«ЭТНОМИР» – ШАГ В БУДУЩЕЕ

Прошлое наполнено ужасающими и непоправимыми разрушениями. Мы видим, что не только во время войны, но и при всех прочих заблуждениях сокровища человеческого гения беспощадно разрушались. В то же время избранные человечества понимают, что никакая эволюция невозможна без этих накоплений культуры. Мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять подступы, к ней ведущие. Наша неотложная обязанность создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания.  ( Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии. 1931 г. )

«Этномир»

«Этномир» – это самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Расположился он в Калужской области, в 100 км от Москвы и на таком же расстоянии от Калуги. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный культурный заповедник – «этнодвор». Изюминка «Этномир» – его непрерывное, интенсивное развитие. Кипит работа в ремесленных мастерских, пестрят диковинками сувенирные лавки, распахнуты двери музеев, ведут неторопливое повествование хранители культур, идут представления в театре кукол, приветствуют гостей пушистые и пернатые питомцы «Этномира».

«Этномир» – не только этнографический музей, но и огромный парк развлечений, где программа меняется каждый день. Так в парке-музее можно примерить национальные костюмы, освоить редкие ремёсла, купить сувениры, сделать своими руками полезные вещицы, попробовать блюда национальной кухни разных стран, посетить парк аттракционов и многое другое. Обойти за день все интересные уголки невозможно, поэтому к услугам посетителей 12 уникальных этнических отелей – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.

Чудо-парк был основан в 2006 году Русланом Фаталиевичем Байрамовым – успешным бизнесменом, создателем благотворительного фонда «София» для помощи пожилым людям, президентом благотворительного фонда «Диалог культур — единый мир». Он всегда открыт к общению и охотно делится своим уникальным опытом в многочисленных интервью.

Р.Ф. Байрамов и хаски – питомцы «Этномира»

Руслан Байрамов – человек мира в самом прямом смысле этого слова. Он родился в Азербайджане в семье русской и азербайджанца, учителей русского языка. Уехал учиться в Москву, занялся бизнесом. Обнаружив однажды немалый интерес людей к этнокультуре, начал искать землю под этнические жилища.

«В процессе поиска начала обретать стройную концепцию и идея “Этномира” – идея воссоздания образа жизни людей из самых разных точек планеты, их архитектуры, быта, традиций, ремесел. Мы поняли, что нужна цельная картина мира, и купили землю в Калужской области».

«Основная задача — взять лучшее, что есть на Земле, и потом создавать прецеденты. Рабочие задачи второго уровня — всегда быть открытыми, адекватными, современными и своевременными и всегда нести миссию “Этномира”, а это — единство мира и дружба народов. Есть и несколько базовых принципов выполнения этой миссии: масштабность, уникальность, аутентичность, равенство культур, синтез культур, экологичность. Вообще, я мечтаю, чтобы “Этномир” был у каждого большого города, как некая “очищенная от примесей” история, оазис, где люди видят добрый мир без агрессии, — мир диалога, мир дружбы».

В обществе сложилось мнение, что бизнес и духовность несовместимы. Это так, если человек преследует личные интересы, и многие другие аспекты жизни им игнорируются, если он не может или не желает сочетать задачи самосовершенствования и повседневные дела. Байрамов в этом плане представляется удивительным для нашего времени исключением. Он уверен, что у него «нет конфликта между жизнью, духовным путём и бизнесом. Шри Ауробиндо говорил в своих воспоминаниях, что вся жизнь есть йога, и главная практика – это жизнь. Я в бизнесе уже около 20 лет и пошёл туда не ради денег. Я всегда говорю, что должен заниматься бизнесом, чтобы реализовать гуманитарный проект. У меня получается вести бизнес, проекты по управлению. И один из способов материализации социально-культурных проектов – это создание чего-то нового. По сути, бизнес – это и цель, и инструмент, и жизнь одновременно. Поэтому у меня нет конфликта в этом плане. Я не занимаюсь практиками».

Аудиенция Руслана Байрамова у Папы Римского Франциска и передача в дар жителям Рима и Ватикана памятника Матери Терезы

Огромное количество людей живет по принципу: «мир мне должен». Приоритет чувства долга перед семьей, перед страной и, в конце концов, перед человечеством – для большинства пустой звук. Байрамов же считает, что нужно увеличивать свои возможности и уменьшать потребности: «Мы очень часто говорим: «Хочу, хочу, хочу!». При этом мало чего можем и почти ничего не должны. Нужно поменять парадигму: я должен отдать свой долг — семье, компании, стране.

... бизнес не должен быть алчным, агрессивным. А социальное служение и социальные проекты не должны быть нервно-депрессивными и просящими. Бизнес и социальное служение могут дополнять и усиливать друг друга. Я всю жизнь продвигаю для себя эту философию. Успешный человек – это, прежде всего, гармоничный человек для себя и для окружающего мира. Если он может генерировать высокорентабельные идеи в будущем – это отлично. Если он занимается бизнесом с малой рентабельностью, и его это устраивает – тоже хорошо. Находиться в состоянии гармонии и цельности – это базовая история для человека. Я стараюсь что-то сказать этому миру, а не только занимаюсь бизнесом».

Другая, достаточно сложная проблема, которая требует сознательного подхода, – это сотрудничество бизнеса и государства. Нередко частный предприниматель ощущает на себе бремя ограничений со стороны власти и старается, в свою очередь, ограничить контакты с ее представителями. О незаконных взаимоотношениях чиновников и бизнеса мы здесь упоминать не будем.

Руслан Байрамов уверен, что чувствует, понимает и знает роль государства, как органа исполняющего регулятивную и объединительную функцию. Для него «страна, родина, граждане, государство не разделены. У сильного, масштабного человека не должно быть в этом вопросе внутреннего конфликта. Он может быть недоволен какими-то аспектами политики государства и высказывать эту свою позицию с общественной трибуны. Главное, чтобы эта критика была позитивна и направлена на помощь государству в выполнении его функций».

Размышляя о необходимости диалога между бизнесом и властью, Байрамов говорит: «У нас в России появилась тема социально ответственного бизнеса. Бизнес стал понимать, что не должен думать только о деньгах. И обществу, и гражданам надо знать, что предприниматели берут на себя ответственность. Нельзя говорить “они” — надо говорить “мы”. Мы все. В этих ролях надо находить компромисс. Чувствовать ответственность за самих себя всегда. Россия находится на стыке восточной и западной парадигм. Россия сегодня находит компромисс с точки зрения личных свобод и общего социального блага».

И это не пустые слова. Руководство «Этномира» многое выстраивает именно под задачи власти, при этом оставляя за собой право строить парк сообразно своему видению.

«У нас много совместных проектов, мы стараемся генерить смыслы, которые близки нашему государству. Здешний губернатор сказал, что “Этномир” становится брендом Калужской области. Для нас это большая честь и ответственность. Мы хотим, чтобы “Этномир” был брендом и в стране, и даст бог в мире. То, что мы несем, есть российский взгляд, корреспондирующий всем светлым, здравым силам в любой точке земного шара».

Этнодвор «Музей Русской Печи»

Да, Байрамов – патриот, он внимателен не только к нуждам простых людей, к запросам власти, но и к тем задачам, которые стоят перед страной в целом. Согласно его оригинальному взгляду: «сейчас Россия просто вспоминает свою миссию. Перед ней стоит важная задача – объединить русских по всему миру в некое информационное энергетическое поле. Концепция нашего фонда и «Этномира» на этом и построена.

Мы со всеми дружим. У нас проект вне религии и политики. Здесь часто бывают экскурсии из церковно-приходских школ. Вначале опасались: вдруг выйдет что-то не то? Это же национальный парк. Непальцев никуда не денешь, индийцев не выкинешь. Девяносто восемь процентов населения планеты не россияне, и что теперь?

Но наша базовая история русская. Я, кстати, попрошу вас непременно включить в интервью одну мысль: несколько русских пословиц надо поменять. “Хорошо там, где нас нет” нужно срочно поменять на “Хорошо там, где мы есть”. Человеку везде будет плохо, если он знает, что где-то лучше. Он попадет в рай и скажет: “Хорошо там, где нас нет”. Хорошо там, где мы. Это гармония с самим собой.

Еще надо от Емели отказаться – говорить нужно об Иване Стотысячном: он трудяга, богатырь. О Василисе Прекрасной. По щучьему велению, по моему хотению – это тренд современной молодежи, от которого надо избавляться. Надо вводить правильные ценности: тружусь, зарабатываю, нахожусь в гармонии с собой и с миром. Нельзя истерить, паниковать. Нашим людям надо поездить по нищим кварталам Бангладеш, Дели и потом в аэропорту землю целовать русскую».

В своих интервью Байрамов не устает повторять о необходимости опоры на собственную культуру и интеграции в мировую культуру; об актуальности разрушения надуманных барьеров между народами, порождающих страхи, опасения, невежество. «Планы и задачи, которые мы ставим, это постараться со временем сделать так, чтобы человек не только чувствовал себя комфортно в любой точке земного шара, но и помнил, кто он есть на самом деле. Это миссия “Этномира”. Культура народов мира накопила лучшее, что есть в мире».

Живая Этика свидетельствует: «Чуйте, люди, насколько спешно могут совершаться круги эволюции, если не будет бессмысленного противодействия человеческого. Люди не всегда умеют созидать, но противодействовать все могут. Так создаются безобразия, несоответствия и потрясения». (Надземное 1, 300). Но ведь следовать эволюции проще!

Руслан Байрамов любит повторять о простоте, о естественных движениях человека, являющихся прямым следствием побуждений его духа: «Всё очень просто. Не врать себе, не врать окружающим, много трудиться, не ожидать большего, чем ты можешь дать. Базовая установка – быть вегетарианцем. Потому что когда человек вегетарианец, то у него уходит агрессия, его позитивный внутренний мир влияет на восприятие мира. Всё просто».

Еще один удивительный штрих к портрету Руслана Фаталиевича – его вегетарианство, которого он придерживается почти два десятка лет. Развивая сеть вегетарианских ресторанов не только в пределах «Этномира», но и в близлежащих городах, он хочет убедить общество, что вегетарианство – это не исключение из правила, не диктат религиозных норм, а действительная необходимость современного мира.

«Сейчас прошлые этические и духовные парадигмы меняются. Поэтому, если ты осознанно не ешь мясо, то ты делаешь огромный выбор в пользу сохранения природы».

«Улица Мира» в «Этномире»

В числе интуитивных решений, которые принимал в своей жизни Байрамов, не только внезапный отказ от мясной пищи. К этому можно отнести и эпизод выбора земли для строительства этнопарка. Когда в 2005 году он искал землю площадью до 100 га, то изъездил вдоль и поперек Московскую, Рязанскую и Тверскую области. В Подмосковье земля была дорогой, под Рязанью — роздана частникам на паи (легализация ее отняла бы много времени и средств), а в Твери – он не встретил понимания местных властей. Когда бизнесмен наконец добрался до Боровска в Калужской области, то увидел трех парящих над землей орлов. И вот тут сработала интуиция: «Этномир» надо создавать здесь.

Байрамов знаком со всеми основными религиями мира, но не исповедует ни одну из них. По-видимому, развитие интуитивного знания не находится в зависимости от вероисповедания. В качестве причины внезапных озарений верующий выходец из Индии (страны, которую особенно выделяет Байрамов), назвал бы наработки прошлых жизней. А иначе чем объяснить удивительный опыт с 36-дневным голоданием, который Байрамов проделывал в 1999 году? Тогда после выхода из голодания он вдруг начал «слышать» мысли других людей. До сих пор он сохранил если не способности к телепатии, то, по крайней мере, умение договариваться с людьми.

С годами у Байрамова сложилось свое понимание духовного пути и того способа жизни, который способствует продвижению по нему:

«Привлекать к себе окружающих, выполнять взятые на себя обязательства, быть честным, рассчитывать на свои силы. Предугадывать своё будущее, слушать своё сердце – всё это и есть духовный путь.

А с точки зрения духовных культур, я очень хорошо знаю многие культуры мира, изучаю их, и мне это очень интересно. Я могу с каждым говорить на его языке и при этом принимать все религии мира».

К портрету замечательного человека теперь добавим факты о его весомом вкладе в отечественную культуру и культуру других стран.

Памятник «Читающий Михайло Ломоносов» на территории Ломоносовской школы в Москве (скульптор - А. Леонов)

Будучи президентом фонда «Диалог культур — единый мир», Байрамов ставит памятники известным личностям по всему миру. Так, немало городов уже имеют бюсты Юрию Гагарину работы скульптора Алексея Леонова. Леонов также является автором большинства памятников общественным деятелям, внесшим значительный вклад в развитие науки, образования и культуры, а также скульптур наиболее известных и любимых книжных героев, которые установлены в «Этномире». Среди них – «Юрий Гагарин», «Лев Гумилёв», памятники Циолковскому и Королеву, Ломоносову и другие. Скульптором, в том числе, выполнены бюсты для уникальной галереи «Великих Учителей человечества».

Очевидно, что такой масштабный проект как «Этномир» не мог осуществиться без активного сотрудничества большого количества людей. При «Этномире» создана деревня, в которой уже постоянно живет около 200 «этномирян» с детьми, которые ходят в «этномировский» же детский сад. Многие пары обрели здесь и друг друга, и дом, и уникальный мир. А после открытия в 2018 году школы планируется увеличить жилые площади для проживания примерно до 1000 человек.

Руслан Байрамов очень серьезно подходит к проекту общеобразовательной школы, как всегда, по-своему, используя наработки мировой педагогики и собственный жизненный опыт.

«Мы хотим опираться на модели прошлого, в то же время использовать и современные технологии. Мы хотим быть в тренде. Наша базовая установка – это опора на идею мира, идеологию культур, где школьник изначально видит мир во всем его многообразии, и вся инфраструктура этого мира будет являться естественной средой его образования. Конечно же, в значительной степени это практика. Мы считаем, что человек может за годы обучения освоить 15-20 разных специальностей, не только на стадии знания, но и умения. Важно, чтобы человек не только думал о хорошей специальности, но и “прожил” ее. Нужно, чтобы он проработал навыки до автоматизма, чтобы у него сложился именно навык, а не просто знания. Это тяжелая, но необходимая история. Мой личный пример деревенского жителя говорит о том, что это вполне реально. Мы с шести лет работали на огороде, у нас была зона ответственности, и детский труд дома на самом деле был гигантским примером и фундаментом для развития в будущем. Конечно же, это еще информационные технологии, возможность общаться со всем миром. Мы хотим, чтобы компьютеры, телефоны и модели существования человека в виртуальном мире были абсолютно комфортными и выполняли большую роль в образовании. У нас уже есть набор потенциальных партнеров и, конечно же, мы хотим, чтобы к нам пришла большая команда преподавателей, готовых совершенствовать свою жизнь и жизнь школьников. Самым главным критерием при отборе преподавателей, помимо знаний и креатива, будет являться чувство ответственности. Главная задача директора, завуча, учителя в нашем проекте – это прожить насыщенную жизнь вместе со школьником и школой. В нашей картине мира и в школе факторы экологии и служения являются базовыми, потому что современный мир построен на многих пунктах: на индивидуализме, на желании добиваться корпоративного успеха. Это все идет, чаще всего, из личного интереса. А при модели работы, когда главная цель у тебя – это помощь, служение экологии представлено в меньшем объеме, чем должно быть. Я бы очень хотел, чтобы появились именно такие «сподвижники». Мне важно, чтобы эту энергию чувствовали школьники и родители».

Галерея «Великие Учителя человечества» в «Этномире» (скульптор - А. Леонов)

Не только будущая школа, но и весь проект «Этномир» является образовательным во всех его деталях.

«В моей картине все образовательное, – говорит Руслан Байрамов. Вопрос в том, насколько люди воспринимают это. Если брать по направлениям, то, конечно, прежде всего это география. На улице Мира мы разместили страны так, как они находятся на земном шаре. Таким образом, ты видишь картину в целом, ты видишь весь мир. Дальше идут музеи, они показывают наше многообразие и культуру всех стран. У нас есть галерея учителей человечества (бюсты основателей культур и религий, ученых, поэтов, философов). Это великие люди, которые на протяжении нескольких тысяч лет, в разные эпохи и времена создавали ценности и смыслы нашей жизни, повлияли на цивилизацию. Эту галерею великих учителей человечества мы создавали практически шесть лет. Внутри этнодворов у нас есть ремесла, есть мастер-классы, на улице Мира у нас несколько сотен авторских мастер-классов. Там можно попробовать и хлеб испечь, и мыло сварить. Сейчас у нас также существует галерея путешествий по России, мы собрали около трех тысяч брендов регионов. Любой человек наглядно может увидеть, насколько богата культура нашей страны и, может быть, именно это вызовет его интерес к путешествию по России. Культурные центры для нас являются источником вдохновения».

Об основных принципах, на которых базируется проект «Этномир» и школа будущего, Байрамов говорит так:

«Масштабность, уникальность, аутентичность, гармония, равенство культур, развитие, синтез (это если говорить про «Этномир» как про парк). Если говорить про идеального выпускника школы, то выпускник школы должен быть высокоразвитым интеллектуально, духовным человеком, обладающим несколькими специальностями и владеющим несколькими языками, готовым создавать образовательную систему в любых точках земного шара, и быть абсолютным патриотом своей страны. Это некая идеальная модель выпускника».

Полагаем, что школьники, которые будут получать знания в первой «этномировской» школе, вполне усвоят то направление мышления, которое задает для себя и окружающих Руслан Байрамов:

«Прежде всего, верить в идею – самое главное. Потом, быть системным, очень чётким человеком, который соединяет мир идей и мир реальный. Быть постоянным в своём намерении действовать. Это очень важно. Есть даже такая пословица, что “самое тёмное время суток – перед рассветом”.

И независимо от мнения окружающих людей, просто нужно идти своей дорогой. Тогда всё получится. Быть честным по отношению к себе и к идее. Трудолюбие – очень важный момент. Надо любить трудиться. Чудо обычно происходит с теми, кто много работает.

Строительство школы в «Этномире»

Очень важно не лениться и не пытаться забрать у мира больше, чем ему готов отдавать. А ещё, когда ты накапливаешь знания, не надо считать, что они будут не востребованы. Последние наши тенденции и тесты в сфере образования, возможно, делают человека более профессиональным в своей области, но сужают его сознание. Широта взглядов, широта и амплитуда возможностей понижается. То, что давала советская школа, сильно отличается от того, что происходит сейчас. Очень важно оставаться «широким» человеком, двигаться к своей цели».

Подрастая в мультикультурной, толерантной атмосфере «Этномира», маленькие «этномиряне» много легче, чем другие ребята, за ее пределами, смогут руководствоваться нравственными императивами, направляющими эволюцию человечества. Будем надеяться, что благодаря этому со временем будет создана здоровая община творческих личностей, объединенных одним большим общим делом. Ибо «Община-сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития» (Община, 200).

Как человек с весьма реалистическим взглядом на жизнь, Руслан Байрамов вслух делится только теми планами, которые имеют хорошо прогнозируемые результаты: «Все проекты, представленные в «Этномире», должны иметь культурную, ценностную составляющую. «Этномир» создавался как парк, а теперь мы мечтаем, чтобы это был некий городок.

В нашем генплане заложены Институт органического сельского хозяйства и Инновационный центр. Мне хочется создать гуманитарный и экологический кластеры. Мы должны через осознание прошлого в виде культуры, наследия, истории и этники закладывать правильные алгоритмы будущего».

Среди прекрасных памятников на территории этнопарка один посвящен Матери Терезе. Пример этой маленькой женщины, ставшей синонимом высокой самоотверженности и трудолюбия – один из ведущих принципов жизни для создателя «Этномира».

«Этномир» развивается медленнее, чем хотелось бы, но быстрее, чем я думал, – говорит Руслан Байрамов. – Наша задача – быть конкретными. Для меня примером является мать Тереза – человек очень духовный, но безумно конкретный. «Любишь бога? – люблю. – Завтра в четыре утра подъем, молитва, и идешь кормить детей бездомных». Она не декларировала любовь, а воплощала ее каждодневным трудом. А востребованность правильных ценностей гораздо больше, чем нам кажется».

Составитель: Ева Райт

ПАМЯТНИКИ «ЭТНОМИРА» (скульптор – Алексей Леонов)

Леонардо да Винчи

Свами Вивекананда

Уильям Шекспир

Памятник Л.Н. Гумилёву (фрагмент)

Памятник Юрию Гагарину

Памятник «Мать Тереза с детьми»

Джалаладдин Руми

Лао-Цзы

Серафим Саровский

Шри Ауробиндо Гхош

Памятник Г.Х. Андерсену (фрагмент)

Памятник М.В. Ломоносову

Памятник Альфреду Нобелю (фрагмент)

«Четыре мудреца» (фрагмент)

«Четыре мудреца» (фрагмент)

«Четыре мудреца» (фрагмент)

«Четыре мудреца» (фрагмент)

Марк Твен

Памятник Фаддею Беллинсгаузену (фрагмент)

Жюль Верн

Памятник Низами Гянджеви

Памятник К.Э. Циолковскому и С.П. Королёву

Памятник Николе Тесла (фрагмент)


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика