ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАУКИ (проект)

Г.Н. Фурсей

Фурсей Георгий Николаевич, доктор физ.-мат. наук, профессор, академик Российской Академии Естественных Наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный доктор Сумского Государственного Университета (Украина).

Проф. Фурсей известный ученый, лауреат государственной премии СССР – физик-экспериментатор, автор нескольких монографий по физической электронике и более двухсот научных статей. Он – автор открытия явления взрывной электронной эмиссии, приведшего к развитию ряда новых областей науки и техники.

При его самом активном участии в России в 1996 году создана общественная организация – Международная Лига Защиты Культуры, президентом которой он ныне является. Основная задача Лиги – защита и возрождение науки, образования и культуры в целом, в нашей стране в сложный переходной период. Он – автор целого ряда публицистических выступлений и публикаций. Среди них можно отметить такие как, «Наука и образование в общем контексте культуры, как определяющий фактор устойчивого развития России» (в соавторстве с Е.И. Рюмцевым и М.Н. Чирятьевым), «Свобода воли, ответственность и устойчивое развитие», «Экология информационного пространства», «Движение без науки движение в никуда», «Величие России только в её культуре» и др.

Введение

Если вас спросят, в какой стране вам бы хотелось жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры». И тогда вы поймете, что мир будет там, где почитание красоты и знания.  ( Н. К. Рерих. Культурное единение )

Рис. 1. Николай Константинович Рерих (1874 - 1947)

Николай Константинович Рерих – великий мастер живописи, великий мыслитель и гуманист [рис 1]. Одним из его выдающихся свершений являются его труды и идеи, относящиеся к раскрытию и расширению понятия культуры. Он был практически первым, кто охарактеризовал культуру, как единое поле человеческого духа, включающую все виды искусства. Он создал концепцию, объединяющую фундаментальную, созидательную роль Красоты Мироздания; Науку, как важнейшую часть Культуры, включающую в себя новое Знание, его получение и осознание; передачу Знания и культурных навыков, сосредоточенных в том, что мы понимаем как, Просвещение, Образование и Воспитание Духа; и, конечно же, Глубинные нравственные принципы, определяющие фундаментальное предназначение Культуры как творческого начала всей деятельности развивающегося человечества.

Культура есть Накопление и Опыт, Путь Развития и Маяк, который указывает этот Путь, и Храм, как цель, к которой следует стремиться.

Рис. 2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 - 1999)

Эти идеи были продвинуты и развиты академиком Лихачевым. [рис 2] В его многочисленных трудах и фундаментальных словарных формулах.

Вот один из его главных тезисов:

Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.  ( Д.С. Лихачев. Декларация прав культуры )

Здесь нам хотелось бы еще раз особо подчеркнуть Рериховское и Лихачевское расширенное понимание культуры.

«Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и тому подобное, но и явления, такие как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, ...1

«Надо помнить, что культуру следует понимать широко. Когда говорят о творческой интеллигенции и о культуре, обычно имеют в виду музыку, исполнительское мастерство, театральное мастерство, но забывают, что культуре принадлежат и все науки, и традиционные религии. Это – явления культуры.

Широкое понимание культуры – это то, что необходимо для нации, для страны, претендующей быть цивилизованной».2

«В понятие «Культура» декларация её прав вводит не только произведения искусства и памятников истории, но также науку, научные школы, научные учреждения, а также традиционные религии, поскольку они имеют отношение к искусствам, и к воспитанию нравственности, к гуманному отношению между людьми, и т.д.»3

________________________________

1Текст основных идей проекта декларации был опубликован в Санкт-Петербурге в 1995г. Пушкинским Домом Российской Академии наук и Санкт- Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов. См. (3)

2Стенограмма выступления Д.С.Лихачёва 4 октября 1995г. См.(3)

3Декларация прав культуры (эскизы). Санкт-Петербург, "Олимп", 2006.

Н.К.Рерих глубоко понимал, что Культура, как высочайшая духовная субстанция, является очень тонко организованной, и поэтому весьма хрупкой, и что ее, как высочайшую ценность, накопленную человечеством, необходимо тщательно оберегать.

Выдающимся событием было провозглашение Н.К.Рерихом Пакта Мира, который предписывал сохранять и защищать произведения культуры в экстремальных условиях военных конфликтов. 15 апреля 1935 г. под председательством Президента Ф. Рузвельта в Вашингтоне руководители 21 страны приняли Международный договор по охране художественных и научных учреждений, миссий и коллекций (Пакт Рериха).

14 мая 1954 г. на основе Пакта Рериха в Гааге была принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, которая была подписана и ратифицирована большинством стран, в том числе и Россией.

Фундаментальной идеей, явилось предложение академика Лихачева о создании Декларации Прав Культуры (см [3]), расширяющей содержание Гаагской конвенции и Декларации Прав Человека.

Такого рода мировые соглашения являются исключительно важным фактором, обеспечивающим стабильность и устойчивое развитие.

В настоящей работе автор хотел бы обратить внимание непосредственно на ту важнейшую часть Культуры, которую представляет собой Наука. Это особенно важно, так как часто Науку в официально-административных делениях не рассматривают как часть, органически входящую в Общее Поле Культуры и совершенно недостаточное внимание уделяется духовно-нравственному аспекту этой ветви Культуры. В то же время Наука сейчас достигла такого развития, что начинает глобально влиять на всю жизнь на планете, на существование и развитие цивилизации, на эволюцию в целом. В связи с этим наука требует определенной регламентации, как с точки зрения ее защиты, так и с точки зрения преодоления тех вызовов и опасностей, которые появляются в результате новейших открытий.

Автор имеет смелость выразить некоторое видение данной ситуации, которое можно представить в виде духовно-нравственных обязательств общества, объединенных в Декларацию Прав Науки.

Декларация прав науки

Творческий труд воплощается и аккумулируется в культуре. Одним из основных звеньев культуры является наука. Наука — важнейший компонент, от которого зависит развитие и сохранение цивилизации.

Наука — наиболее осознанная часть культуры, располагающая количественными критериями и объективными представлениями об окружающем нас мире. Наука включает в себя накопленное человечеством систематизированное знание, носителей знания (ученых), систему передачи знания (образование) и основы нравственности, определяющие пути использования знания.

Помимо основных признаков, наука как высочайшее достижение человеческого духа, своими средствами отражающая и познающая природу, обладает своей внутренней гармонией и красотой, эмоциональным содержанием и образным выражением. Наука в этих своих проявлениях способна производить глубокое впечатление на людей, даже не обладающих специальными профессиональными знаниями и навыками. Представление науки как самостоятельного вида искусства могло бы служить поднятию престижа научного знания во всем мире, среди всех слоев населения и тем самым способствовать утверждению авторитета науки и проникновению этого вида культуры в сознание широкого круга людей планеты.

В качестве примеров можно привести представление великих идей, гипотез, открытий, возникших в современном мире в результате развития научного знания, а также представление картин и образов науки:

— в области микромира это замечательные картины вещества в атомном масштабе, отражающие симметрию, гармонию и удивительную элегантность, свойственные природе. Это структуры живой материи — структура гена, биологических молекул и т.д. [рис 3, 4];

Рис. 3a. Видимые атомы - автоионное изображение вольфрама
Рис. 3b. Движение живых клеток

Рис. 4a. Клетка ткани человеческого организма
Рис. 4b. Эритроциты

— это картины макромира, отражающие красоту явлений природы, динамику движения природных процессов, мгновенные слепки состояния вещества в различных условиях, замечательные модели явлений природы, созданные благодаря применению методов вычислительной математики (например – фракталы4 [рис 5]) и т.п.;

Рис. 5a. Фрактал из множества Жюлиа
Рис. 5b. Фрактал из множества Мандельброта

— в области мегамира это отображение, величественных картин космоса, звездных образований, астрономических, космогонических объектов, космических явлений и процессов; [рис 6] и многое, многое другое.

Рис. 6a. Две галактики в созвездии Андромеды
Рис. 6b. Меняющаяся звезда V838 Monocerotis

________________________________

4Фрактал (Ф.) – искусственный математический объект, бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Небольшая часть Ф. содержит информацию обо всём фрактале. Ф. выгодно отличается от природного объекта тем, что имеет строгое математическое определение и поддаётся строгому описанию и анализу. Ф. популярны благодаря сочетанию красоты с простотой построения при помощи компьютера. Ф. описывает реальный мир в какой-то степени лучше, чем классическая физика и математика. Ф. полезны для моделирования сложных объектов. Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами, например, побережья, облака, кроны деревьев, кровеносная система и система альвеол человека или животных. Ф применяются в метеорологии, при сжатии информации, в архитектуре, социологии и других областях.

Отдельные элементы этого искусства науки время от времени возникают, появляются и демонстрируются, но до сих пор они не стали столь близким достоянием людей, как традиционные произведения искусства. В этом смысле концентрированное представление этой ветви культуры — искусства науки — дает возможность значительно поднять общий культурный уровень населения планеты.

Основным девизом этого вида искусства мог бы стать девиз: «Знание во благо человечества».

Особым аспектом науки является морально-нравственный аспект, связанный с использованием и распространением знаний. Разработка специальных документов, соглашений, договоренностей законов, регламентирующих использование научных результатов, а также распространение знаний, которые могли бы представлять опасность для жизни, является одной из главных этических проблем современности. Дальше отступать практически некуда, поскольку сейчас возможности использования знаний таковы, что человечество может тысячью способов уничтожить себя, все живое на земле и разрушить саму планету. В то же время, энергетические возможности, созданные человечеством в виде ядерных зарядов, могут оказаться чрезвычайно важными для защиты планеты от разрушения ее крупными метеоритами и при других космических опасностях. То же можно сказать о биологии, химии, физике, математике и других отраслях знания.

Развитие невозможно, да и нецелесообразно приостанавливать, но по мере возрастания мощи знания, появления нового знания и, соответственно, опасности его использования, возникает актуальнейшая задача, как вести себя в этом бурном потоке экспоненциально возрастающих возможностей, как договориться, какие нравственные и базирующиеся на них политические решения необходимо принять, чтобы минимизировать эту опасность.

Неотвратимо назрела необходимость выработки фундаментальных, глобальных международных договоренностей – документа, который мог бы быть назван «Декларация прав науки». Этот документ должен быть обязательным для всех стран и должен определять использование и распространение знания только во благо человека. Несомненно, создание такой декларации является чрезвычайно сложной задачей, требует фундаментальных исследований и концентрации усилий всего научного сообщества, но оно абсолютно необходимо.

Наука и религия

Если говорить о соотношении науки и духовности, науки и религии, то сейчас проходит целый ряд конференций, посвященных этому вопросу. Проблема приобрела особую актуальность, и ее надо конструктивно решать. Становится понятным, что нет прямого противостояния между наукой и религией. Это противостояние было искусственно придумано носителями тех или иных религий. Не творцами, не апостолами, а апологетами. Это жутко звучит в притче о великом инквизиторе в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Коперник [рис 7], Галилей [рис 8], Джордано Бруно [рис 9] — на протяжении нескольких веков тысячи и тысячи яростных столкновений невежественных поборников веры и пытливых умов привели к невосполнимым потерям. Страшный удар по знанию был нанесён также воинствующим атеизмом. По идеологическим мотивам затоптаны целые научные направления, уничтожены гениальные учёные [рис 10].

Сейчас становится понятным, что традиционная наука и религия — это два независимых канала, которые приводят к более целостному осознанию мира. Оба эти пути взаимодополнительны, и оба сходятся в человеке.

Рис. 07. Николай Коперник (1473 - 1543)
Рис. 08. Галилео Галилей (1546 - 1642)

Рис. 09. Джордано Бруно (1548 - 1600)
Рис. 10. Николай Иванович Вавилов (1887-1943).
Великий ученый, погиб в результате сталинского террора.
Убит за его научные убеждения.

Технический прогресс и развитие цивилизации

Нельзя быть настолько невежественным, чтобы запрещать развитие знания. Не человекоподобен, кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчетное число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.  ( Учение Живой Этики. Аум. п.501

В век высокотехнологичной цивилизации парадоксально звучит утверждение, что технический прогресс наносит вред человеку. Это вопрос возникал многократно ранее: во времена появления станков, машин, транспорта и т.д. Многие мыслители всесторонне анализировали эту ситуацию, а консерваторы неизменно говорили, что техника — дело вредное и страшное, а наука и техника тем временем добивались выдающихся результатов, открывая для человека новые потрясающие возможности. Еще в начале прошлого века выдающийся христианский философ H.A. Бердяев, анализируя эту проблему, очень точно сформулировал ответ:

«Этическое отношение к технике не может быть противоречивым и двойственным. Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом»...

«Оправдание техники в широком смысле слова есть оправдание культуры, и отрицание ее есть желание возврата от состояния культурного к состоянию природному».

«Головокружительные успехи техники в XIX — XX веках обозначают самую большую революцию в истории человечества, более глубокую, чем все революции политические»...

«...Поразительные успехи физики и основанной на ней техники приводят к обнаружению в мире неведомой до того действительности»...

«...Через человека, через человеческое знание и изобретение меняется космос».

«...Человеку дается страшная разрушительная и созидательная власть. И от его духовного состояния зависит, направит ли он эту власть на созидание или на разрушение».

«...Она (техника) раскрывает возможности большего освобождения духа»5 .

________________________________

5Бердяев H.A. «О назначении человека». Москва, Республика. 1993. С.197—199.

Нравственный аспект науки

...духовное сознание отстало от физиического. Этика утерялась среди нагромождений формул.  ( Живая этика. Мир Огненный, часть 2. п.262

Сами по себе знания индифферентны по отношению к добру и злу. И это опять все та же нравственная проблема — проблема свободы выбора, свободы воли.

Знание, несомненно, способствует движению человечества по пути восхождения. Без глубоких знаний невозможно развитие ни одной цивилизации. Но для того, чтобы это восхождение было устойчивым, необходимо чётко договориться принять фундаментальные решения, многократно повышающие ответственность за использование знаний и анализ последствий применения новых знаний. И это накладывает особую ответственность на любую цивилизацию, в особенности на учёных и правительства. И эта ответственность требует незамедлительного создания фундаментального правового документа, который мог бы быть назван – декларации прав науки.

Тезисы основных статей Декларации

Ниже в качестве примера приводится предварительный текст статей, которые следовало бы включить в Декларацию прав науки.

Статья 1. Творчество и углубление знания о Вселенной принимается как основное предназначение развивающегося человечества. Одной из главных задач в этом направлении является формирование и расширение сознания. Этой фундаментальной задаче в основной своей части должен быть подчинен процесс воспитания и образования, в том числе и процесс подготовки ученых.

Статья 2. Знания являются достоянием нации, народа страны, всего человечества. Терять знания или способствовать их утрате преступно.

Статья 3. Знания не должны приносить вред человеку. Они могут быть использованы только во благо. Знания не должны находиться в пассивной форме, если необходимо их применение для осуществления процесса развития, прорыва на пути Восхождения, а также в случае необходимости преодоления опасных тенденций и ситуаций. Распространение и использование знания, могущего принести вред человеку, недопустимо.

Статья 4. Знания, последствия распространения которых, не удовлетворяют научным критериям безопасности для жизни человека и планеты, не могут быть предложены к реализации.

Статья 5. Сокрытие пагубных последствий применения опасных знаний преступно.

Статья 6. Знание должно оберегать сознание, способствовать его расширению и формированию, ориентировать на восхождение к высшим духовным ценностям. Недопустимо использование знания для манипуляции сознанием и бесконтрольного проникновения во внутренний мир человека.

Статья 7. Увеличение энергетической мощности, на основании развития новых знаний, должно быть направлено на увеличение устойчивости жизни человеческого общества и не должно нарушать экологию планеты.

Статья 8. Наука, как основная движущая сила прогресса, эволюции, творческого роста человека, имеет право на всестороннюю поддержку государства и общества. Обязанностью государств является сохранение и преумножение знаний.

Статья 9. Знания, необходимые для сохранения, поддержания жизни, служащие охране здоровья человека и способствующие эволюции человека и общества, должны быть достоянием всего человечества. Сокрытие этого знания недопустимо.

Статья 10. Распространение и использование знаний, способствующих массовому уничтожению людей и любых проявлений жизни на планете, преступно. Знания не могут быть использованы для сознательного уничтожения человека и природы.

Статья 11. Знания, несущие опасность при неправильном обращении с ними, не могут быть переданы лицам, не имеющим соответствующей квалификации, подтверждённой квалификационными документами.

Статья 12. Знания (сокровенные), которые способны осознать и безопасно употреблять только учёные и мыслители высочайшего уровня, не могут быть переданы на более низкую ступень и в этом смысле являются государственной и международной тайной, охраняемой соответствующими институтами и процедурами.

Тайна не есть преграда, но лишь охрана пути Сокровенность есть сокровище не расхищенное Утрата соизмеримости есть потеря пути   ( Живая этика, АУМ, п.п. 149, 150 )

Статья 13. Каждый ученый имеет право свободно выражать свои взгляды на природу вещей. Он имеет право провозглашать / я провозглашаю (claim) /любую идею, в т.ч. гипотезу, сведения о редком событии, наблюдении и т.п., но при этом обязан объективно характеризовать степень достоверности. Недопустимо недостаточно осознанное знание представлять как достоверное. Любое искажение и фальсификация знания – преступно.

Точно во времена религиозных войн и гонений, смелые и прозорливые познаватели должны прятаться, как алхимики от инквизиции. Такое позорное положение недопустимо.  ( Аум 1936 г. стр. 309 )

...распространение ложных сведений есть особое вредное невежество.  ( Братство, часть 2. Надземное. 1938 г. стр. 574 )

Статья 14. Присвоение чужих идей, научных достижений и открытий (плагиат) недопустимо.

Статья 15. Каждый учёный должен иметь доступ к информации, не составляющей тайну, связанную с опасностью её использования и распространения. (см. ст. 11 и 12). Получение информации, отмеченной в статьях 11 и 12 возможно при прохождении специальных экзаменов и допуска.

Статья 16. Недопустимо, чтобы использование знания в интересах бизнеса, опережало научное обоснование безопасности использования этого знания.

Статья 17. Ответственность за развитие, сохранение научных знаний, науки как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за повышение уровня науки в стране, за образование, целенаправленный поиск талантов и предоставление им благоприятной среды для развития и реализации, за преемственность передачи знаний от поколения к поколению, за сохранение научных школ во всех отраслях знаний.

«Наука не роскошь, а средство перемещения в будущее»

Статья 18. Самоокупаемость науки может быть декретирована только на той завершающей стадии, когда результат исследований непосредственно воплощается в товар (технологию, устройство, средство производства и т.п.)

Принципиально – наука, в первую очередь – фундаментальная, самоокупаема для общества всегда, так как на основании знаний, предоставляемых наукой, намечается наиболее целесообразный путь в будущее, осуществляется оптимальный прогноз, конструирование, построение различного рода технических и технологических систем, развитие всех высоких технологий.

Статья 19. Наука, во всех её формах, имеет право на финансовую помощь со стороны государства, на поддержку воспроизводства научного образования в стране, поддержку одаренных детей и научных школ.

Статья 20. Государство ответственно за сохранение знаний (создание и сохранение банков данных, развитие и сохранение научных институтов, научных библиотек, уникальных установок, создание и сохранение музеев науки и техники, информационного обеспечения науки).

Государство ответственно за сохранение носителей знаний – ученых.




Автор считает необходимым подчеркнуть, что представленные соображения о правах науки являются предварительными, и несомненно, требуют развития и более глубоких и четких формулировок.

В заключении я считаю своим приятным долгом выразить глубокую благодарность всем тем, кто инициировал идею появления этого документа, за консультации, высказанные соображения, замечания и дополнения.

Я чрезвычайно благодарен советнику РАЕН, член-корр. МА-НЭБ М.Н. Чирятьеву, за многократные плодотворные дискуссии, ряд интересных идей и предоставление в мое распоряжение материалов, касающихся рассматриваемой проблемы: тезисов из «Живой этики», высказываний ряда выдающихся мыслителей, текста Декларации мирового этоса и т.д.

Я также сердечно благодарен академикам РАЕН проф. А.И. Лившицу, проф. Р.Г. Баранцеву, доктору Д.В. Михалевскому, за просмотр рукописи и ценные замечания.

Предварительный текст Декларации прав Науки был представлен в Индии, в рамках Всемирного общественного форума «Диалог цивилизаций» (2007г.), на Рериховской конференции и благосклонно принят индийской общественностью. Опубликован в журналах «Наука и личность», «Вестник РАЕН».

Источник: Фурсей Г.Н. Декларация прав науки.СПб.: «АураИнфо», 2013. - 40 е., ил. http://cosmos-mentality.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=949&Itemid=42


RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика