АГНИ ЙОГА О МУЗЫКЕ

В книгах Живой Этики (Агни Йога) мы находим указания на многогранность проявления музыки с ее влиянием на эстетическое и гармоничное состояние человека, развитие его психической энергии и, как следствие, духовное совершенствование человека. Наряду с этим, на страницах книг Учения раскрываются вопросы, связанные с музыкой, но уже в ином, космическом масштабе. Такие музыкальные понятия, как ритм, гармония, созвучие и другие, даются в ином смысловом значении.

О значении звука

  1. Звук несет в себе семеричный аспект вещи единой. Первое – звук, второе – цвет, третье – запах, четвертое – магнитную волну. Три прочих аспекта постичь человечеству вашей планеты еще не дано.

    Вибрация, вызывающая явление звука в слуховом аппарате человека, помимо звука порождает в сознании образы, ибо звуковое значение слова связано с формой, или мыслеобразом. Даже отвлеченные понятия вызывают какие-то смутные представления в виде неясных образований. Звук связан и с чувствами, или эмоциями. Так слова «бесстрашие», «смелость», «геройство» поднимают в душе созвучные чувства в той или иной степени. Отдельные буквы и слога, лишенные обычного содержания, несмотря ни на что, несут в себе силу воздействия на нервные центры, заставляя их вибрировать в унисон с нотой звучащей. Аккорды мажорные и минорные имеют разное воздействие на человека.

    Конечно, музыка воздействует мощно. Область звука широка. В природе и в Космосе звучит все: растения, камни, лучи и грома раскаты, звучит даже северное сияние. Алмазы звучат, кристаллы звучат, звучат драгоценные камни. Звучат и металлы, и каждый имеет свою ноту и цвет. Цвет установлен спектром, но звук предстоит определить науке будущего. Семеричный аспект всего, что есть, отводит звуковому выражению Вселенной не менее важное место, чем цветовому или области форм. Звук, порожденный в пространстве, не исчезает, но остается в нем навсегда в виде звуковых отпечатков в Акаше. Человек может воспроизвести звук голосом, или с помощью инструментов, или просто двигая предметами, но он еще владеет способностью творить звуки беззвучные, звучащие внутри, как бы ментально или астрально. Композитор может создать целую симфонию звуков. И может их слышать, и слышать даже не создаваемые им, а просто улавливаемые из пространства. Ибо существует мир звуков физических как бы, и мир звуков астральный, и выше. Единая вещь, будучи семеричной по своей структуре, открывает сознанию человека тот или иной аспект своей сущности. Можно видеть цветок, можно ощущать, закрыв глаза, только лишь запах, а можно уловить и его ноту. Конечно, каждый слой, или план существования, семеричен тоже, и подразделение можно углубить и расширить, как расширена, положим, шкала музыкальная, повторяющаяся на более высоком или более низком регистре октавами.

    Самый совершенный звуковой аппарат – это аппарат человеческий, ибо голос его свободно несет в своих звуках то, что хочет вложить в него говорящий. Голос магнетичен. Он обладает очень большой магнитной силой, или силой магнитного воздействия. В голос, вдобавок, можно вложить чувство и мысль. По содержанию нет ничего в природе богаче звуков голоса человека. Потенциально в нем заключаются все семь элементов со всеми своими подразделениями. Но сознательно человек овладел только очень немногими из них. Голоса разных людей различаются между собою числом элементов, которыми овладел говорящий и которые он применяет в огромном большинстве случаев бессознательно. Но многие уже знают силу звукового воздействия своего голоса. Конечно, Голос Учителя Света по своему богатству и мощи силен необычайно. Его основное свойство – гармоничность и яркость созвучий входящих в него элементов. Как бы ступень эволюции, достигнутая Его Духом, выражается в звуке Его Голоса. Когда же Он Хочет, чтобы Голос Его передал еще нечто иное вдобавок, мощь воздействия усиливается соответственно. Надо учиться вкладывать в речь смысл и значение, и силу, изгоняя болтливость и лепетание. Голос – могучее оружие Света, если несет в себе свет. Да! Да! Голос может нести в себе и передавать другим заряды света. Он может громом в пространстве звучать, наполняя его огнями, если даже и отсутствуют слушатели, облеченные в плотное тело. Можно разговаривать с вещами, деревьями, растениями, камнями. Можно беседовать с природой, с пространством. Можно лишь единое слово в пространство пустить. Имя Владыки Майтрейи, произнесенное с пониманием, вихри огненные разящие рождает в пространстве. Каждый звук, произнесенный человеком, не без значения. Но когда в него вкладывается мысль, то он особенно силен. Слово – творящее. Словом создан был Мир. ( ГАЙ 1957 г. 543. (Нояб. 30) ).

  2. Звук, конечно, ранее привлек внимание человечества. Свет и цвет реже привлекали изучение, но так как звук есть лишь реакция света, то углубленное познание обратится к значению света и к высшей энергии – материи светоносной. ( ОБ. 173 ).
  3. Некоторые слепые чуют внесение огня не по свету, но по звуку. Они даже предпочтительно узнают звучание, нежели теплоту. Можно произвести поучительное испытание не только над слепыми, но и над людьми с плотно завешенными глазами. Но, конечно, такая повязка может препятствовать общей чувствительности, потому показания слепых будут убедительнее. Тем более, что слух у них обычно более обострен. Они могут показать, что даже пламя свечи звучит. Мы очень утончили во многих отношениях чувства наши, но физическое лишение одного чувства обостряет другое. Зрячие могут уловить песнь огня в печи, в костре, в пожаре, иначе говоря, в грубейшем проявлении. И при этом люди лишь редко отличают звучание огня от шума сгорания материалов. Но тем не менее можно знать о звучании огня.

    Китайцы в древности пытались применить огненное звучание к струнным инструментам. Император Огня в своем храме должен был быть сопровождаем огненным звучанием. Так же, как Повелитель Вод мог сопровождаться стеклянными инструментами. Такое утончение теперь забыто, конечно, но показывало большую наблюдательность к звучаниям Природы. Полезно хотя бы вспомнить о таких почитаниях, основанных на тончайших вибрациях. Истинно, не холодное разумение, но трепет сердца приблизит к огненному утончению... ( МО2. 11 ).

  4. Часто ощущается звучание Природы. Народы древности даже угадывали определенный звук мира или смятения. Но ученые могут истолковать это явление огненными причинами. Ведь звучат вихревые волны Огня, чуткое ухо может даже в полной тишине услышать это великое звучание. Можно слышать сочетания тех же вибраций и в шумах Земли. Говорят, что Лао-Цзы часто беседовал с водопадами; не сказка это, ибо он слушал звучание Природы и обострял чуткость слуха до различения качества вибраций. МО1. 559.
  5. Звучания человеческие обычно весьма дисгармоничны, особенно городские шумы и звуки. Стройное пение и музыка, хорошая музыка, являются исключениями. Дисгармоничны голоса людей, их чувства и мысли. Гармонично настроенные сознания встречаются редко. Вблизи них человек отдыхает. В отличие от дисгармонии звучание природы, как правило, имеет в себе так нужную людям гармонию. Шепот листвы, шум дождя, прибой волн, журчание ручейка, песнь водопада, звуки лесные и пение птиц – все это наполнено ритмом и гармонией. И если долго прислушиваться к журчанию горного потока, то можно подпасть под воздействие этих гармоничных звуков и испытать их благотворное влияние. Природу можно назвать Великой Матерью человека, и в лоне ее он сливается с ней и восстанавливает столь нужное ему состояние внутренней гармонии, которую утеряли жители городов. ( ГАЙ 1969 г. 273. (Май 2) ).

О воздействии звука, музыки

  1. Вы знаете о воздействии человеческих эманаций на растения. Вы знаете также о воздействии цвета. Теперь нужно напомнить о значении звука. Тождественность этих воздействий знаменательна. Если для увеличения потенциала растения нужно открытое, светло звучащее сердце, то в звуковом воздействии нужны консонанс и все комбинации доминанты. Явления диссонанса не могут усилить ток энергии. При воздействии на людей диссонанс может быть полезен как противоположение для усиления ритма сознания, но при растениях, где сознание минимально, диссонанс лишь является задерживающим условием. При минералах диссонанс будет разлагающим началом. Поистине, роза будет символом консонанса и доминанта света розы будет соединена с сиянием сердца. Не много опытов производилось со звуком на растениях, но древние полагали, что лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки. ( С. 66 ).
  2. Кроме исследований психической энергии на цвет, испытывайте ее на звук и аромат. Можно получить показательные воздействия музыки, при этом замечайте и расстояние и самые музыкальные гармонии. Много говорят о воздействии музыки на людей, но показательных опытов почти не производят. Можно заметить воздействие музыки на настроение человека, но это будет общим местом. Конечно, предполагается, что веселая музыка сообщает радость, а печальная горе, но таких выводов недостаточно. Можно проверить, какая гармония наиболее близка психической энергии человека? Какая симфония может наиболее мощно влиять на успокоение или на вдохновение людей? Нужно испытывать различные музыкальные произведения. Само качество гармонизации даст лучшие указания о путях звука и жизни человека... ( АУМ 384. )
  3. Если земные вещества так различно действуют на людей, то насколько же различно на них воздействие высших энергий. Люди издавна поняли, что для правильного восприятия этих лучей нужно привести организм в гармоническое состояние. Мудрые послали для того силу священных воззваний. Аум или в звучании ОМ было таким синтезом звуковых устремлений. Молитва, умное делание являются превосходными достижениями, оздоравливающими состояние духа. Каждый по-своему вносил помогающее явление в сосредоточие духа; кто искал решения в музыке, кто в пении, кто в танцах; были даже грубые способы доведения до опьянения и исступления. Много уклонений и заблуждений, но в основании человек стремился к созданию особо возвышенного настроения, способствующего приятию высших энергий. ( АУМ 4. )
  4. Часто найдете непонимание, что значит созвучие? Люди будут представлять его, как громкое звучание, но звучание может быть неслышимо, как сердечное напряжение. Ведь сердце поет, оно звучит и наполняет весь организм особой энергией. Само моление АУМ может быть и в сердце, но будет рождать те же излучения, как и громкое звучание.

    Нужно приучиться к сердечному выражению. Никто не может лучше выражать свое постоянное устремление, как в молитве сердечной. ( АУМ 32. )

  5. Даже в самом первобытном шаманстве при молениях, заклинаниях и обращениях применялись сложенные у рта руки, трубы и разные отверстия, чтобы как бы усилить и уплотнить звук. Такие символы напряжения и сосредоточения можно наблюдать во всех веках, как в малом, так и в великом, даже до самых высших молений. Трубный звук как бы напрягает пространство, и ударные ритмы сосредотачивают. Конечно, такие примитивные усилия не нужны, где слагается Высшее Собеседование... ( АУМ 588. )
  6. Звучание может быть понято правильным, но все-таки не дать следствий. Потому не забудем сердечную энергию, которая должна сопровождать звучание. Было бы недостойно, если бы один звук имел решающее значение. Много певцов тогда могли бы достигать следствий. Звук пустой как медь звенящая. Слышали о том, как по вибрации разбивались стеклянные сосуды. Но даже такая вибрация должна сопровождаться мыслью. Даже волна посторонней мысли может усилить следствие. Потому мысль так ценна, как двигатель... ( АУМ 50. )
  7. Вибрации могут вызвать в сердце столько тонких чувствований. Если бы человек понял, как пользоваться утвержденными вибрациями для того, чтобы вызвать из недр сердца тонкие чувства, можно было бы отвращать многие злые действия. Наука должна заняться именно исследованием способа вызывания этих вибраций. Конечно, звук, и цвет, и обоняние могут дать весь синтез для высших чувствований. Когда грубые методы духа заменяются тонкими, дух овладевает чуткостью восприятия. Прикасание к более тонким энергиям дает утончение всего образа жизни. Когда пространство зазвучит тонкими энергиями, нужно будет знать, как их жизненно применить. Потому прикосновение к грубым преступникам можно утвердить, как искание новых образов перерождения духа. Нужно найти новые способы вибраций. На пути к Миру Огненному подумаем, как очистить дух человечества. ( МО3. 265. )
  8. Никто не будет отрицать факт воздействия звука на психику человека. Значение музыки в этом отношении велико. Удар колокола дает звук, распространяющийся на большое расстояние. В этом случае колокольный звон насыщает пространство звуковыми вибрациями положительного характера. Не сравнить воздействие это с какофонией репродукторов. Звон колоколов насыщен торжественностью. Влияние этих звуков определенно положительное. Звук – явление огненное. Он связан с цветом. Колокольный звон вызывает ответную реакцию в организме человека, и реакция эта благодетельна. Каждый металл дает свой особенный звук. Звук серебра обладает очень высокой гармоничностью. Уже поняли, что в серебряных сосудах вода ионизируется и приобретает особые свойства целительного характера. Также поймут и целебное воздействие колокольного звона на человека и даже природу. ( ГАЙ 1971 г. 20. (Янв. 8). )
  9. Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить человека в торжественное состояние и настраивать его сознание на определенной волне. Но и здесь не обошлось без изуверства. Некоторые секты в Америке на своих собраниях ввели джазовую музыку. Так опошляется принцип, и торжественность заменяется какофонией суетливости. Но все же люди понимают значение звука, и на торжественных собраниях исполняют гимны. Они способствуют объединению сознаний и настраивают их соответственно, если гимны эти достаточно сильны, гармоничны и торжественны. Следовало бы и в школах применять этот принцип сознательно и с определенной целью приведения психики учащихся в гармоничное состояние. Слишком уж много дисгармонии вторгается в жизнь. ( ГАЙ 1971 г. 21. (М. А. Й.). )

Лечение звуком, музыкой

  1. Каждый нервный припадок может быть исцелен при условии спокойствия окружающих и при воздействии звука, цвета, аромата и ровной температуры. Но трудно найти все такие условия. Кроме того, необходимо применить именно то сочетание звуков, цвета и аромата, которое индивидуально нужно в этом состоянии.

    Потому очень важно, чтобы как можно больше производилось опытов с воздействием звуков, цвета и аромата. Уже в школах можно производить многие полезные исследования. Трудно в частных домах найти для этого особую комнату с достаточными приспособлениями. Но в школах и в больницах следует иметь хорошее помещение с некоторыми приборами. Так можно присоединить к внушению много полезных условий. ( АУМ 221. )

  2. Многие параличи можно излечить посредством усиленного внушения. Много болезней, например – зачатки рака, туберкулеза и язвы желудка, могут быть остановлены внушением, усиленным психическими воздействиями. Можно заметить, что страдания рака усиливаются от алого цвета, но фиолетовый – успокаивает. Также и в звуках консонанс мажорный будет усилять воздействие фиолетового луча, но диссонанс будет усиливать боли... ( АУМ 222. )
  3. Напрасно думать, что психическое лечение поставлено удовлетворительно. Попытки лечения светом или звуком слабы и разрозненны. Никто не занят изучением соответствий аромата к цвету и звуку. Но главная ошибка в том, что почти нет врачей, которые поняли бы соответствие Миров. Без познания этих основ можно погрязнуть в узко материальном плане, но сфера психической энергии касается всех планов. Она может быть познаваема лишь во всей утонченности. Так врач не может говорить об одержании, если он сам не имеет представления о Мире Тонком! Врач не может понимать световое лечение, если он не распознает шкалу красок. Не может распознать утонченную тональность, если кто любит грубейшую музыку. Нельзя прописать лечение ароматами, если кто не может сам распознать их. ( АУМ 224. )
  4. Целительны и вдохновительны созвучия Надземные, но нередко их гармония нарушается шумом битв, плачем и ревом бешеных толп. Много энергии требуется, чтобы преобразить эти стоны земные в звучание гармоническое.

    Казалось бы, люди знают, насколько земные звучания наполняют пространство и даже переполняют его. Почему же не думают люди о качестве своих посылок. ( БР2. 941. )

Голос, слово, мысль

  1. Правильно заметили, что некоторые мантрамы лишены смысла и содержат лишь звучание. Потому видим, насколько нужна вибрация. По той же причине многое не записывалось, но передавалось устно. Ведь буквы без определенного звучания не дают следствия. Кроме того, и само качество голоса имеет особое значение. Голос грудной может дать больше резонации, нежели внешний, плоский или носовой. Так не только сама мелодия, но качество голоса будет значительно. Считаю, что качество голоса сейчас мало ценится. Не сила, не выражение, но внутренний магнетизм – то же основание будет нужно при всяком пении. Много голосов лишаются природных качеств условиями внешних постановок. ( АУМ 33. )
  2. Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила... ( АУМ 34. )
  3. Каждая буква по звуку своему означает вибрацию центров. Нелепо без пользы нарушать созвучие. Обратите внимание на звучание древних названий мест. Новые не всегда получают такую же полезную вибрацию. Древние названия имели незапамятное значение. Часто никакая филология не найдет корня, заложенного явленными мощными народами. Тем более мы должны заботливо относиться к наследству неведомому, но заставляющему звучать сердца наши. ( МО2. 134. )
  4. Звучание слов должно быть прекрасно, – такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь. По человечеству нужно понять, где целение и где разложение. Пора познать очищение земного бытия... ( БР1. 394. )
  5. Урусвати знает о магнетизме имен. Каждый звук соответствует определенному космическому лучу. Но если имя состоит из астрологических обоснованных знаков, то сочетание такое может иметь мощное воздействие. Вы замечали, что иногда Мы как бы не запрещали произносить Наши Имена, но затем Мы советовали не касаться их даже мысленно. Причина в том, что могут быть периоды, когда сочетания звуков не порождают магнетизма чрезмерного. Но могут быть такие времена, когда имя может звучать в пространстве как удар молота, тогда для охраны равновесия следует не называть имени. То же можно замечать и около имен лиц и даже местностей.

    Особенно нужно помнить, что в древности имена давались на астрологическом основании. У многих народов давалось несколько имен, чтобы астрологическое имя не произносилось. Лучше не произносить такое имя даже во время благоприятное, нежели сказать явное вызывание молнии. Вообще люди смешивают магнетизм с внушением. Они не понимают, что внушение захватывает личные силы, но магнетизм есть явление космическое.

    Мыслитель часто напоминал о значении таких энергий. Он говорил: "Стоит человеку воскликнуть – я несчастен! и он немедленно умножит свои бедствия. Но сказавший – я счастлив, уже открывает врата счастью.

    Не думайте, что человек приказывает себе быть счастливым или несчастным. Явление гораздо глубже, и человек соприкасается с мощными силами. Он не успевает выразить своего настроения, как оно уже закрепляется в пространстве, – так мы зовем к себе Силы Высшие. Не будем неблагодарны и неблагоразумны".

    Мыслитель постоянно поучал учеников, чтобы ни единое слово не срывалось необдуманно. ( БР2. 218. )

  6. Сказано, что мысль звучит в пространстве. Это определение не только символично, но должно быть понято в буквальном смысле. Вы слышали звучание струны и серебряные звоны. Напряжение мысли дает звучание в пространстве. Можно назвать много народных преданий, где указано, что события предвозвещались звучащими явлениями. Такое сравнение очень правильно, именно перед большими событиями наблюдается уявление мысли.

    Не события звучат, но сопровождающие их напряжения мысли. Они могут проистекать из земного источника, но могут следовать из Тонкого Мира. Субстанция мысли везде одна, она представляет связующую мощь между мирами. Следует обращать внимание на звуковые явления и сопоставлять их с событиями.

    Мыслитель говорил: "Мое мышление убеждает меня, что живу в двух мирах. Можно наблюдать природу вещей как плотную, так и тонкую. Пусть слух научится различать звуки пространственные. Трубы могут оглушать, но звучание пространственное даст трепет сердца".( БР2. 224. )

  7. Люди не желают признать, что мысль и слово представляют мощное радио; в этом заключается второе затруднение. Некоторые полагают, что слово, как звук, еще может иметь какое-то пространственное распространение, но энергия звучания мысли не допускается. Можно ли уговорить человека, что каждое его звучание имеет слушателей, и мысль, как проявление тонкое, будет улавливаема гораздо дальше, нежели слово? Кому это важно, когда существование невидимых миров почти не принимается! ( БР2. 604. )
  8. Молниеносные спирали звучаний окутывают Землю; получается покров благодатный или вредоносный. Человек может свободною волею творить целение или гибель. Не может человек сказать, что он безвинно страдает. Он сам когда-то внес яд в космическую ткань.

    Уже начали изучать космические звучания и поняли, что каждое слово человека есть скрижаль нерушимая. Теперь настает время, когда мысль человека должна быть изучаема. Она быстрее света. Она образует покров мощный над Землею, но часто ли мысль бывает благодатной? ( БР2. 734. )

  9. Проекция мысли на весьма чувствительную фильму вполне возможна, но для этого нужно собрать заостренное мышление. Главное будет в качестве мышления. Звук создает ритм на песке. Мысль также дает вибрацию, но, конечно, она будет гораздо тоньше, нежели звук. Потому она может действовать не на тяжелые крупинки песка, но на тончайшую фильму... ( С. 439. )
  10. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. Отметили верно, что некоторые Наши слова и выражения заключают в себе особую силу. Ритм и музыка изучаются мало. Говорю не о поэтических произведениях, но о простой речи. Стоит этому вопросу посвятить целое исследование. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. Мало того, что произнесенное слово производит взрыв в пространстве, оно в то же самое время поглощает энергию говорящего. Конечно, пустые слова, не подкрепленные мыслью и лишенные сердечной энергии, заряда огненной силы в себе не несут, но даже и они обессиливают пустослова.

    О священном значении звука забыто. Великие Молчальники Знали, как мощно молчание может накапливать огненную силу. Само собою разумеется, что при этом требуется сознательность или осознание значения процесса. При отсутствии осознания результаты будут ничтожны. Повторение в себе мысленно или вслух тех или иных изречений, взятых из Учения, или повторение точных мыслей Учителя вызывает прилив сил. Они как бы передают энергию того качества, которое стремятся они утвердить. Повторение в себе укрепляет их силу. Этим путем можно упрочить любое качество, требующее применения. Гимны, торжественная музыка, звуковые воззвания хороши для приведения сознания в гармоничное состояние. Звуком можно учиться пользоваться сознательно. ( ГАЙ 1964 г. 81. (Фев. 14). )

О музыкальности — гармонии с Космосом

  1. Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер – только шум будет доступен духу невежды. Песня водопада, или реки, или океана будут лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрытого. Может ли народ совершать свое восхождение без песни? Может ли без песни стоять Братство? ( БР1. 292. )
  2. Музыкальность... проявляется, как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность.

    По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса. Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса. Каждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.

    Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту.

    Урусвати отмечала, что музыка сфер состоит из гармонии ритма. Именно это качество несет человечеству вдохновение. Люди обычно не мыслят о таких источниках их вдохновения, но если бы подумали, то очень облегчили бы Нашу работу.

    Вы знаете и об особых музыкальных инструментах, имеющихся у Нас. Урусвати их слышала. Утонченную гамму и ритм Сестры О. можно признать, как высшее благозвучие. Не раз такое пение служило умиротворению мира. Даже служители тьмы отступали перед гармонией пения. Нужно познать все силы развития музыкальности.

    Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их. В гармонии не будет раздражения. Злорадство не может существовать там, где дух возвышается. Не случайно в древности эпические заветы пелись, не только для механического запоминания, но и для вдохновения. Мы не утомляемся тоже по причине ритма и гармонии.

    Явление музыкальности нужно развивать с начальных дней. ( БР2. 42. ) ...

Музыка — гармонизатор и собиратель сил

  1. Каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами. ...Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибраций гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению. ( БР2. 151. )
  2. Можно привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества. ( ОБ. 224. )
  3. Музыка нужна для всех огненных посевов. Нужно избирать хорошую музыку. Она собирает наши чувства. Но не следует рассеяно пропускать музыку мимо ушей... ( МО1. 330. )
  4. Тонкое тело питается добрыми деяниями.

    ...Также искусство приносит мгновения высшей проявленной радости, такая пища для тонкого тела самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело.

    ...Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце музыкой. Явление музыки понималось как вся сфера Муз.

    ( БР2. 557. )
  5. Много есть способов приведения сознания в возвышенное состояние. Одним из них является музыка и пение. С древних времен прибегали к этому методу. Звук вообще действует на нервную систему очень сильно. Звук человеческого голоса – особенно. Каждая песня, каждая мелодия, каждая симфония действуют по-разному. Многое зависит от вибрационного ключа микрокосма. Каждый знает, какие именно вещи воздействуют на него особенно сильно и как. Торжественная музыка и торжественные гимны вызывают соответствующее настроение. По склонности человека к той или иной музыке можно судить о нем самом. Мысленно вызывая из памяти тот или другой мотив, можно настраивать себя на желаемый лад. При известном углублении сосредоточения достигается иногда такое состояние, когда вызванная мелодия начинает звучать как бы сама, варьируясь на разные лады, словно невидимый оркестр начинает исполнять величественную симфонию. Пространство наполнено неслышимыми звуками. Композитор слышит их внутренним слухом. Как нечто совершенно реальное. Можно погрузиться в этот мир звуков беззвучных и тем возвышать сознание, отрывая его от Земли. Разные способы существуют, чтобы парализовать или умерять земные притяжения. ( ГАЙ 1964 г. 96. (Фев. 22). )

  1. Мало думают люди о значении ритма, хотя и знают, что ритм лежит в основе работы даже машины. Ритм заложен в основе жизни Вселенной. Даже сердце атома пульсирует ритмически. Болезнь есть нарушение ритма в функциях тела. Аритмичная музыка разрушительна. Гармония и ритм управляют проявленным миром. ( ГАЙ 1968 г. 358. (Июнь 28). )
  2. Урусвати знает, насколько не осознано человечеством понятие ритма. Древнее учение о ритме утеряно. Новое понимание сведено к грубейшему танцу и музыке. Ученые говорят о вибрационном ритме, но эти заключения не выходят за пределы лабораторий. Но ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во всем творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько производительней труд ритмический.

    Истинно, труженик Карма-Йог без всякого насильственного напряжения знает радость ритма. Карма-Йог трудится не потому, что его кто-то заставляет, но он не может жить без труда. Эта Йога очень связана с ритмом. К сожалению, в обиходе нечасто встречается такое сотрудничество, самоизвлекающееся и неисчерпаемое. Лишь ярко выраженный ритм сливается с такими же созвучиями во всех земных странах, получается своеобразная взаимопомощь. При незримости такая помощь будет истинной гармонией. ( БР2. 214. )

  3. Ритм есть породитель сотрудничества. От глубокой древности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о двигателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал общие огни, помогал избегать раздражение и разъединение. Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка перед общей работой есть знак единения. Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть она служит началом многих духовных язв, но вопрос о гармонии необычно сложен. Аритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огненное сознание подскажет утонченность ритма. ( МО2. 17. )
  4. Огорчение является заразою Мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огорчение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм разбивал заразу. Так даже физическое воздействие полезно. ( МО2. 165. )
  5. В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие сферы. Вселенная живет движением, которое обусловлено ритмом. Но люди не понимают, что биение сердца есть символ мирового движения. ( БР2. 195. )
  6. Мы одобряем все, что пробуждает в человеке чувство истинного ритма. Чувство ритма врождено, но беспорядок хаоса заглушает его. Если люди действуют ритмично, то по большей части они далеки от понимания великого значения ритма. Иногда деятель хочет предпослать своему решению нечто ритмичное, инстинкт подсказывает ему правильно, и в ритме деятель ищет гармонию. Даже слабые поиски дают благие следствия.

    Мы давали простейшие ритмы махавана и чотавана, но можно доходить до ритмов сложнейших. Вспомним древнейшие ритмы Санскрита, Эллады и Рима, в них можно найти обдуманные звучания. Древние уже знали необходимость искания общений с Космосом.

    ...Когда индус поет Бхагават Гиту, он действует мудро, и эта гармония служит целебно. Ритм есть крылья и цемент пространства.

    Люди ищут общения с Нами, но первым ключом будет осознание внутреннего ритма. Можно глухим ухом слышать лучшую музыку и пение, и в сердце ничто не отзвучит, но чуткое сердце затрепещет в ритм гармонии. И лучше, и мужественнее, и сильнее станет тогда человек, и сделается он достойным сотрудником земного и надземного, и познает радость.

    ...Мыслитель говорил: "Музы, прекрасные Музы, вы в своем гармоничном хоре даете человеку спасительный ритм".( БР2. 605. )

Звучание пространства

  1. Также неопытны те, кто полагают, что в Природе возможна тишина. Понятие тишины вообще отсутствует. Только начинающие поэты воспевают тишину и сами же тому противоречат. Но наука установила радиоволны, которые схватываются некоторыми людьми без аппарата. Психическая энергия открывает внутренний слух. Не может молчать пространство, оно наполнено звучанием всех трех миров. Оно полно, ибо нет пустоты.

    Пусть люди помнят, что тишина может быть лишь для глухих, но даже так называемые глухие имеют внутреннее звучание, которое может быть даже изысканнее внешнего. ( АУМ 495. )

  2. Люди полагают, что можно вызывать музыку сфер, такое представление неверно. Можно слышать это звучание, но вызвать его невозможно. Слишком далеки источники таких звучаний. Нельзя их создать от Земли. Нужно представить себе все вихри и стремительное космическое движение, чтобы познать скромное место нашей Земли. ( БР2. 280. )
  3. Пространство звучит постоянно. От ноты природы, от музыки сфер до стонов и ревов можно улавливать все звучания. Называем их трубными гласами и по ним угадываем напряжение пространственное. Можно видеть, как от глубокой древности люди уже умели обращать внимание на знаки пространства. Не могли они познавать точное значение таких знаков, но могли утверждать, что музыка сфер звучала при токах благоприятных, но стоны означали очень напряженные токи. Так бывает, человек слышит призыв трубный, но он не может знать, какая причина вызывает его.

    Мы постоянно прислушиваемся к звучанию пространства. Опыт и терпение научили Нас различать многие градации звучаний. У Нас имеются некоторые аппараты, которые позволяют улавливать даже очень слабые атмосферные ритмы, но главное познание приходит от яснослышания.

    Мыслитель замечал: "Отчего замолкло Небо? Неужели приближается громовая стрела?" ( БР2. 396. )

Музыка сфер

  1. Пространство дышит. Пространство звучит и творит. О пространственных токах так же мало знают, как и о других Высших Мирах. Огненная сущность, которая насыщает все живущее, есть Космический Огонь, исходящий из Недр Космоса, идущий в беспредельном творческом явлении... ( МО3. 146. )
  2. Закон созвучия управляет миром. В растениях, цветах, деревьях, оперении птиц, окраске рыб, в строении тел животных и человека резко отмечено это созвучие. Гармония, или взаимодействие всех органов тела, основана на этом законе. Какое соответствие между формою, скажем, розы и ее запахом надо явить, чтобы ее внутренняя сущность созвучала с внешним ее выражением. То же созвучие выражается и в химических реакциях элементов Менделеевской шкалы. Высшею формою созвучия в человеке будет равновесие, или согласованность. ...Чем выше сферы, тем полнее созвучие. Низшие слои пространства характеризуются разновесием. Хаос есть антипод созвучия. Материя Люцида обладает степенью созвучия, которое выражается звучанием, называемым музыкой сфер. ( МО3. 146. )
  3. Сегодня Урусвати слышала музыку сфер – тот темп, который укрепляет сознание эволюции. Именно, не тема, но ритм составляет сущность музыки сфер. Именно, качество чистоты звуков является междупланетным проводом. Эти звуки слышимы на многих дальних мирах, но на Земле их можно слышать лишь на высотах и нужно иметь музыкальное ухо. Но ухо, слышавшее музыку сфер, нужно беречь от ветра. ( АЙ. 149. )
  4. Музыка сфер состоит не из мелодий, но из ритма. Когда развитой дух знает звуки сфер, он поймет явление мощи ритма. ( АЙ. 421. )
  5. Звук и цвет являются одними из главных огненных проявлений. Таким образом, музыка сфер и сияние Огней Пространства будут высшими явлениями Огня. Потому и невозможно постоянно слушать звуки сфер или видеть Огни блистающие. Такие частые эмоции слишком разделили бы земное тело от Огненного. Тем самым не создалось бы равновесие, так нужное для Вечности. ( МО1. 73. )
  6. Прекрасны красоты плотные, но ведь музыка сфер несравнима. Но за этим тонким прозрением представляется Величие Огненное. Озон кажется здесь посланником Свыше, но он будет грубейшим проявлением атмосферы. Высока Лазурь земная, но она, как шерсть перед просветлением огненным. Так входящие в Огненный Мир не могут дышать воздухом Земли. Именно Нирвана есть огненное восхождение. В каждом Учении находим символ этого огненного восхождения... ( МО1. 157. )
  7. Ритм или мелодия? Скорее, ритм создает вибрации. Как знаете, музыка сфер, прежде всего, состоит из ритма. Огонь в ритме, но не в содержании мелодии. Конечно, могут быть счастливые совпадения, когда мелодия претворяется в ритм. Очень нужно понять связь ритма с Огнем. ( МО1. 355. )
  8. Светоносность всех частей Огненного Мира дает непрерывное свечение... Также вполне справедливо назвать музыку сфер песней Огня. Разве не огненные вибрации созвучат? И не есть ли это звучание питание излучениями?.. ( МО2. 4. )
  9. Не нужно думать, что звуки дальних миров будут чем-то невообразимым. Прежде всего, они будут звучанием, ибо ток создает вибрацию. К этим звучаниям нужно привыкать. Можно понять, что так называемая музыка сфер сравнительно часто граничит со звучанием дальних миров. Во всяком случае каждая музыка сфер уже связывает миры, ибо та же вибрация достигает планеты дальние. ( МО2. 66. )
  10. К трем Мирам Незримым надо осознать и миры населенные. Нужно понять эти океаны мыслей, которые рождают музыку сфер. Так будем прилежно направлять нашу мысль к дальним друзьям и сотрудникам и Покровителям... ( АУМ 137. )
  11. Сферою ограничено каждое явление в Космосе. Каждая сфера звучит своим напряжением. Их созвучие называется музыкой сфер. ( ГАЙ 1957 г. 395. (Сент. 4). (Матерь Мира). )
  12. Колокольчики пели. Знаете ли, что цветы поют? Каждый имеет свою ноту, на которой звучит, изменяясь в тонах в течение дня и ночи. Хор полевых цветов – это симфония трав и цветов. Звучание растений, не тронутых рукой человека, в хоре согласном. Сфера созвучий природы – музыка сфер. Поэт прав: хоры стройные светил не продукт воображения, но звучание музыки сфер. Звуковой аспект Космоса познается труднее всего. Искусственно подобранные цветы могут звучать согласно, если подобраны чуткой рукой и гармонически сочетаются своими красками. Гармония внешних форм может сопровождаться гармонией звуков при непременной чуткости сочетающего их человека. ( ГАЙ 1957 г. 285. )
  13. Звучит пространство волнами света. Свет звучит. О значении Света Сказано мало. Каждый цвет спектра имеет свою ноту. Музыка сфер представляет собою сочетание этих звучаний. Звуковой аспект Вселенной еще мало известен. Но расцветшая роза звучит своей нотой. Травы звучат и деревья, особенно когда в цвету. Так же звучит и микрокосм человеческий красотою, когда гармоничен, или диссонансом, раздирающим пространство. Мир Высший звучанием насыщен, исходящим от всего, что наполняет его. Низшие слои, наоборот, характерны раздирающим ухо дискордом. Арфа духа звучит своей нотой. Сердце поет свою песню. Хор созвучных сердец рождает свою симфонию. Гармония звука и цвета дает жизнь, точнее, жизнь есть результат и гармоническое воплощение в форме законов звука и цвета. Дисгармония – это разрушение, разложение и смерть. Равновесие есть гармония духа. Ритм равновесия может расти беспредельно. Мощь духа уявляется в равновесии. Равновесие, гармония и созвучие консонанса – формы выражения согласованности духа. ( ГАЙ 1964 г. 5. (Янв. 4). )

По созвучию — получение

  1. Личное «я» дома оставив, можно коснуться Меня. ...Пусть замолкнут внутри земные голоса, пусть прекратится звучание суеты, и тогда, и лишь только тогда музыка сфер станет доступной, и Царство Мое, которое не от мира сего, начнет раскрываться перед сознанием... ( ГАЙ 1956 г. 662. (Сент. 25). (Матерь Мира). )
  2. При устремлении в Сферы Мои следует помнить о законе созвучия и соответствия. Без созвучия нет контакта. Созвучим сущностью своей с Сущностью Высшей. Музыка Сферы Моей – величественная симфония, затрагивает какую-то струну или струны в микрокосме человеческом, и они начинают созвучать ей в ответ. На ключе торжественности звучит музыка сфер. С этим ключом и ко Мне подходите, оставив внизу суету. Нет места обычности в Сферах Моих. Мне созвучать научитесь. По созвучию и получение. Если нет получения, значит, созвучие не состоялось, значит, надо его утвердить. ( ГАЙ 1956 г. 794. (Матерь Мира). )
  3. Абсолютный слух в том виде, как он проявляется у обычных людей, касается звуков земных и способности их запоминания и воспроизведения. Но он не касается звуков Небес. Музыка Сфер может быть еще недоступна для такого уха. Следующей ступенью будет шкала звуков Тонкого Мира, и затем уже и Высших Миров. До четырнадцатого слуха может дойти способность звуковых восприятий, и каждая ступень имеет свой предел абсолютности, ограниченный тою сферою, в которой она проявляется. По шкале Беспредельности даже четырнадцатый слух не будет пределом, хотя он и может быть таковым для данной планеты. Поэтому абсолютный слух в обычном его понимании не есть предел достижений, хотя состояние можно считать весьма утонченным... ( ГАЙ 1966 г. 552. (Сент. 19). )
  4. Познавание огненных воздействий распределено по чувствам. Первое впечатление будет зрительным со всем огненным разнообразием, затем присоединится слух с музыкой сфер, с колоколами, со струнами Природы... ( МО1. 110. )
  5. Нередко люди различают частицы музыки сфер, так же как вибрационные дифференциации Света. И только ложное отношение ко всему Сущему не позволяет им сосредоточиться на этом... ( МО1. 198. )
  6. Опытные телеграфисты могут, не применяя голоса, переговариваться чуть заметными прикасаниями. Также и в Тонком Мире голос не нужен и заменен быстрой мыслью, но звучание не покидает Мир. Что же может быть прекраснее музыки сфер? И люди запрещают разговаривать во время музыки. Они правы – звук настолько тонок, что выкрики речи могут порождать самые раздражающие диссонансы. Тонкий Мир в Высших Сферах именно звучит прекрасно. Когда так тяжко на Земле, мысль может возноситься к Мирам надземным. ( МО3. 549. )
  7. АУМ звучит не как имя, но как понятие. Постигающий придет к звучанию, которое созвучит с музыкой сфер. Можно лишь редко услышать земным ухом это звучание сфер, но невежда примет это звучание за шум в ухе.

    Так пойдем туда, где звучит сама Беспредельность. ( АУМ 79. )

  8. Преломление лучей – эти звуки входят в оркестр музыки сфер. Можно представить кристальность тонкости с мощью вихря.

    В мозгу есть центр, называемый колоколом; как резонатор, он собирает симфонию мира и самую глубокую тишину способен превратить в грозный аккорд... ( ОЗ ч.2.IV.7. )

  9. Язык тонкого тела выражается через наполнение центра Колокола, при этом нет нужды затрудняться произношением всех букв. Звук Начальный уже достаточен, ибо остальное принимается сердцем. Также музыка сфер не требует мелодии, но основана на ритме, ибо остальное резонируется сердцем. Именно сердце будет соединителем миров, и только оно может отвечать Сердцу Владыки и всей Иерархии. Можно утерять зрение и слух, но сердце будет лучшим заместителем и даже более тонким выразителем сущности. ( И. 219. )
  10. Диссонанс слышнее консонанса. Если прислушаться к низшей надземной сфере, можно поразиться мучительными стонами, воплями и криками ужаса. После стенаний следующие сферы кажутся молчаливыми; но это впечатление относительно. Музыка сфер величественна, но она не раздирает нервных центров. Так и во всем сущем люди привлекаются диссонансом, но лишь немногие умеют сознавать созвучие. При путях к Братству нужно познать мощь созвучия. ( БР1. 480. )

  11. Творящие музыку сфер

  12. Можно на опыте замечать, как внешнее становится внутренним, неотъемлемым. Сперва йог слышит музыку сфер, но после, путем сердца, начинает сам звучать этой гармонией Высшего Мира. Но для этого нужно пламенное сердце.( С. 198. )
  13. Урусвати знает значение ритма постоянного общения с Высшим Миром. Долголетними трудами достигается ритм Высшей Энергии. Не следует думать, что озарение может утвердить такой ритм. Сначала требуются словесные обращения, потом они претворяются в безмолвные устремления и, наконец, они сливаются в ритм, который звучит в сердце постоянно и среди бдения, и среди сна. И явление одного основного качества усиливает вибрацию, назовем это качество экстатической Любовью, в ней и высшая преданность, и неугасимое доверие, и неустанная мощь. Такая степень восхождения очень велика, но во всем нет завершения. ( БР2. 722. )
  14. Можно лишь глазами сердца усмотреть, не осталось ли какой-то возможности еще усилить устремление? Можно радоваться каждому полномерному устремлению. Такая полномерность порождает музыку сфер. Особое сгармонизирование возникает, когда все струны сердца зазвучат. Не поймите такие сравнения как символы, уже давно Мы говорили о глазах сердца. Именно человек видит ими и слышит ушами сердца. Без таких органов как можно нам существовать! ( БР2. 91. )
  15. Братья человечества назначаются строить жизнь планеты; назначаются, как Ведущие Веление великой Матери Мира. Когда провод радости идет, тогда звучит музыка сфер. Когда трепещет сердце космической силой, тогда музыка сфер наполняет пространство. Сердце Нашего Братства человечеству бережет путь к Общему Благу. ( И. 11. )
  16. Мы знаем мощь возвышенной мысли. Мы собираемся, чтобы сообща помыслить о самом Прекрасном. При этом Мы не задаем себе один образ, но каждый избирает самое прекрасное, близкое ему. Создается симфония, приближающая музыку сфер. Эти аккорды звучат как победные трубы, они вмещают в себе столько созвучий, что слышание их уже возносит сердце к радости. ( БР2. 135. )
  17. Тонкий звук подобен языку Тонкого Мира. Он понимается без грубых вибраций земных, также как и музыка сфер присоединяется к нашим тонким вибрациям, и тогда получается ощущение прекрасного. ( БР1. 283. )
  18. Урусвати слышала величественную музыку сфер и также скрежет хаоса. Из этого смятения и воплей Великие Учителя образуют гармоничную симфонию. Только тот, кто слышал обе крайности, может судить о протяжении такой эволюции. Лишь несведущие полагают, что арфы небесные звучат по первому приказу. Но от бездны хаоса до гармонии Небес – путь труден. Потому-то Великие Учителя будут и Великими Тружениками. ( БР2. 152. )

Слышать космическую ноту

  1. Звучание на космическую ноту пространственно может передаваться духу, который чувствует тонкие токи. Среди тонких проявлений звучаний духа нужно особенно отметить те, которые слышимы огненному духу. Как нужно прислушиваться к той, казалось бы, неслышимой ноте, которая может передать духу пространственную радость или тоску. Явление необъяснимой тоски может иметь свое значение от звучания пространственной ноты. Тонкий организм этого носителя Огней содрогается от этих нот пространства. Физическое ухо может не слышать, но тонкий слух уловит то, неслышимое ухом, и воспримет сердцем. Потому устремленный дух – творец в унисон с Космосом, и знает космические звучания, которые напрягают пространство, в них содержится зов или клич; в них победа или битва; в них вопли или радость. Истинно, знающий эти звучания и испытавший радость и тоску общения с пространством, может назваться великим Огненосцем. Об этом свидетельствует огненное Сердце матери Агни Йоги. Так запомним великое объединенное Сердце! ( МО3. 187. )
  2. Урусвати познала Тишину звучания. Великие явления происходят в тишине. В то же время сказано, что Тишина может быть громче грома. Нужно различать Тишину живую, полную созвучий надземных, и тишину мертвую, когда пресечены провода Высших Миров.

    ...звучание Тишины как мощные аккорды звучат, наполняя все Сущее; радость живет в таких созвучиях.

    Нужно прислушиваться к начальным звучаниям. Иногда они наполняют пространство, как струна звучащая; иногда они подобны хорам многоголосым; иногда они схожи с величественной симфонией, но иногда можно слышать Песнь одного Голоса; так можно воспринимать Музыку Сфер. Каждое мгновение пространство звучит особым ритмом.

    Мыслитель, среди беседы, иногда умолкал, прислушиваясь, и добавлял: "Как прекрасно звучит Мир Надземный".( БР2. 924. )

  3. Урусвати знает, что должен народиться великий мастер музыки, который даст человечеству отзвуки симфоний сфер. Приходит время, когда люди особенно нуждаются в симфониях пространства, когда гармония звучаний явится действительной панацеей. Не раз уже приходили послы звуков, но мало удавалось запечатлеть слышанное ими в тонких сферах.

    Урусвати слышала музыку сфер*, она знает, что главная мощь в гармонии и в ритме. Но нет таких инструментов на Земле, чтобы выразить все величие Зовов Пространства. Вот и еще страница Нашей Внутренней Жизни – без звучаний Мы скучаем и удивляемся если некоторым людям не нужна музыка.

    Мыслитель учил: "Слушать Прекрасное и смотреть на прекрасное – значит улучшаться".( БР2. 608. )

    ______________________

    * На высотах Тибета мне было дано услышать музыку сфер. Тысячи струнных инструментов участвовали в этом невидимом оркестре. Красоту и чистоту этих звуков невозможно себе представить, никакой земной звук не может передать тонкость и чистоту этих пространственных струн. Невидимый, грандиозный Оркестр не исполнял мелодии, но звучал ритмом мощного нарастания...

    Все мое существо испытывало неописуемое восхищение и притяжение к этому мощному нарастанию. После запечатления такой красоты, чистоты и мощи во мне, в моем существе я продолжительное время не могла без отвращения и содрогания слушать граммофон или радио. Именно, как было Сказано: «Прежняя песнь превратится в шум колеса». Думаю, если после этого надземного оркестра мне пришлось бы услышать Прокофьевский марш из «Трех Апельсинов» или Симфонию Технократии Шостаковича, мое сердце не выдержало бы и разорвалось от страшного диссонанса. (Из письма Е.И. Рерих т. 7. 1940-1947 гг. (МЦР), стр. 423. // №221. В.Л.Дутко. 14.06.1947) )

  1. Вселенная имеет различные аспекты: ее можно познавать в виде форм, цвета, аромата, звука и так далее. Звуковая Вселенная соткана из звуков, или звуковых волн. Эти волны в их астральном аспекте можно приводить в движение волей. Звуковые волны легко подчиняются ей. Когда композитор творит на Земле, он сочетает звуки в мелодии и симфонии. Он часто улавливает симфонии из Тонкого Мира. Процесс иногда очень труден, и его фиксация требует большого опыта и знаний. В Тонком же Мире, где исчезают плотные ограничения, музыкальное творчество доступно каждому, кто духом понимает законы гармонии. И для этого не требуется ни музыкального образования, ни умения играть на каком-либо инструменте. Дух творит, дух рождает из пространства величественные симфонии, которые звучат порой как бы в исполнении огромного оркестра, состоящего из самых разнообразных и невиданных на Земле инструментов. Дело не в инструментах, которых нет, а в том бесконечном разнообразии звуков и их тончайших оттенков, которые можно вызвать волей из сфер звучащей материи стихий. Воля дает направление, воля дирижирует этим космическим оркестром, и сфера, окружающая творца, начинает звучать дивными, невыразимо прекрасными симфониями духа. В ритм творческой воле звучать начинают сферы пространства, и творец находит величайшее наслаждение в этом незримом процессе. Конечно, музыкантам легче и, конечно, тем, которые имеют в себе творческий огонь духа. Все дело в огне духа и в творческом устремлении его к созиданию новых форм звуковых сочетаний. Даже иногда на Земле в духе можно коснуться этих сфер беспредельных возможностей музыкального творчества. И чует тогда человек, что двери чудесного мира неземной красоты на миг раскрываются перед его сознанием. Красотою живет Мир Высший. Ею пронизано все в Его сферах. И область высочайшего творчества открыта устремленному к ней духу. Все виды искусства, утонченного и сублимированного, открыты там человеку. На Земле ведь лишь слабое и тусклое отражение того, что существует и творится там. Священные танцы древних превратились в танцульки и утратили свое высокое назначение. А между тем можете представить себе хоровод душ созвучных в пространстве, совершающих торжественный танец духа в лучах далеких светил. Торжественную молитву Беспредельности огненный дух может выразить в танце священном, сливаясь в ритмическом движении с музыкой сфер и оставляя в пространстве сияющий узор духа, насыщенный красотою. Священные книги говорят о славословии духов бесплотных Творцу. Поймите под этим туманным и неубедительным выражением огненное творчество духа, в пространстве творящего новые формы своего выражения в радости ощущения несказуемости своего бытия.

    В этом великое значение искусства на Земле – подготовить дух человеческий к возможности космического творчества. Без творчества нет искусства. Творчество человека выливается в искусстве в свою высшую, возможную на планете, форму. Искусство – это путь к Свету и знанию. Искусство есть огненный путь к высшему назначению человека в Космосе. ( ГАЙ 1957 г. 44. (Фев. 2). )

  2. К космическому могуществу духа путь кратчайший лежит через искусство. К овладению творческой мощью путь – через искусство ведет. Да! Да! Да! К овладению материей и энергиями огненными легче всего подойти через искусство. Поясню: ваятель, художник, писатель и композитор – все они должны овладеть в совершенстве: ваятель – материей плотной, художник – красками и умением их сочетать гармонично, писатель – материей тонкой, астральной, композитор – энергией звука.

    ...Художник, не зная того, стремится овладеть шкалой света и умением комбинировать цвета спектра в видимых формах, запечатленных на полотне. Чтобы их воспроизвести и изобразить, надо видеть, надо удержать вибрации света в третьем глазу – усмотреть и удержать, чтобы потом воспроизвести. Удерживая в сознании увиденный ранее пейзаж, или лицо человека, или какое-то особенное сочетание красок и видя внутренним зрением запечатленный образ, художник уявляет власть свою над материальными вибрациями энергий световой шкалы и, пользуясь ею, творит. Композитор творит в мире звуков, используя тот же процесс, но по шкале звуковой. Все эти виды искусства обуславливаются владением энергиями и материей определенного вида, и все они ведут к умению ими владеть. Особенно характерно творчество не репродуктивное, но синтетическое, когда творец создает совершенно новые формы, ранее не существовавшие и не виденные им. Из энергий звука, цвета, или энергии астральной, композитор, художник и писатель творят. Нельзя уявлять творчество, не овладев известным видом энергий и материальными средствами их выражения. Искусство приводит к этой власти над определенными сферами и в руки человека дает могучий творческий рычаг. Но это лишь подход к цели дальнейшей, к власти над всеми видами материи и энергий. Но нужно осознать, что дает художнику хотя бы одно только овладение своей сферой. Если мысленный образ, ясный и четкий, уже сам по себе стремится воплотиться в плотные формы, какую же силу имеют четкие, ясные и устремленные формы мысли мастера кисти. Но обычно об этом не думает никто. И творческая мощь устремлена лишь в одном направлении. Творчество без огня невозможно. Мысль становится огненно напряженной, и огнем насыщаются все продукты творчества духа. Огненные образы и формы живут века, огнями охраняемые. Все эти виды творчества лишь только ступени к дальнейшему развитию творческой мощи, к той высшей, когда творцу уже не нужны ни краски, ни кисти земные, ничто материальное, для выражения и утверждения продуктов творчества духа в видимых, материальных формах. Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово. Космическое творчество основано на Слове, на звуке – мощном посреднике творчества жизни Космической. Музыка вводит человека в мир звуков. Оккультное значение звука глубоко, сокровенно и полно мощи неизреченной. Овладевая энергией звука, приближается человек к истокам космической мощи. Звуком можно разрушить стеклянный сосуд, звуком можно разрушить скалу. Звук – это мощная сила. Искусство ведет к овладению звуком. Музыкальная область – лишь только начальная ступень. Но надо знать, надо же знать глубочайшее, сокровенное значение цвета, звука и формы и их взаимосвязь. Надо понять, как гармоническое сочетание их дает в результате прекрасный цветок, или чудесный аромат, или красивую форму, являющуюся продуктом их согласованности, или их созвучия. Как великий художник, Создатель Планеты творит из материи тонкой, светящейся, нужные формы. Ступени творчества беспредельны, и земное искусство ведет человека по этим ступеням к беспредельным возможностям творчества космического. ( ГАЙ 1957 г. 253. (Июнь 21). )

  3. Трудно понять по-земному формы уявления искусства на Высших Мирах. Возьмем музыку и творчество композитора. Представьте себе огромный открытый амфитеатр. В одном конце его возвышение, по которому поднимается композитор, исполняющий свое изобретение. Он в белой одежде, в руках у него два металлических жезла, очень похожие на обычные дирижерские палочки. Оркестра нет, исполнителей нет, музыкальных инструментов нет. Амфитеатр наполнен слушателями, которые ждут напряженно. Вдруг композитор поднимает руки, в которых жезлы. Он весь окутан волнами света, из жезлов вырываются языки нежгучего пламени различных оттенков, но красивых необычайно, и пространство вокруг начинает звучать. Звуки нарастают, волшебная симфония наполняет сферу, звуки льются мощно, свободно, красиво, как будто бы тысячи совершеннейших инструментов и исполнителей принимают участие в невидимом или скрытом где-то оркестре. Но, странное дело, волны света растут, они насыщены пламенем, они принимают формы, все более четкие и определенные, в полном созвучии с основной мелодией. За композитором в пространстве образовался как бы экран, волны света формируются в явные, видимые образы. Картины природы, горы, водопады, как в кино на экране, начинают складываться в пространстве. Цветущие луга, озера, леса проплывают перед зачарованными зрителями. Вдруг появляются люди – прозрачные легкие тени – они исполняют величественный танец огня, они двигаются легко и свободно в пространстве, образуя красивые гармонические сочетания, словно живые движущиеся гирлянды цветов. Звуки незримого оркестра все усиливаются и нарастают, за пределами амфитеатра, в пространстве, видны тысячи лиц, тысячи глаз – это жители планеты, находящиеся далеко, слушают исполнение нового произведения великого композитора. Им не надо наушников, им не надо радиоустановок, воспринимающий на расстоянии слуховой аппарат находится в их организме в утонченном рабочем состоянии. Внутренний слух развит достаточно. Яснослышание и ясновидение – способности, которыми они пользуются свободно. Невидимая аудитория переполнена. Много присутствует и развоплощенных духов, любителей музыки, привлеченных волнами звуков. А композитор продолжает управлять незримым космическим оркестром, мощью огня духа извлекая из пространства звуки, цвета и сочетания их все в новых и новых комбинациях. Как у дирижера, поднимаются и опускаются его руки, и новые волны огня вырываются из быстро мелькающих жезлов. Еще один жест, подняты руки и замерли в последнем движении. Симфония окончена. Пламя потухло, исчезли пространственные образования, на возвышении стоял человек в белых одеждах, но аура его уже не переливалась тысячью мощных огней. Концерт закончен. Не следует удивляться, что музыкальное творчество на Дальних Мирах может проявляться несколько иначе, чем у вас на Земле. Ведь и ваши композиторы, творя свои вещи, слышат и улавливают пространственные мелодии, они слышат целые симфонии, они как бы управляют незримым оркестром. <...> может услышать то, что внутренним ухом слышит композитор. Так же и у вас на Земле основы незримого творчества звуков уже явлены тоже в форме какой-то. Учение имеет задачу вооружить человека без единого аппарата или инструмента. На Дальних Мирах это утверждение Учения уже осуществлено. Это то, к чему земное человечество, рано или поздно, но все же придет. Ибо все заключено в человеке. ( ГАЙ 1957 г. 259. (Июнь 25). )
  4. Звуковой аспект Космоса беспределен, как и сам Космос. ...Все в Природе имеет свою ноту, или звуковой ключ. Каждый кристалл звучит, и каждый по-своему. Все металлы и все элементы химической шкалы Менделеева различаются своей звуковой тональностью. Каждая травинка, каждый цветок звучат по-своему. Цветущая яблоня – это симфония торжествующей жизни. ...Каждый цветок Тонкого Мира тоже звучит.

    При совершенстве творческой способности разума человека слух должен быть абсолютным. Мало уметь воспроизвести слышанную мелодию или звук, надо еще, помимо репродуктивной слуховой способности, развить способность творческую, способность творить звуками.

    Создать обычную музыкальную симфонию – это одно, создавать симфонии Космические, звучащие в пространстве, – это другое, но творить с помощью гармонически сочетаемых звуков, пользуясь звуковым вибрационным ключом привлекаемых к творчеству элементов, творить новые формы – это будет уже творчеством высшим, для которого нужны абсолютное качество чувств и знание законов гармонии, числа и пропорций. Создатель планеты их Знает, Пламенные Логосы их Знают, Планетные Духи их Знают, и все – в степени разной... ( ГАЙ 1966 г. 225. (Апр. 2). )

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ

Название книг Агни Йоги:

  • ОЗ
  • ОБ
  • АЙ
  • Б1
  • Б2
  • И
  • С
  • МО1
  • МО2
  • МО3
  • БР1
  • БР2
  • ГАЙ
  • — ОЗАРЕНИЕ
  • — ОБЩИНА
  • — АГНИ ЙОГА
  • — БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ I
  • — БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ II
  • — ИЕРАРХИЯ
  • — СЕРДЦЕ
  • — МИР ОГНЕННЫЙ I
  • — МИР ОГНЕННЫЙ II
  • — МИР ОГНЕННЫЙ III
  • — БРАТСТВО. НАДЗЕМНОЕ. 1937 год
  • — БРАТСТВО. НАДЗЕМНОЕ. 1938 год
  • — ГРАНИ АГНИ ЙОГИ

Пояснения:

  • Майтрейя – Владыка, нареченный «Состраданием», грядущий Учитель человечества, в буддийской философии – Бодхисаттва и Будда нового мирового порядка эпохи Сатья-Юги. М. – единственный Бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма.

  • Материя Люцида – «Материя Люцида есть стадия Первичной Материи на астральном плане, доступная еще исследованию, но тоже имеющая, конечно, свои градации». (Из письма Е. И. Рерих от 08.05.35.)

  • Матерь Мира – Великая Индивидуальность, принявшая на себя ответственность за нашу Землю на определенный период (весь цикл планетного существования) и носящая титул Матери Мира, стоит во главе Иерархии Света нашей планеты.

  • Мыслитель – имя Великой Индивидуальности, известной в одном из земных воплощений как Платон (428/427 до н.э. – 348/347 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

  • Огненный Мир, Тонкий Мир – согласно Живой Этике в нашем энергетическом пространстве существуют три мира различных состояний материи, которыми далеко не исчерпывается богатство космоса. Мир Надземный состоит из Мира Тонкого и Мира Огненного. Мир Тонкий, в свою очередь, состоит из мира астрального и мира ментального.

  • Пространственный огонь – «будучи в сущности своей единым, состоит из множества потоков, истекающих из различных центров сил, от множества ВИДИМЫХ и НЕВИДИМЫХ (то есть находящихся на других планах) Светил» (Н.Уранов Размышляя над Беспредельностью, т.1).

  • Урусвати, Матерь Агни-Йоги (М.А.Й.) – имена Елены Ивановны Рерих, данные ей Великими Учителями Шамбалы как носительнице особой миссии провозвестия Агни Йоги.


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика