ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ В ИСКУССТВЕ. ТРИ ЗАДАЧИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
М.В. Гореликова
О том, что великие творения содержат в себе сокровища высокой энергии, знают, или хотя бы слышали, многие. Правда, такие истины пока ещё звучат для большинства людей этакими звучными метафорами. Однако в словах «огонь мысли», «огонь идеи», «огонь красоты» содержатся истины естественнонаучного знания, и в том, что эти спасительные для современного Мира истины звучат как отвлечённости, во многом вина именно «практических» отраслей познания, к каковым относят себя физика, биология, биохимия, медицина и другие.
Сегодня, как принято, говорить, «только ленивый» не пишет, или хотя бы не сетует в своём круге общения, что искусство и культура деградировали. Да, это так, но при этом надо понимать различие между «культурой» в её бытовом и умалённом понимании, и Культурой как сокровищницей всего лучшего и одухотворённого, созданного за всю историю существования человечества.
Эта Культура, по определению, не может деградировать. Ибо всё то прекрасное и эволюционно значимое, что когда-либо было сотворено, есть и пребудет вечно, храня огонь жизненности и эволюционности в веках: даже не сохранённые физически, формы остаются запечатлёнными на пластичной субстанции Акаши, и, следовательно, могут быть воспроизведены и физически.
При том, что высокая энергия как таковая или доступ к ней в великих творениях сохраняется, она же, подобно всем невостребованным сокровищам, при условиях, самими людьми созданных, может оказаться недоступной людям. Сейчас именно такое время.
При уникальных возможностях доступа к сокровищам искусства, глубокого знания, спасительный огонь искусства и культуры в целом стал недоступен огромным массам людей, невостребован, или заменён суррогатами и иллюзиями приобщённости к искусству – в искусстве, культуре, во всех областях приобщения к знанию (а также иллюзиями достижений в этих сферах, поддерживаемыми обществом и государством).
Для того, чтобы эти иллюзии приобщённости и достижений сменились действительным обретением сокровищ талантливости, мудрости, здоровья, духовности, которые хранятся в сокровищнице Культуры и должны быть приумножены, необходимо решить три задачи, осуществить три условия, несложных, если эти задачи воспримет достаточное число людей (не будем наивно уповать на государство, ибо, надо признать, Просвещённое государство – явление не близкого будущего). Эти условия, по нашему убеждению, следующие:
– научный путь преодоления невежества об искусстве: просвещение о практичности, целебности возвышенных явлений творчества, высоких мыслей в искусстве и гармоничных форм – путём изучения проявлений психической энергии в её различных качествах;
– «возвращение» идеала Красоты в сферу занятий искусством и творчеством (методами воспитания и просвещения);
– общественные меры защиты детей от грубости псевдохудожественных впечатлений (тоже методами просвещения).
Причём, именно в совокупности решение этих трёх основных задач может приблизить время, когда появятся более явные признаки Нового возрождения искусства и всей сферы культуры, включая развитие знания – в его одухотворяющем смысле (под знанием следует понимать не то накопление узко-материалистичных истин, которое продолжает угнетать высшие потребности в человеке).
Повторим иными словами: три задачи – это познание, включающее моральную и духовную «координату», прогресс, который способствует человечности, а не угнетает её; возвращение на «трон» храма искусства Идеала Красоты – как цельного стремления выразить Свет высших идей в мире земном. И, как образовательный аспект первых двух задач, – просвещённый подход к воспитанию.
Сейчас настало то время, когда в борьбе против грубости (именно грубость является в «прикрытом» виде причиной разложения вкусов и причиной невостребованности Искусства) по отдельности ни одна сфера деятельности не может быть успешной.
Успешным не может быть даже искусство, где, конечно, разложение допущено тем, что множества давно поддались установкам царящего затемнённого мировоззрения, суть которого укладывается в несколько тёмных мыслей, вроде следующих: «иначе, чем угождая тенденциям, не прожить», «мы ни при чём, это массы не востребуют истинные ценности», и т.п.
А если ещё короче, то идея Служения, являющаяся основой всякой деятельности, в искусстве массово оставлена, как «несовременная». Этому поспособствовала, во-первых, и грубоматериалистическая идеология (неверно, что в советские времена якобы «поддерживался уровень», падение идеалов неизбежно при узком материализме). Во-вторых (пусть не удивляются воцерковлённые) церковные представления о духовности не менее, чем материализм, ограничивают представление о ценности мысли и чувства красоты.
Если материализм ограничивает духовность идеологией, пусть даже (якобы) «возвышенной», то церковная духовность ограничивает проявления духа представлениями церкви, причём, одной конфессии, отрицая духовность вне своей отнюдь не божественной организации, а главное – недооценивает устремление к Красоте и Знанию – как выражение высшей синтетичной духовности.
Наука же, отрицая факт Единства Энергии (в Основе Единой – в Природе и в человеке), способствовала разделению во множестве сознаний: разделению знания – и понимания путей к счастью, к истине (обретению смыслов) – ко всему тому, чем ценно познание.
Можно, конечно, сказать, что в текущих условиях Смены Эпох Новое будет «построено новыми», а разложение, свойственное текущему времени – закономерный этап «выявления» сущностей и смещения негодных идей, мыслей и энергий. Даже если это так, этот факт не отменяет необходимости усилий.
Почему именно искусство нуждается в скорейшем возрождении? – Пройдёт время, прежде, чем массы людей осознают чистоту мышления столь «практичным», естественным и обязательным условием благополучия, как обычная физическая гигиена, а осознание смысла бытия поймут гораздо большим условием счастья, чем материальное благополучие, – и устремятся жизнью своей к Истине, вместо упования на церковные «индульгенции». Наука тоже ещё, по-видимому, долго будет бороться с очевидностью тонких и тончайших энергий… Только искусство может, никому ничего не доказывая и не призывая, нести Свет. Но для этого «нового» «пробуждения» надо, чтобы каждый начинающий в искусстве понимал, что искусство – это Служение.
Искусство – сфера, полностью подчинённая задачам одухотворения сознания, возвышения мышления, расширения взгляда на Действительность. В отличие от науки и религии, искусство не может прикрыть отсутствие Служения в своей сфере некими внешними задачами или формами. Искусство быстрее других сфер, и очевиднее для всех, разрушается, как только в нём начинают преобладать грубые энергии, когда большое число его «служителей» предаёт идею Служения.
Каждый, работающий в сфере культуры и искусства, понимает эту истину. Каждый момент артист или учитель либо делает всё для того, чтобы «взоры» людей поднялись ввысь, либо способствует «пониканию» крыльев духа и мысли, огрубению чувств и замыканию целей на личных благах – от формальной деятельности «в искусстве». Тогда и формируется псевдоискусство – на подделках «под новизну», «под творчество», «под мышление», «под выразительность», «под искусство».
Не стоит, конечно, забывать о том, что немало людей вполне сознательно умножают усилия по угнетению в людях восприятий Красоты, Истины, Света. Всё тёмное не имеет созидательности. Поэтому создавать иллюзии и многочисленные «симулякры» – их единственная возможность. И снова «вспомним» о техническом прогрессе. Когда вместо роботов-игрушек появятся игрушки в виде аппаратов, запечатлевающих ауру творческого действия, тогда каждый ребёнок сможет со всей очевидностью увидеть и вред от псевдоискусства.
И тогда не понадобится много слов для разоблачения многочисленных «голых королей». Ни звания, ни награды, ни крики «браво» не смогут отрицать то явление невнятности, которое отразится на аппарате, дающем «снимок» аур. И тогда слова о том, например, что прекрасное произведение исполняется прославленным оркестром бездуховно, поверхностно и бессмысленно, уже не будут просто чьим-то мнением, а фактом естественнонаучным. Ну а грубость в театрах и проверять не надо, надо просто чаще называть вещи своими именами.
Ученикам же с самых первых уроков объяснять (и последовательно осуществлять в работе), что музыкальный инструмент в руках (или выход на сцену с ролью) нужен ради того, чтобы высокие мысли и чувства «вошли» в жизнь. А для этого надо эти мысли и чувства растить в себе, не с меньшим, а с большим усердием, чем «взращивание» технического мастерства.
11 апреля 2025 года
Источник: https://scalae7.ru/page/psihicheskaja-energija-v-iskusstve-tri-zadachi-vozrozhdenija-iskusstva-i-kultury