветление»: откуда приходит этот свет? Словно свет Солнца, он исходит из источника, отличного от вас. Ниже мы привели историю одной католички – прекрасное описание смирения:
Те дни моей жизни были полны страдания. Я была в смятении. У меня не было никакого чувства, будто я живу по воле Божией. Все было во тьме. Я кричала, но никто не приходил на мой крик. Внезапно я услышала глас Божий. Бог спросил меня, сделаю ли я все, о чем Он попросит. Это был не голос, который можно было услышать ушами – скорее, внутреннее знание. Я сказала «да», но ответом мне было молчание. Прошел еще день, а затем Он спросил, готова ли я пожертвовать для Него всем, даже моей религиозной верой и спасением. Я растерялась. Я не могла поверить, что Он мог спросить такое у меня. Так что я ждала и пыталась различить, Бог ли спрашивал меня об этом – или какой-либо иной дух. Я молилась на протяжении еще нескольких дней, и ужас все возрастал. Наконец я поняла, что не в силах сдержать свое согласие. Я смирилась, я отказалась от всего, включая веру и спасение, во имя только одного. Я любила Бога так сильно, что на самом деле отдала бы все, лишь бы быть с Ним. Я сказала «да», и в одно мгновение Бог вернул мне все преображенным. Он освободил меня. С этого дня между мною и Богом совершенно иные отношения. Они до сих пор остались прежними. Нет расстояния. Нет разделения. Это так! Что именно изменилось? Я теперь не прикована к доктринам, догмам или ритуалам. Я вижу действие Бога везде и во всем.
В тот миг, когда она смирилась с крушением своих глубочайших убеждений, она обрела нечто большее – переживание, отражающее множество элементов Просветления. Вся система ее религиозных убеждений изменилась навсегда – и родились новые отношения с Богом. Старые верования исчезли. Все ее мировоззрение изменилось: теперь она видела Бога во всем.
Чувство «необратимого изменения» – возможно, самый главный элемент, поскольку он определенно отличает малые озарения от великого Просветления, преображающего сущность человека. Например, человек может пережить сильные эмоции в миг оргазма, когда создается недолгое переживание единства, – но оргазм вряд ли изменит вектор вашей жизни. Вы можете работать в научной лаборатории и испытать глубокое озарение, которое даст вам невероятную ясность ума в работе – но вы, скорее всего, будете чувствовать себя просветленным не более пары минут.
Никто из участников нашего опроса не указал, будто испытал все пять элементов Просветления. Многие не слишком-то прояснили, насколько это переживание изменило их жизнь, – и потому сложно сказать, были ли эти события переживанием малого или великого Просветления. По сути, когда жизнь круто меняется, редко кто из нас не чувствует себя смиренным. Вспомните: даже Будда не говорил, что стал просветленным, – он лишь сказал, что пробудился. Но он испытал единство, обрел ясность ума, ощутил невероятную силу переживания и принял все со смирением. И да, его жизнь полностью изменилась.
Уникальность Просветления
Когда я анализировал присланные истории, я был поражен широким диапазоном изменений даже среди тех, кто воспитывался в одинаковой культурной обстановке. Например, если принять во внимание, что участники нашего опроса по большей части были людьми религиозными, то не может не показаться странным, что Бог упоминался только в пятой части всех историй – а если еще точнее, то в 18%. Иисуса Христа упоминали менее чем 4% участников – и это несмотря на то, что половина приверженцев религии относила себя к христианам. Примерно 10%, не больше, говорили о любви; менее чем 5% – о сознании и об истине. А мне казалось, что именно эти чувства и идеи будут при описании преображения упоминаться гораздо чаще. По сути, все рассказывали о своих переживаниях совершенно по-разному.
Тем не менее я действительно обнаружил различия – гендерные. Переживания мужчин были больше ориентированы на мир, вселенную и сознание, в то время как женщины были больше сосредоточены на Боге, любви, отношениях и детях. Следующие два примера иллюстрируют это:
Когда родился мой третий ребенок, я пережила молитву так, как никогда прежде, – и никогда не переживала ничего подобного впоследствии. Я чувствовала такую подавляющую радость, что около тридцати шести часов, прерываясь только на сон, я не переставая мысленно славила Бога. Я чувствовала, словно меня несет захватывающий поток – из которого я могла выйти в любое время, но только не хотела выходить. Это чувство восторженной звалы постепенно прекратилось, как будто я постепенно возвращалась к нормальному состоянию. Я думаю, что быть с Богом на небесах – это, наверное, сродни тому, что испытала я в миг этого восторга.
У этой женщины рождение ребенка вызвало интенсивное духовное переживание, но оно явно не имело признаков Просветления, так как угасло и не привело к постоянным изменениям в ее общих убеждениях и поведении. Тем не менее мы считаем, что эти малые «просветления» могут проложить путь к будущим судьбоносным событиям.
Теперь сравните рассказ профессора колледжа (0 лет):
Я не столько заинтересован в присоединении к духовной группе, сколько в наблюдении за их ритуалами в качестве участника, в контексте их шаманских верований. На меня глубоко повлиял опыт измененных состояний сознания – настолько, что я бы сказал, что моя религия – больше метафизическая философия.
Два этих ярких примера показывают, что мужчины, как правило, мыслят более глобально, в «больших масштабах», в то время как женщины ориентированы на «общество и семью». Другими словами, мужчины сосредоточены на абстрактных идеалах, а женщины – на межличностных отношениях. Конечно, это не всегда верно: в нашем исследовании было много женщин, которые говорили о «великих идеях», и много мужчин, которые размышляли о семье. Но по большому счету, гендерные различия, как правило, влияют на глубинный смысл Просветления – как и на то, в какую сторону оно направляет нашу жизнь.
Каждый человек имеет различные нейрохимические и гормональные «профили», и каждый мозг – мужской и женский – функционирует немного по-разному. Даже если мужчины и женщины могут интерпретировать Просветление по-своему, преимущества и результаты в значительной степени остаются теми же самыми. Все чувствуют, что событие преображает их жизнь, и в каждом переживании мы находим ключевые элементы – чувство единства, ясность ума, интенсивность эмоций и смирение.
Другим общим знаменателем было использование таких слов, как «сила», «энергия» и «мощь». Все они отражают свойства, связанные с Богом и духовностью, и все же недостаток обычного языка предполагает, что Просветление выходит за рамки религиозных представлений об антропоморфном божестве. Это различие отражает еще один важный факт: личные духовные пробуждения, исполненные сильных чувств, по всей видимости, ослабляли религиозные убеждения, основанные на доктринах, – то есть те, в рамках которых воспитывались многие участники нашего опроса. История католички, приведенная выше, показывает, как та перешла от традиций и догм к совершенно иному смыслу духовности.
Кстати, Просветление может привести к тому, что человек полностью откажется от религии.
Большая часть тех, кто пережил Просветление, впоследствии проявили интерес к занятиям духовными практиками. На самом деле произошло снижение на 10% в религиозных интересах и убеждениях участников, но на 89% увеличилась духовная деятельность. Многие респонденты чувствовали, что их переживания недостаточно полно изложены в догмах религии, в которой они воспитывались, и таким образом, они отвернулись от традиционных доктрин, перейдя к более личному поиску истины. Тем не менее более половины тех, кто прочно отождествлял себя с определенной религией, считали, что их вера углубилась, и почти все чувствовали, что их жизнь обрела новые смысл и цель.
Реальность Просветления
Как правило, мы принимаем реальность как нечто должное. Скажите, вы хотя когда-нибудь, глядя на свой дом или машину, задавались вопросом, не иллюзия ли это? Скорее всего, нет! В самом деле, почему вы предполагаете, что книга, которую вы держите, реальна? По большей части ваш мозг не заботится о реальности чего-либо, он заботится только о том, чтобы «карта» – видение, звук, или даже фантазия – была полезной. Даже когда мы спим, мозг не ставит под сомнение реальность переживаний, испытанных во сне; мы делаем это только тогда, когда просыпаемся, потому что сны вообще-то не слишком полезны для решения повседневных задач.
В юности я часто видел один и тот же сон, в котором меня преследовал динозавр. Я знал, что динозавров уже не существует, но во сне бежал так быстро, что, проснувшись, я в прямом смысле задыхался. Мой мозг воспринимал динозавра как абсолютную реальность, но через пару минут мое сознание, вновь бодрствующее, говорило себе: «О, это был просто сон!»
Просветление – это нечто совершенно иное. Ни один из участников нашего опроса не сказал: «Это был приятный опыт, но это не более чем фантазия». Повседневную реальность мы ощущаем более реальной, чем сон, – и равно так же Просветление для наших чувств становится более реальным, чем повседневная действительность! Один психиатр (60 лет) рассказал об этом так:
Мое переживание ощущалось совершенно реальным – более реальным, чем обычно. Я чувствовал, как будто коснулся чего-то очень древнего, мощного и связанного со всем миром; я редко испытываю подобное в повседневной жизни. И только в эти краткие мгновения «выхода за предел» я действительно чувствую себя живым. Такое чувство, что они более реальны, чем сама жизнь.
В моем исследовании был особый вопрос о том, насколько «реальным» казалось переживание по сравнению с фантазией или галлюцинацией, и почти все единодушно отвечали, что оно было чрезвычайно реальным. Интересно, что неврологи, и я вместе с ними, никогда не были в состоянии разрешить эту загадку: «Почему мы считаем, будто что-то – что угодно – реально? И какая часть или части мозга помогают нам сделать это определение? МРТ-сканирование мозга дает нам одну возможность для предположений. Во многих исследованиях мы отмечали, что духовные практики и интенсивные переживания оказывают мощное воздействие на таламус, центральную структуру мозга, которая обрабатывает сенсорную информацию и помогает разным частям мозга «общаться» друг с другом. Существенные изменения, которые мы видим в таламусе во время сильных духовных переживаний, могут объяснить, почему Просветление является для нас столь необычно реальным.
Существует еще одна часть этой «загадки реальности», которая является уникальной для Просветления. В отличие от сна, который кажется нереальным сразу после пробуждения, Просветление всегда кажется более реальным, чем повседневная реальность – даже когда вы вспоминаете о нем по прошествии многих лет. Это все равно что сказать, будто ваш прошлогодний сон до сих пор воспринимается вами более реальным, чем вся ваша жизнь! Как странно и невероятно! И тем не менее почти все участники нашего опроса – более 90% – сообщили, что эти переживания по-прежнему воспринимаются ими настолько же реальными – или даже более реальными, – чем действительность, с которой они встречаются каждый день.
Это говорит о преображающем эффекте Просветления. По всей видимости, оно остается с вами на всю оставшуюся жизнь. И для большинства людей, которые переживали этот опыт, это большое преимущество – знать, что есть «более великая» или «более правдивая» реальность, чем та, которая воспринимается мозгом. У большей части наших участников это глубокое чувство уменьшило страхи и тревоги. Кстати, Просветление способно еще и на это: благодаря ему наши страдания или их причины кажутся менее реальными.
Необратимость Просветления
Как мы уже отмечали ранее, отличительной чертой великого Просветления является его постоянство. Это переживание навсегда меняет главные аспекты нашей жизни, наши ценности и системы убеждений, даже наши привычки и поведение.
Обратите внимание на замечательный пример переживания, навсегда преобразившего жизнь пожилого мужчины (53 года):
Во время «призыва к алтарю» служители церкви собрались вокруг меня, возложили на меня руки и молились за мое освобождение. Я ощутил духовное присутствие и услышал голос, говорящий в моем сознании. В тот момент я мысленно решил соединиться с этой сущностью и почувствовал, что в моем сердце, жестком и непреклонном, произошла перемена. В прошлом я совершал поступки, которые были беззаконны и безнравственны, но никогда не чувствовал угрызений совести и не проливал слез. В ночь моего освобождения «твердость» рассыпалась, и я ощутил то, что могу описать только как «теплое масло», пролившееся на мою внутреннюю суть. С этого момента мои мысли стали меняться. Я полностью бросил курить, хотя много раз тщетно пытался. Я отказался от всех незаконных дел и потерял интерес к наркотикам, даже несмотря на то, что это был мой образ жизни. Несколько месяцев спустя я решил стать служителем веры.
Его изменение помогло преодолеть глубокие личные проблемы: немногие лечебные средства способны на такое. В один день он полностью изменился, и его пристрастия мгновенно растаяли. Наш опрос полнится описаниями таких удивительных событий, навсегда изменивших образ жизни многих людей.
Ниже приведена таблица, которая ясно показывает, что у 80% тех, кто пережил моменты Просветления, усилилось понимание цели и смысла жизни. Часто это выражалось в улучшении отношений с друзьями и семьей, всплеске энтузиазма в работе или других значимых событиях в жизни. Страх смерти резко сокращался. 56% наших участников считают, что их здоровье также улучшилось. Они психологически и физически чувствовали себя лучше. Почти 90 % чувствовали возрастание интереса к духовным устремлениям.
Просветление может улучшить практически каждую грань вашей жизни: ваши отношения, ваше здоровье и ваше желание обрести более значимые смысл и цели. После того как вы испытаете преображение, даже памяти о событии достаточно, чтобы усилить вызванные им изменения. Вот как выразил это один юноша:
«Всякий раз, когда я думаю над мгновениями глубоких озарений, такое чувство, будто я прикасаюсь к чему-то изначальному, нераздельному, исполненному невероятной силы; к чему-то, о чем в обычной жизни я просто не помню. И только в эти минуты я чувствую, что жив».
Когда люди вспоминают о Просветлении, даже само воспоминание усиливает те элементы, которые заставили их изменить свою жизнь.
Просветление без Бога
Западные представления о просветлении обычно относятся к переживаниям малых озарений, связанных с мгновенным, интуитивным проникновением в суть проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, например – нахождение решения задачи или понимание того, как наладить личные отношения. Они важны, потому что могут подготовить мозг к переживанию великого Просветления, способного изменить всю вашу жизнь.
Впрочем, Просветление обычно понимается как форма духовного развития, и для людей, в чьей жизни нет места Богу, религии или теологической философии, само это слово может являться табу. Возможно, именно этот запрет не позволит человеку понять, что он в действительности испытал некоторые – а то и все – из пяти ключевых элементов Просветления, определенных нами в предыдущей главе: чувство единства, ясность ума, сила переживания, смирение и необратимое изменение основ мировоззрения. Поскольку главная цель данной книги – демонстрация неврологических свидетельств того, что личное преображение доступно каждому, мы хотели бы поговорить о том, как Просветление видится глазами неверующего человека.
За прошедшее десятилетие мы наблюдали радикальный подъем атеизма. Потребность в религии находится на минимальном уровне за всю историю Америки. По сути, более сорока шести миллионов американцев открыто объявляют себя нерелигиозными. Это 20% взрослого населения. Среди людей моложе тридцати эта доля составляет 60%. Люди, родившиеся в конце XX столетия, в три раза более склонны отказываться от религии отцов, и уверены в том, что традиционные системы верований не могут удовлетворить их духовные запросы. Одна из девушек, принявших участие в нашем исследовании, выразила это отношение, свойственное новому поколению:
Мои родители погибли, когда мне было чуть больше двадцати, и я рухнула в бездну наркотиков и разврата. Я дрейфовала по жизни и не знала, куда меня выведет ее река. В то время я была агностиком, но со временем начала испытывать постепенное пробуждение религиозного чувства. У меня было стойкое ощущение того, что кто-то или что-то – возможно Бог, – наблюдает за мной. Из-за этого я попыталась вернуться в церковь моего детства, но поняла, что это точно не для меня. Догматизм подавлял все. Если коротко, я начала осознавать, что вряд ли могла вписаться в любую форму организованной религии. Это все из-за догмы – «У нас все нормально, у тебя нет». Такая форма мышления была для меня неприемлемой.
Тем не менее поиск духовных переживаний, как кажется, продолжает возрастать. Как показало национальное исследование, проведенное в колледжах, 80% студентов подтвердили, что духовный поиск очень важен для их жизни. Их интересуют не доктрины, а усиление чувства единства с жизнью и более крепкой связи с другими и со всей вселенной. Независимо от того, знают они об этом или нет, они тоже ищут Просветления.
Данные, полученные нами благодаря опросу, показывают, что Просветление могут испытать и верующие, и неверующие. В этой главе мы подробнее рассмотрим то, как переживание Просветления действует за пределами религиозных границ, приводя к более терпимому отношению между религиозными и нерелигиозными группами.
Просветление без Бога?
Наш опрос раскрыл захватывающую перспективу – оказалось, что нерелигиозные люди тоже могут пережить Просветление. Многие из наших респондентов назвали себя атеистами и тем не менее рассказывали о своих переживаниях, используя духовную терминологию. Вот что написал один из участников опроса:
Я не очень-то религиозен, но испытал ряд духовных переживаний. Однажды я ощутил связь с божественным посредником – я ощутил его как множественность единого разума, который люди называют «Богом». Это переживание моментально дало мне ответ на все вопросы, бывшие у меня были по отношению к природе мироздания, реальности и религий.
В общем-то, нерелигиозные люди определяют духовность как ясное ощущение взаимосвязи всех элементов мироздания и как чувство цели, придающее жизни смысл и наполненность. Многие обретали Просветление в тот момент, когда особенно глубоко размышляли над религиозными вопросами:
У меня было истинное духовное пробуждение, когда я понял, что религия и духовный поиск совершенно мне в жизни не нужны, – и мне не нужно принимать никакой системы верований, помимо принятия того факта, что они просто существуют – такого вот «экзистенциального» отношения. Ничто иное не имеет для меня смысла. И я верю, что покой моего разума зависит от моей способности находить смысл в мире, в котором я живу. Мне не нужно ни внешнего подтверждения, ни набора правил, чтобы жить в свое удовольствие и следовать нормальным моральным законам.
Другие приходили к заключению, что в религии нет необходимости для понимания вселенной. Вот, например, рассказ мужчины тридцати восьми лет, считавшего себя агностиком. Он испытал спонтанное переживание, заставившее его прекратить все религиозные искания.
Я просто шел по улице, когда все вокруг внезапно стало «живым». Ветер казался более реальным, чем обычно. Горы выглядели огромными. Все было глубже, более чувственно, и я ощутил некую внутреннюю радость – или, может быть, это было спокойствие, – какую я никогда не испытывал прежде. Теперь, когда бы я ни оказался на природе, все кажется более прекрасным, и я испытываю чувство полноты и удовольствия, неведомое раньше. В тот момент я «знал», что бога не существует, и у меня не было причины принимать религиозные ценности. Я чувствовал себя цельным, просто пребывая в настоящем моменте, и я до сих пор так себя чувствую.
Что интересно, качество Просветления у атеиста часто неотличимо от качества переживаний самого ревностного христианина, мусульманина или иудея. Атеисты испытывают сильные чувства и глубочайшую ясность ума в том, что касается их представлений о жизни. Также они рассказывают о сильном чувстве единства с человечеством или со вселенной – и тем не менее эти переживания убеждают их в том, что Бога не существует, как поведал нам следующий участник опроса:
В культурном плане я по сей день остаюсь мормоном. Изучение молекулярной биологии заставило меня поверить в то, что эволюция была намного более вероятной, нежели создание мира разумным творцом, и я пересмотрел свои прежние духовные переживания. Я пришел к выводу, что слишком сильно верил в собственные чувства – и что Небесного Отца, вероятно, не существует. Я решил молиться об этом прозрении и испытал то же самое теплое чувство в груди, какое ощущал во время прежних духовных озарений. По сути, Бог «свидетельствовал» мне, что Небесного Отца не существует. Это событие преобразило мою жизнь.
С Богом или без него, Просветление способно радикально изменить ваше мировоззрение. Некоторые после такого переживания полностью оставляют религию и уходят в науку. У других, как, например, у Альберта Эйнштейна, остается глубинная духовность, заключенная в рамки научного мировоззрения:
Самое прекрасное и самое сильное переживание, какое человек только может испытать – это прикосновение к тайне. Это основополагающий принцип религии, а равно так же – и всех серьезных стремлений в науке и искусстве. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кажется мне если не мертвым, то по меньшей мере слепым.
Эйнштейн глубоко проникся идеями западных просветителей, таких как Барух Спиноза и Иммануил Кант, и в своей автобиографии он рассказывает о нескольких переживаниях, которые испытал в детстве – о переживаниях глубокого «изумления», изменивших его жизненный путь и определивших его суть. Первое такое переживание он испытал в пять лет, когда отец показал ему компас:
Я до сих пор помню… что это переживание невероятно сильно меня поразило – и очень надолго осталось в моей памяти. За вещами скрывалась некая глубокая тайна… В двенадцать лет я пережил второе изумление совершенно иной природы – благодаря маленькой книге, посвященной евклидовой геометрии… [ее] ясность и четкость оказали на меня невыразимое впечатление.
Это предполагает, что просветления могут случаться довольно рано, уже в детстве, и пережитые мгновения могут определить будущий жизненный путь.
Атеисты, как и остальные участники нашего опроса, как правило, сообщали о том, что Просветление наделило их более глубоким чувством смысла и цели в жизни, позволило улучшить личные отношения и более оптимистично смотреть на мир. Итоги исследования позволяют предположить, что у Просветления есть следующие универсальные эффекты – те, кто его пережил:
– чувствуют себя более открытыми для новых идей;
– не переживают о прошлых ошибках;
– меньше нервничают и тревожатся, решая разного рода проблемы;
– чувствуют себя более счастливыми, мирными и довольными жизнью.
Светский язык Просветления
Как правило, атеисты глубоко размышляют над религиозными и духовными вопросами, но пережитые моменты озарений часто заставляют их думать, что религиозные убеждения ложны в самой своей сути. Конечно, можно поспорить и сказать, что Просветление заставляет всех усомниться в старых убеждениях – и заменить их более осмысленными представлениями, которые могут принимать форму как религиозных, так и светских доктрин, а также довольно часто основаны на идеях любви, сострадания или свободы. И если заглянуть под внешнюю оболочку, оказывается, что неверующие люди придерживаются тех же ценностей, которые отражены во многих религиозных текстах, а Просветление часто усиливает их моральные обязательства по отношению к обществу. Атеисты также чувствуют глубокую связь – не с Богом, но с человечеством или с миром. Вот еще один пример из нашего опроса:
Логика, разум, семья и друзья дали мне все чудесные переживания, частью которых я был и которых я желал. Я не жду никаких сверхъестественных переживаний и не желаю их испытывать, да и не думаю, будто они существуют. Я думаю, что знание и понимание, соединенные с состраданием и любовью, намного более важны и приносят гораздо больше удовлетворения, нежели любой духовный или религиозный опыт.
У тех, кто относил себя к атеистам, прослеживалось явно критическое отношение к религии. Причины этого сложны. Некоторые из наших участников еще в детстве испытали не слишком-то радостные переживания, а порой и страдания, связанные с религией. Другие отворачивались от религии, поскольку видели лицемерие ее приверженцев и отличие их поведения от правил их же собственной веры. Некоторые не принимали насилия, о котором говорилось в священных текстах, или же того кровавого конфликта, который до сих пор бушует в мире между разными религиозными группами. Вместо того чтобы смириться с верой во что-то, чего они не испытывали или в чем не убеждены, они предпочитают верить в логику, разум, человеколюбие и науку. Вот пример того, как один-единственный случай привел к тому, что ребенок стал скептиком:
Когда я был маленьким, мне случилось оказаться на похоронах. Мои родственники, по большей части, настоятельно твердили мне, что умерший отправился на Небеса и с земли его забрали ангелы. Когда опускали гроб, я действительно увидел ангелов, окруживших покойника. Но когда я сказал об этом семье, они обругали меня и сказали, что я все вру. В итоге я предположил, что просто намечтал себе видение, которое очень хотел увидеть, но которого на самом деле не существовало. С тех пор я с недоверием отношусь к каждой истории о религиозных переживаниях.
Несмотря на разницу в воспитании и системах убеждений, когда люди обретают Просветление, их переживания схожи – вне зависимости от того, происходит ли это событие с религиозными или неверующими людьми. Атеисты склонны использовать «логические и разумные» цепочки мозга, чтобы отвергать религиозные убеждения, в то время как верующие используют те же самые цепочки мозга, чтобы эти религиозные убеждения поддерживать. Один из наших участников сказал об этом довольно прямо: «Моя духовность основана на разумных доводах и исследовании, а не на каком-то переживании или событии». Но в то же время стоит заметить, что он указывал на разум и исследование как на явления, имеющие, хотя бы отчасти, духовную природу, – и в своем восприятии мира объединял логику и духовность.
Религиозные убеждения часто основаны на языке. Форму им придают культура и общество, в которых проходит наше воспитание. Но Просветление превыше всяких слов – и неудивительно, что многие атеисты тоже начинают бороться со своими прежними представлениями о теологии. Именно с этим и связано Просветление: с открытием того, что мир – и чьи-либо верования – отличаются от того, как мы их себе представляли. Просветление не обещает блаженства. Оно предлагает более великую правду, и если новые истины входят в противоречие со старыми убеждениями, может возникнуть внутренний конфликт. Для атеиста, избравшего логику подругой жизни, это может стать проблемой. Просветление – даже несмотря на то, что дает человеку невероятную ясность ума, – отрицает любую логику.
Спектр осознания
Мы не человеческие существа,
переживающие духовный опыт —
мы духовные существа,
переживающие опыт человеческий.
( Пьер Тейяр де Шарден )
С самого нашего рождения мозг обретает замечательную способность к постоянным изменениям. Подумайте о том, каким вы являетесь сегодня – и каким были неделю назад, месяц назад или даже в прошлом году. Несмотря на то что вы остаетесь тем же самым человеком, вы изучили новые навыки, испытали новые переживания и избавились от прежних убеждений и привычек, уже не имеющих в вашей жизни никакого значения. Мы называем это процессом изменения и выхода за пределы вашего нынешнего «я», «самотрансцендентностью».
Физически ваш мозг непрестанно меняется, пока миллиарды нейронов медленно перестраивают связи в безбрежном «супе» нейрохимической и нейроэлектрической активности. Различные электролиты проходят сквозь оболочку каждого нейрона, сообщая ему, когда следует пребывать в покое или, напротив, начинать активные действия. Вместе с изменением активности нейронов меняются наши чувства и мысли. В течение дня друг друга сменяют различные шаблоны мозговой деятельности, что приводит к возникновению различных состояний разума. Когда мы выполняем повседневные задачи, в действие вступают самые разные нейромедиаторы. Каждый из них может изменить наше поведение и настроение. Но что происходит, когда ваш мозг переживает Просветление? С каждым днем возрастает число исследований, призванных выявить, что происходит с людьми во время внезапных озарений, и эти инсайты – как их обычно называют нейроученые, – могут объяснить, как «малые» просветления влияют на мозг. Исследования по сканированию мозга показали: во время внезапных озарений в нескольких ключевых зонах мозга происходит быстрое изменение нейронной активности. Деятельность рационального ума прерывается, меняется чувство собственного «я» – и сознание выходит на новый уровень. Мы видим проблемы под другим углом, интуитивно находим разгадки проблем – порой пути их решения могут показаться на удивление таинственными, – и в этот момент наши знания и убеждения могут измениться. Так что будет справедливо сказать, что путь Просветления начинается в тот момент, когда мы временно прекращаем смотреть на мир «нормально».
Некоторые интуитивные прозрения могут быть интенсивными и позволят обрести невероятную ясность ума. Но они не всегда радикально меняют систему убеждений и не всегда приводят к необратимой перемене в поведении или в функционировании мозга – а именно эти элементы мы считаем нейронными коррелятами Просветления. Но когда мы объединим данные, полученные при сканировании мозга во время творческих озарений, с теми, что получены при сканировании мозга при занятии интенсивными духовными практиками, мы, возможно, начнем подбирать ключи к биологической основе великого Просветления.
Как мозг ведет вас к Просветлению
Мы определили пять ключевых элементов Просветления: сила переживания, чувство единства, ясность ума, смирение и необратимое масштабное изменение в сознании, поведении или системе убеждений. «Малые» просветления могут включать каждый из первых четырех элементов, и процесс может запуститься спонтанно (в том смысле, что мы не всегда осознаем, что к нему привело) или сознательно – путем размышлений, рефлексии, медитации, молитвы или разнообразных духовных практик, нацеленных на то, чтобы прервать наш обычный способ восприятия мира.
Когда кто-то решает стремиться к Просветлению с помощью особых практик – восточных или западных, религиозных или светских, – сначала, в самом начале медитации или созерцательной рефлексии, активность в лобной доле начинает возрастать. Чем сильнее она возрастает, тем большую ясность ума мы испытываем: это позволяет нам контролировать свои действия и поведение и осмысливать их.
Кроме того, наши исследования показали возрастание активности в теменной доле мозга. Вместе с этим усиливается наше осознание собственного «я» по отношению к миру или объекту медитации, и активность теменной доли помогает нам определить цель и двигаться к ней.
Эти первоначальные изменения в активности долей мозга – лобной и теменной – также уменьшают эмоциональную интенсивность наших чувств. Это помогает нам чувствовать себя более стабильными и сосредоточенными, а также позволяет лучше владеть собой – но к Просветлению не приводит. Впрочем, если активность лобной и теменной долей резко и значительно снизится, мы ощутим утрату контроля (смирение), наше чувство собственного «я» ослабеет или даже исчезнет, и по причине очень быстрого усиления чувств переживание может стать невероятно реальным.
Именно это мы и видели в ходе исследований по сканированию мозга. Когда человек погружался в глубокую молитву, медитацию или духовную практику, иногда в лобной и теменной долях происходило внезапное и радикальное снижение нейронной активности. Именно в это время наши подопечные, как правило, говорили о невероятном сдвиге в восприятии и о переживании единства – ключевых элементах Просветления. Если усиление активности лобной доли помогает вам взять чувства под контроль, то снижение ее активности с наибольшей вероятностью приведет к чувству смирения – еще одному главному элементу Просветления. И если возрастание активности теменной доли позволяет вам чувствовать себя отдельной сущностью, то при падении ее активности вы будете чувствовать, что ваше «я» растворяется и вы становитесь единым целым со всем миром, даже с Богом. Именно тогда начинают осознаваться глубокие озарения, связанные с Просветлением.
Но как выявить различия в нейронной активности во время малых озарений – и при великом Просветлении? Инсайты зачастую длятся очень недолго, а усиление и снижение активности нейронов, как правило, крайне малы. Предполагается, что чем выше изменение нейронной активности, тем более радикальным будет переживание. Когда я анализировал изменения нейронной активности во время всех изученных нами духовных практик, проявился определенный шаблон: чем заметнее снижалась активность в лобной и теменной долях – особенно в том случае, если сперва она усиливалась, – тем выше была вероятность, что участники начнут сообщать о переживаниях, отражающих какие-либо из пяти элементов Просветления.
Позвольте мне выразить этот нейронный процесс с помощью такой аналогии. Представьте, что вы медленно поднимаетесь по лестнице, преодолевая два пролета. Это основной мыслительный процесс, во время которого активность в лобной и теменной долях мозга постепенно возрастает. Вы лучше осознаете себя, становитесь более сосредоточенным и с каждым новым шагом внимательнее наблюдаете за собой и за миром. Не забывайте: как правило, когда мы бодрствуем, активность мозга меняется не так уж сильно – возможно, на 5–10% в течение всего дня. Но во время эзотерических или мистических практик, о которых мы расскажем в следующей главе, изменения активности мозга порой превышают 20%. Кроме того, вы по собственной воле можете усиливать и осознанность, и ясность ума.
Теперь представьте, что вы быстро сбегаете обратно по ступеням. Скорее всего, вы испытаете немалый подъем сил и энергии. Это своеобразная «эйфория бегуна» – вы испытываете ее, когда после хорошей пробежки возвращаетесь обратно к месту старта. Нечто подобное обычно происходит, когда вы медитируете или молитесь: активность мозга возвращается к основному, спокойному состоянию. На этом этапе вы, возможно, ощутите воодушевление и приток новых сил, но, скорее всего, не испытаете ни Просветления, ни преображения.
Теперь представьте, что вы поднимаетесь по ступеням на двадцать футов – это примерно высота площадки для прыжков в воду – и, оттолкнувшись от края, прыгаете с вышки в бассейн. Теперь ваш спуск намного более стремителен, чем бег вниз по лестнице, и ваше переживание будет намного сильнее. Именно это происходит, когда активность в вашей лобной доле падает на 20%. Это может произойти после часа интенсивных духовных практик и, возможно, приведет вас к новым озарениям или глубокому чувству блаженства – малому просветлению. Но даже этого недостаточно, чтобы запустить глубочайший сдвиг в вашем поведении или во всей системе убеждений. Возможно, во время прыжка и погружения вас охватит пьянящий восторг, но ваша реальность не изменится. В этой аналогии вы все время остаетесь в воздухе – ваш мир все еще остается прежним.
Теперь представьте слегка иной сценарий. Вы стоите на уступе, в двадцати футах над океаном (это увеличение активности мозга на 20%, достигнутое вами благодаря созерцательной практике). Но вдруг вы случайно поскальзываетесь. Не забывайте, все переживания Просветления, о которых нам известно в настоящее время, произошли совершенно неожиданно, даже когда люди к ним особо и не стремились. Вы чувствуете, как стремительно летите в океан (это падение активности лобной и теменной долей на 20%, которое в действительности происходит, когда вы находитесь в опасной для жизни ситуации: ваше чувство самоконтроля исчезает, уступая место инстинкту выживания). И все же вы до сих пор в воздухе – и воспринимаете реальность по-прежнему.
Все меняется, когда вы ударяетесь о воду. Сухая кожа намокает: ваше восприятие мира становится абсолютно иным. Сначала вода не замедляет вашего падения, и вы погружаетесь еще на двадцать футов во тьму (это падение нейронной активности еще на 20%). И вот вы в глубине – в незнакомой реальности – и не видите ничего знакомого. Именно в этот момент, как нам кажется, вероятность того, что вы испытаете Просветление, наиболее высока. Активность вашего мозга упала на 40% (с вершины на дно), сознание радикально изменилось, и у вас нет иного выбора, кроме как смириться с переживанием. Именно так я чувствовал себя, когда погрузился в океан Бескрайнего Сомнения. Я не прыгал. Я не просил об этом. Я просто сдался и позволил течению увлечь меня навстречу озарениям, которые, как казалось, рождались из самого океана.
Духовные практики. Подготовка мозга к Просветлению
Восточная философия уделяет огромное внимание сильным переживаниям, которые превосходят любую логику и позволяют человеку обрести мистическое чувство единства со вселенной. Духовные практики Востока манили обещанием великого преображения. Впрочем, на Западе эпоха Просвещения на самом деле была направлена против Просветления – по крайней мере в любом духовном или сверхъестественном смысле. Например, Декарт относился к чувствам единства и глубокого смирения с большим подозрением и утверждал, что их необходимо разделить на части, проанализировать и прийти к более простой истине, измеримой средствами науки.
Господствующие религии Запада тоже с подозрением относились ко всем, кто осмеливался утверждать, будто пережил единство с Богом. Мистики, как правило, считались еретиками и подвергались гонениям. Впрочем, движение пятидесятников, которое началось в первые годы XX века, а равно так же движение харизматов, возникшее в 1960-х годах, изменили вектор христианства. Сегодня более 500 млн человек – четверть христианского мира – осознанно отказываются от своей воли ради единства со Святым Духом. В одном из наших недавних исследований мы сканировали мозг некоторых приверженцев этих движений – и выяснили, что они могут намеренно менять деятельность мозга для входа в иные состояния, в которых выполняются практически все наши условия для Просветления.
Мы исследовали группу пятидесятников в состоянии так называемого «говорения на языках». Сперва они начали петь и танцевать под «госпел». Это привело к повышению активности лобной доли. Но когда они начали «говорить на языках», активность лобной доли внезапно упала. Они немедленно ощутили глубокое чувство единства с кем-то вовне – по их словам, со Святым Духом, – и, отдавшись на волю экстатических переживаний, почувствовали себя преображенными и исцеленными. Один из участников нашего эксперимента так выразил свой первый опыт «говорения на языках»:
Я был один, молился, и вдруг, неожиданно, заговорил на языке, которого не понимал. Это был радостный звук и приятный опыт. Я определенно знал, что Святой Дух реален, и я могу соединиться с ним в любой момент, когда мне это необходимо. Я не могу это контролировать, но если бы мог, я бы часто «говорил на языках»!
Также мы обнаружили снижение активности лобной доли, когда исследовали практикующих суфиев во время зикра – эта духовная практика основана на громком пении и медитативном танце. Один из наших подопечных-суфиев рассказал, как выходил из тела и смотрел на себя со стороны, – о подобных переживаниях говорили те, кто пережил клиническую смерть.
Подобные изменения могут вызвать и многие другие практики. Не имеет значения, как это происходит. Когда активность вашей лобной доли внезапно и значительно снижается, логика и разум выключаются, а обыденное сознание тормозится, позволяя другим центрам мозга ощутить мир интуитивно и творчески.
Кроме того, снижение активности теменной доли может привести к тому, что вы испытаете глубокое чувство единого сознания. Мы видели это, когда исследовали тех, кто давно занимался медитацией и различными формами созерцательной молитвы. Но им для слияния с объектом размышления обычно требовалось от пятидесяти минут до часа. Буддисты, принимавшие участие в нашем эксперименте, описывали это чувство как слияние с чистым сознанием. Францисканские монахини переживали единство и связь с Христом или Богом. Это две совершенно различные практики – но переживание единства затрагивало одни и те же зоны мозга. Снижение активности наблюдается даже во время кратких мгновений озарения, но становится самым сильным во время духовных практик и мощных переживаний Просветления.
При сканировании мозга во время духовных практик мы также увидели изменения в таламусе – центральной структуре, помогающей нам строить модели реальности мира. Таламус активизировался во время специфических практик – молитв или медитаций. Также мы видели долговременные изменения в функционировании таламуса у тех, кто занимался созерцательной медитацией на протяжении многих лет. Чем больше времени человек посвящает медитативной рефлексии, тем сильнее изменяются центры восприятия реальности. Порой в ходе таких занятий мы начинаем ярче воспринимать цвета; иногда может усилиться взаимная эмпатия; и даже простое восприятие мира, в прямом смысле этого слова, может принести нам больше удовольствия или стать более интенсивным. Вот что рассказал наш старший лаборант, принимавший участие в исследованиях (21 год):
Однажды я испытал чувство необычайной легкости и ясности ума. Все мое тело несколько часов дрожало от легкой энергии, заставившей меня совершенно по-новому взглянуть на то, кто я есть, какую роль играю в мире и из чего на самом деле соткана физическая реальность.
Спектр осознания
Одной из главных черт Просветления, – чертой, которая предполагает глубинные изменения в деятельности мозга, – является резкий переход из одного состояния сознания в другое, благодаря чему мы обретаем иное восприятие реальности. Сознание – это сложная концепция, но для понимания Просветления она очень важна, и мы, решив прояснить некоторые аспекты этого понятия, разработали модель уровней осознания, которые способен генерировать наш мозг.
Прежде чем рассказать о нашей модели, я постараюсь объяснить разницу между сознанием и осознанием. Многие ученые и философы используют эти термины как взаимозаменяемые; другие, напротив, приписывают каждому из этих состояний ума уникальные качества. Но если обратиться к литературе, посвященной нейронаукам, то вы увидите, что между этими понятиями существует несколько важных различий. Мы предполагаем, что осознание – это более широкое понятие и оно охватывает множество разных форм поведения, как сознательного, так и бессознательного.
Биологи, как правило, согласны с тем, что осознание – это черта, свойственная почти каждому живому организму. Даже амеба движется к еде, что позволяет предположить о наличии у нее какого-то базового типа осознания окружающей среды. С развитием центральной нервной системы у животных появляются более сложные формы осознания, позволяющие зверю сознательно реагировать на окружающую среду более сложным образом. Такая форма осознания оказывает влияние на многие части мозга.
В какой-то момент мозг развивает способность осознавать собственную когнитивную деятельность. Мы называем «сознанием» именно этот неврологический процесс, зависящий от маленьких зон в лобной и теменной долях и может быть, ими и ограниченный. Когда вы сознательно наблюдаете за собой и за миром, вы осознаете, что являетесь личностью, уникальной сущностью, способной размышлять над прошлыми переживаниями и принимать решения, способные повлиять на вашу настоящую и будущую жизнь. Вы понимаете и осознаете, что вы – это вы.
Проще говоря, вы можете осознавать что-либо даже без сознания – но если нет осознания, ни о каком сознании не стоит и говорить.
Большинство животных в какой-то степени осознают собственную «самость» и способны отличать себя от других зверей и остального мира – именно поэтому они, например, не едят собственную лапу. Чужую лапу – пожалуйста. Это тоже рудиментарная форма самосознания. Недавние сканирования мозга показали, что многие птицы или млекопитающие, в мозге которых присутствуют структуры, схожие с нашими лобными и теменными долями, могут обладать самосознанием. По сути, собаки обладают многими из тех же качеств сознания, какие свойственны людям. Это позволяет предположить, что некоторые животные способны испытывать инсайты и благодаря им изменять какие-либо элементы поведения. Впрочем, у нас не слишком много свидетельств, способных подтвердить, что особи, не принадлежащие к человеческому роду, обладают способностью радикально и необратимо менять свою систему убеждений, – и равно так же мы не в силах окончательно доказать, будто животные обладают способностью понимать, о чем думает другая особь, – биологи называют это «компетентным сознанием». Кроме того, мы не можем с абсолютной достоверностью утверждать, что звери способны сознательно изменять какие-либо структуры мозга, связанные с элементами Просветления. Впрочем, некоторые ритуалы, например – брачные, изменяют у животных осознание собственной самости – ради будущего спаривания. Схожий процесс имеет место и у людей.
Осознание порождает сознание, а сознание можно расширить с помощью различных практик и ритуалов. Посредством этих практик мы лучше осознаем и окружающую реальность, и себя самих, включая наши неосознанные мысли, чувства и ощущения.
Но сознание также ограничено склонностью мозга полагаться на прежние убеждения и шаблоны поведения. Что если мы сможем «превзойти» ограничения обыденного сознания, как предполагают мистики? Возможно, мы сумеем выйти на высшие уровни осознания – и это позволит нам познать высшие истины, раскрывающие природу реальности? Возможно, люди смогут перейти на новую ступень чувственного восприятия и улучшат свою способность осознавать мир? Да, это возможно!
Просветление для каждого из нас
Не имеет значения, как вы представляете себе Просветление – как духовное пробуждение, мистический опыт, интуитивное прозрение или рациональное открытие, – но оно обладает уникальным свойством: Просветление радикально преображает ваше мировоззрение. Как показали все наши МРТ-исследования, Просветление может привести к необратимым изменениям головного мозга. Когда это происходит, наше восприятие мира – и нашего собственного «я» в этом мире – полностью меняется. Старые верования и установки исчезают, и на их место приходят новые. Личные и рабочие отношения выстраиваются на совершенно иных ценностях. Сознание становится другим – в прямом смысле этого слова, – и после этого другой кажется сама реальность. Вы ярче чувствуете жизнь, меньше привязываетесь к заботам и более оптимистично смотрите в будущее. Даже справляться со сложными проблемами становится намного легче.
Но что происходит после преображения? Остаетесь ли вы просветленным – или возвращаетесь к обыденному сознанию? На этот вопрос, как мне кажется, лучше всего ответит знаменитая дзэнская притча об ученике, который усердно, день за днем, месяц за месяцем занимался медитацией. Прошло десять лет, но он так и не достиг Просветления. В один из дней учитель «понял», что ученик готов, и велел тому покинуть монастырь и забраться на вершину священной горы. Там жил просветленный мастер. Но об этом учитель умолчал.
Ученик, хотя и печалился, что пришлось оставить прежнюю школу, решил подняться на вершину горы и медитировать там, пока не достигнет просветления или не умрет. Он взошел на склон – и, пройдя половину пути, увидел старика, идущего вниз с большим мешком белья. Это был мастер – и когда он увидел, что юноша так рвется к цели, то понял, что время пришло.
Их взгляды встретились. Мастер выпустил из рук мешок, тот ударился о землю – и в этот миг ученик обрел просветление, осознав, что рядом с ним – великая душа.
«Что теперь, мастер?» – спросил он.
Но старик ничего не ответил, а просто наклонился, поднял тяжелый мешок, взвалил его на свои дряхлые плечи и спустился с горы в деревню, чтобы больше никогда не вернуться. И ученик получил свой ответ.
Вот как я понимаю эту притчу. Мешок с бельем символизирует все наши старые воспоминания, чувства, мысли и убеждения, которые мешают нам видеть, какова реальность на самом деле. Мы можем сидеть днями напролет в «монастырских стенах» собственного разума. Но если мы действительно хотим вырваться на свободу, придется оставить домашний комфорт – наши ежедневные привычки – и ревностно карабкаться вверх, по склону сознания, в поисках глубинных прозрений.
Может быть, нам повезет, и мы обретем Просветление еще до того, как достигнем вершины, – а может, и нет. Но когда сверкнет этот краткий миг озарения, все наши тревоги, страхи и сомнения – все наше грязное белье – спадут с наших плеч. Нас окутает великое блаженство. Но потом нам снова придется поднять свой мешок. В конце концов белья всегда становится больше – больше работы, больше ответственности, больше проблем, борьбы и боли. Но есть и отличие. Просветление позволяет взглянуть на все эти стороны жизни с совершенно иной точки зрения, и новое видение остается с нами навсегда. Оно учит нас тому, что вся наша жизнь, даже наши проблемы – это часть пути к большей осознанности, на более высокие уровни сознания. Другими словами, Просветление – это момент, когда вы можете увидеть тончайшие ниточки, связавшие воедино всех нас и весь мир, и осознание этого навсегда меняет строение и работу мозга.
Конечно, вы можете спросить: «Все это здорово, но ждет ли Просветление меня? Мне что, правда стоит к нему стремиться?» Это провокационные вопросы. Но наш мозг «запрограммирован» на перемены, и я верю, что все мы можем обрести Просветление. Наш мозг создан ради исследования и понимания мира. И есть стойкое чувство, что стремление к Просветлению – ключевой мотив для каждого из нас.
По сути, мозг современных ученых и просветителей работает так же, как мозг древнего египтянина, вавилонянина или индейца майя: он ориентирован на создание новых ритуалов, новой психологии и нового видения, и его цель – изменение реальности, в которой мы живем. Нам недостаточно знаний, накопленных за тысячи лет. Мы продолжаем свой вечный поиск в погоне за истиной. И у нас нет выбора – мозг, которым мы наделены, стремится к запредельности, и вся история мира – свидетель того, как люди, к какой бы культуре они ни принадлежали, непрестанно ищут Просветления.
В конечном счете это и есть главная мысль нашей книги – Просветление предназначено для всех и каждого. Вопрос только в том, как его достичь. Позволить событиям происходить естественно и спонтанно – или подтолкнуть прогресс через дисциплину, духовные практики или прием наркотиков? Это ваш личный выбор. Но независимо от того, какую форму Просветления вы стремитесь найти – религиозную или светскую, – создается впечатление, что действует основной неврологический закон: вы должны отринуть, по крайней мере на мгновение, все привычные установки и представления как о себе, так и о мире. Вам придется прервать поток воспоминаний, непрестанно возникающих в обычном сознании под контролем лобной доли. Ваша система убеждений рухнет – и вы должны позволить этому свершиться. Когда мощные нейрохимические стимуляторы пройдут по вашему мозгу, вы по-настоящему поймете, что значит «здесь и сейчас». Ваши мысли изменятся, ваши чувства изменятся, у вас возникнут новые воспоминания. Да, порой достичь этого нелегко. Но после такого жизнь, к которой вы привыкли, уже никогда не будет прежней.
Если вы ищете Просветления, не удивляйтесь, что ваш мозг будет сопротивляться: он непрестанно меняется, но далеко не всегда этого хочет! На изменение нейронных связей, поддерживающих старые привычки и шаблоны поведения, уходит очень много метаболической энергии, и потому мы, сознательно или бессознательно, продолжаем цепляться за свои установки, работавшие в прошлом. Мозг постоянно балансирует между постоянством и переменами. В то время как изменения в мозге неизбежны и стремление к радикальному преображению, связанному с Просветлением, является частью мозговой деятельности, всегда присутствует желание сопротивляться переменам, особенно если они противоречат старым, драгоценным и полезным убеждениям.
Любое изменение в окружающем мире или в нашем мозге, помимо прочего, воздействует на миндалевидное тело, заставляя нас проявлять неуверенность или страх. Просветление может быть вполне достижимо, но путь к нему равно так же может сопровождаться тревогой и смятением. Это объясняет, почему в «Шкале принятия убеждений» мы обнаружили, что большинство людей лишь отчасти могут принять новые или непривычные идеи. На самом деле, чем тверже ваши убеждения, тем меньше вероятность, что вы откроетесь людям, разделяющим иные взгляды. Но иногда стрессовые ситуации в жизни настолько сильны, что ваше мировоззрение не в силах облегчить страдания, и в бездне отчаяния вы можете осознать, что настало время для принятия и осмысления нового. А когда вы это сделаете, то повлияете на всех, с кем связана ваша жизнь, и в первую очередь – на себя.
Впрочем, остается еще один вопрос: если Просветление может произойти с кем угодно, может ли оно произойти с каждым из нас? Да! Если учесть, сколь похоже устроен мозг у всех людей, есть основания полагать, что каждый из нас способен достичь Просветления. Остается только гадать, каким будет мир, если это случится. Если бы каждый взглянул на мир с высших уровней сознания, наверное, стоило бы ожидать, что у всех нас усилятся чувства сострадания и открытости по отношению к другим людям и иным убеждениям. Возможно, нас всех охватит чувство единства и всеприятия – и это устранит из мира ненависть и насилие. Наверное, это невероятно оптимистичный взгляд, но именно это чувство я пережил много лет назад, когда тонул в океане Бескрайнего Сомнения. То переживание стерло мои пессимистические представления о людях и позволило мне с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее.
Мне вспоминается одна из моих учениц. В размышлениях о Просветлении она придумала необычную историю о том, как происходит преображение. «Мы все как нераскрытый попкорн на дне кастрюли, поставленной на плиту. Потом жар преображает нас. Кто-то лопнет первым – и, как в пакете с попкорном, все остальные тоже начнут лопаться». Она хотела обрести Просветление, чтобы изменить мир, – но вместо этого увидела себя как ядро, ожидающее должной минуты, когда можно будет лопнуть, раскрыться и расшириться.
Мне понравилась ее визуальная аналогия. Именно поэтому я привел в книге так много историй из жизни людей, достигших Просветления, – чтобы эти истории ускорили ваше «раскрытие». Когда кто-то рассказывает, как пережил чувство единства, обрел ясность ума и прошел через преображение, это стимулирует области вашего мозга, отвечающие за подобные переживания. И после того как вы вслушаетесь в рассказы просветленных людей, вы с большей вероятностью испытаете Просветление сами, а это, в свою очередь, вдохновит других на то, чтобы повышать свою осознанность и выходить на новые уровни сознания.
Наши данные – онлайн-опрос, посвященный духовным переживаниям, «Шкала принятия убеждений» и многочисленные исследования по сканированию мозга, представленные в книге, – показывают, что человеческий мозг подготовлен к Просветлению. Все, что нам нужно – это разблокировать этот процесс и найти верное сочетание практик, жизненного опыта и установок, призванных озарить наш путь.
Просветление – это дар для всего человечества. Это тайна, скрытая в глубинах нашего тела и мозга, – и она ожидает мгновения, когда каждый из нас сумеет ее раскрыть.
Источник: Марк Роберт Уолдман, Эндрю Ньюберг. “Наш мозг и просветление. Нейробиология самопознания и совершенства”, 2017. https://www.universalinternetlibrary.ru/book/92415/chitat_knigu.shtml