ДАТА ПОДПИСАНИЯ ПАКТА РЕРИХА

Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность. ( Рерих Н.К. Друзьям Знамени Мира )

15 апреля 1935 года ровно в полдень в Вашингтоне, в Белом Доме представителями правительств всех государств двух Американских континентов во главе с президентом США Франклином Рузвельтом был подписан первый в истории международный договор о защите культурного наследия – Пакт Рериха и утвержден символ Пакта – Знамя Мира. Пакт носит имя нашего великого соотечественника – многопланового учёного, философа, художника, путешественника, государственного деятеля и величайшего гуманиста ХХ века Николая Константиновича Рериха.

Согласно этому охранительному плану, все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места планеты следует считать нейтральными объектами, и как таковые их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору.

Для того чтобы обозначить памятники культуры как нейтральные объекты, по эскизу Рериха было создано Знамя Мира, которое предполагается водружать над всеми выдающимися учреждениями культуры, искусства и науки. Подобно тому, как предложенное швейцарцем Анри Дюнаном Знамя Красного Креста является символом великого человеколюбия и защищает больных и страждущих всего человечества, заботясь об их физическом здоровье, точно так же Знамя Мира Рериха призвано защищать духовное и культурное здоровье человечества, охраняя культуру и красоту.

Николай Рерих писал: «Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. То же и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения».

Призывая к охране памятников истории и культуры, Рерих рассматривал их, прежде всего, как один из главных факторов, способствующих духовному развитию человека. Он убедительно доказывал, что великие произведения творцов всех времен и народов несут в себе особую энергетику Красоты, способную влиять на внутренний мир человека, пробуждая и проявляя в нём лучшие его качества и устремления.

Общеизвестно выражение Достоевского о том, что «красота спасёт мир». Но Николай Константинович Рерих сделал существенную поправку к этому изречению, сказав, что лишь «сознание Красоты спасёт». Сама по себе Красота не может спасти мир. Мир может быть спасён только при условии, что миллионы людей пожелают наполнять сознание не безобразием, не ненавистью, не насилием, а прекрасными устремлениями. Красота, введённая в сознание, осмысленная Красота – это божественная энергия Мироздания, могучая космическая энергия, синтезирующая в себе все высшие, т.е. все духовные, энергии.

Пакт Рериха явлен самым массовым гуманистическим движением XX века. Даже своими первыми шагами по планете он сделал своё великое спасительное дело.

Пакт Рериха - это начало пути человечества к объединению сознаний во имя высшей цели, во имя Культуры, являющейся единственной панацеей от прогрессирующего огрубления нравов, от омрачения сознания и разложения духа. И лишь будущие поколения смогут по достоинству оценить всю высоту космо-планетарного подвига Автора Пакта.

Впервые Пакт под именем Рериха был обнародован 24 марта 1929 года в г. Брюгге (в Бельгии). Там же, в соборе Святой Крови, было освящено и Знамя Мира. Пакт Рериха немедленно поддержали многие выдающиеся люди, чьи имена являются всемирно известными. Среди них Альберт Эйнштейн и Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор и Ромен Ролан, Бернард Шоу, Томас Манн, Герберт Уэллс и многие другие выдающиеся деятели науки и искусства.




Отличительным символом Пакта Рериха является Знамя Мира, созданное по эскизу Николая Константиновича, которое должно было подниматься во время военных действий над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами, символизируя нейтральную территорию. Оно должно стать совестью человечества, напоминающей людям о священной неприкосновенности сокровищ культуры и духа и о том, что подходить к ним надо с огромным уважением и бережностью, и не только в общественной, но и в частной жизни каждого человека.

На предложенном Рерихом Знамени изображён древнейший символ человечества – Знак Триединства (Знак Триединости) – три соприкасающихся амарантовых (красных) круга в Большом Круге на белом полотнище.

Знак Триединства был выбран Рерихом для Знамени Мира не случайно. Этот символ очень древний и встречается в культурах многих народов.

Николай Рерих писал: «Вообще замечательно, что именно этот знак в своей символике является не только западным знаком, но и восточным, а всякое такое объединение, конечно, чрезвычайно ценно в качестве знака мирового».

Этот очень древний знак за долгие века вобрал в себя множество смысловых аспектов. Например,

– Прошлое, Настоящее и Будущее – в едином аспекте Вечности.

– Единство Плотного, Тонкого и Огненного Миров.

– Материя, Дух и Разум в Вечности и Бесконечности совершенствования.

– Троица и т.д.

«Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирности и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: "noli me tangere" – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира". (Рерих Н.К. «Знамя Мира», 24 мая 1939 г.)

По материалам сайта http://www.babyblog.ru/community/lenta/Roerich

Знамя Мира

Любовь Калинина

Знамя Мира… Сколь прекрасен этот символ и сколь многое он вмещает в себе! Как дорог он сердцу каждого устремлённого к Свету! Воистину, великая мудрость заложена в нём, ибо соединяет он в Беспредельности нить жизней наших - от Прошлого через Настоящее в Будущее, Будущее, которое целиком и полностью зависит от духовных достижений каждого сердца, слитых воедино.

Воедино! Именно к этому зовёт великий символ! Сейчас, на пороге Нового Мира, когда беснуется тьма, когда идёт незримая битва за каждое сердце, за каждую душу, особенно важно единение всех Сил Света, ибо только в единении друг с другом и Иерархией Света можно пройти и победить. Пройти в доброжелательстве, радости и взаимопомощи, открыв сердца свои навстречу друг другу.

Каждое сердце, идущее к Свету, жаждет обретения красоты и гармонии, каждое стремится к познанию тайн Бытия. И только обретение сердцем чистоты и высокой духовной культуры позволит ему приблизиться к пониманию этих тайн.

Многовекторно понятие - духовная культура сердца. Это и радость, и доброжелательство, и такт, и любовь, и вмещение красоты, и самоотречение, и венец её - гармония с Единой Жизнью. К этой гармонии сердце идёт в напряжённом труде, в борьбе с личностью своей, теряя и обретая, но неуклонно поднимаясь в духовном дерзании своём. Тяжек труд такого сердца, но радостен, ибо направлен ко Благу Общему, к Свету! И не оставлено такое сердце вниманием и заботой Высшей!

Трудится сердце, накапливая мощь духовную. И как важно объединить эту мощь воедино, дабы стала она опорой непоколебимой Сил Света на Земле! Ведь какую ужасающую жёсткость обрела ныне жизнь земная. Сколько сердец мечется в поиске выхода из бесконечной суетной карусели, мечется с мыслью обрести ту единственную опору, которая позволит понять своё истинное место на Земле, свои задачи, предназначенные для разрешения, и, наконец, свой единственный и неповторимый Путь в Беспредельность. Счастливо сердце, рядом с которым трудится сердце имеющее опыт духовный, бесценна помощь его сердцу ищущему. Всё богатство такого сердца кладётся на алтарь духовного Служения. И ни одно сердце, ищущее Свет, не должно уйти отвергнутым, омрачённым! В этом, именно в этом, главная задача высокого Служения!

Воистину, Великое Сердце дало человечеству этот прекрасный символ - Знамя Мира. Дало в надежде на понимание, на принятие всем сердцем своим! Дало как оберег нашему сердцу на Пути Высоком! Его нельзя уничтожить, разорвать, растащить - он принадлежит миру каждого сердца, как радуга, как солнечный луч, как звёздный дождь… Он мудр этот символ, и начертание его определяет путь человека в Беспредельности. Сердце, принявшее его - знаменосец, собирающее под Знаменем все лучшие достижения свои, дабы принести их во Благое Общее.

Под этим великим символом должно идти Единение всех сил, устремлённых не в разрушительное, а в прекрасное Будущее! Мы у порога Нового Мира стоим! И от каждого сердца зависит, каким будет этот Новый Мир, и будет ли? Трудное время, решающее! Время выбора!   другие статьи

Охранение культуры – важнейшая задача современности

Виктор Войханский

Всемирно известный Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Вашингтоне, в Белом Доме Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики. Это был первый в мире международный договор о защите культурного наследия, он носил название Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников». Поскольку его инициатором стал всемирно известный художник, ученый и философ Николай Константинович Рерих, то в международной практике его называют по имени вдохновителя.

В рамках договора был утвержден отличительный знак для идентификации объектов охраны, знак Знамени Мира. Николай Рерих описывает его символику в следующих образных выражениях: «Предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства».

Актуальность этого договора была вызвана временем и новыми реалиями жизни. Машинная, техногенная цивилизация перестала нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в действительном смысле этого слова. Она подменила Культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникла «массовая культура», которая потакает низким чувствам и инстинктам человеческого тела, убивает его энергетику, мешает развитию гармонии духа и материи, затрудняя человеку дальнейшее эволюционное восхождение.

Чтобы осознать истинный смысл высоких понятий энергетики духа и эволюционного восхождения необходимо выйти за рамки очевидности и понять, что человечество вместе с планетой является неотъемлемой частью Космического процесса. И что нарушение взаимосвязей единого организма всегда грозит тяжким заболеванием.

Именно Культура, включающая в себя истинные: науку, искусство, духовные Учения дает возможность внутренней самоорганизации человека на пути к гармонии с Миром.

Войны и революции, пренебрежение к Культуре в мирное время – все это приводит к разрушению храмов, музеев, библиотек, предметов искусства, науки и других бесценных сокровищ. В огне горят картины и рукописи, труды ученых и нарушается мирный труд. Иными словами то, что приводит человека к Богу, он сам уничтожает. Понимая всю ценность и невосполнимость потерь, Николай Рерих прилагал, поистине, глобальные усилия, чтобы защитить мировые культурные ценности. Результатом этих усилий и явился Пакт Рериха, который налагал обязательства не только на государства, подписавшие его, но и на все общество в целом. Он был рассчитан на массовое движение в защиту Культуры.

«Не устанем твердить, - писал он, - что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми» (Знамя Мира. - М., 1995 - С. 142). Только все общество может способствовать сохранению и расцвету Культуры. Культура имеет корни в народном сознании, поэтому нельзя отдавать ее на откуп корыстным побуждениям власть имущих. Никто не сможет воспрепятствовать культурным требованиям народа, если он желает восходить духовно. Именно утверждению Культуры, сохранению великого наследия всех народов посвятил свою жизнь Николай Рерих.

Бердяев писал об «иной духовной действительности», которая может существовать только в энергетическом поле Культуры. В ХХ веке был накоплен большой материал, подтверждающий существование этой действительности, которая должна неизбежно наступить как результат процесса энергообмена в Космосе. Приближение новых энергий к Земле требует качественно нового сознания человечества для их принятия и ассимиляции. В этом случае они смогут выполнить свою позитивную эволюционную роль. Но встретив на своем пути преграду низкого сознания, они произведут разрушения. Именно поэтому необходимо накопление духовного потенциала, способного смягчить высокое напряжение новых условий.

«Осознание красоты спасет мир» - утверждал Рерих. В этой формуле заключается весь смысл космической эволюции, которая движется от хаоса к порядку, от простых и грубых форм к сложным прекрасным формам утонченной материи. Красота, как форма энергии, утончает энергетику человека, поэтому созерцание Красоты устремляет человека к творчеству. Творчество, в свою очередь, является энергетической основой самоорганизации духовных сил человека. Поэтому Рерих называл Культуру «Садом Прекрасным», где на первом месте стоит Красота. Творчество Красоты указывает нам эволюционный путь сотрудничества с Высшими силами - Иерархией Космоса.   другие статьи

 

И снова настойчиво звучит призыв о Культуре. Культуре высокой духовности, взаимного сотрудничества человека и Природы. Пусть процветет Культура – почитание Света. Все прогрессивные силы человечества, невзирая на разномастные ужимки и гримасы тьмы, должны сплотиться вокруг идеи духовного единства и возрождения Земли. Сегодня уже многие видят признаки тяжелого недуга, порожденного бескультурьем. Однако людям пока недостает решительности, чтобы объединиться.

В октябре месяце 2010 года в столице республики Казахстан г.Астане, под патронатом президента страны Нурсултана Назарбаева, проходил Всемирный Форум Духовной Культуры. Он собрал всемирно известных деятелей культуры более 70 стран и явился отражением необходимости единения культурных сил для сохранения мира и самой жизни на Земле. Никто не может стоять в стороне, когда рушится наш общий дом. Особая роль в этом благородном деле принадлежит деятелям науки, культуры, искусства, представителям мировых конфессий, общественным деятелям и людям доброй воли.

Информационная справка: Человечество находится на сложном изломе своей истории. Различные кризисы обнажили глобальные проблемы человечества. Все более жесткая реакция природы на агрессивное по отношению к ней поведение людей, выражается в разрушительных природных катаклизмах, и психических расстройствах терроризма, сепаратизма, и всей преступности, довершают картину современного мира. Все это закономерные итоги неотвратимо углубляющегося духовно-нравственного кризиса, поразившего человечество. Человечеству предстоит понять, что дальше так продолжаться не может, что разъединенные народы в неконтролируемом стремлении к утверждению и отстаиванию, прежде всего своей выгоды, своих эгоистических, не имеющих отношения к Общему Благу интересов, неотвратимо ведут мир к гибели. Наступающая Новая Эпоха настоятельно требует от человечества пересмотра многих жизненных констант и неотложных конкретных практических действий по предотвращению надвигающихся угроз.

В целях сплочения духовной элиты человечества, объединения разрозненных усилий отдельных отрядов Духовной Культуры в единую общность и учреждается Всемирный Форум Духовной Культуры - качественно новый, постоянно действующий орган мирового сообщества. Он призван утверждать первенствующую роль Духовной Культуры над всеми другими планетарно-историческими формами бытия и ценностями человеческой цивилизации, воплощать в жизнь принципы согласия, благожелательного добрососедства, ненасилия, веры в торжество сил разума и Света. Имеется в виду создание своего рода Всемирного Интернационала Культуры, способного в перспективе стать духовным центром планеты, вместить в себя все богатство и многообразие национальных форм жизни, стать инструментом более эффективного влияния Духовной Культуры на исторические судьбы человечества.

Поставленная задача по своей сути является ни политической, ни экономической, ни социальной, ни научной, ни технической, но, прежде всего, этической! Конечно, все названные сферы будут задействованы в деле обновления мира, но только после их преображения этикой. Насыщение этическими идеалами всех сфер жизни общества – острейшая потребность развития человеческой цивилизации. Именно она выходит на передний план, становится определяющей. Ключевое звено этического преображения мира – восстановление справедливости во всех пластах общественной и государственной жизни.   другие статьи

Посев культуры как противоядие против разрушения жизни

Виктор Войханский

15 апреля 1935 года в США, в Белом Доме был подписан ДОГОВОР ОБ ОХРАНЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ, получивший в мировой практике название ПАКТА РЕРИХА, по имени его инициатора Николая Константиновича Рериха. Рерих понимал, что никакие пакты и договоры не могут быть гарантами защиты культурных ценностей, особенно во время военных конфликтов. Последующие годы наглядно показали всю дикость цивилизованных разрушителей. Но пакт Рериха имел целью направить сознание человечества в направлении Культуры. Причины такого несломимого устремления кроются в общечеловечности Культуры. Можно слышать возражения, что каждый народ имеет свою культуру. Но если посмотреть шире, то можно увидеть за различиями в языках, верованиях и обычаях народов, что сущность всех возвышенных стремлений общечеловечна. Люди любят во всем мире одинаково, везде защищают мирный труд, принципы сотрудничества во всем мире одинаковы и т.д. Много можно найти факторов, способствующих объединению народов, и все они будут составлять истинную Культуру. Именно к такой Культуре призывал Рерих и знал, что она обязательно наступит.

14 мая 1954 года Гаагская «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» еще раз утвердила приоритет Культуры. И снова мы можем видеть пренебрежение к непреходящим ценностям и устремление к ценностям иллюзорным. По-прежнему в мире Культура терпит унижение в угоду выгоде. Человечество нуждается в повторных напоминаниях о самом насущном. Таким напоминанием в 1995 году в Санкт-Петербурге прозвучал проект «Декларации прав Культуры», представленный Д.С. Лихачевым. «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла». Документ обращен к международному сообществу. А так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Д. С. Лихачев дает свое, альтернативное видение глобализации – как процесса, движимого в первую очередь не экономическими, а культурными интересами мирового сообщества. Глобализацию неверно понимать как экспансию крупных корпораций, переток кадров и сырьевых ресурсов. Человечеством должна быть выстроена концепция глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс между великими культурами и культурами малых этносов.

Декларация прошла апробацию на различных российских общественных форумах и получила одобрение научной и творческой интеллигенции страны. Министерство иностранных дел РФ добилось отражения ряда ее положений в принятых ЮНЕСКО «Декларации о культурном разнообразии» (2003 г.) и «Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» (2005 г.). На повестке дня – работа над ее целостным принятием мировым сообществом.

 

НЕМНОГО ФАКТОВ

Международное сообщество признало, что разнообразие культур является движущей силой развития государства, является средством, ведущим к более полноценной интеллектуальной, эмоциональной, моральной и духовной жизни людей. Именно поэтому содействие культурному разнообразию считается одним из важнейших приоритетов ЮНЕСКО в области культуры.

В Статье 1 Всеобщей Декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001г.) говорится:

«Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как био-разнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений».

Устав ЮНЕСКО ставит перед организацией две задачи: «обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры» и «способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем». Поэтому ЮНЕСКО стремится к созданию международного климата, основанного на равенстве всех культур, защите культурного наследия, уважении культурных прав и поощрении межкультурного диалога.

В 1972 году была подписана Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. На данный момент ее участниками являются более 190 государств мира. Каждое государство – сторона настоящей конвенции обязуется обеспечивать выявление, охрану, сохранение и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории. Как элемент Конвенции в 1972 году был составлен Список всемирного наследия, в который в настоящее время внесено около 1000 памятников культуры и природы.

В наше время страны становятся всё более космополитичными. Национальное государство становится более редким явлением, ему на смену приходят смешанные многонациональные общества, состоящие из представителей разных этнических групп и национальностей, с разными культурными устоями, говорящие на разных языках и разного вероисповедания. Поэтому важной задачей является поддержание баланса между культурами, создание благоприятной обстановки для изучения культуры соседей и, что важнее, своей национальной культуры. Международное сообщество должно стремиться к тому, чтобы ценить разнообразие и разрабатывать политику интеграции и признания, отвечающую нуждам всех групп.

Ещё одной важной целью государств является обеспечение свободного доступа людей к культурной жизни, обеспечение свободы самовыражения, свободы распространения своих произведений, свободы придерживаться своих культурных традиций, а также получать о них всю существующую информацию. Каждый имеет право на качественное образование независимо от своей культуры, пола и расовой принадлежности.

Статья 27 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами».    другие статьи

К 80-летию Пакта Рериха

Материалы буклета, приуроченного к юбилею

15 апреля 2015 года все прогрессивное человечество отмечает 80-ю годовщину Пакта Рериха. Так в мировой практике называется договор «Об охране культурных и научных учреждений и исторических памятников», предложенный международному сообществу Николаем Константиновичем Рерихом в 30-х годах прошлого века. Впервые охрана культурных и научных ценностей была закреплена юридически на международном уровне.

* О Николае Константиновиче Рерихе
* Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха). Вашингтон. 15 апреля 1935 г.
* Н.К. Рерих. Знамя Мира (1930)
* Н.К. Рерих. Продвижение (1935)
* Н.К. Рерих. Знамя Мира (1939)
* Основные вехи Пакта Рериха (2005)



RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика