«СВЕТОЧ ХРИСТИАНСТВА» [1] ОРИГЕН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Роман Овчинников

Ориген Александрийский. Современная икона

«Проследим, как утверждается Истина. Огненный Дух утверждает Завет Высший. Его преемники утверждают данное Учение. Дух избранный очищает Завет, данный Огненным Законодателем»[2].

«…Огненно прекрасен труд очищения Учения. Не бывало, чтобы Учение утверждалось без огненного очистителя. Этот труд тоже может назваться жертвенным. Лишь ближайший сердцу дух может взять на себя это поручение»[3].

Таким Огненным очистителем заветов Христа выступил знаменитый учитель и философ – Ориген из Александрии. Жизнь его всецело была отдана утверждению и распространению чистого Учения Христа.

Современники называли Оригена адамантовым. «Адамант» означает «алмаз» и является символом духовной крепости. В Учении Живой Этики читаем: «Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы "Небесным камнем". В стремлении они преисполняются Светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом и нужно утвердиться в Свете, чтобы преодолеть тьму»[4].

Н.К. Рерих в очерке, посвящённом Оригену, пишет: «Адамант! Замечательно это наименование, оно лучше всего выражает сущность Великого Имени… Часто наименования даются только после смерти, но иногда определённое качество так ярко выражено, что уже в жизни лицо осеняется определённым знаком. Адамант, твердейший алмаз, несломимый, режущий даже твёрдое. Ориген-Адамант!»[5]

***

Ориген родился в Александрии около 185 года в греческой или эллинизированной египетской семье, принявшей христианство.

В Учении Живой Этики находим характеристику эпохи, в которую жил Ориген:

«Теперь трудно себе представить падение Александрии. Лучше даже не вспоминать годы переходного времени.

Ужас берёт перед видением религиозного суеверия того времени».

И далее:

«Ориген ходил по ещё горячим угольям Старого Мира.

Зная заветы Иисуса, он болел, видя непонимание толпы. Зная таинства древних мистерий, он болел, видя непонимание единства Источника. Зная простоту Учения Иисуса, он болел, видя создание церквей»[6].

Колонна Помпея (сооружена в 297 г.[7] ; Александрия, Египет)

Отец Оригена Леонид был учителем грамматики. Первоначальное образование Ориген получил у него. Отец наставлял его в изучении Священного Писания. Уже тогда мальчик удивлял своего отца глубиной проникновения в текст Библии.

Также Ориген изучал «эллинские науки»[8] ; был учеником Климента Александрийского[9] , руководившего в то время огласительным училищем[10].

Ориген жил в эпоху, когда античное языческое мировоззрение сменялось христианским. К новому учению, имевшему уже множество последователей, отношение со стороны властителей не всегда было терпимым. Последние нередко подвергали христиан притеснениям, организовывали гонения на них.

Во время одного из таких гонений (202 г.) отец Оригена попал в тюрьму. Горячо любивший отца Ориген стремился разделить его участь, добровольно сдать себя властям. Даже мать не могла удержать его от этого шага. Только спрятав одежды сына, она вынудила его остаться дома. Свои высокие христианские чувства Ориген выразил в письме к отцу, убеждая его сохранить твёрдость духа и не испытывать колебаний в вере – «Держись, не передумай ради нас!»[11]

Отец был казнён, имущество его конфисковано. На попечении Оригена остаётся мать и шестеро младших братьев. Семья терпит крайнюю нужду. Чтобы заработать средства для существования, Ориген начинает давать уроки грамматики.

В возрасте восемнадцати лет он становится главой огласительного училища[12] , сменив Климента Александрийского, покинувшего город из-за гонений.

Вскоре, во время очередного преследования христиан, Ориген проявил особое участие к его жертвам, «знакомым и незнакомым», – навещая их в тюрьмах, присутствуя на судах, сопровождая осуждённых до места казни[13].

Эти поступки Оригена вызывали ярость противников христианства, ему неоднократно угрожала опасность. Однако: «Милость Божия вновь и вновь – не перечислить сколько раз – охраняла его от всяких злоумышлений, грозивших ему за ревность к учению Христову и смелость»[14].

Обучая других, Ориген не переставал учиться сам; углублял свои религиозно-философские знания, изучал еврейский язык. В 209–210 годах он был слушателем лекций Аммония Саккаса[15].

«Ориген искупил в себе бурю раннего христианства, – читаем в Учении Живой Этики. – Будучи ревнителем знания, он возмущался падением знания среди служителей»[16].

Сам он был высокообразованным человеком. Помимо великолепного знания Священного Писания, Ориген, даже по словам своих противников, прекрасно знал греческую философию и постоянно обращался к сочинениям Платона, многих знаменитых пифагорейцев и стоиков. «Ориген, чудо своего века, по необычайности своего ума и глубине своего образования…» – так говорит о нём один из церковных документов[17].

Бо́льшую часть учеников Ориген обращал «к элементарным школьным занятиям, говоря, что они очень помогут им понять Писание и подготовят к нему». С теми же, «в ком он замечал дарование», он занимался более углублённо, – в частности, вводя их «в дисциплины философские»[18].

По мнению Оригена, философское познание не может быть преградою для христианина. Ведь истинная философия – Божественная премудрость – была открыта людьми не без помощи Высшей Силы, и потому может подготовить душу к восприятию Учения Христа. Правильно понятая Библия не мешает здравой философии, а правильно применённая философия не вредит Библии.

В Учении Живой Этики говорится: «Нужно примерами историческими доказать, насколько вмещение и совмещение бывали признаками широты и ясности ума»[19]. И Ориген именно являет подобный пример.

Вмещение философских и религиозных знаний есть проявление качества синтеза. Все Великие Духи, подобные Оригену, были его носителями. За бесчисленными формальными различиями Учений они видели их сущность и знали их единое Основание – и потому вмещали их.

Но человек, ограниченный сугубо мозговым мышлением, – какими бы изощрёнными и сложными интеллектуальными построениями ни наполнял он свой ум, – наоборот, не приблизится к их пониманию.

Качество синтеза именно освобождает ум от подобных нагромождений.

***

Леонов А. Ориген с девочкой

Люди, ищущие знания, шли к Оригену «один за другим с утра до вечера, не давая передохнуть»[20].

В «Книге о Жертве» говорится: «Когда учитель Ориген отдавал и телесное, и духовное, лишь бы научить их последнему преданию Христа, он всё же сохранил тяготу Учительства»[21].

Когда приток слушателей стал особенно велик, их начальное образование Ориген доверил одному из своих учеников, Ираклу[22] , оставив себе «слушателей более совершенных»[23].

Ориген вёл аскетичный образ жизни, сведя материальную сторону жизни к наименьшему, – мало спал, соблюдал строгий пост.

Умение толковать Священное Писание, «мудрость и добродетель» Оригена привлекали к нему многих, его имя приобрело широкую известность[24].

Ориген совершал путешествия, во время одного из которых, будучи в Кесарии Палестинской (ок. 230 г.), принял рукоположение в пресвитеры от тамошних епископов. Обиженный этим александрийский епископ на двух местных соборах осудил Оригена, объявил его недостойным звания учителя и лишённым пресвитерского сана.

Ориген, на которого обрушились обвинения и клевета, был вынужден покинуть Александрию и вскоре переселился в Кесарию Палестинскую, продолжив там свою учёную и преподавательскую деятельность.

***

Святой Григорий Чудотворец[25] , ученик Оригена в Кесарии, некогда составил благодарственную речь, посвящённую своему учителю, по которой можно, хотя бы в некоторой степени, представить облик александрийского мыслителя, характер его общения с учениками.

Так необычна была сама речь Оригена, исполненная внутренней мощи и красоты. Григорий признаётся, что был «поражён» ею «как стрелою», причём сразу, «с первого дня, – ибо речь его [Оригена] представляла в некотором роде смешение приятной привлекательности, убедительности и какой-то принудительной силы…»[26].

Святой вспоминает об особом даре Оригена – «воспринимать божественное как бы из уст Божиих, и изъяснять людям, как доступно для человеческого слуха», то есть простым, понятным языком[27].

Истолкование Божественного слова было столь впечатляюще, что, как говорит Григорий, «всякий, кто чёрств душой и недоверчив или даже и любознателен, в известном смысле чувствовал себя вынужденным, получив научение от этого мужа, и достигнуть разумения и решиться веровать и последовать Богу»[28].

К Высшему пути Ориген привлекал учеников не только огненным словом – к добродетели он «призывал, – пишет Григорий, – именно больше своими делами, чем тем, что говорил»[29]. «Своею собственною добродетелью, – признаётся святой, – он внушил мне любовь и к красоте справедливости… и любовь к благоразумию… и любовь к истинной мудрости… любовь к богоподобной умеренности… и любовь к достойнейшему удивления мужеству, любовь к нашему терпению и прежде всего любовь к благочестию, которое справедливо называют матерью всех добродетелей…»[30]

Для того, кто мог почуять духовный облик Оригена, он представал человеком, наделённым «высшими преимуществами», приближавшими «его к Божеству»[31].

***

Руины античного города Тира

Во время гонений при Деции[32] (начавшихся в дек. 249 г. / янв. 250 г.), которые застали Оригена в Тире, он был брошен в тюрьму, подвергнут пыткам.

«Ориген назван Учителем Церкви, – пишет Н.К. Рерих. – Но, конечно, он мог быть признан и святым, мог быть признан Отцом Церкви. И мог в течение жизни иметь высшее церковное назначение и отличие.

Вместо того чтобы стать Архиепископом, Ориген оказался узником. Может быть, в одной темнице с преступниками»[33].

Через некоторое время Ориген был отпущен, но из-за перенесённых мучений вскоре (в 253 / 254 г.) скончался.

***

Судьба идей Оригена – драматична. Ещё при жизни он обвинялся в отступлении от церковных догматов. После его ухода церковь усмотрела в его системе поругание христианства. В VI веке император Юстиниан[34] , подозреваемый в ереси, решил выставить напоказ своё православие, возбудив формальный процесс против Оригена. В 543 году на местном Константинопольском соборе александрийский учитель был осуждён, память его предана анафеме, а сочинения объявлены подлежащими уничтожению. Пятый Вселенский Константинопольский собор в 553 году подтвердил осуждение Оригена.

Письменное наследие Оригена, дошедшее до нас не полностью, весьма велико и исчисляется сотнями, тысячами книг (в античном понимании)[35].

Среди его работ – трактаты «О Началах», «О молитве», нравственно-дидактическое сочинение «Увещание к мученичеству», апологетическое (т.е. защищающее) сочинение «Против Цельса», экзегетические (т.е. объясняющие, истолковывающие) труды.

Кроме того, Ориген составил не сохранившуюся до наших дней «Гекзаплу» – свод шести древних переводов Ветхого Завета, – которая в течение четырёх веков служила главным источником библейской эрудиции для греко-восточных богословов.

Сочинение «О Началах» (228–229) следует выделить особо. Здесь впервые Учение Христа изложено научно-систематически. Он написал его в свободное от обычных школьных занятий время, наедине с самим собою. В нём Ориген выражал свои мысли особенно открыто и ясно. Можно предполагать, что Ориген не был намерен издавать этот трактат, не хотел распространять его дальше круга своих ближайших учеников, и он был издан без его ведома его другом Амвросием. Впоследствии именно на этом сочинении основывались и обвинения, и защита Оригена.

Рукописи с оригинальным (греческим) текстом «О Началах» были со временем утрачены. Причиной этого было не только противодействие врагов идей Оригена, но и становление христианской церкви в целом, – всё более отдалявшейся от александрийского мыслителя, – как сказано в Учении Живой Этики, «после учеников Оригена начала ложная вера духовенства расти»[36].

Полный текст трактата «О Началах» дошёл до нас в латинском переводе Руфина[37] , – достаточно свободном, со многими исправлениями апологетического характера. Как пишет Е.И. Рерих: «…по словам Руфина, биографа Оригена, много поправок было внесено в сочинения Оригена, иначе они никогда не увидели бы свет и даже были бы уничтожены»[38].

Превосходную оценку сочинений александрийского учителя встречаем в очерке Н.К. Рериха, обращённом к членам «Ассоциации Оригена»: «Светоносная высокая логичность автора передаст вам через все века те же упорство, откровенность, мужество, прозорливость. …вы воспламенитесь для ваших лучших работ и творений»[39].

***

Переходя к рассмотрению воззрений Оригена, остановимся прежде всего на его отношении к Священному Писанию. По мнению Оригена, «весь закон духовен»[40] ; но «буква часто заключает в себе невозможный и недостаточный смысл: через неё иногда указывается не только неразумное, но и невозможное»[41]. «Кто, имея разум, подумает, что первый, второй и третий день, также вечер и утро были без Солнца, Луны и звёзд, а первый день – даже и без неба? Кто настолько глуп, чтобы подумать, будто Бог, по подобию человека-земледельца, насадил рай в Эдеме на востоке и в нём сотворил древо жизни, видимое и чувственное?..»[42]

Чтобы верно понять подобный текст должно воспринимать его дух, а не букву. Ориген писал: «…Пока кто-либо не обратится к духовному пониманию, на сердце его лежит покрывало, каковым покрывалом, то есть, грубым пониманием, и закрывается самое Писание»[43].

Пример такого «грубого понимания» – искажение и умаление Божественного Начала до антропоморфного существа, против чего восставал Ориген. «Итак, Бога нельзя считать каким-либо телом или пребывающим в теле, – писал он, – но Он есть простая Духовная Природа, не допускающая в себе никакой сложности»[44]. «Бог непостижим и неоценим»[45]. «Наш ум своими силами не может постичь Самого Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной»[46].

Рерих Н.К. Путь в Шамбалу. 1933

Но как увидеть эту красоту и великолепие? «Говорил Ориген: "Глазами сердца видим Бытие". Только сердцем прозреваем красоту мира, явленного Сердцем Космоса»[47].

Живая Этика говорит о существовании фундаментальных Космических Законов: перевоплощения, причинно-следственной связи (кармы) и свободы воли, – которые так или иначе упоминаются во всех древних Учениях. Иногда это лишь незначительные намёки – так, например, упоминается в Новом Завете закон перевоплощения. В книге «Надземное» этому даётся объяснение: «О смене жизней Учитель [Христос] не говорил народу, ибо в Его стране эта истина не была бы понята. Даже из учеников немногие усваивали вполне перевоплощение. Перевоплощение было известно некоторым сектам, и, так же, как и теперь, оно отрицалось многими. Именно, так же как и теперь, смена жизней вызывала ожесточённые споры»[48].

Несколько более открыто говорит о перевоплощениях Ориген. «Отходящие из этого мира через обыкновенную смерть распределяются соответственно своим делам и заслугам и по достоинству назначаются: одни в место, называемое преисподней, другие – на лоно Авраамово, и (вообще) все – по разным местам или обителям». И далее: «Так, может быть, и те, которые, если можно так выразиться, как бы умирают там, нисходят из тех высших мест в эту преисподнюю»[49] , то есть, как говорит Живая Этика, возвращаются из Мира Тонкого на землю.

Люди, которые на земле вели порочную жизнь, попадают после смерти в ад, творцами которого являются они же сами: «…у каждого есть собственный огонь, которым он наказывается. …каждый грешник сам для себя зажигает пламя собственного огня, но не погружается в какой-то огонь, зажжённый уже раньше (кем-то) другим или прежде него существовавший. Материей и пищей для этого огня служат наши грехи… …душа собирает в себе множество злых дел и обилие грехов; в надлежащее же время всё это собрание зла воспламеняется для наказания и возгорается для мук. …орудия мучения образуются вокруг самой субстанции души, (именно) из гибельных греховных настроений»[50]. Люди мучаются «настроениями гнева, или ярости, или безумия, или печали, смертоносный яд которых не был ослаблен в этой жизни никаким лекарством исправления»[51].

Наиболее чистые люди, «святые, вышедши из этой жизни, – как пишет Ориген, – будут пребывать в некотором месте, находящемся на земле, том месте, которое Божественное Писание называет раем; это место будет как бы некоторым местом учения, так сказать, аудиторией или школой душ, где души будут научаться о всём том, что они видели на земле, а также будут получать некоторые указания о последующем и будущем… Кто чист сердцем и непорочен умом и имеет более или менее развитой ум, тот, сравнительно быстро подвигаясь вперёд, скоро дойдёт до воздушного места и, так сказать, через обители различных мест достигнет Царства Небесного»[52]. Там человек продолжит своё духовное восхождение. «…совершенный ум с обогащённою мыслью и чувством будет приближаться к совершенному знанию, при этом ум уже не будет испытывать препятствий со стороны этих телесных чувств, но, обогащённый умственными приращениями, всегда будет созерцать причины вещей с полною ясностью и, так сказать, лицом к лицу»[53].

После пребывания в Мире Надземном человек вновь воплотится на земле, причём каждому «сообразно с его заслугами или с тем местом, которое он занимал там, в этом мире определяется родиться в разных странах, среди разных народов, в разных отношениях, с такими или иными слабостями и произойти или от богобоязненных, или от менее благочестивых родителей…»[54] Так у Оригена мы находим явное указание не только на закон перевоплощения, но и на закон кармы.

Ориген также упоминает и о законе свободной воли: «…каждая разумная душа… постоянно сохраняет свободный выбор и соответственно своим собственным решениям или вперёд движется по пути добра, восходя даже на вершину добродетели; или же она по различным ступеням, начиная с невнимательности, сходит в очень глубокие пропасти порока»[55].

Пример того, как свободная воля была употреблена наилучшим образом, Ориген видит в Христе. По его словам, «невозможно изложить в письменах то, что относится к славе Спасителя»[56]. Душа Его «чрез любовь так соединилась с Богом, что по справедливости называется единым духом с Ним»[57]. «Совершенство любви и искренность приобретенного расположения сделали это единство её с Богом нераздельным…»[58]

Вспомним слова Учения: «Он собрал в Себе весь Свет. Он наполнился отречением от самости и земной собственности. Он знал Дворец Духа и Храм Огненный»[59].

Рерих Н.К. Христос в пустыне. 1933

«Кто Ему (Христу) предан, тот проникнут будет единым духом с Ним…»[60] , – говорит Ориген. «Как Он всегда избирал добро, и избрал его… так и каждый после падения или после заблуждения, следуя предложенному примеру, должен очиститься от пороков и, держась Путеводителя, должен идти тесным путём добродетели. Таким образом, через подражание Ему мы сделаемся, насколько это возможно, причастными Божественной природе, как написано: "Кто говорит, что верует во Христа, должен поступать так, как Он поступал"[61] »[62].

Благодаря свободной воле, возникает многообразие сотворённых Богом духовных сущностей. Одни из них принадлежат Свету (ангелы), другие, – наоборот, отвратились от него, став тёмными сущностями (демоны).

У человека стремление к свету или к тьме не выражено столь определённо, как у предыдущих существ. «Но в человеке, – как говорит Ориген, – ясно познаются признаки образа Божия – не в чертах тленного тела, но в благоразумии духа, в справедливости, умеренности, в мужестве, мудрости, учении и во всей сумме добродетелей, которые Богу присущи субстанциально, а в человеке могут существовать через труд и подражание Богу…»[63]

Добродетели «приобретаются понемногу, и каждая – порознь»[64]. Их приобретение есть космический долг человека. «А Бог, собственно, и бытие-то даёт для того, чтобы оно было чистым и совершенным, – пишет Ориген, – чтобы оно было столь же достойным, как и даровавший его Бог»[65].

Человек может достичь ангельского состояния. К тем душам, которые «берутся» в ангельский чин, согласно Оригену, принадлежат, в частности, «…те именно, которые сделались сынами Божиими, или сынами Воскресения, или те, которые оставили мрак и возлюбили свет и стали сынами света…»[66]

***

Каким образом человек способен достигнуть высшей жизни? Одним из необходимых условий будет чистота мышления, так как мысль – преддверие и причина последующих действий. Недопустимы низкие мысли, «…двор добродетели оскверняется, если его попирают коварные и нечистые мысли, полные скрытого внутри лукавства»[67]. Подобные мысли могут быть внушаемы силами зла, но человек в состоянии не допускать их и не поддаваться им. «Но когда злая сила начнёт подстрекать нас ко злу, мы можем отвергнуть лукавые внушения, воспротивиться злейшим советам и вовсе не совершить ничего преступного»[68].

Учение Живой Этики говорит: «Уберегитесь от дурных мыслей. Они обратятся на вас и осядут на плечи ваши, как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертный»[69].

Ориген поясняет отношение к собственности, к земному достатку. «Мы не должны отказываться пользоваться с благодарностью Творцу тем, что Он сотворил для нас»[70] , – говорит Ориген, имея в виду дары земной природы. Так и наше земное богатство, которое, конечно, приобретено честным путём, – от Бога. Само по себе оно не есть ни зло, ни благо; последнее определяется лишь отношением человека к своему состоянию – достатка или бедности[71]. Пребывание в бедности ещё не означает правильного отношения к земным вещам. Ориген говорит: «…многие потеряли право надеяться на небо, потому что они бедность переносили малодушно…»[72]

В Учении Живой Этики читаем: «Когда-то Мы говорили – отдайте всё. Теперь Идём дальше и Говорим – возьмите всё, но не считайте своим»[73].

«Хорошо понять владение вещами без чувства собственности. Хорошо иметь вещи, чтоб беречь их и даже наполнять их благою аурою с мыслью передать их другим. Явление руки творчества живёт в доме без привязанности к собственности, и, улучшенное, понесёт радость дальше. И знак руки дающей сохранится непрерывно – в этом оправдание вещей. Пониманием этого решается труднейший вопрос.

Говорю для мира, ибо главная погибель мира – от привязанности к несуществующей собственности»[74].

Ориген пишет: «…мы, обладая духовными дарами и просвещаемые Богом для всемерного приобретения благ духовных, ни мало не озабочиваемся маловажными и похожими на тень вещами. Всё мирское и телесное, что бы ни было им, нужно ведь считать похожим лишь на преходящую и пустую тень, и никаким образом оно не может быть приравниваемо к спасительным и святым дарам Господа вселенной, Бога. Разве и можно сравнивать между собою материальные богатства и "богатство во всяком учении и во всякой мудрости"[75] »[76].

Также упоминает Ориген и о честолюбии, «страсти гибельной». «Мы… всеми человеческими почестями должны пренебрегать, хотя бы те почести были воздаваемы нам и за добродетель… И добродетель и похвальное дело… пятнаются, если мы отдаёмся им из-за почестей от людей и для показу себя им; оттого и не получаем мы за то никакой награды от Бога»[77].

Мысль Оригена продолжим фрагментом из слова Н.Д. Спириной «Три искушения»: «Всё, что непрочно и не вечно, не имеет истинной ценности. Тщеславные и честолюбивые люди находят в славе своё удовлетворение. Она – конечная цель их усилий и устремлений. Но слава сменяется бесславием или забвением, и в мир иной она за человеком не последует, и там он не будет пожинать её плоды. Подлинные деятели и творцы творят свои дела не ради славы, а ради любимого дела. […] Ничто подлинно великое не было создано во имя славы, а если она приходила, то творец понимал её цену».

Пусть побуждением твоим
Не станет славы едкий дым.
От ветра времени она
Развеется, и не важна
В грядущем будет никому –
Ни нам, ни духу твоему[78].

«И самый страшный бич – это честолюбие, – читаем в письмах Е. И. Рерих, – истинно, нет другого, более страшного и, увы, более часто встречающегося! Если в самом начале не заметить зарождения этой ехидны, она вырастет в удава. Честолюбие – пылающий бич для самых твёрдых сердец и жестокая пытка, которую самый жестокий приготовляет для себя самого»[79].

По мысли Оригена, «вся жизнь человеческая на сей земле… есть время искушения»[80]. «Искушения, впрочем, имеют ту пользу, что в них открывается истинное наше душевное состояние»[81]. «…зная тайны сердца и предвидя будущее, Он [Бог] с великим терпением допускает совершение того, что, действуя на людей извне, может обнаружить и вывести на свет страсти и пороки их, скрывающиеся внутри, дабы таким образом могли очиститься и излечиться люди, которые, вследствие великого небрежения и беззаботности, приняли в себя корни и семена грехов…»[82].

Искушения «не одинаковы для новичков в духовной жизни и для совершенных, …богатый и бедный, праведник и грешник, здоровый и больной, знатный и простолюдин, все они подвергаются различным искушениям…»[83]

«…Бог попускает нам быть искушаемыми, но не сверх наших сил, ибо мы искушаемся сообразно с нашими силами. …несомненно, что при всяком искушении мы имеем возможность перенести его, если только надлежащим образом пользуемся данною нам силой»[84].

«Не может быть такого препятствия, которое не превозмогла бы воля человека. Говорю это не для утешения, не для ободрения, но как непреложность»[85] , – сказано в Учении Живой Этики.

Комментируя слова из молитвы «Отче наш» – «И не введи нас в искушение»[86] , – Ориген пишет: «…это не тот смысл имеет, как будто бы мы желать должны, чтобы нам совсем не подвергаться искушениям, – это невозможно, – но мы только того желать должны, чтобы не быть нам побеждёнными от искушений»[87].

Как же достойно пройти испытания? В книге «Мир Огненный» читаем: «Успешное преодоление всех испытаний лежит в сердце нашем и состоит в любви к Владыке. Когда мы преисполнены любовью, разве существуют препятствия?»[88]

Значительное внимание уделяет Ориген понятию молитвы. Молитва, по мысли Оригена, лучшее приношение человека Богу. «Какой преимуществующий пред другими дар от разумного творения и может быть возносим к Богу, если не благоуханная молитва, приносимая совестию, чистою от зловония греха?»[89]

Рерих Н.К. Чаша Христа. 1925

С каким настроем нужно молиться? «Что касается душевного настроения, то в особенности пред молитвой нужно сосредотачиваться, а во время её избегать рассеянности»[90]. «Посему кто готовится идти к молитве, тот, по моему мнению, – говорит Ориген, – должен на несколько мгновений остановиться и приготовиться, чтобы в течение всей молитвы поддержать в себе собранность духа и горячность; должен он отстранять от себя всякое искушение и рассеянность мыслей и, насколько то возможно, помнить о величии, пред которым он предстоит; должен он оставить всё инородное и уже после этого идти на молитву, потому что прежде рук молящийся самую душу должен распростирать; прежде, чем очами, сердцем к Богу возноситься; прежде чем с места встать, разумом должен к Богу воспарить и пред Господом вселенной себя поставить, а точно также и всякую сварливость с мнимыми обидчиками оставить…»[91]

«…Несомненно полезны: духовная сосредоточенность при молитве и представление себя, когда находишься в молитвенном состоянии, пред лицом Божиим, разговариваешь с Ним как бы с лицом, которое видишь и слышишь»[92].

Молитва не должна быть пространной; предмет её должен быть возвышенным. «При молитве не в многословии дело; потому не следует о пустяках молиться; далее не следует молиться о земном, приступать к молитве в страстном возбуждении и с рассеянными мыслями»[93].

Ориген высказывается также и о единстве молитвы и труда, молитвы и праведной жизни. «Тот же, кто к своим, вызываемым обязанностями, работам присоединяет молитву, и к этой опять надлежащие занятия, тот "непрестанно молится"[94] , потому что и добродетель с исполнением заповедей равнозначительны молитве. Только при таком понимании апостольского изречения: "Непрестанно молитесь" и возможно исполнение его. Вся жизнь христианина должна быть непрерывной великой молитвой»[95]. «Все наши дела, слова и мысли должны быть непрерывным "Отче наш"»[96].

***

Одно из основных положений христианства – предсказание грядущего Светопреставления, перед которым должен будет состояться Страшный Суд. «Несомненно, – говорит Ориген, – что в день Суда добрые будут отделены от злых и праведные – от неправедных и судом Божиим все будут распределены, сообразно с заслугами, по тем местам, каких они достойны…»[97]

Что же касается кончины мира, то Ориген признавал относительность этого утверждения. Смерть этого мира означает рождение следующего: «В самом деле, если небеса изменятся, то, значит, не погибнут, ибо что изменяется, то, конечно, ещё не погибает, и если образ мира преходит, то это ещё не означает совершенного уничтожения и погибели материальной субстанции, но указывает только на некоторое изменение качества и преобразование формы»[98]. «…мы верим, что как после разрушения этого мира будет иной мир, так и прежде существования этого мира были иные миры»[99].

О будущем, Новом Мире Ориген пишет: «Тогда уже не будет различия добра и зла, потому что зла не будет вовсе. […] Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой [разумной] природы, один только Бог, единый благой, будет составлять для неё всё, и Он будет составлять всё не в некоторых только немногих или не в очень многих, но – во всех существах»[100].

Такое преображение будет подлинным воскресением человечества. Относительно воскресения телесного Ориген считал, что люди облекутся в «тело духовное». Ориген говорит о «красоте», «великолепии», «блеске» этого тела[101].

Но такие изменения произойдут в результате длительной эволюции. «В это состояние вся эта наша телесная субстанция будет приведена, нужно думать, тогда, когда всё будет восстановлено в первоначальное единство и Бог будет всё во всём. Но это произойдёт, нужно полагать, не внезапно, а мало-помалу и по частям в течение бесконечных и неисчислимых веков. Очищение и исправление будет совершаться постепенно и в отдельности для каждого существа; при этом одни будут идти впереди и будут стремиться к высшим степеням скорее, другие будут следовать (за первыми) в ближайшем расстоянии, а иные – далеко позади…»[102]

***

Рерих Н.К. Пречистый град – врагам озлобление. 1911

В заключение приведём несколько выдержек из «Граней Агни Йоги» о будущем человечества и планеты.

«Приход Новой Расы неотвратим, ибо это новая ступень человечества. Наступление Нового Века неотвратимо, ибо это есть явление космического порядка, не зависящее от противодействия недоумков. Суждён Новый Мир. Он будет. Так будет, так быть должно – это решение Эволюции»[103].

«Вместе с негодными, изжитыми формами старого мира с планеты уйдут и носители их. Преобразится вся жизнь»[104].

«Очищена будет Земля от Космического сора и всяких отбросов. И очищено будет от сора и омыто человеческое сердце»[105].

Литература

  1. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudotvorets/blagodarstvennaya_rech_Origenu
  2. а) Евсевий Памфил. Церковная история / Предисл. и коммент. С. А. Ершова. СПб.: Амфора, 2007. 491 с. (Александрийская б-ка).
    б) Евсевий Кесарийский. Церковная история: Науч. изд. / Ввод. ст., коммент., библиогр. список и указ. И. В. Кривушина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2013. 544 с. (Б-ка христ. мысли. Источники).
  3. Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви / Пер. с нем., предисл. С. Н. Булгакова. М.: Тип. Императ. Моск. Ун-та, 1913. X, 333 с.
  4. Карсавин Л. П. Святые отцы и учители церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. М.: Изд-во МГУ, 1994. 176 с.
  5. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латин. патристика. М.: Мысль, 1979, 431 с.
  6. Максютин А. Жизнь и творения Оригена Александрийского. URL: http://unity.try7.ru/joom/index.php?option=com_content&task=view&id=56&Itemid=45
  7. Ориген. О молитве. Увещание к мученичеству / Пер. с первонач. текста, примеч. Н. Корсунского. 2-е изд. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1897. 236 с.
  8. Ориген. О Началах. Против Цельса. СПб.: Библиополис, 2008. 792 с. (Религиоз.-филос. б-ка).
  9. Рерих Е. И. Письма. 1929–1939: [В 2 т.]. Минск: Лотаць, Т. 1. VII, 560 с.; Т. 2. 574 с.
  10. Рерих Н. К. О Вечном…: Кн. о воспитании / Сост., примеч. и слов. Д. Н. Попова; [вступ. ст. С. Н. Рериха]. М.: Политиздат, 1991. 462 с.
  11. С[оловьёв] Вл. Ориген, христ. богослов и философ // Энцикл. слов. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  12. Спирина Н. Д. Капли. URL: http://sibro.ru/poetry/detail/17053
  13. Спирина Н. Д. Три искушения // Перед Восходом: Изд. Сибирского Рериховского Общества. Новосибирск, 1995. № 9. URL: http://sibro.ru/teacher/books/822/24587
  14. Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3) / Отв. ред. К. Н. Юзбашян. М.: Наука. Гл. ред. восточ. лит., 1991. 276 с.

Примечания

  1. Так характеризует Оригена Е. И. Рерих: «истинный СВЕТОЧ христианства» (Письма, т. 1, 2.6.34); «истинный Светоч христианства» (12.9.34); «Светоч истинного Учения Христова» (1.2.35); «великий светоч христианства» (т. 2, 26.5.36).
  2. Мир Огненный III, 133.
  3. Там же, 134.
  4. Мир Огненный II, 201.
  5. Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н. К. О Вечном… с. 232.
  6. Листы Сада М. Озарение, 2–Х–7.
  7. Т.е. уже после смерти Оригена.
  8. Эллинские науки – дисциплины, изучавшиеся в античных школах (грамматика, риторика, логика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия, философия).
  9. Климент Александрийский (ок. 150 – после 215) – отец церкви, богослов и писатель; стремился к синтезу эллинской культуры и христианства.
  10. Огласительное училище в Александрии существовало по крайней мере к концу II в. Возможно – согласно преданию – его основателем был апостол Марк. Изначально оно имело целью ввести в курс христианского учения желающих принять христианство. Это ознакомление с учением, предшествующее крещению, называлось оглашением. Со временем училище превратилось, по существу, в богословско-учёное образовательное заведение. При Оригене, – когда он его возглавил (см. далее), – оно достигло расцвета.
  11. Евсевий Кесарийский. Церков. история, кн.6, 2.
  12. Там же, кн. 6, 3.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Аммоний Саккас (ум. после 242) – философ-платоник; его (либо его ученика Плотина) считают основателем неоплатонизма.
  16. Листы Сада М. Озарение, 2–Х–7.
  17. См.: Рерих Н. К. Адамант // Рерих Н. К. О Вечном… с. 232.
  18. Евсевий Кесарийский. Церков. история, кн. 6, 18.
  19. Аум, 500.
  20. Евсевий Кесарийский. Церков. история, кн. 6, 15.
  21. Листы Сада Мории. Зов. 23 сент. 1922 г.
  22. Иракл (Геракл, ум. 246), будущий глава огласительного училища, преемник Оригена, и епископ Александрии.
  23. Евсевий Кесарийский. Церков. история, кн. 6, 15.
  24. Там же, кн. 6, 8, 18.
  25. Григорий Чудотворец (ок. 213 – после 270) – святой (святитель); христианский писатель; епископ Неокесарии.
  26. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену, гл. II, 76.
  27. Там же, гл. XV, 181.
  28. Там же, гл. XV, 176-178.
  29. Там же, гл. IX, 126.
  30. Там же, гл. XII, 148–149.
  31. Там же, гл. II, 10.
  32. Деций (201-251) – римский император (с 249).
  33. Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н. К. О Вечном… с. 232.
  34. Юстиниан I (ок. 482–565) – византийский император.
  35. Так, по свидетельству Епифания, Ориген был автором шести тысяч книг.
  36. Зов, 29 мая 1922 г.
  37. Руфин Аквилейский (345–410) – церковный писатель; пресвитер в Аквилее. Был почитателем Оригена; многие сочинения Оригена сохранились только в его переводе.
  38. Рерих Е.И. Письма, 5.05.1934.
  39. Рерих Н.К. Адамант // Рерих Н. К. О Вечном… с. 233.
  40. Ориген. О Началах, кн. 1, введ., 8.
  41. Там же, кн. 4, 18.
  42. Там же, кн. 4, 16.
  43. Там же, кн. 1, гл. 1, 2.
  44. Цит. по: Рерих Е. И. Письма, 12.09.1934.
  45. Ориген. О Началах, кн. 1, гл. 1, 5.
  46. Цит. по: Рерих Е. И. Письма, 12.09.1934.
  47. Беспредельность, 76.
  48. Надземное, 163.
  49. Ориген. О Началах, кн. 4, 23.
  50. Там же, кн. 2, гл. 10, 4.
  51. Там же, кн. 2, гл. 10, 5.
  52. Там же, кн. 2, гл. 11, 6.
  53. Там же, кн. 2, гл. 11, 7.
  54. Там же, кн. 4, 23.
  55. Ориген. О молитве, 29.
  56. Там же, кн. 2, гл. 6, 2.
  57. Ориген. О Началах, кн. 2, гл. 6, 3.
  58. Ориген. О Началах, кн. 2, гл. 6, 4.
  59. Мир Огненный I, 589.
  60. Ориген. О молитве, 26.
  61. 1 Иоанн, II, 6.
  62. Ориген. О Началах, кн. 4, 31.
  63. Там же, кн. 4, 37.
  64. Там же, кн. 4, 37.
  65. Там же, кн. 1, гл. 3, 8.
  66. Там же, кн. 1, гл. 8, 4.
  67. Там же, кн. 3, гл. 1, 17.
  68. Там же, кн. 3, гл. 2, 4.
  69. Надземное, 160.
  70. Цит. по: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви, с. 213.
  71. См.: там же, сс. 48-49, 58-59.
  72. Ориген. О молитве, 29.
  73. Листы Сада М. Озарение, 2–IV–14.
  74. Там же, 2–I–9.
  75. 1 Кор. I, 5:1.
  76. Ориген. О молитве, 17.
  77. Там же, 19.
  78. Спирина Н.Д. Капли.
  79. Рерих Е.И. Письма, 16.07.1935.
  80. Ориген. О молитве, 29.
  81. Там же.
  82. Ориген. О Началах, кн. 3, гл. 1, 13.
  83. Ориген. О молитве, 29.
  84. Ориген. О Началах, кн. 3, гл. 2, 3.
  85. Агни Йога, 393.
  86. Матф., 6:13.
  87. Ориген. О молитве, 29.
  88. I, 637.
  89. Ориген. О молитве, 2.
  90. Там же, 31.
  91. Там же, 31.
  92. Там же, 8.
  93. Там же, 8.
  94. 1 Фес., I, 17.
  95. Ориген. О молитве, 12.
  96. Там же, 22.
  97. Ориген. О Началах, кн. 2, гл. 9, 8.
  98. Там же, кн. 1, гл. 6, 4.
  99. Там же, кн. 3, гл. 5, 3.
  100. Там же, кн. 3, гл. 5, 3.
  101. Там же, кн. 3, гл. 6, 4.
  102. Там же, кн. 3, гл. 6, 6.
  103. Грани Агни Йоги V, 1.
  104. Там же, 157.
  105. Грани Агни Йоги III, 85.

Новосибирск – Электросталь, 1996-2016

Источник: http://www.facets.ru/index.htm?article=6613











Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика