АЛЕКСАНДР ВОРОШИЛИН
Александр Александрович Ворошилин (род. в 1957 г., Воронеж) – архитектор, дизайнер, живописец, член Союза художников. Начальное художественное образование получил в Детской художественной школе. В 1979 году окончил архитектурный факультет Воронежского инженерно-строительного института. На таком фундаментальном образовании настояли родители. Но потом все равно мечта пересилила и он ушел преподавать в изостудию. И уже с 1982 года начал участвовать в выставках.
«Но архитектурная школа, которую я прошел, – признается художник, – оказала влияние на мое дальнейшее творчество. Развилось объемно-пространственное мышление, интерес к городской теме. Это очень помогает при создании обобщенных, декоративных работ, в композиционных построениях».
Путь Ворошилина в искусстве был непростым. По словам художника, в нем было много поисков и метаний. Одна из первых работ была связана с копированием «Троицы» Андрея Рублева. Спустя несколько лет – новая страсть. Сюрреализм. Альбомы Сальвадора Дали захватили его целиком. Он много занимался подражанием. Но к счастью это было преодолено.
Сегодня художник признает, что не ограничен в своем творческом поиске: «Я пишу то, что хочу. Потому что свобода в искусстве для меня главное. Единственный критерий, который меня сдерживает – это самодисциплина и самоцензура. Выбор тем и сюжетов требует внутренней цензуры. А без ограничений не может быть свободы. Есть вещи, которые я никогда не стану показывать в своих работах. Только потому, что они не несут света».
Глядя на картины Ворошилина, в одних случаях может показаться, что свет струится с небес, пронзает и останавливает, поражает и вдохновляет человека, но в других, точно не ошибёшься – он внутри него самого. Это свет, излучаемый человеком, творящим добро и красоту…
Очарование и оригинальность ворошилинского стиля кроется и в синтезе исторических художественных традиций. От иконописи в его полотнах видятся условность и символизм, сила и проницательность взгляда святых, Божественное начало всего сущего. Русская лубочная живопись придает картинам красочность, позитив, аппликативность. От классического изобразительного искусства – библейские сюжеты, глубина человеческих переживаний, прелесть и лиричность природы.
«Я, видимо, приближаюсь к такому возрасту, когда все больше думаешь о душе. Отсюда и обращение к библейским сюжетам и древнерусской иконописи. Здесь нахожу максимальное смысловое и эстетическое обобщение, вижу источники художественных идей. Это то, что меня истинно вдохновляет».
Развитие живописной манеры Александра Ворошилина в последнее время было обусловлено влиянием других техник. Так работа с горячей эмалью привнесла в творчество художника новые колористические решения, неожиданную пластику формы, фактурность. Стекло помогло обнаружить в живописи новые возможности света, движение импульсов внутри статичной фигуры.
«Когда долго работаешь в одной технике (я, например, до 2000-х г. занимался только живописью), – замечает художник, – возникает ощущение вялости, инертности. Переход к другой технике мобилизует, зажигает, ускоряет творческую энергию. Так было с горячей эмалью. Ирина (супруга Александра, художник и дизайнер) первой освоила новое искусство и «заразила» меня. Потом – фьюзинг. И там, и здесь огонь являются важными условиями творчества. Взаимодействие с огнем придает процессу создания художественного произведения весомую долю фантазии, импровизации. Переход от одной техники к другой создает эффект отдыха, снимает усталость, напряжение.