Н. К. РЕРИХ — ХУДОЖНИК

Рерих С.Н. Портрет
Н.К. Рериха. 1938

Велико значение искусства для будущей жизни! Новый мир идет!
( Рерих Н.К. Пути благословения )

Вклад каждой человеческой личности в общемировую копилку определяется прежде всего тем кругом мыслей, которыми эта личность насыщает пространство. Проявляясь в течение всей жизни, мышление обуславливает всю деятельность человека. Среди многоплановой деятельности бывает трудно найти наиболее яркую ее грань. Но зная основные, доминирующие мысли можно одним словом определить ее направление. Применительно к трудам Николая Константиновича Рериха таким ключевым словом, на наш взгляд, будет "служение" - самоотверженное служение Наивысшему и человечеству. Оно выражалось и в его историко-археологических изысканиях, и в его общественной деятельности, насаждающей и охраняющей прекрасное, также и в духовном наставничестве, в литературной и художественной работе.

Так же как и во всей жизни, черта служения сложила в Рерихе-художнике верность призванию, самозабвенную трудоспособность, большое мастерство, проникновенное воплощение в творчестве высших идей. Высокое качество всех его проявлений неизменно вдохновлялось его спутницей и преданной сотрудницей Еленой Ивановной Рерих. Невозможно представить себе более плодотворного союза, чем союз семьи Рерихов, что, конечно же, отразилось и на художественном творчестве Николая Константиновича.




С самого раннего возраста Рерих проявлял особые способности к рисованию, и к шестнадцати годам начал всерьез думать о поступлении в Художественную Академию, чтобы стать профессиональным художником. Его отец, однако, не считал живопись подходящим занятием для достойного члена общества и настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам и начал изучать юриспруденцию. Сошлись на компромиссном решении, и осенью 1893 года Николай поступил одновременно в Художественную Академию и в Санкт-Петербургский Университет.

В Академии ему довелось учиться у Архипа Ивановича Куинджи - колориста-чудотворца и неординарного человека. В статье, посвященной памяти учителя, Рерих характеризует его как "большого, самобытного художника… друга молодежи и печальника обездоленных… славного мечтателя в стремлении объять великое и всех примирить" [1]. В своих питомцах Куинджи воспитывал подлинную любовь к природе, ее проникновенное понимание и умение поэтически отображать это в живописи.

Уже в первых значительных работах таких, например как "Гонец" (1897), Рерих проявил себя достойным учеником своего учителя. Исполненная не без влияния художественной манеры Куинджи, эта работа по своему замыслу превосходит задачи мастерской изобразительности. Здесь, как и в дальнейшем, Николай Константинович стремился к воплощению значимых в человеческой истории моментов, доводя порой глубину обобщения до уровня знака, символа. Стремление выразить грандиозность замысла приводило к тому, что нередко художник, вместо единичного полотна на интересующую его тему, создавал целую серию картин. В этом нам видится преимущество поэмы перед небольшим стихотворением. Так картина "Гонец. Восстал род на род" стала первой в серии "Начало Руси. Славяне", посвященной образованию в IX веке древнерусского государства.

Обращаясь к теме древней Руси, Рерих не ограничивает себя передачей конкретного исторического факта, но широко дополняет известные научные данные поэтическим вымыслом, догадкой, стремясь передать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в "Гонце" нашла свое первое удачное воплощение [2].

Заморские гости. 1901

В серию "Начало Руси. Славяне" также вошли картины "Идолы" (1901) и "Заморские гости" (1901), исполненные во Франции, куда Рерих уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. "Заморские гости" обращают на себя внимание высокопоэтическим строем, красочной нарядностью, по сути новой манерой письма, к которой художник впервые обратился в своем творчестве. В одном из своих писем Е.И.Рерих, говоря о колористическом строе картин Николая Константиновича, отмечает:

"В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина - прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя" [3].

Летом 1903 и 1904 годов Рерих совершил большое путешествие по сорока городам России, поставив перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Вся эта экспедиция была одним непрерывным открытием. Перед исследователем предстало величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Преисполнившись значимостью обнаруженных им шедевров зодчества, Рерих решил привлечь внимание общественности к необходимости сохранения и защите этих ценностей. Для начала он написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих древние строения.

Ангел последний. 1912

Ангел последний. 1942

Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха, так как по возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который, как он надеялся, должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. Его глубокое понимание значения культуры, как отражения в земных образах Наивысшего, и стремление во что бы то ни стало охранить культурное наследие человечества привело к тому, что тридцать один год спустя наконец-то был принят международный Пакт Рериха.

В 1904 году Николай Константинович написал первые из своих картин, сюжетами которых стали легенды и образы русских святых. В начатую тогда серию вошел один из вариантов картины "Ангел последний" (1912), посвященной явлению Армагеддона. Рассматривая творчество Рериха, неоднократно приходится сталкиваться с "многовариантностью" полотен. Возвращение к уже использованному сюжету объясняется не только желанием Николая Константиновича добиться большей художественной убедительности, но и стремлением дополнить, уточнить идейное содержание картины. Так, сравнивая два варианта того же "Ангела Последнего", Е.И.Рерих в одном из писем пишет:"Сейчас (1941) пишется картина, напоминающая об "Ангеле последнем" 1912 года, только тогда название было "И пролетит над Землею", а теперь будет - "И пролетел над Землею Грозный, Прегрозный". Вехи в разные времена данные, уже становятся на свои места" [4].

Три радости. 1916

Всегда обращаясь к истокам, будь-то легенды, народные предания, сказки, религиозная философия, Рерих в своих работах настаивает на цельности восприятия мира, на тесном единстве человека и природы, на реальности образов духовного мира. Не примитивными представлениями о язычестве веет от его работ "Дочь викинга" (1910), "Человечьи праотцы" (1911), "Три радости" (1916) или эскизов к декорациям оперы "Снегурочка" (1908) и балета "Весна священная" (1910-1913). В этом идеальном мире древних царит удивительная гармония, поддержанная исключительным даром художника в композиции.

"…каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, - пишет Е.И.Рерих, - и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах"[3].

Благодаря огромной трудоспособности, Николай Константинович создал более чем семь тысяч художественных произведений. И это при том, что он значительное количество времени отдавал культурно-просветительской, экспедиционной и литературной работе. Яркой иллюстрацией его занятости может служить выдержка из письма Елены Ивановны:

"Н.К., в свою бытность директором Школы Имп. Общ. Поощрения Художеств, был занят целыми днями, ибо школа была открыта от 9 утра до 10 ч. вечера, да еще полдня по воскресеньям. А кроме того, в скольких других учреждениях Н.К. состоял председателем, или основателем, или членом комитета, и сколько вечеров уходило на такое добровольное служение! Зимою он имел очень мало времени для своего художества, иногда проходили целые недели - и он не мог взяться за кисть; только летами, в течение трех месяцев, он работал с утра до ночи" [5].

С подобным же неистощимым энтузиазмом Николай Константинович с 1921 года работал над созданием в Нью-Йорке Главного Института Объединенных Искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им еще в Санкт-Петербурге. Его концепция художественного образования включала в себя обучение всем видам искусств одновременно: живописи, прикладному искусству, музыке, пению, танцам, театру - под одной крышей, а также предоставление преподавателям права свободного выбора программы обучения.

Взаимное обогащение различных видов искусств, к которому призывал Рерих, свидетельствовало о его способности к гармонизации, к сведению вместе, нахождению соответствий между внешне несхожими и даже конфликтными сторонами и явлениями жизни. Он считал, что развитие подобного синтетического видения в человеке эволюционно неизбежно. И этому может очень действенно помочь искусство, которое к тому же есть великий объединитель. "В таинственных обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество" [6], - писал он.

Мост славы. 1923

Искусство, не только способствует взаимопониманию народов мира, но и является действенной связью с миром Высшим, миром духа. Картина "Мост славы" (1923) изображает Сергия Радонежского, который в глубокой задумчивости идет на фоне синего моста, образованного северным сиянием, "соединяющим" небо и землю. Эта работа символизировала начало нового этапа в жизни Рериха, связанного с предпринятым в 1923-1928г.г. путешествием семьи Рерихов по Центральной Азии, поиском общих духовных корней Востока и Запада, пророческим отображением эволюционного пути человечества.

Во время экспедиции Николай Константинович работал исключительно плодотворно. Им созданы сотни полотен, посвященных удивительной природе Индии и Тибета. Горы… горы… горы - множество небольших по размерам картин, написанных темперой - камни и воздух, пронизанные поразительными светами Гималаев. Даже эти, казалось бы лишенные сюжетного разнообразия полотна, обладают притягательной красотой и ценностью необычайной. Научное объяснение этому явлению дается в "Гранях Агни-Йоги":

"Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света…" [7].

"Какими прекрасными образами наполнил Гуру [Н.К.Рерих] пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его" [8].

Моисей Водитель. 1925-1926

Приказ Ригден Джапо. 1927

Одна за другой сложились серии картин "Его страна", "Знамена Востока", "Майтрейя", рожденных в период самого пристального изучения Н.К.Рерихом истории, философии и культуры Индии, народов Тибета и Монголии, Алтая. Девятнадцать полотен из серии "Знамена Востока" можно назвать гимном духовным водителям человечества. Здесь и "Будда Победитель" перед источником жизни, и "Моисей Водитель" – на вершине, окруженный сиянием неба, и "Сергий Строитель" - самосильно работающий и др. [9].

Важной задачей считал Николай Константинович выяснение восприятия разными народами грядущего мессии - освободителя человечества от зла и несправедливости, обновителя жизни на земле. Так, благодаря множеству слышанных им во время экспедиции легенд и преданий, виденных им величественных изображений, Майтрейя - грядущий мессия - предстает на его картинах в различных образах: индийского Калки-Аватара ("Калки Аватар", 1932-33), монгольского Ригден-Джапо ("Приказ Ригден Джапо" 1927), алтайского Белого Бурхана ("Знамя грядущего", 1925-1926).

"Рассказывают, как благословенный Ригден-Джапо появляется, чтобы дать поручения своим вестникам; как возникает могучий правитель на черной скале, по дороге в Ладак. И со всех сторон конные вестники приближаются в глубоком почтении, чтобы слушать Его: и на полной скорости они мчатся исполнять приказы великой мудрости" [10].

Не менее величественна симфония женских образов, созданных художником. Чтобы подчеркнуть особенный подход Рериха к женскому вопросу, процитируем вслед за ним слова его спутницы Е.И.Рерих:

"В тяжкие дни космических катаклизм и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины…

Царица
небесная.
1912

Матерь Мира.
1924

Мадонна
Орифламма.
1932

Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет!

Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота…" [11].

В картинах "Ведущая"(1924), "Матерь Мира" (1924), "Мадонна Лаборис" (1931) Рерих изобразил женскую божественную сущность в разных ее ипостасях. Не раз он обращался к образу Матери Мира - женского начала Творца. Еще в 1914 году в Талашкине, в церкви св. Духа, им была исполнена сложная символическая композиция "Царица небесная на берегу реки жизни".

"Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут спутники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло.

Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное" [12].

Через десять лет появляются сразу два полотна "Матери Мира" (1924). Один из вариантов выполнен в глубоких синих и фиолетовых тонах, которые оттеняют поразительное сияние, окружающее Матерь. Платом покрыт Ее Лик, совершается Таинство. Красотой и величием своего Духа Великая Матерь привлекает к себе святых на небе и взоры тех, кто служит ей на земле.

Роль женщины - защитницы культуры, хранительницы духовных сокровищ - воплощена Рерихом также в картине "Мадонна Орифламма" (1932). Эта картина замечательна не только своими художественными достоинствами, но и изображенным на ней знаменем - Знаменем Мира. Помещенный на белом полотнище Знамени символ - три красных круга, заключенных в красное кольцо, - достаточно древен. Его можно найти на печати Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, на византийских и римских древностях. Трактовки этого символа весьма многочисленны, но в составе Знамени Мира он означает Единство Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры. Подобно знамени Красного Креста Знамя Мира, по замыслу Николая Константиновича, должно было отмечать места (как в военные, так и в мирные времена), находящиеся под защитой Пакта Мира.

Проживая с 1928 года вместе с семьей в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножья Гималаев, Рерих продолжает плодотворно работать. Он поистине неистощим в передаче великолепных красок этого края.

Полунощное. 1940

Эффектное зрелище представляет картина "Полунощное" (1940), воспроизводящая свечение в Гималаях. Вся гора за рекою усеяна розоватыми огромными огнями. Ослепительно яркие, разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдаленно напоминая северное сияние.

Никогда не видевшие изумительных красок Гималаев, упрекали художника в неестественности, надуманности его работ. Но очевидцы бывали поражены утонченной точностью в передаче цветовых сочетаний. Развитию такой утонченности немало способствовали подсказки Елены Ивановны, которая обладала удивительным чувством цвета. Кроме того Рерих, работая темперой "постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924 года перешел на новые краски, которыми пользовался до конца жизни. Эти темперы Николай Константинович изготовлял сам, замешивая сухие краски на особых клеях и смолах, которые давали максимальную яркость" [2].

Не изменяя манеру письма, Рерих постоянно стремился добиться высокого качества работы. О большом Мастере, о высшем мастерстве художника говорила Е.И.Рерих:

"Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем, и редко когда ему приходится нечто изменять или отходить от первого начертания. Истинно, наблюдая за процессом этого творчества, не знаешь, чему больше удивляться - красоте ли произведения или же виртуозности выполнения его" [3].

Разгадкой секрета явленной красоты полотен Н.К.Рериха было прежде всего внутреннее состояние художника, настрой его мыслей. Мы бы назвали это состояние молитвенным предстоянием перед Высшим, подобно тому, с которым работали русские древние мастера-иконописцы:

"Писались эти прекрасные вещи не как-нибудь зря, а так, чтобы "предстоящим мнети бы на небеси стояти пред лицы самих первообразных". Главное в том, что работа делалась "лепо, честно, с достойным украшением, приличным разбором художества" [13].

Что вдохновляло, что вело Рериха? Источником его вдохновения всегда было Наивысшее в том особенном изложении, какое было дано в Учении Живой Этики. Воистину иконописно звучат такие полотна как "София Премудрость" (1932), "Свет побеждает тьму" (1933), "Держательница Мира" (1933).

Держательница Мира
(Камень несущая). 1933

Звенигород. 1933

Картина "Держательница Мира (Камень несущая)" посвящена Елене Ивановне Рерих, ее особой миссии приготовления человечества к новым космическим условиям через расширение сознания и самоусовершенствование. Не случайно высокая и трудная задача "несения камня" - части чудесного камня, упавшего с далекой звезды, который появляется в различных странах перед большими событиями - была предоставлена русской женщине. Именно Россия названа ведущей в Новую Эпоху страной, "утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом" [14].

Также свыше определено в России на Алтае построить Звенигород - Город Будущего в Эпоху Света, где вознесется Храм Духа. Полотно "Звенигород" (1933) изображает Святых Старцев, выносящих из храма макет - символ Духовности будущего города. Если присмотреться внимательно к левой половине холста, можно увидеть степь в ладонях гор, голубых, плавных, с древними изгибами, как в Уймонской долине. Возможно, здесь когда-нибудь действительно появится чудесный город. Только сроки выполнения Великого Плана пока сокрыты.

Н.К.Рерих, который всегда очень любил родину и которого не оставляло желание вернуться в Россию, очень взволнованно воспринимал сообщения о тяжелых испытаниях, выпавших на долю русского народа во время второй мировой войны. В эти годы с новой силой всплывают в памяти художника образы русских героев, отстаивавших независимость своей страны. Так в 1941 году появляются полотна "Александр Невский", "Поход Игоря", в 1942 году - "Единоборство Мстислава с Редедей", "Партизаны", в 1943 - "Борис и Глеб", "Настасья Микулична".

Настасья Микулична. 1943

Весьма самобытной и необычной представляется, на наш взгляд, картина "Настасья Микулична". Мощная фигура женщины, изображенная на ней - это символ непобедимой мощи русского народа. "Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее — поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира" [14].

В 1947 году у Рерихов все было готово к отъезду на родину: упакованы картины, рукописи, книги. В своих последних письмах в Россию Рерих с радостью сообщал друзьям о скорой встрече, о больших творческих начинаниях, о желании многие из них завершить в России. Однако вскоре Николай Константинович ушел из жизни. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих картинах.




Н.К.Рерих оставил после себя величайшее художественное богатство. Его произведения разошлись по всему миру и обогатили музеи разных стран. Обладая несомненной духовной ценностью, они имеют также свойства целительные. На это указывала Елена Ивановна Рерих:

"Много пользы могут принести задушевные беседы перед художественными произведениями. Вибрации гармонических сочетаний тонов создают особую атмосферу. Реакция на нее посетителей Музея безошибочно определит их сущность.

Несомненно также, что произведения искусства обладают целительным свойством. Некоторые врачи вешали картины Н. К. в своих санаториях для нервнобольных" [4].

Полотна Н.К.Рериха несут вибрации Нового сужденного Мира, предвосхищая его приход. Рерих направляет людей к их духовному предназначению и напоминает им, что это их обязанность и ответственность - подготовиться к Новой Эре, когда Майтрейя соберет свое войско и под Знаменем Света победит силы тьмы. Рерих- воин уже был вооружен и готов к бою; его целью было собрать и подготовить к битве армию воинов, на доспехах которых начертано слово "культура".

Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Он верил, что, хотя земные храмы и предметы искусства могут гибнуть, мысль, которая вызывает их к жизни, не умирает, но составляет часть вечного потока сознания, и что устремления человека питаются его целенаправленной волей и энергией его мысли. И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции, и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания.




Сегодня многие учёные занимаются исследованием живописных полотен Николая Рериха и его сына – Святослава. Они изучают воздействие излучений картин на психическое и физическое здоровье человека. Излучения измеряют, в том числе и микрометром Белизаля, с помощью которого можно сделать радиоэстезический тест.

Испанский исследователь Леонардо Оласабаль, который занимается этими измерениями, в одной из своих лекций говорил:

"...возьмём любую картину Николая или Святослава Рериха. Мы можем остановиться только на картинах, изображающих восходы и закаты, а также тех, на которых изображены холмы и горы. Мы увидим, при проведении радиоэстезических измерений, что все они испускают колебания, превышающие 10.000 ангстрем. Некоторые из полотен Маэстро Николая даже доходят до 18.000 ангстрем, то есть, в три раза большего показателя, чем нормальный для здорового человека и равного показателю Ступы в Сарнатхе! Место, где постоянно проходят медитации и без перерыва поются мантры ещё со времён Господа Будды. Как видите, нет необходимости отправляться в Индию, чтобы почувствовать эту Жизненную Праническую Силу, поскольку она здесь, там, где находятся картины Маэстро Николая и его сына Святослава..."

А за свою творческую жизнь Николай Рерих написал более 7000 картин! Будучи "разбросаны" теперь по всей планете, они являются теми духовными магнитами, которые единят людей с высшими мирами, собирают и объединяют вокруг себя людей различных вероисповеданий и национальностей...

В современном психоанализе используется понятие "катарсис", известное ещё со времен античной философии и в переводе с греческого означающее "возвышение", "очищение", "оздоровление". В искусстве катарсис – это его очистительная сила, которая облагораживает человека, вызывает в нём наиболее идеальные, сокровенные вибрации и велит сердцу человеческому преобразиться. Эта сила способна сделать человека лучше и чище, пробудить в нём самые прекрасные чувства. Ведь искусство по своей природе призвано пробуждать сердца и нести Красоту, это одно из самых могучих средств духовного развития и воспитания человека. Картины Рериха способны вызвать у зрителя это состояние.

Сам Николай Константинович некогда сказал: "Через искусство имеете Свет", ибо искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни, оно воистину поднимает человека "до небес". Степень воплощения этой высокой задачи в творчестве и определяет истинность искусства, она возносит его творца на пьедестал Мастера. Мастер Николай Рерих... Так будем помнить о художнике и его уникальном художественном наследии.

Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рерих Н.К. Куинджи.
  2. Князева В.П. Н.Рерих.
  3. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т.1.
  4. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Т.2.
  5. Рерих Е.И. Письма Елены Рерих, 1932-1955.
  6. Рерих Н.К. Пути Благословения.
  7. Грани Агни Йоги. 1971 год. Т.12.
  8. Грани Агни Йоги. 1970 год. Т.11.
  9. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи.
  10. Рерих Н.К. Шамбала сияющая.
  11. Рерих Н.К. Женщинам. (Посвящается Единению Женщин Общества имени Рериха).
  12. Рерих Н.К. Сказки. Царица Небесная.
  13. Рерих Н.К. Радость искусству.
  14. Грани Агни Йоги. 1960 год. Т.1.

RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика