КАЧЕСТВА И ЧУВСТВА, ВЕДУЩИЕ К МИРУ ОГНЕННОМУ

Сокращения и комментарии

  1. Самоусовершенствование есть Свет. Самоуслаждение есть тьма. Можно строить жизнь так, что каждый день будет концом, но можно так просветить жизнь, что каждый час будет началом. Так на глазах можно перестраивать наше земное существование. Только этим путем вопросы будущего и сознание об огненном совершенствовании сделаются ощутительными. Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений... ( МО1. 308. )
  2. Самоусовершенствование является труднейшим подвигом. Люди вносят в самоусовершенствование столько несоответствий, что явление истинного усовершенствования затемняется. Усовершенствование, прежде всего, упрощается в случае признания Иерархии. Каждый должен был бы знать, что усовершенствование сознания будет заключать в себе прочие виды улучшения... ...для познания идей Высших Миров необходимо договориться, что есть самоусовершенствование. Можно приступить к решению прекрасных подвигов, если мы сами осознаем, для чего они должны совершаться. Не будет даже мысли о подвиге, если мы не будем иметь представления о желательности улучшения жизни. ...Самоусовершенствование может быть лишь в утончении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные. Так сознание убережет от малых стыдных мыслей. Сознание приведет к Огненному Миру. ( МО1. 652. )
  3. Зародыш духа, конечно, не начинается с человеческой эволюцией, но проявление его относится к несказуемому огненному процессу, потому примените к человеку слово возжение духа. Именно дано человеку возжение огня, который пребывает во всех проявлениях творчества. Следует помнить, что человеку вверены мощные энергии, потому кто не возжет дух, тот не выполнит назначения. Именно, само усовершенствование прежде всего заключается в сознании проявления духовности. Не будет приближения к Миру Огненному без проявления духовности. Нужно это запомнить всем.

    Полагают, что духовность заключается в прочитывании духовных книг. Таких читателей много, но выполнителей мало. ( МО2. 447. )

  4. Четкость мышления и выражения должна быть качеством Агни Йога. Мало кто стремится к четкому мышлению и мало кто дает себе отчет, сколько тонких, уже готовых отпечатков не могут в явленном земном мире приложиться. Сколько тайн неудач могут быть объяснены спутанным мышлением! Все стремится к четкости. Стихия Огня, самая тонкая стихия, дает поразительные примеры строения огненного. Так и мысль человеческая строится по схеме Огня. ( С. 293. )
  5. Соизмеримость с действием сотрудников тоже есть огненное качество. Зажигая светильник, никто не собирается сжечь весь дом. Наоборот, каждый находит для светоча безопасное место. Огненность не есть безумие. Ужасно часто слышать невежественные речи о хаотичности Огня. Нужно понять, что эта стихия нуждается в высшем соизмерении, в глубокой осмотрительности и бережности. Каждый Агни Йог, прежде всего, разумен в распределении вещества. Скорее он допустит скупость, нежели расточительность. Как страж верный, он знает, что высшая субстанция очищена высоким трудом и страданиями. Он знает, что каждая энергия Огня, как редкая благодать. Огонь Пространства нуждается в выявлении. И он понимает цену этого нахождения. Тогда лишь ему может быть доверено море Огня... ( МО1. 048. )
  6. Радость и мужество необходимы, но без Огня эти качества не создаются. Рассудок может лишить всякой радости, и тем закрыть врата будущего. Но огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренне принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание. Но кристаллизация есть огненное действие. Лучшие породы кристаллов сложены Огнем. Так и несломимое сердце образуется от огненного воздействия. Это вовсе не символ, но чисто лабораторное заключение. Но как далеки бывают люди от огненных соображений! ( МО1. 56. )
  7. Мастер Плавильщик советовал новому работнику, как подходить к печи раскаленной. Но работник непременно хотел только узнать о химическом составе пламени. Мастер ему сказал: «Сгоришь пока подойдешь к пламени. Химическая формула не спасет тебя. Дай, одену тебя и сменю обувь твою, и защищу глаза твои, и укажу дыхание полезное. Сперва запомни все переходы и смены жара и холода. Могу самое огненное дело сделать тебе привлекательным. Ты полюбишь вспышки и сияние огней. В напряжении пламени ты найдешь не ужас, но трепет восторга, и огонь, правильно воспринятый, укрепит сущность твою». Так можно советовать каждому, начавшему мыслить о Мире Огненном. Принесем сначала преданность огненную и вырастим ту степень любви, которая действует как Свет негасимый. Если мир земной основан на рукотворчестве, то привлекательно приближаться к мыслетворчеству. ( МО1. 106. )
  8. Приближаясь к Огненному Миру, нужно твердо усвоить качество постоянства. Очень нелегкое качество в связи с подвижностью. Оба качества не значат лишь жевать ту же корку или суетиться в той же мышеловке. Нелегко утвердить эти качества в духе, когда не оставлены трехмерные ограничения. ( МО1. 111. )
  9. В последний раз обратимся к дружелюбию как основе жизни. Не румяна, не белила злобы – дружелюбие. Не завеса – дружелюбие. Не личина предательства – дружелюбие. Не приветливая гримаса – дружелюбие. Нужно понять дружелюбие как нелицемерное сердечное чувство. Много ошибок относительно дружелюбия, ибо люди привыкли обманывать и самих себя. Но если качество дружелюбия необходимо для Мира Огненного, то оно нуждается в истинной честности. Огонь, прежде всего, не терпит колебаний. Так нужно понять качество дружелюбия во всей полноте. Не следует считать, что дружелюбие какое-то достижение. Нельзя хвалить за качество дружелюбия, ибо оно нераздельно от расширения сознания. Как можно вообразить преображение Огненного Тумана в прекрасный целый Мир, и чтобы не иметь сил очистить свои мысли от мелких заноз?! Сознаем, как мелки эти занозы?!! И не трудно избавиться от них, стоит лишь их обнаружить в сознании. Не будем бояться, что люди вообще не могут вернуться к дружелюбию, его достаточно в каждом из нас, потому и о других вообразим то же самое. Но не сделаем это огненное качество, как безволие, порабощенность и жалкое лицемерие. ( МО1. 138. )
  10. Кто же может представить себе реальность Мира Огненного без чувствознания? Но это качество нужно воспитывать со всей преданностью, именно не на бумаге эта преданность, но в сердце. Принятие плана Огненного доказывает и мужество, ибо всякая невежественная мысль, прежде всего, возмущается Огнями Сердца. ( МО1. 209. )
  11. Про одного Риши говорили, что даже при упоминании о зле он чувствовал боль. Не следует считать такого Риши белоручкой, но скорее нужно изумляться его отделению от зла. Действительно, каждый познающий Огонь особенно резко чувствует зло как прямой антипод его бытия. Нужно, Говорю, нужно развивать в себе это противодействие злу, которое является противником прогресса. Нужно, говорю, нужно осознать эту границу, преграждающую движение к добру эволюции. Слышать можно о сложности таких границ, но явление Огня покажет, где эволюция и где дряхлость разложения. Огненный Мир есть истинный символ непрерывной эволюции. ( МО1. 249. )
  12. Нужно рассматривать, какие качества наиболее выявляются при сознании Огненного Мира. Среди таких качеств особенно уявляется справедливость. Невозможно словами передать это качество, которое считается самым великим при чувствознании. Справедливые знают поверх закона земного, где правда. В то время, когда закон ведет ко многим несправедливостям, человек, познавший Мир Огненный, знает где истина; вопреки очевидности чует действительность. Так огненное сознание преображает жизнь. Даже мученичество огненное дает высшее знание. Таким же образом мы можем отличать и другие качества духа, растущие под Огненным дождем. Умеренность без Огня обращается в убожество, но Золотой Путь, напряженный Огнем, будет лучшим объяснением умеренности. Точно так же мужество без Огня представляет безумие. Но мужество, сверкающее Огнями сердца, станет стеною нерушимою. Конечно, и терпение, и сострадание, и дружба станут другого цвета в Свете Огненном. Но Учитель может лишь на деле, на испытании утверждать степень огненности. Меньше всего пригодны слова для такого уверения. Сколько слов омывают пороги тюрем, но не многие из тюремщиков могут похвалиться справедливостью. Так же, сколько слов о терпении! И первая неудача делает самых нетерпимых людоедов. Конечно, не стоит пояснять, как словесное мужество обращается в великую трусость. Но желающий приблизиться к Огню должен следить за всеми побуждениями. ( МО1. 364. )
  13. Летчик, когда достигает предельную высоту полета, все же переполнен неудовлетворения; он тогда решает испытать задачу высшую. Неудовлетворенность – врата Беспредельности. Нужно ценить всеми мерами неудовлетворенность. Удовольствие есть уже сосед довольства, тогда как радость есть крылья Беспредельности. Учение Огненное должно охранять все возжигания Огней и уберегать от всяких тушителей. Удовлетворенность есть признак ничтожества и невежества. Не удовольствоваться, но радоваться о вечном труде есть удел великого и восходящего. ...Огни призывают к Непостигнутому, и даже слепые видят эти светочи. Не забывайте спросить слепых об Огнях. Некоторые из них видят огненные знаки и понимают связь их с сердцем. Так зовы неудовлетворенности ведут к Миру Огненному. ( МО1. 385. )
  14. Умение различать истину направления есть великое огненное качество. Можно понять, что такое качество не утвердится легко. Оно требует не только бесед, но самого внимательного изучения жизни. Никто не поверит, что от животного сознания можно перескочить сразу к чувствознанию. Животное чутье есть зародыш чувствознания, но велика пропасть между собакой, чувствующей хозяина, и человеком, знающим Мир Огненный! Почуять Мир Огненный в земной оболочке уже есть просветление. ( МО1. 397. )
  15. Действительно, нужно освобождаться от самости, чтобы претворить и утвердить светлое «Я». Можно понести преображенное «Я» к престолу Света, не опасаясь опаления. Что же подлежит опалению, как не самость со всеми придатками? Самость, как опухоль рака, зарождается от отсутствия Агни. Не забудем, что самость привлекает и напитывает себя плотскими вожделениями и зарождает зло. На приманку самости слетаются воздействия семьи, рода, нации. Самые отложения физического и Тонкого Мира пытаются окружить самость. Такой мохнатый клубок не пригоден Огненному Миру. Но закаленное и сознательное огненное «Я» придет в Огненный Мир как желанный гость. Так будем отличать все, что прилично Миру Высшему. Не будем считать это влечение к Высшему Миру подвигом. Пусть будет такое хождение лишь светлою обязанностью. Назначение сужденное неприлично понимать как подвиг исключительный. Путь привыкают люди к трансмутации сердца как к пути явленному и давно известному. ( МО1. 606. )
  16. Отдавание есть основной принцип огненной божественности духа. Сходство с Огнем поразительно во всех стадиях развития. От самых грубых форм жизни до высших происходит отдавание. Нельзя противиться, если дикарь, не зная ценности духовного отдавания, будет отдавать Божеству свои обиходные ценности. Такими окольными путями человечество постигает высшее отдавание. Уже на высоких степенях Существа принимают отдавание, как радостную обязанность. Нужно стремиться к этой степени огненности, тогда мы вступаем в равновесие с Огненным Принципом, и отдавание становится получением. Уже без всякой самости существо принимает высшие дары. В таком ускоряемом объеме совершается приток энергии. Такое постоянное возрождение обновляет сознание и спасает от перерывов сознания при переходе в Тонкий Мир. Так можно припомнить об обмене веществ, как низших, так и высших. Непрерывный обмен стирает границы низшего с высшим, иначе говоря, повышает общий уровень. Такая работа будет на пользу ближних, ибо будет вовлекать их в орбиту устремления сознания. Явите понимание обмена веществ. ( МО1. 626. )
  17. Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. Но мужество не должно переходить в гнев, сострадание не должно граничить с истерией, и терпение не должно быть ипокритством. Так сложно самообладание, но оно неизбежно при вступлении в Миры Высшие. Следует очень заботливо развивать это синтетическое качество. В школах следует ставить ученика перед лицом самых неожиданных обстоятельств. Преподаватель должен следить, насколько сознательно принимаются впечатления. Это не будет суровая спартанская школа физической выносливости, но будет почерпание из сердечной энергии, чтобы понять вещи с достоинством. Не многие сохраняют память о самообладании; как только они выходят за пределы обихода, они начинают производить ряд странных движений, произносить ненужные слова и вообще являют ложный вид духа и тела. Можно представить, насколько такие люди потеряют достоинство при переходе через великие границы. Нужно помнить, что, приближаясь к Свету, нужно и свою лампаду нести нерасплесканной. Такое путеводное совершенство нужно приобрести в телесном состоянии. Потому опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу? Пусть каждое земное действо имеет в виду путь высший. Пусть каждая мысль может быть повторена перед Огненным Миром. ( МО1. 634. )
  18. Сказано: «Не войдите в Огонь в сгораемых одеждах, но вознесите радость огненную». В этом указании все условие для приобщения к Миру Огненному. Действительно, даже одежды Тонкого Мира не всегда пригодны для Мира Огненного. Также и радость восхождения должна быть превыше земной. Она должна сиять и Светом своим путеводить многим. Кто же может насмехаться над радостью и над Светом? Крот не знает привлекательности Света, и только злой дух не понимает, что есть радость! Когда вы радуетесь цветам, когда углубляетесь мыслью в их чудесное строение, создание малого зерна, когда цените свежий аромат, тогда уже прикасаетесь к Тонкому Миру. Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для Красоты. Кто может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели Красота? Нужно среди земных условий уметь находить уже части, пригодные для всех миров. Не будет времени предаваться рассуждениям в миг перехода в Мир Тонкий, но озарение радостью может и должно быть мгновенно. Так сознание охранится именно радостью. Только нужно не терять часа здесь, чтобы научиться радости каждому цветку. ( МО1. 638. )
  19. Распознавание есть одно из наиболее выраженных огненных качеств. Это не чувствознание, но как бы отблеск языка Огненного Мира. Действительно, не по словам судит человек с открытыми центрами, он понимает все внутреннее значение речи. Если бы все судьи были бы на таком уровне огненного распознавания, то много проступков оказалось бы в ином свете. Но такое распознавание нужно воспитывать. Оно в зерне духа существует, но нужно призвать его из хранилища Непроявленного. Так нужно призвать к обострению сознания. Пусть будет каждый приходящий как примерный судья. Пусть один начинает судить по глазам, другой по тону сказанного, третий по движениям тела. Безразлично, с чего начать, ибо внутренний огонь отразится на всех нервных центрах. Но поучительно наблюдать, насколько часто слова не соответствуют внутреннему состоянию. При терпении можно достичь больших результатов и обнаружить признаки огненного понимания. Конечно, это будет лишь отблеск Огненного Мира, но каждая искра такого познавания уже есть достижение... ( МО1. 660. )
  20. Огненная стена, огненный туман, огненное крещение утверждают огненную реальность. Например, люди не желают понять, что качество носимого ими огня зависит от них самих. Они не представляют себе, что сами зажигают и спасительные и губительные огни. Неизбежное усердие в разных направлениях дает явление силы и окраску огню, от того так трудно потушить огонь опаляющий, зажженный сущностью привычек. Но Йог понимает, насколько необходимо каждое зажжение огня, связанного с добром. Мысль добра есть мерило сознания. Когда познающий приступает к самоотверженному всходу, он полагает меру добра как ступени. Он знает, что не может обманывать личиною добра, ибо обман лишь иллюзия мгновения. Потому не забудьте, как почитаемый вами Святой [Сергий Радонежский] послал своему другу поклон на дальнее расстояние. Он знал, что его друг проезжал на подвиг, и сердца их объединились в откровении. Ничем нельзя препятствовать откровению сердца. Так взаимная исповедь есть уже предвкушение языка Мира Огненного, где тайное становится явным. Не следует удивляться, если в веках повторяется слово правды. Как можно позабыть Истину в разных временах?! Можно найти радость каждому о ней упоминанию. Что любим, о том и говорим и словами и сердцем. ( МО1. 665. )
  21. Радж Агни – так называли тот Огонь, который вы зовете энтузиазмом. Действительно, это прекрасный и мощный Огонь, который очищает все окружающее пространство. Мысль созидающая питается этим Огнем. Мысль великодушия растет в серебряном свете Огня Радж Агни. Помощь ближнему истекает из того же источника. Нет предела, нет ограничения крыльям, сияющим Радж Агни. Не думайте, что Огонь этот загорится в мерзком сердце. Нужно воспитывать в себе умение вызывать источник такого восторга. Сперва нужно уготовить в себе уверенность, что приносите сердце ваше на Великое Служение. Потом следует помыслить, что слава дел не ваша, но Иерархии Света. Затем можно восхититься беспредельностью Иерархии и укрепиться подвигом, нужным всем мирам. Так не для себя, но в Великом Служении зажигается Радж Агни. Поймите, что Мир Огненный не может стоять без этого Огня. ( МО2. 22. )
  22. Ничто не может так отдалить с пути, как отвергание чувствознания. Но начало его лежит в преданности Иерархии. Только истинная преданность поможет не засорить чувствознание личною самостью. Только преданность научит не извращать Указания Учителя. Только преданность позволит найти новые силы. Не устану твердить об истинной преданности, ибо часто люди подставляют под это понятие самые отвратительные изуверства. Так Мир Огненный заповедан. ( МО2. 15. )
  23. Противоположением доверию будет уныние. Именно недоверие родит эту ужасную ехидну. Но доверие пробуждает самые огненные, самые божественные задатки духа. И Существа Огненного Мира могут приближаться к людям в часы доверия, и чудо воодушевления создает самые прекрасные приближения. Нужно воспитывать доверие, ибо иначе люди погружаются в мертвенность. Доверие есть чувствознание, оно не бывает предательством, когда мы знаем, куда направлено наше стремление. Мы радуемся, приближаясь к человеку, который бережет огонь доверия. Много прекрасных созиданий происходит, когда открыты врата доверия, врата, Огнем очищенные. ( МО2. 102. )
  24. Что есть добролюбие? Нужно понять, что оно не только заключает в себе совершение добрых дел, но также и умение восхищаться добром. Последнее условие обычно не принимается и остается непонятым, его нужно прививать и воспитывать в людях. Только восхищение добром приносит тепло сердца. Явление добролюбия открывает множество подробностей добра, и трогательных в существе своем. Можно миновать много полезных сопоставлений, которые могут утончить сердце. Такое утончение упасет от нанесения обид. Каждый обидчик уже притворил Врата Огненные, он покусился на достоинство человеческое и тем прежде всего умалил самого себя. Когда Говорил об Огненном Мире, то, конечно, добролюбие было твердым основанием для восхождения, и как прекрасно уметь радоваться добру. Как изысканно уметь различать лепестки «Лотоса Добра»! И Мы радуемся каждому проявлению такой радости. Ведь чиста радость о Добре! Так каждый, мечтающий об Огненном Мире, пусть прежде всего запасется добролюбием... ( МО2. 143. )
  25. Соответствие качеств сознания создает возможность входа в Мир Огненный. Так наряду с добролюбием должно быть отвращение ко злу. Одно добролюбие без отвращения к злу не будет действенно. Отвращение к злу есть очень действенное качество, оно является пробным камнем против зла. Рассудок не поможет достаточно отличить зло. Найдутся множества рассуждений, в которых скроется ехидна. Но сердечное чувство отвращения к злу не ошибется. Нервные центры затрепещут от прикосновения к темному началу. Этот сердечный знак нельзя не заметить и так слагается противление злу. Можно видеть, как ток сердца немедленно усиливает доспех излучения. Можно сказать такому воину – поистине ополчился ты, брат. Или, как один отшельник сравнивал себя с псом, почуявшим зверя: «Еще глаз не видит, ухо не слышит, но сердце уже чует и ополчается, ибо зло не переносимо для чистого сердца». Зло может украситься многими нарядами, но никакая личина не обманет сердце дозорное. Так будем рассматривать качества, нужные для Огненного Мира. ( МО2. 144. )
  26. Нужно уметь сочетать многие понятия, кажущиеся разнородными. Так, для непонимающих, Иерархия и самодеятельность представляются понятиями противоречивыми. Между тем, Иерархия именно требует развития самодеятельности. Не может приблизиться к Иерархии, кто не понимает самодеятельности. На ступени восхождения первое условие будет самодеятельность и находчивость. Следует рассчитывать на помощь Иерархии, когда все самодеятельное умение напряжено. Каждый знает, что по мере приобретения познания приближения Учителя становятся все реже, ибо человек поднимается на ступень сотрудника. Нужно понять, что Завет самодеятельности есть уже знак доверия. Кроме того, именно доверенный сотрудник может почтить Иерархию со всею сознательностью. Так мы можем помогать Высшим нашими самодеятельными жертвами. Люди и этот Завет не поняли и начали приносить кровавые жертвы. Но разве пролитая кровь нужна Иерархии? Обмен сердечной энергии есть укрепление сотрудничества, потому явление Иерархии при самодеятельности будет правильным восхождением к Миру Огненному. ( МО2. 315. )
  27. Каждый человек чувствует внутреннее облегчение, когда поступает правильно. Можно объяснить такое чувство сознательным рефлексом нервных центров или, как говорят, совестью, но не забудем и космическую причину такого состояния. Правильное действие будет в сотрудничестве с Огненным Миром. Получается соответствие, и огненные центры организма созвучат с великою мыслью пространства. Так каждый правильный поступок благодетелен не только нам самим, но и является пространственным действием. Огненный Мир радуется правильному действию. ( МО2. 320. )
  28. Действительно, торжественность нужно воспитать. Уявление умения направить чувство к верху уже даст торжественность и ток огненный. Значит, мы не далеки от Мира Огненного, когда спасительный луч может быть почувствован. Устойчивость на мышлении о Мире Огненном уже перерождает нашу природу. Обычно мы не чувствуем такого перерождения. Только при узловых событиях мы замечаем совершенно иное наше к ним отношение. Мы у трещины Мира почуем, о чем жалеем и чему радуемся. ( МО2. 325. )
  29. На самом простом рукоделии, на музыке можно иметь поучительные опыты. Иногда лишь один палец не вполне приложится к месту, и тем теряется весь явленный тон, при этом такое неудачное приложение вовсе не будет знаком непоправимым. Одни центры сочетаются быстро, но другие по многим причинам требуют более длительного сотрудничества. Терпение, это великое качество преуспеяния, будет испытано на таких приспособлениях центров. Часто именно более длительные приспособления служат ко благу, они не только сочетают центры, но как бы соединяют энергию на будущее. Так терпение есть украшение сердца. Каждый неопытный в терпении, не будет знать, как приспособиться к Огненному Миру. ( МО2.326. )
  30. Когда Иеровдохновение привлекает мысль к определенной стране или месту, значит космически уже складываются обстоятельства великого значения. Может быть, такое очувствование места необъяснимо земным положением вещей. Может быть, такая страна с земной точки зрения находится в самом непривлекательном состоянии, но закон высший уже определяет место особого напряжения. Не видят еще глаза земные, но Иеровдохновение уже направляет сознание туда, где суждено сияние Света Высшего. Так поверх чувствознания светит нам Иеровдохновение. Часто оно как бы противоречит очевидности, но оно говорит слова Мира Огненного. Так и с ощущением, о котором сегодня сказано. Иеровдохновение направляет туда, где уже сияет вершина. ( МО2. 337. )
  31. Видели вы кольца, которые меняли цвет свой в зависимости от состояния носителя и от окружающих обстоятельств. Можно было видеть, что разнообразная окраска их не могла зависеть от качества самого металла. Значит, на кольце отложился химизм внешний, но и химизм не может произвести такой феномен без огненной энергии. Конечно, когда явилась возможность перенести внешнее воздействие на сердце, то древний феномен стал ненужным. Его можно было показать, как упоминаемый в древнейшей литературе, но не нужно затрачивать энергию там, где сердце уже вступило на огненный путь Иеровдохновения. Также и во всех прочих проявлениях энергии нужно немедленно обращаться к Высшему Общению, как только условия организма позволят. Задача Учителя прежде всего состоит в возведении скорейшем для степени Иеровдохновения. ( МО2. 272. )
  32. Человек, не мыслящий о Высшем, обращается в пресмыкающееся. Хождение в теле, хождение в мыслях, хождение в духе уже подвигает сознание к Миру Огненному. Нужно озаботиться этим умением передвижения, чтобы получить неутомимость и неутолимость к восхождению. Даже в среднем слое Тонкого Мира жители не умеют стремиться ввысь. Они не привыкли думать о таком устремлении. Им приходится учиться и перестраивать свое сознание, но ведь это не легко и могло быть уже достигнуто много раньше. Так Мы советуем размышлять о качестве, полезном на пути к Миру Огненному. ( МО2. 383. )
  33. Духовная лень – очень обычное задерживающее условие. Можно встретить людей очень духовно способных и в то же время идущих вспять только от лени. Каждый может видеть, как уносятся вихрем лучшие возможности только от лени мышления. Такое размышление полезно на пути к Миру Огненному. ( МО2. 389. )
  34. Когда люди проходят через помещение, наполненное электрическими проводами, они бывают очень осторожны. Но кто же почувствует все токи пространства, сильнейшие, нежели часть порабощенной энергии? Когда огненное сердце говорит – сегодня токи тяжкие или легкие, следует к такому чувствованию отнестись заботливо. Такое ощущение совершенно реально, так же как лечение токами на дальние расстояния. Только кто испытал воздействие токов на расстоянии, тот поймет их реальность. Но слишком многие отвергают эти ощущения прежде всего по лености духа. И такое размышление полезно на пути к Миру Огненному. ( МО2. 391. )
  35. Смелость сочетается с осторожностью. Иначе смелость будет безумием и осторожность обратится в трусость. Люди, которые представляют себе всю сложность огненных волн, могут оценить совет осторожности. Йог не забывает всю осторожность, в ней будет уважение к великой стихии и почитание Мира Огненного. Можно видеть, как нужно напрячь всю осторожность, проходя между рядами тончайших сосудов. Если эти изделия огненной работы требуют такой бережности, то сами огненные волны умножают путь нашей сердечной наблюдательности. ( МО2. 444. )
  36. Можно заметить, как организм людей отвечает напряжению природы, как люди огненные должны иногда извергать кровь, чтобы соответственно освобождаться от напряжения. Можно помнить, что на древних изображениях часто можно видеть Предстателей за человечество. Не небылица такой подвиг самоотвержения. Путь к Миру Огненному пролегает через адаманты самоотвержения. ( МО2. 456. )
  37. Итак, изгоним всякое чувство благосостояния и призовем всю настороженность и поймем, насколько благосостояние неуместно в Беспредельности, но настороженность будет молитвою вечности. Мысля об Огненном Мире, нужно особенно осознать эти понятия. Пусть каждая запись об Огненном Мире кончается советом о бессменном дозоре. ( МО2. 463. )
  38. Одно из великих понятий часто толковалось неправильно – именно, великое понятие смирения. Оно толковалось, как непротивление злу, оно толковалось, как добросердие, как милосердие, но мало принимали самоотречение, как смирение. Между тем, только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения. Воистину, Мы видим великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Мы знаем великие опыты, производимые в лабораториях смиренно на благо человечества. Мы знаем великие огненные опыты, отдавшихся смиренно на благо человечества. Мы знаем явление на пути к Миру Огненному, которое вдохновляло все окружающее. Истинно, многообразно смирение, явленное самоотверженностью и самоотречением. Героизм есть проявление разных видов смирения. Так рекорды пространства заполняются великими действиями смирения. Неоценимы эти огненные полеты духа. Так, истинно, герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества. ( МО3. 24. )
  39. Для такого огненного смирения дух должен быть закален тысячелетиями и жить в постоянном подвиге. Так происходит последняя ставка для планеты, и в этой великой Битве Мы являем Нашу Мощь. Потому Наше смирение так огненно. Нелегко огненному духу являть смирение. Дух огненный, как горнило, как пламенный факел, и самоотречение и самоотвержение его удел на последней ступени. Потому последнее пребывание на Земле так тяжко. Каждое преддверие есть тяжкая ступень. Так Мы куем великое будущее. ( МО3. 26. )
  40. Хуже всего понимать смирение, как ничтожество. Смирение есть достойное несение Служения. Разве ничтожен дозор при вратах доверенных? Не ничтожно решение совершить лучшую работу. Не может быть ничтожным предстояние Огненному Миру. Но истинное Служение в труде терпения и совершенствования. Такое качество принадлежит Пути Огненному. ( МО3. 500. )
  41. Борение духа есть шаг к исцелению. При застое духа и настойчивом самомнении и самооправдании дух не может продвинуться, потому огненное крещение предвидит борение духа. Конечно, напряженные искания приводят к борению духа. Можно заметить, как люди восходят и как замирают в духе. Так можно наблюдать, как дух, имеющий полный синтез, углубляется в искания и не являет чувства законченности. Можно также наблюдать специалиста, который находит в труде самодовольство и чувство законченности. Так же дело обстоит с так называемой деловитостью и размахом мысли и творчества. Потому так важно распознавать людей по их потенциалу, ибо не всегда явление гения видимо тем, кто ограничены самодовольством, и потому нужно развивать уважение к труду и изысканиям тех, кто обладает синтезом. На пути к Миру Огненному нужен синтез и явление борения духа. ( МО3. 32. )
  42. Сущность огненного продвижения состоит из разных утверждений духа. Главный фактор есть развитие самодеятельности. В самодеятельности будет заключаться любовь к Иерархии, в ней будет заключаться чувство ответственности и истинное понимание Служения. Так, когда Мы говорим о самодеятельности, нужно понять все качества высшего утверждения. Когда общинник принимает на себя развитие самодеятельности, то не ограничено поле действия его. Иерархия является огненным побуждением всех действий. Не страшны общиннику никакие нападения, ни близкие, ни дальние, ибо он знает огненное служение, потому так важно очищать сознание от самости. Но общинник должен быть готов принять все трудности, зная, что Служение Иерархии есть высшее достижение. ( МО3. 39. )
  43. Царственность духа заключается в огненном сознании, именно, как дисциплина духа, как утвержденный синтез и как явление широты понимания. Так только рабы духа боятся всего огненного, ибо каждое появление Огня опаляет рабов духа. Можно проследить, как царственно идет явленный общинник, озаренный Огнем сознания. Не только достижения явного героизма нужно отмечать, но великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного Носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг; так нужно в жизни присматриваться к тонким действиям царственного духа. Ведь нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа, и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа! ( МО3. 41. )
  44. Как различно понимается явление героизма. Между тем, нужно запомнить, что не всегда трубный глас оповещает героя. Не во всемирном услышании идет герой духа, но в истинном испитии чаши яда. Тем, кто больше требуют, тем часто больше дается по требованию; но дары земные не есть утверждение даров высших. Истинно, герой духа идет иным путем. Его ноша будет Ношей Мира. И как чудесен облик героя духа, идущего стремительно в безмолвии и одиночестве! И огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнем самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя. Пространство так напрягает лучи творцов духа. Не есть ли образ Дающего – образ чудотворного Сердца? Так запомним на пути к Миру Огненному. ( МО3. 42. )
  45. Сердце героя знает самоотверженность во имя Общего Блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Ведь путь героя усеян не всегда венцами человеческой благодарности. Ведь путь героя идет тернистыми тропами. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала. Сколько героев духа могли быть на пути человеческом, как факелы ведущие! Но незаметны эти огни духа глазу невежества. Так на пути к Миру Огненному нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа. Община труда должна воспитывать этих героев, ибо столпы народа утверждаются только качествами героизма духа и сердца. Тот, кто знает героизм самоотречения, не будет случайным героем времени – рекорды пространства отметят навсегда труды героя духа. ( МО3. 43. )
  46. Героизм есть выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического подвига, человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений и наполняется огненным прозрением.

    Невежда может сказать – к чему говорить о героизме при беседах о Надземном? Невежда не понимает, что устремление к Надземному уже есть героизм. Он не знает, что каждая мысль о Надземном уже повышает вибрации и наполняет сознание пламенным подвигам.

    ...Помыслы о Надземном есть панацея. Не преувеличение, что люди носят в себе талисман, но нужно, прежде всего, почуять восхищение, сопряженное с мыслью о Надземном... ( БР2. 735. )

  47. Правильно сказали о грубости и насколько бессильны тонкие энергии против грубости. Никакое построение не может стоять на столбах грубости, потому каждое явление, насыщенное грубостью, не будет прочным, регресс неминуем. Полный распад будет там, где червь грубости разъедает основу. Каждое человеческое деяние подвергается той же опасности. Грубое действие может быть покрыто тысячью вожделений, и не скрыть его от рекордов пространства. Каждое Государство должно заботиться об искоренении этого ужаса. Каждая Община должна бороться с этим бичом. Никакое тесное общежитие не может иметь явленную грубость в своей среде. Народ, воспитанный на грубости, должен будет пройти огненную трансмутацию, и допустивший такое разложение будет кармически ответственен. Также и общинники, которые пребывают в грубости, должны будут пройти через особое очищение. Но, конечно, грубость есть ужасная зараза, которая развивает разложение в окружающем. Так Государство не может преуспевать, будучи рассадником микробов грубости. Также общинник не будет истинным удачником, если грубость одержит дух. Так запомним в строительстве на пути к Миру Огненному. ( МО3. 053. )
  48. Поясним, как принять понимание терпимости. Когда Мы говорим о высшей терпимости, значит Иерархия может являть снисхождение, ибо сердце Иерарха всевмещающее, оно все чувствует, и знает все импульсы, намерения, и взвешивает все хорошее и дурное. Своим снисхождением Высший Дух спускается в сферу сознания ученика и своим снисхождением и терпимостью подымает ученика. Но не так нужно принять указание о терпимости общиннику. Терпимость для ученика, который являет нетерпимость к окружающему, не может называться снисхождением. Когда ему указывается на развитие этого чудесного качества, значит он прежде всего должен изъять осуждение. Указание на терпимость не значит всегда начальствовать над общинником-собратом; не значит, что дух на таком уровне, что может осудить окружающих. Указание о терпимости прежде всего должно пробуждать в ученике понимание, что дух должен освободиться от самости, ибо самость порождает самые страшные уродства. Так только дух ученика, освободившегося от самости, может являть снисхождение. На пути к Огненному Миру нужно понимать истинное значение терпимости. ( МО3. 54. )
  49. Дерзание духа есть начало восхождения. Явление истинного дерзания указывает духу как утверждение мерила всех действий, так и направление, ибо дерзание не допускает малодушия. Дерзание искореняет все попытки предательства. Кто познал в духе истинное дерзание, тот знает красоту Служения. Дерзающий знает путь достижения и не страшится ничего. Жизнь его полна преданностью Иерархии. Каждый общинник может подумать о красоте огненного дерзания, ибо оно освобождает дух от всех житейских оков. Дерзающий не страшится явления одиночества, ибо в духе чувствует связь с Иерархией Света. Дерзающий знает, что радость духа заключается только в достижении. Не нуждается дерзающий в человеческих признаниях, ибо его достижение есть венец, сплетенный трудом и устремлением. Только герои духа знают истинное достижение. Так дерзающий будет освобожден от самости. Он знает истинное Служение на благо человечества. На пути к Миру Огненному запомним о дерзании. ( МО3. 55. )
  50. Никакое продвижение невозможно, никакая строительность невозможна без самых мощных затрат энергии со стороны Иерархии, когда общинники запыляются личными чувствами. Общинники должны помнить первый закон, который утверждает первую ступень – изъятие чувства личной мести, ибо чувство мести есть мощное проявление беспринципности самости. Из личной мести общинник поступится величайшей ценностью. Когда общинник забывает ради самости, какое утверждение нужно усмотреть в духе своем для того, чтобы не забыть Служение, ущерб бывает неизгладимым. Примитивный человек жил и веровал местью, но сознание расширилось, и не может человек пребывать больше в тех черных понятиях. Ибо знающий значение Кармы может понять, что человек мстит лишь себе. Не утвердится общинник самостью и посягательством на сердце близкого. И не навязывать уважение, но заслужить его должен общинник-удачник. Царь духа должен, прежде всего, проявляться в тесном кругу жизни. Рост размеров идет изнутри, и дух может облечься во все венцы человеческой славы, но все же остаться нищим. Так пусть запомнят больные самостью и самомнением. На пути к Миру Огненному эти цепи не приличествуют. ( МО3. 56. )
  51. Есть много признаков, по которым можно судить о верности ученика. Первый признак – неотступность, являемая учеником на всех путях. Когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжать назначенный путь. Другой признак есть несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый. И еще среди признаков верности можно отметить, как развиваются взаимоотношения. Нужно понять, как важен нуклеус из двух, трех явленных сотрудников, скрепленных огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим знакам можно определить огненную верность к Иерархии. Верность между друзьями-сотрудниками есть залог преданности Иерархии. Нуклеус из двух-трех друзей-сотрудников может явить самую мощную опору великим делам. Вы сказали правильно о заслуженном фаворитизме, который Мы именуем узами духа и сердца, – так утверждается цепь верности, которая ведет неминуемо к верху. На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Эти язвы несравнимы с земными, физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному. ( МО3. 80. )
  52. Если бы приучиться проникать в недра сердца, то можно было бы вызывать вибрации токов тонких чувств. В недрах сердца можно разбудить явление Космического Магнита. Ведь нужно только вспомнить те мгновения жизни, которые являют звучание тонких струн. Устремленный взор в недра сердца найдет все токи духа. Истинно, можно сказать, что люди пребывают без жалости. Прежде всего, нужно понять, что в Мире Тонком нет ничего страшнее, как бессердечие; оно низвергает дух на такую ступень, на которой Мир людской становится чужд человекоподобию. Потому великодушие может следовать тогда, когда изжито бессердечие. Нет страшнее бессердечия, которое выявляется в мнимом великодушии, которое живет в сердце самости. Потому путь Истины являет духовный ток, который освещает явления искания. Мнимое великодушие не есть основание творческого сотрудничества. Посягательство на сердце ближнего не есть великодушие. Так пусть общинники особенно заглянут в недра сердца, ибо, как правильно сказала Ур.: «Не следует влезать в душу своего друга, но лучше смотреть в зеркало своего духа». На пути к Миру Огненному мнимое великодушие есть камень преткновения. ( МО3. 123. )
  53. Качество духа – распознание – может рассматриваться по тем действиям, которые особенно ярко раскрывают недра сердца. Именно там, где отсутствует смирение, там будет место самозванству. Там, где Иерархия не почитается, там будет место кощунству. Там, где Указ Высших Сил утверждается лишь своевольно, там кроется самость. Но где Огненный Учитель отсутствует, направление не будет в сторону Учения. Невозможно осознать великого Учения без Огненного Учителя, без устремления духа к Миру Учителя. Явление Огненного Учителя есть путь к Миру Огненному. Так рекорды пространства наполняются самовольными Учителями, но Ведущее Начало есть Огненный Учитель. Не пройти без Него, не продвинуться без Него, не достичь без Него. Так запомним, творя лучшее будущее. ( МО3. 154. )
  54. Из всех порочных черт человечества нужно тонко отметить малодушие. Это свойство граничит со многими темными чертами. Ближе всего это понятие к предательству. Малодушие граничит со страхом, трусостью и с самостью. И в Мире Огненном нет места малодушию. И венец мужества может быть возложен лишь на чело, украшенное самоотвержением, Да, пусть одиноко воин бьется. Пусть стрелы ханжей вонзаются в грудь. Пусть каждое явленное устремление будет встречено отрицанием. Но доспех его будет украшен мужеством. Кто же знает огненное устремление воина? Кто же знает истину напряженного сердца? Лишь явленное огненное сердце. Тонкое сознание осенит явление мужества. Малодушие есть презрение к высшему Эго. Малодушие есть рабство духа. Лишь чело, непреклоняющееся перед малодушием, будет украшено великим венцом. И презрение рабов духа есть достижение для воина, идущего огненным путем; и одинокий, презираемый малодушием, мужественный воин найдет Врата Огненные к Иерархии Света. Истинно, малодушие и самообольщение – сестры тьмы! ( МО3. 217. )
  55. Из всех разрушительных энергий нужно отметить вибрацию страха. Ибо страх разрушает каждую творческую вибрацию. Если бы можно было предать все явления, порожденные страхом, то человечество ужаснулось бы этим образам. Страх напоминает страшную геенну, которая на земном плане создает такие загромождения, откуда путь к Высшим Сферам пресечен. Но, кроме того, страх нагнетает темные силы, давая им толчок к темным действиям. Но даже на самых простых примерах жизни можно убедиться, насколько страх разрушает самое утвержденное предназначение. Но каждое действие страха на тонком плане разрушает множество возможностей. Явление страха есть запруда для каждого начинания. Именно мощь совершенства дает очищение от страха. На пути к Миру Огненному нужно искоренить страх, ибо его порождения разрушительны. ( МО3. 321. )
  56. Если бы люди поняли, какими основами можно построить лучший Мир. Если бы человечество задумалось над понятиями, которые насыщают жизнь. Сколько высших побуждений могло бы проснуться в сознании, сколько спящих энергий могло бы действовать, если бы человечество приняло Завет Служения, так, как это утверждено всеми Высшими Силами! Все огненные качества Служения, именно, основаны на преданности. Именно, это качество есть основа строительства. На пути к Миру Огненному нужно будет утвердить эту основу. ( МО3. 358. )
  57. Восторг духа есть огненно созидающая энергия. Восторг духа насыщает каждое явление лучшими устремлениями. При воспитании сердца нужно особенно распознавать эти творящие энергии, которые насыщают дух самыми тончайшими эманациями. При восхождении так важно утончить все чувства. Строение всегда напрягается восторгом и устремлением духа и сердца. Притяжение огненных энергий из пространства имеет в основании своем каждое возвышенное чувство. Как важно пробуждать все огненные устремления. На пути к Миру Огненному устремимся к познанию радости Служению Великой Иерархии Света. ( МО3. 384. )
  58. Особое качество в тонком духе есть признание качеств и достоинств в человеке. Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества. Именно, огненное сердце знает, как утвердить дань сердца, дающего и щедрого. Насыщение сердца этими огненными качествами являет свои борения. Велик ущерб духа, когда физическое утверждение берет верх над огненной сущностью. Огненное сердце знает, как явить признание огненному строительству, ибо на этой основе могут строиться прочные устои. И вожди, и короли утверждались лишь этим огненным качеством. В мировом построении было много разрушений, когда это огненное качество отсутствовало. На пути к Миру Огненному нужно запомнить это огненное качество. ( МО3. 395. )
  59. Интуиция и, так называемое, чутье будут принадлежать к Миру Огненному. Не задаются вопросом люди, почему лишь некоторые лица одарены чутьем? На аппарате, отмечающем огненность, можно наблюдать и одаренность интуицией. Также явление колебания пенделума отмечает чувствознание, иначе говоря, огненность. Нередко Мы говорим о том же самом под различными названиями. Нелегко положить в сознание, что далекая огненность близка всей жизни. ( МО3. 437. )
  60. Чрезмерно должно твердить о наблюдательности. Не часто применяют ее, но лишь обострение ее помогает различить искры Мира Огненного. Не стыдитесь разными словами напоминать друзьям о наблюдательности. ( МО3. 443. )
  61. Чистая радость и любовь живут в Мире Огненном и редко бывают поняты человеком. Но при следующей эволюции люди осознают, где находится их сокровище, и обратятся к светлой панацее.

    Среди новых достижений науки будут указаны мощные эмоции радости и любви. Пусть человечество постепенно приближается к светлым двигателям и поймет, что каждая мысль о радости есть уже целебное начало. Даже среди горестей можно находить явление любви и сострадания. Пусть эти вехи помогут усталому путнику. Пусть ученые покажут, насколько ритм радости дает прилив психической энергии. Пусть наука разъяснит, насколько целебна мощь радости... ( БР2. 732. )

  62. Урусвати знает огненное равновесие. Много сказано о соизмеримости и равновесии, но такие понятия остаются непримененными, ибо главное их основание не осознано. Даже опытные исследователи впадают в равнодушие вместо равновесия. Все знают, что природа бытия огненна, но как приложить это качество к земной жизни? Истинно, можно достичь огненного равновесия, живя в земной и надземной жизни одновременно.

    Только не следует думать, что погружение в Надземный Мир уже разрешает задачу равновесия. Нужно действительно приложить все силы к земному бытию, но понять, что такое старание нужно для надземного преуспеяния. Казалось бы, такое вмещение не трудно, но редко оно достигается; или человек впадает в отвлеченность, или погружается в обычный быт.

    Не нужно думать, что равновесие дается легко. Оно должно быть воспитано с малых лет, для этого требуются общедоступные книги о Мире Надземном.

    Пусть из разных верований будут собраны данные о жизни надземной. К таким примерам пусть будут добавлены случаи из современной жизни. Только так можно сочетать древние предания с современной жизнью.

    Обычна ошибка, когда невежды утверждают, что современная жизнь не дает психических проявлений. Можно утверждать, что такие проявления особенно часты, но грубое невежество не замечает их. Само слово «равновесие» уже есть вмещение.

    Мыслитель утверждал: «Огненна наша природа. Пусть сумеем зажечь свой священный огонь». ( БР2. 806. )

  63. Урусвати знает радость преуспеяния. Светла такая радость, но еще светоноснее духовная радость. Люди не имеют точного названия для радости духовной, но ближе всего назвать ее огненной радостью. При воздействии радости духовной мы учуем огненность всей природы, такое понимание легче всего возносит нас к Миру Надземному.

    Истинно, там можно понять, насколько благодатна радость огненная; она как бы расширяет сознание и все лучшие накопления собираются к магниту огненному. Сущность человека обновляется, и так называемый ветхий человек сгорает. Нужно понять, насколько такое обновление необходимо не только в Надземном Мире, но и в земной жизни. При этом можно достичь восторга в самой обыденной обстановке.

    ...непригодны уныние и раздражение. Нелегко среди земных волнений уберечься от печальных спутников, но восторг духовный сожигает тело.

    Невозможно сравнить напряжение огненное с гневом или раздражением. Все преграды падают перед огненным восторгом. Каждый может приобщиться к Свету, но для этого, прежде всего, нужно желать Свет.

    Мыслитель постоянно обращался к ученикам: «Будем радостны, будем светоносны». ( БР2. 810. )

  64. Считаю нецелесообразным полагаться на что-то вовне. Считаю, что полагаться можно лишь на Иерархию Света, но вне зависимости от случайности внешних условий. Тьма внешняя не может служить опорой для понимания Света. Но, полагая на Нас все сознание, можете преуспеть. Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Качества духа уявляются в форме огней, дающих отложения огненных кристаллов, объединенная мощь которых сосредоточивается в Чаше. Так качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по Лестнице Совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется несломимая мощь духа. Но слабость колеблется от каждого дуновения вихрей земных, и тухнут, колеблясь, огни. Оттого столько потухших сознаний. Значит, забота – о качествах духа, ибо без них нет огней, без огня – смерть. Оттого столько живых мертвецов и столько одержимых. Не смеют одержатели приблизиться к горящему сердцу. Забота об огнях неразрывно связана с заботой о качествах духа. Так утверждение качеств и развитие их будет огненным путем духа. Думают, что живут, чтобы есть, или пить, или хорошо одеваться, или достаток иметь и окружить себя вещами, но жизнь дана, чтобы умножить огни, то есть качества духа, и если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден. Наличие утвержденных огней означает бессмертие, ибо в духе можно умереть даже при живом теле. Живые мертвецы явление не только евангельское, но и весьма современное. Думают люди лишь о земном и многого на Земле достигают, но материальное достижение – ничто, если им не соответствует рост духа. Рост духа есть рост огней. Огонь, сошедший на апостолов – символ огненного преображения человека. Ступеней этого преображения много. Впереди Беспредельность, и рост огней беспределен. На этом долгом пути сознательное утверждение качеств приводит к овладению огнями, и каждое малейшее усилие в этом направлении дает свои следствия. Следствия дает все, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми благами Земли и имеющего все, но не качества духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле обладавший всем, придет нищим в Мир Тонкий, другой, лишенный всего, но огни утвердивший – в том Мире иметь будет все, ибо огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, рассекая пространство, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней. Возьмите труженика и лентяя – разница будет разительной, ибо труд – накопитель огня. Человеку дается возможность преуспевать в любых условиях жизни, и не жизни вина (не жизнь виновата), если он не преуспевает, но человека. ( ГАЙ. 1958 г. 673 (Авг. 23) )
  65. Предельны и ограничены сроки проявленных форм, но уявляются они в беспредельности и уносятся в беспредельность. Но вне сроков дух и накапливаемые им сокровища качеств, отлагаемых в виде кристаллов огненных образований в хранилище Чаши. Что же тогда представляют собою качества духа? Не отвлеченность, не этическое понятие, но явные кристаллы Сокровища Камня. Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия – какой красотою сияют они, красотою надземных огней и существе человека! Так утверждение и накопление Огненного Сокровища в Чаше и будет Великим Деланием. Изумительным светом сияет в пространстве кристалл бесстрашия или к Владыке пылающей ярко любви. Истинно величайшим богатством владеет тогда человек – Камня носитель. Так каждодневность можно обратить в непрерывный процесс наращения Камня и собирания, хотя бы по крупицам, новых кристаллов в него. Вся беспредельность пред нами на этом пути без конца. Пригоршнями наносить можно гору, так же и Сокровище, собирая его по крупицам, можно превратить в пылающую громаду. Собиратели Огненного Сокровища, о если бы знали, как яро Хочу вам помочь в стремлении вашем умножить Сокровище Камня! Итак, качества духа для вас уже не никчемная отвлеченность, не добродетели, воспеваемые неизвестно во имя чего, но путь верный к могуществу духа, путь огненный к счастью надземных миров. Огненные энергии Камня дают власть над пространством. И если уж здесь, на земле, помогают они побеждать расстояния земные, то что же дают они там, где тело-тюрьма оковами духу уже быть не может. Накопление Сокровища Камня есть действие абсолютно полезное, то есть совершенное или правильное, и всегда приносит оно радость духа и сопровождается ею. Спрашивают, как утвердить радость среди безрадостного существования в низинах. Отвечу – правильными действиями, сущность которых теперь вам ясна. Радостью, порожденной правильными действиями, утверждается путь. Много мужества и решимости надо, чтобы победить и сломить в себе ветхого человека, и путь от победы к победе над собою самим нас доведет до назначенного. Когда цель и назначение известны – прям и определен путь. Идете к Самому Владыке, и надо дойти. Путь Указую и Помощи Руку Даю. Вы же идите всей силою духа.

    ...Приобретенное качество следует осознать, ибо оно от огня. С этой способностью можно сочетать осознание неисчерпаемости сил духа, когда они призваны к проявлению волей. Волю следует упражнять в действиях частых. Мускулу подобно, крепнет она и растет. Опыт покажет, что действия эти тоже радость приносят. Высшая радость заключается в преодолении низшего в себе, и не только в себе, но и вовне, и вообще – во всяком сознательном преодолении преград и препятствий. Преодолевающий, благо тебе! В этом процессе преодоления полезно и интересно отметить то обстоятельство, что препятствие, преодоленное в себе и побежденное в духе, уходит с пути человека и вовне. Это лишний раз подтверждает, что преодоление условий внешнего мира идет изнутри и через себя и сначала в себе. Борьба с внешними преградами, без преодоления их в себе, подобна схватке с ветряными мельницами: их тупой и инертной силы не одолеть, и борьба лишена всякого смысла. Препятствия, преодоленные в себе, уходят из жизни. Их допускает Учитель, чтобы упражнять дух для утверждения в нем огненной мощи. Не знает неодолимых преград и препятствий дух, осознавший силу огненной мощи в себе. ( ГАЙ. 1960 г. (Февр. 2) )

  66. Слушай, слушай прибой ярых волн материального мира. И старайся понять, что вибрации их могут и коснуться и затронуть в твоем микрокосме лишь то, что по структуре, строению и природе своей им созвучно и сродно. Плотное вибрирует на плотное, тонкое на тонкое и огненное на огненное. Только мысль над тремя, если огненна. Потому даже уничтожение физического тела не уничтожает ни тонкое, ни огненное, равно как тонкого – огненное. Огненное неуничтожимо, ибо бессмертно. Оно так же эволюционирует, как и все прочие тела, как и все в мире. Оно есть в каждом, но ступени развития его очень различны. Сознанием, точнее осознанием, можно его пробудить к активному выявлению. Для этого прежде всего надо понять, что мы существа огненные. Огненность организма усматривается во многих его функциях, например, передача импульса мысли по нервам при движении тела, или работа его органов, или теплота тела, или зачатие жизни, пульсация сердца – все это явления огненного порядка. Огненность можно усилить в себе напряжением психической энергии. Вдохновенный труд напрягает ее. Всякое вообще напряжение организма есть усиление активности огненной энергии. Можно даже представить себе себя существом огненным, властно распоряжающимся всеми своими низшими оболочками, которые беспрекословно подчиняются воле, являющейся огненным началом в человеке. Огонь любит признание, то есть осознание его в себе. Запас Агни хранится в Чаше и сохраняется в ней и после освобождения духа от всех временных оболочек – телесной, астральной и ментальной. Все огненное в человеке бессмертно, но смертны проводники, через которые проявляется огненное начало. Безудержное и бесконтрольное пылание изнашивает оболочки, оно также способствует и расточению Агни. Одни действия собирают и аккумулируют огонь, другие его расточают. Граница тонка. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство, уныние, жалобы, страсти, волнения – расточители его. Равновесие, спокойствие, мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа – накопители Агни. Между двумя полюсами положительных – накопляющих и отрицательных – расточающих качеств духа колеблется людское сознание, примыкая или тяготея более к тому или другому. Лишь воля может удержать дух у полюса Света, ибо без Агни – тьма. Цель жизни земной человека – Агни умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше. Утверждение качеств в себе есть утверждение своей огненной сущности и ярый процесс оформления огненного тела. Этот процесс важнее всех прочих. Он важнее всех физических упражнений, всех астральных эмоций и чувств, интеллектуальных накоплений, ибо с утвержденными качествами духа, уявленными в виде отложений кристаллов огня, возможно вступление в высшие огненные сферы, и притом вступление или поднятие сознательное, в то время как все прочие достижения на планах, им соответствующих, право на вход не дадут. И часто блестящий земной ум, но не вооруженный нужными качествами духа, в мире надземном вынужден будет остаться внизу, тогда как человек, не блиставший при жизни ничем, но многие качества в себе утвердивший, поднимается в сферы огня легко и свободно. Потому наинужнейшее есть утверждение качеств. Процесс этот возможен при всяких условиях жизни, везде и всегда. Качества духа в себе утверждая, Свет утверждает в себе человек. ( ГАЙ. 1960 г. (Сент. 4) )
  67. Мир Огненный, Мир Света есть Высшее, что доступно познанию человека. Много ступеней надо пройти, прежде чем достичь этой сферы. Трудность в том, что пребывание в нем или касание его требует, чтобы огненное тело человека было в какой-то степени уже оформлено. Процесс этот долог, но ускорение его возможно. Пробуждение и возжжение центров знаменуют уже известную ступень этого процесса. Как же возжечь огни духа? С незапамятных времен давались людям Указания о том, каким должен быть нравственный облик человека и какие качества духа должен воспитать он в себе. Все эти Указания, если они исходили от Иерархии Света, имели в виду качества духа, являющиеся теми рамками или условиями, в которых огни духа могли проявляться и удерживаться до тех пор, пока эти качества утверждались. Качества есть формы уявления пламени духа и как таковые имеют значение не сами по себе, но как носители этих огней. В своей скрытой сущности мир огненен. И человек тоже существо огненное, и все процессы в нем – от огня. Даже обычные закоренелые привычки есть не что иное, как кристаллические отложения огня. Потому и не удивительно, что и качества духа тоже явления огненного порядка, только, в отличие от произнесенного слова или астрального вихря, огонь утвержденных качеств устойчив. Устойчивость и постоянство качеств есть устойчивость и постоянство огней. Если в этом понимании взять огни любви, преданности, твердости, мужества, устремления, бесстрашия и огни всех прочих качеств, то можно увидеть, что отсутствие качеств означает и отсутствие этих светлых огней и полную невозможность приблизиться к осознанию Огненного Мира. Поэтому утверждение качеств будет утверждением ступеней огненной лестницы духа, ведущей в Огненный Мир. Каждое усилие в этом направлении будет шагом приближения к огненной цели. Огненные чувства ясновидения, яснослышания, яснопонимания основаны на приоткрытии огненных центров и отличаются от астральных чувств медиума тем, что воля человека владеет своими огнями, в то время как медиум является безвольной жертвой и проводником энергий низших слоев, управлять которыми он не умеет, ибо лишен тех качеств духа, которые означают те или иные ступени овладения внутренними огнями. Именно овладение своими огнями имеется в виду, когда говорится о качествах духа. Утверждение качеств духа и овладение пламенем их – понятия, неотделимые друг от друга. Особенно убедительным примером этого служит качество самообладания, когда обуздан астрал и все уявления его находятся под контролем. Аура человека и ее излучения – тоже явления огненного порядка. Аура пылает вспышками бурных вихрей астрала. Ими управить – значит овладеть низшими огнями в себе. Речь также есть процесс огненный. Каждое слово – огонь. Фотографирование тонких энергий покажет, как каждое слово сопровождается вспышкой огня, бегущего по нервной системе и вызывающего огненную реакцию или воздействие прежде всего в собственной ауре говорящего. Обуздать словоизвержение и утвердить контроль над каждым произнесенным словом будет победой и овладением огненной стихией в себе. Так анализ качеств духа укажет их огненную природу и осветит путь овладения стихией огня. ( ГАЙ. 1961 г. 335 (Окт. 17) )
  68. Огненную природу свою можно усиливать разными способами. Назовем несколько: любовь, устремление, преданность, вера, бесстрашие. Усиливая каждое из этих свойств, огненность свою можно усилить в соответствии с силой желания их утвердить. Любовь легче усилить, чем бесстрашие, но огненная любовь к Высшему Облику родит и бесстрашие духа. Человек существо огненное, и повышение огненного потенциала не будет противоречить законам эволюции духа, ибо оформление огненного тела будет той ступенью эволюции, которую надо еще достигать. Огненный аппарат человека еще не оформлен, и потому в действие приведен быть не может. Но отдельные части его в некоторых организмах уже начинают действовать. Даже частичное пробуждение дает свои результаты. Человек начинает вдруг видеть то, чего обычными глазами видеть нельзя, или слышать беззвучные звуки. Не надо смешивать эти огненные прозрения в Мир Высший с уявлением астрального зрения или слуха, которые, как, например, в случае обычного медиумизма, не требуют никакой огненности и являются не достижением, а скорее, проклятием для человека, ибо очень опасны тем, что, открывая окно в мир астральный, защиты ему не дают от темных воздействий. Огненность же является лучшей защитой, так как против светлого Агни тьма выступать не дерзает. Огонь больно жжет и тьму сожигает. Мысль об огне служит топливом Агни. Мыслями об огненной природе своей может ее поддержать человек и вызвать к проявлению. Даже и в этой области преддверие, явленное мыслью, имеет большое значение. Сомнение тушит огни. Даже сильное пламя может оно потушить, но вера огни возжигает. Так качества духа можно делить на качества, огни возжигающие, и на качества, огни угашающие. Огнетушителей в сознание нельзя допускать. Есть огнетушители мгновенного действия, как, например, сомнение или колебание, но есть и замедленного действия, такие, как уныние, подавленность, беспокойство. Следует очень хорошо разбираться в шкале качеств этих огнетушителей и зорко отделять убийц духа от огнедателей. Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт дает твердость руке и умение разобраться в биполярности качеств. Каждое положительное, каждый огнедатель имеет свою противоположность в уявлении наличия его огнетушителя, природу которого надо яро познать, чтобы вступить с ним в беспощадную борьбу. Нельзя огнетушителей допускать в свою сущность, ибо погасят огни и пресекут путь огненный духа. Каждое настроение человека создает либо благоприятные, либо неблагоприятные условия для уявления Агни. Можно страдать, можно быть тьмой окруженным, можно быть в тяжких условиях жизни и все же огни духа в себе охранить, а можно и в лучших условиях жизни угасить в себе и последние искорки Агни. Великая зоркость нужна и несломимое решение духа, чтобы неугасимо огни духа пронести через жизнь. ( ГАЙ. 1961 г. 431 (Нояб. 8) )
  69. Не выходя (мысленно) из себя, но обнимая собою явление, обнимая сознанием своим, его (это явление) постигают. В орбиту сознания включается постигаемое явление. Где сознание, там и дух. Когда сознание посильно стремится охватить явление Мое, Я ему Раскрываюсь. Явление Мое нуждается в осознании. Мера понимания ограничивается широтою вмещения сознания. Ограниченность заменяется беспредельностью, малое – большим. Сбрасывается это ограничение постепенно, утверждая путь духа. Среди видимого утверждается невидимое, среди тьмы – Свет. Это путь утверждения несомненного вопреки видимости плотной. Нет иного пути, кроме пути утверждения духа. Дух над всем, и все в духе. Дух ничего не страшится, ибо ничто не может ему повредить. Оболочки – слуги его. Ни с одной он не отождествляет себя, ибо знает временность каждой. Дух есть огонь, а тело огненное – его несменное одеяние. Чтобы быть в нем сознательно, надо оформить его. Утверждение качеств духа есть процесс сознательного оформления огненного тела. Священная Этика превращается в действо (делание) огненное, когда она применяется в жизни. Отвлеченность добродетелей становится жизнью огненной действительности, а качества духа – ступенями подъема. Нужно понять, что напрасны старания все и труды, если Учение Живой Этики не воплощено в жизни. Применение – путь достижений кратчайший. Не Знаем другого пути. Это и есть путь жизни, единственно возможный на вашей Земле... ( ГАЙ. 1962 г. 21 (Янв. 6) )
  70. Явим большую суровость и спокойствие в действии, спокойствие среди вихрей, спокойствие в мыслях и чувствах и теле своем. Направим мысли на преодоление иллюзии пространства. Дух вездесущ, не тело, но дух. Атрибуты духа от Огня, и сам он Огонь. Объединение на расстоянии – тоже в духе, но через сердце, ибо сердце есть огненный аппарат духа. Дух вечен, ибо зажжен от вечного пламени жизни. Сущность материи тоже вечна. Сущность материи – тоже Огонь. Живем в мире Огня, прикрытого внешнею формой вещей. Атомная энергия есть энергия огненная. Стихия Огня всепроникающая. Общение на расстоянии идет Огнем. Называем его Общением Огненным. Овладение всеми чувствами необходимо потому, что приводит к спокойствию, то есть уравновешиванию всех энергий организма, то есть к равновесию. Явление астральных течений и вихри мешают обузданию тех же явлений внутри человеческого микрокосма, но дух, овладевший собою и их обуздавший в себе, тем самым, при выходе из тела в пространство, в спокойствии и равновесии полном, становится их властелином и не подчиняется им. Повелителем стихий становится победитель. Вот почему настаиваю на победе в себе над всем, что не созвучно достоинству духа, что непристойно явлению пути в Беспредельность, над всем, что не согласуется с Великим Служением. Пусть это будет даже мелочь, но значение малого в великом часто совершенно упускается из вида, и гигант духа подскальзывается на апельсиновой корке. Именно на мелочах обихода испытуется огненность духа, того самого обихода, который угасил столько огней. Сохранить необычность в обычном и огненность духа в сумерках обыденности будет победой над нею. Сколько людей начинало жизнь в огнях устремлений, и сколько их угасало, удушаемых обыденностью. В духе преодолевается тягость и ограниченность плотного мира. Огненные атрибуты духа утверждаются вопреки и перед лицом самой ярой, самой убедительной, самой неотрицаемой очевидности. Дух остается верен до конца светоносной сущности своего Первородства, и осознание Его несет через жизнь, какова бы она ни была и что бы с ним, с оболочками его ни происходило. Он отделяет себя от четырех низших, зная, что временны они все, его облекающие только на срок. Спокойствие духа, равновесие духа дает спокойствие телу и всем оболочкам. Признавая огненное начало духа в себе, атрибуты его утверждаем для проявления их и в облекающих его проводниках. ( ГАЙ. 1963 г. 174 (Апр. 11) )
  71. Неизменяем Владыка, ибо Близость его поверх изменений, происходящих в трех временных оболочках, и близок всегда, и Близость Владыки можно всегда ощутить, как только сознание от временных трех оторвется и, поднявшись над ними, коснется огня. Эту неотъемлемость Близости Высшей утверждать будем сердцем, ибо оно тоже от огня и представляет собою Аппарат огненный. Движимо сердце огнем. Жизнь – это тоже огонь, пульсирующий в каждом живом существе. И мы существа огненные. В сущности говоря, все процессы в человеческом организме производятся энергией огненной. Называем ее психической и всеначальной. У каждого человека запас ее разный, и каждый человек ее накапливает или расточает. Тратить психическую энергию и пользоваться ею – совсем не значит ее расточать. Расточение начинается с того момента, когда производятся действия дисгармонические, хаотичные, побуждаемые отрицательными качествами духа. Если положительные качества являют собою контейнеры огненной энергии и ее собирателями и накопителями, то качества отрицательные, например, такие, как страх, сомнение, колебание, суетливость, уныние и так далее, представляют собою ярых пожирателей и расточителей психической энергии. Потому на вопрос, как накапливать огненную силу, Ответим – утверждением положительных качеств духа. В каждый данный момент какое-либо качество является наиболее близко звучащим. Его-то и следует тогда утверждать. И это будет наиболее продуктивным действием и целесообразным. Трудно и бесполезно утверждать далеко звучащее качество, ибо оно не войдет прочно в сознание, но близость создает нужный импульс. Особенно хорошо утверждать качества синтетические, такие, как, например, равновесие или торжественность, ибо совмещают они в себе и другие. Так, равновесие включает в себя и бесстрашие, и непоколебимость, и спокойствие, и светоносность, и огонь, и собранность, и самоконтроль, и некоторые другие качества духа. Его утверждая, утверждаем в себе многие свойства огня. Очень важно завершать каждое воплощение, накопивши огни. В тонком состоянии наличие пламени даст духу возможность свободного проявления в сферах Надземных. Ползающие и истуканами стоящие там – это те, кто расточил Агни. Много соображений о полетах в Мире Тонком, но без огня не летать. Агни будет двигателем. Вот почему каждое земное действие можно рассматривать с точки зрения накопления или расточения Агни. Помочь, полечить, послать мыслью энергию огненную не значит ее расточать. Эти действия, наоборот, в конечном итоге, ее накопляют. Страсти и пороки ее расточают и все совершаемое в отемнении духа. Постоянство качеств создает кристаллы огненных отложений. Когда Агни растет, путь пролегает правильно. ( ГАЙ. 1964 г. 293 (Июнь 22) )
  72. Чаще вспоминайте тех, кто жизнью своей явил свидетельство непоколебимости огненной. Да, да, – непоколебимость и стойкость духа есть качества огненные. Тонким зрением можно видеть свойства и напряжение этого огня. Эти огненные качества, равно как и все прочие, утвержденные духом, являются его неотъемлемым достижением. Качества эти способствуют оформлению огненного тела и неразрушимы во времени. Утверждение требуемых качеств есть прямой путь к Владыкам. ( ГАЙ. 1966 г. 5 (Гуру) )










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика