Владимир Денщиков

ВЛАДИМИР  ДЕНЩИКОВ

Художник Владимир Денщиков (род. в 1952 г.) окончил Киевский театральный университет в 1974 г. С 1975-2007 гг. работал артистом, режиссером, художником-постановщиком в Крымском академическом русском драматическом театра им. М. Горького. В 2007 г. перешел на преподавательскую работу. Заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, народный артист Украины, лауреат премии АРК за 2009 г. в номинации прикладное искусство.

Несмотря на занятость в театре, Владимир Анатольевич всегда находил время для хобби. Более 30 лет он занимается макраме. Начинал с колье, кулонов, сумочек. Сегодня в его творческом багаже выполненные на высочайшем художественном уровне объемные иконные ризы и картины.

На вопрос «как художник пришёл к идее создания своих необычных икон», автор отвечает так: «Обычно сначала я делал фантазийные работы на плоскости. Потом стал придавать им объем. Поскольку в театре работал еще и художником-постановщиком, это как бы мое профессиональное свойство – создавать объемность. Кстати, из-за этого и перешел к работе над иконами. Как-то в храме посмотрел на икону Владимирской Богородицы. Она не была написана на деревянной доске, а изготовлена: оклад серебряный, некоторые детальки металлические. Икона объемная, и я подумал: попробую такое же сделать из льняной нити».

В иконах, созданных руками В. Денщикова, нет золота и самоцветов, бархата и жемчуга – художник избрал другой, «льняной» способ выразить духовное содержание священных образов. Лен, согретый солнцем и вспоенный землей, дышит и живет, как дышит и живет каждый узелок в полотне оклада. Погружаясь в безмерное сияющее пространство иконы, зритель испытывает чувство просветленности, стремление стать чище и лучше, подарить этот свет доброты и милосердия другим людям. Сделанные из простой серой нити, они точно выражают идею православия, считает автор, просто и натурально.

  читать  далее

Владимир Денщиков уверен, что к этому творчеству его привел Господь Бог, отвадив от лицедейства инсультом. Болезнь поразила актера как раз перед театральной премьерой, и он так бы и остался недвижимым «кактусом», если бы не родные, любимые люди, и не творчество. Прежде чем попасть в больницу, Владимир Денщиков начал работу над иконой для храма-маяка в крымском селе Малореченском, и решил во что бы то не стало закончить ее, как обещал настоятелю. Лежа под капельницей, художник продолжал плести узелки и чувствовал, что его парализованная рука двигается все свободнее, словно ею управляет сам Всевышний.

Макраме автор занимается уже лет 30, а иконами – только 10 лет. Техника плетения узелков «макраме-коллаж» – это запатентованная разработка Владимира Денщикова. Так же как и «рукотворная ткань», из которой автор создает одежду святых. Для нее художник берет тонкие полумиллиметровые нити из чистого льна, смачивает их водой и затем складывает их одна к другой. Так и получается ткань. Все остальные элементы икон – вручную завязанные узелки, опять же, в авторской технике, столь же уникальной, как и ее результаты.

Раскрывая подробности изготовления икон, художник признается: «Лик Господа или святого пишется на холсте маслом. То есть в иконах используются только натуральные материалы. После болезни (я перенес инсульт) писать лики мне помогает наша крымская художница, хотя до болезни делал все сам. В своих первых работах пробовал даже лики выполнять техникой макраме. Но пришел к выводу, что лик должен быть писанным, а вот оклад – каким угодно: серебро, золото. В моем случае – это исключительно лен».

На одну икону Владимир Денщиков тратит от трех месяцев до полугода. А вот над иконой «Святой Благоверный князь Александр Невский» он работал все 14 месяцев. На нее пошло, ни много ни мало, 9 миллионов узелков. Его уже сегодня считают основоположником нового направления в иконотворчестве.

Нужно ли говорить, что мастер внимательно изучает старинные каноны, правила расположения ликов и фигур на иконе, законы композиционного построения. Но помимо технических сложностей есть еще и духовно-этические моменты. Ведь иконотворец – не просто художник. За свой труд он отвечает и перед собой, и перед людьми, и перед Богом. По примеру старых мастеров-иконописцев Владимир Денщиков перед началом работы молится, постится, получает благословение владыки или духовника. Иконотворчество требует уединения, максимальной концентрации, внутреннего равновесия и душевной гармонии. И здесь мастер видит еще одно удивительное совпадение – те же качества необходимы и для выполнения филигранных узоров в технике макраме-коллаж, в которой он выполняет иконы.

– Думаю, работая в театре, я не обделял зрителей своим вниманием и мастерством, – говорит Владимир Денщиков. – Но, когда я вижу, как люди со слезами молятся перед моими иконами в церкви, вижу лица посетителей моих выставок, особенно молодых людей и детей, я понимаю: то, что я делаю сейчас – гораздо важнее работы в театре. Одна 12-летняя девочка во время выставки в Северодонецке в 2010 году написала в книге отзывов: «Владимир Анатольевич, продолжайте заниматься творчеством. Я хочу, чтобы мои дети увидели ваши иконы».










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика