МИР ПОЛЯРНОСТЕЙ И ПУТЬ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ1

Герасимова И.А., доктор философских наук; Институт философии РАН

От самообладания к стойкому равновесию

Путь вмещения противоположностей, избегая крайностей, называют «путём золотой середины». Середина, центр, нейтральное состояние в духовных практиках имеют особую ценность: именно в фокусе-центре встречаются восходящие от путника-ученика и нисходящие от учителя энергетические потоки, низшее одухотворяется высшим. Именно через центр временная горизонталь соприкасается с вертикалью-вечностью, а часть соединяется с целым. Укоренение на духовной вертикали означало установление прочной связи с духовной Иерархией учителей, ведь каждый духовный учитель на лестнице восхождения является ведомым-учеником и имеет своего ведущего-учителя. Слово «совершенство», если посмотреть на приставку и корень, можно расшифровать как «совместное восхождение к вершинам». Немногие находят себе учителей на Земле, немногие осознают, что кто-то или что-то его неявно учит, но у каждого человека есть его внутренний учитель — голос сердца-совести и голос интуиции. Их услышать можно лишь в тишине, когда фокус сознания сместится с восприятия внешнего шума повседневности на внутренний мир. Не зря христианские подвижники стремились овладеть состоянием священнобезмолвия — исихии. На путь золотой середины выйти не просто, ведь человеческая природа крайне поляризована и внутренне, и внешне. Страсти и мучительные переживания, постоянные проблемы и сомнения, поток беспокойных мыслей заполняют внутренний мир человека, причину которых он склонен видеть во враждебном внешнем окружении. В данной работе предпринята попытка осмыслить принцип золотой середины в контексте учений о противоположностях, а также систематизировать накопленные в разных культурных традициях способы достижения равновесия внутреннего мира и гармонизации внешних отношений с людьми.

Понимание золотой середины непосредственно вытекало из принципа противоположностей, правильное толкование которого составляло одну из основ жизни. В древних учениях принцип противоположностей осмыслялся в русле представлений о числе. Рассмотрим наиболее важные числа-символы, имеющие отношение к нашей теме.

Число один в нумерологии связывают с понятием «центра мира», перводвигателя, неподвижной непроявленной точки, обладающей творческой силой2. Творческая сила центра истекает из скрытого, глубинного измерения, потенциально порождая актуальную жизнь космоса. Напрашиваются аналогии с современными научными представлениями: из состояния сингулярности (математической точки-центра) возникает Вселенная в результате Большого Взрыва3, из недифференцированной стволовой клетки зарождается сложный организм. Согласно древним учениям, из точки не только происходит зарождение, но через точку идёт и внутренняя связь с иерархическим целым. Символ единицы имел также значение атомарности, неделимой индивидуальной целостности, единства во множественности.

Двойка, или диада, имеет двойное значение, символизируя с одной стороны, идею противопоставления, разделения единого, а с другой — идею соответствия, однородности противопоставляемых сил, свойств или понятий. Противоположные начала противопоставления по отношению друг к другу и по отношению к центру. Для понимания принципа золотой середины важен момент генетического двуединства противоположностей: внутреннее (глубинное, скрытое) измерение порождает внешнее (поверхностное, видимое). Для мира человека поляризация становится законом и в его природной организации, и в социальной, и в личностно-индивидуальной. Особенности действия принципа противоположностей разнообразны, отсюда и множество моделей его понимания. Перечислю характеристики, многие из которых не являются универсальными, но ответственны за многообразие ситуаций. Если задействуют одно противоположное начало, то проявляется и другое. Другими словами, активизируется вся плоскость поляризации. При активизации может вступить в действие временной ритм смены полярности, что в психологическом аспекте проявляется, когда активность сменяется спадом, радость горем, и при этом эмоциональная сила переживания радости по интенсивности будет эквивалентна переживанию горя. Отсюда совет — избегать сильных эмоциональных потрясений, они вредны для организма вне зависимости от их знака. Об универсальном принципе пульсаций в Учении Жизни сказано: «Принцип манвантары и пралайи, то есть пульсации явлений, проявляется во всём. Поэтому мудро и спокойно можно встречать волны противоположных манифестаций в окружающем нас мире»4. Ещё варианты: усиление одного полюса влечёт и усиление ему противостоящего, и, напротив, с затуханием одного полюса уничтожается и другой, и тогда активное состояние сменяется пассивным.

Тайцзи, ян-инь

Стоит различать следующие важнейшие для понимания принципа противоположностей четыре понятия, а также с ними связанные стратегии мышления: аналитику, диалектику, холизм, дуализм. Аналитика как стиль мышления разделяла противоположности, но из этого ещё не следует, что противоположности не соединимы в синтезе на основе аналитики. В диалектике, как концепции развития, акцент делается на взаимодействии противоположностей. Замечу, что аналитически можно представить и диалектические позиции. Холизм понимают в двух основных смыслах: (1) как стратегию мышления на основе монады или целостности, в таком случае говорят о последовательном монизме, наиболее ярким примером которого является недвойственность концепции Адвайта-Веданты Шанкары; (2) как стратегию мышления на основе диады, когда соединяют противоположности и выявляют роль равновесия и нейтралитета (двуединство, дополнительность). Дуализм означает принципиальную несводимость одной оппозиции к другой, причём дуализм может иметь холистические трактовки по типу дополнительности (дуализм частицы и волны — в физике) и нехолистические, когда на лицо непримиримость двух начал (точек зрения, позиций и т.п.) с последующим выбором одного из них. Классические примеры дуализма нехолистического типа — декартовский дуализм тела и души, дуализм идеализма и материализма. Возможен диалектический дуализм (динамика ян-инь в китайских учениях).

Золотая середина, исполняя гармонизирующую роль в мире космических, природных, социальных и внутриличностных полярных энергий, мыслилась как культивирование состояний равновесия. Ступеней приобретения равновесия и нейтральности — множество, и начальные шаги в этом направлении связаны с развитием качества самообладания, понимаемого как динамическое равновесие. В пассивном состоянии самообладание можно определить как готовность всех сил организма действовать с полной отдачей в любой ситуации, а в активном творческом состоянии самообладание характеризуется равновесием напряжения всех сил организма.

Более высокие ступени равновесия сопровождаются расширением сознания и состоянием, которое на религиозном языке называли апатией или бесстрастием. «Истинно велик тот, кому всё равно — счастье или горе; кому всё равно — булыжник или золото; кому всё равно — приятное или неприятное; кому всё равно — хула или хвала», — утверждает индийская мудрость. Сознание мудреца находится вне мира двойственности, но может изнутри, из глубины латентной реальности управлять динамикой полярностей во внешнем мире.

Бесстрастие, или апатию, следует отличать от внешней сдержанности как показателя воспитанности человека. При прекрасной внешней сдержанности внутренне страсти могут кипеть, но человек не подаёт и виду (старается это делать). Истинное бесстрастие означает полный внутренний покой чувств (да и потока беспорядоченных, скачущих мыслей). Это состояние Вивекананда описывает так: «Тот человек идеален, который среди величайшей тишины и уединения находит самую напряжённую деятельность и среди напряжённой деятельности находит тишину и уединение пустыни. Он обрёл тайну самообладания: он имеет власть над собой. Он идёт по улицам большого города с его шумным движением, но ум его покоен, как будто он находится в пещере, куда ни один звук не долетает, и всё время ум его напряжённо работает»5.

Овладение чувствами и умом делает возможным пробуждение глубинных способностей, человек начинает слышать голос интуиции, приобретает способность правильного, мгновенного распознавания. Бесстрастие не означает лишённости вообще чувств, но их преображение и утончение, которые выражаются в формах синтетического мышления-чувствования, когда ведущим становится центр сердца. На языке православного исихазма процесс становления цельной, гармоничной личности именовался «сведением ума в сердце». Благодаря гармонизации внутренних состояний мысль приобретает силу вселенской энергии.

Самообладание можно оценить как фокус, в котором происходит переход от целостного видения ситуации, мгновенно-интуитивного схватывания и озарения к её локальному осознанию, преобразование глубинно-континуального в осознаваемо-дискретное («квантование смысла»). А для понимания методологии работы с принципом противоположностей отсюда приходит понимание значения нулевой точки-центра — отсутствия как присутствия иного, затухания внешней активности с тем, чтобы внутренне-глубинные энергии проявили себя.

Достигая равновесия, самообладания, бесстрастия, человек говорит с Вечностью. И тогда вступает в свои права язык недвойственности: через доброту человеческого поступка действует Вечная доброта, через человеческую любовь проявляется Вечная любовь и т.д. При достижении внутреннего самообладания скрытые сверхсознательные силы в человеке могут проецироваться на обычный ум и чувства. Человек приобретает качества мудреца, для которого различение добра и зла — дело мгновения Вечности, в себе всё содержащей.

Приведу цитату из Учения Храма. «Закон всех законов — закон равновесия — наиболее важный как среди духовных, так и физических законов. Это непреложный и самый мудрый закон. На нём зиждется фундамент всей проявленной жизни. Он является первопричиной и конечным следствием закона противоположностей — закона, управляющего полом и всеми противоположными силами. Без его действия не может быть ни духовной, ни психической, ни материальной жизни в форме.

Крест равновесия представляет собой высшее достижение, расцвет, конечное единство всего разнообразия жизни; он означает, к примеру, исчезновение пола в бесполости, победу человеческой души над всем тем, что препятствует её эволюции. Когда полное понимание всего того, что может символизировать крест равновесия, осеняет центр образного мышления обычного человека, тогда устанавливается связь между этим центром и тем центром мозга, через который действует божественная сила интуиции, и тогда же начинают проясняться смысл, способ проявления и неизмеримая важность действия закона противоположностей.

Главное, что приходит в такие моменты жизненного опыта человека, — это осознание абсолютной необходимости дойти до такой точки развития, где он уже не может быть поколеблен ни мнением, ни опытом, ни желанием какого-либо иного существа как проявленного, так и невидимого»6.

Эмоции и мысли как внутренние энергии

Эмоции биполярны: счастью противостоит несчастье, любви — ненависть, прямодушию — лукавство и лицемерие и пр. В овладении мощными эмоциональными энергиями принципиально важно уметь себя отделять от своих эмоций, так как это делает, например, актёр при работе с ролью. Высокого профессионала актёра выделяет умение изображать эмоции (вернее: эмоциональные схемы по аналогии со схемами-понятиями), а не переживать их натурально. Отделение от эмоции — первый шаг к её познанию и овладению, центр «Я» уходит в глубинное измерение, откуда управление собой становится подлинно возможным. Путь к равновесию — умеренность. В практиках накоплено множество методов сбалансирования эмоциональных энергий, если двигаться по шкале самосовершенствования:

— избегание конфликтных ситуаций (стрессов) и поддержка положительного настроя (главным образом, умеренной радости);

— смещение доминанты, замещение негативной эмоции более сильным чувством, другими словами, тактика вышибания по типу «клин клином»;

— неуклонное развитие положительного полюса;

— постепенная нейтрализация, сглаживание и изживание крайностей, усмирение эмоциональной невоздержанности;

— трансмутация отрицательного полюса чувства в положительный;

— медиация — нахождение посредников и выход за пределы конкретной поляризации энергий;

— стойкое самообладание как нейтральное состояние;

— бесстрастие как свободное управление преображёнными чувствами;

— глубокая нейтрализации в состоянии медитации.

Некоторые пояснения. На начальном этапе практик движение к центру-нейтралитету достигается приобретением умения избегать выражений сильных чувств, как отрицательных, так и положительных, ведь экстаз радости со временем обернётся экстазом разрушительного горя. Усиление положительного полюса сопровождается утончением чувственной природы (человек уже не может поступать безобразно или несправедливо), но при этом не следует забывать, что стоит усиливать и противоположный полюс, а именно защиту в отношении негативного влияния окружающей среды.

В овладении эмоциональными полярностями существенное значение придаётся:

— положительному труду (рукоделие, занятия искусствами и науками, физический труд);

— созданию благотворной среды путём избегания шумных кампаний, болтливых друзей и пр., выбору лучших возможностей, развития умения нейтрализовать конфликты и гармонизировать внешнее окружение;

— роли словесных формул;

— овладению приказами мысле-воли;

— духовным деланиям;

— постоянному памятованию духовного учителя, наставника, высшей силы.

Не только чувства по отдельности, но весь комплекс эмоциональных, интеллектуальных и нравственных составляющих, то есть то, что образует характер человека, нуждается в уравновешивании энергий. Внутренняя конфликтность в человеке обусловлена не только обстоятельствами жизни, но и его природой. Совокупность черт характера, привычек и когнитивных характеристик личности, определяющих внутренний мир и внешнее поведение, требует внимательной и упорной работы по сбалансированности и гармонизации. С когнитивной точки зрения сознание человека вынуждено работать с противоречивой информацией в условиях неопределённости, спектра возможностей выбора, палитры разноречивых мнений; подсознательный разум нередко воспринимает противоречивую информацию по причине относительной самостоятельности работы сенсорных систем (зрение и осязание). Зачастую трудно даётся реализация права выбора, поскольку мешают бесконечные сомнения и трудно справиться с природной нерешительностью. Редко встречаются внутренне сгармонизированные натуры, которых бы не волновали (а то и не раздирали бы) сомнения, не испытывали бы власть эмоций, желаний, навязчивых идей, влияний со стороны других людей и манипуляций со стороны СМИ и пр. Опасность фрагментарности сознания и дезинтеграции усиливается в переживаемое сейчас время глобализации, усложнения межличностных и социальных коммуникаций, пестроты мировоззренческих, религиозных, социальных ориентаций. Наилучшей защитой от хаоса внешней среды будет подвижная стабильность внутреннего мира, которая позволит чутко реагировать на изменения и делать сознательно взвешенный выбор.

До сих пор речь шла о самообладании как равновесии, которое необходимо человеку в жизни, но есть и специальные упражнения, практикующие глубоко нейтральное состояние. Примером может служить йогическая практика Сат Нам Рассаян. Она представляет собой технику открытия и расширения пространства ощущений за счёт глубокого расслабления, в результате которого активизируются внутренние силы организма и происходит самоисцеление7.

Не только эмоции, но и наши суждения биполярны, разбиваясь на извечные «за» и «против». Биполярность суждений обусловлена онтологическими и гносеологическими причинами. В онтологическом аспекте принцип полярности — закон бытия, поддерживающий движение и развитие через неоднородность, множественность и усложняющуюся структурность. Гносеологический аспект биполярности связан с конструктивным характером работы когнитивной системы. В силу недостаточности информации большинство познавательных ситуаций для человека неопределённы. Человек вынужден достраивать мысленные картины и конструировать модели, опираясь на творческое воображение. Объёмное видение ситуации предполагает выделение её позитивных и негативных аспектов, того, что именуют «за» и «против». Альтернативных сценариев может быть несколько, но их избыточное размножение не полезно, ибо поддерживает нерешительность и тормозящие действие сомнения. Недостаток моделируемых альтернатив ведёт к просчётам в силу одностороннего, плоского зрения. Ясно, что к успеху приведёт золотая середина — развитие гибкого и подвижного мышления, способного к разумному размножению альтернатив вместе с выбором одной из них, которая направит данное конкретное действие. Важно соблюдать пропорции — выбор должен быть наподобие незаметного квантового скачка в постоянно-объёмном зрении альтернатив и ретро-перспектив. Именно постоянное объёмное видение позитивного и негативного, для аналитического ума проявляющееся в обсуждении аргументов за и против, будет вести к уравновешиванию полярностей в мышлении.

М. Эшер. Небо и вода

Аналитическая беспристрастность ума возможна при определённом дистанцировании от объекта познания и внимательном его рассмотрении. В современной психологии подобную ситуацию определяют как «пребывание в и над ситуацией одновременно». Объёмность видения достигается в точке равновесия: «Колебание мысли между двумя противоположными полюсами умозаключений показывает, что сознание находится в центре между ними и может выбрать любой, но лучше остаться в точке уравновешивания, то есть в центре, который управляет обоими полюсами, не отдавая предпочтение ни одному. При этом условии легче понять происходящее на полюсах, будучи готовым в каждый момент наложить печать окончательного решения на их проявлении. Равновесие утверждается в центре и от центра. Качание противоположностей обуславливается существованием нейтральной точки. Когда сознание в центре её, а не на полюсах, оно может управлять положительной и отрицательной противоположностями. Но при этом следует твёрдо запомнить, что предвзятости и предубеждения быть не должно. Явления воспринимаются при полной нейтральности, равновесии сознания, чтобы они могли говорить сами за себя, а не предпосланная им предубеждённая мысль»8.

Целостность мышления требует гармонии его аспектов: спонтанного мышления с дисциплинированным (критическим), логического с образным, логического с интуитивным, теоретического с прагматическим, виртуального с прагматическим. Оппозиция спонтанное/дисциплинированное мыслится как вектор проявлений мышления от хаоса (спонтанности, размытости, неопределённости, бессознательности или полуосознанности) к порядку (чёткости, ясности, определённости, сознательности, созданию форм — грамматических, логических, структурных, образных). Имеется и высший смысл спонтанности, который пытаются достичь практиками йоги. При иерархическом понимании уровней сознания спонтанность мыслится как состояние свободного, универсального сознания («которое течёт как по маслу»). У обычного человека подобное состояние переживается как поток творческой интуиции. Путь к высшей спонтанности лежит через дисциплину и укрощение низших эмоциональных и ментальных энергий («дисциплинированная спонтанность»).

Дисциплинированное мышление в европейской культурной традиции аналитично, но не обязательно вербально-логического типа. Вербально-логическими стратегиями пользуются в научном познании при создании системы понятий, моделей, теорий, которые предполагают выработку уточнённого понятийного языка. В искусстве дисциплинированность как аналитическая деятельность реализуется на этапе разработки концепции образа, например, концепции интерпретации музыкального произведения у исполнителей.

Под виртуальным мышлением я буду понимать любую внутреннюю активность, связанную с работой представления, воображения, фантазии, интуиции, умственного моделирования, мысленного эксперимента, визуализации. В науке виртуальное мышление в аспекте спонтанности связано с воображением, а в аспекте дисциплинированности стремится к систематизации, аналитическому упорядочиванию и носит отвлечённый характер. Отвлечённое мышление также называют теоретическим. Прагматическое мышление эффективно при поддержке способности к внешнему наблюдению и направлено на реализацию идей, моделей, образов и интерпретаций в «материи жизни», на «прочтение» и ориентацию в конкретных ситуациях внешнего мира. Отвлечённому/прагматическому могут соответствовать оппозиции: абстрактного/конкретного, общего/частного, теоретического/эмпирического, внутреннего/внешнего. Оппозиция отвлечённое/прагматическое опять-таки представляет собой вектор различаемых переходов между крайними позициями. Идеально равновесное мышление можно помыслить как центрированное, но на практике это синтетическое состояние-идеал трудно достижимо, скорее, речь должна идти об овладении разными типами мышления, о правильном их использовании в конкретных ситуациях, о свободе в выборе ментальных средств.

Поляризация человеческих отношений. Отношение к врагам

С энергетической точки зрения вражда связывает не меньше, чем дружба, образуя собственное единое поле взаимодействий. Напрасно думают, что враги — нечто далёкое и чуждое, враждующие люди оказываются на одной плоскости, любое взаимодействие противостоящих сил предполагает контакт с последующим формированием общих магнетических полей.

В силу разницы индивидуализированных жизненных миров, типов личности, уровней культурного развития возникающее эмоциональное и интеллектуальное напряжение между людьми естественно. От непонимания до недоброжелательства и враждебности можно наблюдать множество ступеней и переходов. Часто многие люди субъективно воспринимаются как враги по недоразумению: образуя единое магнетическое поле, противники дополняют друг друга. Метаморфозы взаимодействия могут быть неожиданными. Разбирая разногласия в дискуссиях между суфиями и учёными, Идрис Шах приводит мысль Джалаледдина Руми: «Если явно одно противостоит другому, то, в действительности, они, возможно, работают совместно»9. Видя только оппозицию, люди часто забывают о взаимодействии противоположностей, например, начальная вражда может закончиться настоящей дружбой, и наоборот. В этом свете знаменитое изречение «любите врагов ваших» приобретает новый смысл. Враждующие — это бинарная оппозиция, на незримом глубинном измерении проявляющаяся как одна сила. Человек, противостоящий в споре, в дальнейшем может перейти на вашу позицию и оказаться лучшим другом. В иной ситуации тот, что сразу пленился идеями другого, может оказать худшую услугу, если его восприятие было поверхностным. Часто ученики и последователи знающего истину Учителя своими заблуждениями и интерпретациями наносят больший вред учению, нежели прямые враги. Противостояние в споре искренне стремящихся докопаться до правды нередко возникает из-за недопонимания. Противники, разбирая аргументы, с течением времени могут узнать позиции друг друга, прийти к взаимопониманию, и оппозиция исчезает. Как подчёркивает Идрис Шах, «примирение, знакомое всем нам в личных и общественных отношениях, — это не столько объединение противоположностей, сколько раскрытие сути ситуации, скрытой субъективностью»10.

Ещё одну закономерность можно наблюдать в социальных взаимоотношениях. Нередко, чтобы выделить свою точку зрения, своё решение, подчеркнуть свой социальный статус, действуют, создавая контрастный фон за счёт введения противопоставления. Образ врага оказывается просто необходимым для усиления значимости своей позиции, утверждения себя. Научные дискуссии могут служить тому подтверждением. Рождается ли истина в споре — это вопрос спорный, но несомненно, что противостояние в мысленном поединке стимулирует изобретательность и закаляет творческую волю. История научных дискуссий изобилует примерами непримиримых боёв между учёными, когда оппонента вовсе не удаётся переубедить, скорее — лучше понимаются и до деталей оттачиваются свои собственные позиции. Напрашивается вывод: если задуманное тобой делается не во всей полноте качеств, то неизбежно появляется «иной», достраивающий начатое дело до Целого. Дополняющая сила может оказаться как дружественной, так и враждебной: если друг научит, то недруг проучит. Но и в последнем варианте есть смысл — в напряжении противостояния обостряется восприятие, внимание, мышление и память.

Движущая сила противодействия обладает ценным качеством — она усиливает энергетику процесса. «Люблю врагов — они лучше кровь полируют», — признавался Пётр Громов, герой романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Шаг за шагом по мере приобретения знаний и опыта преодоления препятствий человек увеличивает в себе внутреннюю мощь, формирует и шлифует недостающие грани сознания. На путях самосовершенствования есть определённые ступени приобретения опыта взаимодействия с противостоящими силами, которые обусловлены развитостью/неразвитостью тех или иных качеств личности и уровнем духовности. На первой ступени учатся различать противоположности и познавать путём сравнения. Это касается прежде всего фундаментального различения добра и зла, справедливости и несправедливости. На следующей ступени ученичества отношение к событиям жизни меняется: каждое событие оценивается по критерию блага (нейтральности) для собственного духовного развития. Именно испытания и неординарные ситуации оказывались более ценными по сравнению с налаженным, но застойным бытом. «Препятствиями растём», «чем хуже, тем лучше» — девизы, отражающие эту ступень совершенствования. Возникает сложная оценка «добра во зле»: то, что для обычного человека воспринимается как зло, для идущего по пути совершенства может оказаться добром. Напрашивается вывод — добро и зло оказываются относительными понятиями или, вернее, нейтральными. Негативными или позитивными они становятся в зависимости от ситуации и от духовного развития человека.

На высшей ступени саморазвития подвижник достигает власти над врагами тем, что любые их действия переправляет в сторону блага, негативный полюс энергии всегда трансформируется в позитивный. Злодеи могут стать добродетельными, противники — друзьями, силы зла — служить подвижникам (и джины строят храмы, как говорится в Учении Живой Этики. — Ред.). В одной из школ буддизма способность властвовать над врагами относят к качествам достигшего просветления Бодхисаттвы: «Четыре Чахоки — четыре потока совершенства. Первый — умение принять дар. Второй — освободиться от личности. Третий — явить мужество, зная все опасности. Четвёртый — принудить врагов работать на Благо»11. Мужество не нуждается в комментариях. Умение принять дар — способность ученика, который умеет учиться и готов к принятию и освоению новых духовных даров учителя — новых талантов и возможностей. Освобождение от личности означает освобождение от самости и личного эгоизма, иллюзий и шор привычек, в том числе — эмоциональных и интеллектуальных.

Очень важно избегать самообольщения и адекватно оценивать свои возможности в преодолении препятствий, что можно выразить в принципе соизмеримости, который предполагает корреляцию внутренних ресурсов и сил внешних противодействий. Напрашивается аналогия с природными процессами. Принцип противоположности в динамике поступательного движения отражён Исааком Ньютоном в третьем законе механики: действия двух материальных точек друг на друга численно равны и направлены в противоположные стороны (иначе: сила действия равна силе противодействия). Так, конструкция мотора автомобиля должна учитывать трение дороги и сопротивление воздуха, а более мощного двигателя ракеты — земное тяготение и сопротивление воздуха в нижних слоях атмосферы. В биологии принцип корреляции конкретизируется в напряжённом двуединстве тенденций организма к саморазвитию и самосохранению. Инстинкт самосохранения (и/или сохранения вида) заставляет искать средства защиты и развивает чувствительность к предельным напряжениям в преодолении препятствий.

Что важно иметь в виду при восприятии и оценке другого человека? Оценки по первому впечатлению бывают обманчивы, и требуется время для наблюдения и познания. Но часто ли мы помним, что контакт — это двусторонний процесс? Принцип соизмеримости указывает на то, что внимание должно быть направлено и вовне — на другого, и вовнутрь — на себя. Что может оказать влияние на наше собственное восприятие другого? Стереотипы восприятия? Какие? Свободны ли наши оценки от иллюзий любви или ненависти? Ясно, что путь к совершенству лежит через воспитание самонаблюдения, самовосприятия, осознанного самоуправления. Знать особенности своего восприятия, свои привычки — не просто, а возможные собственные влияния на объект наблюдения — почти невозможно. Влияние своей речи — её смысла, слов и интонации, человек не контролирует. Нет гарантий, что сказанное не вызовет возражений и по объективным, и по субъективным причинам. В информационном аспекте смысл сказанного не может быть детализирован по причинам временны'х ограничений, речь всегда открыта интерпретациям, и предвидеть всевозможные реакции почти невозможно. Психоэмоциональный контроль предполагает понимание причин субъективных реакций как своих, так и собеседника. О прямых физических воздействиях можно судить внешне — по телесным ранам, и внутренне, если человек способен к сопереживанию, к ощущению чужой боли как своей, но косвенные раны для нечуткой психики скрыты. Беда в том, что действовать и рефлексировать над своими действиями, осознавая и мгновенно предвидя их последствия, почти невозможно. Навыки и способности самоконтроля, быстрота реакции развиваются постепенно, накапливаясь в неспешных продумываниях ситуации до и после действий.

Отношение к препятствиям и противодействующим силам зависит от уровня духовного развития человека и состояния сознания. При бессознательном или полуосознаваемом мышлении и поведении человека ведёт ситуация и учит сама жизнь. Он будет претерпевать страдания и терпеть неудачи до тех пор, пока не научится распознавать свои собственные проблемы, которые он должен научиться решать. Часто судьба отдаёт одного человека на истязание другому либо как отстроченное возмездие за его собственные грехи, либо с целью пробуждения воли и собственного достоинства. Угнетатель и угнетаемый, хищник и жертва в несовершенном мире противостояний творят и исполняют парные танцы противоположностей. В силовом вихре энергия опустошения доведённого до крайности человека может вызвать ясное сознание озарения и глубинное переживание сути ситуации. Доведение до крайности, до абсурдности, до безысходности — одна из стратегий преобразования энергий по родственной линии — ненависть оборачивается проснувшейся любовью, во мраке сознания зарождаются искры разума. Глубоко пережитые страдания вставшему на путь совершенствования помогают обрести свет разума и надежду.

Бесстрашный, но не безрассудный человек, думающий и умеющий взвешивать свои силы, не торопится провоцировать конфликт, а стремится поддерживать мирное сосуществование. «Кланяйся всем, а врагам — кланяйся на расстоянии», — учил Конфуций. В книге Библии: «Жил человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Решивший активно противодействовать злу и реально оценивающий свои собственные физические и духовные силы понимает, что один в поле — не воин. Слабый ищет защиты и покровительства у сильного, будь то властитель или мудрец. Но не существует силы мощнее коллективного единения людей, объединённых едиными целями и ценностями. Социальный разум призван гарантировать справедливость, разрешая и предупреждая конфликты, гармонизируя отношения между людьми. Закон, мораль, традиции — естественные регуляторы поведения людей в обществе.

Медиация — посредничество — является древнейшим приёмом сглаживания антагонизмов, конфликтов и разрешения противоречий. Суть его сводится к снятию крайней поляризации через посредников и тем самым растворению создавшегося обострения. В повседневной жизни человека традиционного общества решение задач по урегулированию межличностных и межгрупповых отношений всегда было актуальным. Конечно, посреднические институты могли иметь локальное действие, распространяясь внутри общества, к чужестранцам же отношение могло быть иным. Бесконфликтные стратегии по типу медиаторов применяются и в современной социальной и политической жизни. Известный американский специалист в области менеджмента Р.Акофф предлагает четыре подхода к решению социальных проблем: отказ от каких-либо действий в надежде на то, что проблема исчезнет сама собой; поиск частичных решений, смягчающих проблемную ситуацию до приемлемого состояния; поиск оптимальных наилучших состояний; растворение проблемы (dissolution). Последний подход «ориентирует на поиск таких изменений в системе и окружающей среде, при которых проблема как бы исчезла. Акофф утверждает, что именно этот подход чаще всего приводил его к успеху»12. Специальные институты медиации создаются в практике политических переговоров, с их помощью достигается оптимизация переговорного процесса. Например, стороны встречаются с нейтральным посредником, который, выслушивая их, помогает прийти к взаимовыгодному решению, что закрепляется соответствующим юридическим документом (соглашением). Часто посредник не имеет права выносить обязательное для сторон решение, а только помогает им самим достигнуть соглашения.

При осознании достаточности сил вступают на путь борьбы с врагом. Борьба может вестись как несиловыми, так и силовыми средствами. Мирные средства улаживания конфликтов — это путь переговоров, дискуссий, нахождения компромиссов. И главное — познание друг друга. Взаимодействие приводит к поднятию, преображению врага через втягивание в процесс общения, подражание, пропитывание идеями и устремлениями, изучение языка, сближение жизненных миров. Мирный путь снятия конфликта требует терпения, наблюдательности, открытости ситуации и изобретательности, которая постоянно творит новые возможности в потоке противодействий. Мирный, несиловой с физической точки зрения путь — это путь Христа, путь любви как вселенской духовной силы. Свободная от эгоизма любовь вмещает противоположности, очищает пространство от низких негативных эмоций и помыслов, насыщает его светом и магнетизмом симпатии. Любовь окрыляет и побеждает. В высших аспектах то, что обычный человек привык мыслить как отдельное, в сущности своей есть синтез многого или лучше сказать — единое, которое проявляет множество граней. Так, Любовь в высшем аспекте совпадает с мудростью, красотой и смирением. Мудрость даёт распознание истинной природы людей, смирение — неосуждение, а красота позволяет найти лучшие возможности для восстановления согласия и гармонии.

Если для обычного человека при невозможности противостоять врагу смирение порой равно капитуляции, временному отступлению для собирания сил, то для духовно развитого человека смирение пропитано высшими энергиями чистоты. Очищение внутреннего пространства души и внешнего пространства окружения делает его проницаемым к отклику и помощи дружеских сил. Примечательна в этом смысле легенда о Кришне.

«Однажды Кришна вдруг выбежал из-за стола и так же неожиданно вскоре вернулся. Войдя в дом, он сел за стол и как ни в чём не бывало продолжил трапезу. Ракмини взволнованно спросила его:

— Что случилось? Почему ты так неожиданно прервал обед и выбежал на улицу?

Кришна ответил:

— Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни остановили его, бросали в него камни и оскорбляли. Он же стоял беззащитный и молился.

Ракмини удивлённо спросила:

— Почему же ты вернулся с полдороги и не пришёл ему на помощь?

Кришна ответил:

— Сначала, когда он стоял беззащитным перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие встало на его защиту, но когда он не выдержал и поднял камень в свою защиту, я понял, что он решил полагаться на свои силы»13.

Чистота защищает. Христианские отроки, брошенные на съедение диким животным грубыми гонителями, верой и молитвой усмиряли зверя. Во всех религиях имеются рассказы о том, как злобная расправа невежественных людей с подвижником, не применявшего силу в целях собственного спасения, приводила к возмездию, раскаянию и осознанию содеянного. Многие переходили на путь исправления и духовной работы над собой. Настраиваясь и пропитывая себя высшими энергиями, мы создаём силовое поле, которое защищает от психических и физических воздействий. Чистота обеспечивает каналы связи со всем бытием, обеспечивает связь всего со всем. Чистота — условие соединения низших и высших, поверхностных и глубинных слоёв сознания. Чистота создаёт необходимые условия для действия собственной воли. Постоянно поддержание чистоты мыслей, желаний, чувств, тела, окружающего пространства — лучшее средство защиты и восстановления справедливости.

Для пробуждения массового сознания в борьбе с невежеством и инертностью сознания порой требовалась яркая вспышка подвига. Свет подвига, подобно лучу небесных светил, мог идти веками. По приговору инквизиции 17 февраля 1600 года на Площади цветов в Риме во время праздника сожгли Джордано Бруно, провозглашавшего гелиоцентризм, существование бесконечной Вселенной в бесконечном пространстве, бесчисленности миров, подобных миру Земли. В своё время гелиоцентризм победил, проложив дорогу зарождавшейся науки Нового времени. Своё учение Бруно называл «героическим энтузиазмом», «философией рассвета». Он верил, что оно примирит католиков и протестантов, будет способствовать зарождению нового человека — сотрудника космоса. Бруно утверждал, что иные миры отделены от нашего только пространственными барьерами и что люди потенциально способны летать в дальние миры в душе.

В древних практиках специально развивали чуткость к благоприятным стечениям обстоятельств, времени и месту, когда и где стоит совершить задуманное. Греки этот благоприятный момент называли кайросом14. Зоркое ожидание места и времени требовало выдержки, терпения и особой интуиции. В ряде случаев дают развернуться негативным силам до конца (или ожидают в случае невозможности повлиять), пока они не исчерпают своих энергий, а затем при смене полярности в социальной динамике активизируют свои возможности. На законе ритма основана тактика адверза — «чем хуже, тем лучше», которая используется, если противоположные силы в данный момент уже проявились и быстро наращивают свой потенциал. Во времена обострения борьбы сил Света и тьмы важно сохранить веру и стойкость: «Будущее так же неизбежно и неотвратимо, как ежедневный Солнца восход. Оно так же циклично и подчинено ритму. Ритм основан на чередовании противоположностей, как биение пульса. Тактика Adversa, так часто применяемая Нами, тоже основана на применении полярностей. Мы позволяем явлению выразиться до конца и тем исчерпать свою силу, чтобы заменить его противоположным, когда оно уже истратило свои энергии. Во всём проявленном можно усмотреть его противоположность. Допуская нечто для выявления своей сущности, мы тем самым Утверждаем возможность манифестации его противоположного полюса. И тьма ночи служит ручательством прихода сияющего дня. Не бывает явлений, не заменяемых своим противоположным полюсом. Точные прогнозы событий основаны на знании этого закона. Основано на нём и будущее ваше. Светло смотрите вперёд. Свет будущего велик»15.

Подведём итог: в освоении противоположных начал в копилке мирового опыта средств немало, однако, их выбор существенно зависит от правильной самооценки себя и своих возможностей.

М. Эшер. Метаморфозы

Примечания

  1. Работа написана при поддержке РГНФ. Научное исследование по теме «Методологический анализ принципа двойственности», грант №06-03-00173а.
  2. См. подробнее: Ключников С.Ю. Священная наука чисел. М., Беловодье, 1996.
  3. См. в номере рубрики «Грани науки» и «Галерея». — Прим. ред.
  4. Грани Агни Йоги. 1966. Т. VII. Новосибирск, 1995. С.151.
  5. Свами Вивекананда. Философия. Йога. Магнитогорск. С.13.
  6. Учение Храма. Ч.2. М., МЦР, 2001. С. 124.
  7. Меэр Сингх. Сат Нам Рассаян / Йога №1 (9), 2005. С.40.
  8. Грани Агни Йоги. Т. II. 1961. Новосибирск, АЛГИМ, 1994. С.247.
  9. Идрис Шах. Учиться как учиться. Цит. соч. С.219.
  10. Там же. С.230.
  11. Откровение. М., Сфера, 2002. С.319.
  12. Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998. С. 45.
  13. Притчи. Ведический поток. Сост.:Кукушкин С.А., Ганус Г.А. Тула, 1999. С. 50.
  14. Возможно, это созвучно тому, как именуют таинственную гору в Азии — Кайлас?! — Прим.ред.
  15. Грани Агни Йоги. Т. VII. 1966. Новосибирск, АЛГИМ, 1995. С.169.

Источник: http://www.delphis.ru/journal/article/mir-polyarnostei-i-put-zolotoi-serediny



RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика