ФИЗИОЛОГИЯ ЧАКР ХИРОШИ МОТОЯМЫ
Краткая биография Хироши Мотоямы
Доктор Хироши Мотояма [Hiroshi Motoyama] – известный японский ученый, родился в Японии в 1925 г. Доктор Мотояма закончил токийский университет литературы и науки. Позже он защитил степень доктора философии, а также физиологической психологии, и не раз удостаивался престижных призов за свою работу в области сравнительного анализа Восточных и Западных эзотерических учений. Доктор Мотояма является не только ученым, обученным эмпирической методологии, но и священнослужителем, имеющим глубокие философские знания. Он есть главный священник синтоической религии Tamamitsu в Токио. Эта религия основывается на восточных трактатах йоги.
Его научные усилия увенчались успехом по учреждению нескольких научных организаций, в частности токийского института по изучению религиозной психологии [Institue for Religious Psychology], который был основан им в 1960 г., и международной ассоциация по изучению религии и парапсихологии, созванной Мотоямой в 1972 г. В 1990 г. институт Мотоямы был переименован в институт физики жизни [Institute for Life Physics].
Доктор Мотояма является автором более чем 50 книг (на японском и английском языках), многочисленных монографий и газетных статей. Всю свою жизнь доктор Мотояма путешествовал по всему миру, участвуя в различных научных конференциях и симпозиумах, представляя ученому миру свои работы.
Ввиду важности его работ в 1962 году ему был выделен научный гранд от фонда Макдауэлла при Дьюкском университете США [McDougall Research Fund Award from Duke University USA]. В 1974 г. доктор Мотояма был назван ЮНЕСКО одним из всемирно ведущих парапсихологов. Он был удостоен звания академика различных институтов мира. В 1996 г. доктор Мотояма получил двухгодичный гранд от американского фонда Д.Б.Райна [Rhine J.B.], основателя мировой парапсихологии. Труды доктора Мотоямы получили признание по всему миру. Его книги переведены на многие европейские языки. Сам он является почётным редактором многих научно-популярных международных изданий.
В 1980 г. доктор Мотояма стал соучредителем исследовательского фонда Мотояма-Бентов [Motoyoma-Bentov Fund Research Fellowship], который был призван помочь многообещающим ученым, желающих изучать скрытые человеческие способности. В 1991 г. доктор Мотояма открыл в Токио дипломированную школу от американского Южного Калифорнийского института. В 1992 г. он основал в США Калифорнийский Институт Науки Человека [California Institute for Human Science] с программой изучения следующих дисциплин: 1) объяснение механизма корреляции между сознанием и телом; 2) изучение человеческого сознания (подсознания, сверхсознания); 3) синтезирование Восточных и Западных религий; и 4) сравнительное изучение Восточной и Западной медицины (эзотерическая энергетика и наука о здоровье). Доктор Мотояма является признанным учёным мирового уровня.
Ниже следуют некоторые выдержки по немецкому переводу книги Хироши Мотоямs «Science And The Evolution Of Consciousness. Chakras, Ki And Psi», которая вышла в свет в 1978 г. в американском издательстве Autumn Press, Inc., Brookline, Massachusetts.
Часть 1. Физиология чакр
Через воссоединение науки и религии, человечество смогло бы достигнуть такой ступени понимания основ бытия, при котором грозящие кризисы человеческой эволюции были бы успешно предотвращены, или, по крайней мере, существенно смягчены.
Это воссоединение представляется мне громаднейшей задачей, в которой моя настоящая работа является лишь маленьким шажком на пути к этой великой цели. Ранние стадии моей исследовательской деятельности были посвящены изучению религиозных и паранормальных явлений, по результатам которой были сформулированы метафизические и онтологические аспекты данных явлений. Эта работа нашла своё отражение в двух книгах: «Comparative Studies of Eastern and Western Mysticism» и «The World of Religious Experience»1 (последняя книга отмечена ЮНЕСКО в 1960 году как значительнейшее явление в области философии последних лет). В последнее время я пришёл к выводу, что философские рассуждения и умозаключения не обладают той силой убеждения, которая способна изменить жизнь людей. Поэтому я решил обратиться к сугубо научным методам убеждения, с целью доказать существование нефизической реальности, а также показать её свойства.
1 «Comparative Studies of Eastern and Western Mysticism» (англ.) – Сравнительное изучение мистики Запада и Востока; «The World of Religious Experience» – Мир религиозного опыта.
После изучения психологии и физиологии в Токийском университете, с 1962 по 1964 год я изучал парапсихологию под руководством доктора Д.Б.Райна2 в Дьюкском университете в Америке. После возвращения в Японию я хотел продолжить изучение парапсихологии, но в то время японские академические круги не признавали парапсихологию за науку. Поэтому через некоторое время я уволился из университета, в котором преподавал. За этим событием последовали другие трудности, которые, если смотреть на них с высоты прошедших лет, помогли мне освободится от душной университетской среды со всеми её мелкими спорами, и посвятить всё своё время на свободные изыскания.
2 Райн Джозеф Бэнкс (Rhine J.B., 1895-1980) – всемирно известный основатель американской парапсихологии, работавший в университете Дьюка (США, Северная Каролина).
Все опыты, описанные в этой книге, были проведены в Токийском институте Религии и Психологии, который был основан в 1962 году. Ядро изысканий составляли две проблемы:
– как исследовать нематериальные явления материальными инструментами;
– каковы механизмы взаимоотношений между не физическими и физическими уровнями?
Исследования были сконцентрированы на отношении дух-тело. Я использовал научные методы для исследования восточных учений о тонком теле, тонких центрах, энергетической системе, на которых основывались древняя индийская и китайская медицина. Я попытался соединить эти учения с западной анатомической моделью функционирования сознания и подсознания человека.
Конечно, нематериальные явления не могут быть непосредственно изучены с помощью современных научных инструментов, т.к. последние полностью основываются на физических чувствах человека. Даже квантовая физика, преодолевшая субъективно-объективный дуализм,3 и та исследует только те явления, которые укладываются в наш трёхмерный чувственный мир. Атомарные частички, к примеру, исследуются по их следам, которые они оставляют в камерах исследователей, и которые видны физическим зрением. Именно по этим следам создаются современные квантовые теории. Полная зависимость от чувственного восприятия делает наблюдателя заложником физического мира. Тем не менее, у науки есть возможность исследовать нематериальные проявления, которые оставляют свой след на материальном уровне.
3 Дуализм – философское учение о независимом параллельном существовании материального мира и мышления.
Эзотерики часто повторяют, что тело есть зеркало духа, и что все аспекты реальности зависят от этой связи. «Как наверху, так и внизу» – это есть всеобще распространённый лозунг всех эзотерических учений. Так можно выдвинуть гипотезу, что все изменения сверхсознания сопровождаются соответствующими изменениями как психики, так и физиологии человека, и по этому «следу» могут быть обнаружены средствами современной науки.
Эта гипотеза основывается на постулате, что сверхсознание достигаемо на путях расширения обычного сознания, что приводит индивидуума к восприятию других уровней бытия, отличных от нашего трёхмерного мира. Люди, которые желают добиться такого расширения, пробуждают те области своего земного сознания, которые не зависят от обыденных физиологических чувств восприятия. Человек, который добился такого прорыва, может объективно доказать свои паранормальные способности на физиологическом уровне. Мои научные опыты проводились, в основном, с теми людьми, которые достигли именно такого уровня расширения сознания. В большинстве случаев, это были люди, которые практиковали те или иные формы религии. Я имел возможность познакомиться со многими из них во время моих многочисленных путешествий.
Для наглядности я разделил всех людей, которых я исследовал, на три группы – А, В и С. Первую группу «А» составили те люди, которые достигли наибольших результатов в проявлении паранормальных способностей. Во вторую группу «В» вошли те, кто ёщё не уверен в своих достижениях, но находится на пути к достижению устойчивых паранормальных явлений. Третья группа «С» представляла собой контрольную группу лиц, представляющих среднестатистического человека. <…>
Современных нейрофизиологических инструментов, к сожалению, оказалось не достаточно, чтобы исследовать паранормальные способности членов групп А и В. Поэтому я обратился к древнеиндийской модели строения человека, которая существовала на протяжении тысячелетий. Эта модель сегодня называется как чакры-нади-система. Она описывает энергетическую систему тел, которые по отношению к физическому телу имеют тонкоматериальную природу. Чакры-нади-система основывается на семи тонкоматериальных энергетических центрах, которые называются чакрами, и которые располагаются вдоль позвоночника. Эти центры связаны между собой энергетическими каналами, которые называются нади.
Другой параллельной системой является китайское учение о меридианах, на которой основывается древнекитайская акупунктурная медицина. Благодаря многолетней практике медитаций я осознал ту животворящую энергию, которая течёт по меридианам. Этот факт подвинул меня на догадку, что китайская акупунктура есть не что иное как индийские нади. Поэтому в моих опытах я попробовал обнаружить экспериментальным путём связь чакр с меридианами, и с физическими органами человеческого тела. В действительности так и произошло – эта связь была установлена.
Сначала я попробовал доказать существование меридианов. Затем я исследовал связь меридианов с чакрами. Для этого я соорудил два прибора. Один измерял состояние меридианов, другой – фиксировал электромагнитную энергию, исходящую из тех частей тела, в которых по описаниям чакры-нади-системы находятся чакры. Детальный анализ этих опытов в настоящее время находится в разработке, но первые результаты уже представлены ниже.
Ниже я попытался определить чёткие психофизиологические критерии, по которым можно было бы исследовать паранормальные явления. Это было необходимо, т.к. на практике стало ясно, что различные люди, находясь на различных этапах своего развития, обнаруживают различные состояния психической и ментальной неуравновешенности. Такие критерии могли бы показать всем, кто стремиться встать на путь развития сверхнормальных человеческих способностей, что сознание может выйти из под контроля. В конечном итоге, такое исследование может показать пути, при которых развитие сверхнормальных человеческих способностей станет пригодным для большинства человечества.
Я надеюсь, что моя работа внесла некую ясность в новую модель человеческого строения. Чтобы внести полную ясность в отношение дух – тонкое тело – физическое тело, необходимо провести ещё много экспериментов. Также и цепочка паранормальные способности – чакры – жизненная энергия требует более тщательного изучения. Мне кажется, что на этом пути исследований человечество может добиться многообещающих результатов, которые помогут ему понять, кто мы есть на самом деле в этом необъятном универсуме, и в какой степени мы зависим от него. Только такое миросозерцание сможет подвигнуть эволюцию человеческого сознания в правильном направлении.
* * *
Согласно учению йоги существует 7 чакр (или энергетических центров – центров сознания), которые расположены вдоль позвоночника. Каждая чакра, если она «разбужена», вызывает различные паранормальные явления. Каждая из чакр имеет свой характерный цвет, который просматривается в виде цветного кольца света, если на человека смотреть с помощью сверхчувственного восприятия. Во многих индусских сектах местные гуру способны по этому признаку определить, какие центры ученика активны, а какие нет. Один гуру из рамакришна-секты сказал мне, что согласно этому методу определяется успех учеников в оккультной науке, а также их место в общине.
В своих опытах я также применил эту классификацию по «разбуженным» чакрам. При этом я опирался как на свои оккультные способности, так на способности тех людей, которые входили в группу А, т.е. тех, кто владел сверхчувственным восприятием. Все те индивидуумы, у которых была активна чакра сердца, что доказывалось их бесспорными паранормальными способностями, вошли в группу А. Индивидуумы, у которых были открыты три нижних центра, что выражалось в средних и неустойчивых паранормальных способностях, образовали группу В. Всех тех людей, у кого были закрыты все чакры, были определены к группе С. Последняя группа была составлена из физически здоровых студентов-добровольцев, которые мало интересовались оккультизмом. <…>
С годами количество индивидуумов, которых я обследовал, росло, и под конец исчислялось тысячами. Все они были определенны согласно А-В-С классификации. Так как индивидуумы, которых можно было бы включить в группу А, довольно редки, мне приходилось предпринимать много усилий, чтобы с такими людьми встретиться. К примеру, в 1963 году я отправился в Индию, чтобы там обследовать около двадцати широко известных йогов. К счастью, некоторые из них дали своё согласие на участие в долгосрочных исследованиях, что позволило мне при проведении опытов иметь постоянную возможность сравнения тех или иных методик на людях всех трёх групп.
Самими первыми тестами были опыты со стандартными карточками, изобретёнными Д.Б.Райном.4 По этому тесту я хотел проверить правильность классификации мною обследуемых людей по группам. К примеру, в 1961 году я провёл такие тесты с 91 человеком. По результатам проведённых тестов в группу А вошло 12 человек, в группу В – 25, в группу С – 54. Математически это выглядело так.
4 Карточки Райна состоят из 25 карточек в форме игральных карт – с общей тыльной и отличительной лицевой сторонами. Эти 25 карточек разделены на пять равных групп, т.е. по 5 штук каждая. Каждая группа имеет свой отличительный произвольный знак, нанесённый на лицевой стороне. Перед началом теста все карточки перемешиваются. Экспериментатор предлагает тест-персоне определить знак карточки, не смотря на лицевую часть. Отгадываются поочерёдно все 25 карточек. Опыт повторяется 25 раз, т.е. каждый тест состоит из 625 попыток отгадываний. Результаты теста анализируются с помощью математических формул.
– В группе С было проведено 259 тестов со средним результатом отгадывания содержимого карточек 0,3524, что соответствует случайным совпадениям.
– В группе В было проведено 216 тестов со средним результатом 2,48 на 10 в минус 3 степени, что говорит о том, что группа выдержала тест на наличие паранормальных способностей.
– В группе А было проведено 243 теста со средним результатом 1 на 10 в минус пятнадцатой степени, что говорит о высоких паранормальных способностях членов данной группы.
Таким образом, чётко обрисовалась разницы между группами А, В и С, что подтвердило правильность данного деления. <…> На протяжении лет данные тесты повторялись с разными группами людей – результаты оставались приблизительно одинаковыми.
* * *
Как учит учение йоги, все три тела – физическое, астральное и каузальное5 – связанны между собой посредством семи чакр, которые существуют одновременно на каузальном6 и астральном плане, и в то же время их функционирование отражается на физическом теле человека. <…>
5 Мотояма заимствует эту классификацию у Ч.Ледбитера (см. книгу Ледбитера «Man Visible and Invisible», или на русском «Человек видимый и невидимый»). Ледбитер даёт следующую характеристику трём телам: все три тела входят одно в другое по типу матрёшки; физическое тело самое маленькое, астральное чуть больше, и самое большое каузальное тело; последнее имеет форму овальной сферы; астральное тело является проводником всех чувств и желаний; физическое и астральное тела дуальны, т.е. им присуще как положительные, так и отрицательные стороны; между астральным и физическим телами имеется посредник – эфирный двойник; каузальное тело есть частица Абсолюта, и поэтому она не дуальна, а едина с Абсолютом, сохраняя при этом свою чистую, светлую, бесполую индивидуальность. В христианско-платонической терминологии астральное тело соответствует душе, а каузальное тело – духу.
6 В Живой Этике принято деление на физический (плотный) мир, тонкий мир (астральный) и огненный мир. Судя по характеристикам Ледбитера для каузального плана, то каузальный план будет смутно соответствовать огненному миру Агни Йоги. Сказано «смутно», т.к. характеристики Ледбитера для каузального плана очень приблизительны, малы и сумбурны.
Чакры воспринимают энергию из окружающего мира, и доставляют её по каналам, которые на санскрите называются нади, ко всем телам индивидуума. Есть 14 основных каналов и тысячи их ответвлений. Все они протекают по астральному телу. Три основных канала есть Сушумна (shushumna), Ида (ida) и Пингала (pingala). Сушумна проходит вдоль позвоночника, ида и пингала – по правую и левую стороны от сушумны. Ида и Пингала поднимаются снизу волнообразным путём кверху, пересекая на своём пути чакры и Сушумну, и заканчивают свой путь в ноздрях. <...>
Семь чакр располагаются вдоль центральной оси туловища. Предполагают, что они контролируют определённые биологические функции организма. На астральном же уровне каждая чакра связанна с определённым набором чувств, склонностей и сверхчувственных восприятий. На каузальном уровне чакры связанны с истинным познанием реальности.
Рис. 1. Расположение чакр по теории Мотоямы (Ледбитера)
Связь чакр с физическим телом человека можно выразить следующей таблицей:
Чакры | Нервные плексусы | Физиологические системы | Акупунктурные меридианы | |
1 | Муладхара (muladhara) | Копчиковый ганглий | Урогенитальная система | – |
2 | Свадиштхана (swadhistana) | Крестцовый ганглий | Урогенитальная система | Меридиан эндокринный, Меридиан почек |
3 | Манипура (manipura) | Солнечное сплетение | Пищеварительная система | Меридиан желудка, Меридиан селезёнки и поджелудочной железы |
4 | Анахата (anahata) | Симпатическая ветвь сердечного ганглия |
Кровообращение | Меридиан сердца, Меридиан перикарда |
5 | Вишуддха (visshuda) | Шейный ганглий | Дыхательная система | – |
6 | Аджна (ajna) | Гипофиз, промежуточный мозг |
Автономная нервная система, гормональная система |
– |
7 | Сахасрара (sahasrara) | Головной мозг | Нервная система в целом, все системы и органы, располагающиеся в голове |
– |
Первая и самая нижняя чакра, Муладхара, располагается в самой нижней части спинного мозга. Вероятно, Муладхара скрывает в себе одну из мощнейших форм энергии, которая на санскрите называется Кундалини (kundalini). Согласно учению йоги, Кундалини есть та универсальная жизненная энергия, которая в своём первозданном виде присуща Абсолюту. Эта энергия делает из человеческого существа истинного индивидуума. В оккультных практиках развитие энергии Кундалини с помощью особенных аскетических упражнений считается наиболее быстрым, но и самым опасным путём продвижения. Разбуженная энергия Кундалини поднимается кверху, проходя при этом через все чакры, что ведёт к их сильной активизации. При достижении верхней чакры, Сахасрары, человек испытывает воссоединение с Абсолютом. Многие оккультные учения не ставят своей целью преждевременное или искусственное развитие энергии Кундалини, и при этом делают предупреждение, что энергию Кундалини не возможно удержать под контролем, если не активизированы верхние чакры.
Второй центр назван Свадхистхана. Он находится примерно на три сантиметра ниже пупка. Под его управлением находится выделительные процессы и детородные функции физического тела. Эта чакра связанна также с физическими подсознательными инстинктами. Если Свадхистана активирована, то это отражается в общем подъёме физических функций организма. На первых порах развития этой чакры могут наблюдаться такие моменты как повышенная половая активность, ревность, повышенная возбудимость, легко переходящая в гнев. Если духовное развитие такого человека продолжается в правильном направлении, то все эти негативные моменты устраняются. Вегетарианство и половое воздержание будут способствовать процессу взятия под контроль разбуженных энергий Свадхистаны.
Третья чакра – Манипура – находится поблизости от солнечного сплетения и связанна с селезёнкой. Этот энергетический центр контролирует большую часть индивидуального подсознания и систему пищеварения. На эмоциональном уровне Манипура управляет такими чувствами как жажда власти, мечтательность, экспансивность. На паранормальном уровне Манипура вызывает такие простые сверхчувственные восприятия как предвидение. В процессе активизации этой чакры человек испытывает огромную радость от расширения собственного сознания, что может иногда приводить к эмоциональной нестабильности. Впрочем, если духовное развитие продолжается, то эта нестабильность времена. При полной активности Манипуры чувство предвидения обостряется, и становятся относительно свободными от субъективных восприятий.
Паранормальные явления, вызванные Манипурой, очень ограниченны и имеют субъективную окраску. На ступени активизации этой чакры человек получает возможность более пристальней всмотреться в окружающий мир, но, тем не менее, он ещё далёк от реального понимания сущности вещей. К примеру, на этом уровне развития человек может видеть зачатки астральной ауры, устанавливая при этом места заболеваний. Но повлиять на эти заболевания, т.е. на ауру, он уже не в состоянии. Такой процесс возможен только при активированных высших центрах.
Анахата – так называется чётвёртая чакра. Иногда её ещё называют сердечной чакрой, т.к. она находится на груди возле сердца, и регулирует систему кровообращения. Этой чакрой контролируется ясновидение и передача мыслей на расстоянии. Это первый центр, который по настоящему заслуживает название оккультного центра, т.к. благодаря ему достигается возможность проникновения в те области сознания, которые не зависят от пяти физических чувств, создающих иллюзию эго. Таким образом, Анахата позволяет переживать такие чувства как вселенская любовь и бескорыстное сострадание ко всему живому. Активизация Анахаты приводит к неимоверному расширению чувств, свободных от каких-либо эгоистическо-персональных переживаний. При активизации сердечной чакры начинают проявляться высшие духовные способности. Это приводит к тому, что человек начинает интуитивно понимать скрытые от простого глаза взаимоотношения элементов, которые ранее казались совершенно обособленными.
После того как разбужена сердечная чакра, а нижние три чакры очищены (что значит их освобождение от подсознательного содержания), приводит человека к полному контролю над своими чувствами и желаниями. Этот переходный момент на пути духовного развития очень важен, т.к. он достигается большим трудом. После этого этапа человек перестаёт ощущать себя оторванным от мира, что происходит благодаря проснувшемуся чувству всеединства мироздания.
Три высших чакры называются Вишудха, Аджна и Сахасрара. Они располагаются на шее, между бровей и на темени, соответственно. Вишудхе подконтрольно дыхание, Аджне – гипофиз и промежуточный мозг, Сахасхаре – вся нервная система. Чтобы разбудить Вишудху нужно освободится от всех земных привязанностей, и полностью обратиться к тонкому уровню бытия. Открытие трёх верхних чакр приводит к тому виду бытия, которое не возможно описать словами, порождёнными интеллектом, который зависим от пяти земных органов восприятия окружающего мира. Можно лишь сказать, что речь идёт о познании истинной реальности. Достижение такого состояния в оккультных науках считается целью существования человека. <…>
Основным направлением моих исследований была проверка возможности нахождения объективных научных методов исследования взаимоотношений между тонким телом, чакрами и нади-системой. В принципе, в современной науке нет таких способов, чтобы установить прямую связь между физическими и нефизическими процессами, т.к. современная наука применяет только физические инструменты. Прежде всего, нужно было установить, какие функциональные зависимости прослеживаются между чакрами и физическим телом. Моя работа не состояла в том, чтобы доказывать существование чакр, а цель заключалась в исследовании влияния чакр на физиологическую систему человека.
Чакры-нади-система очень напоминает своим строением автономную нервную систему человека. <…> Канал Сушумна протекает как раз по тому месту, где располагается позвоночник. Каналы Ида и Пингала играют приблизительно ту же роль, что и симпатическая нервная система. Каждой чакре соответствует свой нервный плексус.7 После того как я принял такую точку зрения за рабочую гипотезу, я попробовал проверить другой иогический постулат, который утверждает, что каждое изменение сознания отражается на работе чакр, что в свою очередь приводит к изменению в нервной (автономной) системе человека. На протяжении пятнадцати лет я проводил различные эксперименты, с целью установить связь чакр с нервными плексусами.
7 Плексус (лат. plexus) – сплетение нервных, кровяных или лимфатических сосудов.
Опыты варьировались по своему строению, но принцип оставался один и тот же. Исследовались три вещи: 1) физиологические системы (к примеру, система пищеварения), 2) корреспондирующий с этой системой нервный плексус (в нашем случае, солнечное сплетение), и 3) соответствующая чакра (в нашем случае это Манипура). Я снимал показания с этих трёх систем, прежде всего, с людей, которые входили в группу «А», реже «В», и затем сравнивал эти показания с группой «С». <…>
С целью определения физиологических процессов в организме обследуемых людей, я применял дермаметр.8 Современная физиология показала, что больные органы выдают электрические импульсы на поверхность кожи. Эти кожные места называют биологически активными точками9 (БАТ). А так как внутренними органами управляет автономная нервная система, то с помощью дермаметра можно отследить работу автономной нервной системы.
8 Дермаметр (от греческого «derma» – кожа) – прибор для измерения электрического сопротивления кожного покрова. Сегодня этот прибор называют прибором Фоля, или ЭАД-прибором, применяемого для измерения биологически активных точек (БАТ) на аккупунктурных меридианах.
9 Хироши Мотояма измерял те биологически активные точки на концах пальцев рук и ног, которые сегодня больше известны как Контрольно-измерительные точки электроакупунктурного диагноза Фоля. С данными точками можно ознакомится на нашем сайте из статьи «Анатомическая топография ЭАД Манделя».
Я стимулировал небольшим электротоком биологически активные точки рук и ног, которые соответствовали определенным внутренним органам, и затем мерил с помощью дермаметра контрольные точки этих органов. Результаты оказались следующими. Члены группы «А» обнаружили преимущественную парасимпатическую10 реакцию на возбуждение. При чём в этой группе лучше всего на возбуждение реагировали такие органы как сердце, желудок и почки (это важно заметить, т.к. эти органы напрямую связанны с чакрами); остальные органы не реагировали на электроимпульсы. В группе «В», наоборот, обнаружилась преимущественно симпатическая реакция тех же органов. Группа «С» не показала никакой реакции на возбуждение электрическими импульсами.
10 Парасимпатическая реакция для сердца выражается в ослаблении сердцебиения, для желез – в усилении секреции, для мускул – сокращение и т.д.
Измерения кровяного давления до стимулирования БАТ и после, а также измерение с помощью полиграфа изменения гальванического электросопротивления БАТ, идущих вдоль позвоночника, также указали на различие реакции автономной системы на симуляцию слабыми токами во всех трёх группах. Результаты такие же, как и в случае с замерами БАТ рук и ног. Все эти опыты указывали на некоторую связь между тонкими органами, чакрами и автономной нервной системой. Хотя связь эта была косвенной.
Гораздо интересней было узнать, сможет ли обследуемый человек с помощью духовной концентрации на той или иной чакре вызвать биотоки в той области тела, где находятся чакры. Эта гипотеза родилась из иогического постулата о том, что чакры являются трансмутаторами энергии. Так как все клетки нашего организма могут рождать слабые токи, то я предположил, что работа чакр может быть установлена с помощью замера биотоков, которые исходят от тела человека. При этом речь идёт о тех индивидуумах, которые твёрдо считают, что та или иная их чакра функционирует. (При этом не следует думать, что чакры излучают некое материальное магнитное поле; то, что активизация сознания на определённой чакре порождает магнитное поле значит лишь то, что эта тонкоматериальная чакра может влиять на физические рефлексы, т.е. на испускание определёнными клетками тела магнитных биотоков). Таким образом, я пришёл к необходимости сконструировать прибор, который был бы способен улавливать магнитные биополя человека.
Сначала я разработал улавливающий электрод, который измерял электромагнитное поле тела, не прикасаясь к нему. Все ранее существующие приборы требовали непосредственного контакта с телом, и мерили при этом очень большие токи – от сотен микровольт до десятков милливольт. Такие большие токи тело не может эмитировать в короткие промежутки времени, поэтому эти приборы работали в сравнительно большом временном интервале.
Рис. 2. Схематическое устройство чакра-прибора
Моя установка состояла из специальной глухой комнаты (без окон), стены которой были экранированы от постороннего магнитного поля. Медный улавливающий электрод закреплялся на подвижной стойке, что позволяло двигать его вдоль тела обследуемого человека. При этом измерялась динамика изменения электрического потенциала между электродом и телом человека. Полученный сигнал усиливался и передавался в выпрямитель, который был подключён к анализатору сигнала, к пишущему устройству по типу ЭКГ, и к простому записывающему устройству.
Первые опыты на этой установке, который я условно назвал чакра-прибор, дали интересные результаты. Улавливающий электрод помещался напротив различных участков тела, и делались измерения. При этом обследуемому человеку предлагалось 30 секунд оставаться в душевно уравновешенном, спокойном состоянии, а затем в течение 30 секунд попробовать сконцентрироваться на излучении собственной энергии из той части тела, где был помещён улавливающий электрод; после этого снова 30 секунд замереть в спокойном состоянии. В тех местах тела, где находились чакры, которые по словам обследуемого человека находились у него в разбуженном состоянии, регистрировался повышенный сигнал. Этот сигнал у группы «А» и «В» был гораздо выше, чем у людей из контрольной группы «С».
Рис. 3. Данные пишущего устройства чакра-прибора
На рисунке 3 представлены данные пишущего устройства чакра-прибора при обследовании одного моего студента, который на протяжении пяти лет занимался йогой. Этот студент утверждал, что он в состоянии в некоторой степени излучать энергию из Аджна-чакры. На показанной записи видна отчётливая разница сигнала до концентрации, во время концентрации, и после неё. Это убедило меня, что этот студент действительно может влиять на эту чакру. Этот же студент утверждал, что его Свадхистхана-чакра также разбужена, но он ещё не способен излучать из неё энергию. Проверка на чакра-приборе подтвердила это утверждение. На рисунке 4 показаны результаты этого теста. Большая амплитуда колебаний указывает на то, что эта чакра разбужена. А отсутствие чёткой границы между периодами спокойствия и концентрации говорит о том, что эта чакра ещё вне контроля. <…>
Рис. 4. Данные пишущего устройства чакра-прибора
Мне пришлось обследовать одну американку, которая говорила, что у неё развита Анахата-чакра, благодаря чему она была способна производить паранормальные явления. Эта женщина ещё в детстве обнаруживала у себя способности к предсказанию. Так, к примеру, за несколько недель до убийства американского президента Д.Кеннеди, она видела эту трагедию во сне. Когда она приехала в Японию, то она случайно встретила человека, с которым у неё образовалась телепатическая связь. После того как эта дама посетила сеансы известного оккультиста Ури Геллера (Uri Geller11), то у неё появилась способность останавливать часы, замедлять или убыстрять их ход. Она могла силой взгляда гнуть железные ложки и ключи. Впрочем, такие феномены в нашем Токийском институте Религии и Психологии можно было часто наблюдать.
11 Uri Heller (1946, Тель-Авив) давал в 70-х годах в разных странах представления, на которых демонстрировал остановку часов, сгибание металлических ложек и ключей. И в наше время Ури Геллер иногда даёт представления в Европе и Америке.
Эта женщина сказала, что при паранормальных проявлениях она чувствует некую энергии в области сердца. Поэтому я решил установить улавливающий электрод чакра-прибора в области сердца. Я попросил её сконцентрироваться на Анахата-чакре. В тот момент, когда она почувствует, что эта чакра излучает энергию, она должна была нажать сигнальную кнопку, что служило знаком для оператора чакра-прибора, который находился в соседней комнате. Прибор зафиксировал общее небольшое излучение, но чёткого порога не было.
Наряду с медным электродом, фиксирующим изменение магнитного поля, мы устанавливали также фотоэлектрод, который улавливал электромагнитные волны светового спектра. Во время проведения экспериментов комната, где находился чакра-прибор, была полностью затемнена. При снятии показаний с этой американки, которая концентрировалась на Анахата-чакре, фотоэлектрод уловил световые волны в области сердца. Каким образом могла эта женщина эмитировать световые волны, мы не знаем. Тем не менее, это научно зафиксированный факт. При проведении экспериментов с этой женщиной проявились ряд паранормальных явлений. В ходе тестов мы подключали также приборы, пишущие электрокардиограмму обследуемого человека. Во время обследования этой женщины у ЭКГ-самописцев гнулись непонятным образом иглы. Кроме того, настенные часы в лаборатории, а также наручные часы ассистента-экспериментатора остановились на 3 часах 15 минут. Это было то время, которое было запланировано у обследуемой женщины для другой встречи вне нашей лаборатории. Были ли связанны эти паранормальные явления с тем, что эта женщина концентрировалась на Анахата-чакре? Может быть.
Работа чакра-прибора показала, что возможно доказать с помощью строго научной методологии, что явления нематериального порядка способны влиять на материальные проявления, иными словами волевая концентрация на определённых местах тела служила причиной электромагнитных излучений. Таким образом, утверждение йогов, что чакры действуют на разных уровнях бытия, можно считать доказанным фактом. Дальнейшее проведение опытов в направлении изучения чакр должно дать науке новые данные о взаимосвязи сознания с материей.
Часть 2. Энергия Чи и китайская система меридианов
4500 лет назад в Китае была открыта тонкоматериальная энергия, которая протекает через физическое тело. Эту энергию назвали «Чи», и дали ей характеристику жизненной энергии, от которой зависит физическая жизнь. <…>
Согласно древней китайской космологии, первоначально единый Абсолют разделился на два аспекта: Инь (Yin) и Янь (Yang).12 Таким образом, постулируется основа всей мистической теории – всё в мире едино по своей сути, и кажущаяся дуалистичность (позитивность и негативность) есть лишь манифестации единого Абсолюта. Эта дуалистичность суммируема и относительна. Позитивное может существовать, пока существует отрицательное, и наоборот. Дуализму не знакома мораль, т.к. речь идёт о слепых фундаментальных законах природы, по которым создана сама эта природа, и согласно которым она существует. Кроме того, природе свойственно стремление к поддержанию равновесия между позитивным и негативным. Как только наступает разновесие начал, то происходит выявления зла и дисгармонии.
12 Согласно теософии Абсолют при своих манифестациях разделяется на материальное и духовное начало, поэтому аналогом для китайских Инь и Янь служит материальное и духовное начало. К сожалению, распространено ошибочное представление о китайских Ине и Яне как о Добре и Зле. Эта грубая ошибка, т.к. природа никогда не нуждалась во зле, чтобы прибывать в гармонии и динамичном развитии. Смотри по этому поводу параграф 306 из книги Беспредельность, часть 1: «<…> Как же не признать, что закон равновесия не есть закон, равно утверждающий зло и добро! И неравновесие Света и тьмы дает человечеству ту ожидаемую формулу жизни. Конечно, жизнь настолько неуравновешенна, что разные поводы дают утвержденную видимость. Но нужно проникнуться тайною жизни, чтобы понять, что среди удушья эманаций планетных все же есть мощь, налагающая преобладание токов тонких энергий. В других эпохах, более очищенных, эти энергии могли быть устремлены на созидание лучших ступеней. Но в наше утвержденное явленное время Мы, Братья человечества, напрягаем энергии для поддержания планеты. Так преобладание добра над злом живет в Космосе, и вся беспредельная жизнь дышит им, как Огонь Пространства!» (прим. ред.)
Человеческое тело рассматривается той же китайской философией как микрокосмос, т.е. как уменьшенная копия вселенной, которая есть макрокосмос. Поэтому человеческое тело также подвержено закону дуализма – закону взаимодействия негативных и позитивных сил. Этот закон проявляется во всех физиологических функциях организма. К примеру, полярность действий симпатической и парасимпатической нервных систем, или ионизация метаболических процессов, или расширение и сужение сосудов и т.д. Но китайская медицина утверждает, что для человеческого тела гораздо важнее, чем физиологические процессы, является взаимодействие между двумя аспектами энергии Чи – между Инь и Янь.
Китайские представления об энергии Чи развились из наблюдений над особенностями человеческого тела, которые оставались долгое время непознанными западной медициной. Об этом развитии неплохо пишется в одной книге, посвящённой акупунктуре. В частности там пишется: «Некоторым неизвестным способом китайцы установили, что имеется некоторые точки тела, которые обнаруживают повышенную чувствительность при заболеваниях внутренних органов, или отклонениях в функционировании тех или иных жизненных систем. У разных пациентов, страдающих одинаковыми заболеваниями, эти точки находились в одинаковых местах. Наблюдая за этими точками, можно было безошибочно установить состояние здоровья человека.»13 Постепенно было обследовано всё тело человека, и составлена карта соответствия чувствительных точек с органами и функциями организма. Точки были сгруппированы по принадлежности к тем или иным органам. Эти точки соединили линиями, благодаря чему появились меридианы, или по-китайски чинг (ching).
13 The Layman's Guide to Acupuncture; Y.Manaka, I.Urquhart, New York, Weatherhill, 1972.
Китайцы утверждают, что энергия Чи имеет два аспекта – положительный и отрицательный. Взаимодействия этих двух аспектов регулирует процессы в физическом теле. Если равновесие между этими двумя аспектами Чи-энергии нарушено, то это приводит к физическому или психическому заболеванию человека.
Задачи акупунктуры состоит в том, чтобы восстановить правильное течение Чи-энергии в теле. Там, где её слишком много, она направляется по меридианам туда, где её не достаточно. Основные меридианы, которые открыли китайцы, очень похожи на индийские меридианы нади-системы, которые воспринимаются индийскими йогами на тонком плане. Это удивительно, т.к. две разные культуры, две разные точки зрения на человеческое тело – одно физическое, другое тонкоматериальное, – приводят к одному и тому учению об организме как об энергетической системе. <…>
Сами китайцы не могут объяснить, почему иглотерапия ведёт к излечению. Они просто лечат и всё. Оккультисты же утверждают, что тонкоэнергетическая модель человека является посредником между духом и телом. В любом случае, я заинтересовался исследованием Чи-энергии, протекающей по акупунктурным меридианам. Это исследование должно было прояснить связь сознания с телом. К необходимости этих исследований я подошел довольно необычным способом. <…>
Одной из моих обязанностей в религиозной общине в Токио, в которую я входил, было проведение терапевтических консультаций среди общинников. При этом я сознательно пробовал активировать Манипура-чакру, находящейся в области желудка. Я делал это с целью достичь лучшего понимания физических и эмоциональных причин тех проблем, с которыми я сталкивался при осмотре людей. Так продолжалось в течение трёх лет. По истечении этого срока я стал замечать некоторое нервное напряжение, которое возникало при этих консультациях. Но я не обращал должного внимания на эти знаки. Скажу, что с детства я не имел никаких серьёзных проблем со здоровьем.
Приблизительно в это же время я был приглашён индийским университетом города Андхра (Andhra) прочитать лекцию на тему физиологических процессов, которые сопровождают изменение состояний сознания. Несмотря на плотный график этой поездки, я использовал всё свободное время для работы по обследованию индийских йогов.
В результате такого напряженного многолетнего графика я заработал язву желудка, которая сопровождалась экземой (покраснением) в передней области ног от колена и ниже. Сначала я никак не связывал экзему с заболеванием желудка, но затем вспомнил, что акупунктурный меридиан желудка проходит как раз по той передней части ног, в которой у меня образовалась экзема. Я заинтересовался этим совпадением.
Рис. 5. Меридиан желудка
После возвращения домой в Японию я сделал рентгеновский снимок живота. Язва желудка подтвердилась. Я обследовал специальные кожные зоны на животе и спине, которые, как известно физиотерапевтам, обнаруживают повышенную чувствительность при заболеваниях желудка. После того как я обратился к книгам по акупунктуре, я с удивлением обнаружил, что эти самые пункты имеются и в китайской иглотерапии. Я был восхищён этим совпадение, т.к. новейшие знания физиологии подтвердили древнюю китайскую науку. Но самым интересным было то, что современная нейротерапия не могла объяснить мою экзему на ноге. А китайская акупунктура могла.
Мои собственные ощущения заставили меня предположить, что заболевание желудка было спровоцировано усиленной концентрацией на Манипура-чакре. Заболевание желудка выразилось в недостаточности Чи-энергии, что, в свою очередь, спровоцировало недостаточность этой же Чи-энергии в меридиане желудка. Недостаточность Чи-энергии в меридиане желудка вылилось в экзему в нижней части этого меридиана, который проходит по ноге. Я предположил, что Чи-энергия является посредником между физическим и тонким телами. Перед моим духовным взором выстраивалась цельная цепочка взаимодействий между чакрами, тонким телом, сверхчувственным восприятием, Чи-энергией и физическим сознанием. Я решил изучить акупунктуру более основательно. После того как я полностью освоил акупунктурную науку, я приступил к проведению ряда экспериментов с целью доказать существование меридианов с научной точки зрения.
Восточная медицина утверждает, что для поддержания жизнеспособности физическому телу в период между его рождением и смертью необходимо три вида энергии. Высшая форма энергии вливается в тело через лёгкие путём вдыхания кислорода; эта энергия работает в сердце и лёгких. Средняя форма энергия входит в тело через органы пищеварения с питанием; эта форма энергии концентрируется в области живота. Нижняя форма энергии входит в тело через урогенитальные органы при выделении переваренной пищи.
Китайская акупунктура описывает 12 парных меридианов, по которым течёт Чи-энергия. Эти меридианы питают внутренние органы, по которым они и получили свои названия. Таким образом, имеются следующие меридианы: лёгких, толстого кишечника, желудка, селезёнки и поджелудочной железы, сердца, тонкого кишечника, мочевого пузыря, почек, желчного пузыря, лёгких. Кроме того, есть ещё меридиан, который назван «Трижды горячий». Этот меридиан не имеет аналогий в западной медицине.14 Он контролирует все три формы Чи-энергии по всему телу. Он не имеет соответствующего органа в физическом теле. Как предполагается, этот меридиан управляется чакрой Свадхистхана. Как утверждают индийские мистики эта чакра контролирует все физиологические процессы нашего физического тела. <…>
На меридианах лежат точки, по которым можно определить состояние того или иного органа, или его частей. Кроме того, есть точки, лежащие около позвоночника,15 по которым можно диагностировать каждый меридиан в отдельности. Самое интересное, что между акупунктурными точками и органами не существует связи по нервным каналам. <…>
14 Здесь Мотояма владеет не полной информацией. К примеру, в немецкой ветви китайской иглотерапии – в Электроакупунктуре по Фолю (ЭАД) – этот меридиан полностью расшифрован и назван вторым названием – эндокринный меридиан. Общее управляющее влияние эндокринной системы на общую психику человека известно. Поэтому восточная (японская) точка зрения Мотоямы об этом меридиане как об общем регуляторе вполне подтверждается западной моделью акупунктуры, в частности ЭАД.
15 Речь идёт о точках соответствия на второй ветви Меридианы мочевого пузыря.
* * *
Для измерения энергии меридианов мне нужен был аппарат, который бы одновременно снимал показания со всех акупунктурных меридианов на руках и ногах. Такой прибор был создан в моём институте в Токио. Я назвал его так: аппарат для измерения функции меридианов и соответствующих внутренних органов. Этот акупунктурный прибор базировался на компьютерной обработке данных. Сначала двадцать восемь электродов присоединялись к контрольным акупунктурным точкам (биологически активные точки – БАТ) рук и ног, по которым проходят двадцать восемь акупунктурных меридианов. Затем на электроды подавался постоянный ток с напряжением 3 Вольта. Компьютер мгновенно регистрировал начальное сопротивление БАТ. Это начальное сопротивление даёт показания о метаболическом состоянии организма. После некоторого время прохождения тока через БАТ, устанавливается конечное сопротивление контрольных акупунктурных точек, что указывает непосредственно на состояние энергетики конкретного меридиана. Разница между этими двумя показателями, т.е. начальным и конечным напряжением, показывает индивидуальную величину соотношения внешнего мира и внутреннего энергетического состояния человека.
Рис. 6. Акупунктурный прибор – прибор для замера энергетики меридианов
С помощью этого акупунктурного прибора в течении нескольких лет мы сняли данные с более чем 5000 человек. Все данные были обработаны на одном и том же компьютере, по одной и той же программе. Поэтому можно говорить о точном сравнительном результате всех обследованных лиц. Именно с помощью этого прибора, а также чакра-машины, мне удалось установить связь между определенными чакрами и акупунктурными меридианами, по которым, согласно традиционной китайской медицине, течёт живительная Чи-энергия. <…>
Модель связи чакр с Чи-энергией может послужить науке неким прототипом для выяснения связи между сознанием и материей. Я использовал специальные приборы – чакра-аппарат и прибор для замера меридианов – с целью исследований взаимосвязи между чакрами и акупунктурными меридианами. После многолетних исследований среди трёх групп людей, которые обладали разными уровнями развития паранормальных способностей, я пришёл к твёрдому убеждению, что духовно развитому организму присуще более широкая область активности автономной нервной системы, чем у духовно неразвитых организмов. Поэтому я выдвинул гипотезу, что автономная нервная система находится в неразрывной связи с деятельностью чакр.
Далее я предположил, что акупунктурная система меридианов состоит в более тесной связи с тонкоматериальным естеством человека, чем с его физической частью. Чтобы исследовать эту гипотезу я обследовал с помощью акупунктурного аппарата около 5000 человек. Все они были подразделены на три группы, которые я упоминал выше. По результатам обследований можно сделать следующие выводы.
Если «разбужена» какая-то чакра, то в меридианах, которые соответствуют этой чакре, обнаруживается нестабильность (прежде всего, переполненность энергией). Это касается как естественно раскрытых чакр, так и тех случаев, когда чакры раскрываются принудительным, волевым решением человека.
С помощью акупунктурного прибора, который я применял, очень легко было установить изменение в меридианах в тех случаях, когда были активированы либо Манипура-чакра, либо Анахата-чакра.
Манипура-чакра является наиболее «популярным» центром у людей с развитыми паранормальными способностями. Обследование таких людей показало что, Манипура-чакра напитывает энергией Меридиан желудка и Меридиан селезёнки и поджелудочной железы, благодаря чему Манипура-чакра контролирует на физическом уровне такие системы как пищеварение, подсознание и эмоции. Если кто-то находится в состоянии активации Манипуры-чакры, то у него, прежде всего, начинаются проблемы с желудком и эмоциональной нестабильностью.
Иогическая литература указывает, что некоторые паранормальные способности, такие как сознательно управляемое целительство, связанны с Анахата-чакрой, а те же способности, но неконтролируемые – с Свадхистхана-чакрой. На опыте по измерению меридианов было установлено, что целители, которые могут контролировать свои способности, обнаружили активность в Меридиане почек, в Меридиане мочевого пузыря и в Меридиане перикарда. Те целители, которые не могли регулировать свои паранормальные способности, показали активность только в Меридиане почек и Меридиане мочевого пузыря.
Несколько примеров. Я обследовал одну женщину, у которой я предполагал открытие Свадхистхана-чакры. Перед тем как провести опыты с этой женщиной на чакра-аппарате, я проверил её на акупунктурном аппарате. Замеры показали существенную недостаточность энергии в Меридиане трёх тел16 и небольшой переизбыток энергии в Меридиане лёгких.
После того как я установил принимающий электрод чакра-аппарата напротив точки соответствия Меридиана трёх тел, находящейся на второй ветке Меридиана мочевого пузыря возле позвоночника17 – как раз напротив предполагаемого места нахождения Свадхистханы-чакры, то чакра-аппарат уловил излучение электромагнитных волн с частотой порядка 1-80 Герц при довольно высоком потенциале – около 100 милливольт. Когда же я провёл замеры на этом же уровне, но спереди туловища, то чакра-аппарат уловил электромагнитные волны с частотой 100-1800 Герц при сравнительно низком потенциале.
Когда же я замерил электромагнитный поток из точки соответствия Меридиана лёгких,18 то я установил обратную связь – спереди туловища излучались электромагнитные волны менее высокой частоты, чем сзади; при этом отношение потенциалов было также обратным – сзади низкий, спереди высокий. Кроме того, важно заметить, что такое соотношение частот и потенциалов в зависимости от стороны туловища сохранялось в остальных точках соответствия других меридианов как и в Меридиане лёгких.
16 Эндокринный меридиан по Фолю.
17 Между точками L1 и L2 по Фолю.
18 Находящейся между Th3 и Th4 по Фолю.
Кстати, интересно заметить, что акупунктурные точки соответствия возле позвоночника никаким известным нейрофизиологии способом не связанны с контрольно-измерительными точками акупуктурных меридианов на кончиках пальцев конечностей. Тем не менее, с помощью чакра-аппарата и акупунктурного прибора эта связь легко доказывается.
Из выше приведённого опыта видно, что при некой активной чакре (в выше показанном случае это Свадхистхана-чакра), наблюдается отклонение от нормы в соответствующем меридиане (в нашем случае это Меридиан трёх тел). Спинной отдел на уровне чакр указывает на акупунктурные точки соответствия, лежащие на второй ветви Меридиана мочевого пузыря (в нашем примере это акупунктурный пункт соответствия Меридиана трёх тел). Спинной отдел позвоночника на уровне этой чакры излучает низкочастотные электромагнитные волны с высоким потенциалом. Такое соответствие наблюдалось мной у многих людей. <…>
Другой пример. Я обследовал одного человека, который обнаруживал на чакра-приборе активность Манипура-чакры. Перед этим обследованием я снимал с него показания на акупунктурном аппарате, который показал, что у этого человека наблюдается резкое отклонение от нормы в Меридианах желудка и селезёнки-поджелудочной железы, которые по всей видимости коореспондируют с Манипура-чакрой. При этом обследуемый не жаловался ни на какие боли в желудке, и позже у него не было проблем в этой области. Таким образом, я заключил, что ненормальное состояние этих меридианов вызвано именно активностью Манипуры-чакры.
Другое обследование. Когда я замерил акупунктурным прибором показания у женщины с высокими паранормальными способностями, которую я описывал выше как способную излучать свет из области Анахата-чакры, то обнаружилось отклонение от нормы в трёх меридианах – в Меридиане перикарда, в Меридиане желудка и в Меридиане селезёнки-поджелудочной железы. Эти показания говорили, что у этой женщины были активны две чакры – Манипура и Анахата.
Я уже говорил, что мощнейшие паранормальные явления могут быть достигнуты только через высшие чакры – такие как Анахата и выше. К примеру, я обследовал одного католического священника по имени патер Францис мак Натт (Francis McNutt). Этот священник пользовался мировой славой благодаря своей способности массовых излечений людей, приходящих к нему на проповеди. Он утверждал, что массовые излечения происходят лишь благодаря милости Иисуса Христа, и что он есть лишь канал, по которому эта милости изливается. После того как я снял замеры с акупунктурных точек на пальцах ног и рук патера Франциса, то я получил неопровержимые доказательства развития его Анахата-чакры: Меридиан сердца и Меридиан перикарда показывали исключительно повышенную энергетику. То есть его способность к массовому целительству объяснялась именно активностью Анахата-чакры.
Я встречал много подобных случаев. К примеру, однажды в мой институт в Токио зашёл один человек с паранормальными способностями, который жаловался, что его сердце начинает сильно биться, перед тем как происходит такой феномен как волевое сгибание металлических предметов. Он замечал это своё состояние много раз, но не знал, что оно значит. Я замерил его на акупунктурном приборе и установил, что его Меридиан сердца показывает сильную нестабильность. Во время паранормальных феноменов его Меридиан сердца показывал скачкообразное повышение энергетики, что говорило о том, что его Анахата-чакра активна, но не стабильна.
На связь паранормальных явлений и сердца указывают и многие другие научные данные. К примеру, известен случай, когда одна русская женщина по имени Нина Кулагина показывала в присутствии многих учённых и кинокамер свои высокие паранормальные способности. Она была в состоянии силой взгляда поднимать в воздух теннисный шарик, а также могла передвигать тяжёлые предметы по столу с помощью пассов рук. Во время таких опытов с неё снимались физиологические показания, согласно которым следовало, что во время паранормальных феноменов её пульс ускорялся до 240 ударов в минуту, что в два раза превышало норму. Эти факты говорят о неоспоримой связи сердца со сверхнормальными феноменами.
Однажды мне привелось посетить одну конференцию по психотронике в Токио, во время которой один известный французский психо-иллюзионист по имени Жан-Пьер Жерар (Jean-Pierre Gerard) показывал свои способности силой взгляда передвигать предметы по столу. Я предложил замерить у него пульс, и предсказал, что он будет повышенным. После замеров пульса Жан-Пьер Жерар моя гипотеза подтвердилась, что вызвало удивление у присутствующих учённых. На самом же деле здесь нет ничего удивительного.
За свою практику я долго и скрупулезно изучал много различных целителей. И мне кажется, что большинство из них исцеляют людей благодаря отдачи своим пациентам некой сверхэнергии,19 которую они принимают из пространства в свою сердечную чакру. В этом случае сердечная чакра – Анахата – служит своего рода трансформатором, который способен принять и трансмутировать некую загадочную сверхэнергию. Большое количество опытов, которые я провёл с различного рода целителями, заставили меня сделать предположение, что эта сверхэнергия передаётся от Анахата-чакры целителя через его Меридиан перикарда к кончику среднего пальца, по которому проходит этот меридиан, к пациенту. Или же эта передача энергии происходит через ладонь, по середине которой проходит тот же Меридиан кровообращения. <…>
19 В Агни Йоге эта сверхэнергия называется Психической Энергией.
Фактические данные натолкнули меня на предположение, что передача Чи-энергии, которая течёт по меридианам, и которая влияет коренным образом на здоровье человека, может быть доказана экспериментальным путём. Для этого я сделал следующий опыт. Я пригласил одного человека, у которого на акупунктурном аппарате прослеживалось нестабильное состояние здоровья, что было видно из нестабильности в некоторых меридианах. Я решил положительно повлиять на здоровье этого пациента путём мысленной передачи моей Чи-энергии через мою Анахата-чакру по направлению к пациенту. Чтобы не помешать опыту, я, естественно, моему пациенту ничего не сказал.
Перед тем как я начал излучение моей энергии, были проведены пять серий замеров меридианов пациента с равным промежутком времени между замерами. Все данные записывались и обрабатывались на компьютере. Как показали последующие вычисления, мой пациент показывал нестабильность в четырёх меридианах. После того как я начал незаметное для пациента излучение моей энергии на небольшом расстоянии от него, замеры его меридианов продолжались в тех же условиях и с теми же промежутками времени, что и раньше. Во время мысленной передачи энергии мне показалось, что я нашёл контакт с пациентом. Замеры меридианов пациента во время опыта подтвердили моё чувство – недостаточность энергетики меридианов пациента была восстановлена, и нестабильность прекратилась в трёх из четырёх меридианов. Таким образом, я показал, что Чи-энергия может передаваться одним человеком другому не только при физическом контакте во время акупрессуры или во время процесса наложения рук, но и при мысленной передаче. <…>
Тот факт, что сверхэнергия может передаваться посредством волевой посылки, натолкнул меня на мысль, что эта энергия может также передаваться неконтролируемым образом при социальных контактах двух и более людей. Если на умственном уровне людям кажется, что они отделены друг от друга некой плотной стеной безразличия, то на самом деле, как показали последующие опыты, все люди связанны в единое целое, которое представляет собой общий постоянный энергетический обмен, происходящий на тонком уровне.
Для исследования обмена энергии на тонком уровне я использовал акупунктурный аппарат, т.к. мне было ясно, что акупунктурная система меридианов гораздо ближе к тонкому уровню, чем к физическому. Я произвольно выбирал пары незнакомых друг другу людей, и сначала проводил замеры их меридианов, в то время когда исследуемые находились одни в лаборатории. Затем я помещал обоих обследуемых людей в одну лабораторию, и продолжал замеры в меридианах. При этом обследуемые не произносили не слова, и внешние факторы и состояние обследуемых были одинаковы как в первой, так во второй лаборатории. Несмотря на кажущееся отсутствие коммуникации, акупунктурным прибором было установлено изменение энергетического уровня в меридианах. Я приписываю этот факт только непосредственному бессознательному обмену Чи-энергией двух рядом находящихся людей. Многочисленные повторы таких опытов приводили к одним и тем же фактам, изложенными выше.
Конечно, удивительный факт передачи на расстоянии сверхэнергии волевым или бессознательным способом, заставляет человека, который узнал об этом впервые, сильно удивляться. При этом возникают глубокие мысли о том, насколько мы все друг от друга зависимы в нашей повседневной жизни, хотим мы этого или нет.
Я провёл подобные эксперименты не только с незнакомыми людьми, но с теми людьми, которые были связанны между собой родственными отношениями (к примеру, мать – ребёнок, отец – ребёнок, старшие братья и сёстры – младшие братья и сёстры). После статистической обработки данных этих экспериментов, выяснилось, что наибольшее изменение уровня Чи-энергии в меридианах было зафиксировано у тех обследуемых, которые в семье имеют статус получателей, т.е. детей, если брать отношение родители-дети, или младших братьев и сестёр, если рассматривать отношение между детьми одних родителей. При этом у этих «получателей» при нахождении рядом с «донорами» (т.е. родителями, старшими братьями и сёстрами) наблюдалась восстановление энергетики в тех меридианах, в которых при одиноком обследовании обнаруживалось нестабильность или недостаточность. Этот факт наталкивает на гипотезу, что передаваемая Чи-энергия направляется «потребителем» на подсознательном уровне на лечение собственных больных органов и функций организма, что регистрируется в улучшении энергетики меридианов этого «потребителя».
Проведя подобные эксперименты с бессознательным взаимовлиянием между членами группы А, В и С, я установил интересную закономерность. Выяснилось, что члены группы А (сильно духовно развитые) оказывали наибольшее влияние на членов группы В (средне духовно развитые), чем на членов группы С (низко духовно развитые). Этот факт говорит о том, что взаимосвязь или сотрудничество между духовными людьми будет тем сильнее и успешнее, чем ближе уровни их духовного развития.
Из всего ряда экспериментов с группами А, В и С можно заключить, что наиболее часто встречаемыми меридианами, в которых наблюдались изменения, являются Меридиан почек, Меридиан сердца, Меридиан трёх тел, Меридиан мочевого пузыря. При чём Меридиан трёх тел и Меридиан почек показали себя как наиболее часто встречающееся меридианы, по которым происходит приём энергии. <…>
Из экспериментов стало ясно, что энергия, которая течёт по меридианам, очень легко передаётся от одного человека к другому. При этом на бытовом уровне этот процесс происходит неконтролируемым самопроизвольным образом. А если кто-то овладел контролем над передачей этой энергии, то он становится целителем, хотя бы и не осознавая весь процесс передачи сверхэнергии.20
20 Таким образом можно ввести контроль-проверку над народными целителями на государственном уровне; для этого нужно просто снять замеры меридианов с пациента, который лечится у некоего народного целителя, до и после сеанса излечения; если у пациента нормализуется энергетика в меридианах, то это будет верным знаком благотворности целителя; если же не нормализуется, то у такого «целителя» нужно изъять лицензию на врачебную практику (или отказать в выдаче таковой); а если энергетическое состояние в меридианах пациента после сеанса лечения только ухудшится, то такому «лекарю» вообще необходимо запретить заниматься целительством даже на любительском уровне, т.к. он есть никто иной как энергетический вампир; как правило, такие вампиры не успокаиваются, т.к. они все одержимые, поэтому необходимо ввести на государственном уровне отдел при санэпиднадзоре по борьбе с такими энергетическими вампирами; к сожалению, на сегодняшний день эти вампиры занимают много кабинетов в лечебных учреждениях, а также на полосах всех газет по объявлению в целительстве и гадании; государство должно заботится о здоровье нации самыми эффективными методами, поэтому необходимо как можно скорее ввести контроль над народными целителями и прочими экстрасенсами при государственном санэпиднадзоре.
Физиология чакр Хироши Мотоямы с точки зрения Живой Этики
Первая важная мысль Мотоямы – он полностью относит 14 меридианов китайской акупунктуры к астральному телу. Как известно из иглотерапии, на кожном покрове вдоль меридианов находятся биологически активные точки (БАТ), которые связанны акупунктурным энергетическим каналом-меридианом с определённым органом внутри тела. Обратимся к 297-ому параграфу книги Сердце: «Учитель радуется, когда явление ощущения тонкого тела в оболочке земной становится явным. Справедливо при утончении сознания чувствовать, как наша сущность заключена в плотную оболочку. Конечно, явление боли неизбежно, когда тонкое тело соединяется с системою нервов на поверхности тела». Из подчеркнутого текста видно, что действительно тонкое (астральное) тело соединяется с поверхностью физического тела в определённых точках. Как знает сегодняшняя медицина, такими биологически активными точками (БАТ) являются акупунктурные точки. То есть гениальная догадка Мотоямы о принадлежности акупунктурных меридианов астральному телу полностью подтверждается Агни Йогой.
Другое важное открытие, которое сделал Мотояма – это изучение свойств китайской акупунктурной Чи-энергии, которая по представлениям традиционной китайской медицины течёт по энергетическим акупунктурным меридианам. Мотояма пишет: «Таким образом, я показал, что Чи-энергия может передаваться одним человеком другому не только при физическом контакте во время акупрессуры или во время процесса наложения рук, но и при мысленной передаче». Эти два свойства Чи-энергии – передаваться при физическом контакте или при мысленной передаче – присущи Психической Энергии человека. Поэтому можно смело поставить знак равенства между этими энергиями: китайская Чи-энергия есть Психическая Энергия Агни Йоги. Следующий вывод Мотояма также подтверждает идентичность этих энергий: «Тот факт, что сверхэнергия может передаваться посредством волевой посылки, натолкнул меня на мысль, что эта энергия может также передаваться неконтролируемым образом при социальных контактах двух и более людей. Если на умственном уровне людям кажется, что они отделены друг от друга некой плотной стеной безразличия, то на самом деле, как показали опыты, все люди связанны в единое целое, которое представляет собой общий постоянный энергетический обмен, происходящий на тонком уровне». Такими же свойствами обладает и Психическая Энергия – она передаётся при помощи волевой посылки, а также может передаваться неконтролируемым образом при социальных контактах двух и более людей при простом соприкосновении излучений ауры.
Из работ Мотоямы следует, что ученые, изучающие Психическую Энергию, получают ещё один аппарат для опытного исследования этой энергии. Акупунктурный прибор, способный снимать показания со всех акупунктурных меридианов тела, даст общую картину не только Чи-энергии, но и общего состояния Психической Энергии человека.
Источник: http://psy-energy.info/index.php/psikhicheskaya-energiya/chelovek/92-fiziologiya-chakr-khiroshi-motoyamy
Йогический опыт Хироши Мотоямы
Мотояма, автор книги «Теории чакр: мост к высшему сознанию» (1981), начал заниматься практиками духовного развития в очень юном возрасте. Его брали в японские храмы и к местам поклонения и обучили буддийским сутрам и молитвам синто в четыре года. Он часто читал их вместе со своей матерью и кормилицей по четыре часа без перерыва. Он пишет, что в детстве и сам он узнал на своем опыте о существовании нечеловеческих существ, которые обитают в высших измерениях (их он не описывает).
В возрасте 25 лет он начал ежедневно заниматься йогой, начиная с асан в 3 часа утра, и сидел по три-четыре часа, выполняя пранаяму и сосредоточиваясь на определенных чакрах. Его тело и ум стали наполняться необычайным количеством энергии, и постепенно его физическое и психическое состояние изменилось. За шесть месяцев исчезли проблемы с желудком и ушами, от которых он ранее страдал, а также он перестал быть нервным. Позже у него появились новые ощущения:
У меня возник зуд в области копчика, покалывание во лбу и макушке, а также чувство жара в нижней части живота. Я слышал, словно пчелы жужжат вокруг копчика В обычной, повседневной жизни мое обоняние стало таким чувствительным, что я просто не мог выносить неприятных запахов. [64]
Такие ощущения продолжались два или три месяца. Потом, однажды, выполняя пранаяму, он почувствовал в области чакры свадхиштханы «лихорадочное» ощущение, словно там смешались огонь и лед, и это сопровождалось видением белого пара. Месяц или два спустя Мотояма увидел у себя в животе идеально круглый малиновый огненный шар. В это время его начали посещать вещие сны, у него возникли экстрасенсорные восприятия, а желания его стали сами собой исполняться. Он стал чрезвычайно чувствителен, как в физиологическом, так и в психическом смысле, так что малейший шум во время медитации пугал его. Эмоции его потеряли стабильность, он легко приходил в возбуждение. Мотояма говорит, что свадхиштхана контролирует мочеполовую систему и надпочечники и связана с акупрессурными меридианами почек, мочевого пузыря, мочевых органов и тройного обогревателя. Поэтому он считает, что нарушения нормального функционирования этих меридианов могут указывать на повышение активности чакры свадхиштханы. Пройдя медицинский осмотр, он обнаружил у себя явные нарушения по меридианам почек и мочевого пузыря, хотя болезненных проблем не возникало.
Через несколько месяцев, медитируя, как обычно, перед алтарем, он почувствовал в нижней части живота особо беспокоящие ощущения и «увидел там посреди облака белого пара сферу из черновато-красного света, похожую на шаровую молнию, которая вот-вот взорвется. Внезапно сила неимоверной мощи промчалась по позвоночнику до макушки, и хотя длилось это не более двух секунд, тело мое поднялось над полом на несколько сантиметров. Я пришел в ужас. Все тело горело и жестокая головная боль не давала мне ничего делать целый день. Два или три дня продолжалось лихорадочное состояние. Мне казалось, что голова взорвется от энергии. Я получал облегчение только тогда, когда ударял себя по макушке вокруг того места, которое называется «Вратами Брахмы». [65]
Он продолжал заниматься йогой, постепенно стало улучшаться пищеварение и начал отступать гастроэнтерит, а также возник ряд новых ощущений в области живота. Он часто видел «центр красноватого света в пупке, который становился ярко-белым и казался намного ярче солнца. У меня начинала кружиться голова и минут десять я ничего не видел. Я начинал видеть пурпурный свет, исходящий из точки между бровями или сияющий внутри живота». [66] Он видел призраков и духов, некоторым из которых он помогал молитвами, некоторые приносили ему чувство покоя, а другие влияли на него отрицательно и усиливали эмоциональную неустойчивость. Иногда он заболевал или начинал сердиться без причины, а однажды неделю пролежал в постели с высокой температурой. У него возникли парапсихологические способности, такие, как ясновидение, телепатия и духовная интуиция.
Однажды, играя со стариком в игру, которая несколько напоминала спиритический сеанс, он впал в полутрансовое состояние. Тело его как будто окунулось в пламя и стало обильно потеть, а правая рука начала неистово метаться. А затем перед ним развернулось сверхчувственное видение человека из древних времен, вождя племени, который хотел показать ему место, в котором он жил в прошлой жизни. На следующий день Мотояма, катаясь на велосипеде, обнаружил то место, которое ему было указано в трансе.
Через два года после начала процесса пробуждения Мотояма стал чувствовать боль в области грудины, на середине груди, а также замечать, что сердце его функционирует ненормально. Однажды ранним утром, когда он занимался процедурой водного закаливания (поливая обнаженное тело ледяной водой), горячая волна поднялась от копчика к сердцу по позвоночнику. В груди стало жарко, а сердце превратилось в сияющее золото. Затем энергия двинулась к макушке и стала ярко-белого цвета. Она не остановилась в голове и вышла через макушку в высшие измерения. Он сознавал, что его физическое тело стоит на холоде, в то время как его сознание в высотах поклоняется божественному. Мать Мотоямы, наблюдавшая за ним в эти моменты, говорила, что его макушка и сердце светились золотым светом. Сам он считает, что так произошло открытие анахаты. После этого у него появились способности целителя, исчезла привязанность к мирским вещам, и он стал убежденным оптимистом, так как внутри был спокоен и свободен.
Открытие чакры вишуддхи произошло четыре или пять лет спустя, когда он начал концентрироваться на ней во время пранаямы. Вскоре в горле возникло раздражение и затруднилось дыхание. Через несколько месяцев он увидел темно-пурпурный свет вокруг головы. Сознание тела исчезло, он стал совершенно спокоен и погрузился в состояние небытия. Позже он столкнулся с ощущением ужасающей пустоты и испытал такой страх, что хотел даже прекратить заниматься йогой, и некоторое время его преследовали видения отвратительных существ, похожих на демонов.
Со временем он преодолел страх и мог наслаждаться полным покоем и тишиной, свободно работать в мире, не испытывая привязанности к результатам своей работы, и видеть прошлое, настоящее и будущее в одном измерении. У него возникла способность видеть прошлые, настоящую и будущие жизни других людей, улучшился слух, хотя с детства он страдал воспалением барабанной перепонки обоих ушей, причем левая барабанная перепонка у него была удалена.
Пробуждение чакры аджны началось при сосредоточении на ней и одновременном сосредоточении внимания на ОМ. Он выполнял это по часу каждый день на протяжении нескольких месяцев, и потом почувствовал подъем Кундалини. Нижняя часть живота стала твердой, как камень, а дыхание таким редким, что почти прекратилось. Казалось, что верхняя часть тела исчезла. Аджна завибрировала, и он погрузился в темно-пурпурный свет, в то время как из точки между бровями выходил яркий белый луч. Мотояма услышал зовущий его голос, отдававшийся эхом, словно в горном ущелье. Он погрузился в экстаз, и перед ним открылся божественный символ силы. С открытием этой чакры пришел глубокий покой и состояние расширенного и углубленного сознания, при котором он видел прошлое, настоящее и будущее одновременно.
По свидетельству Мотоямы, верхняя чакра, сахасрара, пробудилась у него уже через год после того, как он стал практиковать йогу, во время занятия по даосской методике, называемой шошутен, связанной с циркуляцией энергии по верхней части тела. Внутренним зрением он увидел, что сахасрара и две или три другие чакры светятся, а затем золотой свет начал входить и выходить через макушку, которая словно стала выше на десять-двадцать сантиметров. Он увидел на своей голове голову Будды, сияющую синим и пурпурным светом. Из нее и внутрь нее через макушку струился золотисто-белый свет. Он услышал сильный, но мягкий голос, и понял свое предназначение, свои прошлые жизни, свое духовное состояние и многое другое.
КОММЕНТАРИЙ
В этой биографии упоминаются многие явления...: сознавание движения энергии, свет, внутреннее зрение, видение Будды и других существ, необыкновенные психические способности, страх, внетелесные переживания, воспоминания о прошлых жизнях и чувство экстаза. Она уникальна в смысле тщательного исследования явлений, происходящих при открытии каждой чакры. Описание многих подобных явлений можно часто найти в литературе, но без такого четкого соотнесения их с процессами открытия чакр. Мотояма не указывает, что работал с кем-то из духовных учителей, кроме своей матери, у которой тоже произошло несколько подобных открытий и которая иногда была рядом с ним во время пробуждения его чакр. Однако он придерживался строгой дисциплины и аскетизма и усиленно медитировал на протяжении нескольких часов ежедневно до начала, а также на протяжении процесса пробуждения.
Источник:https://www.sunhome.ru/psychology/15521