СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ В УЧЕНИИ КАЛАЧАКРЫ И В АГНИ-ЙОГЕ

Е.В. Фалёв, профессор, философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Йога есть учение о преодолении смерти и достижении бессмертия

Смерть всегда воспринималась человеком как несправедливость, которую можно и нужно преодолеть. Духовные учения всех времён и народов давали надежду на бессмертие и указывали пути преодоления смерти. Именно в этом был главный смысл египетских и греческих мистерий, алхимии, даосской йоги, а также всех форм йоги в Индии, буддийской йоги Тибета и других стран. Теософия и Агни-Йога, восходящие к тому же общему Источнику, что великие Учения древности, обращены к современному человеку, который вооружён научным знанием, а его ритм жизни ускорился, как никогда ранее в известной нам истории. Поэтому многие методы прежних учений йоги, основанные на вере, воображении и воле и требующие практически всё время земной жизни посвящать духовной практике, сегодня оказываются мало применимы. Но это не значит, что общее направление духовной практики и главные её цели изменились.

Бессмертное начало уже присутствует в человеке

Все великие учения признают присутствие в человеке бессмертного начала, «искры Божией», которая осеняет всю земную текучую жизнь личности. В Египте это принцип Ах, в Индии – Атман или Пуруша, Теософия и Агни-Йога также следуют индийскому внутреннему учению, говоря о Высшей Триаде принципов, Атма-Буддхи-Высший Манас, как о носителе бессмертного начала Индивидуальности.

В Калачакре, как и в других высших тантрах, помимо нематериального бессмертного Присутствия, признаётся также и тонкоматериальное выражение этого бессмертного Начала в тонком организме человека. Это так называемые «неразрушимые капли». Их число указывается до четырёх, но главная из них, носитель гнозиса, находится в центре сердца.

«Тонкий поддерживающий жизнь ветер неотделим от тончайшего ума ясного света и считается его неразрушимым основанием. Он пребывает внутри dhūtī [центрального канала] узла каналов, в самом центре сердечной чакры»[1].

«В разъяснениях тантр, таких как Гухьясамаджа, неразрушимые красный и белый элементы тончайшего ума и тончайшего ветра существуют как целостная единица, которая присутствует в потоке сознания всех существ, не прерываясь ни на мгновение, с безначального времени. “Неразрушимые” значит, что ничто не может разрушить их»[2].

Именно присутствие неразрушимого Бессмертного Начала пробуждает в человеке неудовлетворённость всем преходящим и жажду Бессмертия.

Является ли бессмертие конечной целью человека? Очевидно, нет. Путь совершенствования безграничен, но иллюзия смерти каждый раз отбрасывает человека на несколько шагов назад, разрывая непрерывность осознавания, заставляя заново проходить, пусть и в облегчённом виде, уже пройденные ступени познания. Можно помыслить, что для человечества будущих веков «смерть» будет чем-то вроде «детской болезни» духа, которую нужно преодолеть, чтобы начать свободно и в непрерывной осознанности трудиться над великими задачами. Общее направление этого труда мы можем представить уже сейчас – это одухотворение материи, развитие проводников и инструментов для творческого выражения жизни духа на разных уровнях материи. Это поле труда бесконечно, и бессмертие – лишь возможность вступить на это поле в непрерывной осознанности.

Источник «смертности» – разделение низшего и Высшего Манаса

Изначально единые, низший Манас (ум, рассудок) и высший Манас (разум) разъединяются при воплощении. Так, низший Манас («тень или отражение Высшего») «вклинивается в мозг и чувства утробного младенца (после семи месяцев), [а] Высший Манас не воссоединяется с ребёнком, пока не закончатся первые семь лет его жизни»[3].

Аналогичным образом в буддизме описывается изменение сознания младенца до и после рождения. В утробе матери душа ясно помнит уроки страдания прошлых жизней и имеет твёрдое намерение в этой жизни встать на путь духовного освобождения, путь к бессмертию. Но после рождения, когда на сознание обрушивается бурный поток ощущений, эта решимость забывается, и лишь впоследствии, с развитием осознанности, человек может вновь «вспомнить» о задаче достижения бессмертия.

Разделение низшего и Высшего Манаса приводит к тому, что низший Манас увлекается потоком телесных и эмоциональных переживаний, увлекая за собой и Высший Манас, сознающее Я человека. В результате человек привыкает отождествлять себя со своими смертными оболочками, и только в силу этого отождествления со смертным смерть для него «приобретает значение». «Отождествление» здесь не означает просто интеллектуального суждения или мнения, так как в основе его лежат каналы, пролагаемые потоками Психической Энергии. Течение энергии по этим каналам проявляется как устойчивые формы мышления, чувствования и действия, порождённые ложными отождествлениями Монады, и преодолеть эти формы крайне трудно, но именно эту задачу и ставят все разновидности йоги.

Преодоление смерти в физическом теле

В Агни-Йоге: «Так для достижения истинного бессмертия – писала Е.И. Рерих, – иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и [чтобы] стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7 принципы и слить их в Шестом – Буддхи»[4].

Отличие Калачакры от других ануттара-йога тантр так же заключается в том, что освобождение должно быть достигнуто именно в физическом теле. Другие тантры допускают обретение освобождения в промежуточном состоянии, бардо, в особом тонком теле, которое формируется у практикующего на высших ступенях медитативной практики, на «стадии завершения».

«Задача практики Калачакры – очищение и преображение обычной [телесной] смерти и обычного рождения. Другие тантры, такие как Гухьясамаджа, Ваджрабхайрава и Хеваджра, говорят об очищении и преображении смерти, промежуточного состояния и рождения как о средстве достижения просветления. В Коренной Калачакра тантре нет упоминаний об очищении промежуточного состояния [бардо]; она повествует только об очищении смерти и жизни»[5].

Для Калачакры крайне важно подчеркнуть, что человеческое тело есть совершенный инструмент, обладающий всем необходимым для достижения освобождения – «каналы» (rtsa, nā?ī), «ветры» (rlung, vāyu) и «капли» (thig le, bindu). Так, капля в сердце уже изначально содержит знание-гнозис (jñāna), принадлежащие «тончайшему уму», который неразрушимой нитью проходит через всю цепь воплощений потока сознания.

Путь к бессмертию в Агни-Йоге – объединение низшего и высшего Манаса

«Не зная начала и видя лишь конец, дух, разобщённый с Космосом, проходит жизнь бесцельно. Но заслужить каждый может бессмертие, приняв в сознание Беспредельность»[6].

«Так, можно сказать, что истинная Индивидуальность человека есть его бессмертная, всегда уникальная Высшая Триада из 7, 6 и 5 принципов (Атман-Буддхи-Манас). Обогащаясь возвышенными сознательными накоплениями Высшего Манаса, она проходит долгий путь воплощений человека на Земле до достижения им духовного совершенства.

А сменяющаяся в каждом воплощении личность человека (его низшее Эго), охватывающая энергии 3, 4 и 5 принципов, может и должна, чтобы заслужить бессмертие, слиться со своим Высшим Эго, а значит, и со всей Триадой. И это может произойти при завершении человеком своей земной эволюции»[7].

«Жизненная цель человека и состоит в стремлении к преодолению расстояния между его личностью и Индивидуальностью»[8].

«И только тогда, “когда этот мост между Манасом и его низшим аспектом, Кама-Манасом, состоялся, – писала Е.И. Рерих, – то есть когда человек начинает получать запечатления от Высшего Буддхи-Манаса, можно его назвать духовно развитым человеком, и он начинает приближаться к бессмертию”»[9].

«В этой связи весьма ценными являются практические указания Е.П. Блаватской в отношении Антахкараны. “Антахкарана, – говорила она, – существует только тогда, когда вы начинаете ‘бросать мысль вверх и вниз’”[10]. Она отмечала в Антахкаране семь делений; “переходя от одного к другому, вы приближаетесь к Высшему Манасу. Когда вы навели мост через четвёртое, считайте это удачей”[11]. “И только когда мы неразрывно связаны с естеством божественного Разума, нам следует уничтожить Антахкарану”[12]»[13].

Что значит «бросать мысль вверх и вниз»? Если максимально упростить, то нижние звенья Антахкараны погружены в смертные оболочки, действующие в мире преходящем и становящемся; верхние звенья – пребывают вне относительного времени, в мире вечных смыслов. «Бросать мысль вверх» – значит, возноситься мыслью от временного к вечному, но это не значит лишь отвлечение от временного ради вечного. Чтобы работал «мост», нужно научиться обретать вечные смыслы, извлекая их как бессмертные уроки из текущих ситуаций повседневности. Это уроки любви, добра, красоты, возвышенных чувств и мыслей, бесконечного расширения нашего «я» на всю Вселенную и т. д. Эти уроки мы слагаем как наше вечное достояние в сокровищницу Духа, а в центре Чаши они откладываются как бесценные зёрна, сияющие сквозь все оболочки.

«Бросать мысль вниз» – значит направлять внимание на «мелкие» события в их потоке, но для того, в ком работает мост Антахкараны, уже не будет «мелких» событий: он будет, смотря на всё «с точки зрения вечности», своим присутствием привносить свет смысла, мудрости и любви в каждую ситуацию, посылаемую судьбой.

Необходимым условием успешного создания и использования моста Антахкараны и его последующего уничтожения является осознание относительности всякой двойственности, в том числе двойственности сансары и нирваны, смерти и бессмертия.

Согласно Калачакре, все феномены существуют в сознании и для сознания, как образы в зеркалах, используемых для прорицания. Название «Калачакра» объясняется в этом контексте в духе, очень близком феноменологии Гуссерля: «кала» (время) – совокупность феноменов, «чакра» – сознание, или «тонкий ум», для которого эти феномены явлены.

«Великий Комментарий» гласит:

«Шесть каналов – каналы времени. Если медитировать на них в соответствии с наставлениями Гуру, страх смерти будет разрушен. Для йогина в этом нет ничего особенного»[14].

«Шесть каналов», по которым движутся «ветры» (ваю), – три нижних (канал семенной жидкости, экскрементов и урины) и три верхних (левый, правый и центральный каналы в голове). «Наставления Гуру», согласно Комментарию, означают «шестичленную йогу», описанную Наропой.

Каналы называются «каналами времени», во-первых, потому, что «время» в сочетании «калачакра» (колесо времени) означает совокупность явлений («чакра» означает сознание, для которого эти явления даны в опыте). Но ведь не случайно для обозначения совокупности явлений выбран термин время (кала)! Это говорит о том, что время (по крайней мере, время нашего земного опыта) существует и имеет силу только на плане явлений, но не на плане «тонкого ума», то есть очищенного созерцанием Высшего Манаса, в терминах Теософии и Агни-Йоги. Высший Манас (в Калачакре – «тончайший ум») живёт и действует в мире смыслов, который совершенно неподвластен течению времени мира явлений, а значит, неподвластен рождению и смерти.

Подобно отражению в зеркале, феномены не обладают независимой реальностью (в терминах буддизма Махаяны, они «пусты», или «пустотны»), но, с другой стороны, они и не являются полностью нереальными, так как обладают конкретным содержанием, которое можно проверить и подтвердить. Коренной текст Калачакры, приписываемый Будде, содержит популярный пример того, как «нереальные» в обычном смысле явления могут, тем не менее, иметь действительное значение. В поисках вора, укравшего драгоценность, правоохранители обращаются к медиуму, молодой девушке. Глядя в своё пророческое зеркало, она видит искомого вора и то место, где он находится. Затем стражники идут в то место и хватают вора. Образ вора в зеркале, с одной стороны, нереален, так как существует только в видении девушки, с другой стороны, и не нереален, так как несёт в себе действительную информацию о реальном мире. Комментируя этот пример, Будда говорит:

«148. Изображение лишено нирваны, а
Неизменное [блаженство] выходит за пределы перевоплощения.
Между этими двумя существует высшее единство,
Без двойственности, не обладающее ни вечностью, ни прекращением.

150. Совершенный союз бытия и небытия
Есть ваджрайога, вне двойственности, наивысшая,
Свободная от формы и бесформенности, полное освобождение,
Подобно изображению в магическом зеркале.

151. Изображение не погружено в феноменальное существование,
Но и не пребывает вечно в нирване.
[Подлинная реальность] есть наивысший примирённый нейтральный уровень,
Содержащийся равным образом в обоих»[15] (то есть в феноменальном существовании и в нирване, в относительной и безусловной реальности – Примеч. Е.Ф.).

Таким образом, «совмещение противоположений» необходимо в отношении к относительной реальности нашей видимой действительности: с одной стороны, нужно сознавать, что сама по себе эта действительность, подобно образу в магическом зеркале, не обладает независимой реальностью, но в ней могут выражаться смыслы, имеющие вечное, непреходящее значение. По мере осознания этой двойственности человек приобретает способность «жить в мире, но не для мира», во времени и в то же время в вечности. Отрицание действительности и бегство от неё означали бы признание за ней независимой реальности, а значит, принятие реальности смерти, а значит, подпадание под власть смерти. Поэтому и Калачакра, и Агни-йога требуют, чтобы именно здесь, в телесном существовании, человек научился, усматривая вечное во временном и временное в вечном, обретать своё вечное божественное Я. Это и есть подлинная победа над смертью.

Примечания

  1. Khedrup Norsang Gyatso. Ornament of Stainless Light. An Exposition of the Kālachakra Tantra. Boston: Wisdom Publishing, 2004. – P. 196.
  2. Ibid. – P. 86–87.
  3. Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. – М.: Сфера, 2000. – С. 344–345.
  4. Письма Елены Рерих. Т. I, II. – Минск, 1992. – Т. I. – С. 413.
  5. Dhargyey, Ngawang. A Commentary on the Kalacakra Tantra. Library of Tibetan Works & Archives, Dharmsala, 1994. – P. 82.
  6. Учение Живой Этики (Агни-Йога). – Агни-Йога. – 1929. – § 70.
  7. Егорова М. Н. Схема принципов человека. Высшая триада // Альманах «Серебряная чаша». – № 1. – М.: Ариаварта-пресс, 2005. – С. 74–75.
  8. Там же. – С. 75.
  9. Письма Елены Рерих. Указ. соч. – С. 413 // Цит. по: Там же. – С. 77.
  10. Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. Указ. соч. – С. 53.
  11. Там же.
  12. Блаватская Е. П. Инструкции для учеников внутренней группы. Указ. соч. – С. 362–363 // Цит. по: Там же.
  13. Егорова М. Н. Схема принципов человека. Высшая триада. Указ. соч. – С. 77.
  14. Toh 845 Kangyur, rgyud, sri, 140a6 // Цит. по: Khedrup Norsang Gyatso. Ornament of Stainless Light. An Exposition of the Kālachakra Tantra. – Boston: Wisdom Publishing, 2004. – P. 206.
  15. Цит. по: As Long as Space Endures. Essays on the Kālacakra Tantra in Honor of H.H. the Dalai Lama. – Ithaca, New York: Snow Lion Publications, 2009. – P. 38.

Источник: Сборник: Рериховское наследие: труды конференции. Т. XIX Н.К. Рерих и русская культура. Наука и философия; Наследие Рерихов и Монголия; Россия и Индия: два магнита. Том: 19. - СПбГМИСР СПб, 2020.










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика