СВЕРХСВЕТОВЫЕ СИГНАЛЫ И ВРЕМЯ
В КИТАЙСКОЙ «КНИГЕ ПЕРЕМЕН»

Лещинский А.П.

Сверхсветовые сигналы позволяют по-новому истолковать древнюю китайскую идею о существовании двух видов времени и подойти к поиску физической основы явления прорицания.

Взгляд на природу времени, характерный для современного естествознания, имеет в своей основе философские принципы, связанные со всем стилем мышления европейской цивилизации, уходящей своими корнями в античную культуру. В основе абсолютного времени Ньютона лежали философские идеи христианства. Эйнштейн лишь пересмотрел понятие одновременности событий, не затронув по существу самый глубокий пласт взглядов Ньютона на время. Доступное сегодня знание Вселенной тесно связано со всей исторической эпохой и особенностями мышления европейской цивилизации. Это знание исторично, а потому неполно. Вселенную в целом следует рассматривать в основном как еще непознанную сущность, а не наоборот. Для познания неизвестного объекта все средства хороши – лишь бы они были плодотворными. В этом познании особую роль могут сыграть отличные от европейских философские взгляды. Казалось бы, зачем пересматривать философские принципы естествознания, когда никаких противоречий в физике с основными экспериментальными фактами нет. Однако исследования по истории и методологии естествознания показали, что экспериментальные результаты, факты содержат в глубине теоретические допущения. Факты и теории никогда четко не отделены друг от друга. Сам язык наблюдений и истолкования экспериментов пронизан принципами, которые трудно отделить от фактов – они образуют единое целое [5, c.164]. Теории содержат кажущиеся очевидными принципы, которые проникли в них из философии и естественного языка. Многие из этих принципов основаны на старых воззрениях, которые давно исчезли из нашего поля зрения и даже никогда явно не формулировались. Нам неизвестно, когда и почему эти принципы были введены. Более того, неявное влияние этих принципов защищает их от критики – они даже не могут быть обнаружены. Влияние неосознаваемых философских принципов может быть выявлено не в результате анализа, а по контрасту – нужны альтернативные принципы. Чтобы обнаружить в естествознании новые факты, нужны новые теории, некоторые факты без новых теорий вообще не могут быть обнаружены. Такие альтернативные теории могут быть как современными, так и возрожденными в новом обличье старыми теориями. Для современных исследователей важны замечательные слова А.А.Любищева: «Прошлое науки не кладбище с надгробными плитами над навеки похороненными идеями, а собрание недостроенных архитектурных ансамблей, многие из которых не были закончены не из-за несовершенства замысла, а из-за технической и экономической несвоевременности» [3, c. 217]. Обнаружить философские принципы, которые неявно используют современные теории, можно тоже по контрасту – перейти к альтернативным европейским философским взглядам. Особенно интересными здесь могут быть представления о природе времени, развитые китайскими мыслителями.

По представлениям китайцев, существует два вида времени: вечное время, над которым располагается циклическое время, в котором мы живём [6, с.11.]. Это вечное время имеет единый цифровой порядок и является творческим временем, временем созидания. Действительно, предположение о наличии во Вселенной единого ритма, по которому синхронизованы движения всех объектов – от элементарных частиц до галактик, как показывают работы Ф.А. Гареева [2], является весьма плодотворным принципом исследования. В отличие от абсолютного времени Ньютона все отрезки единого времени Вселенной по китайским представлениям не равноправны. Они качественно отличаются. Им приписывают различные характерные числа. При этом число описывает не количество чего-то (как это предполагается в математике), а определенную качественную структуру. Эти качественно отличающиеся отрезки времени создают целый комплекс характерных для них событий. Китайскому мышлению присущ отличающийся от европейского взгляд на причинность. Ведь представление о времени и принцип причинности тесно связаны. Для европейского причинного мышления характерна линейность: событие А вызывает событие В, которое является следствием события А. События выстраиваются цепочкой, образуя собой соответствующее линейное время. Для китайского мышления события не линейны, а образуют комплекс, характерный для данного отрезка времени. Поэтому в китайской хронике пишется, что в год дракона случился неурожай, императрица бежала с возлюбленным, а в Шанхае вспыхнула чума. Китайцы считали, что писать историю – означает создавать картину определенного отрезка времени, собирая вместе все события, которые сообща иллюстрируют качественную ситуацию этого отрезка. Это соответствует не линейному времени, а некоторому полю времени, порождающему определенный комплекс событий. Такое поле качественно характеризуется определенным числом. Поэтому число дает информацию о связанной во времени совокупности событий. Идея времени как поля событий пронизывает все содержание знаменитой «И Цзин» (другое название «Чжоу И») – «Книги Перемен» – величайшего и наиболее загадочного творения китайской культуры. В этой книге в особых символах запечатлены общие принципы развития всех явлений мироздания. Именно поэтому «И Цзин» уже две тысячи лет привлекает внимание наиболее выдающихся китайских мыслителей. Все области китайской культуры – от астрономии до медицины и литературы испытали её влияние. Но несмотря на многовековые подвижнические усилия её исследователей продолжает сохранятся загадка происхождения и глубинного смысла этого произведения [7, с.5]. Книга состоит из особых значков – гексаграмм (шести черт, каждая из которых может быть целой или прерванной). Гексаграммы являются символами всех возможных временных ситуаций Вселенной и поэтому дают универсальную классификацию всевозможных сторон действительности и её изменений. Более точный перевод названия этой книги – «Канон Перемен» точнее отражает её смысл. Каждая из 64 гексаграмм обозначает определенную ситуацию, причем не статическую, а динамическую. Ситуация обрисована как нечто развивающееся и к чему-то приводящее [7, с.73]. Ряд расположенных в определенном порядке гексаграмм представляет собой целостную картину изменения. Изменения в отдельной гексаграмме обозначают ход развития ситуации, а переход от одной ситуации к другой показывает закономерная смена гексаграмм. Поэтому «Канон Перемен» говорит о жизни в её непрерывно идущих изменениях, а последовательность 64 гексаграмм через связь каждого звена с последующим и предыдущим раскрывает динамику бытия. Гексаграмма представляет собой символ жизненной ситуации, развертывающейся во времени. В основном тексте

«Книги Перемен» каждая гексаграмма сопровождается афоризмом, который дает краткую характеристику этой ситуации в целом. Отдельные афоризмы представляют собой конкретные характеристика отдельных этапов в развитии данной ситуации. Такие характеристики почти никогда не бывают выражены в виде точных понятий – это образы. Тем самым возникает возможность предсказания жизненных ситуаций и особенностей их развития. «Книга перемен» становится гадательной книгой. Но как связать общий мировой ход развития и ситуацию конкретного человека в данный момент? Проблема предсказания оказывается тесно связанной с пониманием глубинной природы времени, ещё не понятого физикой.

Физика изучает лишь повторяющиеся явления. Для неё не существует уникального единичного случая. Все особые случаи выбраковываются экспериментом, дающим усредненную картину реальности. Такой эксперимент и связанная с ним теория рассматривают вырезанный из целого кусок действительности. Но именно в уникальном и единичном проявляется вся целостность Вселенной. В основу предсказания положен единичный случай, подобный однократному бросанию монеты. Случай, лежащий вне научного подхода к явлениям мира, в котором скрывается непонятый глубокий слой мироздания. Случайное явление (вроде подбрасывания монеты) становится посредником между уникальной ситуацией, в которой находится человек, и вселенским временем. Задавая вопрос и получая ответ по выпавшему результату при помощи «И Цзин», человек как бы смотрит на часы, отсчитывающие вселенское время, определяя свое местоположение во времени. Такой способ предсказания показывает, что психика, вернее её бессознательная часть, должна иметь что-то общее с вселенским временем. К такому предположению пришел К. Юнг. Многолетние исследования бессознательного привели его к мысли, что психика либо может как-то преодолевать пространство и время, либо сама родственна пространству и времени [8, с.192, п.996].

К. Юнг выделил особый класс событий, выпадающий из известного нам принципа причинности. Он назвал их синхронистическими и посвятил им особую работу [8]. События этого рода скрываются среди класса случайных событий, они происходят с частотой, несколько большей, чем случайные. Но самое главное – в них принимает участия психика. В таких событиях ярко проявляется связь психического и физического. Так, выпадение монеты не просто случайный процесс – это процесс с участием психики человека, задающего вопрос о своей конкретной ситуации, и всей мировой сети событий. Это совершенно другой вид взаимосвязи событий, чем обычная линейная причинность. Здесь проявляется связь во времени целой совокупности событий и в их взаимосвязи какую-то роль играет смысл этих событий. Именно смысл, характерный только для психики, оказывается фактором, соединяющим воедино удаленные в пространстве и времени события. В момент синхронистического события психическое ведёт себя как материя, физическое, а физическое так, как будто принадлежит индивидуальной психике, в которой главное – это смысл события. Происходит нечто вроде соединения материи и психики и их обмена свойствами, которые до этого были разделены. В этой взаимосвязи происходит формирование в некотором отрезке времени целой совокупности событий, имеющих общий смысл. Тесная связь психического и физического, проявляющаяся в синхронистическом событии, показывает, что существует нечто общее у этих обычно разделенных областей мира. Сама возможность прорицания связана с представлением о существовании единой реальности, объединяющей физическое и психическое. Это тесно связано с пониманием времени в «Книге Перемен».

64 гексаграммы, представленные в «И Цзин», символизируют неизменную часть времени – Древний Небесный Порядок. В нём отсутствуют энергетические процессы, но имеется динамизм равновесия. Младший Небесный Порядок представлен иным расположением триграмм и гексаграмм, он символизирует циклическое земное время, связанное с сутками и временем года, представляющее циклический энергетический процесс. Предсказание по «Книге Перемен» основано на соединении этих двух временных порядков в момент синхронистического события, возникающего, например, при подбрасывании монеты в ответ на заданный вопрос. Китайский способ прорицания отличается от более примитивных типов гадания. Здесь предсказание принципиально не может быть точным – оно лишь обрисовывает качество определенного отрезка времени и связанной с ним ситуации конкретного человека.

К идее Востока о существовании двух типов времени – вечного и движущегося циклически, вероятно, близко подходит высказывание Платона: «Время – это подвижный образ Вечности». Это противостоит европейскому представлению о линейном времени и причинности. Представление о линейном времени формируется в развитом сознании. Сознание показывает образ реальности, в которой мы перемещаемся во времени. Исследования же глубинных слоёв психики (коллективного бессознательного) продемонстрировали, что там как бы отсутствует время, эти слои психики – вне нашего линейного времени. Лишь сознательная часть психики разворачивается последовательно. Поэтому в бессознательном действует и другой вид причинности. Именно бессознательное играет важную роль в предсказании. Базисные составляющие бессознательного (архетипы) каким-то образом связаны с различными числами, а числа – с определенными отрезками времени. Эта связь и используется в гадании по «Книге Перемен».

Современными исследованиями в электродинамике обнаружена теоретическая возможность передачи сигналов со сверхсветовой скоростью. К такому выводу привели работы В.П.Олейника по проблеме электрона [9]. В этих исследованиях электрон рассматривается не как частица в обычном для физики понимании, а как открытая самоорганизующаяся система. Такое рассмотрение позволило разрешить проблему непротиворечивого построения теории этого физического объекта и сделать новые предсказания. Была показана возможность исследования внутренней структуры электрона и теоретически установлена возможность существования сверхсветовых сигналов в электродинамике, не противоречащих специальной теории относительности. Эти теоретические результаты, как нам кажется, позволяют по-новому подойти к истолкованию идей китайской «Книги Перемен» о природе времени.

То, что нам сегодня известно о свойствах времени тесно связано со свойствами электромагнитных сигналов, распространяющихся со световой скоростью. С этими же свойствами тесно связан привычный нам принцип причинности и вся структура событий внешнего мира. Именно сигналы, распространяющиеся со световой скоростью, передают энергию и взаимодействия, которые создают линейное время и соответствующий ему вид причинности. Сверхсветовые (мгновенные сигналы) могут создавать целое поле связанных ими событий. При этом возникает время, подобное полю, а не линии событий. Сигналы, распространяющиеся со световой скоростью, сами возникают в среде, создаваемой сверхсветовыми сигналами. Коллективное поле заряженных частиц Вселенной, образуемое мгновенными сигналами создает что-то подобное мировой сети. События, происходящие в световых сигналах, реализуются на этой предварительно построенной мгновенными сигналами матрице и как бы линейно разворачивают полевое время мгновенных сигналов. Можно предположить, что именно полевое время мгновенных сигналов является физической основой бессознательного. Это предположение объясняет данные, показывающие, что в глубинных слоях психики время отсутствует, они находятся вне линейного времени и причинности. Сознательная же часть психики физически реализуется через механизм электромагнитных сигналов, передаваемых со световой скоростью. Концепция времени, возникающая в сознании тогда связана с свойствами потока электромагнитной энергии, на основе которого и функционирует сознание. Образы, порождаемые бессознательным, работа которого основана на другом физическом механизме – мгновенных сигналах – приводят к другим идеям времени. Вероятно, так и могла появиться идея о двух видах времени в «Книге Перемен». В неподвижном времени (Древнем Небесном Порядке «Книги Перемен») существует лишь напряжение и внутренняя вибрация. В физике такому образу соответствует стоячая волна. Бегущая волна создает запаздывающие сигналы и привычное нам ощущение времени (Младший Небесный Порядок «Книги Перемен»). Такие предположения позволяют объяснить родственность бессознательной части психики и времени, обнаруживаемую в исследованиях К. Юнга. Одновременно становится яснее сам принцип предсказания будущего – ведь в мгновенных сигналах матрица событий существует до её разворачивания в линейном времени и бессознательное, функционирующее на основе мгновенных сигналов, способно отражать эту матрицу. Бессознательное как бы преодолевает пространство и время. Становится понятной связь времени и архетипов и возможность предсказания будущего, парадоксальная с точки зрения линейного времени. Возможно, аналогично могут быть истолкованы парадоксальные результаты Н.А. Козырева о получении сигнала из будущего. Таким образом, не только парапсихология может стать разделом электродинамики [4], но и накопленные в исследовании бессознательного факты должны стать исходным материалом для электродинамических исследований. Предстоит раскрыть физический механизм «переплетения» двух видов времени, способ связи физического и психического в поле мгновенных сигналов. Развитие теории мгновенных сигналов в связи с проблемой времени позволило бы подойти к обобщению принципа причинности и пониманию синхронистических событий. На основе создания теории мгновенных сигналов необходимо понять физическую основу существования качественно различных отрезков времени и раскрыть остающиеся загадочными стороны самой «Книги Перемен».

Литература

  1. Вильгельм Рихард, Вильгельм Гельмут. Понимание «И Цзин». – М.: Алетейа, 1998.
  2. Гареев Ф.А., Барабанов М.Ю., Казача Г.С. Универсальность принципа синхронизации Гюйгенса в микро- и макромире // Парапсихология и психофизика, 1999, №1, с. 15-17.
  3. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. – М.: Наука, 1982.
  4. ОлейникВ.П. Сверхсветовые сигналы, динамическая неоднородность времени и принцип самоорганизации // Парапсихология и психофизика, 1999, №1, с. 13-14.
  5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
  6. Франц Мария-Луиза. Прорицания и синхрония. – СПб.: Б.С.К., 1998.
  7. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». 2-е изд., под ред. А.И. Кобзева. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997.
  8. Юнг К.Г. Синхронистичность. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
  9. Oleinik V.P. «Faster-then-light transfer of signal in electrodinamics»// Instantaneous action-at-a- distance in modern physics. : Nova Science Publishers Inc. , New York, 1999.

Источник: Физика сознания и жизни, космология и астрофизика, №1, 77-80, 2001.



RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика