![]() | |
Главная / Наши авторы / Виктор Войханский. Светочи синтеза (статьи) СВЕТОЧИ СИНТЕЗА (статьи)![]() Этот раздел газеты "СТРОИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ" посвящен деятелям культурного и духовного строительства. «Синтез духовности – самый редкий дар, именно он зажигает Свет мира. Со Светом мира ничего не сравнить. Свет обжигает, но его Луч ищут». (АЙ, Озарение, ч.2.VIII.3 ) ПО НОЧАМ Я ЛЮБЛЮ СЛУШАТЬ ЗВЕЗДЫ![]() 29 июня 1900 года в Лионе родился человек, умевший летать. Он летал на вполне земных машинах, но мысль его летела без границ. Приземленное мышление назовет это выдумками, ибо только летящий выше облаков может увидеть безбрежные дали. И может быть, самым большим его талантом было то, что он умел рассказать о своих прекрасных полетах. И слова его доходили до всякого, кто мог хотя бы на мгновение устремить взор своего сердца к таким далеким и таким близким звездам. Его лучший друг однажды поведал ему тайну, что: «...глаза слепы. Искать надо сердцем». Его сердце билось в унисон с красотой, и его рука писала строки, зажигающие многие сердца. Он говорил: «По ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенцов». Жизнь его пролетела стремительно и ярко, подобно падающей звезде, освещая своим благородным светом окружающее пространство. Так и должно быть. Яркие таланты не должны сверкать без конца. Они станут привычными, и для обычного серого сознания они потеряют свою притягательность. Солнце светит всем каждый день. Люди живут только благодаря этому чуду, но кто им восхищается? Сердца людей восхищает лишь яркая вспышка на черном небосклоне. Нет цели более благородной, чем возвысить сердца людей к свету. Он был благородного происхождения, и хотя его дворянский титул был не высок, в душе он был настоящим принцем – Антуан де Сент-Экзюпери. Войханский В.М. Искусство маленьких шагов. Молитва![]() Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов. Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали. Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем. Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком. Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя! Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению. Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы. Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло. Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу». Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов. Антуан де Сент-Экзюпери МАХАТМА ГАНДИМеждународный день ненасилия отмечается второго октября, в день рождения Махатмы Ганди – руководителя движения за независимость Индии от британского владычества, основоположника философии стратегии ненасилия. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15 июня 2007 года, предусматривающей его проведение, этот Международный день служит еще одним поводом для того, чтобы «пропагандировать лозунг ненасилия, в том числе путем просветительной и общественно-разъяснительной работы». В резолюции подтверждается «универсальная значимость принципа ненасилия», а также желание «утвердить культуру мира, терпимости, понимания и ненасилия». «Ненасилие является величайшей силой в руках человечества. Оно мощнее самого разрушительного оружия, порожденного человеческой изобретательностью». ![]() Эти слова принадлежащие Ганди, не отвлеченное философствование. Будучи молодым юристом, он отправился в Южную Африку, где вступил в борьбу за права индийцев. Тогда он впервые в качестве средства борьбы применил принцип ненасильственного сопротивления. Он проявлялся в двух формах – несотрудничества и гражданского неповиновения. Ганди стремился воздействовать на благоразумие и совесть противника посредством отказа от насилия и личной готовности переносить боль и страдания. Он верил, что насилие вызывает лишь насилие. Поэтому стремился прервать этот порочный круг, стараясь превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривал это средство как оружие сильных духом. Практика ненасилия, как показало время, оказалась необычайно действенной. Именно благодаря такой стратегии Ганди удалось не только примирить внутренние разногласия в стране, но добиться реального освобождения Индии от колониального гнета Великобритании. Он сумел поднять массы индийцев и увлечь за собой. Как вспоминал Джавахарлал Неру, «люди в нашей стране были сломлены, и неумолимая, неизбывная эксплуатация усиливала нашу нищету, подрывала жизненные силы. Мы были обломками нации. Но что мы могли сделать, чтобы повернуть вспять этот разрушительный процесс? Мы чувствовали себя беззащитными в когтях всемогущего чудовища; наши мышцы были парализованы, умы пребывали в оцепенении». Именно Ганди оказался тем, кто смог собрать из осколков индийскую нацию, как целое, и поднять ее на борьбу против гнета. Он был самым успешным политиком, поставившим свое философское учение на службу добра. Везде Ганди видел запуганных и покорных крестьян, изможденных рабочих, охваченных чувством безысходности интеллигентов. Покорность и апатия, порожденные столетиями колониального господства, глубоко проникали в психологию индийского народа и его вождей. Они подобно тяжкой болезни убивали страну медленно и верно. Приход Ганди был подобен струе свежего воздуха, позволившей вдохнуть глубоко и расправить плечи. В первую очередь он изменил человеческое мышление и смог обратить внимание индийцев на их ужасающее положение. Будучи сам неоднократно притесняем властями, Ганди всегда выходил победителем. Каждый арест, и каждая провокация лишь служили подъему его авторитета в массах. Он дал надежду думать, что изменения возможны. Ганди, подобно Сергию Радонежскому, сумел побудить дух народа на подвиг во имя родины. Рабиндранат Тагор нобелевский лауреат назвал его «махатмой», что в переводе с санскрита означает «великая душа». С тех пор это имя прочно закрепилось за ним, несмотря на протесты самого Ганди. Он считал себя недостойным такого высокого звания. О Ганди написано множество книг, статей и сняты документальные, художественные фильмы, создано множество памятников по всему миру. Но ничто так не расскажет о человеке с такой правдивостью, как его собственные слова и мысли. Они раскрывают перед нами образ высоко духовного человека-практика, у которого каждое слово отчеканено огнем жизни. ![]()
|