ЛУННЫЙ ЦИКЛ И ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА

П.П. Соколов, врач, кандидат медицинских наук

Известно, что наш календарный месяц, насчитывающий 30—31 день, никаким периодическим природным процессам не соответствует. Хотя календарный солнечный год и отражает естественный период (время обращения Земли вокруг Солнца), месяц как временной отрезок его — единица условная (в рамках официально принятого во многих странах григорианского календаря). А между тем соизмеримый с ним естественный период существует и определяется временем обращения Луны вокруг Земли. Это так называемый лунный месяц, с которым связаны периодические изменения в природных процессах на нашей планете.

Лунный (месячный) цикл проявляется в ритмике приливов и отливов – в морях и океанах, сказывается на поведении атмосферы, что в свою очередь отражается на многих метеорологических явлениях. Периодика прохождения Луны через магнитосферный шлейф Земли, лунного гравитационного и светового (отраженный солнечный свет) воздействий влияет на живую природу, порождая одну из составляющих биологических ритмов — «лунный» биологический цикл. Говоря о колебательном характере влияния Луны на земную жизнь, следует отметить, что лунный месячный цикл имеет не меньшее значение, чем существующий в живой природе суточный (циркадный), равный периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Конечно, вычленить «лунную» составляющую в биоритмологической картине жизни организмов — дело не простое. Исследователи утверждают, что от лунного цикла зависят, например, пики и спады размножения в популяциях многих видов червей, интенсивность брожения, в частности вина, поглощения кислорода такими сельскохозяйственными культурами, как картофель, морковь. Лунные циклы явственно сказываются на жизни морских растений и животных; различные виды наземных животных (включая мышей и крыс) синхронизируют свою активность с определенными фазами лунного месяца и, что особенно важно, периоды размножения. Известный факт — месячная периодичность овуляции — не единственный пример зависимости от лунных циклов, общих для человека и животных. Но обратимся к вопросу о том, как в традиционной восточной медицине (на примере китайской) учитывались биоритмы, связанные с лунным (месячным) циклом.

Практика традиционной китайской медицины основана на возникших еще в древности представлениях о регуляции обмена энергией между организмом и окружающей природой, о пульсации этой энергии внутри организма в соответствии с периодичностью земных и космических влияний. Речь идет о некоей универсальной энергии, пронизывающей весь мир, аналогичной пране индусов, называемой «чи» или «ци» (по-китайски) и «ки» (по-японски). Энергия «чи» существует в двух диалектически противоположных формах, как бы переходящих друг в друга: энергия «ян» и энергия «инь».

Приливы и отливы энергии в природе вызывают соответствующее увеличение и уменьшение количества энергии в организме. Восходящее солнце дарит свою энергию миру Земли, в полдень ее количество достигает максимума, а к ночи существа, живущие одной жизнью с природой, вместе с заходящим солнцем переходят к покою. Впрочем, покой этот относителен. Согласно представлениям древних философов, если Солнце, порождая активность, доставляет живому дневную энергию «ян», то Луна — ночную энергию «инь».

Здесь следует сказать, что содержание этих понятий весьма своеобразно передается обозначающими их иероглифами. Так, иероглиф «инь» состоит из элементов, в своей последовательности означающих «склон-покрытый-падающей-тенью-и-облаками». Содержательная сторона этого образа — северного склона, лишенного солнечного света,— вызывает яркое представление о нехватке света и тепла, что в свою очередь создает представление о холоде, неподвижности, недостатке жизни, темноте, а кроме того, о влажности, сырости, воде, скрытом, внутреннем. И наоборот, иероглиф «ян» состоит из последовательности элементов «склон-который-солнце-покрывает-своими-лучами». Легко возникает образ склона, обращенного на юг, пропитанного светом и теплом, с которым ассоциируется все сухое, светлое, теплое, а также внешнее, находящееся на открытой поверхности. Так характеризовали «инь» и «ян» китайские мудрецы.

Ночью, при отсутствии Солнца на небосклоне, Луна, даже и не будучи видимой, испускает волны холода, покоя, подавляет, тормозит активность живого влиянием ночной энергии «инь». Количество и качество достигающей Земли «инь» зависит от фазы Луны. Отражая солнечный свет, она доставляет на Землю в своих собственных лучах и лучи Солнца. При новой Луне «инь» выделяется максимально — все в природе замирает. В новолуние энергия «инь» оказывает наибольшее действие, а энергия «ян» достигает минимума. В полнолуние — наоборот.

В принципе «инь» и «ян» подобно двум полюсам магнита, не существуют отдельно друг от друга. С другой стороны, они легко могут переходить друг в друга таким образом, что увеличение «инь» приводит к уменьшению «ян», и наоборот. Не существует абсолютного «инь», в нем всегда есть чуточку «ян» — содержится зародыш противоположного начала, способный постепенно развиться. Достигнув максимума, любое из начал изживает самое себя, порождая свою противоположность. И в масштабах вселенной, и в масштабах организма человека существует не постоянное стабильное равновесие двух начал «инь» и «ян», а их постоянное пропорциональное количественное изменение относительно друг друга: переход энергии «чи» из одной формы в другую. Отсюда приливы и отливы энергии в организме. Вот как с точки зрения традиционной медицины поддерживаются биоритмы организма.

Во-первых, смена преобладающих начал: два часа в организме главенствует «инь», следующие два часа — «ян» и так далее. Изменяется соотношение «инь — ян» и при переходе от дня к ночи: «инь» преобладает ночью, «ян» — днем. Оба эти одновременно существующих (суточный и двухчасовой) биоритма накладываются друг на друга. Лунный цикл еще больше усложняет картину биоритмов, не отменяя короткие циклы, но смещая их в зависимости от фазы то в сторону преобладания «инь», то в сторону преобладания «ян». Луна усиливает все проявления «инь» в двухчасовых циклах — ее подъемы становятся резче, сильнее.

Но как образуется лунный ритм? Человеческое тело имеет целую систему каналов циркуляции энергии «чи», строго закономерной, с определенной ритмикой. В течение суток по кольцу, образованному каналами, движется волна максимума энергии, а так как каналов всего двенадцать, то каждый из них становится зоной прилива энергии лишь на два часа в сутки. С позиций традиционной китайской медицины большинство, если не все, заболеваний человека связаны с избытком или недостатком энергии, нарушением баланса между отдельными ее видам; неправильным распределением (образованием местных пустот и перенаполнений в организме). Болезнь, в сущности, возникает за счет нарушения циркуляции энергии по каналам человеческого тела, а следовательно, тех или иных проявлений нарушения биоритмов.

Наряду с другими методами терапии, учитывающими биоритмику организма, в традиционной китайской медицине задолго до нашей эры распространилась и практика иглотерапии, направленная на коррекцию биоритмологических нарушений. В европейской медицине методов регуляции биоритмов не существует до сих пор, благодаря чему иглотерапия получила широкое распространение ныне в Европе и Америке. «Наконец-то мы получили медицину ритмов, о которой мечтали: теперь мы умеем манипулировать энергией в гармонии с великими ритмами природы», — писал известный французский врач Поль Мериель в начале нашего столетия после знакомства с китайской акупунктурой (французское название иглотерапии).

Дело в том, что каналы циркуляции энергии «чи» (меридианы) соединяют в определенной последовательности точки акупунктуры (иглоукалывания), так называемые биологически активные точки. Последовательностью повышения и понижения уровня энергии в отдельных каналах и обеспечивается, согласно традиционным представлениям, суточный (и околосуточ-ный) ритм в системе акупунктурных точек и меридианов (каналов). И задача врача-иглотерапевта, берушегося регулировать потоки энергии в организме больного, состоит не в том, чтобы добиться стабильного их равновесия, а сбалансировать колебания энергии в каналах с ритмами природы — восстановить естественные биоритмы (двухчасовые, суточные, месячные — лунные, годовые — солнечные).

Лунные циклы, их влияние на организм издавна учитывались в иглотерапии. Например, это означало, что если при лечении больного иглотерапевт, стремящийся уменьшить количество «инь» или затормозить ее активность, попытался бы сделать это в первую половину лунного месяца, то он противодействовал бы природному циклу энергии. Точно так же обстояло бы дело и в случае, если бы иглотерапевт попытался стимулировать «инь» на ущербе Луны. Вот почему в классических руководствах по иглотерапии рекомендуется проводить такие процедуры только в определенные фазы лунного месяца.

В древних китайских книгах по иглоукалыванию можно встретить рекомендации, подобные следующей. «При нарождающейся Луне в первый день — один укол иглой, во второй — два укола и так до четырнадцати уколов в середине лунного месяца. Потом волна пусть убывает, так же как и прибывала,— до одного укола иглой к следующему новолунию». Так и знаменитую процедуру, сулящую долголетие, «мокса по дзу-сан-ли» (прижигание точки «дзу-сан-ли», расположенной в верхней части передней поверхности голени на вершине мышечного бугра, возникающего при сгибании стопы, с попыткой поднять носок и пальцы возможно выше, опираясь пяткой о пол), рекомендуется проводить только первые восемь дней лунного месяца. Месячные лунные биоритмы отражают лишь один из элементов в бесконечно подвижной мозаике циклических (суточных, месячных, годовых и многолетних) природных явлений, влияющих на организм. И представить себе во всех подробностях всю картину взаимоотношений биоритмов далеко не просто. Кроме знаний о них, китайские врачи используют пульсовую диагностику, а японские — электронные системы диагностики состояния организма по биофизическим характеристикам акупунктурных точек. На этой основе и проводится иглотерапевтическая коррекция нарушенных биоритмов.

Источник: журнал «Твоё здоровье». Издательство Знание, 2/89.










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика