ИНДИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ ТВОРЧЕСТВА Е.И. РЕРИХ

М.Н. Чирятьев, советник Российской академии естественных наук, член-корреспондент Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы

Е.И. Рерих, 1930-е, Наггар, Индия

Никогда, никто и ничто не сможет затушить Божественную искру, возжженную Гигантами Духа и веками хранимую в сердцах лучших сынов Индии[1].   ( Е.И. Рерих )

Как многие ручьи питают реки, а те несут свои воды в океан, так и многообразные накопления и выражения мысли Востока одухотворяли единую общечеловеческую сокровищницу знаний. Творчество Е.И. Рерих явилось ярчайшим проявлением духовного синтеза, включившего основные мотивы и созвучия восточных источников человеческой мудрости, и запечатленного в грандиозной симфонии жизни Матери Агни Йоги.

Подобно ярчайшей комете, знаменующей приход новой эпохи, явилась жизнь Е.И. Рерих. Полет этой кометы в течение тысячелетий соединял высокие миры, отражая в спектре своего сияния великие накопления духовных достижений. Магнитное поле мудрости Востока многие века направляло путь этой кометы. Богатство культурного разнообразия и глубина религиозно-философской мысли Индии оказали особое влияние на творчество Е.И. Рерих.

Редкий дар духовного синтеза позволял Е.И. Рерих ориентировать сознание на самые существенные стороны жизни, отличать очевидность от действительности, видеть динамику скрытых сил Бытия, чувствовать красоту законов мироздания и в своем творчестве соединять миры.

Ее великая предшественница Е.П. Блаватская первая в прошлом веке пробила скорлупу наслоившихся предрассудков и суеверий на сокровищах философской мысли Востока. Указав на величие духовных знаний Индии, она заставила многих западных людей пересмотреть сложившийся высокомерный стереотип восприятия азиат, а у индийцев пробудила заслуженную гордость за богатство их древнейшей культуры. При этом было оспорено право многих браминов на кастовое превосходство, опиравшееся на искусственно привнесенные привилегии – толковать и интерпретировать священные писания, требующие знания санскрита; право проводить службы и главенствовать в ритуалах; контролировать и управлять общественную жизнь и т.д.

Но, несмотря на испытания временем, религиозно-философская мысль Востока с большой степенью достоверности донесла до нас из далекого прошлого знания основ духовной эволюции человека, законы построения Природы и Космоса и смысл предназначения жизни.

С ранних лет красота индийской мысли вдохновляла Е.И. Рерих, которая пришла в этот мир в период безумств конца Кали Юги, чтобы очистить основы Великих Учений прошлого, дать миру их духовный синтез и, знаменуя Великий Приход, провозгласить обусловленное космическими законами начало светлой эры справедливости – Сатья Юги.

Неизбежное торжество зари Нового Мира звучит на древнем санскрите в имени Урусвати, данном Е.И. Рерих Учителями. Звезда Матери Мира, стремительно приблизившаяся к Земле, пробудившая своими лучами небывалые возможности духовного расцвета человечества, также величается этим светоносным именем.

1. Открытие Индии

Еще будучи маленькой девочкой, Е.И. Рерих с увлечением рассматривала иллюстрации двух увесистых томов книги: «Путешествия по Центральной Азии и по Дальнему Востоку», мысленно переносясь туда, где ей в будущем суждено было пройти.

Шри Рамакришна и Свами Вивекананда

Среди своих первых земных учителей считала Е.И. Рерих книги изречений Рамакришны и труды Свами Вивекананды, с которыми познакомилась, когда ей было около 24 лет. «Светлый облик Рамакришны и ясный ум Вивекананды зазвучали в моем сердце мощным призывом к духовному синтезу»[2] – вспоминает она о впечатлениях от первого знакомства в Санкт-Петербурге с их книгами. Позднее, в 1917г., находясь в Сердоболе, она посоветовала Н.К.Рериху изучить «Провозвестие Рамакришны», прочтя которое он определил как «очень серьезное, а главное – близкое человечеству учение»[3].

Рабиндранат Тагор

Позже она неоднократно рекомендовала своим ученикам и последователям изучать восточную философию: «....лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, когда она не искажена переводом, нет заблуждений, или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад-Гиты, Конфуция, Лао Цзы и т.д. … При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и Изречения Рамакришны, и особенно люблю читать четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек, но теософическую литературу, за малыми исключениями, я не люблю. Прекрасны также книги Сестры Ниведитты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем».[4]

После знакомства в 1920г. в Лондоне с Тагором для Рерихов снова зазвучал зов в Индию. Многолетняя дружба связала Н.К. Рериха с великим индийским поэтом, много прекрасных слов было сказано Н.К. Рерихом о Р.Тагоре, но, тем не менее, в 1938 году Е.И. Рерих пишет: «О Тагоре должна сказать, что я очень люблю его чудесный облик поэта, но, как отобразитель индусской религиозно-философской мысли, мне ближе Вивекананда»[5]. Да и сам Тагор считал, что если вы хотите глубоко узнать и почувствовать Индию, то читайте Вивекананду.

Н.К. Рерих с сыновьями - Юрием (слева) и Святославом (справа)

Следует отметить, что чрезвычайно глубокие востоковедческие знания Ю.Н. Рериха, впоследствии самым благоприятным образом отразились на знакомстве семьи Рерихов с восточными религиозно-философскими системами, в первую очередь с буддизмом, который из Индии распространился в Тибет, Монголию, Китай и другие страны. Особенно действенным образом это сказалось во время знаменитых экспедиций Н.К. Рериха по Центральной Азии, в которой участвовала Е.И. Рерих, и позже в Монголию и Китай. Знание Ю.Н. Рерихом многих восточных языков и диалектов облегчало взаимопонимание в беседах с интересными людьми, помогало чтению редких книг и манускриптов, а также знакомству с памятниками культуры. С.Н. Рерих в своих картинах, посвященных Индии, достиг такой убедительной силы Красоты и правды, что его творчество высоко почитается индийским народом, а портреты Неру и Индиры Ганди представлены в парламенте страны. Сам же Н.К. Рерих посвятил культуре и мудрости Индии многие вдохновенные страницы своих сочинений, а его живописные полотна стали вершиной проникновения в самую суть Востока и явили величайший гимн Красоте Гималаев.

2. Вдохновенные примеры

Опыт Рамакришны являл собой пример непосредственного постижения истины в живом воплощении сущностного единства духовных путей человечества, ибо уникальность его опыта заключалась в последовательной религиозной практике основных мировых религий. Причем, реализуя разные методы каждой из них, Рамакришна достигал высочайших состояний духа. Пройдя этими путями, Рамакришна мог по праву утверждать, что все религии истинны, они имеют единый корень и их роднит общая цель – духовное совершенствование человека и всей жизни. Вивекананда вспоминал о своем Учителе: «Жизнь Шри Рамакришны была удивительным источником света, в озарении которого можно действительно полно и истинно постичь самую суть индуистской религии. Он был объектом, изучая который можно было получить все знание, данное в теории Шастр и Писаний. Он показал своей жизнью чему Риши и Аватары в действительности хотели научить мир. Книги – были теорией, Он был – живой реализацией. Этот человек за пятьдесят один год прожил тысячи лет национальной духовной жизни...»[6]

Самому Вивекананде суждено было стать реформатором индуизма и заново явить его очищенные основы миру. Он, много веков после Шри Шанкарачарьи, лично пережил, осознал и, обобщив, выразил истины древнейших в мире откровений, запечатленных в живом знании Вед, завершавшемся религиозно-философской системой Веданты.

Шри Ауробиндо Гхош

Среди мыслителей Индии, внесших свой вклад в духовное наследие человечества, был и Шри Ауробиндо Гхош, которого, говоря о его уходе, Е.И. Рерих назвала «последним, подавшим надежды на возможность духовного вождя»[7]. Создатель Интегральной Йоги утверждал, что мировая эволюция является постепенным самопроявлением, самообнаружением Божества, скрытого в Природе. Шри Ауробиндо, широко владея древними знаниями Вед, в своих трудах описывал циклы человеческой эволюции и указывал пути духовного совершенствования и полного преображения человека. После Шри Ауробиндо, который ушел в 1950 году, никто не мог, по сути, претендовать на духовное водительство Индии. Е.И. Рерих утверждала: «Нет ни одного сейчас, который хотя бы приближался немного к калибру Рамакришны или Вивекананды. Свами Вивекананда был воистину последним великим духовным вождем Индии. Вивекананда понимал Служение и никогда не думал о себе. Он понимал нужды времени и не стремился в отшельничество. Он старался всеми способами поднять и расширить сознание молодых людей и сделать из них истинных тружеников на духовной ниве Индии»[8].

Явление Вивекананды было очень созвучно сердцу Е.И. Рерих. Ибо великий сын Индии был огненным воином духа, явившим Западу высоты древних знаний своей любимой Родины: «Я не знаю другого такого блестящего ума и талантливого популяризатора Учений Востока, как Вивекананда. Ясно и просто излагал он великие Истины».[9]

Но, в отличие от Запада, на Востоке проповедь должна выражаться в действии. Ярким свидетельством этому стали практическая Веданта Вивекананды и созданные им организации. Он с новой силой провозгласил божественную суть каждого человека и ввел для монахов и преданных созданной им Миссии Рамакришны, в качестве необходимого принципа духовной реализации, идею бескорыстного и самоотверженного служения Богу через служение людям. В этом лишенном эгоизма преданном служении избранному идеалу и людям выражалась высокая йога любви – Бхакти Йога. Исповедуя Адвайта-Веданту, Вивекананда понимал, что лучшим средством очищения ума и сердца, подготавливающим к постижению Единства, будет путь Карма-Йоги, которую вместе с Учителями Е.И. Рерих считала наиболее близкой к Агни-Йоге, так как заложенные в Карма-Йоге «творчество, сознательный труд, стремление к высшему качеству поведут кратчайшим путем к Высшему»[10]. Как и Будда, учил Вивекананда духовной дисциплине и бесстрашию, считал, что монах должен идти в мир и служить людям. Следуя заповедям Христа, шел Вивекананда путем самоотречения и любви, являл в земной жизни реализацию внутренней духовной природы – Царство Божье внутри нас, ведущее чистых сердцем к Единству с Отцом Небесным[11].

Очистительный путь самоотрешения, согласно Вивекананде, пробуждает чистое пламя любви к Высшему, в каких бы относительных аспектах не принимало Его сознание вставшего на путь Бхакти-Йоги. Отмечая, что «вся индусская литература есть единый гимн любви к Божественному Началу», Е.И. Рерих также признает многообразие путей постижения, от Непознаваемого и Несказуемого, до образа личного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного, и, сопоставляя этот подход с Агни-Йогой, Матерью которой она по праву была, пишет: «Так и Учение Живой Этики есть призыв к любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства»[12]. Про себя Е.И. Рерих говорила: «Сама я, конечно, избрала путь Бхакти, но продвижение по этому пути уявилось путем Джнани. Знание Великого Учителя становится доступным, как сказано: ‘‘Библиотека Беспредельности становится достоянием нашим, когда сознание сливается с Сознанием Высшим’’»[13].

Одиноким путником – саньясином, отринувшим все земные притязания, прошел Вивекананда всю Индию. Спал вместе с бедными и обездоленными, беседовал с махараджами и профессорами, принимая на себя все страдания своего народа, открывая в себе бессмертную силу его духа. «Эти дни были для него днями учебы. Он сам становился Индией, ее сознанием, ее судьбой». «Родись я вновь и вновь, – признается Вивекананда, – я отдал бы все свои жизни, чтобы помочь на пути к свободе хотя бы одной душе. Я нашел моего Бога – мой Бог в человечестве»[14]. Закаленный странствиями, полный сострадания и вдохновленный своим Учителем и Божественной Матерью на подвиг служения миру, Вивекананда, нарушая вековые запреты индуизма, отправляется на Запад, что бы помочь людям того мира пробудить голос своего духа, скованного поклонением грубой материи.

Вивекананда в одеянии странствующего монаха

Восхищаясь яркой и стремительной жизнью Вивекананды, Е.И. Рерих пишет: «Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного индусского Миросозерцания и высокие правила Живой Этики. И может быть, именно ему больше удалось сдвинуть сознание наших соотечественников, нежели Ел.П. Блаватской. Ведь пословица — “несть бо пророка в своем отечестве” – остается во всей силе, именно, у нас».[15]

Не случайно, что именно после знакомства с жизнью и мыслями Рамакришны и Вивекананды, проявился новый этап творчества самой Е.И. Рерих. Готовность ее сознания к вмещению духовных знаний прошлого, и созвучность сердца Космическому Сознанию, преданность делу Иерархии Света, стремление к очищению искаженных основ Великих Учений, любовь и сострадание к людям позволили ей приступить к высокому творческому сотрудничеству с Учителями человечества, результатом чего стали синтез прошлых Учений, явленный в Учении Живой Этики, и уникальный героический опыт ее собственного огненного преображения.

Внутренне созвучным и дополняющим идеи Веданты, был для Е.И.Рерих Буддизм.

Явленное с небывалой силой благое Учение Будды стало чистой основой знания законов всеобъемлемости материи и эволюции мира. Неслучайно первой авторской работой Е.И. Рерих, изданной под псевдонимом Наталья Рокотова, стала книга «Основы Буддизма»[16].

В это же время – в 1926г. появляется рукопись третьей книги Учения Живой Этики «Община», на следующий год она издается в Улан-Баторе, где впервые были изданы и «Основы Буддизма». Принимая эстафету Учения Благословенного, Учителя Востока в книге «Община» утверждают великий опыт «первого научного общинника»[17], предвидевшего пути построения Мировой Общины будущего.

Восхищаясь «Учением Бесстрашия», Е.И. Рерих в своей книге отмечала значение духовной дисциплины, заповеданной Буддой. Ибо, испытываясь отказом от всего личного, воины духа, следующие за Буддой, сражались «за благородную доблесть, за высокие стремления, за высшую мудрость», через мужество достигали высот сострадания, становясь «работниками общего блага»[18]. В другой книге – «Криптограммы Востока», – дисциплина указывается как основа Учения Благословенного. Монах общины, стремясь удержаться на пути, воспитывал волю и обуздывал чувства, вступая в битву единым началом духа. Только прошедшему эту ступень совершенствования «Владыка приоткрывал завесу и давал задачу» и «затем уже постепенно ученик посвящался в Тайны Знания»[19].

Родственны для Урусвати были и призывы Будды к подвижности и контролю сознания, которые помогают собирать лучшие возможности, ведь и сама община является «кипящим источником возможностей»[20]. Бдительный контроль над словами, мыслями, и поступками помогали ученикам Будды выявлять высшие качества индивидуальности, так приветствуемые в общине, и достигать сияющего совершенства мысли о любви. Как и Бхакти-Йогу, Е.И. Рерих ценила в наставлениях Будды путь достижения любви и сострадания. «Любовь, освободительница ума, вмещает в себя все, сияя, сверкая и излучая» – цитирует Е.И. Рерих «Итивуттаку».[21]

Е.И. Рерих связывала с Буддой и глубокая внутренняя сопричастность Его человеческому пути. Их объединяло великое искусство – стремление явить подвигом жизни красоту возвышенного Знания, творчески и одухотворенно пользуясь свободой воли сознательно направить силы на эволюционное созидание. Созвучны были и их устремления возвысить мыслящую материю до космических высот, показав при этом единство и взаимосвязанность Бытия, общность энергетических основ всех уровней проявления материи от камня до мысли и этим путем утвердить эволюционную ответственность человека за свои действия перед Природой и явить пользу научного опыта общинного труда.

3. Духовная преемственность

Глубокое творческое восприятие утонченной философской мысли Востока помогло Е.И. Рерих приобщению к единому Источнику всех Великих Учений и утвердило ее в необходимости преемственности Учений. «Восток, – пишет Е.И. Рерих – очень понимает все значение великой преемственности Учений и чтит лишь того Учителя, который является звеном в цепи Иерархии Учений. На Востоке учителя, отвергающего преемственность и утверждающего лишь свое учение, называют “древом, лишенным корней”. И такого учителя слушать не будут»[22].

Будда Майтрейя. Из собрания Музея Рериха в Нью-Йорке, 1930-е

В Учении Живой Этики, в дневниках, письмах и книгах Е.И. Рерих мы встречаем множество примеров такой преемственности. Уже в первой книге Учения Учитель говорит: «Я учу вас сложности простого учения Рамакришны. Мы все вместе творим Волю Творца...»[23]. Во второй книге утверждается: «М.•. и понимание Учения Будды приводят к жизненному пониманию закона, удуманного на Горе Света. Закон Его лучше поможет на пути к знанию. Учение Его у Меня – радость. Рука Моя приведет к знанию»[24]. До этого было сказано: «...Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничто иное не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами»[25]. Кстати, и Свами Вивекананда считал, что мудрость Упанишад учит ищущего путь совершенствования, прежде всего, бесстрашию.

Единые корни древа жизни питают разные ветви, и жизненная сила циркулирует в древе, согласуясь с вечным Законом. «Поистине, Египет был велик достижениями до времен Соломона. И Будда, по особому значению, получил чашу из Египта, так стройно полагались основания Мудрости. Конечно, и Веды имели связь с прошлыми расами. Часто Заветы нарастают эволюционно, но иногда, по глубине кармы, они инволюционируют. Тем не менее, преемственность существовала, именно, она являлась равновесием народов. Отрицание преемственности – невежество. Само качество жизни, само осознание пути уже основаны на преемственности, как протяжение в Беспредельность. Сама Иерархия должна быть осознана в Беспредельности»[26].

Да и сам Будда, мысля о будущем, завещал преемственность Учения Бодхисатве Майтрейи – грядущему Будде Сострадания, Труда и Любви, именуемому Непобедимым.

Творчество жизни Е.И. и Н.К. Рерихов стало ярким свидетельством связи основ великих Учений прошлого и будущего. Чаша Будды, полученная из Египта, была доверена Матери Агни-Йоги – Урусвати, давшей имя свое Храму Знания, воздвигнутому, во исполнение заветов, у места прославления Учителя.

4. Преданность

Реализация духовной преемственности возможна через преданность Учителю, Учению и духовной Общине. Рерихи явили высокий пример преданности своему Учителю, в творческом сотрудничестве с которым создавалось Учение Жизни. Рерихи, вдохновляемые и направляемые Учителем, участвуя в эволюционной работе Братства, создавали в разных странах общинные группы учеников и последователей, учреждали культурные организации и движения, прокладывали новые пути научных исследований, вели большую просветительскую деятельность, при этом уделяя время ежедневному совершенствованию своего уникального индивидуального творчества. Сердцем семьи была Елена Ивановна, направляя и вдохновляя каждого, она устремленно творила во имя лучшего будущего.

Такой подход свидетельствует о почитании высоко ценимого на Востоке качества преданности. «Не приходила ли Вам на ум мысль, почему среди Великой Общины или Братства мы встречаем, преимущественно, восточников по национальности? Нет ли объяснения этому явлению в самом характере восточных национальностей, заключающем в себе особые качества? Именно так. И первое из этих качеств, тысячелетиями внедряемое в сознание Востока, было, именно, качество преданности своему Гуру. Связь ученика с Гуру считалась и считается посейчас на Востоке самой священной, превыше всех связей кровных»[27], – пишет Е.И. Рерих. Свами Вивекананда также считал, что связь Учителя с учеником единственно реальная связь, ибо Учитель больше чем отец, так как «Я обязуюсь ему послушанием и почитанием прежде всего, даже больше, чем собственному отцу, потому что отец дал мне мое тело, но он, Учитель, показал мне путь к Спасению»[28]. Не случайно Е.И. и Н.К. Рерихи в качестве примера высокой преданности избранному Гуру приводят Свами Вивекананду, нашедшего в Шри Рамакришне свой идеал. «Свободное, осознанное почитание Учителя, – отмечал Н.К. Рерих, – составляет одну из основных красот Индии»[29].

5. Взаимодополняемость Учений и вмещение противоположностей

Синтез духовности Е.И. Рерих помогал в собственном сознании гармонично сочетать основы прошлых великих Учений и, обогатив их из Единого источника Знаний, явить миру огненный синтез Учения Нового Мира.

В трудах Е.И. Рерих можно часто встретить обращения к представлениям Веданты о Высшем Принципе – Абсолюте, беспредельном, непостижимом начале, вмещающем все противоположности. Высшая ступень Веданты – Адвайта означает недуальность, она обнаруживается тогда, когда на огне знания сожжены все феномены, все различия и все разнообразия. На уровне человеческого осознавания это означает понимание того, что познающий и объект познания не противоречивы между собой, а представляют единое неразрывное целое, одну сущностную Реальность Бытия, Единую основу духоматерии.

Также Е.И. Рерих много внимания уделяет объяснению двух Начал – Духу и Материи, мужскому и женскому... Следуя примеру почитаемого Рерихами Оригена, она пишет книгу «О Началах», которая ждет срока своего издания. Для нее было непреложной истиной, что без постижения человечеством путей уравновешивания Начал невозможно восстановить нарушенный эволюционный Закон, ибо величие двух Начал составляет основу Бытия. Полярные силы Космического Магнита собирают живую ткань, творя миры и направляя потоки жизни. Любые проявления Природы от кристаллообразования до рождения галактик подтверждают эту истину, но человеческий эгоизм и косность мышления мешают распространить известные законы Природы на обустройство семьи и человеческого сообщества. Поэтому законы государств, не учитывающие эволюционных законов, часто расходятся с законами нравственной справедливости, обрекая людей на новые страдания. «Нет никаких шансов для блага мира до тех пор, пока положение женщин не будет улучшено. Не может птица летать при помощи только одного крыла»[30] – писал Вивекананда.

Покоящийся Шива и танцующая на нем Кали

Обращение к мысли Индии часто помогало Е.И. Рерих разрешать вопросы, возникающие у ее учеников и последователей. Она цитировала буддистские и ведические источники, другие сокровенные писания Индии. Она понимала, что сама природа восточного мышления помогает западному уму расширить границы привычной логики до вмещения противоположностей и через антиномию, через границу несказанного, подчас парадоксального, выйти на более духовный, синтезирующий уровень постижения. «Затруднение в том, – писала Е.И. Рерих, – что именно западный ум с трудом или даже вовсе не вмещает противоположений, тогда как именно это вмещение противоположностей и полагается Востоком в основу его философских систем, начиная с космогонии и космологии и кончая нравственным кодексом. Так, поклоняющийся лишь Бесформенному Аспекту в высшем Озарении восклицает: «Истинно Бесформенное и Форма едины – Брахман (высшая Реальность) и Майя (преходящее) едины»[31]. Она рекомендовала усвоить фундаментальное положение индийской философии – Единую Абсолютную Трансцендентальную реальность, о которой глубже всего говорится в Адвайте Веданте. Из такого понимания следует двойственность духа и материи, относительность всего проявленного, наделенная силою Майи. В индуистских храмах эта идея представлена картинами или скульптурами покоящегося Шивы и танцующей на нем Кали, которая является одним из образов Матери Мира. Богиня Кали также представляет силу разрушения, но она же обновленными энергиями являет созидание нового, тем самым поддерживая циклический закон развития. Сокрытие духа в природе, как считал Вивекананда, подобно отношению между идеей и словом, способом выражения ее. Ведь проявиться дух может только через материю, и сам космический танец Натараджи становится торжеством жизни, явленной в ритмах творческих преобразований материи. Развивая эту мысль, Е.И. Рерих отмечает: «Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений»[32].

В работе «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» Е.И. Рерих, анализируя представления древней Индии об эволюции, обращается к Ведам, Упанишадам, а из шести основных философских школ Индии она выделяет систему Санкхья, разработанную легендарным мудрецом Капилой (VII в д.н.э.). Именно Санкхья дает систематическое, логическое и научное объяснение процесса космической эволюции. Недифференцированная причинная космическая энергия в Санкхья представлена Пракрити, которая существует вечно, а поддерживаемое ей равновесие нарушается только после ее озарения духовным импульсом, исходящим из Пуруши. Этот процесс приводит к появлению космического разума и далее к космическому Эго, что ведет к разделению, а потом возникает Акаша – разновидность космической материи (или эфир), пропитывающей все проявления, каждый атом в пространстве, которое и есть сама Акаша. Движение эфира порождает свет и тепло, и так начинается строительство грубых субстанций из более тонких элементов, имеющих стихийные соответствия. Так возникают ум, чувства и связанные с ними органы живых существ. «Исходя от грубых элементов, Капила анализирует предметы восприятия и говорит, что каждый плотный предмет состоит из сочетаний тонких форм материи – то есть молекул и атомов; он относит атомы к их причинному состоянию Пракрити или вечной энергии и называет их центрами сил. Итак, мы видим, что около седьмого века до Р[ождества] Хр[истова] великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные ученые недавно лишь вновь открыли» – заключает Е.И. Рерих[33]. Она обобщает разные научные и сокровенные представления о космической эволюции, показывая влияние индийской мысли на Пифагора, Платона и неоплатоников. Христианский гностицизм также во многом обязан индийской мысли. Главный вывод, который делают Санкхья и ряд других индийских философских систем вплоть до Неоведанты, а также такой, например, историк и философ как Джон Фиске (Fiske), написавший «Очерки космической эволюции» (1874), на которого ссылается Е.И. Рерих, определяет цель и смысл космической эволюции в совершенствовании этической и духовной природы человека или иначе: «цель космической эволюции Пракрити есть конечное освобождение Пуруши, или истинного духа человека, из оков невежества, несовершенства, самости и достижение совершенной свободы, что есть иное определение для совершенства. Пока мы связаны определенными условиями, будь то умственные или физические, мы не свободны»[34].

Родственную этим воззрениям идею развивает и Вивекананда в своих лекциях, прочитанных в 1895-1896гг. в Нью-Йорке, которые легли в основу его труда Джняна-Йога. Одной из статей этой книги стала работа «Космос», которую Е.И. Рерих настоятельно советовала изучать. В этой работе проводится мысль о том, что все существовало в тонкой форме, заключенной в своем семени, будь то дерево или целая Вселенная, которые потом снова свернутся, инволюционируют в новую тонкую форму, призванную снова начать эволюционный путь восхождения. Даже Богочеловек – Совершенная Душа, Освобожденный, являя вершину эволюционного ряда с одной стороны, был когда-то свернут в протоплазме клетки на другой стороне цикла Бытия. Идя дальше, Вивекананда признает, что причиной всего был Разум Космоса, который вначале инволюционирует, а потом эволюционирует. «Различные формы космической энергии, вещество, мысль, взаимодействия, разум и все остальное, являются просто проявлением космического разума, или, как мы отныне будем говорить, Высшего существа»[35], – утверждает Вивекананда. Из этого Единого все исходит, в Него все возвращается, «в Нем мы живем, действуем, в Нем мы есть». Эти воззрения глубоко созвучны Е.И. Рерих, объяснявшей своим ученикам, что «Абсолют и есть Парабраман Индусов. Также и Мулапракрити должна рассматриваться как Абсолют, ибо это есть отвлеченный Божественный Женский Принцип. В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и составляют Единый Элемент»[36].

Будда с Колесом Закона (скульптор - А. Леонов)

Сотрудничество с Учителями Востока приобщало Е.И. Рерих к постижению Единства Бытия, к почитанию единой Иерархии Света – источнику всех мировых духовных Учений, являющих разные грани одного Великого Знания. Так, например, Учение Калачакры (Колесо Времени или Колесо Закона), принесенное Сынами Разума в третьей расе четвертого круга земной эволюции человечества, хранимое Владыками как одно из духовных сокровищ Шамбалы, озарило искрами своей мудрости почти что все основные философские системы Индии и Тибета.

Путь пробуждения в себе высшей реальности, бесконечный путь к постижению Единства лежит через тернии этого феноменального мира, через освобождение сознания от его привязанностей. Преодолению чар Майи помогает углубление сознания и вмещение закона относительности. Здесь граница, соединяющая взаимодополняющие представления Буддизма и Веданты.

Веданта говорит о зерне духа, о вечном и неизменном Принципе, а буддизм обращается к его оболочкам, претерпевающим постоянные изменения. Не случайно со средних веков Будда почитается в индуизме, как Аватар Вишну, ибо, как считал Вивекананда, Будда «пришел не разрушить но завершить... логическое развитие религии индусов... и слава Его была в том, что Он сумел огнем своего сердца извлечь Истину из тайников Вед и принести ее всему миру. Он был первым среди живущих, кто претворил проповедь в практику»[37].

6. «Майя отступи»

Высокая мысль Востока знала опасности, таящиеся в привязанности сознания к иллюзорным покровам Бытия. Внутренний духовный огонь, часто окрашивается копотью чувственных наслоений, его ритм искажают судороги мысли, бьющейся в тисках стереотипов и привычек. Как находясь в этом материальном мире преодолевать наваждения Майи, закрывающей Высшую Реальность? Как отличать очевидность от действительности?

Шанкарачарья (рисунок Е.И.Рерих)

Е.И. Рерих много раз приходилось бесстрашно заявлять: «Майя отступи!». Она понимала, что понятие Майи учит о вечном движении и изменении Вселенной, о преходящих условиях пребывания на Земле, понимание чего дает силы быть непривязанным к этим формам нашего временного пристанища, а помнить, что трудом духовного восхождения, стремлением к вечному обновлению преодолеваются покровы Майи. «Потому правильно сказать, – утверждает Е.И. Рерих, – что все жизни, все миры постольку реальны, поскольку сознание наше может вместить условия их. Именно майя древних есть наш закон относительности»[38]. Сильно развитые духоразумение и чувствознание позволяли Е.И. Рерих выявлять верные жизненные пути и сочетать лучшие возможности, а также помогать многим идущим следом. Высокая Культура ее души, ярое служение Общему Благу, не отягчаемое личностными изъянами, создали условия сотрудничества с Великими Душами, в результате чего она явила спасительный мост между миром материальным и миром духовным, стала огненным провозвестником Сатья Юги.

Учитель отмечал, что Дух Елены Ивановны взошел на ступень, названную «Отсутствием иллюзий», то есть приобщился к состоянию постижения Истины. «Благословенный сказал: “Истина – единственный источник мужества”. Сознание красоты дает мужество. Да, правильно понятая Истина является прекраснейшей и мудрейшей главою в книге Космоса»[39].

В этой связи невольно вспоминаются слова одного из гигантов духовной мысли древней Индии Шри Шанкарачарьи (выполненный рукой Е.И. Рерих рисунок изображает Его юный Лик, озаренный познанием Брахмана*):

«В общении с мудрым учись непривязанности.
Непривязанностью достигается свобода от иллюзий.
Отсутствие иллюзий приводит к осознанию
неизменной, истинной Реальности.
Постижение Реальности дарует освобождение при жизни»[40].

* Этот рисунок Шанкарачарьи хранится в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха в Москве.

7. Свет Будущего

Известно, что тьма перед рассветом особенно сгущается. Омраченность сознания людей, цепляющихся в конце Кали Юги за призрачные ценности уходящего мира, достигает небывалых размеров. Увеличивается число психических эпидемий, свершаются пророчества древних Вишну Пуран о росте людского безумия. Но болезнь усугубляется тем, что преданное забвенью знание о духовном здоровье не дает возможности осознать причины кризиса, действенные пути лечения отвергаются и все чаще безумие поражает и правителей, и даже учителей.

Елена и Николай Рерихи

О грядущем Спасителе – Будде Майтрейи, или Калки Аватаре, или Мунтазаре, как о самом священном Имени уповали сердца последователей всех религий Востока. Предания и легенды, песни и сказания славили будущего Мессию, который, как это делали все предыдущие Великие Учителя человечества, укажет грядущую ступень эволюции. Особенно возвышенно звучали слова о Шамбале, священной Горе Меру, о Беловодье.

В жизни семьи Рерихов легенды становились действительностью. Им суждено было подвижническим трудом воплощать предначертанное, проходя по жизни красиво, бережно и стремительно.

Е.И. Рерих предвидела, что будущая преображенная наука должна органично включать знания о человеке и мироздании, провозглашенные Буддизмом, Ведантой, Санкхьей. Восприняв наследие сокровищ древних знаний Индии, Е.И. Рерих была убеждена, что изучение и приложение в жизни свойств психической энергии и, особенно силы мысли, поможет разрешить многие проблемы человечества, откроет пути космического восхождения к дальним прекрасным Мирам.

Глубокое постижение принципов космической эволюции позволило Е.И. Рерих под руководством Учителей Востока самой стать активным ее творцом, оформить эти эволюционные идеи на качественно новом уровне Знаний в Учение Живой Этики и совместно с другими членами семьи Рерихов заложить основы новой одухотворенной науки.

Материалы международной научно-общественной конференции «Идеи космизма в философии, науке и искусстве. История и современность», г. Санкт-Петербург, 2009. С. 60–77

Литература

  1. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР. 2008 т. 8. с. 71-72 // №31. З.Г.Фосдик и Д.Фосдику. 19-20.08.1948.
  2. Рерих Е.И.. Письма. Новосибирск 1992, т.1, письмо от 12.12.34г.
  3. Рерих Н.К. Письма к А.Н. Бенуа, Спб.1993, с.12, письмо от 5.12.1917г.
  4. Рерих Е.И. Письма 1932-1955, Новосибирск 1993, письмо от 30.06.34г.
  5. Рерих Е.И. Письма. Новосибирск 1992, т.2, с.501. письмо от 10.9.38г.
  6. Свами Вивекананда. “Моя жизнь и миссия. Письма к Аласингу”, СПб.1992, с. 21.
  7. Рерих Е.И. Письмо к Е.П. Инге от 16.04.1954. “Мир Огненный” 1/20 1999. с.38.
  8. Там же.
  9. Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. «Мир Огненный», Рига 2002 . С. 91 письмо Е.И. Рерих к Е.П. Инге от 10.10.1954.
  10. Надземное, кн3, МЦР, М.1997. п.767.
  11. См. Свами Вивекананда. Миссия Христа. СПб. 1992. с.12-15.
  12. Рерих Е.И. Письма 1932-1955, Новосибирск 1993, письмо от 27.08.38г.
  13. Рерих Е.И. Письмо к Е.П. Инге от 28.04.1951. “Мир Огненный” 1/20 1999. с.30.
  14. Свами Никхилананда. Вивекананда. Краткая биография. СПб.1991. с.13.
  15. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР. 2000. т. 2. с. 137-138 // №43. В.Е.Гущику. 2.06.1934.
  16. 1-ое издание - 1926г. Улан-Батор. 2-ое дополненное и исправленной издание - 1940г. Рига.
  17. Община. М. МЦР. 1997. ч.II, раздел XI, п. 2. с.126 (воспроизведение издания в Улан-Баторе).
  18. Рерих Е.И. “Основы Буддизма”. Цит. по кн. Е.И. Рерих. Путями Духа. Сфера, М.1999, с. 44.
  19. Криптограммы Востока. Рига, Угунс, 1992. с.19. Е.И. Рерих выпустила этот труд в 1929г. по требованию парижского издателя под псевдонимом Ж.Сент-Илер, в начале предполагалось издание без имени Автора.
  20. Община. М. МЦР. 1994. п.211. (за основу взято рижское издание книги 1935г.).
  21. Рерих Е.И. “Основы Буддизма”. Цит. по кн. Е.И. Рерих. Путями Духа. Сфера, М.1999, с.85.
  22. Рерих Е.И. Письма 1932-1955, Новосибирск 1993, письмо от 30.06.34г.
  23. Листы Сада Мории. Зов. МЦР, М.1994. Июль 17.1921.
  24. Листы Сада М. Озарение. МЦР, М. 1994. ч.1, VIII 2.
  25. Там же ч.1, IV 5.
  26. Мир Огненный ч. 2, МЦР, М. 1995, п.290.
  27. Рерих Е.И. Письма т.1, Новосибирск 1992, письмо от 11.08.34г.
  28. Свами Вивекананда. “Моя жизнь и миссия. Письма к Аласингу”, СПб.1992, с.9.
  29. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. М. «Сфера», 1999. с.15.
  30. Свами Вивекананда. “Моя жизнь и миссия. Письма к Аласингу”, СПб.1992, с.40.
  31. Рерих Е.И. Письма 1932-1955, Новосибирск 1993, письмо от 4.09.1935г.
  32. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР. 2003. т. 5 с. 315. // №110. Ф.А.Буцену. 3.12.1937.
  33. Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение)/Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: «Мир Огненный». 2002. с.47.
  34. там же с.50.
  35. Свами Вивекананда. Практическая Веданта. М. 1993. Ст. “Космос”, с. 252.
  36. Рерих Е.И. Письма т.1, Новосибирск 1992, письмо от 30.4.35.
  37. С. Вивекананда “Буддизм как завершение индуизма”, в кн. Миссия Будды - миру, СПб.1992, с.17.
  38. Рерих Е.И. Письма т.1, Новосибирск 1992, письмо от 8.08.1934г.
  39. Листы Сада Мори кн.2. Озарение. МЦР, М. 2003. ч.2. XII.2. прим.456.
  40. Шри Шанкарачарья. Семь трактатов. Пер. с санскрита А.Адамковой. СПб.1999. с.31.

Источник: http://cosmos-mentality.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=404&Itemid=42










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика