МАГИЯ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Л. Болдырева, к.т.н.; Н. Сотина, к.ф-м.н.

Контагиозная магия

У скифов издревле существовал обычай братания, когда воины надрезали себе руку над чашей с вином, смешивая его с кровью, а затем чашу выпивали, пуская её по кругу.

Почему возник такой обычай, случаен ли он? Похожие ритуалы существовали в различных уголках мира (только индейцы вместо вина использовали воду, а датчане для скрепления дружбы или договора окропляли кровью следы друг друга). Английский учёный Джеймс Фрезер (1854–1941 гг.), более полувека изучавший верования и магические обряды первобытных людей, связал обычаи такого рода с так называемой контагиозной магией.

Магическое мышление, считал Фрезер, основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, однажды соприкоснувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта.

Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй — законом соприкосновения или заражения. Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приёмы, основанные на законе подобия. Контагиозной же магией могут называться колдовские приёмы, основанные на законе соприкосновения или заражения.

Сохранилось множество описаний ритуалов, связанных с контагиозной магией. Так, например, в древности у всех народов существовал обычай (сохранившийся до сих пор в некоторых районах мира) тщательно прятать остриженные волосы и ногти, выпавшие молочные зубы ребёнка. Судя по всему, люди боялись, что через эти предметы можно навести вред их бывшему владельцу. Известно, что туземцы Австралии для того, чтобы навредить своему недругу, крадут у него вещи, а затем колотят их и держат над огнём. Похожий обычай сохранялся до недавнего времени и у некоторых народов Европы.

С «законом соприкосновения» связан и запрет: не есть в доме врага. Иначе, причиняя впоследствии вред ему, можно повредить и себе, так как через пищу устанавливается своеобразный контакт. Возможно, вера в действенность контагиозной магии породила в древности суровый обычай убийства неверной жены, если её муж находится в боевом походе. Ведь измена жены, незримо связанной с мужем, могла ослабить его, подорвать боевой дух и тем самым повлиять на исход битвы.

Одна из многих заповедей Моисея гласит: «Не вари козлёнка в молоке матери его». Эта заповедь сохранилась ещё со времён идолопоклонства евреев; она была записана на каменных скрижалях, которые, по преданию, затем разбил в гневе Моисей. По мнению Фрезера, эта заповедь имеет прямое отношение к магии и направлена на сохранение домашнего скота. Молоко и козлёнок, составляя некоторое время единое целое с козой, сохраняют связь с ней, поэтому с точки зрения контагиозной магии кипячение молока и умерщвление козлёнка нанесут ущерб и козе. Тем более опасно для неё, по этой логике, совмещение таких действий. Скотоводческие племена считали жизненно важным следовать подобным ограничениям. Запрет на кипячение молока существовал и в других частях света (в Африке, Европе), а, например, в Марокко, Болгарии, Эстонии он сохранялся вплоть до XIX века.

Известно, что великий математик Пифагор и его школа относились к магии очень серьёзно и создали целый кодекс суеверий. Пифагорейцы запрещали, например, протыкать отпечатки ног человека гвоздём или ножом; настоятельно рекомендовали разглаживать, вставая с постели, простыни, чтобы не оставлять след от тела и т.д.

В этой связи интересен сюжет, типичный для сказок у самых различных народов. Юноша, уходящий странствовать, оставляет дома нож или какую-либо другую принадлежащую ему вещь. По состоянию этой вещи (появлению ржавчины, пятен крови и т.п.) родные могли узнать судьбу юноши.

Вера в контагиозную магию могла возникнуть не только как результат «магического мышления», но и вследствие особой чувствительности некоторых людей к возможной реальной связи между объектами, которые ранее взаимодействовали, а ныне разделены в пространстве.

А что говорит физика?

С этой точки зрения интересно обратиться к некоторым экспериментам в квантовой физике. Например, если два пучка электронов (или других микрочастиц) вылетели из одного источника, то в дальнейшем изменение состояния частиц одного пучка каким-то образом будет влиять на состояние частиц другого пучка. Иными словами, вероятности того, что их характеристики (координата, направление спина) принимают определённое значение, будут зависимыми. Такие две системы части называются квантово-скоррелированными и их поведение описывается аппаратом квантовой механики.

Что понимать под квантовой системой? Известно, что микрочастицу можно одновременно представить как частицу и волну (корпускулярно-волновой дуализм). Если несколько частиц находятся на расстоянии, значительно меньшем, чем длина их волны, то такую систему частиц можно описывать как квантовую. Квантовая система может находиться в любом агрегатном состоянии: жидком, твёрдом, газообразном.

Яркий пример квантовой жидкости — сверхтекучий гелий; длина волны его атомов — того же порядка, что и размеры сосуда, в который он помещён. Поведение такой жидкости фантастично; впрочем, о так называемом гелии-II много написано в специальной и научно-популярной литературе.

Из определения квантовой системы следует, что при уменьшении длины волны составляющих её частиц система может перестать быть квантовой. Наиболее простой способ уменьшения длины волны — нагревание системы. Именно этим объясняется исчезновение сверхтекучих и сверхпроводящих свойств вещества при повышении температуры. Следует ожидать, что характер взаимодействия квантово-скоррелированных систем существенно изменится, если одна из них перестанет быть квантовой.

Как понять смысл корреляции между двумя пучками частиц, выходящими из одного источника? Если попытаться перевести все это в сферу «человеческих» понятий, то можно воспользоваться примером известного английского учёного П. Девиса: «… Два человека, сидя спиной друг к другу, одновременно бросают монеты. Если бросания совершенно случайны, то никакой корреляции между их результатами не будет. "Орлы" при бросании одной монеты будут выпадать с одинаковой частотой независимо от того, выпадет при бросании другой монеты "орёл" или "решка". Предположим, однако, что бросания не вполне случайны и выпадение "орла" при бросании одной монеты чаще совпадает с выпадением "орла" при бросании другой; аналогичная картина наблюдается при выпадении "решки". Эксперименты демонстрируют наличие… корреляции между результатами бросания двух монет».

Существуют два подхода к объяснению свойств квантово-скоррелированных систем.

Первый устанавливает принципиальную невозможность исчерпывающего рационального описания квантовых состояний систем и их корреляции в классических терминах (то есть, используя понятия силы, поля, координаты и т.д.). В рамках этого подхода в принципе нельзя говорить что-либо о частицах до процесса измерения, так как считается, что местонахождение частиц в пространстве не определено. Они как бы присутствуют одновременно везде.

Второй подход к объяснению квантовых корреляций дал Эйнштейн. Он писал: «В конце концов, кажется неизбежным представление, что физика должна стремиться к описанию реального состояния отдельной системы. Природу в целом можно рассматривать только как отдельную (однократно существующую) систему, а не как "ансамбль" систем».

Эйнштейн так и не смог преодолеть своё неприятие к квантовой механики. Он был убеждён, что непредсказуемость и неопределённость в квантовой механике — всего лишь фасад, за которым скрывается «разумный» и вполне предсказуемый мир, в котором не нарушаются фундаментальные законы природы. Этот подход допускал существование скрытых нелокальных параметров. Нелокальность подразумевает, в частности, существование между квантово-скоррелированными системами некоторого материального воздействия, распространяющегося сколь угодно быстро. Физик Д. Бом предположил ввести понятие поля, передающего взаимодействие между квантово-скоррелированными системами (он назвал его пси-полем).

Находясь в рамках второго подхода, можно утверждать следующее. Если имеется квантовая система, то при разделении её на части эти части будут продолжать взаимодействовать между собой и при пространственном разнесении их на любые расстояния, причём, согласно квантово-механическому описанию, это взаимодействие будет происходить мгновенно. Но тогда, возможно, разделение частей квантовой системы друг на друга приведёт к изменению и её макроскопических характеристик (температуры, теплоёмкости, электрического сопротивления и т.д.).

Какой же физический смысл ритуалов?

Если предположить, что организм человека по каким-либо параметрам представляет собой единую систему и в квантовом смысле, многие ритуалы контагиозной магии могут быть объяснены свойствами квантово-скоррелированных систем. Тогда выявляется физический смысл ритуалов, направленных на прекращение взаимодействия между контактировавшими ранее объектами… нагревая один из них! То есть точно так же, как можно нарушить связь в квантово-скоррелированной системе. Вот примеры таких ритуалов.

У древних народов Африки, Новой Гвинеи, островов Индийского океана существовал очистительный обряд для воинов, на которых попадала кровь убитых ими врагов. Во время обряда воины проходили сквозь огонь. Считалось, что родные убитого через его кровь могут причинить вред победителю, а через него — его родным и соплеменникам. Огонь разрушал эту связь. (Позднее от всего магического обряда остался обычай посыпать воина пеплом, отсюда и пошло выражение «посыпать голову пеплом»).

Очистительный огневой обряд «профилактически» использовался, дабы обезвредить чужестранцев или людей, вернувшихся на родину, на случай, если с ними явились иноземные колдовские силы. Когда в Австралии одно племя посещало другое, гости входили в селение с зажжённой корой или головнями в руках — настоящее факельное шествие! С незапамятных времён практически у всех народов мира существовали огневые праздники, их элементы сохранились по сию пору (огни Великого поста; пасхальные огни; майские огни; известные под названием огней Бельтана; огни летнего солнцестояния, например, огни Купалы в Иванов день и другие). На праздниках прыгали через костры, водили вокруг огня хороводы.

Анализируя эти ритуалы, учёные пришли к выводу, что, по всей вероятности, они имели очистительное назначение. Аналогия между ритуалами контагиозной магии и свойствами квантово-скоррелированных систем позволяет, как нам кажется, сделать следующий вывод: если подойти с доверием к опыту человечества и предположить, что контагиозная магия хотя бы частично основана на ощущении реальных физических процессов, то эти процессы должны происходить в том же поле, которое передаёт взаимодействие между квантово-скоррелированными системами.

Читатель вправе задать вопрос: «Как человек может быть квантовой системой? Разве его организм обладает какими-либо свойствами, напоминающими сверхпроводимость или сверхтекучесть?» Сейчас мы не знаем ответа на этот вопрос, но ведь мы ещё так далеки от понимания природы человека…

«Жизнь» после смерти?

Вера в существование души сопровождает человека не одну тысячу лет. Дошедшие до нас описания древних ритуалов и обычаев (многие из которых легли в основу различных религиозных обрядов) позволяют вычленить основные «свойства», которыми наделялась душа. Некоторые из этих «свойств» были присущи взглядам только одного народа, другие же были общими практически для всех народов нашей планеты:

Итак, что представляют собой эти общие свойства?

I. После смерти человека душа его, по крайней мере, в течение некоторого времени, продолжает существовать, и это существование имеет две фазы. В первой фазе душа пребывает в неком промежуточном состоянии, тесно связанном с покойником. Продолжительность этого этапа у разных народов оценивается неодинаково. Например, у большинства народов Азии (тибетцев, гималайцев) она составляет 8–10 дней, у австралийских племён — до той поры, пока мясо не отделится от костей. Затем наступает вторая фаза, когда душа окончательно отделяется от тела и присоединяется к другим душам.

II. Родственники покойного сохраняют связь с его душой, и эту связь определёнными ритуальными действиями можно усилить или ослабить. О ритуальных действиях, совершаемых для избавления от «влияния» души покойного (т. е. для ослабления связи с душой), известный шотландский религиовед и знаток древних ритуалов Д.Д. Фрезер писал, что они «порождены страхом перед духом умершего и желанием избежать его непрошенного внимания».

Самым распространённым ритуалом было обрезание вдовами и вдовцами своих волос (племя сиханака на Мадагаскаре, австралийское племя варрамунга и др.). У большинства народов Азии помимо этого практиковалось обрезание ногтей. Существовал обычай и сжигания волос. Например, у племён Центральной Австралии — унматчера и кайтиш — вдовы сжигали волосы горячей головнёй до самых корней прямо на голове. В австралийском племени варрамунга у вдовы надрезали кожу посреди остриженной головы и зияющую рану прижигали горячей головнёй; в племенах Северной и Центральной Австралии — вадуман и мудбурра — вдовы подставляли головы под дым костра. Кроме стрижки и сжигания волос, у некоторых племён тела вдов и вдовцов обсыпали пеплом (индейцы племени бела-кула, индейцы племени тлинкит на Аляске, австралийские племена унматчера и кайтиш).

Эти обычаи отражены и в дошедших до нас древнегреческих мифах. Когда Ахилл узнал от сына Нестора и гибели Патрокла, «обеими руками захватил он пепла от очага и посыпал им голову. Рассыпался пепел по его одежде. Упал Ахилл на землю и рвал от горя волосы».

У многих племён существовал обычай во время траура вырывать себе зуб (на Гавайских островах, островах Тонга и т.д.).

Какие же ритуальные действия совершались для «привлечения» души покойного? Можно было принести, например, прядь своих волос в «дар покойнику». Обычай хоронить вместе с умершим срезанные волосы его родственников наблюдался у арабов, греков, мингрелов, североамериканских индейцев, таитян, тасманийцев, австралийских аборигенов. Арабские женщины во время траура, кроме того, обматывали срезанные волосы вокруг надгробного камня и, вбивая в землю по обе стороны могилы два кола, вешали на соединявшую их верёвку срезанные косы.

Гомер рассказывает, как Орест положил локон своих волос на могилу отца Агамемнона, царствующего в Микенах. Обращает внимание ритуал племени галела-ризе с острова Хальмахера к западу от Новой Гвинеи: после принесения умершему своих волос они моют голову тёртым кокосовым орехом, как проделывается у них обычно для очищения от прикосновения к телу умершего. Если покойник был очень уважаемым человеком, то подобные ритуальные действия выполнялись всеми членами племени. Например, когда умер великий арабский воин Халид Бен аль-Валид, в его племени банумунджира не было ни одной женщины, которая не срезала бы своих волос и не положила их на его могилу. Гомер оставил нам описание того, как греческие воины под стенами Трои покрыли тело убитого Патрокла срезанными со своей головы волосами.

Вторым важным приношением покойнику в похоронных ритуалах была кровь его родственников. Кровь проливалась на усопших в Древнем Риме, Австралии, на островах Таити и Суматра, индейцами, аборигенами северо-западной части Нового Южного Уэльса. Для принесения этого дара скорбящие раздирали себе щеки, разбивали голову, делали надрезы на руках, бёдрах и давали крови стекать на покойника или в его могилу. На Таити собирали кровь из нанесённых ран на куски холста и укладывали их в гроб рядом с мёртвым телом. Туземцы во многих местах Австралии не только бросают свою срезанную и слегка подпалённую бороду на покойника, но и натирают себя тлеющими остатками срезанной бороды умершего. Индейцы племени тлинкит на Аляске посыпали своё лицо пеплом от сожжённого тела покойника. У народов Тибета и Гималаев существует обычай хранить кости умерших предков.

III. Сжигание человека заживо влияло на «действие» его души на оставшихся людей. Практически у всех народов Европы существовал обычай, сохранившийся вплоть до эпохи средневековья: сжигать на костре людей, уличённых в колдовстве. Этот способ считался самым надёжным для прекращения их влияния на оставшихся людей. Фрезер связывает с этим обычаем и случаи сжигания заживо животных (особенно страдали кошки): «Поскольку народная вера в способность ведьм превращаться в животных весьма глубоко и повсеместно укоренилась, большого доверия заслуживает гипотеза, согласно которой кошки и другие животные, сжигаемые на костре, подвергались такой участи как воплощение ведьм».

Многие народы верили в существование у человека нескольких душ. Например, даяки с острова Борнео и с Малайского полуострова считали, что у человека имеется семь душ; альфуры из Посо на острове Сулавеси придерживались мнения, что у человека имеется три души; обитатели Лаоса полагали, что тело является вместилищем тридцати душ и т.д.

Реальные физические процессы

Возникает вопрос: не находятся ли в основе таких ритуалов, помимо культурных, социальных, психологических и подобных мотивов, ещё и некие реальные физические процессы? Иными словами, возможно ли с точки зрения современных физических представлений сохранение после смерти человека какого-либо материального «образа», не включённого в материальную осязаемую оболочку тела; возможен ли контакт живых людей с этим «образом»?

Структура окружающего нас пространства или, говоря определённее, физического вакуума всегда была предметом исследования учёных. Первоначально они считали его однородной средой. Затем у вакуума появились составные части: теплород (жидкость, передающая тепло), электрическая и магнитная жидкости. Относительные размеры объектов, из которых состояли эти жидкости, не рассматривались.

Впервые идея многомасштабности для сред, составляющих физический вакуум, была выдвинута выдающимся английским учёным Дж. К. Максвеллом. Он предположил, что среда, движение которой порождает магнитные явления, состоит из частиц большого размера, чем среда, движение которой порождает электрические явления. Действенность написанных им на основе этих воззрений уравнений электромагнитного поля заставляет серьёзно относиться к созданной им модели физического вакуума. Идея разномасштабности материи прослеживается у Энгельса, предположившего существование частиц, являющихся аналогами математических бесконечно малых величин все более возрастающих порядков. По-видимому, изучаемый в настоящее время вакуум (состоящий из «скрытых» пар частица-античастица) представляет собой наиболее крупномасштабную среду физического вакуума.

Резонно предположить, что сложные процессы, происходящие в организме человека, могут порождать не менее сложные образования во многих средах вакуума (в дальнейшем будем называть эти образования «следами» человека). «След» по своим размерам может не совпадать с видимой материальной оболочкой человека.

Возникает вопрос: может ли в какой либо среде длительно сохраняться «след» человека? Другими словами, может ли какая-либо среда длительно сохранять возникшее в ней образование? Современная физика отвечает на этот вопрос утвердительно.

Одним из примеров таких сред является сверхтекучая жидкость, длительно сохраняющая, например, созданные в ней вихри. Обращение к сверхтекучим жидкостям не является случайным. Некоторые современные теории рассматривают вакуум как своеобразную квантовую жидкость. Можно предположить, что душа человека может быть его «следом» именно в среде такого типа. Одной из особенностей сверхтекучих жидкостей является возможность введения для всего объёма жидкости волновой функции, характеризующей её как квантовую систему.

Мы уже рассматривали аналогию между особенностями ритуалов контагиозной магии и свойствами квантово-коррелированных систем и предположили, что человек по каким-то параметрам является квантовой системой. В таком случае должна существовать волновая функция, описывающая поведение этих параметров. Не исключено, что эта волновая функция описывает состояние именно «следа» человека. Известно, что при повышении температуры система перестаёт быть квантовой. И здесь вспомним третье «свойство», приписываемое человеческой душе: её «уничтожение» при сожжении человека заживо.

Контагиозная магия предполагает сохранение связи между самим человеком и его остриженными волосами, ногтями, пролитой им кровью, а также связь между человеком и его родственниками. С этой точки зрения, перечисленные выше обычаи уже не кажутся такими дикими. Вполне допустимо предположение, — контагиозная магия обязана своим существованием наличию того же физического поля, которое передаёт изменение волновой функции между квантово-коррелированными системами. Если быть последовательными, то надо предположить, что это же поле осуществляет связь между «следом» человека (душой?), оставшимся после его смерти, и его родственниками.

Естественно, что сейчас невозможно дать строгое доказательство существования «души» после смерти человека и тем более указать длительность этого существования (она может быть разной в разных точках земного шара, вследствие неоднородного существования физического вакуума, температуры магнитных полей и т.д.).

Но трудно не задуматься над вопросом — может быть, вера в посмертное существование души имеет более реальные основания, чем неверие в неё?

Источник: журнал «Наука и религия», N5 и N7, 1990 г.











Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика