РУСЬ БЫЛИННАЯ В ПОЭЗИИ Н.К. РЕРИХА

Н.К. Рерих пламенно любил свою Родину, Россию, и хорошо знал её историю как историк и археолог. Он зорко провидел её огромные возможности и великое будущее. «Народу русскому суждена великая судьба, – писал он. Желающий прикоснуться к душе народа должен искать истоки» (Н. Рерих. «Истоки»). «Не знающий прошлого не может думать о будущем. Народ должен знать свою историю, запечатлённую в памятниках старины. Народ должен владеть всеми лучшими достижениями прошлых эпох...» (Н.К. Рерих. «Листы дневника», т.2. «Старые годы»).

Рерих Н.К. Поход Игоря. 1942 г.

Углубляясь в творческое наследие Рериха, мы видим, что «Русь Былинная» начинается с первых его произведений, и живёт во всём его многообразном творчестве – в картинах, в прозе и стихах.

В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седым туманом?(...) Со страниц летописи веет чем-то величаво-спокойным, характеры полны и детски понятны; время отбрасывает все подробности и детали, складывая облик полной художественной правды, общей всем векам и народам.(...) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь» («Николай Рерих в русской периодике». Выпуск 1. СПб, 2004. С. 81).

Рерих Н.К. Идолы. 1901 г.

Так «пропитывался» историей сам Николай Константинович Рерих, который с детства приобщился к археологии, а затем, под её влиянием, увлёкся изучением этнографии и древнерусского быта. Истории Древней Руси он посвятил целую серию картин, и к каждой из них, по словам художника и поэта Давида Бурлюка, «можно набросать строки цветных поэм. Дух поэзии, настроений вдохновенных истекает из холстов Н.К. Рериха».

В «Приложении» к книге стихов Рериха «Цветы Мории» помещены стихотворные поэмы и былины: «Лют-Великан», «Из-под кустышка, из-род ракитова», «Дремлет земля Святорусская». Стихи Рерих начал писать ещё подростком под влиянием скандинавских саг и древнерусских былин. Будучи студентом, он писал: «Чудная это вещь – эпическая поэзия. Совсем она меня в полон забрала... Какая глубина в этой народной старине!»

Н.Д. Спирина в статье «Образы Рериха» говорит о том, что «в литературных творениях Рерих в своей своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы».

Рерих Н.К.
Пантелеймон-целитель. 1931 г.

В статье «Чаша неотпитая» искрится и играет радугой красок чистый родник прекрасной русской речи. Это произведение Н.К. Рериха – настоящее стихотворение в прозе:

«Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, чёрные с жёлтым... Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт... Среди зелёного, мшистого луга, около овечьего стада наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина, неотпитая чаша. ...Живая вода по полю, по озёрам разбегается. И страшно, и больно, но и приятно знать, что в четырёх верстах от большого пути ещё лежат такие находки. Давно показались. Ждут.

Рерих Н.К.
Святогор. 1938 г.

Знают, пройдёт испытание. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт».

Такие особенно прекрасные, звучные слова находил Рерих для своих статей о России. В самые трудные для Родины дни на полотнах Рериха возникали и былинные богатыри – Святогор, Илья Муромец, Микула Селянинович, Настасья Микулична, и реальные исторические лица: Сергий Радонежский, князь Игорь, Пантелеймон-целитель, Александр Невский, деяния которых сложились в народной памяти в прекрасные легенды.

В прозе, в волнующих поэтических образах Н.К. Рериха – красота и величие Природы и человека. Особенно ярко раскрывается поэтический талант Рериха в его былинах – красочных, певучих, словно звучащих под незримые гусли:

Рерих Н.К. Сходятся старцы. 1898 г.

«Из-под кустышка, из-под ракитова,
С-под берёзыньки-да с-под кудрявыя,
Из-под камешка, да из-под сераго,
Из-под той ли самой славной Ладоги
Выходила, выбегала мать Нева река;
Пала устьем в море, море Финское...»

Рерих Н.К. Гонец.
Восстал род на род. 1897 г.

Былина «Дремлет земля Святорусская» написана Н.К. Рерихом на сюжет «Повести временных лет» – дошедшего до нас летописного свода начала XII века. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устных поэтических преданий о различных исторических лицах и событиях (современный перевод сделал академик Д.С. Лихачёв). Красочная былина «Дремлет земля Святорусская» раскрывает замысел написанной Николаем Константиновичем в 1898 г. картины «Сходятся старцы» (серия «Начало Руси. Славяне») – одной из его ранних работ. На обороте холста стоит «№ 1», что позволяет считать картину первой в задуманной серии. Идея этого цикла была поддержана и одобрена П.М. Третьяковым, купившим в 1897 году картину «Гонец» из этой серии для своей галереи.

В «Листах дневника» (Т. 2, с. 334) Рерих говорит: «...Сходились старцы – народоправный совет... под вековой раскидистый дуб, к священному костру».

Привожу былину Рериха «Дремлет земля Святорусская...» без сокращения.

Дремлет земля Святорусская.
Закрывается туманом-пологом,
Вековою чащею оградилася,
Болотами да крепями опоясалась,
Поляницею могучей раскинулась.
Не пройти её, не проехать в три года,
Разметалась она из края в край,
Разбросалась от ночи до полудня, –
           Дремлет земля Святорусская.


Чёрный ворон летит из поднебесья,
Сел Вещун на высокий дуб, –
На высокий дуб на раскидистый,
Каркает Ворон недоброе,
Чует Вещун свару горькую,
Свару, лихую усобицу:
       Встанет род на род –
           Будет ворону богатый пир.


Закипает лихая усобица,
Из лесов потянулися родичи,
Покрывают струги Ильмень-озеро,
Слышен клич боевой, зазвенел топор –
Кровь-руда пролилася напрасная.
Радошны соседи недобрые!
Тесным кольцом опоясали
Русскую землю привольную
Финская Емь, Водь, Ижора,
Чудь, Весь и Меря проклятая,
От восхода Мордва с Черемисою,
От полудня хазары надвинулись,
Полунощные гости бродячие,
Удалые дружины варяжския,
В греки идут великим путём –
Водным путём да волоком
Топчут землю Святорусскую.
На богатство её на великое
Зарятся гости проезжие.
Устоит ли земля Святорусская?
           Словенские родичи врозь идут.


Ой лежит над Русью глухая ночь,
Не видать на небе ни звёздочек,
Не видать ни месяца яснаго,
Не плескает рыба на озере,
Выпь не гудит над болотами,
Рысь молчит – притаилася, –
Топоры звенят по лесным долам,
Тетива поёт и стрела свистит,
Зарево светит пожарное –
           Лежит над Русью глухая ночь.

По рекам, озёрам, заводям
Челноки наспех потянулися,
В городке на вышке повешены
Пуки соломы горящие –
           Окрест разнести вести важные.


   _______________________


За далёким Перуновым озером
Среди леса стоячего древнего
Стоит над яром высокий дуб –
Сварожич живёт под тем деревом.
Без Перуна без бога великого
Не вершится дело славянское.
Место под дубом утоптано.
Горит под дубом святой огонь.
К дубу собираются родичи:
«Стоять ли земле без хозяина?»
Старцы земли Новагорода
Соберутся под дубом раскидистым;
Ворон на дубе не каркает –
На небе заря разгорается,
Скоро ярило покажется,
Засияет, блеснёт красно солнышко –
           И проснётся земля Святорусская.

Интересна судьба картины Н.К. Рериха «Сходятся старцы» (1898). Это полотно экспонировалось на весенней выставке 1899 года в Академии художеств. В 1916 г. картина оказалась в музее Сан-Франциско. Затем следы её теряются на долгие годы... Директор Музея Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин в статье «Подлинная иерархия – иерархия качества» (2003) рассказал, как картина «Сходятся старцы» была обретена вновь.

Молодой человек по имени Тим Минси ехал в трамвае по улицам калифорнийского города Оклэнд, глядя в окно трамвая, и на остановке увидел застеклённые стены склада и смог рассмотреть оборотную сторону большой картины. Что-то заставило его немедленно выйти из трамвая и поспешить на склад, чтобы попытаться взглянуть на картину. Он узнал подпись Рериха, так как хорошо знал и любил его искусство. Это было огромное полотно на тему Древней Руси. Оказалось, что, как мусор, его должны вывезти на городскую свалку... Тим Минси каким-то образом приобрёл картину и передал её нью-йоркскому музею Рериха.

В статье Н.К. Рериха «Свобода вещей» говорится: «Дайте вещам жить, передвигаться и вносить новые условия жизни там, где сейчас они наиболее нужны... пусть предметы несут своё пламя очищения там, где сейчас им указано обстоятельствами... Пусть творят свою жизнь, где и как указала им судьба их сложившая».


RSS










Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика