МЕДИЦИНА АГНИ ЙОГИ
Хранители Тайн Древней Медицины
...Многое забытое должно быть вновь открыто и благожелательно истолковано языком современности... Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего... ( Николай Рерих )
Известный живописец, миротворец, духовный наставник миллионов молодых сердец — Николай Константинович Рерих, как и все члены его удивительной семьи — супруга Елена Ивановна и сыновья Юрий и Святослав — всю свою жизнь посвятил изучению культурного и научного наследия цивилизаций Древнего Востока. Среди духовных и рукотворных сокровищ древности все они огромное внимание уделяли исследованию медицинского наследия древних. В ходе многочисленных экспедиций, пути которых пролегали в труднодоступных районах Центральной Азии — там, где, согласно преданиям всего мира, испокон веков пребывали Учителя Человечества, Дарители Знаний и Ремесел, Религий и Наук — Рерихи собрали уникальные материалы о достижении древних народов Азии и в своих трудах передали эти сокровища современному человечеству.
Одним из результатов научной деятельности членов семьи Рерихов и их сотрудников явилось обращение к тайне внутренних сил организма человека — тех самых могущественных сил самоисцеления, которые именовались врачевателями «психическая энергия». В своем трактате «Держава Света» Николай Рерих утверждает: «Не только нужны жизнехранители и жизнедатели (основные группы лекарств, согласно индийской классификации — С.К.), но нужно осознание могущественной психической энергии, так тесно связанной с качеством нашей мысли».
В настоящее время специалисты пришли к выводу о ценности самого подхода Рерихов и их сотрудников к изучению медицинской науки прошлого. Необходимо именно коллективное и системное исследование наследия древних врачевателей при полном признании той картины мировосприятия и тех представлений о человеке как микрокосмосе, которых придерживались сами основатели Древней Медицины.
Трудности в изучении медицинского наследия прошлых тысячелетий в основном связаны не столько с недостатком текстов и свидетельств о приемах и методах диагностики и лечения, сколько с отсутствием разработанной методологии изучения древних медицинских трактатов и опыта практикующих последователей традиционных медицинских систем. Не отработана методология перевода понятий, категорий и терминов древних на научный язык современной медицины, отсутствует модель, аналогичная древним концепциям Пяти Первоэлементов, Семи Энергоцентров организма и им подобных. Фактически отсутствует «мостик» между содержанием терминов и обозначений, использовавшихся древними целителями, и теми понятиями, к которым пытаются поскорее свести эти термины современные исследователи, стоящие на принципиально иных мировоззренческих позициях. Рерихи понимали эту основную трудность в изучении древнего наследия и разрешили эту проблему в ее основании.
24 июля 1928 г. был основан Гималайский институт научных исследований «Урусвати», в переводе на русский — «Свет Утренней Звезды». Он впоследствии был признан прообразом научных лабораторий будущего века, и планета Венера — ее в Индии называют «Утренней Звездой», приносящей счастье человеколюбивым начинаниям — действительно отметила начало новой эпохи в развитии науки о человеке.
Ведущая идея создания института «Урусвати» заключалась в соединении древней мудрости Востока с современными научными методами. В «Урусвати» был разработан и внедрен в практику исследований комплексный подход к изучению наследства древней Восточной Медицины. Лингвисты, историки и ботаники, тибетские ламы-врачеватели и профессиональные врачи Европы, философы и фармацевты — все сообща трудились над изучением тайн древнего знания о человеке. Поддерживались постоянные связи с научно-медицинскими центрами Европы и Америки. Стратегически исследования направлялись синтетическим умом Елены Ивановны, интуитивными провидениями Николая Константиновича, работой же по изучению древней медицины непосредственно руководил младший сын художника — Святослав Николаевич.
Рерихи прекрасно осознавали многочисленные трудности, которые ожидали их на пути раскрытия Тайн Древности — и финансовые затруднения (работы финансировались за счет семьи Николая Константиновича), и трудности в связях с коллегами (письма порой шли несколько месяцев) и сложности методического порядка. Однако все понимали принципиальную неотложность этих работ, и потому изучение продвигалось «семимильными шагами». До сих пор не разобраны гигантские по объему и бесценные по содержанию дневники исследовательских групп Института, до сих пор многое не напечатано и, по-видимому, даже не прочитано представителями мировой науки.
Академик Окладников А.П. однажды так отозвался об Институте, созданном волей и мыслью Николая Константиновича и Елены Ивановны: «Это был настоящий подвиг великого русского художника. В колониальной Индии, в далеких Гималаях, за перевалами, без дорог и электричества, основываясь на частных пожертвованиях и средствах от продажи картин, создать интернациональный научно-исследовательский институт по изучению целого комплекса проблем, связанных с районом Гималаев!»
Почетным президентом, основателем Института стала супруга Николая Рериха — Елена Ивановна, которую в семье Рерихов и среди ближайших знакомых ласково называли «Урусвати» — имя планеты Любви и Красоты — Венеры. Елена Ивановна — «другиня, спутница, вдохновительница», как в своих дневниках именовал ее сам художник — прошла рука об руку с мужем и сыновьями по всем многотрудным маршрутам их многочисленных экспедиций по Центральной Азии. Она мужественно делила с мужчинами все тяготы и невзгоды, вместе с ними созидая прекрасный прообраз будущих исследовательских учреждений. «Станция, — писала Елена Ивановна, — должна развиваться в Город Знания. Мы желаем в этом Городе дать синтез научных достижений. Потому все области наук должны быть впоследствии представлены в нем. И так как знание имеет своим источником весь Космос, то участники научной станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям; и как Космос неделим в своих функциях, так и ученые всего мира должны быть неделимы в своих достижениях, иначе говоря, объединены в теснейшем сотрудничестве».
В «Урусвати» было собрано уникальное собрание сведений по тибетской и индийской медицине. Медицинский отдел Института наладил сотрудничество с биохимиками Гарвардского университета США. Большой интерес там вызвали переводы на европейские языки древних манускриптов по тибетской медицине и фармацевтике. При участии лам-врачевателей впервые в мире был составлен Большой Атлас тибетских лекарственных растений, впоследствии явившийся одним из основных учебных пособий для всех исследователей медицины Центральной Азии.
В Институте «Урусвати» за долгие годы его существования была собрана богатейшая коллекция тибетских лекарственных растений и минералов. На основе малоизвестных тибетских препаратов предлагались даже новые формы борьбы со злокачественными опухолевыми заболеваниями. Вообще же, при Институте, занимавшемся целым спектром проблем Человековедения, специально был выделен крупный отдел медицинских исследований. С помощью местных лам-лекарей был собран большой гербарий лекарственных растений для изучения их в биохимических лабораториях многих стран мира. Вообще же создание биохимической лаборатории со сложным оборудованием — на то время оно считалось передовым! — непосредственно в самом районе исследований, рядом с альпийскими лугами конечно явилось важным достижением организаторов деятельности Института. Отдельная лаборатория исследовала проблему спасения человечества от злокачественных опухолевых заболеваний. Результаты исследований с успехом докладывались сотрудниками Института на многочисленных международных конференциях в самых разных странах мира.
Директором Института являлся старший сын Николая Константиновича Юрий, а среди сотрудников «Урусвати» можно назвать имена таких известнейших ученых, как А.Эйнштейн, физик Луи де Бройль, русский биолог Н.И. Вавилов. В Латвийском Обществе друзей Рерихов в предвоенный период активно трудились многочисленные соратники просветительского дела Рерихов, в том числе известный врач-новатор Феликс Денисович Лукин, а после его ухода — его сын Геральд Феликсович. Последний, кстати, как и его отец, использовал в лечении пациентов и лекарственные травы, и могучую энергию собственного сердца.
Святослав Николаевич Рерих в 30-е гг. руководит исследованиями по биологии лекарственных растений, изучением тибетской и индийской медицины, фармакологии. Он постоянно изучает местные методы целительства и изречения великих древних врачевателей, проводит ближние и дальние научно-практические экспедиции, ведет обширную переписку с учеными всего мира и приглашает к сотрудничеству лам-врачевателей. Недаром было избрано место для основания Института — Центральные Гималаи. Место это издревле называют «Сердцем Азии». В связи с этим Елена Ивановна писала в своих дневниках: «Место станции избрано совершенно сознательно и обдуманно, ибо Гималаи представляют неисчислимые возможности во всех отношениях. Здесь возможно изучение новых космических лучей, дающих человечеству новые ценнейшие энергии... Редчайшие лечебные травы и растения сосредоточены на этих горах, и богатство ботанических видов непревзойденно».
Сам Николай Рерих, вдохновлявший близких и друзей на изучение новых путей врачевания, особое внимание уделял растениям, приносящим непосредственную пользу человеку, в первую очередь, пищевым и лекарственным. Он обращал внимание ученых на необходимость широчайших научных исследований в этой области и всемерного привлечения народной мудрости, тысячелетнего опыта врачевателей всей планеты. Николай Рерих писал: «Фармакопеи древних народов опять оживают в руках пытливого молодого ученого. Никто не скажет, что вся такая древняя фармакопея может быть дословно применима... Но опытность тысячелетий тем не менее дает неограниченное поле для полезных изысканий». Та же мысль о единстве опыта древности и современной науки заключается и в строках книги, вышедшей из-под пера Елены Ивановны: «Правильно похвалить Аюр-Ведическую медицину. Нужно понять, как многие тысячи лет оставили наслоения опыта и мудрости. Но не будем по примеру невежд мертвенно разделять гомеопатию от аллопатии. Не будем забывать накопления Китая и Тибета. Каждый народ имел особые угрожающие опасности и особенно заботился противостоять им. Так будет врачом-победителем тот, кто соберет лучшие цветы» (Братство, 538).
Исследователь творчества Николая Рериха — поэт В.М. Сидоров так описывает один из своих многочисленных визитов к Святославу Николаевичу в 80-е гг. Во время встречи беседа шла о мощи и главенствующем значении психической энергии человека: «Святослав Николаевич извлек из глубины ящика продолговатую пробирку с кроваво-красной жидкостью. Приоткрыл штору, чтобы на свету мы ее лучше рассмотрели.
— Вот это, например, считается чудодейственным средством. одна капля его может вывести человека из состояния смертельного шока. казалось бы, а за чем остановка? дай его людям — и дело с концом. но вся загвоздка в том, что лекарство действенно не во всех руках. можете строить какие угодно догадки, но то, что я скажу, — проверенный факт. препарат проявляет исцеляющее действие лишь в руках человека с чистыми мыслями и развитыми духовными способностями».
Речь идет о главном исцеляющем воздействии, о котором твердили все древние медики — об энергии человека, о силе самого организма, о пламени и тепле любящего, самоотверженного сердца целителя. Именно эта панацея исцеляет лучше любых составов, хотя иногда в помощь ей — чтобы «провести» влияние на тело другого человека, и требуются некоторые лекарства-гармонизаторы. Главное же в обретении умения лечить, помимо знаний и способностей наблюдать и мыслить, — зажечь сердце и ум любовью, преисполниться радостью. Тогда энергии оздоровления будет достаточно для всех страждущих и ожидающих помощи врачевателя!
Николай Рерих был убежден — «Не может быть здоровья телесного без здоровья духовного!» Он был уверен, что все трудности современного человека, в том числе и распространение самых различных заболеваний, — это затруднения чисто нравственного, духовного плана, связанные с понятиями «совесть», «порядочность» и «этика». Внешнее сдерживание рвущихся наружу эмоций, подлинных чувств, порой бушующих внутри — подавленных, но не успокоенных! — порождает излишнее внутреннее напряжение, негативно отражающееся на телесном благополучии.
Николай Рерих считал борьбу с негативными эмоциями и разрушительными мыслями зависти и злобы важнейшей задачей медиков. Он называл врачей «очистителями и просветителями человечества, заблудшего в невежестве». Рерих был убежден, что непрекращающийся, несломимый, беспредельный, воистину космический оптимизм и бесстрашие — главные источники сил в борьбе против любых заболеваний, главные целители. Николай Рерих и его единомышленники были убеждены, что каждый человек просто обязан ежедневно настраивать себя на оптимистический лад, стремиться правильно видеть перспективу жизни и утверждать ее своими мыслями, чувствами и поступками, направленными к светлому созиданию и радостному сотрудничеству. Оптимизм, отсутствие страха, трезвая оценка реальности и предусмотрение возможностей, ответственность за все порученное и качество труда, самоотверженность и любовь, — вот что Рерихи считали важнейшими лекарствами человека как психодуховного индивидуума. Именно эти средства, и только они, могут до конца победить самые что ни на есть «неизлечимые» болезни. Лишь призвав на помощь могущественные силы собственной души, лишь вскрыв в себе бездонные космические резервы мощи, можно отразить натиск самых опасных заболеваний.
В процессе изучения Психической Энергии Рерихи прикоснулись к ее Тайне. Представления о психоэнергии — важнейшем факторе исцеления большинства заболеваний — это узловая, фундаментальная, центральная установка Древней Восточной Медицины, ее Ведущая Доктрина, ее сокровеннейшая Тайна. Каждый, ознакомившись с последующими разделами настоящей главы, волен принять или отвергнуть реальность психоэнергии — на основании личного опыта самонаблюдения или путем упорядоченного размышления об этом целостном феномене человеческой жизни. Ведь каждый из читателей может сам испытать действенную мощь этой чудесной силы, заложенной в нас самих, силы, которая, к великому сожалению, до наших дней не нашла места на страницах лечебных справочников и учебников будущих врачей.
Именно психоэнергия и составляла главную тайну древних врачевателей, именно изложению этих представлений отчасти и посвящены медицинские и психологические разделы произведений Учителей Востока, переданных пером и сердцем Елены Ивановны Рерих. Книги эти называются Учение Живой Этики, или «Агни-Йога», что переводится как «Самосовершенствование посредством пламенного устремления к Красоте Космоса». В этих книгах, содержащих необъятный по широте и невообразимый по глубине свод древних знаний и современных научных гипотез, в сконцентрированном виде представлены и упорядочены достижения древних в исцелении различных заболеваний, даны многочисленные советы по предупреждению заболеваний. По-видимому, не следует ни огульно отвергать, на мистифицировать научные предвидения и опытные данные, приведенные в писаниях Живой Этики. Древнее знание для своего понимания требует изложения образного, поэтического, к которому и прибегали Рерихи для более полной и точной передачи высоких истин Древнего Человековедения, которые, по убеждению многих исследователей древнего наследия, будут заложены в основание Человековедения Грядущей Эпохи.
Роль и значение врача для развития людей
Один из наиболее любимых Еленой Ивановной философов и писателей Фридрих Ницше в своем произведении «Человеческое, слишком человеческое...» так отмечал главенствующее значение врачебной профессии в культуре человечества: «В настоящее время ни одно призвание не дает возможности достигнуть такого высокого положения, как призвание врача. Но высшее духовное образование врача не ограничивается теперь знанием лучших, новейших методов лечения, навыком и умением делать те быстрые заключения о причинах и влияниях, которые создают славу диагноста: нет, врач должен, кроме того, обладать умением говорить, применяясь к положению пациента, убедить его, тронуть его сердце; он должен обладать мужеством, один вид которого прогонял бы малодушие, — этого червяка, грызущего каждого больного; ловкость дипломата в посредничестве между больными, которым для выздоровления необходимы радости, и теми, которые, в видах своего здоровья, должны и могут доставлять радость другим; проницательность сыщика и следователя, чтобы разгадывать тайны души, не выдавая их, — словом, хороший врач должен в совершенстве владеть приемами искусства всех других профессий. Являясь в таком всеоружии, врач в состоянии сделаться благодетелем всего общества, увеличивая количество добрых дел, духовную радость и производительность ума, удерживая от дурных мыслей, злых намерений, плутовства (отвратительным источником которых так часто бывает брюшная полость), освобождая от так называемых душевных мук и угрызений совести и способствуя восстановлению духовной и физической аристократии (помогая или препятствуя заключению браков). Только таким образом он из медика сделается спасителем общества».
В полном соответствии с древними традициями Восточной Медицины, в Учении Живой Этики врачу отводится совершенно особое место среди ученых и практиков, работа которых связана с людьми. Врач представляется своего рода целителем душ и тел, причем не просто «психотерапевтом», но и в самом прямом смысле духовником, труд которого помогает облагораживать людей: «Вы писали сегодня о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач — самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней — значит, врач может дать много ценных предупреждений...» (Мир Огненный, II, 217).
Поле деятельности врача в доме больного расширяется от необходимости подать совет о переустройстве быта до изменения образа поведения и отношения к труду и к родным людям. Лишь в последние десятилетия вследствие общеизвестных деформаций во врачебном образовании и практике поликлинических врачей в нашей стране заметно снизился престиж врачебной профессии. Во все же времена врач считался главнейшим из специалистов, ибо от его действий зависела сама жизнь пациента. В данном же случае значение врача в жизни человека еще более углубляется, хотя, разумеется, для достижения такого высокого профессионализма одних лишь знаний и умений мало. Необходимо еще стать высоконравственным, духовно утвердившимся человеком: «Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией...» (Аум, 3).
В древности врач был не только высоконравственным и глубоко знающим свой предмет специалистом. Врачи путем специальной йогической тренировки приобретали паранормальные (хотя и совершенно естественные для высокоразвитого человека) экстрасенсорные способности, которые помогали им точно поставить диагноз и избрать необходимую схему лечения в полном соответствии с индивидуальностью заболевшего.
Это не означает, что в прошлом все врачи были похожи на Вольфа Мессинга или Розу Кулешову. Однако овладение психическими паранормальными способностями вменялось наряду с обретением высокой наблюдательности и развитой памяти каждому врачевателю в профессиональную обязанность, и в развитой степени (в зависимости от таланта и усердия в тренировках) этими способностями владели очень многие медики. В трактате «Чжуд-ши», содержащем основные положения индо-тибетской медицины, есть специальный раздел, целиком посвященный йогическому психоэнерготренингу врача, целью которого и являлось развитие высших способностей человеческого восприятия. Соответствующие разделы, называемые «Даосской Йогой», имелись и в трактатах китайских медиков.
Современной психологии самосовершенствования известна одна из врожденных способностей, называемая «врачевательной». Она заключается в повышенной природной способности сопереживать другому человеку. Это сопереживание происходит не только на субъективно-психическом, но и на сугубо физиологическом уровне восприятия. Обладающий такой способностью человек буквально ощущает все, что чувствует, переживает и даже мыслит осматриваемый им пациент («со-чувствует» ему).
В прошлые века опытные наставники определяли среди претендентов на звание врачевателя именно таких одаренных людей и направленно (посредством использования упражнений Йоги и целевого программирующего внушения) развивали в них эту уникальную способность. Впоследствии (после развития и освоения) умение «контактировать» с телом и душой пациента успешно заменяло врачам и рентгеноскопию, и биохимические анализы крови, и другие инструментальные и лабораторные методы обследования пациента.
Главным для врачевателя прошлого являлось владение в совершенстве наукой о душевных свойствах и психических процессах человека: «Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово «психология» связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применять психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновит все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач имеет авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их...» (Община, 234).
Высокий авторитет врача в прошлые века позволял его советам доходить до умов и сердец пациентов. Только таким образом и можно было заниматься истинной профилактикой заболеваний. Иначе какая же помощь может упредить развитие болезни, если люди не принимают (вследствие недоверия к врачам и из-за собственной низкой культуры) рекомендации медиков и не изменяют собственные пагубные привычки и вредные условия жизни! Только священностью положения врача можно объяснить такое пристальное внимание, которое уделялось в древних медицинских трактатах именно профилактике болезней, вопросам оздоровления быта и всего образа жизни, вопросам ведения естественного порядка труда и отдыха в «следовании ритмам и состояниям Природы». И авторитет высоконравственного и прекрасно владеющего своей специальностью медика для введения такой профилактики был обязателен.
Знание прикладной психологии крайне важно и даже обязательно для врача еще и потому, что организм человека под направленным психологическим воздействием способен выделять целые «наборы» особенных собственных феноменально активных и направленно действующих веществ, которые наиболее естественны для его функционирования и по качеству, и по дозировке. Такие «внутренние лекарства» способны физиологически приводить ткани и органы к целительным перестройкам в соответствии с задачей лечения, передаваемой медиком пациенту при психологическом воздействии. Организм, оказывается, очень внимательно слушает голос врача, его мысль и настроение, разумеется, если врач сумел «понравиться» организму и «войти с ним в контакт».
Гипнотерапевт Кашпировский А.М. усердно пропагандировал идею возможности выработки организмом человека, находящегося под психологическим влиянием врача, таких внутренних биологически активных веществ, своего рода «собственных лекарств», которые, в частности, способны «растворять» даже рубцовую ткань, до сих пор считавшуюся практически неизменяемой даже под действием мощных химиотерапевтических и ферментных препаратов. Те же идеи вот уже три десятка лет успешно развиваются в США. Даже выделен новый раздел экспериментальной медицины — психоэндокринная нейроиммунология, приверженцы которой занимаются поисками путей активации организма человека и стимуляции выработки необходимых для исцеления биологически активных веществ внутреннего происхождения посредством применения различных психологических методов влияния, в том числе используется трансцендентальная медитация, аутотренинг, активное программирование, нейролингвистическое программирование или старый добрый гипноз.
Крайне интересен в этой связи опыт работы американского специалиста по психологическому воздействию Карла Синглтона. В многочисленных популярных и научных книгах, выходящих из-под его пера и сразу становящихся бестселлерами, этот врачеватель делится собственным опытом создания им специальных групп психологической активизации скрытых резервов самоисцеления у онкологических больных. Влияние психотерапии, проводящейся, разумеется, по специально разработанной для различных типов больных программе, таково, что действие всех «классических» методов лечения раковых заболеваний (химиотерапия, хирургия, лучевая терапия) значительно усиливается, их эффективность увеличивается за счет создания в группах пациентов особенно положительного эмоционального фона, выработки установки на исцеление и генерации непоколебимой веры в успех проводимого лечения.
Наряду с обычным облучением, химиотерапией и хирургическим вмешательством доктор Синглтон использует также технику психического расслабления и технику визуализации — умения видеть «на закрытых глазах» воображаемые картины процессов, происходящих в это время в организме. Вот как описывается метод Синглтона в книге Дж.Мишлава «Корни сознания».
«Пациента просят медитировать по 15 минут в одно и то же время 3 раза в день — утром после пробуждения, днем около полудня и ночью перед самым отходом ко сну. Первые несколько минут медитации идут на то, чтобы войти в состояние расслабления: лишь полностью расслабившись, пациент может визуализировать спокойный пейзаж. Далее следует основная часть работы с мысленными образами. Прежде всего, пациент «настраивается» на раковую опухоль и созерцает ее «оком своего ума». После этого он представляет предположительную картину работы его собственного иммунного механизма, устраняющего мертвые и умирающие клетки. Пациента просят визуализировать армию лейкоцитов, которые толпятся около раковой опухоли, унося злокачественные клетки, ослабленные или погибшие в результате облучения. Затем пациент представляет, как лейкоциты разрушают злокачественные клетки, после чего остатки последних «вымываются» из организма. В завершение медитации пациент визуализирует себя самого совершенно здоровым и счастливым».
Помимо применения техники визуализации, пациента знакомят с общими принципами работы иммунного механизма, показывают ему фотографии других пациентов, которые исцелились полностью с помощью метода доктора Синглтона. Изучив истории болезней 152 пациентов, доктор обнаружил, что почти у половины из них наступило полное излечение, обычные методы лечения с использованием метода психической мобилизации дали лучшие результаты, чем без такого сочетания. Разумеется, лечение принесло наибольшую пользу тем, кто был наиболее оптимистично настроен и полнее, глубже вовлекался в целостный лечебный процесс. У пациентов этой же группы были значительно ослаблены негативные побочные эффекты, вызываемые обычно применением лучевой терапии.
Интересно, что и в книгах Учения Живой Этики подобные идеи выдвигались еще в 20-х гг. нашего столетия, причем значительно серьезнее была поставлена сама проблема — проблема связи внутренней «лаборатории» организма человека не только с его психическим состоянием, но даже с влиянием планетарной и космической энерго-информационной среды: «...Щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать, — нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими собственными выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, все находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами... Силен яд человеческий и целебна психическая энергия... Неразрывны психические и химические воздействия...» (Надземное, 338).
В Восточной Медицине издревле было известно о возможности целенаправленной активизации способности организма человека к выделению целебных веществ под психологическим воздействием опытного врача. Поэтому-то психология в древности и была столь жизненно необходима врачам в их повседневной практике. Овладение же практической психологией требовало от самого врача высочайшего развития его психических качеств и нравственных достоинств.
Врачи прошедших веков старались развить в себе так называемый «пробный камень» — практическую интуицию, посредством которой они могли непосредственно ощущать состояния пациента: так они «догадывались» о необходимой схеме лечения (что, правда, вовсе не исключает необходимости глубокого знания предмета, но дополняет способности к размышлению интуитивными озарениями).
Врачи прошлого использовали развиваемую методами йогического психотренинга способность к внушению и таким образом воздействовали на пациента, приводя в действие его скрытые химические «лаборатории», что позволяло естественным образом решать многие лечебные задачи, фактически не прибегая к введению лекарств. Разумеется, внушение было важным, но далеко не единственным методом лечения. Однако именно установлению психологического, точнее, прямого психоэнергетического контакта медика с пациентом в древности придавалось первостепенное значение при определении прогноза лечения заболевания и возможности исцеления. Между прочим, и доктор Синглтон стремился отбирать в свои группы именно оптимистически настроенных больных, еще не потерявших веру в возможность реального исцеления и доверия к медицине и ее представителям. Он это делал с помощью психодиагностических тестов. Врачи прошлого при их наблюдательности и внутренней чуткости могли выбирать и «на глаз».
Что касается развития современной фармакологии и широкого распространения стандартных схем лечения, связанных с совершенствованием фармацевтической базы современной медицины и углублением знаний об интимных механизмах работы биохимических «машин» организма человека, в Учении Живой Этики сказано более чем определенно: «Могут спросить — будет уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей повсеместно — если только понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание (синоним сознательно управляемой интуиции — С.К.). Но еще сложнее положение врача при сочетании нескольких заболеваний, а такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает будущее человечества. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?» (Братство, 141).
Высокое призвание врача и его центральная, прямо скажем, роль в процессе исцеления пациента определяются тем, что врач не просто специалист, знакомый с медицинской наукой, но высокообразованный и высоконравственный помощник нуждающегося в нем человека, специалист, обладающий запасом «психической энергии», столь необходимой для всякого лечения, как его понимали основатели Учения Живой Этики.
И поэтому врач не может быть заменен ни компьютером, ни приборами, ни синтезируемыми в колбах химзаводов лекарствами. Но что же это такое — «психическая энергия», которой так много внимания уделяется практически во всех теориях и практических рекомендациях как Учения Живой Этики, так и в древних трактатах Восточной Медицины и целом?
Что такое «психическая энергия»?
Центральным понятием медицины Агни-Йоги является представление о психической энергии. Это трудно определяемый термин, в современной науке ему более всего соответствует представление об «информационно-энергетическом поле живого организма», или понятие «форон», которое введено в научную лексику Збигневом Волковским для объяснения ряда парапсихических феноменов человеческой психики.
Учение Живой Этики утверждает, что человеческий организм в соответствии со своим физиологическим и психическим состоянием способен излучать вовне и воспринимать из окружения особого рода информационно-энергетические потоки, несущие информацию и передающие силовые воздействия другому человеку или окружающим предметам.
Не останавливаясь на теоретическом обосновании феномена, называемого в книгах Учения Живой Этики «психической энергией», перейдем к изложению самого учения о психической энергии, — важнейшем факторе исцеления человека и главном орудии врача при влиянии на организм пациента.
«Человек отлично знает внутренно о присущей ему энергии. Ушибаясь, он разотрет пораженное место рукою. Желая обратить внимание, он топнет ногою, он знает, что именно конечности испускают энергию. В сказаниях человек повествует об искрах от удара руки и о земном огне от следов ног. Но трудно человеку в обиходе признать собственную мощь» (Аум, 571). Древние источники называли по-разному ту внутреннюю силу, которая находится в каждом из нас в связанном, как бы спящем состоянии. Но все древние манускрипты, будь то индийские, китайские или древнеегипетские, единодушно признавали тот факт, что внутренняя мощь человека — это энергия космического масштаба. А единство энергий человеческого организма с космическими энергиями убедительно, на их взгляд, доказывает беспредельность и неисчерпаемость феномена, имя которому — Человек. В Древней Индии эту высокую энергию называли «Прана», в Древней Персии — «Невидимый Огонь», а в Древнем Китае — «Ци». Любопытно, что во всех древних медицинских трактатах психоэнергию так или иначе связывали именно с понятиями «огня» и «теплоты». Учение Живой Этики имеет второе наименование — Йога Пламени Духа, или Агни-Йога. Не случайно представления о психической энергии организма человека положены в основание Агни-Йоги!
Отличие представлений Учения Живой Этики о психической энергии от вышеуказанных заключается в том, что в медицине древних народов внутренние энергии человеческого организма рассматривались как пассивные агенты связи различных органов и систем организма друг с другом и с явлениями, разворачивающимися за пределами организма во внешней среде. Психическая энергия, как она понимается в Агни-Йоге, — это нечто, могущее находиться под полным контролем сознания человека. Это — активно-сознательная энергетика организма, соответствующая всем движениям мыслей, эмоций и воли конкретного человека. «Ци» же в Китае больше понималось медиками как пассивная циркулирующая по каналам тонкого тела «жизненная энергия». В древнекитайской гимнастике Ци-гун, как и в древней индийской Йоге, человек посредством длительных и регулярных сознательно-волевых усилий, сопряженных со специальными физическими упражнениями и дыхательной гимнастикой, мог производить набор энергии из окружающей среды и активно направлять ее на нужный объект — как в пределах собственного организма, так и вне его.
«Психическая энергия», «Ци», «Прана», «невидимый огонь» — это синонимы единой реальности — управляющей энергии человеческого организма, ответственной как за взаимосвязь процессов в самом организме, так и за связи организма с процессами окружения. И потому столь велика роль психической энергии в лечебно-диагностическом процессе! Поэтому каждый врач обязательно должен был владеть приемами и навыками восприятия, анализа и передачи психической энергии — своего главного орудия и инструмента.
«Нередко врачи замечают, что самая опасная болезнь вдруг проходит почти без следа. Наверное, будут предпосланы догадки, что лечение или какие-либо внешние обстоятельства повлияли благотворно. Но главная причина будет всегда забыта, которая может произвести самые неожиданные следствия, — психическая энергия; только она одна может изменить течение болезни» (Аум, 354).
Ученые спорят о физической природе и математических моделях паранормального восприятия и психоэнергетического воздействия на окружающее.
Природу самых различных пси-феноменов изучает парапсихология — наука о сверхвозможностях человека, развившего в себе природный дар сознательного управления психоэнергией. Одной из наиболее часто встречающихся гипотез является гипотеза о существовании особого вида реальности Мироздания — психической энергии. Той самой энергии, о которой в один голос твердили врачеватели всех времен и народов, которой они сознательно пользовались, помогая своим пациентам, которую до сих пор не признают академики и профессора лишь потому, что психическую энергию трудно «пощупать» прибором, если не можешь сам воспринять ее. Можно лишь самому развить в себе способность к восприятию и генерации ее, и только в личном опыте убедиться в существовании этой реальности.
Вот что по этому вопросу сказано в одной из книг, завершающих серию «Агни-Йога»: «...Около этого понятия (психической энергии — С.К.) происходит немало недоразумений. Одни вообще отрицают существование этой энергии, другие думают, что она является целительной во всех отношениях; третьи полагают, что психическая энергия существует лишь для немногих. Конечно, психическая энергия имеется во всем сущем, но как энергия она обладает всеми качествами таковой. Как энергия, она есть возбудитель и напрягает центры (речь идет об энергорегулирующих Центрах тонкого тела человека — С.К.). Если в организме имеется заболевание, то оно может быть напряжено той же энергией (и проявится в обострившихся признаках заболевания — С.К.). Можно до некоторой степени урегулировать устремление психической энергии. Мысль возвышенная или сосредоточенная может увлечь энергию по другому каналу и может вызвать целительное качество энергии. Но каждое кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении пораженного органа. Будет мудр тот врач, который скажет больному — «не кощунствуйте, не проклинайте». Много раз мы указывали на целительные свойства доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии (синоним энергии психической — С.К.)... Безошибочно можно сказать, что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии. Но люди не хотят понять, что их свободная воля будет сильным импульсом в пользовании психической энергией. Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем больше он поможет себе...» (Надземное, 275).
В книгах Учения Живой Этики развитие знания о психической энергии и овладение ею врачами, сознательно совершенствующими свои способности, связывается с будущим развитием всей медицины в целом: «...Предстоят многие врачебные усовершенствования. Прежде всего, будет оценена психическая энергия. Больные будут подвергаться основательному исследованию в отношении качества их психической энергии. Можно будет усилить лечение посредством применения соответствующей энергии. Можно будет окружить больного особым озоном (речь идет о каком-то газовом составе, активно влияющем на энергодинамику тонкого тела человека; не забудем, что и «Прана», и «Ци» добывались человеком именно при дыхательных тренировках — С.К.), который подкрепит состояние энергии. Даже можно воздействовать посредством человеческой энергии, которая передается через близкого сожителя. Также будут изучаться источники разных заболеваний, которые кроются в некоторых людях. Уже и теперь обращают внимание на таких носителей болезней, но их несравненно больше, нежели кажется. При таких изысканиях можно прийти к заключению, что из таких носителей болезней можно устроить особые поселения и они не будут вредить друг другу. Много новых полезных мер может быть применено, когда люди обратят достаточное внимание на носимые ими энергии...» (Надземное, 423).
Что в вышеописанном примере подразумевается под «носителями болезней», трудно интерпретировать однозначно. Во всяком случае, вряд ли речь идет об обычных носителях патогенных микроорганизмов. Однако, учитывая цельность всей системы Медицины Агни-Йоги, было бы, на наш взгляд, опрометчиво сходу отвергать идею о принципиальной заразности некоторых людей, обладающих особого рода негативной, «патогенной» психоэнергетикой внешне здорового организма. Возможно, именно с такими людьми в прошлом народные поверия связывали представления о «дурном глазе» или о чем-то в этом роде. Скорее всего, эта проблема медицины человеческого общежития еще ожидает своих исследователей.
Учитывая важность регулирующей и управляющей функций психической энергии в процессах жизнедеятельности человеческого организма, знатоки Восточной Медицины считали, что «...сокровище психической энергии может создать панацею мощную» (Мир Огненный, III, 406). Речь идет о создании мощного внутреннего потенциала энергии и сил организма, обеспечивающих в любых, даже самых экстремальных условиях, гибкую и в то же время предельно устойчивую регуляцию функций организма.
Но что же это такое — накопление психической энергии и создание мощного внутреннего защитного потенциала? В книге «Аум» на этот вопрос дается следующий ответ: «Напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше. Это не может быть объяснено ни пищею, ни санитарными условиями, ибо в периоды смятения условия жизни очень трудны, и единственная причина должна заключаться в повышенной деятельности психической энергии. Но следует вполне разобраться, в чем состоит напряжение психической энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведет к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего, понимается с психической стороны. Нужно не забывать, в чем лежит импульс каждого действия. Так можно увидеть, что усилие энергии будет рождать физический рефлекс, но каждый рефлекс есть только отражение истинной причины» (Аум, 481).
В данном случае речь идет о внутреннем, психическом характере накопления и напряжения психической энергии. Они связаны определенным образом с внешними физиологическими реакциями и активным поведением, но все же ведущим звеном в цепи реакций и процессов, связанных с динамикой психоэнергии, остаются мысли и эмоции человека. Субъективно накопление тонкой психоэнергии в энергоструктурах (каналах и центрах) организма переживается в виде особенных ощущений покоя, радости и возвышенного настроения, всем этим переживаниям на физическом (физиологическом) уровне, разумеется, соответствуют определенные реальные процессы гармонизации и усиления. Однако без таких субъективных переживаний накопления психической энергии не происходит! Потому энергия эта и называется древними «психической», что была связана с психической активностью человека, хотя ее действие распространялось и на управление физиологическими процессами в организме.
Для подробного исследования психической энергии предлагалось врачам обращать внимание прежде всего на здоровых людей, которым присуще все богатство многообразия индивидуальных особенностей и своеобразие целостного облика: «Конечно, врачи избегают изучать здоровых людей, таким образом, они упускают из виду ценную страницу, ведущую в будущее. Обычно все чудеса и видения причисляют к разряду истерии, но никто не пояснит, что такое истерия?..» (Сердце, 318). И о том же: «Опять повторите врачам, чтобы они наблюдали людей во время так называемого здорового состояния. Самые интересные для врачей явления не будут прослежены во время заразных болезней... Самые поучительные проявления психической энергии, конечно, не будут во время заносной заразы. Между тем, это обстоятельство никогда не принимается во внимание. Как же можем ждать быстрых открытий, когда самое важное явление психической энергии просто не замечается, даже не оспаривается, даже не отрицается, но не замечается наряду с самыми ничтожными явлениями. Самый успешный прием будет твердить о психической энергии. Кто-то, заперев комнату на все замки, потихоньку прочтет о психической энергии и, никому не сознавшись, все-таки подумает о ней» (Сердце, 147).
Почему-то принято считать — в силу ненаблюдательности и невнимательности поверхностного взгляда на явления окружающей жизни! — что существует обильное многообразие заболеваний. А вот здоровые люди всегда одинаковые и похожие друг на друга. Это — крайне поверхностный взгляд на действительность. Любой психиатр знает, что люди с распадающейся, деградировавшей психикой очень похожи друг на друга. Еще бы — реакции и поведение предельно упрощаются, сводятся к единым стереотипам. Люди с пограничной психопатологией уже проявляют большое разнообразие форм и видов нарушений. Здоровые же люди могут быть различаемы по доброй сотне психотипологических классификаций. И каждый человек — если его внимательно рассмотреть и старательно изучить! — будет представлять собой совершенно уникальное явление, таинственное и прелюбопытное для тех, кто серьезно обращается к его изучению.
Примерно та же картина наблюдается и в случае телесных заболеваний. Заболевший организм — всегда упрощается, всегда в чем-то ликвидирует спектр многообразия своих индивидуальных проявлений, в чем-то всегда себя ограничивает для того, чтобы сохранить силы на борьбу с болезнью с помощью заложенных в него природой достаточно общих для всех живых организмов стереотипных защитных реакций.Здоровый же организм обладает достаточным запасом энергии для того, чтобы стремиться реализовать себя во всем объеме имеющихся возможностей самопроявления. Потому феномены психоэнергетического взаимодействия ярче и нагляднее могут быть иллюстрированы именно экспериментами со здоровыми и радостными людьми.
Необходимо исследовать психоэнергетические проявления жизнедеятельности организма здорового человека, потому что в болезненном состоянии все силы организма направлены лишь на сражение, на защиту от разрушительного действия факторов внешней среды или устранение «неполадок» в собственной системе регуляции функций. В состоянии же практического здоровья психическая энергия человека проявляет свои особенности в полном объеме. И внимательный наблюдатель, несомненно, почерпнет много интересного в изучении восприятий, реакций и переживаний здорового человека, принимая во внимание его неповторимую индивидуальность.
Именно здесь, на наш взгляд, сокрыт истинный критерий наличия у человека подлинного здоровья. Чем богаче, ярче и многообразнее проявляет себя человек, чем полнее (и по внешним результатам деятельности, и по субъективным переживаниям) он реализует свои возможности и развивает свои способности, чем активнее и гармоничнее он «вписывается» в свое окружение и приспосабливается к любым изменениям среды, тем более здоровым, жизнеспособным и «нормальным» его следует считать.
Что же касается того, кто потихоньку в комнате «прочтет о психической энергии», то уместно здесь привести в этой связи свидетельство американского психиатра Шафики Карагулы, которая длительное время изучала одаренных экстрасенсов. В ходе многолетних экспериментов выяснилось, что многие американские медики обладают незаурядными способностями к экстрасенсорному восприятию, а порой — и к лечебному воздействию посредством личной психической энергии, приводимой в движение мыслью, воображением и волевым импульсом. Однако для того, чтобы не дискредитировать себя и не попасть в разряд «полумагов-полушарлатанов», они тщательно скрывают факт наличия у них таких способностей, активно используя их в своей повседневной лечебной практике — и при постановке диагноза, и для лечебного влияния на организм пациента.
Кто знает — нет ли среди наиболее талантливых и удачливых хирургов и дерматологов таких же одаренных людей, скрывающих самый факт своих способностей лишь из опасения показаться нереспектабельными в глазах своих коллег, обычно крайне скептичных в отношении всевозможных нововведений и открытий.
При взаимодействии людей их психические энергии вступают в контакт — и происходит взаимообмен энергиями, так или иначе отражающийся на самочувствии и настроении каждого из участников контакта. Обычно такие взаимовлияния почти не осознаются, так как в целом уровень потенциала психической энергии у людей примерно одинаков и значительных перемещений энергии (по аналогии с законом «сообщающихся сосудов» в гидравлике) в обыденной жизни не отмечается. Однако, если встречается пышущий здоровьем человек с умирающим, истощенным болезнью человеком, эффект энергообмена может быть весьма значителен.
Существуют люди, которые используют феномен психоэнергетического — естественного — обмена между людьми в процессе общения в целях улучшения состояния своего организма, причем в большинстве случаев бессознательно и непременно за счет ухудшения состояния тех, с кем они непосредственно контактируют. Вот что написано об этом в книге «Агни-Йога»: «Правильно думаете о разнообразном воздействии человеческих излучений на окружающее. Убедительный пример можно видеть на воздействии человека на животных и растения. Дайте в руки человека животное или растение и можете заметить разницу состояния объектов и типов уничтожения энергии жизни. Как вампир, высасывает всадник коня, или охотник собаку, или садовник растение. Ищите причину в излучении человека» (Агни-Йога, 61).
В 70-х гг. японскими медиками был поставлен любопытный эксперимент. Они решили проверить, насколько истинно утверждение многих трактатов Восточной Медицины об энергообмене как важнейшем факторе влияния медика на пациента. Есть сведения о том, что посредством введенных в кожу пациента «исцеляющих игл» «энергия здоровья» прямо-таки «перетекает» из иглотерапевта в пациента, облегчая тем самым состояние больного.
Во время сеанса иглотерапии ученые регистрировали электрофизиологические показатели состояния наиболее информативных биологически активных точек и у врача, и у пациента. Оказалось, чем скорее нормализовалось состояние БАТ пациента в ходе сеанса, тем глубже нарушалось состояние аналогичных точек у врача, причем пропорционально изменению электрических характеристик точек больного. Возникало впечатление, что и в самом деле какая-то незримая энергия «перетекает» в организм пациента, питая и поддерживая его защитные силы, в то время как организм врача-донора терял силы и переходил в менее энергетически насыщенное состояние.
Не менее интересные факты наблюдений за энергообменом между людьми приводит в своей книге «Прорыв к творчеству» вышеупомянутая Шафика Карагула. С группой экстрасенсов она наблюдала некоторых людей, впоследствии прозванных ими «саперами» за то, что при общении с людьми «саперы», сами того чаще всего не осознавая, буквально «высасывают» жизненную силу из своих собеседников и гостей.
Приведем два примера подобного «общения» для иллюстрации факта энергообмена при взаимодействии людей (вообще-то типов таких взаимодействий насчитывается более 20, а по некоторым данным — около 100): «Можно привести пример «откачки» энергии из собеседника с помощью спокойного решительного взгляда. Одна из наших пациенток часто жаловалась на свое одиночество и отсутствие общения. Однако, когда она приглашала к себе в дом людей, те старались отказаться от посещения под любым предлогом. Если же кто-то все же приходил к ней домой, то всячески старался избежать второго посещения. Керри жаловалась нам на своих друзей и знакомых, часто спрашивала психолога-консультанта — чем она могла обидеть людей? Она, действительно, была вежлива, хорошо воспитана, начитана, но крайне эгоцентрична. Однажды в небольшой компании нам удалось за нею понаблюдать. Жена моего знакомого, приглашенного Керри в гости, недавно оправилась от тяжелой болезни, при этом на момент визита она выглядела просто очаровательно. В присутствии же хозяйки она на глазах становилась все более и более истощенной и уставшей. То же самое происходило и со мной, и с двумя моими подругами-экстрасенсами, и с мужем несчастной, который также стал себя неважно чувствовать. Все ощущали крайнюю усталость, углублявшуюся с каждой минутой. Хозяйка же, напротив, совершенно не осознавая факт «выкачки» энергии, чувствовала себя замечательно, развеселилась и была в прекрасном настроении от хорошего вечера».
Та же женщина-«сапер» описывается в другом наблюдении: «Интересное наблюдение над Керри было нами проведено в домах других людей на семейных торжествах. На вечеринке она не старалась гулять и беседовать с другими людьми. Вместо общения она усаживалась в удобное кресло, откуда хорошо было видно все общество, сидела спокойно, с приятным дремотным выражением лица. Ее глаза устремлялись со спокойной пристальностью то на одного, то на другого. Со временем на ее щеках появлялся румянец, сама же она становилась все более оживленной и довольной. Из скучной издерганной женщины она на глазах становилась привлекательной особой средних лет, полной жизни. Она могла оставаться в своем кресле долгие часы, не делая никаких попыток установить речевой контакт с гостями. Она всегда очень эмоционально благодарила всех за прекрасно проведенный вечер, но все хозяева впоследствии старательно вычеркивали ее из списков приглашенных».
Вернемся к изложению основных положений концепции психической энергии в медицине Агни-Йоги: «...Явите память о воздействии психической энергии. Она может быть явлена трояко — или самовнушением, или бездействием физическим (имеются в виду глубокое расслабление и покой — С.К.), или высшим воздействием на расстоянии. Но часто врачи забывают, что не микстура, но какое-то внешнее условие помогает. Мы помним случай, когда врач обладал психической энергией, но следствия ее упорно относил к действию лекарства. Можно легко представить, насколько увеличилась бы польза, если бы врач понял, в чем его сила... Если и врач, и больной прежде всех физических воздействий вспомнили одновременно об энергии сердца (синоним психической энергии — С.К.), то во многих случаях воздействие сразу могло бы быть полезно и целительно» (Мир Огненный, I, 53).
Именно сознательное использование психической энергии при развитии способности четко представлять желаемый результат и умении предельно концентрировать внимание многократно увеличивает эффективность и воздействия, и восприятия. Однако перед этим необходимо осознать сам факт реального существования психической энергии, ее объективный характер, возможности ее применения в жизни. Тогда и овладение ею не заставит себя ждать. При этом нужно помнить, что психическая энергия развивается и накапливается именно при интенсивной психической деятельности человека: «Когда врач запрещает человеку, потерявшему равновесие (синоним заболевания как следствия дисбаланса энергий организма — С.К.), умственную работу, он поступает немудро. Известны примеры опытных врачей, которые, наоборот, напрягали деятельность психической энергии. Конечно, такие целители должны были обладать значительным запасом психической энергии, чтобы распознавать, к какой области познания направить больного (речь идет о выборе индивидуального приложения сил души пациента, в полном соответствии с его наклонностями, текущим состоянием и задачами лечения — С.К.). Утомление неполезно, но напряжение жизнедательно. Но граница между этими состояниями очень сложна. Опытный врач, уточнив свою психическую энергию, может указать, где мера полезного напряжения» (Аум, 482).
Как видите, вновь речь заходит о необходимости развития врачом в самом себе способности сознательно управлять личной психической энергией — и как лечебным средством, и как средством диагностики, причем диагностики не только физиологической, но и глубоко психологической. В этом отношении интересны следующие строки: «Психическая энергия может указывать и качество пищи, и вред отравы. Истинно, сам человек носит в себе пробный камень. Успешно можно прилагать ту же энергию и для определения болезней, особенно можно следить за колебаниями условий» (Аум, 353).
В заключение нашего экскурса в концепцию психической энергии приведем ряд высказываний о практическом магнетизировании, которое на протяжении веков использовалось как лечебный прием всеми народами. Можно рассматривать психическую энергию как теоретический конструкт, как модель процессов регуляции функций организма, за которой нет никакой реалии действительно существующего мира. Но многочисленные свидетельства и опытные данные экспериментов свидетельствуют, к примеру, о том, что психическая энергия может бытьнаслоена на вещественно-молекулярном носителе, в качестве какового может выступать любой предмет: металл, ткань, воск, вода и другие.
Посредством магнетизирования носителя психическая энергия может опосредованно передаваться другому лицу при невозможности непосредственного общения пациента с целителем. Вот что по этому вопросу можно прочитать в книгах «Агни-Йоги»: «Магнетизирование воды теперь почти совсем оставлено, но еще недавно оно широко употреблялось как со светлою, так и с темною целью. Смысл этого намагничивания ясен и еще раз указывает на огненность (синоним психической энергии — С.К.) такого процесса. Для обезвреживания неизвестных напитков покрывали кубок рукою, полагая, что кожа даст признаки вредных веществ. Также для намагничивания употребляли железистые и литиевые воды, но избегали всяких сернистых примесей. Утверждение о передаче мысли через воду и елей уже упомянуто в древнейших писаниях. Молоко, ввиду его органических частиц, не употреблялось для магнетизирования. В этом была ошибка, ибо молоко от здоровых коров очень хорошо для магнетизации. Но в древности опасались бешенства, и поэтому предпочитали избегать молока» (Мир Огненный, I, 406). «Дай испить живой воды от твоего изголовья», — так было сказано в одной древней рукописи. Позднейшие толкователи изъясняли символическое значение изречения — живая вода означает океан мудрости, изголовье значит вершина познания. Между тем, как надпись имела медицинское значение. Ученик просил Учителя дать ему испить намагниченную воду, стоявшую около его изголовья. Можно находить много изречений о намагничивании воды. На древних изображениях можно видеть, как пьют воду из сосуда или священного источника. Уже давно люди знали о двух способах намагничивать воду. Один способ, когда намагничивают пассами, а другой — естественный, когда вода ставилась у изголовья. При этом первый способ предпочитали для некоторых недомоганий, но второй считался лучшим для общего поддержания сил. Такую воду или пили, или ею окропляли. Рассказывают, что некая царица Пальмиры приказывала приближенным ночевать около бассейна, приготовленного для омовения...» (Аум, 407).
Возможно, в недалеком будущем исследователи займутся изучением феномена наслаивания психических эманаций человека на воде и других вещественных носителях. Пока этим приемом пользуются лишь целители да знахари. Главное — принять во внимание существование самой концепции психической энергии, истоки которой затеряны во тьме веков. Эти представления были совершенно необходимы древним медикам для практической работы и организации гигиенической и профилактической деятельности. Потому-то эта концепция и сохранилась до настоящего времени и в теоретических положениях, и во многих методиках врачевания. Зря идеи в голову не приходят, на пустом месте методики не разрабатываются. Понятие о психической энергии необходимо и современным медикам. Следует обратить внимание на это центральное понятие Восточной Медицины, чтобы уже в ходе исследований выяснить — какая именно объективная реальность стоит за ним? Далее же мы будем стараться излагать положения медицины Агни-Йоги, основываясь на представлениях ее адептов о психической энергии. И следующим разделом необходимо выделить учение о значении сердца и сердечных сил в практике врачевания.
Источник: Сельчёнок К.В. «Тайны восточной медицины»