ПОЭЗИЯ РИММЫ ЗАПЕСОЦКОЙ
Запесоцкая Римма Григорьевна [р.1949, Ленинград] – поэт.
В 1972 окончила психологический факультетт ЛГУ. Работала по специальности, затем – дворником, лаборантом, машинисткой, стрелком ВОХР, рабочим археологических экспедиций, библиографом, редактором, корректором, оператором газовой котельной.
Публиковала стихи в журналах «Континент» и «Вестник РХД», на родине – в самиздатских альманахах «Топка» и «ЛЕА», в газете «Аничков мост». В 1980-е участвовала в еврейском национально-культурном движении.
Выпустила несколько сборников стихотворений. В последние годы, оказавшись между СПб. и Лейпцигом, Р. Запесоцкая много публикуется в журнале «Крещатик».
О стихах Запесоцкой О. Бешенковская пишет: «Негромкий, искренний, чистый голос самыми простыми поэтическими средствами подымает наши души в голубизну обитаемой высоты. Автор, взрастивший в себе подлинное, не замутненное фарисейством христианское сознание, тонко чувствует границу меж душой и Духом <…> Запесоцкая пишет даже не для узкого круга, тем паче – не для печати, а, именно только для себя… Как шепчут молитву на ночь в пустом доме – и вдруг оказывается, что ее стихи нужны мне. И еще кому-то…»
Источник: https://lavkapisateley.spb.ru/enciklopediya/z/zapesockaya-rimma-
Из книги «Мост над пропастью»
В стихах Риммы Запесоцкой заново всплывает чувство бездны, с которой русскую поэзию сроднил Тютчев. Чувство, которое может принять облик страха перед бездной зла, дремлющего в душе, и облик страха перед бесконечностью пространства и времени, где тонет без следа наше «я». Это не болезнь, без которой лучше всего обойтись. Это боль, в которой рождается нечто великое, боль, ведущая к радости увиденного вечного света и к радости творческого мгновения, когда удаётся замкнуть параболу, летящую из ниоткуда в никуда, – в круг художественной цельности.
Поэт погружён в свои внутренние проблемы. Но эти личные проблемы суть вечные проблемы каждой развитой личности – в юности, в зрелые годы, в старости. Сквозная метафизическая тема делает Римму Запесоцкую – говоря словами Цветаевой – «поэтом без истории».
Моя единственная тема
как будто вышла на поток.
В моих словах одна дилемма,
в моих стихах один итог –
и неизбывная греховность,
и по иной земле тоска,
и Божьей милостью неровность
неповторимого мазка.
В том же году – снова, еще острее:
Бесконечно маленькая точка,
созданная в зоне мерзлоты,
на огромном дереве листочка
нету беззащитнее, чем ты.
Чуткая ко всем прикосновеньям,
раненная каждою бедой,
ты не прикрываешься забвеньем
и неравный принимаешь бой…
Мартин Бубер, переживший страх бездны в 14 лет и едва не сошедший от этого с ума, сближает паскалевское (для нас – и тютчевское) чувство бесконечности со страхом Божьим. Оно действительно толкает к поискам смыслообразующего начала по ту сторону пространства и времени. Поиски веры начинаются с неверия в окончательность очевидного.
И пульсом бьётся ощущение
конца истории земной.
И жизнь уходит, а прощение
ещё не выстрадано мной.
Когда были написаны эти строки, поэту было 33 года. Чувству разрыва времени, неожиданному прорыву в вечность «все возрасты покорны». Здесь особый счет начальных и зрелых лет. Зрелость – возвращение в мир пяти чувств, но с каким-то новым, шестым – чувством глубины.
В средневековой китайской притче сжато пересказан путь к зрелости: «Сперва я не знал Учения и думал, что гора есть гора. Потом, познав Учение, понял, что гора – вовсе не гора. Но еще больше углубившись в Учение, я постиг: гора есть гора!» Мало кто проходит этот путь до конца. В православии это называется трезвением. Не житейским трезвым отличием предмета от предмета, а чувством вечности, вмещённым в сердце и пронесённым сквозь повседневность.
Вера начинается с неверия в окончательность страдания и смерти. Неверие в неподлинное толкает к подлинной вере. До нее трудно дойти. Поэты, затронутые страхом Божьим, по большей части остаются на мучительном раздорожье, – без полноты неверия в мир обособленных вещей и без полноты веры в реальность Целого.
«Всякая религиозная действительность, – пишет Бубер, – начинается с того, что библейская религия называет “страх Божий”, то есть с того, что бытие от рождения до смерти делается непостижимым и тревожным, с поглощения таинственным всего казавшегося надежным».
Только пройдя через этот страх, можно прийти к действительности метафизической поэзии. Стихи Риммы Запесоцкой неуловимо непохожи на плоды экзальтации и стилизованного вдохновения, наполняющие сегодня книжные полки. В них есть подлинность – подлинность лично пройденного духовного пути. Сквозь карамазовский ужас перед бездной зла пробивается отдельными всплесками, вспышками – чувство света, радость духовного опыта.
И вспышка на древе прозренья
мне новое знанье дала.
О, трижды блаженно забвенье
на самой вершине ствола.
Когда я пытался написать о поколении, сложившемся в начале 80-х, я цитировал стихи Риммы Запесоцкой:
Икринки во враждебном океане,
летящие по ветру семена,
пронзённое бессмертием сознанье,
в который раз воскресшая весна…
Пробиваясь сквозь хаос истории и повседневность суеты, поэт ищет свой предначертанный изнутри путь.
Боже, великой своей немотой
дай мне не сбиться с Пути!
Григорий Померанц, 1994 г.
Источник: журнал «Крещатик» 2014, №1(63)
¤ ¤ ¤
Кого коснулся отблеск Света,
всего лишь отблеск поманил, –
того навеки Свет пленил,
на том Его осталась мета.
¤ ¤ ¤
Сплетая неклассический венок
в надежде сохранить слова живыми,
тасуя их в игре, любуясь ими,
ты мир творишь, и он простёрт у ног.
И пусть творишь ты только краткий миг,
мгновенье целое – ведь это много!
Ты автор, ты творец, посланец Бога,
и замысел Его в тебя проник.
А впереди совсем неблизкий путь,
здесь нужно только длинное дыханье.
Игра, и труд, и крыльев трепетанье –
вот творчества таинственная суть.
И замыслы свои отдав в залог,
ты целый мир выносишь за порог.
¤ ¤ ¤
Тысячелетье не было банальным,
но век двадцатый все рекорды бьёт:
привычным стал космический полёт
и ужас жизни экзистенциальный.
¤ ¤ ¤
Тысячелетью нашему вдогонку
бросаем мы прощальный долгий взгляд.
Миллениума швы ещё болят,
и время кровью пишет похоронку.
ТЫ
1
Ты – мой Путь, Поводырь мой и Свет,
и слепое, глухое творенье
Ты ведёшь за собой, чтобы зренье
мне открыть через тысячу лет.
Через жизни мучительный сон
Ты ведёшь к пробуждению духа,
чтобы дар абсолютного слуха
мне вручить на исходе времён.
2
Ты – жизнь, Ты – дерево до неба,
источник Ты воды и хлеба.
И я, Твоя лоза,
цепляюсь за Твою опору
и вверх ползу. И скоро, скоро
смогу открыть глаза.
ПАМЯТИ СКУЛЬПТОРА
ВАДИМА СИДУРА
Открытые Господа очи
вобрали спрессованный миг.
Взывающий к свету из ночи
в разверстую душу проник.
И зла роковое всесилье
разрушено парою рук,
воздетых у Жертвы насилья
уже за пределами мук.
И вновь воскресает надежда,
что факел Любви не потух.
В скульптуры в суровой одежде
вошёл созидающий Дух.
¤ ¤ ¤
В переплетении над Временем
всех траекторий и орбит
моя судьба под общим бременем
гордынь, открытий и обид.
Под знаком Господа распятого
звезду пасхальную слежу
и в межреберье рану пятую
рукой дрожащей нахожу.
И пульсом бьется ощущение
конца истории земной.
И жизнь уходит, а прощение
ещё не выстрадано мной.
ЛИЦА
Смотрю в глаза и вглядываюсь в лица,
исследую бумаги хрупкий тыл…
Они живыми могут лишь присниться,
их взгляд на фотографии застыл.
Куда ж они ушли, родные люди?
Во мне не успокоился их дух…
Но незаконны все мольбы о чуде
и слишком робки зрение и слух.
Ужель от них остались только лица
и вечный лёг на души их покров? –
Нет, знаю я, что призрачна граница
друг в друга проникающих миров.
ИЕРУСАЛИМ
Я по его бродила мостовым
и умирала каждую минуту:
он был таким вещественно-живым,
мираж, в душе моей рождавший смуту.
По торжищу на Крестном на Пути
шаг каждый как пройти мне удавалось?
Прости мой грех, о Господи, прости,
что сердце у меня не разорвалось!
Его я в горней видела дали,
но потеряла в дольнем измереньи.
И вновь найти его в земной пыли –
на это не хватило мне смиренья.
1989 - 1991
БОЖИЙ ГОРОД
Миг в городе Божьем на сломе эпох
и тысячелетий на грани…
И куст Моисеев еще не засох
на поле невидимой брани.
Здесь тридцать веков свой развеяли прах
и снова земля плодоносит,
и мир наш подлунный на всех языках
Творца здесь о милости просит.
Из камня пустыни тут строят дома,
грозят непрестанно соседи,
и Воля Небес проступает сама
в любом остающемся следе.
Еврейские буквы, арабская вязь
и рядом английский привычный —
такая кровавая, кровная связь
на вывеске самой обычной.
Блеск Мёртвого моря как явленный знак,
пульс космоса в каждой песчинке…
Даются тут силы рассеивать мрак
и крылья — ничтожной личинке.
1999-2000
¤ ¤ ¤
Как я живу негармонично,
как глупо, плохо я живу…
Блуждая в мире безразличном,
Тебя на помощь я зову.
Вся жизнь моя как наизнанку,
но есть надежда у меня
проснуться как-то спозаранку
и, образ вечности храня,
опять войти в Твои пределы,
Источник сил, Создатель мой!
Тогда смогу окончить дело,
тогда найду я путь домой.
¤ ¤ ¤
Творцом поставлена Игра,
где я, разумное творенье,
рождаю вновь стихотворенье,
как жизнь, на кончике пера.
И, как на шахматной доске,
Душа лишь пешка иль фигура.
Игра совсем не синекура,
и жизнь висит на волоске.
И нужно мне понять сквозь муть
потока смертного страданья
ответ великий Мирозданья,
Игры божественную суть.
¤ ¤ ¤
Я твёрдо знаю только то,
Что не отменит смерть никто,
Есть лишь надежды луч –
Любовь и милость к нам Творца.
Он с нами – значит, нет конца.
Вот к тайне жизни ключ.
Едва сквозь мрак забрезжит свет,
Кто я – придёт ответ.
¤ ¤ ¤
Когда приближается жизнь к завершенью,
тяжелые грешные дни
на чаше одной, на другой же – свершенья,
легки и прозрачны они.
Давно и упорно потомки Адама
иную реальность творят.
И краски, и буквы, и нотная гамма
включаются в этот обряд.
И смысла оттенки бывают полезны,
чтоб душу вдохнуть в матерьял.
И Врубель врубался в духовные бездны,
и Пушкин словами стрелял.
А кто-то находит источник в пустыне
и знает, что выше всего –
себя создавать как сосуд для святыни.
Но мир не узнает его.
¤ ¤ ¤
Заметим вдруг, что жизнь, по сути, гамма,
и со смиреньем скажем мы: мерси.
Нас вверх по синусоиде программа
от ноты «до» ведет до ноты «си».
От верхней «до» путь долог или краток –
но мы дойдем до нижней «до», увы.
И в Книгу судеб как сухой остаток
войдёт от пары строчек до главы.
Вселенная рождается из гаммы,
с Творцом наш продолжается Завет,
и действие идет всемирной драмы –
рассвет, закат и будущий рассвет.
¤ ¤ ¤
Всегда на мушке у судьбы,
всегда в Господней длани.
Мы дети Божьи и рабы
на жизненном экране.
Безумен наш подлунный мир:
в душе несовместимы
Освенцим, звёзды и Памир,
восход и Хиросима.
Качается земная ось
при буре-непогоде…
Так мало сделать удалось,
а время на исходе.
И нужно подводить итог:
кто я и что я значу?
Шагну я скоро за порог,
где будет всё иначе…
¤ ¤ ¤
Икринки во враждебном океане,
летящие по ветру семена,
пронзённое бессмертием сознанье,
в который раз воскресшая весна,
следы идей, блуждающих в эфире,
тот образ, что всегда неуловим,
и лёгкие прикосновенья к лире –
меня волнуют бытием своим.
МОЯ ЗВЕЗДА
Седьмого месяца числа седьмого
в закатный час я в муках родилась,
и мне была дарована основа,
и где-то высоко звезда зажглась.
И вот который год переплетаю
я нить основы с линией судьбы
и жизни бесконечность коротаю,
как зимний вечер в сумерках избы.
Узор мой не закончен и покуда
на вид небрежен он и некрасив.
Звезда моя не упадет, как чудо,
но, может быть, прочертит свой курсив.
¤ ¤ ¤
«Я мыслю, следовательно, существую»
Декарт
Я есть, я мыслю – значит, я
сейчас частица бытия,
сейчас, пока дыханье в теле
и дух одеждами пленён…
Но кто же я на самом деле,
и где же я в конце времён,
в конце исчерпанной Вселенной
найду иное бытиё,
в какой сосуд, сосуд нетленный
войдёт сознание моё?..
Иль за пределами Творенья
я стану вспышкой озаренья?
¤ ¤ ¤
О время, что проглочено
коварной суетою!
Иду я по обочине
с котомкою пустою.
Но мысль моя отточена
несбывшейся мечтою,
вопрос, как червоточина:
кто я и что я сто́ю?
Пусть истина в молчании,
но слышу я звучание
Божественного Слова:
ответ, где нет отчаянья
и нет в нем окончания –
лишь новая основа.
¤ ¤ ¤
Спасибо, Господи, Тебе,
за всё, что есть в моей судьбе,
и за исход летальный;
за страшный наш двадцатый век,
который вынес человек, —
и новый, виртуальный.
За всё Тебя благодарю,
любовь свою Тебе дарю –
ответный дар бесценный.
Дойдет же эхо этих слов
до сердцевины, до основ,
до всех концов Вселенной!
ВЫСОКИЕ СЛОВА
В судьбе – последняя глава
и в поднебесье – счастья птица,
но вновь душа моя стремится
найти высокие слова,
очистить смысл от шелухи
и до отпущенного срока —
пройти от устья до истока,
увидеть все свои грехи.
На гребне моды пошлый бред,
гримасы самовыраженья,
кошмар онлайн и отраженья
реальности, которой нет.
Но есть высокие слова,
и в них надежды обретенье,
культуры новое прочтенье –
и только в них душа жива.
¤ ¤ ¤
Когда погружаюсь в стихию стиха,
как будто проносятся мимо века.
Слова бормочу я, мир новый творя,
свободный от смерти и календаря.
В стихии, где действует магия слов,
я вновь собираю чудесный улов.
Из хаоса космос рождается вдруг,
вбирая в себя и восторг, и испуг.
Как будто я в космосе этом одна –
словами пьяна я, стихами больна.
Над бездной парю и стихи бормочу. –
Словами насытившись, снова молчу.
¤ ¤ ¤
Только пройдя через боль и искус,
через надежды крушенье,
жизни острейший я чувствую вкус,
и на пороге решенья,
на переломе понятий и вер
горькую мудрость изведав,
слышу впервые я музыку сфер —
неразложимое кредо.
¤ ¤ ¤
Бесконечно маленькая точка,
созданная в зоне мерзлоты,
на огромном дереве листочка
нету беззащитнее, чем ты.
Чуткая ко всем прикосновеньям,
раненная каждою бедой,
ты не прикрываешься забвеньем
и неравный принимаешь бой.
Гордая подобьем и отличьем,
ты упорно движешься вперёд,
и, расставшись с временным обличьем,
ты продолжишь вечный свой полёт.
¤ ¤ ¤
Во мне свои ростки пустили дни,
которых больше нет.
и, став воспоминанием, они
мне отдали свой свет.
По этим дням веду отсчёт пути,
и не поглотит сон
лишь боль и радость смертного — идти
с бессмертным в унисон.
¤ ¤ ¤
Я жизнь пишу в черновике.
Мне не постичь её самой.
Я мотылёк в Твоей руке,
О Боже мой.
Я крылья мну и слепо бьюсь.
К Тебе летит моя мольба.
О Боже мой, как я боюсь,
Как я слаба!
И сквозь покров мой крик проник.
Пронзил меня Твой взгляд прямой.
Дай силы мне на чистовик,
О Боже мой!
В НОЧНОЙ ОХРАНЕ
Смотрю из окон Эрмитажа,
как на дыбы встают мосты,
и кажется нелепым даже,
что есть законы красоты:
что вся её невыразимость
в обычных формулах живёт
и вся её неудержимость —
лишь показательный полёт.
но для меня неповторимы
вот этот час в ночной тиши,
бессонных мыслей вид без грима,
плохи они иль хороши.
И тянет призрачной порою
магнитом невская вода…
И страшно, что глаза закрою, —
и мир исчезнет навсегда.
¤ ¤ ¤
Для всех уставов я чужая —
в тяжёлый час осознаю
и в путь последний провожаю
беднягу-молодость мою.
Исчезли с ней мои надежды,
пропал как дым иллюзий рой.
Так ворох сношенной одежды
за дверь выносим мы порой.
И одиночество свободы
дороже мне любых оков.
За день — в душе промчались годы,
а в духе — множество веков.
МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ
И ВСЕМ СОРВАВШИМСЯ В ПОЛЁТЕ
Вам, сорвавшимся в полёте
посреди прыжка,
вам, познавшим тяжесть плоти,
вам моя рука.
Через жизни, через страны,
через космос весь
ощущаю ваши раны
я сейчас и здесь.
Все мы дети общей доли,
мы в цепи одной.
Верю: встретимся на воле,
воля — за стеной.
¤ ¤ ¤
Бывает изредка: приснится,
что отодвинута плита.
Душа попьёт живой водицы
и возвращается чиста.
Бывает изредка: проснёшься —
не давят тяжестью грехи
и всё, к чему ни прикоснёшься,
вдруг превращается в стихи.
¤ ¤ ¤
Лекарства от хронической мигрени
и книги заполняют мой приют.
Здесь прошлое скрывается, но тени
безжалостно его мне выдают.
И память свет выносит на задворки,
и времени попятные шаги
всё ближе к двери потайной… Но створки
сомкнулись вновь, и не видать ни зги.
Мой переход в другое измеренье
проходит через линию огня,
и парадоксы внутреннего зренья
и днём и ночью мучают меня.
Да, мне не избежать болезней роста,
пока живу в плену кривых зеркал.
И вспомнив обо мне, пусть скажут просто:
жил человек и истину искал.
¤ ¤ ¤
Мудрость печальную разум вложил
в Экклезиаста слова…
Вновь одиночество рвётся из жил
и торжествует молва.
Вновь повторяется всё на Земле —
скручено время в спираль.
Вновь инквизиция рыщет во мгле
и четвертует мораль.
Вновь за предгорьями вечной весны
мрачный зияет провал.
Вновь Просвещения сладкие сны
бунт Романтизма прервал.
Вновь расстаюсь я с наивной мечтой —
нужно мне дальше идти.
Боже, великой своей немотой
дай мне не сбиться с Пути!
¤ ¤ ¤
Я помню так много, что ношу
порою нести не могу,
и всё-таки знаю: не брошу
её на бытийном кругу.
Но нет, ничего я не знаю…
Задула свои маяки
судьба одинокая, злая,
и сердце зажала в тиски.
Желанье в Истории-бездне
оставить хоть маленький след
предстало симптомом болезни
в итоге всех прожитых лет.
И вспышка на древе прозренья
мне новое знанье дала:
о, трижды блаженно забвенье
на самой вершине ствола.
ОДИНОЧЕСТВО
Одиночество — трудное слово.
Одиночество — суть Бытия.
Одиночество — Духа основа.
Одиночество — доля моя.
¤ ¤ ¤
Мне датского принца сомненья,
как это ни странно, близки.
В себя я бросаю каменья,
живу я себе вопреки.
В себя попадаю я битой,
прицелясь в носителя зла,
и быть иль не быть перебиты
российским была не была.
За что же судьба мне такая?
А впрочем, я знаю, за что:
я нечто в слова облекаю
и словом пронзаю ничто.
МОЛИТВА
Не дай мне, Господи, покоя,
в себе несущего распад. –
В сравненьи с участью такою
любой предпочитаю ад.
Но дай покой благословенный,
необходимый, чтоб в пути
коснуться сути сокровенной
и ясность духа обрести.
¤ ¤ ¤
Когда души моей слепой
дыханье вечности коснулось,
она прозрела, встрепенулась
и горней двинулась тропой.
И с каждым шагом перед ней
всё глубже бездна открывалась.
Она скользила и срывалась,
сигнальных не найдя огней;
и лишь молилась об одном,
вновь равновесье обретая:
чтоб радость чистая святая
не оказалась сладким сном.
ПРОРОК
Созидатель законов
и священных страниц,
через сто рубиконов
ты идешь без границ.
Светлый, тысячеокий,
ты дарован Земле,
ты форпост одинокий
в наступающей мгле.
И в твоей цитадели
отдохнув на пути,
вновь к невидимой цели
суждено мне идти.
¤ ¤ ¤
Очень скоро исполнятся сроки,
очень скоро изменимся мы
и запомним простые уроки,
и уже не получим взаймы.
И откроется мрак преисподней,
где одна только точка видна,
и в рубахе последней исподней
мы исследуем душу до дна.
И тогда мы поймем и постигнем,
есть ли выход с другой стороны
в той стене, что мы сами воздвигнем
из булыжников нашей вины.
ПАМЯТИ ВЛАДИСЛАВА ХОДАСЕВИЧА
Сон вещий, нежность, боль - вот ключ
к душе ушедшего поэта.
Он беззащитен и колюч,
он странный гость с другой планеты.
Свобода – родина его,
и он, поэт, имеет право
не быть рабом, и оттого
предпочитает он отраву,
изгнанье, пулю иль тюрьму,
не видя выбора иного,
доколь юродивый в суму
живое впихивает слово.
И лира слишком тяжела,
и тяжко жизни коротанье,
когда набухшие крыла
торопят духа прорастанье.
¤ ¤ ¤
На ветру деревья гнутся
у далекого огня.
Вот и время оглянуться
наступило для меня.
Сколько было ожиданий
и наивности дурной,
и не выстроенных зданий,
спроектированных мной.
Я в плену у рока злого,
жаль, осталось мало дней,
жаль несказанного слова,
жаль погашенных огней.
Не спасает заклинанье,
и себя мне не избыть. -
Но зато приходит Знанье,
помогающее быть.
¤ ¤ ¤
В непостижимое поверьте:
один лишь легкий взмах ресниц
очей, не знающих границ,
возносит нас над бездной смерти.
И на каком тогда мы свете,
и на каком мы берегу —
я передать вам не могу
блаженные приметы эти.
И не способно наше слово
реальность эту воссоздать,
но попытайтесь угадать
дары небесного улова.