ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ СЕКРЕЦИИ ЖЕЛЕЗ

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА БЕЛКОВЫЙ СПЕКТР СЛЮНЫ

A. H. Гриц, И. В. Григорьев, Т. Г. Трофимова

Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать – нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. ( Братство. Надземное. 338 )

В медицинской практике хорошо известно, насколько быстро может меняться состав секреций и, в частности, слюны. Но несмотря на многочисленные исследования физиологии слюнных желез, проводящиеся современной наукой, до сих пор не установилась ясная точка зрения, что именно в первую очередь обуславливает определенный биохимический состав слюнного секрета. Считается, что состав слюны человека формируется в результате воздействия целого ряда факторов. Время суток, стрессовые состояния, воспалительные процессы, инфекции, месячные циклы, беременность и т.п. могут приводить к кратковременным изменениям состава слюны; протяженные во времени изменения в составе слюны могут возникать под влиянием старения, системных болезней и медикаментозного лечения; не исключается воздействие популяционных особенностей человека, наследственности, специфического различия белок-микробного взаимодействия, белкового полиморфизма, синергетического или антагонистического взаимодействия между белками в ротовой полости [1]. Вместе с тем, общеизвестно, что психоэмоциональные факторы наиболее энергично влияют на физиологию: так, под действием только одной мысли человек мгновенно краснеет, обливается потом, "холодеет" и т.п. В последние годы появляется все больше публикаций, посвященных изучению воздействия разных психоэмоциональных состояний на уровень содержания отдельных компонентов слюны (определенных стероидных гормонов [2], секреторного иммуноглобулина А [3] и др.), однако эти исследования находятся еще в самом своем начале. С другой стороны, многовековые наблюдения традиционной медицины Востока позволили ей придти к выводу о существовании определенной зависимости состава и свойств слюнного секрета от психоэмоционального состояния (ПЭС), а вернее, от уровня духовности человека. Помимо этого данный факт нашел многочисленные отражения в народных сказаниях (о ядовитой слюне злых людей) и в преданиях о жизни великих Подвижников (таких, например, как Иисус Христос, который, в частности, исцелял своей слюной: Ев. от Марка, 8, 22-25). В этой связи представляется очень важным использовать опыт восточной науки для углубления исследований влияния, оказываемого ПЭС на состав секреций человека.

Согласно положениям восточной науки, изложенным в Живой Этике, психоэмоциональное или духовное состояние является основной силой, которая управляет деятельностью слюнных желез, а физиологический механизм, участвующий в этом процессе, проходит ряд звеньев. Специфическая активность сознания человека передается с помощью психической энергии через центральную нервную систему регулирующим слюнные железы вегетативным нервным центрам, в результате чего устанавливается определенный уровень их активности, что, в свою очередь, обеспечивает соответствующие этому особенности метаболизма секреторных клеток и в итоге - специфический состав слюны. Таким образом, если мы представим себе две личности, одна из которых - носитель эгоистического сознания, а другая - альтруистического, то заметим, что активность их психики будет отличаться во всех отношениях, и это должно иметь свои строго определенные следствия в физиологии нервной системы и, соответственно, в различии биохимического фона этих людей. Эта схема хорошо согласуется с данными современной науки.

Изучая тематический материал Живой Этики, мы пришли к выводу, что при исследовании зависимости состава слюны от психоэмоционального состояния необходимо прежде всего проанализировать содержание основного секреторного компонента - белков, так как преимущественно именно они (в отличие от других компонентов - липидов, углеводов и т.п.) являются биологически активными веществами, могущими иметь как ярко выраженный лечебный эффект (нейролейкин, фактор роста нервов и т.п.), так и токсическое действие (фактор летальности и др.) [4].

Для исследования нами была отобрана группа, в состав которой вошли люди с одухотворенным сознанием (духовно устремленные люди с преобладанием альтруистического мышления) и люди с "обычным" сознанием (с преобладанием эгоистического мышления). Для оценки их психологических особенностей и духовного состояния использовались тесты и проводилась личная беседа. Кроме того, личностные характеристики большой части исследованных людей были хорошо знакомы авторам (в результате общения в течение нескольких лет). В процессе опытов проводился анализ белкового спектра слюнных проб с помощью вертикального электрофореза в полиакриламидном геле по методу Laemmii [5].

Основные результаты проведенных экспериментов представлены на рис. 1-4. Каждая вертикальная дорожка с набором горизонтальных полос отражает разнообразие белковых компонентов в одной пробе слюны. Отдельной горизонтальной полоске соответствует белок или белковая фракция с определенной молекулярной массой; сверху вниз молекулярная масса белков уменьшается.

Наши исследования показали, что картина белкового спектра слюны у духовно устремленных людей (рис. 1, дорожки 6, 7) отличается от таковой у лиц с эгоистическим мышлением (рис. 1, дорожки 1, 3, 5).

Видно, что для первых характерна высокая концентрация белков с молекулярной массой в области не наблюдается. Другим интересным результатом было обнаружение еще одной характеристической картины дорожки 2, 4 ), которая имела место у людей, находившихся в состоянии сильной депрессии психики (дорожка 4) или сильного волнения (дорожка 2 ). Анализ состава слюны более сорока человек позволил нам сделать вывод, что белковый спектр слюны определенно связан с духовным состоянием человека.

Отметим, что под действием духовного устремления (молитвы) белковый спектр слюны претерпевает изменения в сторону обогащения своего состава (рис. 2). В разных случаях наблюдается увеличение содержания в слюне от нескольких белков до двух десятков, что, вероятно, отражает индивидуальные особенности исследованных лиц.

Обнаружено, что у людей в состоянии молитвы в 2-3 раза усиливаются процессы фосфорилирования (связывания фосфора) трех белковых фракций слюны с молекулярными массами в областях 18, 50 и 160-180 кДа (рис. 3). Показано, что это явление имеет место только в случае сердечной (искренней) молитвы, что согласуется с рядом положений в Живой Этике ("Молитва действует, когда сознательна" - С 562; см. также АЙ 34; С 550; МО III 136). Модификация эксперимента позволила придти к выводу, что усиление фосфорилирования белков происходит даже в ответ на очень краткую (несколько секунд) возвышенную мысль и даже более эффективно, чем при длительном молении. В этом отношении примечательно указание в Живой Этике о силе воздействия краткой сосредоточенной молитвы и мысли вообще (ЛСМ II 307).

При изучении белкового состава слюны удалось наблюдать хорошо повторяемый эффект гармонизации психической энергии у двух людей, достаточно знакомых и находящихся в дружественных отношениях друг с другом. При совместном внутреннем устремлении сознания к Высокому спустя 10 мин происходит "уравновешивание" белкового состава слюны участников опыта (рис. 4), что определенно отражает произошедшее взаимодействие психической энергии обоих испытуемых. Этот эксперимент мы провели, опираясь на следующую мысль, изложенную в Живой Этике: "Мудрые после разлуки любят посидеть в молчании. В таком предисловии сказывается большая опытность. Пусть излучения установятся, и мыслительная энергия уравновесится. Каждое употребление должно быть разумно" (Б 398).

Расширение исследований влияния ПЭС на состав секреций может иметь большие научные перспективы, по крайней мере, в таких областях, как:

1) фундаментальные исследования психики и психической энергии человека; 2) диагностика психических заболеваний; 3) оценка психоэмоционального состояния или статуса человека; 4) изучение адаптационных способностей психики человека и т.д.

Полученные нами данные подтверждают большую научную ценность Живой Этики, материалы которой могут не только служить замечательным руководством современному ученому в его исследованиях, но и оказывать важную помощь в проведении корректного анализа экспериментальных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. J. D. Rodney, "Does variability in salivary protein concentrations influence oral microbial ecology and oral health?", Crit. Rev. Oral. Biol. Med. 6(4), 343-367(1995).
  2. D. A. Grander, J. R. Weisz, D. Kauneckis, "Neuroendocrine reactivity, intemalizing behavior problems, and control-related cognitions in clinic-referred children and adolescents", J. Abnorm. Psychol., 103(2), 267-276(1994).
  3. R. В. Martin, С. A. Guthrie, С. G. Pitts, "Emotional crying, depressed mood, and secretory immunoglobulin A", Behav. Med., 19(3),lll - 114 (1993).
  4. О. И. Сукманский, Биологически активные вещества слюнных желез. Здоровье, Киев (1991).
  5. W. К. Laemmii, "Cleavage of structural proteins during the assembly of the head of bacteriophage T4", Nature, 227, 680 - 685 (1970).

Источник : журнал «Сознание и физическая реальность» Том 4, №2, 1999, с.56-59.

 

АГНИ ЙОГА О СЕКРЕЦИЯХ

  1. Нервные центры и выделения желёз образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдет к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры. ( Агни Йога. 042 ).
  2. Теперь обращают внимание на изучение секреций; может быть, этот путь наблюдений за выделением желёз натолкнет на существование и других отложений. Ведь их секреции лишь недавно заслужили внимание, хотя древняя медицина давно указывала на значение выделений. Этот вопрос стыдливо обходился, хотя вся природа кричала о нём. ( Агни Йога. 601 ).
  3. Лекарство йога не из аптеки и избегает наркотиков, но приносит секреции желёз, которые, как пища, укрепляют вещество нервов. То же свойство имеют секреции деревьев, смолы которых могут вносить через поры кожи такое же укрепление ближайших нервов. ( Иерархия. 222 ).
  4. Когда люди начнут изучать не только огни и лучи, но и секреции человеческие, тогда можно думать о перемене тела. Странно, что люди понимают мощные химические процессы, происходящие в их организме, и в то же время считают продукты этих процессов лишь отбросами. Можно видеть, насколько сильна кровь или слюна. Можно видеть, насколько кровь растительного царства, то есть валериан, дает необычайную мощь растению. Также мощна слюна и прочие выделения желёз. Но нужно произвести наблюдения о причинах увеличения и уменьшения воздействия энергии этих продуктов. Ядовита слюна гнева и благодатна слюна благости. Разве не важно изучать такие общеизвестные проявления, которые не могут быть заменены механическими препаратами? Так снова подойдем к утерянным знаниям о веществе психической энергии, той таинственной Атме, которая у старой медицины находилась в пользовании продуктов желёз. Нужно суметь противопоставить огненной стихии неопалимую Атму. ( Иерархия. 240 ).
  5. Конечно, секреции служат для самых сокровенных действий, и не только само вещество, но эманации его участвуют в творчестве мира. Что вы вспомнили о Парацельсе и его гомункулах, очень характерно, ибо можно этот микрокосм легко умножить до Макрокосма. И Учение о великих духовных секрециях имеет большое основание. Конечно, можно представить, насколько Мы интересуемся организмами, которые уже перешли ступень "Льва". ( Иерархия. 257 ).
  6. Указывается, что пролитая кровь особенно привлекает пространственных сущностей. Конечно, это так. Но не следует забывать, что все секреции обладают теми же свойствами. Каждая пространственная сущность в равной степени, стремится и к крови, и к слюне. Так даже кожа раздраженная также уже доступна сущностям. Лимфатичность медиумов имеет то же свойство. Так в древности жрецы очень избегали лимфатических слуг и учеников. Для изоляции секреций употреблялись пластинки из С.

    То же изолирующее качество имеет данная эмульсия, но она не только предохраняет, но и усиливает циркуляцию психической энергии. Можно заметить, насколько эмульсия безвредно выщелачивает кожу от наслоений. Так эмульсия снаружи и порошок внутрь будут лучшим панцирем. Лимфа приобретает как бы оболочку и даже становится благодетельной. Так простыми средствами можно значительно предохраниться от неприятного соседства. ( Иерархия. 264 ).
  7. На ... огнях претворяется ценное вещество секреций в целительную субстанцию. Можно видеть, как слюна огненного существа может устранять воспаление и вызывать жизненную энергию в отмерших центрах. С целебной мощью возложения рук рядом стоит сокровенное свойство секреций. Поучительно сравнить секреции человека с закрытыми центрами с выделениями огненной субстанции. Если Советую для обычных организмов растительные лекарства, то для более знающих имеется мощная лаборатория сокровенных выделений огня. ( Иерархия. 304 ).
  8. Многое, так близкое, остается неисследованным. Разве вполне исследованы пот и слюна? Читаем о ядовитой слюне, знаем слюну благодетельную; слышали о разнообразии свойств пота, и все-таки оба выделения не исследованы. Пот труда или пот объедения не будут схожи. Слюна гнева и слюна помощи различны, но эти признаки примитивны. Каждое человеческое состояние производит особую химическую реакцию. Изучая это поистине космическое разнообразие микрокосма, можно прийти к решению физического и духовного мира. У человека развитого и реакция будет разнообразная. Можно узнать пот молитвы и высокого сердечного устремления, как он будет отличен от пота корысти. Пот бегущего оказать помощь совершенно отличен от пота спешащего убийцы. Среди этих противоположных реакций, сравнивая, можно нащупать продукты психической энергии. Так близки дальнейшие преуспеяния. Конечно, сам испытатель должен проявить достаточно чуткости. Придется ему различать разные эмоции и путем честного сопоставления очистить многие смешанные понятия. Связь выделений с изменениями ауры также обогатит опыт, при этом совершенно не нужны никакая вивисекция и прочее мучительство. Испытатель может посещать всевозможные места человеческих проявлений и собирать естественные, непринужденные выявления. Труднее всего будет с продуктами молитвы и высшего устремления, иначе говоря, с самыми значительными выражениями. Но и в этих явлениях хотящий найдет истинные сокровища. Вы заметили появление пота в связи с сердечным движением, именно это редкий образец стремления сердечного. Так вы советуйте молодым врачам и ученым обратить внимание на спешность этих наблюдений среди огненных заболеваний, о которых Мы уже говорили. Эти наблюдения будут весьма полезны. Не следует забывать о грядущих огненных эпидемиях. Много распространенных напоминаний прошло по истории человечества. Особенно теперь, когда пользование неизученными энергиями достигает значительных размеров, нужно помнить о возможности возвратного удара. Ученые должны обратить внимание на особенность многих заболеваний. Нельзя объяснить их лишь сгущением общественного водоворота. Причины гораздо глубже, и Наш совет о воспитании сердца очень своевременен. ( Сердце. 584 ).
  9. ... ничем нельзя подделать ауру и содержание секреций. ( Сердце. 585 ).
  10. Некоторые Йоги полагают, что выделение слюны и желудочного сока являются очищением и потому полезны. До известной степени они правы. При огненном напряжении энергия Огня вызывает и вытесняет из желёз явление утроения деятельности. Таким образом, под давлением Огня железы выделяют, и уносятся многие отравленные части. Так огненная энергия, даже при космических судорогах, может быть полезна. ( Мир Огненный. Ч.2. 361 ).
  11. Слезы добрые и слезы дурные – так различал древний Египет. Первые от восторга, от любви, от подвига; вторые от тоски, от злобы, от зависти. Недавно один ученый обратил внимание на различный состав слез в зависимости от импульса. Конечно, каждая секреция совершенно различается в своей сущности, когда противоположные чувства вводят вредные или благие ингредиенты. Но слезы, как очень чистое явление, могут дать особенно полезные наблюдения. Конечно, и такие наблюдения требуют времени и терпения. ( Мир Огненный. Ч.2. 458 ).
  12. Каждое выделение секреций, каждое выдыхание посылает эманации психической энергии. Щедро каждый человек насыщает пространство, тем самым он обязан заботиться о лучшем качестве психической энергии. ... Кто говорит о неубедительности опыта с психической энергией, тот не подумал вообще о существовании ее. Тупое невежество способствует отравлению атмосферы. Должно понять это в самом точном смысле. Чистое дыхание не достигается лекарствами. Психическая энергия есть основа очищения дыхания. ( Мир Огненный. Ч.3. 339 ).
  13. Все секреции человека слишком мало изучаются. Сколько они могут напоминать о психической энергии! Уже говорил о замечательном содержании слюны. Ведь она может дать такие же показания, как и снимки излучений. Стоит лишь разложить слюну человека в разных ее состояниях, чтобы видеть изменения ее. Также иногда будет замечено нечто неопределимое в ее составе. Нечто, свойственное психической энергии. Из частых случаев обозначится и вывод. Как полезно сотрудничество наблюдательного врача. ( Мир Огненный. Ч.3. 442 ).
  14. Спрашивают о причинах заражаемости в свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреций. Не стоит принимать в соображение механическую сводку сочетаний, если не принять во внимание участие психической энергии. Люди называют известный иммунитет притоком веры, но состояние экстаза недаром называется сиянием Огненного Мира. Вот такое сияние защищает человека от заразы. Оно очищает секреции, оно, как щит. Потому состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием. ( Мир Огненный. Ч.3. 450 ).
  15. Слезы и слюна изменяют состав в зависимости от состояния духа. ( АУМ.117 ).
  16. Если исследовать пространственные осадки в городах, то можно найти среди ядовитых веществ нечто, подобное империлу. Осторожно наблюдая этот яд, можно убедиться, что он есть империл, выдохнутой злобным дыханием. Несомненно, дыхание, пропитанное злобой, будет вредоносным. Если яд отлагается в организме при раздражении, если слюна может сделаться ядовитой, то и дыхание может стать ядоносным. ... Империл, выдыхаемый раздраженными людьми, есть та же грязь, тот же отброс постыдный. Необходимо подтолкнуть в людское сознание, что каждый отброс может заражать близких. Отброс нравственного разложения хуже всех извержений. ( АУМ.293 ).
  17. Уже известно, что человеческая слюна бывает и целебна, и ядовита. Но при этом обстоятельстве забыто очень важное условие – оказывается, что ядовитость слюны не зависит от болезни. Также и целебность остается при некоторых заболеваниях. Значит, такие свойства не будут лишь физическими, но проявляют тонкие вещества, связанные с психическими силами. Трансмутация психической энергии в вещество уже материальное будет само по себе уже утверждением тонких энергий. Следует наблюдать такие же проявления в животных и даже в растениях.

    Уже приходят сроки, когда сотрудничество материальных и психических сил должно быть формулировано, иначе человечество начнет отравлять себя непознанными энергиями. Не так опасно умножение человечества, как отравленное его состояние. ( Братство. 279 ).
  18. Урусвати знает, как щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать – нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, ибо находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами. ( Братство. Надземное. 338 ).
  19. Теперь уже проявляют некоторую осторожность при удалении гланд, но их насущное назначение не явлено. Между тем, в соединении с Тонким Миром гланды имеют самое глубокое значение. Все выделения могут помогать общению с Тонким Миром. Сущности пользуются выделениями гланд не только для материализации, но и питаются субстанцией гланд. Таким образом, при изучении деятельности гланд ученые должны натолкнуться на связь с Тонким Миром. ( Братство. Надземное. 648 ).
  20. Слюна принадлежит к области сокровенных секреций. Поэтому в нормальном состоянии она не выбрасывается из организма. Она яро насыщена психической энергией, то есть огнем в том его виде или состоянии, которое соответствует духовной высоте или низости человека. У Духов Высоких слюна целительна. У низших она ядовита. У раздраженного человека она отравлена. Все состояние организма тотчас отражается на ней и ее составе. Даже химическим анализом можно было бы установить эту разницу. Секреции человеческого организма, говоря вообще, обладают замечательными свойствами. Это область науки будущего. Самое чудеснейшее на Земле – это организм человека. ( Грани Агни Йоги 1964 г. 154 (Март 30). (М. А. Й.) ).
  21. Все выделения человеческого тела насыщены психической энергией, характер которой соответствует состоянию сознания на данный момент. Например, пот или слюна раздраженного человека ядовиты, и целебна слюна святого. ... Через организм человеческий, эту мощную лабораторию, как через трансформатор, течет поток материи плотной, материи астральной и материи ментальной, осветляясь и утончаясь, если организм на высокой ступени лестницы жизни, или, наоборот, огрубляясь и заражаясь, если нечист. ( Грани Агни Йоги 1964 г. 449 (Сент. 1) ).
  22. Выделения желёз в той или иной степени содержат в себе психическую энергию. Степень заряда зависит от огненности организма. Хочу сказать о слюне: она может быть благодетельной или ядовитой. Она может исцелять заболевшие ткани. Это знают даже собаки, зализывая раны и быстро этим способом их заживляя. Только люди не хотят знать ничего и все отрицают. Слюна несет в себе печать состояния организма. Как по составу крови теперь, так и по составу слюны, ее излучениям, светимости и окраске будут в будущем определять не только здоровье или заболеваемость, но и психическое состояние человека. Полон тайн микрокосм человеческий и полон чудесных возможностей. Только тупое невежество не хочет ничего видеть и все отрицает. ( Грани Агни Йоги 1966 г. 016 (М. А. Й.) ).
  23. Из секреций человеческого организма слюна обладает особым свойством насыщаться психической энергией человека. Она может быть целебной или ядовитой в зависимости от характера энергий. Каждое настроение, чувство или мысль способствует этому насыщению. Качества духа яро отражаются на ее составе. Высокочастотное фотографирование могло бы дать яркие доказательства различного состава слюны у разных людей и зависимости этого состава от внутреннего состояния человека. Обратите внимание, как действуют болезни на этот состав. Эта область в свое время составит обширный отдел научных исследований. Свойство секреций организма подлежит изучению. ( Грани Агни Йоги 1966 г. 406. (М. А. Й.) ).
  24. Слезы радости, слезы сострадания, слезы признательности, слезы боли, слезы горя, слезы любви, слезы ощущения Близости, слезы восторга духа имеют разный психо-химический состав. Слезы отчаяния и безысходности особенно сильно насыщены качеством соответствующих им излучений. Ведь люди способны плакать даже от бессильной злобы. Лаборатория человеческого организма мощна и очень разнообразна в ее выпускаемой продукции. Психо-физические выделения организма поступают в сферу, окружающую человека, и заражают или очищают ее силой своих эманаций. ( Грани Агни Йоги 1966 г. 407 (Гуру) ).
  25. Лаборатория человеческого тела очень мощна. Она легко нейтрализует очень сильные химические соединения и вырабатывает свои, действующие очень активно, и при желании – длительно. Усилием воли можно вызвать повышенные выделения желёз, например, слюны. Слюна, слезы, пот и выделения внутренней и внешней секреции являются химическими соединениями, сильно действующими не столько благодаря своему химическому составу, сколько вследствие насыщенности их психической энергией. Можно вспомнить, как Христос исцелял больных, применив слюну, смешав ее с землёй. При болезнях выделения организма приобретают специфический состав, запах и окраску. Все эмоции, чувствования и переживания яро отражаются на секрециях организма, причем мысль играет первенствующую роль. Так, представления или образы, мысли о вкусных вещах вызывают усиленное выделение слюны и желудочного сока. Мысли определенного порядка вызывают приливы крови к определенным органам. Мысли страха понижают активность и сопротивляемость организма. Все положительные качества духа являются сильными тоническими средствами, яро воздействующими на различные органы и создающими химические реакции определенного характера. ( Грани Агни Йоги 1967 г. 243. (Май 2) ).
  26. На ...огнях [духа] претворяется ценное вещество секреций в целительную субстанцию. Можно видеть, как слюна огненного существа может устранять воспаление и вызывать жизненную энергию в отмерших центрах. ...С целебною мощью возложения рук рядом стоит сокровенное свойство секреций. Поучительно сравнить секреции человека с закрытыми центрами с выделениями огненной субстанции. Если Советую для обычных организмов растительное лекарство, то для более знающих имеется мощная лаборатория сокровенных выделений огня». ( Письма Е.И. Рерих т. 1, 3.06.1931 ).
  27. Мы не ограничиваем изучение сердца только со стороны психической энергии. Пусть наука многообразно подойдет к широкому пониманию. Конечно, вся мозговая деятельность, вся нервная система, все выделения желез будут изучаться как каналы родника – СЕРДЦА. ( Письма Е.И. Рерих т. 7, 30.05.1947 ).

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика