СТРОИТЕЛЬ ВЕЛИКОГО ХРАМА [1]
Н.В. Жукова, (Новосибирск)
За мудрость и знанье его прославляли,
Но он отвечал на приветственный хор,
Что многая мудрость приводит к печали
И многому знанью сопутствует скорбь.
И всё суета и томление духа –
Так он говорил про утехи земли.
Прельщения плоти, веселье досуга
Его от Небес отдалить не могли.
Был блеск и богатство, могущество трона,
Всемирная слава, хвала и почёт...
И было кольцо у царя Соломона,
На нём была надпись: «И это пройдёт».
Н.Д. Спирина. Соломон [2]
Всему своё время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать…
время разрушать, и время строить…
время разбрасывать камни, и время собирать камни…
время молчать, и время говорить.
Екклесиаст (3:1-8)
Ту Я чую удачу, которая сопровождает
исполнение Воли Моей.
И перстнем Соломона свидетельствую
и знаменую.
Учение Живой Этики (Агни-Йога).
Листы Сада Мории. – Кн. I. Зов. – 1924. – § 113. –
Запись 14 ноября 1921 года
Один из величайших Учителей человечества Соломон (1033—928 до н. э.) – царь Израиля, законодатель, поэт и мудрец…
В 1923 году перед отъездом из Америки в Индию Святослав Николаевич Рерих (1904—1993) написал картину «Царь Соломон» (ил. 1). На ней изображён библейский царь, держащий золотую чашу. За ним – Иерусалимский Храм, воздвигнутый на Горе Завета. На руке Владыки – кольцо. На рассветном небе сверкает звезда, предвестница утра… В основе сюжета, возможно, записанная Еленой Ивановной Рерих (1879—1955) легенда о тайнике Соломона в Иерусалиме.
«…Ручайся за нахождение тайника Соломона. <…> “Чую, не заржавела чаша царя, и щит может звенеть, и рука серебряная может призывать глас Божий. Терафим Моисея, и престол, освящённый Отцами, говорившими от Господа, и зёрна священных трав ещё хранят жизнь”» [3].
«Сказания <…> упоминают чашу Соломона: “Велика чаша Соломона, сделана из драгоценного камня. В ней написаны три стиха самарейскими письменами, и никто истолковать их не может»[4].
На картине Святослава Рериха Соломон – седобородый старец, завершающий путь жизни, испивший чашу судьбы, жертвовавший собой ради построения «Храма Истины». Лик его молитвенно спокоен и печален…
«И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость <…> Узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:17–18).
* * *
Имя «Соломон» означает «мирный». Соломон был десятым сыном царя Давида и родился от Вирсавии в 1033 году до нашей эры. Пророк Нафан дал ему имя «возлюбленный Богом» (2Цар. 12:23). Соломон был обучен всем тогдашним знаниям, но ум его, кроме того, был напоён мудростью, нисходящей Свыше…
Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его сохранить чистоту сердца и справедливость, как в своей жизни, так и в управлении страной; передал ему наставления о постройке Храма Иегове... Вскоре после того престарелый царь почил, и Соломон сделался единственным царём в Израиле. Он женился на дочери фараона, царя египетского (1Цар. 3:3; Псал. 44), и благодаря этому покончил с многовековой враждой евреев и египтян. А также укрепил дружеские отношения с соседними странами, взяв жён из царских родов этих народов. Веротерпимость Соломона была велика, для своих иноземных жён он строил святилища и храмы их религий.
До построения Иерусалимского Храма главная Святыня иудаизма – Ковчег со скрижалями Завета, полученными Моисеем от Бога на горе Синай, – находилась в Гаваоне, где был алтарь, сделанный Моисеем ещё в пустыне. Сюда пришёл Соломон и здесь принёс Богу жертвы.
Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси, что дать тебе. Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И дано было ему от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава большие, чем были у его предшественников (3Цар. 3).
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей» (4Цар. 4:30-31).
По вдохновению Свыше он создал 3000 притч и 1005 песен (4Цар. 4:32), включая «Песнь Песней», «Книгу Притчей» и «Книгу Екклесиаст, или Проповедник». Его познания были очень разнообразны. Говорил он «о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены», говорил и о животных, птицах, пресмыкающихся, рыбах (4Цар. 4:33). Соломон обладал обширными познаниями в астрологии и медицине. Он писал трактаты о животных, птицах, деревьях, растениях, которые не дошли до нас.
Соломон обладал обширной памятью, громадным запасом знаний и искусно применял их. Судебные обязанности в это время составляли одну из наиболее важных задач царского правления. Мудрое решение спора между двумя матерями обнаруживает в нём ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость.
Вскоре по воцарении его пришли к нему на суд две женщины (3Цар. 3:16-28). Они жили в одном доме, и у каждой было по младенцу. Ночью одна из них своего младенца задавила и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить: «Живой ребёнок мой, а мёртвый твой», – говорила каждая. Так спорили они и пред царём. Выслушав их, Соломон приказал: «Принесите меч». И принесли меч к царю. Соломон сказал: «Рассеките живого ребёнка пополам и отдайте половину одной и половину другой». Одна из женщин при этих словах воскликнула: «Отдайте лучше ей младенца, но не убивайте его!». Другая же, напротив, говорила: «Рубите, пусть не достанется ни ей, ни мне». Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребёнка, а отдайте его первой женщине: она его мать». Народ услышал об этом, и все увидели, какую мудрость дал ему Бог.
Слава о необыкновенной мудрости Соломона широко разнеслась повсюду. Между всеми соседними народами и даже до границ Аравии передавались о Соломоне удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона.
«Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать Соломона загадками в Иерусалим, с весьма большим богатством и с верблюдами, навьюченными благовониями и множеством золота и драгоценных камней. И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было на сердце у неё. И объяснил ей Соломон все слова её, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей. И увидела царица Савская мудрость Соломона…» (2Пар. 9:1-4) (ил. 2).
«…Мне и вполовину не сказано о множестве мудрости твоей», – воскликнула царица, расставаясь с ним. – «Ты превосходишь молву, какую я слышала» (2Пар. 9:6).
* * *
Период правления царя Соломона с 965-го по 928 год до нашей эры называют эпохой расцвета Израиля. Легенды гласят, что в течение всего его царствования диск Луны на небе не уменьшался, так как добро превышало зло.
Объединив Израиль и Иудею, Соломон создал могущественное Израильское царство, ставшим значительным и влиятельным государством Азии. Все 40 лет его правления в Израиле царил мир. Подати от соседних народов и доходы от развившейся торговли обильно наполняли сокровищницы Соломона. Торговля шла с Тиром, Аравией, Египтом, Вавилоном и Индией. Соломон имел флот в Индийском океане и в Средиземном море. Торговые склады были в Пальмире и Баальбеке. Из этих стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, слоновая кость, красное и другие ценные породы деревьев, ткани, лошади и колесницы, а также пряности и другие дорогие вещи. Соломон любил лошадей, он даже ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию – первым в истории этого государства.
Благодаря славе о его мудрости со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары в знак своего глубокого уважения – серебряные и золотые сосуды, оружие, одежды и благовония, лошадей и мулов. Царь построил великолепный дворец из ливанского кедра, притвор с престолом для суда, сделанным из слоновой кости и обложенным золотом (3Цар. 7:1-11), и вне стен Иерусалима – дворец для дочери фараона. Было воздвигнуто им и много других зданий (3Цар. 9:11-19).
Трон царя Соломона поражал воображение (ил. 2). Он был изготовлен из слоновой кости, покрытой золотом и инкрустированной рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Шесть ступеней с золотыми фигурами вели наверх. На первой ступеньке лежали лев и бык, на второй – волк и овечка. На третьей – тигр и верблюд; на четвёртой – орёл и павлин; на пятой – кошка против петуха, а на шестой – сокол против голубки. На самом верху, над троном, золотой голубь держал в клюве золотого сокола. Сбоку стоял великолепный светильник из чистого золота, украшенный золотыми чашечками, цветами, распускающимися почками и лепестками. На ветках одной из сторон были выгравированы имена семи патриархов мира. На других семи ветках – имена самых праведных людей. Двадцать четыре золотые виноградные лозы образовывали навес над троном.
Когда царь Соломон восходил на трон, начинал действовать особый механизм. Как только он ставил ногу на первую ступень, золотые бык и лев протягивали к нему свои лапы, чтобы поддерживать царя и помочь ему подниматься на следующую ступень. То же самое происходило и на следующих ступенях – с каждой стороны золотые животные помогали царю подниматься, пока он не садился на трон. Затем золотой орёл приносил в клюве большую корону и держал её над челом царя Соломона так, чтобы он не чувствовал её тяжести на своей голове [5].
Богатство Соломона было столь велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (Млахим I 2-10:27).
* * *
По преданию, у Соломона был чудесный перстень, благодаря которому он узнавал тайны мира, а также понимал язык зверей и птиц, мог летать по воздуху, а ангелы и джинны служили ему. Читаем в книге «Криптограммы Востока», составленной Е. И. Рерих в 1929 году:
«Уроил Зена, дух воздуха, принёс царю Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: “Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!” “Добро”, – сказал царь и отнёс Камень во храм. Однако нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина златоковача и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра, и сковать перстень, и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем. Но дух сказал: “Негодно ты нарушил Высшее Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам Человеческим, и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру”. Созвездием укажу путь Камня» [6].
Чудесный Камень, по преданию, прилетел на землю со стороны далёкого созвездия Орион и содержал в себе мощную силу, которая помогала владельцу Камня стать счастливым и удачливым во всём.
«Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть Камня для перстня» [7].
Существует много легенд о кольце Соломона, некоторые – из исламских источников, поскольку мусульмане очень уважают библейского царя, именуя его Сулейманом, и считают, что сам Аллах избрал его в пророки.
По преданию, способность Соломона повелевать могучими демонами-джиннами была дана ему по воле Аллаха. Согласно этой мусульманской легенде, восемь ангелов Аллаха вручили Соломону драгоценный Камень, дающий ему власть над ангелами и ветрами. Четыре других ангела дали ему Камень, который позволял управлять живыми существами на земле и в воде. Ещё один ангел принёс царю третий Камень, дающий ему возможность сравнять горы с землёй, осушать моря и реки, превращать их в плодородные земли и, наоборот, превращать сушу в моря и реки. Наконец, четвёртый Камень позволил ему отдавать приказы всем добрым и злым духам, живущим между небом и землёй. Из всех четырёх чудесных талисманов Соломон сделал кольцо, с помощью которого мог постоянно проявлять свою власть над миром. Он использовал его, чтобы собрать джиннов-строителей, когда решил воздвигнуть Храм, посвящённый Иегове.
Ещё одна легенда гласит: «Несмотря на мудрость, жизнь царя Соломона не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: “Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя”. На что мудрец ответил: “Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нём надпись: «Это пройдёт». Когда нахлынет сильный гнев или огромная радость, посмотри на эту надпись, и она тебя отрезвит”. Соломон последовал совету мудреца и обрёл спокойствие. Но настал момент, когда, взглянув, как обычно, на кольцо, он не успокоился, а наоборот – ещё больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел бросить его в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имеется какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: “И это тоже пройдёт”» [8].
* * *
Книга Екклесиаста, созданная Соломоном в преклонные годы, свидетельствует, что он действительно понял суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное успокоение и счастье. Он говорил:
«…Я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:12-13).
Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых слов для правителей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений о жизни общественной и семейной, для мужей и жён, для детей и родителей, для юношей и старцев, о богатстве и бедности, чистоте сердца и откровенности, труде и отдохновении, благочестии и богобоязненности, справедливости и правосудии, умеренности и воздержании, бережливости и расточительности, милосердии и благотворительности, благости и кротости, благоразумии и мудрости, любви и сострадании ко всем – людям и животным.
Во время царствования Соломона расцвели науки и искусства. Искусство строительное, обработка металлов, искусство гравирования на драгоценных камнях, золочение, искусство скульптурное получили значительные усовершенствования. Постройка Храма, царских дворцов и их богатое убранство, изделия золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, всё это поощряло и развивало художественный дух народа. Науки также стояли на высокой ступени. Астрономия стала наукой практической и сделала значительные успехи. Навигация и мореплавание имели большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с другими народами, их нравами и обычаями [9].
* * *
Известно стремление Соломона к Единому Храму.
Он ушёл из жизни в возрасте 62 лет (ил. 3), наблюдая за строительством главной святыни иудаизма – Иерусалимского Храма. Это был великий подвиг его жизни. Храм был построен на священной горе Мориа, которая была указана его отцу, царю Давиду, и на которой Авраам приносил в жертву своего сына Исаака (ил. 4).
Согласно легенде, Бог послал Соломону архангела Михаила, и тот вручил ему кольцо, на котором была вырезана Печать Бога, дающая власть над могучими стихийными духами – джиннами. С их помощью он и построил Великий Храм. Также и ангелы помогали царю при строительстве Храма. Предание помнит, как чудесным образом тяжёлые камни сами поднимались наверх и ложились на нужное место. Мудрому Соломону помогали и звери, и птицы, и сам Всевышний. Об этом писал и Николай Константинович Рерих (1874—1947):
«…Великому Соломону даже муравьи помогали строить Храм. От великих джиннов, духов воздуха и огня, до муравьёв – всё служило строению» [10].
Храм строили семь с половиною лет (3Цар. 6:38) около ста восьмидесяти пяти тысяч работников. Давний друг царя Давида, финикийский царь Хирам, помогал Соломону, присылая ему ценные строительные материалы.
Храм был обширным и великолепным. Стены Храма были выложены из камня, снаружи обложены белым мрамором, а внутри золотом. Все принадлежности для богослужения были сделаны из золота. Когда Храм был готов, Соломон призвал к освящению его всех старейшин и множество народа. При звуке труб и пения песней духовных внесён был Ковчег Завета. Слава Господня в виде облака наполнила Храм. Тогда Соломон пал на колени и молил Бога, чтобы Он в этом месте принимал молитвы не только израильтян, но и всех людей. По окончании этой молитвы сошёл с неба Благодатный огонь.
«В неустанной молитве царь Соломон безостановочно управлял силами природы для создания чудесного Храма. Когда истощились силы царя и он знал, что приблизилось время отхода в другой мир, он оставил завет джиннам и без него докончить постройку. Но буйные стихийные духи дали ответ, что они повинуются лишь царю Соломону здесь, на земле, и без него они свободны от заклятия.
И укрепился духом царь Соломон и, опершись на посох, он остался в Храме, призывая все силы к работе. Тут же и отошёл он, но тело его осталось неподвижным и непреклонным, чтобы не отлетели буйные джинны. И никто из живущих и никто из джиннов не знал, что ставший на молитву царь уже отошёл. И страшились все подойти к неподвижному Владыке и напрягали все усилия довершить строение. И окончен Храм, но Владыка недвижим. Кто же решился нарушить его устремление? Но самый меньший из сотрудников царя – муравей начал подтачивать царский посох, и когда было переточено дерево, пало тело царя и все увидели, что дух его отошёл, но остался Великий Храм» [11].
* * *
Николай Константинович Рерих во время путешествий по Востоку записал много народных преданий о царе Соломоне. Вот некоторые из них.
«Самые оккультные из птиц считаются удоды, и эта птичка также связана легендою с царём Соломоном.
Охраняли удоды покой царя Соломона во время его великих трудов, и, вернувшись от трудов, царь спросил птичек, что они хотели бы получить в награду. Птички сказали: “Дай нам, царь, золотые короны твои, они так прекрасны, и мы не видели ничего более чудесного, как ты, когда надеваешь свою корону”.
Царь улыбнулся и сказал: “Птички, но ведь тяжела корона моя, как же можете вы желать возложить на себя такое бремя!”. Но птички продолжали просить о коронах, и царь велел своему златоковачу сделать маленькие короны по образцу царской, и эти короны были прикреплены на головы птичек. Но не успел пройти самый короткий срок, как птички снова слетелись к царю, и устало поникли под золотыми коронами их головки.
Они просили: “Царь, освободи нас от корон. Прав Ты был, мудро предупреждая нас! Что мы можем знать, мы малые! Можем ли мы знать, что за блеском и очарованием скрывается тягота, – освободи нас, царь”.
Царь сказал: “Видите, неразумные, к чему привело ваше стремление к бремени. Хорошо, будь по-вашему, будут сняты короны золотые – но пусть вы носите всегда на себе воспоминание о неразумном стремлении вашем к короне. Отныне носите корону из перьев, она не отяготит вас, ибо она будет только короною того тайного царства, о котором вы знали, служа труду моему”. И так птица удод – самая оккультная птица, которая знает многие тайны, носит корону из перьев. Если удод провожает караван или лодку, люди говорят – это к доброму пути; птица царя Соломона знает, что делает» [12] (ил. 5).
«Но не заоблачный Владыка царь Соломон. Он сходит к народу и, подобно другим Владыкам Востока, изменив платье, мешается в толпах, чтобы знать все тайны жизни. Свой перстень с чудесным камнем, в котором была заложена основа мира, царь Соломон оставляет на хранение жене своей, царевне Египта. Но хитёр и искусен египетский жрец, прибывший с царевной. Он меняет голос и облик и под видом царя овладевает перстнем. А сам Владыка обречён на долгие годы скитания, пока снова истина не восстановлена» [13].
«О царе же Соломоне все знают, что он летал по всему свету и учился правде во всех странах, и даже он был на далёких звездах» [14].
«Много легенд о полётах Соломона» [15].
Эти легенды Н. К. Рерих запечатлел в живописи и графике. На сюжет «ковра-самолёта» он создал восемь произведений. О них писала искусствовед Н.Е. Порожнякова, отметившая, что на одном из эскизов (ил. 7) старец сидит в центре геометрического орнамента, представляющий собой шестиугольник Печати Соломона [16].
«До сих пор по просторам Азии летает царь Соломон на своём чудесном летательном приборе. Многие горы Азии увенчаны или развалинами, или камнем с отпечатками ступни великого царя, или отпечатками колен его, следами длительной молитвы. Это всё так называемые троны Соломона. Великий царь прилетал на эти горы молиться. На эти высоты он уходил от тягот царствия для возношения Духа. Горы Соломона, тайники сокровищ Соломона, Премудрость Соломона, таинственная власть перстня Соломона, Соломонова печать с познанием света и тьмы – кому же другому столько удивления и почтения принесла Азия? Самые таинственные предметы и образы связаны с именем Соломона» [17].
В 1925 году, в Кашмире, во время Центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рерих нашёл много свидетельств о почитании царя Соломона в Индии [18].
«Так всё необыкновенное, необычайное связывают народы Востока с царём Соломоном. Он восходил на горы – он спускался под землю, он встречал царей и исчезал в народных толпах» [19].
«Ни в одной песне не сказывается, отчего гора “Трон Соломона” носит это имя. Ведь это место очень древнее. <…> Но откуда имя Соломона? Имя Соломона гора получила от легенды, что Соломон, желая скрываться от условностей царской жизни и тягостей двора, на ковре-самолёте с любимой женой переносился на эту гору. Опять упоминание о “летательном аппарате” Соломона. Такая же гора в… Туркестане и Персии» [20].
«Ещё рассказ: “У города Ош… есть гора Соломона. Даже сохранились ямки, где на коленях Соломон молился”» [21] (ил. 8 и 9).
«На горе Мориа сокровищница Соломона. Но не только во храмах мудрые Соломоновы знаки. По указаниям Библии открыл инженер Хаммон в Родезии [22] богатейшие рудники Соломона. И Соломонова звезда сохранила для математиков ценнейшие соображения.
“И это пройдёт!” Так ободрил мятущееся человечество царь Соломон. И вечна в красоте своей “Песнь Песней”» [23].
Имя Соломона многократно упоминается в дневнике записей бесед Рерихов с Учителем и в основном тексте Учения Живой Этики [24]. Одно из самых ключевых упоминаний запечатлено в «Книге о жертве» (запись 23 сентября 1922 года):
«Когда Соломон искал власть красоты,
Когда символом Суламифи был показан
Символ нечеловеческой правды,
Он всё же остался царём
И донёс свою жертву» [25].
Завершим наш очерк о великом Соломоне вдохновенными стихами Наталии Дмитриевны Спириной.
Когда Он в сердце – там царит покой,
Там тишина космических просторов,
Там глубина премудрости веков,
Извечных тайн сокрытые узоры.
Когда Он в сердце – всё к тебе придёт,
И волос с головы не упадёт,
И станет жизнь как солнечный восход;
Но чистым надо сердце соблюсти,
Огнём смести весь сор с его пути,
Чтоб в этот храм Царь сердца мог войти [26].
Примечания
- Автор выражает благодарность заместителю директора Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов по научной работе В. Л. Мельникову за дополнение статьи иллюстрациями и сведениями из новых публикаций.
- Спирина Н.Д. Перед Восходом. Стихи разных лет. – Новосибирск, 2013. – С. 217.
- Автографы Е.И. Рерих. Дневниковые записи // Дневник записей бесед Рерихов с Учителем. – Библиотека Амхёрстского колледжа, Амхёрст, штат Массачусетс, США. – Тетрадь NB20 (27.07.1924–20.05.1925). – С. 21.
- Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. – Рига, 1992. – С. 233.
- Раввин Ниссан Мангел. Трон царя Соломона // Раввин Ниссан Мангел. Полная история Пурима. – Доступ в сети Интернет (21 февраля 2013): http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/1467278.
- Легенда о Камне // Сент-Илер Ж. [Рерих Е.И.] Криптограммы Востока. – Новосибирск: СибРО, 1996. – С. 128–129.
- Там же. – С. 131.
- См. разнообразные версии легенд о кольце Соломона в изданиях: Палев М. Кольцо Соломона. – М., 2009; Лоренц К. Кольцо царя Соломона. – М., 2011; Страуд Дж. Кольцо Соломона. – М., 2011.
- В статье сообщаются сведения архимандрита Никифора (в миру – Алексея Михайловича Бажанова; 1832—1895) – настоятеля Высоко-Петровского монастыря в Москве, духовного писателя. См.: Архимандрит Никифор. Соломон // Библейская энциклопедия: С иллюстрациями Г. Доре и цветными вклейками. – 3-е изд. – М., 2005. – Современная версия «Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии» архимандрита Никифора в 4 вып. (М., 1891). – Адрес в сети Интернет (доступ 20 марта 2013): https://ru.wikisource.org/wiki/БЭАН/Соломон.
- Рерих Н.К. Царь Соломон (1928) // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига, 1991. – С. 163.
- Рерих Н.К. Указ. соч. – С. 163
- Рерих Н.К. Указ. соч. – С. 162–163.
- Рерих Н.К. Указ. соч. – С. 163–164.
- Рерих Н.К. Указ. соч. – С. 164.
- Рерих Н.К. Такла-Макан – Карашар (1926) // Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – М., 1999. – С. 269.
- Порожнякова Н.Е. Сказочный образ ковра-самолёта в живописных произведениях Н.К. Рериха // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. III: Восток – Запад на берегах Невы. – Ч. 1. – СПб., 2007. – С. 514.
- Рерих Н.К. Царь Соломон (1928) // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига, 1991. – С. 162.
- См.: Миронова М.Ю. Кашмирские святыни на пути экспедиции Рерихов // Рериховское наследие: Труды Международной научно-практической конференции. – Т. X: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – С. 141–143.
- Рерих Н.К. Царь Соломон (1928) // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига, 1991. – С. 164.
- Рерих Н.К. Пир Панджал (1925) // Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – М., 1999. – С. 92.
- Рерих Н.К. Такла-Макан – Карашар (1926) // Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. – М., 1999. – С. 256.
- Имеется в виду Джон Хэйс Хэммонд (англ. John Hays Hammond; 1855—1936) – горный инженер, дипломат и филантроп. В 1893 году он отправился в Южную Африку, чтобы исследовать золотые прииски в Трансваале. В 1894 году открыл рудники Ранда в Родезии (ныне Зимбабве).
- Рерих Н.К. Царь Соломон (1928) // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига, 1991. – С. 164.
- Например, говорится о порицании книжниками Христа за почитание Соломона живым (Притча о Христе // Учение Живой Этики (Агни-Йога). Листы Сада Мории. – Кн. II. Озарение. – 1925. – § 192). Из других упоминаний:
«Соломон говорил: “Поставлю тебя на распутье и сделаю тебя молчащим и недвижимым, и перед тобою пойдут знаки событий. Так умеришь человеческое любопытство, так заглянешь в суждённое течение потока. Ибо поверх человеческого мышления несётся мысль мира”» (Агни Йога. – 1929. – § 123).
«Усиленное принятие огней нуждается в некотором спокое. Невозможно принимать высшую энергию и быть на вулкане. Потому нужно утвердить слова Соломона – “И это пройдёт!”» (Мир Огненный. – Ч. I. – 1933. – § 371).
«Нужно спокойное устремление к высоким предметам. Нужно спокойное повторение Соломонова изречения: “И это пройдёт”. Если недостаточно самовнушения, то можно применить и внушение извне» (Надземное. – 1938. – § 495). - Учение Живой Этики (Агни-Йога). Листы Сада Мории. – Кн. I. Зов. – 1924. – § 353.
- Спирина Н.Д. Указ. соч. – С. 219.
Источник: Материалы XIV Международной научно-практической конференции «Рериховское наследие», 8–11 октября 2014 г., СПБ, стр. 214-228.