РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕЧНОМ ЛИЛИИ ПЕДАК
Художница Лилия Александровна Педак с 2006 года живет в республике Горный Алтай. Вдохновлённая красотой Алтая, она с новой силой продолжает свою творческую работу, основанную на древних народных традициях и ремеслах. Ее композиции хранятся в различных организациях, в музейно-выставочном центре города Железногорска, в музее Солнца в Новосибирске и частных коллекциях России, Англии и США.
Лилия Александровна творит в своем дворике, обучает мастерству детей в местном клубе, а в 2015 году в буквальном смысле заложила фундамент общественно-культурного, образовательного проекта. Он включает в себя создание передвижной выставки и строительство музея современного декоративно-прикладного творчества, где будет развернута постоянно действующая выставка ее композиций, выполненных с элементами плетения в технике макраме, вышивки, аппликации, кружева и древнейших традиций народного творчества.
Краткая биография Лилии Александровны Педак
1937 г. – родилась в городе Запорожье Украинской СССР.
1956-1960 гг. – учёба в Днепропетровском, а затем Свердловском художественных училищах.
1960 г. – художник-бутафор сначала в кукольном театре, а затем на телестудии в Красноярске.
1961-1995 гг. – художник-оформитель в художественной мастерской г. Железногорска Красноярского края.
1995-2006 гг. – педагог художественного конструирования в Станции юных техников г. Железногорска. Неоднократно вместе со своими учениками принимала участие в выставках, проводимых в г. Железногорске и близлежащих районах.
2006-2008 гг. – переезд в село Баштала Усть-Коксинского района Республики Алтай и работа педагогом прикладного декоративного искусства в профессиональном училище №2, параллельно занималась творчеством.
С 2008 года полностью отдалась творчеству, создает новые композиции, проводит активную выставочную деятельность, принимает участие в фестивалях и детских праздниках, ведёт у себя дома кружок «макраме» для местных девочек.
Одной из наиболее масштабных работ Лилии Педак стала 5-частная КОМПОЗИЦИЯ «ЭВОЛЮЦИЯ. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА». Она отображает этапы возникновения, становления и устремление в будущее человечества Земли. Художница попыталась донести до зрителя свою концепцию создания и строения мироздания, сложившуюся из полученных знаний как научного направления, так и мифов, легенд и религий разных народов мира, в основном славян и тюрок, давно и дружно проживающих на территории Руси-России.
Первая часть композиции «Земля – наш космический дом»
Перед нами – планета Земля. Это не просто тело, обращающееся по своей орбите вокруг Солнца. Нет, она – полноправный член Солнечной системы вместе с другими планетами. Ближе к Солнцу – быстрый Меркурий. Чуть дальше – великолепная Венера в густой вуали плотных облаков. Рядом с Землей неразлучная её спутница Луна, испускающая древний ультрафиолет, следом – Марс в песчаных барханах, пересечённый загадочными каналами. Пояс астероидов – как память о днях творения, сохраняющий солнечное тепло для планет земной группы. А за ним – величественные гиганты, эфирные планеты: Юпитер в кружевах своих затейливых облаков, строгий Сатурн, несущий впечатляющие кольца, и таинственный Уран, шествующий по своей орбите, лежа на боку. Всё пространство пронизано волнами энергий: солнечный ветер, магнитное поле Земли, галактические лучи, фоновое космическое излучение, непознанная тёмная материя… И в этом величественном мире – наш космический дом – Мать-Земля живая, дышащая, прекрасная, дающая нам, её детям, возможность жить, учиться, любить, творить.
Вторая часть композиции «Наследие предков»
Перед нами предстаёт детство человечества, дошедшее до нас во многих археологических памятниках.
По поверьям многих народов дух человеческий много раз приходит на Землю. Устремляясь к своей родине, он проходит все планетные сферы, собирая в них необходимые качества для решения задач каждого воплощения. Древние знали, как оградить душу ребёнка от влияния тёмных сил. Много оберёжных символов окружало человека, как в момент рождения, так и всю его жизнь. И даже смерть человека, представляемая древними как ворота в другой мир, тоже имела свою защитную символику. Различные тотемные звери были связаны с космическими объектами и берегли племена и народы: и величавый лось (у северных народов созвездие Большая Медведица), и гордый олень (житель верхнего мира у хакасских и алтайских шаманов), и горный козёл (покровитель смелых, добрых и щедрых людей – вспомните Серебряное копытце Бажова). Из глубины веков пришло к нам почитание огня, как живительной и охранной силы. Предки почитали равновесие как основу существования этого мира. Добро и зло, свет и тень, проявленный мир и мир невидимый – переплетаясь, входили в жизнь каждого человека. Божественная энергия мира «горнего» через прародину всех народов – гору Меру, перетекала в мир человеческий, напитывая живительной силой все великие цивилизации. Используя принцип Золотого сечения, строились древние памятники – свидетели величия разума и духовной мощи наших предков. Наследие, оставленное ими, до сих пор нами до конца не понято и не осознано. Оно и в петроглифах Алтая, и в городище Аркаима, и в мегалитах Стоунхенджа, и в статуях острова Пасхи, и в сфинксе и пирамидах Египта и других древних артефактах. Сегодня пытливое человечество, изучая это наследие, делая научные изыскания в различных отраслях знаний, заново открывает для себя наш древний мир. И современные представления учёных удивительным образом перекликаются с верованиями и воззрениями наших предков на природу человека и Космоса.
В центральной части композиции изображение Земли, обрамлённое Лебедем и Орлом – покровителями и символами древней Руси (Лебедии) и современной России. Изображение лебедя археологи находят по всему миру, но особенно много находок на территории современной России. Так на палеолитической стоянке Мальта в долине реки Ангара обнаружено большое количество подвесок в виде летящих лебедей. По расчётам археологов возраст подвесок 15 тысяч лет. А в этот период звезда Вега сменила звезду Дельта созвездия Лебедь в роли полярной звезды. Значит, наши предки поклонялись полярной звезде из созвездия Лебедь задолго до открытий современных астрономов. В знаменитых Пазырыкских курганах были обнаружены войлочные фигуры лебедей, на Среднем Урале при раскопках первобытной стоянки найден древний ковш в виде лебедя, на Онежском озере до сих пор видны петроглифы, изображающие этих гордых и красивых птиц. Вспомним и Царевну Лебедь, воспетую Пушкиным, олицетворяющую древнее светоносное божество русской и славянской мифологии, неразрывно связанную с Космосом: «Днём свет белый затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит». Лебединый образ русский человек впитывает с молоком матери. И слова поэта: «О Русь, взмахни крылами!» рисует нам образ России – Царевны Лебедь. А образ орла, ставший геральдическим символом России в XV веке при Иване III, восходит своими корнями к древнему символу Солнца – соколу. Сокологоловыми были древние боги руссов (славян): Солнцебог Хорс, бог огня и света Рарог, а само Солнце именовалось Ясным Соколом. Крылатые покровители России продолжают и поныне гиперборейскую традицию летающих людей, символические изображения которых уносят нас к древним знаниям.
В правом нижнем углу – находка, обнаруженная при раскопках «русской Трои» – Аркаима. Это фигурка нашего древнего предка, устремившего задумчивый взор в небо, в Космос. Вера в небесно-космическую предопределённость человеческой жизни на всех её этапах всегда была присуща нашим мудрым предкам. Это завет нам, современным детям Земли, познать Космос, жизненность космических сил, взаимопроникновение и взаимовлияние их и жизни человеческой. Не зря в Библии сказано: «Что наверху, то и внизу». Познавая себя, мы познаём великий Космос, познавая Космос, мы познаём себя.
Третья часть композиции «Любовь, рождающая миры»
Фигуры юноши и девушки в созидательной любви устремлены в будущее. Это – дополняющие друг друга силы – мужская и женская, строители цивилизаций, планет, звёзд, галактик и самой Вселенной. Творящая мощь двух начал поддерживает жизнь всего мироздания.
Стремление к любви – это стремление к красоте, к гармонии. Любовь подарила миру прекрасные творения человеческого гения. В сущности именно она цивилизовала человечество. Истинная любовь ведёт человечество к совершенствованию и познанию Творца, недаром древнеславянское прочтение слова «любовь» звучит, как «люди бога ведают». Только в таком понимании любовь поднимает человека на божественный уровень и даёт возможность дальнейшего эволюционирования во времени и пространстве, очерченном проявленной Вселенной. Что же говорить о мирах высших, где любовь главенствует безраздельно.
Четвёртая часть композиции «Космос в Человеке, Человек в Космосе»
Она начинается темой объединения народов под водительством Учителей – посланников Божьих, которые не различают людей по национальностям, а лишь помогают найти каждому наиболее эффективный способ раскрытия своего потенциала в следовании по пути Прави. Только объединившись единой божественной идеей и знаниями, человечество сможет продолжить дальнейшее поступательное развитие земной цивилизации.
Образ черепахи, символизирующий долгожительство, терпение и мудрость, защищает и оберегает растущее человечество.
Когда-то давно наше Солнце, как установили сейчас астрономы, вылетело из области созвездия Телец (Бык). Проделав трудный и опасный путь, создав и сохранив свою планетную систему, Солнце, а значит, и наша Земля, движется к галактике Андромеды. Эта тема отобразилась в фигурах Андромеды и Персея, летящих в космическом пространстве и венчающих верхнюю часть композиции. Старшая сестра нашей галактики – Туманность Андромеды, а человечество, как герой Персей, вдохновлённый божественной красотой Андромеды, совершает подвиги и устремляется за ней. В этом движении человечеству предстоит трансформация – оно «перейдёт в лучистую форму высокого уровня, станет бессмертным во времени и бесконечным в пространстве. Так возникнет лучистое человечество» (К.Э. Циолковский). Рождаются новые люди, которые начинают восхождение к новым вершинам человеческой эволюции. Потому так важна новая гармоничная семья, где все – сотрудники и соратники в этом непростом и важном деле: стать Человеком – полноправным членом космического братства.
Устремление человечества в космос символизирует ракета – символ выхода человечества в открытый Космос, который стал ближе и понятнее благодаря науке. Человечество мечтает о звёздах и путешествиях к дальним мирам. Через познание Космоса человек познаёт себя. У древних греков не было отдельного слова, обозначающего человечество. И человечество, и Вселенная носило одно название — «Космос» (вспомним, по-древнегречески народ – «осмос»). Движение ракеты в пространстве, заполненном различными объектами дальнего Космоса, подобно познающему человечеству, расширяющему свои познания о Вселенной.
Объекты и процессы, происходящие во Вселенной, вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью. Это и Змей, олицетворяющий тёмную материю, недавно открытую учёными и дающую основу для проявления света божественной гармонии, творящей Мир; туманность «Замок Орла» в созвездии Змееносец, под прикрытием которой идёт процесс формирования молодых звёзд; спутник Юпитера – Европа, на которой состав воды, обнаруженной астрономами под слоем льда, покрывающим её поверхность, полностью идентичен земной воде; взрыв сверхновой – начало звёздообразования, в процессе которого в одном из рождающихся миров тоже когда-нибудь появится своя Земля; великолепная эмиссионная Трехдольная туманность (Трилистник) в созвездии Стрелец, так похожая на наш человеческий мозг.
И всё это разнообразие возникает, существует и трансформируется, подчиняясь законам цикличности. Кол (коло, круг) – у разных народов символ точки, вокруг которой вращается мир: рождается, развивается и умирает, давая жизнь новой нарождающейся системе. Так в Космосе, так и в жизни человека. Вечный переход, вечный танец.
В этом физическом космосе существует и его духовная составляющая, которая отобразилась в мифах и легендах всех народов – творящие начала: Отец, Творец, Бог, Всевышний, Высший Разум Вселенной и Мать всего Мироздания – материальная основа Вселенной, с Всевышним они неразделимы и вездесущи. И совсем не важно, как они называются – разные народы дали им разные имена, но суть их во все времена неизменна. Всевышнему и Матери подчинены системы иерархий, символически изображённые творящие космические силы, которых народные предания одели в белые одежды и назвали богами, архангелами, героями. Они тоже когда-то были людьми, но претерпев эволюционное развитие, теперь все работают в тесном согласии и сотрудничестве, помогая созреванию человечества.
Внизу символически изображено начало акта творения – точка, из которой развёртывается проявленная Вселенная, творятся миры и само человечество. Это – священный Крест схождения Духа по вертикали для осознания и совершенствования в горизонтали проявляемой им Материи.
В образе созвездия Орион – охранителя Земли – нашло своё отражение открытие астрономов местоположения нашей Солнечной системы, которая находится в рукаве этого созвездия, относительно спокойном участке космоса, где практически нет опасных космических объектов – чёрных дыр, взрывающихся звёзд, летящих осколков погибших миров.
Заканчивает эту часть образ ребёнка с голубем в руках – как символ обновления человечества, его устремление в прекрасное будущее. «Будьте как дети, и Царствие Божие откроется вам».
Заключительная пятая часть композиции «Возрождение»
Она изображает следующий этап земной цивилизации. Поумневшие и повзрослевшие души человеческие, пройдя очищение в невидимом мире, вновь возвращаются в объятия матушки Земли, светлой, радостно встречающей своих повзрослевших детей. И сама она переживает обновление под лучами новой полярной звезды Вега. Это – самая яркая звезда созвездия Лиры, которая входит в пятёрку самых ярких звезд ночного неба Земли, в Северном полушарии даже в тройку. Она может быть видна почти в любой точке мира, кроме Антарктиды и самого юга Южной Америки. Вега была и будет одной из ярчайших звёзд неба, притом в будущем её блеск вырастет. В результате прецессии Земли — примерно через 12 тысяч лет — Вега станет полярной звездой Северного полушария. Её образ запечатлён в правом верхнем углу композиции.
История создания
Идея этой картины родилась… во сне. Вот как описывает эту историю сама Лилия Александровна. «Совсем неожиданно с 31 декабря 2010 года на 1 января 2011 года перед самым пробуждением я вижу сон. Я поднимаюсь на второй этаж пятиэтажного здания и с лестничного марша вхожу в небольшое помещение. Какие-то древние керамические сосуды на подиумах наводят на мысль, что это – выставочный зал. В подтверждении этого на трёх его стенах я вижу композицию в серебристых тонах, расположенную непрерывной лентой с четырьмя небольшими вставками, на тему эволюции. Она доходит до балкона, расположенного с четвёртой стороны зала, и переходит в дорожку на ступеньках. Я не выдерживаю, опускаюсь на колени и, наклонившись, хочу лучше рассмотреть неповторимо красивое, сложное плетение. Плетение выглядит то обыкновенной рогожкой, то неожиданно переходит в сложнейшие, чем-то напоминающие так называемый «узел Жозефины» (один из самых сложных узлов в технике макраме), но ещё сложнее и несравненно красивее. Узлы нескончаемо переходят в новые необычные переплетения, композиционно законченные и продолжающие формировать новые варианты и сочетания нитей. Ничего подобного я никогда раньше не видела. Восхищению моему нет предела. Потом отдельно показывают обнажённую влюблённую пару, в едином порыве летящую по диагонали вверх.
Проснувшись и извинившись перед своими гостями, которые в это время ночевали у меня, за то, что не даю им спать, быстро рисую композиционный набросок на тему эволюции, который в тот момент приходит мне в голову. Центральной частью композиции становится достаточно точное повторение изображения увиденной во сне влюблённой пары.
Меня переполняет необычное ощущение. Я осознаю, что эта та работа, которую мне необходимо делать сейчас. Но как сделать эту огромную ленту? Приходит решение – разбить композицию на пять частей. Три части, как организующие пространство композиции, сделать одинаковыми по размеру, а размер двух других будет определяться в зависимости от сюжетного содержания. Исходя из сложившейся данности моей жизни (в деревне очень ограничен набор материалов, да и источник финансирования не слишком велик – моя пенсия), тот серебристый тон, который был явлен мне во сне, я повторить не смогу, а потому, следуя логике содержания, понимаю, что буду делать её чёрно-белой. Чёрно-белая гамма с большим количеством полутонов наиболее полно сможет отобразить Космос во всём его разнообразии. Теперь встал вопрос – в какой технике работать? То плетение, которое я видела во сне, недосягаемо сложно, и такой техникой выразить тему эволюции не хватит и целой жизни. Отсюда пришло и техническое решение – делать композицию в сложной технике с использованием объёмной аппликации, вышивки, плетения в различных комбинациях, причём большая часть должна быть выполнена именно в технике плетения. Но реальность внесла свои коррективы, плетению была отведена вспомогательная роль. В конечном счёте, не только художник делает своё творение, но и само творение ведёт своего создателя, поэтому композиция получилась такой, какой она и должна была стать.
Два года ушло на создание такого масштабного творения. Да это и не удивительно, ведь в этом процессе надо было не только работать с формой и техникой, но и детализировать сюжетную линию, обращаясь и к научной литературе, и к эпосу народов мира, словом, пришлось достаточное количество времени потратить и на смысловое наполнение заданной темы. Поэтому работать было чрезвычайно интересно и очень ответственно».