МОЛИТВА ЛЯГУШКИ
Сборник рассказов-медитаций (фрагмент)
Энтони де Мелло
Сборник рассказов «Молитва лягушки» католического священника, писателя, психотерапевта и мистика Энтони де Мелло был написан вне какой-нибудь определенной религиозной концепции. Он призван помочь представителям различных конфессий, агностикам и атеистам в их духовном поиске. Каждая записанная здесь маленькая история — суфийская, хасидская, буддистская, дзэнская или христианская — может стать поводом к пробуждению, пониманию, любви.
МОЛИТВА ЛЯГУШКИ

Однажды ночную молитву брата Бруно нарушило громкое кваканье гигантской лягушки. Все его попытки не обращать внимания на эти звуки оказались безуспешными, поэтому он крикнул из окна: «А ну, тихо! Мне нужно помолиться».
Брат Бруно был святым, и его просьба была выполнена незамедлительно. Все живые существа замолкли, чтобы молитве ничто не мешало.
Но тут раздался еще один звук, помешавший Бруно восхвалять Бога. Внутренний голос сказал:
— Может быть, Богу кваканье этой лягушки слышать не менее приятно, чем пение твоих псалмов.
— Как может кваканье лягушки радовать уши Господа? — насмешливо возразил Бруно.
Но голос не собирался сдаваться:
— А зачем, по-твоему, Бог изобрел звук?
Бруно решил выяснить это. Он высунулся из окна и приказал: «Пойте!» Воздух наполнился равномерным кваканьем лягушки под сумасшедший аккомпанемент сородичей со всех близлежащих водоемов. Бруно прислушался к звукам, и голоса перестали раздражать его; он обнаружил, что если не сопротивляться им, то они лишь обогащают тишину ночи.
С этим открытием сердце Бруно ощутило единые вибрации со всей Вселенной, и впервые в своей жизни он понял, что означает истинная молитва.
СТУПНИ, НАПРАВЛЕННЫЕ В СТОРОНУ МЕККИ
Один святой суфий отправился как-то в паломничество в Мекку. На окраине города он прилег у дороги, обессиленный длительным пешим переходом. Он уже задремал, как тут его бесцеремонно растолкал какой-то разгневанный паломник. «В то время, когда все верующие склоняют в почтении головы в сторону Мекки, ты направляешь к святыне свои ноги. Что ты за мусульманин такой?»
Суфий не шевельнулся; он просто открыл глаза и сказал: «Брат, окажи мне любезность, направь мои ступни туда, где они не указывали бы на Господа Бога».
СТАНЬ ОГНЕМ
Из жизни отцов-пустынников:
Аббат Лот пришел к Аббату Иосифу и сказал: «Отец, я стараюсь жить по совести, соблюдаю посты, молюсь, провожу время в медитациях и молчаливых размышлениях; я очищаю свое сердце от греховных мыслей настолько, насколько могу. Скажи мне, что еще я должен делать?»
Старик привстал в ответ. Он вытянул свою руку в небо, и его пальцы стали похожи на десять факелов. Он произнес: «Вот что: нужно полностью стать огнем».
МОЛИТВА САПОЖНИКА

Как-то сапожник пришел к раввину из Гера и сказал: «Скажи, как мне поступить с утренней молитвой. Мои клиенты — небогатые люди, у них всего лишь по одной паре обуви. Я беру в ремонт их обувь вечером и работаю большую часть ночи. К рассвету я не успеваю все закончить, а ведь людям нужна обувь до начала работы. Как же мне быть с утренней молитвой?»
— Как ты молился до сих пор?
— Иногда я быстро проговариваю молитву и возвращаюсь к работе, но затем мне становится не по себе. Иногда мне приходится и вовсе пропускать молитву. В этом случае я также ощущаю чувство какой-то потери, и каждый раз, когда поднимаю обувной молоток, я почти слышу вздох своего сердца: «Как же мне не везет; у меня совсем нет времени на утреннюю молитву!»
— Если бы я был Богом, — ответил раввин, — то этот вздох для меня был бы дороже самой молитвы.
АЛФАВИТНАЯ МОЛИТВА
Хасидская история
Однажды вечером, возвращаясь с базара, бедный фермер не обнаружил у себя молитвенника. Случилось так, что колесо его телеги сломалось прямо посреди леса, и он очень огорчился, что этот день придется прожить без молитвы.
Поэтому он придумал новую молитву: «Господи, сегодня я совершил глупейший поступок. Утром я вышел из дому без своего молитвенника, а память у меня такая плохая, что я ничего не могу вспомнить. Поэтому я решил сделать так: я пять раз очень медленно прочту алфавит. Я прочту его Тому, кто знает все известные молитвы, кто способен сложить буквы так, чтобы получилась молитва».
И сказал Господь ангелам: «Из всех молитв, что я слышал сегодня, эта, несомненно, самая лучшая, ибо она шла из самого сердца, искреннего и открытого».
НАРАДА И ЧАША С МОЛОКОМ

Индийский мудрец Нарада поклонялся Богу Хари. Его преданность была столь сильной, что однажды он решил, будто во всем мире не найдется того, кто любил бы Бога сильнее его.
Бог услышал откровения его сердца и сказал ему: «Нарада, сходи в город на берегу Ганга; там живет один преданный мне человек. Поживи у него, это принесет тебе пользу».
Нарада пошел в город и обнаружил там крестьянина. Тот вставал рано утром, произносил имя Хари только один раз, затем брал свой плуг и отправлялся в поле, где работал с утра до вечера. Перед самым сном он вновь произносил имя Хари. Нарада подумал: «Как может этот простак был преданным Богу? Ведь он целый день занят решением своих обыденных проблем!»
Тогда Бог ответил Нараде: «Наполни чашу молоком до краев и пройдись по городу. Потом возвращайся обратно, не проронив при этом ни единой капли!» Нарада сделал так, как ему было велено.
— Сколько раз ты вспоминал меня, пока шел по городу? — спросил Бог.
— Ни разу, Господи, — ответил Нарада. — Как я мог, когда ты велел мне внимательно следить за тем, чтобы молоко не пролилось?
Бог ответил: «Чаша настолько захватила твое внимание, что ты полностью забыл обо мне. А теперь вспомни крестьянина: несмотря на то, что он с утра до вечера загружен заботами о своей семье, он вспоминает меня дважды в день».
КАК БОГ ПОМОГАЛ ДЕРЕВНЕ
Деревенский священник был святым человеком. В трудную минуту люди всегда спешили к нему за советом. Тогда он удалялся куда-то в лес и произносил волшебную молитву. Бог всегда слышал эту молитву и помогал деревне.
После его смерти люди, попадая в беду, стали обращаться к его преемнику, который не был святым человеком, но знал таинственное место в лесу и волшебную молитву. Он говорил: «Господи, Ты знаешь, что я не святой. Но Ты ведь не будешь из-за этого бросать моих земляков в беде? Послушай мою молитву и приди на помощь». Бог слышал эту молитву и помогал деревне.
Когда не стало и этого священника, крестьяне начали ходить к его преемнику, который знал только волшебную молитву, но не знал таинственного места в лесу. Он говорил: «Господи, разве место имеет для Тебя какое-нибудь значение? Разве не любое место на земле обретает святость благодаря Твоему присутствию? Послушай мою молитву и приди на помощь». И опять Бог слышал эту молитву и помогал деревне.
Когда священник умер, в трудную минуту люди пошли к его преемнику, который не знал таинственного места в лесу и не знал волшебную молитву. Он говорил: «Разве какие-то заклинания могут превзойти боль самого сердца? Послушай мою молитву и приди на помощь». И опять Бог слышал эту молитву и помогал деревне.
Когда этот человек умер, в тяжелые времена люди стали обращаться уже к его преемнику. Этот священник больше полагался на деньги, чем на молитвы. Он говорил Богу: «Что ты за Бог такой, когда играючи можешь справиться с проблемами, которые сам же породил, а сам отказываешься шевельнуть и пальцем, пока мы не начнем заискивать, лебезить и умолять тебя? Конечно, ты можешь относиться к людям так, как пожелаешь». После этого он сразу переходил к конкретному вопросу. И опять Бог слышал эту молитву и помогал деревне.
ЗАПОЗДАЛЫЙ ОТВЕТ ЛАКШМИ

Плохо, когда наши молитвы доходят до Бога не вовремя:
В Древней Индии существовало большое количество ведических обрядов. Говорят, они применялись столь грамотно, что, когда мудрецы молили о дожде, засухи никогда не было. Зная об этом, один человек стал молиться Богине богатства Лакшми; он строго соблюдал все обряды и умолял Богиню сделать его богатым.
Человек безуспешно молился на протяжении десяти лет, после чего неожиданно узрел иллюзорную природу богатства и выбрал жизнь затворника в Гималаях.
Однажды, сидя в медитации, он открыл глаза и увидел перед собой невероятной красоты женщину, яркую и блестящую, будто сделанную из чистого золота.
— Кто ты и что здесь делаешь? — спросил он.
— Я Богиня Лакшми, которую ты восхвалял долгие двенадцать лет, — ответила женщина. — Я пришла, чтобы исполнить твое желание.
— О, моя дорогая Богиня, — воскликнул человек, — с тех пор я успел ощутить блаженство медитации и потерял всякий интерес к богатству. Ты пришла слишком поздно. Скажи, почему же Ты не приходила раньше?
— Отвечу честно, — ответила Богиня. — Ты так старательно выполнял ритуалы, что полностью заслужил богатство. Но любя тебя и желая тебе добра, я не торопилась с появлением.
Если бы у тебя был выбор, что бы ты предпочел — исполнение своего желания или внутренний душевный покой, независимо от того, выполнено твое желание или нет?
ОБА СЛУШАЮТ. НИКТО НЕ ГОВОРИТ
Один старик часами неподвижно сидел в углу церкви. Однажды церковник спросил его, что говорит ему Бог.
— Бог ничего не говорит. Он только слушает, — последовал ответ.
— Хорошо, тогда о чем ты говоришь Ему?
— Я тоже ничего не говорю. Я только слушаю.
Четыре ступени молитвы:
я говорю — ты слушаешь.
Ты говоришь — я слушаю.
Никто не говорит — оба слушают.
Никто не говорит — никто не слушает: тишина.
АКБАР И НАМАЗ

Акбар, император Монголии, однажды охотился в лесу. Когда пришла пора вечерней молитвы, он сошел с лошади, постелил коврик на землю, стал на колени и начал молиться, как это делает любой благоверный мусульманин.
Как раз в это самое время по лесу бежала крестьянка. Она очень волновалась за мужа: он ушел из дому еще утром и до сих пор не вернулся. Женщина так беспокоилась, что не заметила коленопреклоненную фигуру императора и споткнулась о него. Она быстро вскочила и, не сказав ни слова извинения, помчалась дальше в лес.
Акбар разозлился, что ему помешали молиться, но, будучи правоверным мусульманином, он соблюдал правило: во время намаза ни с кем не разговаривать.
Акбар уже заканчивал молиться, как тут вернулась та крестьянка; она весело болтала с мужем, которого наконец нашла. Женщина очень удивилась и испугалась, увидев императора и его свиту. Акбар дал волю своему гневу и заорал на нее: «Объясни свое неуважительное по отношению ко мне поведение, или я прикажу тебя наказать».
Неожиданно женщина потеряла всякий страх. Она посмотрела ему в глаза и сказала: «Мой император, я была так встревожена исчезновением мужа, что не то что не увидела тебя, я даже не помню, как споткнулась о тебя. В это время ты был полностью погружен в молитву Всевышнему, который несравнимо важнее моего мужа. Как же в такой важный момент ты мог обратить на меня внимание?»
Император стыдливо промолчал. Позже он признался друзьям, что та крестьянка, которая не имела образования и не была муллой, научила его истинной молитве.
МОЛИТВА КАК ПРИЯТИЕ ЖИЗНИ
Однажды раввин спросил ученика о том, что того тревожит.
«Моя бедность, — последовал ответ. — Я живу в таких жутких условиях, что практически не могу учиться и молиться».
«В нашей жизни, — сказал раввин, — самая лучшая молитва и самая лучшая учеба состоит в том, чтобы воспринимать жизнь такой, как она есть».
В ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ — МЕРЗНУТЬ
Однажды в очень холодный день раввин и его ученики грелись у костра.
Один из учеников, повторяя учение своего мастера, воскликнул:
— Я точно знаю, что нужно делать в такой холодный день!
— Что? — спросили остальные.
— Греться! Но я также знаю, что нужно делать, если это невозможно.
— Что?
— Мерзнуть.
Окружающий мир невозможно ни отвергать, ни принимать.
Убегать от него — все равно что убегать от собственных ног.
Принимать его — все равно что целовать собственные губы.
Тебе нужно лишь одно: смотреть, понимать — и расслабиться.
БОГ НЕ ЗДЕСЬ

Жила-была одна женщина. Она была очень религиозна, суеверна и очень любила Господа. Каждое утро она ходила в церковь. На улице дети что-то кричали ей вслед, нищие просили у нее милостыню, но она была настолько погружена в молитвы, что абсолютно никого не замечала.
Однажды она, как обычно, шла по улице и добралась до церкви ко времени начала службы. Женщина толкнула дверь, но та не открылась. Женщина толкнула дверь сильнее, но дверь оказалась запертой.
Расстроенная тем, что ей впервые за долгие годы придется пропустить службу, и не зная, что делать, она взглянула вверх. И там, как раз напротив ее лица, она заметила записку, приколотую к двери.
На ней было написано: «Я не здесь!»
Рассказывали, что один святой, уходя из дому для выполнения своих религиозных обязанностей, каждый раз говорил: «А сейчас, Господи, я прощаюсь с тобой! Мне пора в церковь».
ЛЕСНАЯ ЦЕРКОВЬ
Когда-то давным-давно жил-был лес, в котором птицы пели днем, а насекомые ночью. Пышно росли деревья, распускались цветы, а всевозможные животные беззаботно слонялись по лесу.
Всех, кто приходил в лес, отводили в уединенное место, которое было домом Господа, жившего в естественной тишине на лоне прекрасной природы.
Но затем пришла Эра Неведения, и люди начали строить дома высотой в сотни метров, уничтожать реки и леса. Церкви стали строить из деревьев этого леса и камней, извлеченных из почвы этого леса. Остроконечная башня, шпиль и минарет повсюду взмывали в небо; воздух наполнился звоном колоколов, молитвами, песнопениями и проповедями.
А Бог неожиданно остался без дома.
Бог выставляет прямо перед нашими глазами то, что хочет сделать тайным!
Чу! Послушай пение птиц, шум ветра в деревьях, рев океана; взгляни на дерево, на упавший лист, на цветок, будто видишь все это впервые.
Ты можешь неожиданно войти в контакт с Реальностью, с тем Раем, откуда мы, расставшись с детством, были изгнаны нашим знанием.
Индийский мистик Сараха говорил: «Познай этот аромат — аромат отсутствия знания».
ПРОБУЖДЕНИЕ СТОЛПЫ РЕЛИГИИ
В одной стране начались преследования верующих за их религиозные убеждения. И тогда три Столпа Религии — Святое Писание, Поклонение и Благотворительность — направились к Богу, испугавшись, что религия будет уничтожена и сами они перестанут существовать.
«Вам нечего беспокоиться, — ответил Бог. — Я собираюсь послать на землю кое-кого более могущественного, чем вы все вместе взятые».
«Как же зовут этого Владыку?»
«Самопознание. Его свершения будут более значительными, чем любое из ваших деяний», — ответил Бог.
ПАПА РИМСКИЙ И СТОРОЖ СИНАГОГИ

Много-много лет назад, еще в средние века, советники Папы Римского вынудили его принять решение об изгнании из Рима всех евреев. Церковники заявили о своих сомнениях в том, что евреям удается оставаться праведными иудеями в самом сердце католицизма. Был издан указ о выселении, ввергший евреев в отчаяние: они прекрасно знали, что в любом другом месте им уготована еще более печальная судьба, чем в Риме. Поэтому они обратились к Папе с мольбой пересмотреть его указ. Папа решил поступить справедливо — он предложил им состязание: пусть евреи назначат кого-нибудь из своих, кто будет соперничать с ним в искусстве жеста и пантомимы. В случае победы оппонента он позволит евреям остаться в городе.
Евреи собрались в синагоге, чтобы обсудить ситуацию. Если они откажутся состязаться, то им будет грозить немедленное изгнание из города. Если же они согласятся, то не смогут избежать поражения, потому что Папа был одновременно и участником спора, и его судьей. Однако иного выбора, как принять предложение, у них не оставалось. Единственная проблема заключалась в том, что они не могли найти добровольца, который изъявил бы желание состязаться с Папой. Такую огромную ответственность, от которой зависела вся дальнейшая судьба народа, не мог на себя взять никто.
Услышав о состязании, сторож синагоги пришел к главному раввину и сказал, что готов сразиться с Папой.
— Сторож? — удивились другие раввины, услышав об этом, — но ведь это невозможно!
— А что нам делать? — спросил их главный раввин. —- Из нас идти никто не хочет. У нас нет иного выбора: либо сторож, либо встреча не состоится.
Итак, из-за отсутствия других добровольцев они были вынуждены выставить против Папы сторожа.
В назначенный день Папа восседал на троне на площади Святого Петра, окруженный многочисленными кардиналами, толпами епископов, священников и простых верующих. Вскоре на площади появилась маленькая еврейская делегация, состоящая из нескольких бородатых мужчин в черных одеяниях; среди них был и сторож.
Папа повернулся к сторожу, и состязание началось. Папа торжественно поднял один палец и указал им на небо. Сторож тут же указал пальцем на землю. Папу немного смутил этот жест. Папа вновь поднял палец и близко поднес его к лицу сторожа. Сторож в свою очередь поднял три пальца и так же близко поднес их к лицу Папы. Папа казался слегка обескураженным. Затем Папа сунул руку в свои одежды и вытащил оттуда яблоко. После чего сторож полез в свою бумажную сумку и достал оттуда плоскую мацу. В этот момент Папа громко заявил:
— Победу одержал еврейский представитель. Я отменяю свой указ об изгнании евреев из Рима!
Еврейские лидеры тут же окружили сторожа и увели его прочь. Вокруг Папы собрались сбитые с толку кардиналы:
— Что произошло, Ваше Святейшество? — спросили они. — Мы не могли уследить за быстрыми движениями во время состязания.
Папа вытер пот со лба и ответил:
— Этот человек оказался великим богословом, мастером дебатов. Я начал с того, что, поведя рукой в сторону неба, сказал, что Вселенная принадлежит Богу. Он указал пальцем на землю, чтобы напомнить мне о том, что существует еще и ад, где всем правит дьявол. Тогда я поднял один палец, подчеркивая, что Бог один. Представьте мой шок, когда он поднял три пальца, чтобы показать, что Бог триедин, вторя тем самым нашей собственной доктрине о святой Троице! Осознавая, что мне не справиться с его теологическим гением, я в конце концов перевел дебаты в другое русло. Я вытащил яблоко, намекая, что, согласно некоторым последним теориям, Земля является круглой. Он тут же вытащил кусок своего твердого плоского хлеба, напоминая мне, что, согласно Библии, Земля является плоской. Мне ничего не оставалось, как отдать победу ему.
Тем временем евреи пришли в синагогу.
— Что произошло? — спросили его ничего не понимающие товарищи. Сторож был явно недоволен.
— Какой это был дурацкий спор, — воскликнул он. — Вначале Папа повел рукой так, будто хотел сказать, чтобы евреи убирались из города. Я указал на землю, отвечая, что мы и пальцем не пошевельнем. Тогда он угрожающе показал мне палец, говоря, чтобы я не дерзил ему. Тогда я показал ему три пальца, давая ему понять, что он дерзил нам в три раза больше, решив, что нас можно насильно изгнать из Рима. Потом я увидел, что он вытащил свой обед. Тогда я вытащил свой.
ИСКАТЕЛЬ ИСТИНЫ И БЕС
Когда бес увидел, что искатель истины входит в дом мастера, он решил, что сделает все от него зависящее, чтобы свернуть человека с пути исканий.
Нечистый опутал несчастного всеми возможными соблазнами: жаждой наживы, славы, престижа, власти, секса. Но искатель был духовно сильным человеком и смог легко подавить все свои желания — столь большим было его стремление познать истину.
Войдя в дом мастера, он немного смутился, увидев, что тот сидит в мягком кресле, а ученики — на полу у его ног. «Похоже, этому человеку недостает главного качества святых — смиренности», — подумал он.
Позже он сделал еще несколько открытий, которые разочаровали его еще больше: прежде всего, мастер не обращал на него никакого внимания. «Возможно, это происходит потому, что я не прислуживаю ему, как остальные», — сказал он самому себе. Еще ему не понравилась одежда мастера и его самодовольная манера говорить. Все это привело его к мысли, что он попал не туда, куда хотел, и что нужно продолжать поиски.
Когда визитер уже покидал комнату, мастер обратился к нечистому, сидевшему в углу комнаты: «Не нужно было так сильно волноваться, соблазнитель! Он был твой с самого начала!»
Такова судьба тех, кто в поисках Бога готов избавиться от всего на свете, кроме своих собственных понятий о Боге.
Люди никогда бы не грешили, если бы осознавали, что каждый раз, совершая грех, они вредят прежде всего самим себе. Увы, многие из нас пребывают в такой глубокой апатии, что не в состоянии хотя бы немного осознать, что они творят с собой!
ОДИН ИЗ ВАС — МЕССИЯ

Однажды гуру, практиковавший медитацию у себя в пещере высоко в горах, открыл глаза и увидел перед собой незваного посетителя — настоятеля знаменитого монастыря.
— Что ты здесь ищешь? — спросил гуру.
Настоятель начал подробно излагать свою печальную историю. Одно время его монастырь пользовался на Западе огромной популярностью. В его кельях толпились молодые искатели истины, а церковь отзывалась на песнопения монахов. Но вот монастырь стал испытывать тяжелые времена. Поток молодых монахов иссяк, исчезли толпы тех, кто обретал здесь духовный покой, а церковь погрузилась в тишину. В монастыре осталась лишь небольшая группа монахов, но и они выполняют свои обязанности с тяжелым сердцем.
Настоятелю хотелось знать следующее: «Не попал ли монастырь в такое бедственное положение из-за грехов наших?»
— Да, — ответил гуру, — из-за греха неведения.
— А что это за грех такой?
— Один из ваших монахов — переодетый мессия, но вы об этом не догадываетесь.
Сказав это, гуру закрыл глаза и вернулся к своей медитации.
В течение всего нелегкого возвращения в монастырь сердце настоятеля учащенно билось при мысли о том, что мессия — сам Мессия! —- вернулся на землю и пребывал именно в его монастыре. Как же могло случиться, что он не смог его распознать? И кто это может быть? Брат-повар? Брат-ризничий? Брат-казначей? Брат-приор? Нет, только не он, у него столько недостатков, увы! Но гуру сказал, что он замаскирован. А может, эти дефекты и являются маскировкой? Давай еще раз подумаем: у каждого в монастыре есть недостатки. И каждый может оказаться мессией!
Вернувшись в монастырь, аббат собрал монахов и рассказал им о своем открытии. Они посмотрели друг на друга с недоумением. Мессия? Здесь? Невероятно! Но он искусно замаскирован. Все может быть. А вдруг это брат такой-то... А может, это брат такой-то... А может...
Одно не вызывало у них сомнений: если мессия прятался среди них, то вряд ли им суждено обнаружить его. Поэтому они стали относиться друг к другу с большим уважением и вниманием. «Никогда не знаешь, кто окажется рядом с тобой, — говорили они друг другу. — А вдруг мессией окажется твой сосед?»
В результате такого разительного изменения атмосфера в монастыре стала наполняться радостью. Вскоре десятки молодых монахов попросили принять их в ряды Ордена, и вновь церковь отозвалась эхом на священные и счастливые песнопения монахов, чьи сердца пламенем охватил дух Любви.
Зачем тебе глаза, если сердце слепо?
ЗАКЛЮЧЕННЫЙ И МУРАВЕЙ
Один заключенный долгие годы провел в одиночной камере. Он ни с кем не разговаривал и никого не видел: еду ему подавали через специальное окошко в стене.
Однажды к нему в камеру влез муравей. Заключенный восторженно наблюдал за насекомым, пока тот не спеша бежал через комнату. Человек положил его себе на ладонь, чтобы лучше рассмотреть, дал ему пару зернышек, а на ночь накрыл его своей жестяной кружкой.
И вдруг его осенило, что ему понадобилось десять лет одиночного заключения, чтобы увидеть красоту муравья!
Однажды домой к испанскому художнику Эль Греко приехал его друг. Был чудесный весенний день, но художник сидел у себя в комнате с плотно задернутыми гардинами.
— Пошли выйдем на солнечный свет, — предложил Друг.
— Не сейчас, — ответил Эль Греко. — Солнце помешает сиянию, переполняющему меня внутри.
НЕВИДИМЫЕ СУТРЫ

Тецуген, ученик дзэн, однажды осмелился на дерзкий поступок: отпечатать семь тысяч копий сутр, которые до этого существовали только на китайском языке.
Он исколесил всю Японию в поисках жертвователей для своего проекта. Некоторые зажиточные люди давали ему по сто золотых монет, но в большинстве случаев он получал медяки от крестьян. Тецуген был всем одинаково благодарен, независимо от суммы взноса.
Спустя долгих десять лет он наконец собрал искомую сумму для реализации своей затеи. Но именно в это время река Удзи вышла из берегов, оставив тысячи людей без крова и пищи. Тецуген отдал все собранные средства пострадавшим от наводнения людям.
Потом он вновь начал искать необходимые ему средства. И через много лет это ему удалось. Но именно в то время страну поразила эпидемия, и Тецуген передал все деньги больным.
Вновь он отправился в поход, и лишь двадцать лет спустя его идея отпечатать сутры на японском языке была наконец реализована.
Отпечатанный текст этого первого издания сутр можно увидеть на выставке в монастыре Обаку в Киото. Японцы говорят своим детям, что всего у Тецугена было три тиража сутр, и хоть первые два тиража невидимые, но они намного ценнее третьего.
ОТПУСТИ ВЕТКУ
Однажды один атеист сорвался со скалы. Падая вниз, он все же умудрился ухватиться за ветку молодого деревца. Так он и висел между небом и пропастью, осознавая, что долго не протянет.
Вдруг его осенила одна идея. «Господи!» — закричал он что есть силы.
Тишина! Никто не ответил ему.
«Господи! — закричал он опять. — Если Ты есть на небе, спаси меня. Клянусь, я буду верить в Тебя! Я буду стараться передать свою веру другим людям!»
Вновь тишина! Когда его хватка стала слабеть и он чувствовал, что ветка вот-вот выскользнет из рук, сверху раздался громогласный голос, эхом разнесшийся по долине:
«Все так говорят, когда попадают в беду».
«Нет, Господи, нет! — взмолился ободренный надеждой бедняга. — Я не такой, как все. Я уже начал верить в Тебя, разве не видишь — я уже слышу твой голос. Только спаси меня, и я буду почитать Твое имя до моих последних дней».
«Очень хорошо, — сказал голос, — Я спасу тебя. А теперь отпусти ветку».
«Отпустить ветку? — завизжал обезумевший от страха человек. — Думаешь, я совсем с ума спятил?»
Говорят, что, когда Моисей кинул свой жезл в воды Красного моря, ожидаемого чуда не произошло. Лишь только когда первый человек бросился в море, волны расступились и образовался безопасный проход для евреев.
КАК НУЖНО ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПРЕСТУПНИКА
Один путешественник шел по дороге. Мимо него промчался всадник: в глазах — злобный огонь, на руках — кровь.
Вскоре с путником поравнялась группа всадников. Они спросили, не видел ли он одного наездника, у которого руки были в крови.
— Кто он? — спросил путник.
— Преступник, — ответил старший группы.
— И вы преследуете его, чтобы передать в руки правосудия?
— Нет, — последовал ответ, — мы преследуем его, чтобы указать ему путь.
Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести.
ПОСМОТРИ ПРЯМО НА ЛУНУ

Поэт Авхади из Кермана сидел как-то вечером на крыльце своего дома, склонившись над какой-то посудиной. В это время суфий Табризи проходил мимо.
— Что ты там делаешь? — спросил он.
— Рассматриваю отражение Луны в чане с водой, — последовал ответ.
— Ты что, хочешь сломать себе шею? Почему ты не смотришь на Луну прямо?
Слова — неадекватное отражение реальности. Человек думал, что знает, что такое Тадж-Махал, ибо ему показали кусок мрамора и сказали, что Тадж — это собрание подобных кусков. Другой человек был убежден, будто знает, что такое Ниагарский водопад, потому что видел ниагарскую воду в ведре.
ПЬЯНИЦА СМОТРИТ ВНИЗ НА ЛУНУ
Однажды один пьяный плелся по мосту и случайно встретился со своим знакомым. Друзья облокотились на парапет и обменялись несколькими фразами.
— Что это там внизу? — вдруг спросил пьяный.
— Это Луна, — ответил друг.
Пьяный посмотрел вниз опять, покачал головой в неверии и сказал:
— Ну хорошо, согласен, но объясни мне: как я мог так высоко взлететь?
Мы почти никогда не видим реальность. То, что мы видим, —ее отражение в виде слов и идей, которые мы воспринимаем как реальность. Мир, в котором мы живем, — это прежде всего умственная конструкция.
Тот, кто полагается на слова,
кто живет словами,
без них просто погибнет.
МУДРОСТЬ СВЕТАКЕТУ
Одним из самых известных мудрецов Древней Индии был Светакету. Вот как он обрел мудрость: когда ему еще не было семи лет, отец отправил его изучать Веды. Благодаря старательности в учебе и природному уму юноша превзошел всех своих сокурсников. В свое время он считался величайшим из здравствующих экспертов по Священному Писанию, хотя был еще очень молодым.
Когда он вернулся домой, отец решил устроить ему экзамен, чтобы узнать, чему научился его сын. Первым делом отец спросил:
— Научился ли ты тому, что делает дальнейшее обучение бессмысленным? Обнаружил ли ты то, благодаря чему все страдания прекращаются? Познал ли ты то, чему нельзя научить?
— Нет, — ответил Светакету.
— Тогда все, чему ты учился все эти годы, — пустая трата времени, сын, — сказал отец.
Светакету был так поражен истинностью слов отца, что отправился на поиски, чтобы в молчании обрести мудрость, которую не передать словами.
Когда пруд высыхает и рыба лежит на испепеленной солнцем земле, твои старания сберечь ей влагу — дыханием или слюной — не смогут заменить живой речной воды. Не воодушевляй людей своими доктринами; они не смогут заменить им реальной жизни. Ведь секрет жизни нужно познать в ней самой, а не в доктринах о ней.
Однажды один духовный искатель спросил суфия Джалаледдина Руми, стоит ли читать Коран.
Руми ответил:
— Ты лучше спроси себя, в том ли ты состоянии, чтобы получить от него пользу?
ВЕЛИКОЕ ОТКРЫТИЕ

Один гуру пообещал ученому рассказать об одном откровении, имеющем более важное значение, чем святые писания.
Когда заинтересованный ученый стал задавать вопросы, гуру ответил:
— Стань под дождем, подними лицо и руки к небу. Это станет твоим первым открытием.
На следующий день ученый доложил гуру:
— Я последовал твоему совету, вода лилась мне за воротник — и я чувствовал себя как последний идиот!
— Прекрасно, — ответил гуру, — неплохое открытие уже в самый первый день, не правда ли?
Поэт Кабир говорил:
Что толку, если ученый произносит мудрые слова, обращает наше внимание на то и на это, а внутри он полностью лишен любви?
Что толку, если аскет облачается в оранжевые одеяния, а внутри он совершенно бесцветен?
Что толку, если ты до блеска шлифуешь нормы морали, а у тебя внутри не звучит музыка?
Ученик: В чем разница между знанием и просветлением?
Учитель: Знающий человек пользуется факелом, указывая им путь. Просветленный человек сам становится факелом.
ВОСКРЕСШИЙ ФИЛОСОФ
Одному древнему философу, умершему много веков назад, сказали, что его учение искажается последователями. Он всегда был сострадательным и правдивым человеком. С большим трудом он получил от Господа разрешение вернуться на Землю на несколько дней.
Пару дней ушло на то, чтобы убедить приверженцев в том, что это действительно лично он. Как только это было доказано, ученые мгновенно потеряли интерес к тому, что он говорил, и стали упрашивать его поделиться с ними секретом возвращения на землю из могилы.
Ему понадобилось немало усилий, чтобы в конце концов убедить их, что он не может поделиться с ними этим секретом и что намного важнее для человечества вернуться на путь истинный, намного важнее вернуть его учению изначальную чистоту.
Тщетные усилия! Они ответили ему так: «Разве ты не видишь, что важно не само твое учение, а то, как мы его понимаем? В конце концов, ты ведь только перелетная птица, а нам тут жить постоянно».
Когда Будда умирает, появляются различные школы последователей.
СОБАКА И ЛИСА

Один охотник направил свою собаку на то, что двигалось за деревьями. Оттуда она выгнала лису на поляну, где ее мог подстрелить охотник.
Умирающая лиса сказала собаке:
— Разве тебе никогда не говорили, что лиса — сестра собаки?
— Говорили, — ответила собака, — но все это для идеалистов и дураков. В реальности братство создается только общностью интересов.
Говорит христианин буддисту: «Мы действительно могли бы быть братьями. Но все же это сказки для идеалистов и дураков. Для практичных людей братство лежит в сходстве веры».
Увы, у многих людей хватает религиозности для ненависти и не хватает религии для любви.
ДВА ВИДА ШАББАТА
Соблюдение шаббата у евреев, дня Господа, поначалу было радостным событием, однако слишком много раввинов издавали директиву за директивой о том, как точно нужно соблюдать день отдохновения, что можно делать в этот день и чего нельзя, пока некоторые люди не почувствовали, что они почти не могут двигаться во время шаббата, боясь нарушить какое-нибудь из многочисленных предписаний.
Баал Шем, сын Элиезера, много думал на эту тему. Однажды ему приснился сон. Один ангел вознес его в рай и показал два трона, расположенных намного выше остальных.
— Для кого они предназначены? — спросил Шем.
— Для тебя, — последовал ответ, — если сможешь воспользоваться разумом; а также для того, чье имя и адрес тебе только что передали.
Затем его опустили в самый низ ада и показали там два вакантных места.
— А эти для кого предназначаются? — спросил Шем.
— Тоже для тебя, если не сможешь воспользоваться разумом, а также для того, чье имя и адрес тебе только что передали.
Во сне Баал Шем посетил человека, которому суждено было стать его напарником в раю. Он узнал, что тот живет среди язычников и понятия не имеет о еврейских традициях; в самый день отдохновения он давал банкет, на котором вволю веселились все его знакомые. Баал Шем спросил, почему он устроил банкет, тот ответил:
— Помню, в детстве родители рассказывали мне, что суббота была днем отдыха и веселья. По субботам мать готовила самые вкусные блюда; мы ели, пели песни, танцевали и веселились. Сегодня я делаю то же самое.
Баал Шем попытался образумить человека, наставить его на путь истинный, предписываемый его религией — ведь тот тоже родился евреем, но, как оказалось, ничего не знал о еврейских обычаях. Но Шем молчал, ибо осознавал, что радость человека будет омрачена, если он узнает о своих прегрешениях.
В задумчивости — опять же во сне — Баал Шем отправился к дому того, кто должен был стать его напарником в аду. Он обнаружил, что этот человек строго придерживался еврейских традиций, больше всего боясь нарушить какой-либо из запретов. Бедняга проводил каждую субботу в большом напряжении, словно сидел на раскаленных углях. Шем хотел было побранить его за подобное рабское следование Закону, но не смог, ибо человек никогда не понял бы, что можно совершать грех, тщательно соблюдая религиозные предписания.
Благодаря озарению, пришедшему к нему во сне, Баал Шем разработал новую систему: «Богу нужно поклоняться в радости, исходящей из самого сердца».
Когда люди веселы, они всегда благопристойны; когда же люди благопристойны, они редко веселы.
ПРОВИДЕНИЕ НА ТРЕХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ЛОДКАХ

Однажды священник сидел за столом у окна и писал проповедь о божественном провидении. Неожиданно он услышал какой-то грохот, напоминающий взрыв. Вскоре он заметил, как на улице люди в панике заметались, и узнал, что прорвало дамбу. Вода быстро наступала на город, и людей стали срочно эвакуировать.
Священник увидел, что вода быстро затапливает улицу. Вначале он с трудом сопротивлялся собственному паническому страху, но потом твердо сказал себе: «Я ведь пишу проповедь о провидении Божьем, и мне как раз представился удобный случай проверить истинность того, о чем я говорю людям. Я не буду спасаться бегством с остальными. Я останусь здесь и буду молиться, чтобы Господь спас меня».
Когда вода уже достигала его окна, мимо проплыла лодка со спасенными людьми на борту. «Прыгайте к нам, отец», — закричали они. «Нет-нет, дети мои, — уверенно ответил им священник. — Я надеюсь на милость и спасение Господа».
Тем не менее он забрался на крышу дома, и когда вода стала подбираться уже туда, мимо него проплыла еще одна лодка с людьми, уговаривавшими его спасаться. Но и на этот раз священник отказался присоединиться к ним.
Вскоре священнику пришлось забраться на самый верх колокольни. Когда вода была ему уже по колено, на помощь направили полицейскую моторную лодку. «Нет, спасибо, не нужно меня спасать, — на лице священника светилась спокойная улыбка. — Я верю в Бога и искренне надеюсь, что он не оставит меня в беде».
Когда святой отец утонул и попал в рай, первым делом он поспешил пожаловаться Богу:
— Я так верил в тебя, Господи! Почему же ты не выручил меня?
— Неплохо! Но ведь я три раза посылал к тебе спасателей! — ответил Бог.
ПРИВЯЖИ СВОЕГО ВЕРБЛЮДА
Однажды ученик подъехал к палатке своего учителя-суфия. Он слез с верблюда, направился прямо к палатке, низко поклонился и сказал:
— Моя вера в Бога столь сильна, что я оставил своего верблюда снаружи отвязанным. Убежден, что Господь не даст в обиду тех, кто его любит.
— Иди и привяжи своего верблюда, дурень! — сказал учитель. — Бог не будет делать за тебя то, что ты в состоянии сделать сам.
ПОМОЩЬ БОГА В ПУСТЫНЕ

Один человек заблудился в пустыне. Позднее, рассказывая друзьям, какие муки ему пришлось пережить в пустыне, он рассказал, что в полном отчаянии опустился на колени и обратился с мольбами о помощи к Господу.
— Услышал ли Бог твои молитвы? — спросили его друзья.
— Да какой там! Еще до того, как Он их услышал, пришел какой-то путешественник и указал мне дорогу.
СЕМЕНА, А НЕ ФРУКТЫ
Одной женщине приснилось, что она вошла в только что открывшийся магазин и с удивлением обнаружила за прилавком самого Бога.
— Чем Ты здесь торгуешь?
— Всем, что пожелает твое сердце, — ответил Бог.
С трудом веря в происходящее, женщина решила попросить то, о чем только может мечтать человек.
— Хочу спокойствия ума, любви, счастья; хочу быть мудрой и ничего не бояться, — сказала она.
Подумав немного, она продолжила:
— И не только для меня одной, но и для всех людей на земле.
Бог улыбнулся:
— Ты Меня неправильно поняла, дорогая. Мы продаем здесь не фрукты. Мы продаем здесь только семена.
СВЯТАЯ ТЕНЬ

Некогда жил один набожный человек, и был он настолько чист и безгрешен, что даже ангелы радовались, завидев его. Однако человек даже понятия не имел о том, что его считают святым: занимаясь своими повседневными делами, он сеял светлое и доброе, подобно цветам, безвозмездно источающим свой аромат, или фонарям, заливающим улицы своим светом.
А праведным человек был прежде всего потому, что забывал о прошлом людей и воспринимал их такими, какими они были сегодня; он смотрел сквозь телесную оболочку и проникал в самый центр души, где человек был чистым, непорочным, не осознающим свои проступки. Поэтому наш герой любил и легко прощал всех, кого встречал в жизни, и не видел в этом ничего особенного — таково было его мировоззрение.
Однажды ангел сказал ему:
— Меня направил к тебе сам Господь Бог. Проси чего хочешь, и ты получишь это. Хочешь обладать даром целительства?
— Нет, — ответил человек. — Пусть Бог сам исцеляет.
— Хочешь повернуть всех грешников на путь истинный?
— Нет, — последовал ответ. — Не мне вторгаться в чужие сердца. Это задача ангелов.
— Может, хочешь стать образцом добродетели, чтобы люди стремились быть на тебя похожими?
— Нет, — ответил святой. — Тогда мне придется стать объектом внимания.
— Чего же ты хочешь? — спросил ангел.
— Милости Божьей, — ответил человек. — С ней я получу все, что пожелаю.
— Нет, ты должен попросить какое-нибудь чудо, — ответил ангел, — в противном случае одно из чудес будет тебе навязано силой.
— Хорошо, тогда попрошу вот о чем: пусть добро свершается через меня, но при этом я совсем не должен осознавать происходящего.
Итак, было вынесено решение, что чудесным даром будет наделена тень этого человека; для этого ей нужно быть позади него. Так и произошло: повсюду, где падала тень — когда человек стоял спиной к объекту, — больные выздоравливали, земля становилась плодородной, высохшие реки наполнялись водой, а на лицах тех, кто сгибался под ударами судьбы, появлялся румянец.
Однако человек ничего об этом не знал. Внимание людей было приковано к его тени, а о нем самом они полностью забыли. Таким образом, его просьба вершить добрые дела, но при этом не становиться центром внимания была полностью выполнена.
Святость, как и истинное величие, никогда не осознается.
СУБХУТИ И ПУСТОТА
Однажды Субхути, ученику Будды, пришло осознание богатства и потенциальных возможностей пустоты, осознание того, что все в мире скоротечно, несовершенно и лишено эго. Погрузившись в состояние божественной пустоты, он блаженно сидел под деревом, как вдруг сверху начали сыпаться цветки.
И прошептали тогда Боги: «Мы восхищены твоим совершенным учением о пустоте».
Субхути удивился: «Но я ведь ни слова не произнес о пустоте!»
«Верно, — ответили боги, — ты ничего не говорил о пустоте, мы ничего не слышали о пустоте. Но это и есть истинная пустота». И дождь из цветов продолжался.
Если бы я говорил о своей пустоте или просто осознавал ее, разве была бы это истинная пустота?
Истинная музыка нуждается в звучной флейте, нотах, чистом листе, свете, состоянии, именуемом озарением, святости, отсутствии эго.
НИСТЕРУС УБЕГАЕТ ОТ ДРАКОНА

Нистерус Великий, один из святых отцов египетской пустыни, однажды прогуливался по пустыни в окружении большого числа учеников, считавших его наместником Божьим.
Неожиданно перед ними вырос дракон, и все бросились врассыпную.
Прошло много лет; Нистерус умирал в постели. Один из учеников спросил его тогда:
— Отец, разве тебе было страшно в тот день, когда мы неожиданно увидели дракона?
— Нет, — ответил умирающий.
-— Тогда почему же ты стал убегать вместе со всеми нами?
— Я подумал, что лучше убегать от дракона сейчас, чем от собственного тщеславия потом.
БАХАУДДИН СКРЫВАЕТ СВОИ ТАЛАНТЫ
Как-то одного из учеников мусульманского мистика Бахауддина Накшбанда спросили:
— Почему твой учитель скрывает свои магические способности? Мы лично собрали информацию — и у нас нет никаких сомнений в ее достоверности — о том, что его одновременно можно видеть в нескольких местах; что он излечивает больных лишь силой своих молитв, говоря им, что это влияние сил природы; что он выручает людей в беде, утверждая, что им просто повезло. Почему он так поступает?
— Я прекрасно понимаю, что вы имеете в виду, — ответил ученик, — ибо сам был свидетелем того, о чем вы говорите. Думаю, что смогу ответить на ваш вопрос. Прежде всего, мастер избегает становиться центром внимания. Во-вторых, он убежден, что как только люди начинают проявлять интерес к магии, они мгновенно теряют желание учиться тому, что имеет истинно духовное значение.
ОТ ПОСТУПКА К СМЕХУ
Как-то учитель разоткровенничался, и ученики поспешили выяснить у него, какие этапы ему пришлось пройти в своем духовном поиске.
— Вначале Господь отвел меня за руку в Страну Поступков, где я прожил несколько лет. Затем Он пришел за мной и отвел меня в Страну Печали; там я жил до тех пор, пока мое сердце не избавилось от необузданных желаний. Затем я попал в Страну Любви, чье пламя уничтожило во мне все, что еще оставалось от моего эго. Потом я очутился в Стране Тишины, где моему изумленному взору открылись все тайны жизни и смерти.
— Наверное, это был последний этап на твоем духовном пути, учитель? — спросили ученики.
— А вот и нет, — ответил мастер, — однажды Бог сказал: «Сегодня Я отведу тебя в самое сердце Храма Божьего, в сердце самого Бога. И отвел меня в Страну Смеха».
РЕЗЧИК ПО ДЕРЕВУ СОЗДАЕТ ШЕДЕВР

Резчик по дереву по имени Цин закончил вырезать раму для алтаря. Работа приводила в восторг каждого, кто ее видел, — настолько одухотворенной она была. Когда ее увидел помещик Лу, он спросил:
— Это чудо, ты просто гений. Как тебе это удалось? Резчик ответил:
— Ваше величество, я простой рабочий. Я вовсе не гений. И никакого секрета тут нет. Перед тем как заняться изготовлением рамы, я медитирую в течение трех дней, чтобы успокоить свой ум. После трех дней погружения в медитацию я уже не думаю о каком-либо вознаграждении. После пяти дней медитации меня уже перестают волновать и похвала, и хула; я более не задумываюсь ни о мастерстве, ни о бездарности. Через семь дней медитации я просто забываю о своих руках, забываю о теле; забываю о самом себе. Я не отдаю себе отчета в том, где нахожусь и что делаю. Остается одно мастерство. В подобном состоянии я оправляюсь в лес и исследую каждое дерево до тех пор, пока не найду подходящее, способное стать идеальным сырьем для рамы. Затем к работе приступают мои руки. Отставив в сторону свое я, мне лишь остается наблюдать, как в моих руках природа меняет свою форму. Именно поэтому люди говорят, что готовое изделие обладает столь притягательной силой.
Всемирно известный скрипач о своем исполнении бетховенского концерта для скрипки: «У меня есть прекрасная музыка, прекрасная скрипка и прекрасный смычок. Мне остается только свести их вместе и не мешать».
КТО ТАКОЙ МАРУФ КАРКХИ?
Однажды к мусульманскому мастеру Маруфу Каркхи пришел ученик и сказал:
— Я говорил о тебе со многими людьми. Евреи говорят, что ты их. Христиане считают тебя одним из своих святых. Мусульмане же смотрят на тебя как на славу ислама.
Маруф ответил:
— Так говорят здесь, в Багдаде. Когда же я жил в Иерусалиме, евреи называли меня христианином; христиане — мусульманином, а мусульмане — евреем.
— Так как же нам относиться к тебе?
— Относись ко мне как к человеку, сказавшему про себя: «Те, кто не понимают меня, — почитают меня. Те, кто бранят меня, — тоже не понимают меня».
Если ты думаешь, что ты тот, кем тебя называют друзья или враги, то, очевидно, ты сам себя не знаешь.
КТО ТЫ?

Женщина пребывала в коматозном состоянии. Неожиданно она почувствовала, что ее забирают в рай, чтобы допросить в Небесном Суде.
— Кто ты? — услышала она чей-то голос.
— Я жена мэра, — ответила она.
— Я не спрашиваю, чья ты жена. Я спрашиваю, кто ты?
— Я мать четверых детей.
— Я не спрашиваю, чья ты мать. Я спрашиваю, ' кто ты?
— Я школьная учительница.
— Я не спрашиваю о твоей профессии. Я спрашиваю, кто ты?
Так продолжалось и дальше. Она говорила что угодно, только не отвечала на вопрос «Кто ты?».
— Я христианка.
— Я не спрашиваю о твоей религии. Я спрашиваю, кто ты?
— Я ежедневно ходила в церковь и всегда помогала бедным и больным.
— Я не спрашиваю, что ты делала. Я спрашиваю, кто ты?
Похоже, она не выдержала экзамен, ибо была отправлена назад на землю. Оправившись от болезни, она решила выяснить, кто она на самом деле. А это существенно меняет дело.
Твоя обязанность быть. Не быть кем-то, не быть никем — ибо в этом сокрыта алчность и самолюбие, не быть тем или этим — ибо таким образом ты становишься жертвой условностей, — а просто быть.
МАСТЕР БАНКЕЙ
Говорят, что дзэнский мастер Банкей не основал ни одной школы. Он не оставил после себя ни письменных трудов, ни учеников. Он был похож на птицу, не оставляющую в небе никаких следов.
О нем говорили следующее: «Когда он входил в лес, не шевелилась ни одна травинка; когда он входил в воду, не появлялось никакой ряби».
Банкей не был бременем для земли. И это гораздо выше героических поступков, победы, прогресса и духовности.
ИСТОЧНИК МУДРОСТИ

Жил-был один гуру, которого все воспринимали как живое воплощение мудрости. Ежедневно он проводил беседы о различных аспектах духовной жизни, и всем было очевидно, что не существует другого мастера, который смог бы превзойти этого гуру в многоплановости, глубине и притягательности учения.
Вновь и вновь ученики спрашивали его об источнике, откуда он черпал неистощимый запас мудрости. Мастер отвечал, что все это записано в книге, которую он им завещает после смерти.
После смерти гуру ученики нашли книгу в том самом месте, которое он указал. В книге была лишь одна страница, и на этой странице было лишь одно предложение: «Поймите разницу между формой и содержанием, и вам откроется источник мудрости».
Сказка из Упаниишд:
УРОК УДДАЛАКИ
Мудрец Уддалака учил своего сына Светакету видеть Единое за фасадом многообразия. Он делал это с помощью всевозможных притч, таких, например, как эта:
Однажды отец сказал сыну:
— Положи эту соль в воду и приходи ко мне утром.
Мальчик сделал так, как просил его отец. На следующее утро отец сказал:
— Принеси мне, пожалуйста, соль, которую ты положил вчера в воду.
— Не могу найти ее, — ответил мальчик, — она растворилась.
— Попробуй воду с этой стороны чашки, — сказал Уддалака. — Какой у воды вкус?
— Соленый.
— Отпей с середины. Какой вкус?
— Соленый.
— А теперь отпей с противоположной стороны. Какой вкус?
— Соленый.
— Вылей воду, — попросил отец.
Мальчик сделал, как ему сказали и обнаружил, что после испарения воды соль появилась вновь. Тогда Уддалака сказал:
— Невозможно постичь Бога, сынок, но он все же здесь.
Тот, кто ищет просветления, не может найти его, ибо не понимает, что предмет поиска — сам искатель. Бог, как и красота, прячется внутри наблюдателя.
Я ЗНАЛ, ЧТО ТЫ ПРИДЕШЬ
— Сэр, мой друг не вернулся с линии фронта. Прошу вас разрешить мне вытащить его оттуда.
— Запрещаю, — отрезал офицер, — я не буду рисковать твой жизнью ради того, кого уже, скорее всего, нет в живых.
Ослушавшись приказа, солдат все-таки пробрался на передовую, и час спустя, смертельно раненный, притащил на себе труп друга.
Офицер был вне себя от ярости.
— Я же говорил тебе, что его нет в живых. Теперь я потерял еще и тебя. Ну скажи, разве был смысл рисковать жизнью ради мертвого тела?
Умирающий солдат ответил:
— Да, сэр, был. Когда я добрался до него, он все еще был жив. Увидев меня, он улыбнулся: «Я знал, что ты придешь за мной, Джек».
ДЕВОЧКА И ЛУЖАЙКА

Отец предложил деньги своей двенадцатилетней дочери, если она подстрижет газонокосилкой траву на лужайке перед домом. Девочка взялась за работу с большим энтузиазмом, и к вечеру вся лужайка была красиво скошена, кроме... одного небольшого участка на самом краю газона.
Увидев это, отец сказал, что не может заплатить деньги, ибо трава скошена не полностью. Тогда девочка ответила, что готова отказаться от денег, но стричь траву в том месте она отказывается.
Заинтригованный услышанным, отец пошел проверить это место. Там, прямо в самом центре, сидела большая жаба. Девочка была очень доброй, и не могла переехать жабу газонокосилкой.
Где любовь, там беспорядок. Идеальный порядок превратил был мир в кладбище.
БОГ ЗАБЫВАЕТ ГРЕХИ
Одна пожилая крестьянка рассказала, что ее стали посещать божественные видения. Местный священник потребовал доказательств достоверности этого.
— Когда в следующий раз увидишь Бога, спроси его о моих грехах, известных лишь ему одному. Этого будет вполне достаточно, — сказал священник.
Месяц спустя женщина появилась вновь. Священник спросил ее, появлялся ли Бог и задала ли она ему оговоренный вопрос.
— Задала, — ответила она.
— И что же он тебе сказал?
— Он сказал: «Передай своему священнику, что Я забыл о его грехах».
Может ли быть так, чтобы твои ужасные поступки были забыты всеми, кроме тебя самого?
КАРЛИК ДЖОН И УГОЩЕНИЕ

Однажды священники забрели в один скит; с ними был аббат Джон Карлик.
Во время обедни пресвитер, пожилой человек, поднялся с места и попытался обслужить гостей. Однако никто не позволил себе попросить у него даже кружку воды, кроме Джона Карлика.
Остальные были просто шокированы этой выходкой; позже они спросили его:
— Почему это ты решил, что достоин того, чтобы тебе прислуживал этот святой человек?
Джон ответил:
— Понимаете, когда я предлагаю кружку воды, я всегда радуюсь, если мое угощение принимают. Неужели вы думаете, что я способен огорчить пожилого человека, отказав ему в удовольствии угостить меня чем-нибудь?
ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ
Накануне дождливого сезона один очень старый человек стал копать в саду ямы.
— Что ты делаешь? — спросил его сосед.
— Сажаю манговые деревья, — ответил старик.
— Ты надеешься еще поесть плодов с этих деревьев?
— Нет, до этого я не доживу. Но доживут другие. Меня вчера вдруг осенило, что всю жизнь я наслаждался плодами манго, выращенными другими людьми. Таким образом я хочу выразить им свою благодарность.
КАМЕНЬ НА УЛИЦЕ

Однажды Диоген стоял на углу улицы и хохотал так, словно сошел с ума.
— Над чем ты так смеешься? — спросил его прохожий.
— Видишь камень посредине улицы? Пока я тут стою, уже десять человек, чертыхаясь, споткнулись о него, но ни до одного не дошло, что нужно просто убрать камень с дороги и тогда никто не будет спотыкаться.
КАК ОТЛИЧИТЬ ДЕНЬ ОТ НОЧИ
Гуру как-то спросил учеников, как определить, где конец ночи, а где начало утра.
Один ученик сказал:
— Это можно сделать, когда с некоторого расстояния видно — корова это или лошадь.
— Неправильно, — ответил гуру.
— Когда на расстоянии можно различить — манговое это дерево или папайя.
— Опять неправильно, — ответил гуру.
— Как же тогда? — спросили ученики.
— Когда смотришь в лицо любому человеку и видишь в нем своего брата; когда смотришь в лицо любой женщине и видишь в ней свою сестру. Если этого не будет, то независимо от положения солнца тебя будет окружать полный мрак.
ПРЕДРАССУДКИ ЧАРЛЬЗА ЛЭМБА
Однажды к знаменитому эссеисту Чарльзу Лэмбу пришел друг и сказал:
— Хочу познакомить тебя с одним человеком.
— Спасибо, не нужно, — ответил Лэмб. — Он мне не нравится.
— Но ты ведь совсем не знаешь его!
— Поэтому он мне и не нравится.
— Я знаю, что мне нравится, когда речь заходит о людях.
— Ты хочешь сказать, что тебе нравится только то, что ты знаешь!
СКАТЕРТЬ ГАНДИ

Когда граф Маунтбаттен, последний наместник английского престола в Индии, заявил, что его племянник принц Филипп помолвлен с принцессой Елизаветой, Махатма Ганди сказал ему:
— Я очень рад, что ваш племянник собирается жениться на будущей королеве. Я бы хотел преподнести им свадебный подарок. Но что это могло бы быть? У меня ничего нет.
— У вас есть ткацкий станок, — ответил наместник. — Сотките им что-нибудь.
Ганди соткал им скатерть, которую Маунтбаттен послал принцессе Елизавете с запиской: «Храните это вместе с королевскими драгоценностями...
...ибо это было соткано человеком, сказавшим: "Британцы должны покинуть Индию друзьями"».
Я ТОЖЕ ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА
Жил-был один старый суфий, зарабатывавший себе на жизнь продажей всякого хлама. Он никогда никого не осуждал: люди часто платили ему фальшивыми деньгами, и он принимал их без всякого протеста; бывало, что ему говорили, что деньги уже заплатили, а на самом деле этого не было, но он верил им на слово.
Когда пришло время умирать, суфий поднял глаза к небу и сказал:
— О Аллах! Я принимал от людей фальшивые деньги, но в сердце я никогда никого не осуждал. Я просто предполагал, что люди не ведают, что творят. Я тоже фальшивая монета. Пожалуйста, не осуждай меня.
И сказал ему голос сверху:
— Как можно осуждать того, кто никогда не осуждал других?
Многие способны на праведные дела. Немногие способны на праведные мысли.
ТЕРПЕНИЕ МАСТЕРА МУСО
Мусо, один из самых знаменитых мастеров своего времени, однажды путешествовал со своим учеником. Они подошли к реке и сели в лодку. Когда она уже начинала отходить от берега, один подвыпивший самурай прыгнул в перегруженную лодку, едва не перевернув ее. Затем он стал сильно раскачивать ее, угрожая потопить хрупкое суденышко. Лодочник стал умолять его успокоиться.
— Здесь людей, словно килек в банке, — крикнул самурай осипшим голосом. И тут он увидел Мусо. — Давайте выбросим этого святошу за борт!
— Пожалуйста, успокойся, — сказал Мусо. — Мы уже скоро причалим к берегу.
— Что? Хочешь, чтобы я успокоился? — дико заорал самурай. — Если ты немедленно не прыгнешь в воду, то я сброшу тебя сам.
Спокойное поведение мастера в минуту опасности привело самурая в неописуемую ярость; он подскочил к Мусо и ударил его по лицу. Брызнула кровь. Больше ученик терпеть не мог. Он был сильным человеком и сказал:
— Ну все, после того, что он сделал, учитель, он уже не жилец на этом свете.
— Зачем переживать о мелочах, — улыбаясь, остановил его Мусо. — Именно в подобных случаях жизнь проверяет учение на прочность. Запомни, что терпение — это больше, чем просто слово.
Затем он прочитал небольшой стих:
Тот, кто бьет, и тот, кого бьют, — лишь актеры в игре, скоротечность которой подобна сну.
ЛЯГУШКА И МОРЕ

Лягушка прожила всю свою жизнь в колодце. Однажды она с удивлением обнаружила в колодце еще одну лягушку.
— Откуда ты здесь взялась? — спросила она. —- Из моря. Я живу там.
— А что такое море? Оно такое же большое, как мой колодец?
Морская лягушка рассмеялась:
— Разве можно сравнивать?
Колодезная лягушка притворилась, будто ей интересно слышать, что незнакомка говорит о море. Но она подумала: «Из всех известных мне лжецов эта, вне всякого сомнения, самая великая лгунья... и самая бесстыжая!»
Разве можно рассказывать об океане колодезной лягушке или о Реальности — идеологу?
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
Вскоре после смерти раввина Мокше раввин Мендель из Котыка спросил одного из его учеников:
— На что твой учитель обращал больше всего внимания?
Ученик подумал немного и сказал:
— На то, чем он занимался в ту минуту.
СТУК В СЕРДЦЕ ИСКАТЕЛЯ

Однажды искатель истины услышал в груди громкий стук.
— Кто там? — спросил искатель.
— Это я, истина, — последовал ответ.
— Не смеши меня, — ответил искатель. — Истина разговаривает на языке тишины.
К большому облегчению искателя стук мгновенно прекратился.
Но он не знал лишь одного: это стучало его боязливое сердце.
Истину, несущую нам освобождение, мы, как правило, не хотим слышать.
Когда мы говорим, что что-то не соответствует действительности, мы практически всегда имеем в виду, что нам это не нравится.
...но она всегда связана с определенном риском.
Источник: Энтони де Мелло. Молитва лягушки. Сборник рассказов-медитаций. Перев. с англ. О. Вишмидта. — К.: «София», 2004; М.: ИД «София», 2004. — 256 с.