СТРАННИК СВЕТЛОГО ГРАДА
Образы Звенигорода в творчестве Н.К. Рериха

В.А. Росов

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха с кристаллом

В начале ХХ столетия Николай Константинович Рерих стал известен как художник, воссоздавший на своих полотнах самобытный мир Древней Руси. Его картины заискрились необычными яркими красками. Одно за другим появляются большие произведения — «Гонец» (1897), «Сходятся старцы» (1898), «Заморские гости» (1901, 1902), «Строят ладьи» (1903), «Варяжское море» (1909, 1910), «Строят храм» (1904), «Город строят» (1902) (причём многие работы имеют несколько вариантов и широко представлены в эскизах). Созидательные идеи входят в жизнь, невзирая на то что русское общество охвачено пессимистическими настроениями из-за поражения в войне с Японией. Вся Россия находится в непрестанном строительстве. Тема строительства становится главной и проходит красной нитью через труды мастера.

Накануне Русской революции 1905 года Рериха посещают высокие откровения. Меняются сюжеты картин, и на смену древностям приходят архангелы, соборы и райские сады. Художник создаёт монументальное панно «Сокровище Ангелов» (1904–1905). Социальные потрясения побуждают к духовным поискам, и передовая интеллигенция стремится выразить национальный идеал. Композитор Н.А.Римский-Корсаков пишет оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Рерих принимает участие в создании декораций к опере. Тема священного града вплетается в общий хор творческих устремлений. Впоследствии, начиная с 1920-х годов, именно эта тема неоднократно повторяется и прочно овладевает художником. Им написаны знаменитые картины: «Силуэты Города будущего» (1924), «Звенигород» (1933), «Странник Светлого Града» (1933), «Ранние звоны («Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат»)» (1934).

Чем же обусловлено стремление Рериха созидать идеальный образ Города будущего? Ведь появилась не одна-единственная работа, а целая серия… Корни таких стремлений уходят в зарубежный период жизни художника. В 1920-е и 1930-е годы в среде русской эмиграции идут активные процессы, связанные с поиском путей национального возрождения. Судьба растерзанной родины оказалась не безразлична нашим соотечественникам. Из Зарубежья раздавались голоса с призывом строить Новую Россию. Рерих также присоединяется к патриотическим благим начинаниям. В художнике пробуждается вождь культуры, политик и деятель государственного масштаба. Однако его идеалы связаны не с западными демократиями, а с иерархиями Востока.

Великий план Рерихов нацелен на возрождение России, причём не Европейской её части, но Сибирской окраины, России Азиатской. Идеальное государство может процветать только Сибирью, имеющей безграничные природные и человеческие ресурсы. Русский и Монгольский Алтай становится эпицентром, куда направлены деятельные силы всей семьи. План будущего строительства у Рерихов постоянно претерпевал изменения, был подвижным и гибким. На протяжении десятка лет предлагались разные названия государства, соответствующие реалиям времени, — то «Священный Союз Востока», то «Штаты Азии» или «Новая Страна». Менялись условные границы территорий, сдвигались мировоззренческие акценты (от полного неприятия большевиков до сотрудничества и затем окончательного разрыва с ними). Но одно оставалось всегда неизменным — это мечта о Новой Стране, со столицей в Алтайских горах у подножья Белухи. Имя столицы — Звенигород, иначе говоря, Город Звенящих колоколов. В художественном и литературном творчестве Н.К.Рериха образ «Светлого Града» занимает важное место и является своего рода опытом духовного созидания окружающей жизни.

Н.К. Рерих. Силуэт. 1924. Серия «Сикким»

Первая картина, на которой осознанно запечатлён Светлый Град, написана в 1924 году в Восточной Индии и названа «Силуэт (Силуэты Города будущего)». Художник изобразил на фоне звёздного неба храмовый комплекс таинственного города. На фронтоне главного здания — у входа во дворец — сидящий в позе лотоса Будда погружён в сиреневый сумрак ночи. Стены и крыши массивных сооружений оттенены холодными фиолетовыми красками. Хранитель ночной тишины, каменный страж Нирваны только предвкушает рассветный час. Возможно, это изваяние связано даже не с Гаутамой Шакьямуни, а с грядущим Буддой Майтрейей (иконография позволяет сделать и такой вывод), автор достаточно условно, без деталей, написал фигуру Благословенного Владыки.

Работа пополнила новую экспозицию Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Объясняя сотрудникам смысл картины, художник утверждал, что он изобразил «силуэты Города Будущего»[1]. Осенью 1924 года Рерих на короткое время приезжал из Индии в Америку для учреждения акционерного общества «Белуха», специально организованного с целью получения от советского правительства концессий на разработку серебряных руд, других полезных ископаемых и сельхозугодий на Русском Алтае. Спустя полгода начались переговоры в Париже с представителем Главного Концессионного комитета СССР наркомом Л.Б.Красиным, они успешно завершились в Москве летом 1926-го, и тем самым был сделан шаг к заветной мечте о Звенигороде.

Н.К. Рерих. Дворец на Угедэй-Майдане. 1920-е

Картину «Силуэт» проясняет и дополняет графическая карандашная работа Рериха «Дворец на Угедэй-Майдане». Рисунок сделан методом «автоматического письма», то есть в состоянии глубокого внутреннего погружения. Весьма вероятно, это эскиз к ещё одному варианту «Силуэта». В дневниках Е.И.Рерих, жены художника, Угедэй-Майдан упоминается как место, отмеченное «славным царством». Царство достигло расцвета в эпоху правления сына Чингисхана, великого хана Угедэя. Запись датирована 10 июля 1924 года. Скорее всего, работа Рериха относится именно к этому периоду. На рисунке дана более тщательная, чем на картине, проработка архитектурных деталей «дворца». Окна с наличниками, массивные двери и ступени крыльца, фигура воина с копьём — атрибуты царственной власти.

Из названия, принадлежащего самому художнику (автограф по нижнему полю), и общего вида здания следует, что изображён дворец или буддийская храмовая постройка в монастыре Эрдени Дзу. По преданию, монастырь располагался на месте Каракорума — столицы монгольской империи Чингисхана (современное название Хархорин). Монастырь Эрдени Дзу неоднократно упомянут также в очерках Рериха. В них сообщается о посещении монастыря легендарным Владыкой Шамбалы. Вполне возможно, Николай Константинович своим рисунком осуществляет художественную «реконструкцию» древней монгольской столицы, символически наделяя её чертами будущего Звенигорода. В 1948–1949 годах советско-монгольская экспедиция открыла руины дворца Угедэя, построенного на месте более древнего буддийского храма, на стенах дворца сохранились фрагменты росписей.

Н.К. Рерих. Звенигород. 1933

Н.К.Рерих. Никола Можайский (Святой Николай). 1920

Поиски образа «Новой Страны» начались у Рериха в первой половине 1920-х годов, но полноценное воплощение на холсте они обрели только через десять лет. Незадолго до Маньчжурской экспедиции (1934–1935) художник создаёт серию работ о святом граде, и первой из них написан «Звенигород». На картине изображён крупным планом православный храм в стиле ранних построек новгородской архитектуры: один купол, звонница и над главным входом — фреска Божией Матери с Младенцем. На среднем плане теснится сонм святителей, головы их окружены нимбами. И впереди — два святых старца выносят из храма макет города будущего. На ниспадающем свитке славянской вязью начертано слово «Звенигород». Сюжет, взятый художником для картины, вполне канонический и пришёл из иконописи. Изображение святых мужей с храмом в руках встречается в мозаиках собора Святой Софии в Константинополе уже в Х веке. Также на Руси широкое распространение получает образ Николы Можайского, держащего меч и церковь (XIV век). Рерих повторяет эти традиционные сюжеты, у него написано несколько работ со святыми и моделью храма — «Святой Николай» (1920) и «Святой Сергий» (1932).

Свой Звенигород художник поместил в Алтайских предгорьях. На холсте вдалеке виднеются горы и озёрная гладь Аккема. Город будущего у него неразрывно связан с Алтаем. В одном из писем В.Ф.Булгакову, известному литератору и деятелю Русского зарубежья, Рерих пророчески сообщал: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандою будет местом большого центра»[2]. Каким же видят строители будущий город? По замыслу Рерихов, городская архитектура должна базироваться на традиционных ценностях, присущих старым русским городам. Звенигород располагается в долине, а на Белухе — «Храм человеческих достижений». Поселение, названное «городом Новой Эпохи», имеет всю необходимую инфраструктуру, усиленную школами, лабораториями, библиотеками и музеями. Там будут открыты научный центр и обсерватория, дом знаний и музей искусств.

Что касается упомянутого Храма, то это и есть главный элемент всего строительства, символ накопления знаний, претворяемых в духовный идеал. Кому же поклоняются в этом Храме? Несомненно, древнерусский стиль постройки, Богородица и святые говорят о том, что в его стенах царит Святой Дух христиан. Дух вселенского единства и поклонения выражен чёрным Камнем, представляющим собой осколок метеорита, который хранили Рерихи (получен в Париже в 1923 году). Святыня находилась в старинном средневековом ларце и предназначалась для Храма. В истории часто встречается культ почитания небесных камней, вспомним хотя бы мусульманскую Каабу. На картине «Звенигород» главенствующее место отведено храму, вокруг него разворачивается будущее — из храма строители выносят макет Святого Града. Идею Звенигорода, в дополнение к картине, в поэтической форме выразила Е.И.Рерих. Она выступила составителем сборника легенд «Криптограммы Востока» (1929), в котором есть такие вдохновенные строки: «Камень ли горит? Тайна обозначилась… На Белой Горе стоит град. Звон слышен»[3].

Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933

Н.К. Рерих. Странник Светлого Града. 1933

В том же 1933 году Рерих написал ряд других работ, продолжающих тему Звенигорода. Несколько картин и эскизов имеют одинаковое название «Странник Светлого Града». Сюжет изысканно прост — на переднем плане путник с сумой за плечами и посохом в руке. Невдалеке, у горной гряды виднеется город, украшенный куполами, колокольнями и маковками церквей. Он манит и притягивает паломника божественным величием и вечной красотой, не случайно фигура путника слегка наклонена, подчёркивая его устремление вперёд. Тема странничества приобретает для художника различные смысловые акценты, иногда совершенно противоположные. Если в одном случае странник устремлён к Святому Граду, то в другом — он сам является средоточием святости. Существует эскиз, где изображена одиноко стоящая фигура с нимбом вокруг головы. За спиной черноризца высится храм как символ духовного созидания. Летом 1933-го Рерих публикует очерк «Град Сияющий». В очерке говорится о легендарной стране Шамбале, алтайском Беловодье и искателях духа, которых влечёт к себе «лучащийся Город». Вот поэтому так много вариантов картины «Странник Светлого Града» выходит из-под кисти художника. Он полностью захвачен мечтой о светлом Звенигороде: «Пусть растёт новый Город Сияющий»[4].

В цикл работ о Звенигороде вплетается сюжетная линия о Сергии Радонежском. Упомянутая выше картина «Святой Сергий», где преподобный держит в руках макет будущего Храма, имеет отношение к Алтаю. Фигура написана на фоне двуглавой горы Белухи. В подтверждение этому факту Елена Ивановна записала в «Криптограммах Востока» апокриф: «Сергий говорил иногда о Белой Горе»[5]. Художник создаёт также полотно «Сергиева пустынь», посвящённое русскому святому. На картине — синее алтайское небо и зелёные холмы, усыпанные камнями. На пригорке возвышается церковь и отдельно стоящая звонница, в том же новгородском стиле. Сергиева пустынь, по мысли Рериха, должна быть в Горном Алтае при сельскохозяйственном кооперативе «Алатырь», в пустыни планировалось возвести храм в честь святого Сергия.

Напрашивается естественный вопрос, каким образом преподобный Сергий связан со Звенигородом? Известно, Радонежский подвижник считается устроителем первых монашеских кооперативов на Руси. В то время навык к общему, коллективному труду стал повсеместно входить в жизнь. Артели иконописцев расписывали храмы, делали рукописные книги, и постепенно установилась традиция, давшая современные монастыри. На севере России возник уникальный тип православной общины, монастыри превратились в очаги культуры. Психология единоличника спустя многие годы претерпела изменения и трансформировалась в коллективное сознание народа.

Следуя культурным ориентирам, Рерих в 1933 году, параллельно с созданием серии картин о Звенигороде, сосредотачивает своё внимание на выработке программы социальных преобразований в Новой Стране. Вместе с женой, Еленой Ивановной, им была составлена книга «Напутствие Вождю» (позже вышла в Риге тиражом всего 50 экземпляров). Книга посвящена высокой роли мирового водительства — в ней напутствуется «Вождь», который даст «новые пути». Рерихи приняли грандиозный план переустройства жизни, названный Великим Планом, и русский художник взял на себя миссию мирового вождя, или «Вождя Культуры». В «Напутствии», по существу, изложена концепция нового государства — одобрение получили деловые кооперативы в самых разных областях и «братства для культурного общения». Мотивация при выборе такой концепции проста: «Устремление к истинному кооперативу лежит в основе эволюции. Кооперативное устройство — единственное спасение»[6].

Н.К. Рерих. Ранние звоны («Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат»). 1944

Н.К. Рерих. «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат» (Ранние звоны). 1934

Незадолго до отъезда в Маньчжурскую экспедицию, напрямую связанную с поисками путей к «Новой Стране» (хотя официальная задача состояла в сборе семян засухоустойчивых трав), Рерих приступает к написанию огромного полотна «Ранние звоны». Одновременно было дано второе название «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Работа завершается в январе 1934 года. На первый взгляд, картина похожа на «Звенигород» — тот же новгородский храм со звонницей и росписью Пресвятой Богородицы во всю стену, но перед входом не святые с нимбами, а народ со свечами, превратившийся в огненную реку, которая изливается из храма. Пасхальная радость озаряет утреннее изумрудное небо. Там — святители несут проект храма, здесь — святой народ созидает саму жизнь. Небесные и земные силы сослужат у престола Храма, вместе звонят в колокола на Звенигороде.

По завершении экспедиции в Северную Маньчжурию и Внутреннюю Монголию, в день отъезда из Китая, 24 сентября 1935 года Рерих в интервью, опубликованном в шанхайской газете «Новости дня», вспоминал именно о картине «Ранние звоны». Он говорил: «Моя последняя работа — это картина “С нами Силы Небесные невидимо служат”. Сюжет картины таков: пасхальная ночь с моими так любимыми новгородскими храмами. Вверху, в небе, тысячи-тысячи звёзд — небесных огней, а внизу толпа с тысячами-тысячами огоньков-свечей»[7]. Корреспондент обратил внимание на то, что, сказав эти слова, Николай Константинович на мгновение задумался, и «лёгкое облачко грусти» пробежало по его лицу. Мысль осталась до конца не высказанной. О чём думал тогда художник? Не о светлом ли Звенигороде… В тот же день с борта парохода «Президент Монро» Рерих писал сотрудникам в Америку: «Сообщаю для вас, что сегодня в газетах — о постройке Нового Города. Ведь это то самое, что так могло бы быть близко всем нам…»[8]. Вполне очевидно, речь шла о Светлом Граде, Храме и Силах Небесных, тайно запечатлённых на картине «Ранние звоны».

Идею Звенигорода Рериху осуществить не удалось. Она перешла в разряд «прекрасных возможностей». Обе экспедиции в Центральную Азию — и Тибетская, и Маньчжурская — только подвигли Николая Константиновича к активным действиям, к культурной и общественной работе в мировом масштабе, заложив фундамент на ближайшее будущее. Исторические процессы измеряются не отдельными человеческими жизнями, а целыми столетиями, и в этом отношении мысли Рериха о Новой Стране, его полные смыслов и символов картины всё больше и больше будут превращаться в национальное достояние. Сам художник не мог этого не предчувствовать. Незадолго до смерти, в разгар Великой Отечественной войны он снова возвращается к заветной теме и создаёт вариант картины «Силы Небесные (Ранние звоны)» (1944), из Индии думает о судьбах родины и будущем строительстве на Алтае.

Миссию Рериха принимают на себя его сыновья — известный востоковед Юрий и талантливый художник Святослав. Бесценные картины и рукописи возвращаются в Россию, а вместе с ними — и созидательные идеи. В ноябре 1974 года, в дни столетнего юбилея русского художника, Святослав Рерих, выступая на «круглом столе» в Доме дружбы в Москве, открыто сказал: «Николай Константинович всегда стремился на Алтай, хотел увидеть Белуху… Всегда верил в будущее Сибири — “Великий Звенигород”, который там будет, и предвидел, что это именно те места, которые войдут в историю как места претворения в жизнь новых мыслей, новых чаяний и новых достижений человечества»[9]. Спустя многие годы снова с надеждой зазвучали слова о прекрасном и светлом Звенигороде.

Примечания

  1. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами (По страницам дневника: 1922–1934). М., 1998. С. 238.
  2. Рерих Н.К. Письмо В.Ф. Булгакову. 31 мая 1938 // Ариаварта. 1999. № 3. С. 230.
  3. Сент-Илер Ж [Рерих Е.И.]. Криптограммы Востока. Париж, 1929. С. 95.
  4. Roerich Nicholas. The Radiant City // Roerich Museum Bulletin. Vol. III. 1933. № 7 (July). P. 1.
  5. Сент-Илер, 1929. С. 72.
  6. Напутствие Вождю. 1933. Рига, 1937. С. 26.
  7. В. Эч. [Чиликин В.А.] Великий идеалист и апостол мира Николай Константинович Рерих в Шанхае // Новости дня (Шанхай). 1935. 24 сентября. № 263. С. 1.
  8. Рерих Н.К. Письмо М.М.Лихтману и З.Г.Лихтман (Фосдик). 24 сентября 1935 // НРМ, Нью-Йорк. Коллекция Н.К.Рериха. Л. 2.
  9. Рерих С.Н. Стенограмма выступления в Доме дружбы, Москва. 27 ноября 1974 // Архив И.Р. Рудзите (Усть-Кокса, Республика Алтай). Машинопись. Л. 1.

Источник: Росов В.А. Свет небесный. Этюды о картинах Н.К.Рериха. — Самара: Арт-Лайт, 2016. — 192 с.: ил.











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика