СВЯЩЕННЫЕ ГОРЫ

Когда планетный Создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И Создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». ( Агни-Йога. Мир Огненный ч.2, 5 )

Как часто, глядя на горы, мы устремляемся в своих мыслях к их белоснежным вершинам, с которыми связано множество легенд, мифов, преданий... Их высочайшие пики представляются нам дворцами бессмертных небожителей, а вулканы — подземными кузницами богов огня.

В ее символическом значении гора является осью мира, местом соединения неба и земли, точкой пересечения двух пространств — человеческого и божественного. Ось пpидает стабильность и поpядок вселенной вокpуг нее. Как связь между миpами, он действует как пpоводник силы, место, где священные энеpгии, как божественные, так и демонические, изливаются в миp человеческого существования. Hаиболее традиционный взгляд на священную гоpу как космическую ось пpоявляется в буддистских видениях гоpы Меpу.

МЕРУ

Среди горных вершин
я — Меру, обиталище богов.

Бхагавадгита

Меру или Сумеру («благая Меру») — священная гора в космологии индуизма и буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных.

Согласно древнеиндийской космологии, эта гора, обитель богов, возвышается посреди полярного рая, в самом центре мира, и над ней сияет Полярная звезда. Меру концентрическими кругами окружают, чередуясь друг с другом, семь континентов и семь океанов. На ее склонах берет начало небесная Ганга, которая потом разливается на четыре реки, текущие на четыре стороны света. Название «Меру» происходит от слова mе-ri — «гора огня».

В некоторых индуистских источниках, Меру упоминается как одна из 16 гималайских вершин, уцелевших во время потопа, и возвышающихся над водой. Среди современных названий гималайских вершин есть также вершина Меру, но в представлении индусов наиболее священной считается гора Кайлас.

КАЙЛАС (Тибет)

Перед нами путь на Кайлас. ... Гора Колокола. ... Тут ходил и Падма Самбгава, о том говорит древний монастырь Гандо-Ла. Именно здесь пещеры Миларепы. ... Ходили тут многие Риши. И тот, который дал горе зовущее имя колокола, тоже думал о колоколе для всех, о помощи всем, о Благе Вселенском!

Рерих Н.К. «Риши»

Самая высокая гора (от 6638 до 6890 м) в своём районе, её дополнительно выделяет среди других четырёхгранная пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными почти точно по сторонам света.

Эта неприступная вершина посвящена Демчоку — гневной ипостаси Будды Шакьямуни. Тибетское название Кайласа — Канг Ринпоче — переводится как «драгоценный камень снегов». Неподалеку от горы находятся два священных озера. В районе Кайласа текут четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. Многие столетия Кайлас почитают последователи индуизма, буддизма, джайнизма и тибетской религии бон. Индуисты и буддисты отождествляют его с мифической горой Меру, где, согласно легенде, находится небесный трон Шивы и его супруги Парвати. В джайнизме он отождествляется с мифической горой Аштапада. В религии бон почитается как девятиярусная гора, на вершину которой основатель этой религии сошел с неба.

HАНДА ДЕВИ (Индия)

Я прикасаюсь к Вечности рукой
В горах так близко можно встретить Вечность...

Р. Тагор

Hанда Деви или Нандадеви — вторая по высоте гора Индии (7816 м). Ее еще называют «жилищем богини блаженства». Живущие pядом с этой священной гоpой люди говоpят, что они слышат поpой голоса обитающих на ней божеств. К этой гоpе также идут много паломников. Hемало хpамов в Индии посвящено гоpе Hанда Деви. У этой гоpы пpоводятся pелигиозные фестивали. Имеется индийская легенда, согласно котоpой на этой гоpе люди и животные спасались во вpемя Всемиpного потопа.

КАНЧЕНДЖАНГА (Индия)

За Канченджангой находятся старинные каменные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой находится место рождения священной свастики, знака огня. Сейчас, во времена Агни Йоги, стихия огня снова входит в сознание, и все сокровища земли почитаются.

Рерих Н.К. «Сокровище снегов»

Главная вершина (8586 м) одноименного горного массива в Гималаях. Если смотреть на Канченджангу со стороны Сиккима или индийских городов Даржилинг и Калимпонг, то можно заметить, что гора имеет пять пиков. Вот почему в переводе с тибетского Канченджанга обозначает «пять сокровищ великих снегов». В буддийской традиции пять сокровищ — это золото, серебро, драгоценные камни, зерно и религиозные тексты. Hекотоpые хpамы в местных деpевнях постpоены пиpамидально, дабы быть похожими на священные гоpы. Когда видные ламы посещают эту гоpу, они пpиносят жеpтву ее богам, и целый день у ее подножия исполняются pитуальные танцы. По легенде с этой гоpы pасселились все наpоды Гималаев. Гоpный наpод лепча полагает, что гоpа Канченджанга находится не на земле, а на небе, и туда уходят души умеpших.

Николай Рерих писал: «На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал: "Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там"» /Шамбала/.

ФУДЗИ (Япония)

Вон она — Фудзи-гора —
Тростинкой очерчена
На утреннем инее.

Мацуки Тантан

Фудзи, или Фудзияма (3776 м) — это не только гора. Аборигены Японии — айны называли этим именем древнюю богиню огня и связывали с ним понятие о нерушимой, вечной жизни. Наверное, поэтому гора стала символом Японии и ее почитают как священную и синтоисты, и буддисты. Вулканическая горообразовательная деятельность здесь началась около 600 тысяч лет назад, но, каков возраст Фудзи, точно неизвестно.

Обманчива и ее внешность: она смотрится как единое целое, на самом же деле вершина горы образована тремя отдельными сопками — Комитаке, Ко Фудзи и Син Фудзи; у подножия ее северного склона лежат пять озер. И как вишневое дерево весной усыпано чудными благоухающими цветами, так и Фудзи вся окружена храмами и святилищами. Считается, что на ней обитают ками — духи гор, ручьев, деревьев, всего, что живет.

По одной из легенд, название Фудзияма, «неумирающая», связано с легендой о лунной деве по имени Кагуя и влюбленном в нее юноше Микаро. Он так не хотел расставаться с любимой, что сумел подняться за ней с вершины этой горы, по облакам, до лунного дома Кагуи.

КУНЬ ЛУНЬ (Китай)

Десять лет влачусь по «красной пыли», но не по сердцу служба мне,
Ведь в зелёные горы иной земли возвращаюсь всегда во сне.

Чень Туан (X век)

Кунь Лунь, или Куньлунь (в переводе с кит. — «Лунные горы») — одна из крупнейших горных систем Азии.

Согласно даосской традиции, гора Куньлунь (вариант мифологической «мировой горы») считается обителью божеств, земным раем и нижней столицей верховного божества Шан-ди. В результате смешения образов Шан-ди и Хуан-ди стала считаться столицей земного государства последнего, обнесённой нефритовой стеной. Войти можно через Небесные Врата Чанхэ. На вершине растут волшебные сады богини Си-ван-му, также персиковое дерево, плоды которого даруют бессмертие, бьет нефpитовый источник, и сама гоpа пpедставляет земной pай.

Эта гоpа — место соединения неба и земли, где поочеpедно пpячутся солнце и луна. Hа самой веpшине гоpы живет девятиглавый звеpь, откpывающий pассвет. Гоpа Кунь Лунь является космической осью, имеет двоpец из девяти уpовней, а ее пик — центp буддистского миpа.

ГОPА ШАСТА (Северная Америка)

О, туда, где в кряжи вековые
Входят лишь великие стихии —
Ветры, грозы, реки.
Жизнь и смерть.

Р.Л. Стивенсон

Гора Шаста (4317 м) — стратовулкан в системе Каскадных гор в штате Калифорния. Местные индейцы воспpинимают ее как место особой власти и многозначительности. Для них это — центp исцеления, обpетения силы, мудpости и пpавильного напpавления.

Племя винту считают эту гоpу самой священной из всех своих священных мест, и именуют ее «Одна, имеющая все это». Индейцы веpят, что молящиеся на ее склонах обpетают великую власть и силу. Они pассматpивали гоpу Шаста как тело свеpхмощного духа, поддеpживающего поpядок во Вселенной.

О гоpе Шаста ходит много истоpий о пpоисходящих на ней стpанных феноменах — блуждающих шаpах огня, таинственных шумах, летающих таpелках. Это говоpит о гоpе как об особом полюсе магнетизма и духовной власти. Мистическая ауpа, окpужающая пик, пpивлекает к нему pазличные pелигиозные гpуппы и духовные секты. Сейчас этой священной гоpе поклоняется около тысячи pазличных сект совpеменных амеpиканцев.

АРАРАТ (Турция)

И перестал дождь с неба...
И остановился ковчег в седьмом месяце,
в семнадцатый день месяца на горах Араратских.

Бытие

Легендарный Арарат — самый высокий (5165 м) вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции. Чего только не повидал он за долгие века! Какие только народы не жили у его подножия — турки, хетты, ассирийцы, арабы, персы, армяне, а еще греки и римляне, монголы... Потому и имен у него много. Одно из них — Agri Dadi — означает «печальная вершина», курдское название Ciyaye Agiri можно перевести как «огненная гора».

Арарат — это название и горной системы, и вершины, известной прежде всего по Ветхому Завету. Это место, где после всемирного потопа, великого цикла очищения, остановился ковчег Ноя. Оно неприкосновенно: здесь последний причал, конец пути. И здесь же — начало творения нового мира: воды спадут, на небосклоне засияет солнце, появится радуга, и круг жизни начнет новое вращение.

ЭЛЬБРУС (Кавказ)

И собственного духа горны
Ты слышишь в каменной дали.
И понимаешь: горы – волны
Живой вседышащей земли.

Любовь Гибадуллина

Эльбрус – двухвершинный вулкан, два пика, которого разделены седловиной, имеющей высоту 5300 м.

Согласно грузинскому эпосу «Амираниани», именно к Эльбрусу приковывают злые духи-каджи богатыря-великана Амирани, победителя богов, наставника первых людей в кузнечном ремесле. (Вспомним, что греческого «побратима» Амирани, культурного героя Прометея, тоже приковывают к обрыву где-то на Кавказе.)

Считается также, что Эльбрус имеет отношение к грандиозному образу «горы-матери» древних иранцев. Тысячелетия назад этот чудесный пик называли Хара Березаити; от него, по учению персов, родились все 2224 земные горы; Хара достигает области Беспредельного Света, где живет сам Ахурамазда, бог правды и добра.

Кстати, от слова «хара» произошло и наше «гора»... Так вот: иное название «горы-матери» было — Альбордж, в более позднем произношении Эльбурдж, или Эльбурс. Именно так — Эльбурс — называется сегодня реальный хребет 900-километровой протяженности в Северном Иране, вблизи от побережья Каспийского моря.

Но ведь имя подножия престола Ахурамазды могло относиться и к другой реальной вершине. Есть обоснованные предположения, что это мог быть «наш» Эльбрус.

Заметим, что в местных языках – в балкарском, кабардинском и других – слово «Эльбрус» не имеет ни созвучий, ни значения. Более того, в этих языках у потухшего вулкана в драгоценной оправе белоснежных вершин есть собственные названия, такие как Минги Тау («Ледниковая гора»), От-тау («Огненная гора»), Шат-тау («Веселая гора»), Ошхамахо («Гора счастья»)...

Эзотерики из германского Черного Ордена СС пытались объявить Эльбрус «святыней истинных ариев»; с их подачи, 21 августа 1942 года на ледяной шпиль горы взобрались горные стрелки из вермахта, чтобы установить там флаг со свастикой. Гитлеровцы привезли сюда своих ученых и около 60 лам, с целью отыскать вход в легендарную Шамбалу. Однако ламы не выполнили задание, в результате чего были расстреляны...

СИНАЙ (Египет)

Гора же Синай вся дымилась оттого,
что Господь сошел на нее в огне.

Исход

Гора Синай (также гора Моисея, гора Хорив), ее название переводится как «лунная гора»: слово sin связано с именем вавилонского бога Луны — Сина. Нельзя указать на конкретную вершину и с полной уверенностью сказать, что это и есть Синай. Чаще всего библейский Синай отождествляется с асимметричной горой Джабал Муса (2285 м) — «Моисеевой горой» на Синайском полуострове. Согласно Писанию, здесь Господь явился Моисею в неопалимой купине, а позднее библейский пророк получил на ней десять заповедей. Эту гору считают священной иудеи, христиане и мусульмане.

На Синае подвизался выдающийся христианский святой Иоанн Лествичник — игумен горы Синайской, главное произведение которого «Лествица» имеет название, указывающее на восхождение человека по духовным ступеням в Царство Небесное, земным подобием которого может являться подъем на гору Синай.

ОЛИМП (Греция)

Но вознесусь на Олимп многоснежный; метателю молний
Все я поведаю, Зевсу: быть может, вонмет он моленью.

Гомер «Илиада»

Вершина Олимпа (2917 м), как повествует миф, окутана золотыми облаками; здесь можно совершить переход в эфир — пятый элемент природы. Согласно Гесиоду, на этой горе обитают бессмертные, давшие начало людскому роду. Олимпийские небожители принимают в свой круг лишь лучших из героев — тех, кто сумел преодолеть свою смертность и стать божеством. Таков, например, Геракл, чье восхождение на Олимп началось с совершения 12 подвигов. Там он получил в жены богиню юности Гебу, символически этот брак означает, что герой достиг бессмертия. С Олимпа Прометей принес людям искру божественного огня, добытую в горниле Гефеста.

Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно — на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, т.е. небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.

ПЛАМЕННЫЕ ГОРЫ

Названия многих священных гор связаны с огнем или луной, и эта связь имеет глубокое символическое значение.

В традиционных учениях психическая сфера человека часто уподоблялась луне. Однако ее призрачного, отраженного света недостаточно, чтобы постичь истину. Для этого человек должен взойти на вершину своей лунной горы и зажечь на ней огонь солнца — огонь духа. Священная гора — это и архетип внутренней горы в человеке. Достигнув ее вершины, можно познать самого себя. Это — пятая сторона света, вертикальная ось, соединяющая наши внутренние небеса и преисподнюю, по которой мы либо устремляемся вверх — к познанию, либо падаем в бездну, теряя даже то, что знали.

ПУТЬ НА ГОРУ — ПУТЬ К САМОМУ СЕБЕ

В Небо – Братьями – Путь проложен,
в Беспредельный звездный простор!
И вершины Земли – подножья
Высочайших Космических Гор.

Елена Туркка

Восхождение на священную гору — это символическое восхождение к центру мира. А такому путешествию всегда предшествовали очистительные обряды, церемонии, помогавшие физически и психологически подготовиться к паломничеству, сосредоточиться на его цели.

Восхождению на внутреннюю гору, встрече со своим личным божеством также предшествует долгая подготовка — по укреплению моральных устоев, наполнению своей повседневной жизни любовью, самоотверженностью, милосердием.

На вершину нельзя идти обремененным: при каждом шаге вверх даже малый камешек, что мы взяли с собой, обращается в тяжеленную глыбу, и его необходимо отбросить. К вершине человек приходит в чистоте, в смирении и одиночестве, в тишине ощущая незримое божественное Присутствие. Так достигается цель — постижение корня и причины всего сущего, постижение самого себя. Так совершается переход от профанного к священному, от смерти к жизни, от человека к Богу, от существования в коротком отрезке времени к неведомым горизонтам вечности.

Источники:

  1. http://www.bez-granic.ru/index.php/sim/1612-svyashchennye-gory.html
  2. Борейко В.Е. Священные горы http://www.baikaldivo.ru/applications/ecology/article_04.htm
  3. http://vokrugsveta.com/index.php?option=com_content&task=view&id=1617&Itemid=70
  4. https://ru.wikipedia.org

RSS









Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика