ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУССКОГО КОСМИЗМА

К основным задачам глобального образования как нового направления в образовательной политике XXI в. следует отнести: формирование понимания мира на основе холистических и гуманистических взглядов; воспитание человека, ответственного за все формы жизни на земле и в космосе, способного сочетать свободу выбора с ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов.

В современном обществе возник ряд объективных противоречий: между декларированием ценности человека, его жизни, права на свободное и творческое развитие и недостаточной обоснованностью поиска путей выхода из духовно-нравственного кризиса; международным терроризмом, национальной неприязнью и необходимостью формирования подлинно человеческого поведения; современным состоянием образования, задачей существенного обновления его содержания и невостребованным, позитивным потенциалом идей, заложенных в космической педагогике.

Основными предпосылками возникновения космической педагогики явились: философия русского космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники, социокультурная среда конца XIX — начала XX в. Космизм базируется на представлении о мире как едином, целостном, развивающемся организме, который стремится к гармонии. Космос — понятие, введенное Пифагором для обозначения упорядоченного единства мира в противоположность Хаосу. В идеях античных натурфилософов утверждалась неразрывная связь человека с космосом. Таким образом, к космистам относят философов и ученых, доказывающих единство и взаимозависимость человека, человечества, природы, космоса, а также представляющих эволюцию как процесс, который корректируется человеком. Крупнейшими представителями русского космизма были такие философы и ученые, как Д.Л. Андреев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, К.Н. Вентцель, А.К. Горский, В.В. Докучаев, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, Н.О. Лосский, В.Ф. Одоевский, В.С. Соловьев, А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. и Е И. Рерих, Е.Н. Трубецкой, Н.А. Умов, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.А.Шмаков.

Русский космизм, сформировавшись в русле европейской философии к концу XIX в., является неотъемлемой частью мирового космизма (где человек, человечество, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое), но обладает своими специфическими чертами. В нем самобытные ценности отечественной истории и культуры гармонично соединились с научными концепциями о мире. Главная особенность русского космизма состоит не в созерцательном отношении человека к земле и Вселенной, а в формировании активной позиции, поскольку человек призван творчески преобразовывать мир и собственную природу. Именно в рамках русского космизма в начале XX в. зародилось понимание ответственности разума за разрешение противоречий между человеком, человечеством, природой, космосом (человек — созидатель, а не разрушитель). Поэтому космистами подчеркивалась необходимость нравственного воспитания. Совершенствование человека, по их мнению, является основной задачей педагогики.

Человек не только биопсихосоциокультурное существо (Л.П. Беляева), но и микрокосмос (Н.А. Бердяев, Н.К. и Е.И. Рерих), космопланетарное (Н.Ф. Федоров, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский), ноосферное (В.И. Вернадский), космическое (К.Э. Циолковский) существо. Духовная сущность человека определялась философами-космистами как основная. Образ человека — главный ориентир в образовании. Человек есть цель, предвосхищаемый результат, к которому должна стремиться педагогическая система. Философия русского космизма синтезировала в себе ключевые естественно-научные, метафизические, религиозные основы мира и человека.

Восстановление естественной связи человека с природой, возрождение духовно-нравственного образа человека, расширение миропонимания человека до планетарного и космического уровней — эти позиции объединили материалистов и идеалистов, естествоиспытателей и богословов, ученых и художников.

Одним из определяющих факторов возникновения космической педагогики явился научно-технический прогресс. Крупнейшие открытия в мире (радиоактивность, радиоволны, рентгеновские лучи, сложное строение атома, электрон и др.) не укладывались в рамки господствующих до них естественно-научных представлений, что привело к созданию новой картины мира. В конце XIX — начале XX в. естествознание в тесной связи с развитием техники совершило громадный качественный скачок: появились новые средства выполнения экспериментальных исследований, возникали и решались новые, сложнейшие теоретические проблемы, происходила последовательная дифференциация отдельных областей научных знаний на все более узкие специальные отрасли и одновременно—интеграция, при которой обособленно развивающиеся науки связывались между собой пограничными дисциплинами (астрофизика, геобиохимия, космобиология).

Именно в этот период в России возник целый ряд новых наук о Земле — биогеохимия, геоморфология, геохимия, почвоведение, стратиграфия, учение о фациях (В.И. Вернадский, Н.А. Головкинский, В.В. Докучаев, А.А. Иностранцев, П.А. Кропоткин, В.А. Обручев, Ф.А. Слудский, П.П. Семенов-Тянь-Шаньский, И.Д. Черский). Благодаря деятельности астрономов О.А. Баклунд, А.А. Белопольского, Ф.А. Бредихина, Б.Б. Голицына, Б.Я. Струве, В.К. Цесарского Россия заняла одно из первых мест в мире в области изучения космоса. Также именно России принадлежал приоритет научной разработки проблем ракетно-космической техники и освоения космоса (Н.И. Кибальчич (1881), С.С. Неждановский (1880—1889), К.Э. Циолковский (с 1883 г.), И.В. Мещерский (1897—1904), Ф.А. Цандер (1907—1908),Ю.В. Кондратюк (с 1917 г.)).

Благодаря известному ученому и популяризатору науки и техники Я.И. Перельману, знакомившему широкие массы читателей с последними достижениями, идеями космоса были захвачены многие перспективно мыслящие представители отечественной интеллигенции, которые понимали, что космос открывает человеку новое поле деятельности и новый смысл жизни. Тема космоса пронизывала науку и искусство, философию и религию, она объединяла, интегрировала их усилия и открываемые новые пласты знаний в единую, целостную систему. Это было время, когда человек рвался в космос, а космические идеи будоражили дух, сознание и мировоззрение. Именно поэтому человек «шагнул» в космос в середине XX в. и началось техническое освоение планетарного пространства.

Необходимо подчеркнуть, что российскими учеными-космистами уже в начале XX в. высказывались мысли о том, что все величайшие завоевания науки и техники должны быть направлены только на пользу человечеству, а не способствовать усовершенствованию средств уничтожения людей. Благодаря научно-техническому прогрессу человек за короткое время существенно расширил свои возможности, но такой прогресс был воспринят неоднозначно. Проблема, по мнению ученых-космистов, заключается в том, что естественно-научный прогресс опережает духовно-нравственное развитие человека. Поэтому развитие сознания человека, его духовности и чувства ответственности должно начинаться с ранних лет жизни под руководством опытных и духовно-нравственных педагогов, наделенных сознанием космоэволюционной роли человека.

На рубеже XIX—XX вв., с одной стороны, человечество в лице своих лучших представителей пришло к осознанию огромной силы своего научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и космоса. С другой стороны, к пониманию того, что, корыстно и бесхозяйственно используя земные источники энергии и питания, человек породит нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и другие кризисы, пришли К.Э. Циолковский, К.Н. Вентцель, В.И. Вернадский, Е.И. Рерих. Они поняли, что человек оказался заложником стремительно развивающегося, технически ориентированного разума и может явиться источником не только возможной катастрофы цивилизации, но и гибели планеты в целом. Предвидя кризисные отношения человека и природы, человека и общества, они одними из первых стали говорить и писать о смене техногенной концепции развития цивилизации на антропокосмическую, которая и стала разрабатываться в рамках русского космизма.

Одним из главных принципов научного направления философии русского космизма явилось активно-эволюционное, то есть сознательное, целенаправленно преобразовательное отношение к человеку и миру. Поэтому закономерно, что проблема преображения человека, дальнейшего качественного развития и трансформации его в более совершенное (в духовно-нравственном, волевом, интеллектуальном, сенсорном, энергетическом и соматическом смыслах) существо, получила многоаспектную разработку в философии данного направления и логично перешла в педагогические идеи.

Педагоги-космисты не только ставили задачу воспитать человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости, но и рассматривали его как неотъемлемую часть всеобщего, целостного космоса, исходя из органического единства человека, человечества и вселенной. Они представляли человека как космическое явление, а процесс становления и развития человечества как неотъемлемую часть общеэволюционного потока космической жизни.




К.Э. Циолковский

К космической теме в педагогике К.Э. Циолковский обратился, будучи уже зрелым ученым. Накопленный опыт позволил ему выйти на глубокие философско-педагогические размышления и обобщения. Его личный, жизненный путь и борьба друзей (в частности, А.Л. Чижевского) за свои идеи подсказывает ему, каким должен быть человек нового космического времени. Как основатель космонавтики Константин Эдуардович не ставил перед собой цели создать законченную воспитательную систему, но в его проектах космического будущего человечества, по сути, содержится программа воспитания человека будущего, основанная на «космической этике» и «научных основах нравственности». Он считал важнейшей ценностью, которой обладает человек, способность к нравственному саморазвитию и преобразованию самого себя, поскольку он так же безграничен в развитии, как и Вселенная. Несомненной заслугой ученого стало определение конечной цели космического воспитания, которое должно привести к возникновению людей, готовых к работе в духе «всекосмического единства на основах нравственности» и «общения с братьями по разуму». По сути, К.Э. Циолковский определил те ценности, которые должны лечь в основу воспитания человека космического. Образование, по мнению мыслителя, способно развить в каждом человеке стремление знать как можно больше о Космосе, его эволюции и истории, и все это единственно для того, чтобы «осознать себя составной частью Космоса», научить связывать свое будущее и судьбу человечества с судьбой всей Вселенной.

Константин Эдуардович Циолковский вошел в историю мировой и отечественной науки не только как основоположник космонавтики, но и как выдающийся ученый-педагог, один из авторов антропокосмической концепции воспитания. Антропокосмическую концепцию воспитания Циолковского можно охарактеризовать как нравственную систему передачи духовного опыта и знаний, основанных на любви к человеку как главной ценности, на стремлении к достижению счастливой жизни для каждого на Земле и в бесконечно продолжающейся жизни в космосе. Представитель естественно-научного космизма, К.Э. Циолковский придерживался принципа антропокосмизма — единства, целостности и взаимозависимости человека и космоса. Рассматривая человека в качестве составной части космоса, Циолковский подчеркивал, что будущее землян неразрывно связано с освоением космического пространства для достижения счастливой жизни всех существ на основах Разума, Науки, Образования и Нравственности. Эти высшие ценности он трактовал как синтез общечеловеческих и национальных аксиологических ориентиров. Решительно порвавший с теми антропоцентрическими взглядами и традициями, в которых все внимание сосредоточивается только на человеке как центре мироздания, оставляя в тени то, что его окружает, К. Э. Циолковский стремился придать человеку космическое измерение, показать включенность его во всеобщий поток развития космической материи и раскрыть зависимость судьбы человечества от космической эволюции.

С другой стороны, в антропокосмизме К.Э. Циолковского подчеркивается зависимость земной и космической эволюции от самого человека, его преобразующей деятельности, что налагает, по мнению ученого, на человека огромную ответственность за судьбу человечества, природы, земли и космоса. И воспитание такой ответственности — одна из основных задач образования. Цель существования человека, по мнению Константина Эдуардовича, — это «познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни».

К.Э. Циолковский много размышлял об универсальной системе образования, его приоритетных ценностях, призывая рассматривать педагогические проблемы с космической точки зрения. Цель знания, по его мнению, заключается не только в изучении основ наук, но и в подготовке человека к решению глобальных вопросов, интересующих все человечество. Ценность образования, по мнению К.Э. Циолковского, заключается прежде всего в том, чтобы дать научные и целостные знания о самом человеке, о его преобразующей деятельности. Важное воспитательное значение при этом имеет формирование нового взгляда на человека как на мощный фактор активной эволюции (своей собственной, природы, земли и космоса).

Человек для Циолковского — существо, находящееся в процессе постоянного роста, пока (в силу своей недостаточной образованности) далеко не совершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, способное к более кардинальному преобразованию себя и окружающей среды обитания. Прогресс организмов шел непрерывно и не может остановиться на человеке, утверждал Константин Эдуардович, путем науки, всеобщего познания и труда человечество овладеет «слепыми силами вне и внутри себя», выйдет в Космос для его активного освоения и преобразования, обретет новый, бессмертный космический статус бытия.

Как педагог с более чем 40-летним опытом К.Э. Циолковский был убежден в том, что только на основе науки и знаний человек нравственно вырастет до высшего идеала, научится управлять собой, опираясь не на инстинкты и страсти, а на разум, сможет стать совершенной индивидуальностью.




К.Н. Вентцель

Вместе с тем мы акцентируем внимание на том, что самобытный русский мыслитель и педагог К.Н. Вентцель первым предложил концепцию космического воспитания (статья «О проблеме космического воспитания», 1923), прослеживающую реальные пути достижения каждым человеком единства и гармонии с окружающим миром в космических масштабах. Он принадлежал к плеяде русских мыслителей Серебряного века отечественной культуры, удивительно щедрой на талантливых людей. Вентцель вполне мог стать инженером, юристом, музыкантом, известным философом, но он весь свой талант отдал педагогике. Уже первые его работы – статьи «Мораль жизни и свободного идеала», «Основные задачи нравственного воспитания», «Среда как фактор нравственного воспитания», появившиеся в 80-е годы XIX в., продемонстрировали приверженность автора к идеям свободного воспитания. Ему он отдает на протяжении более чем тридцати лет свой ум и организаторский талант. Вентцель не только пишет статьи и книги о свободном воспитании, но уже в 90-е годы предпринимает попытки практической его реализации в педагогическом обществе при Московском университете, в Комиссии по нравственному воспитанию, в открытом в 1906 г. при его участии и просуществовавшем три года «Доме свободного ребенка», в котором учителя стремились освободить в ребенке его творческие силы на основе общественно-необходимого труда, предлагая ему самому выбирать вид трудовой деятельности.

Гуманистические идеи К.Н. Вентцеля так и остались не востребованными. Но впереди оставалась еще четверть века жизни, и его мысль не могла не работать во благо педагогики. В эти годы он создает свою уникальную космическую педагогику. Труды Вентцеля, посвященные ей, остались неопубликованными, и лишь недавно часть их стала достоянием педагогической и философской мысли. Идеи космической педагогики достаточно просты в своей гениальности.

К.Н. Вентцель размышляет следующим образом. В педагогике существует целое течение, называемое «социальной педагогикой», которое занято проблемами воспитания человека как члена общества. Но человек не только часть социального целого (семьи, народа, класса, человечества), он – часть, пусть и малая, Вселенной, Космоса, как своего рода универсального общества, охватывающего все существа, стоящие на различных ступенях развития. Поэтому-то мы сможем говорить о воспитании человека как члена общества, так и члена Космоса, гражданина Вселенной. Правда, в космической педагогике проблемы воспитания трактуются особо, имеют особые цели и методы.

Для того чтобы воспитать у ребенка сознание общности своей жизни с жизнью Космоса, необходимо прежде развить в его сознании три идеи: идею личности, идею общества, в конечном пределе охватывающую все человечество, и идею Космоса. Другими словами, ребенок должен дорасти до сознания, что он представляет собой творческую личность, что он является членом определенного творческого общества, охватывающего человечество, и что вместе с человечеством он составляет часть творческого Космоса. «Надо научить ребенка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой, до размеров Земли как планеты, а отсюда уже переход к солнечной системе, к звездной системе, составляющей нашу вселенную, и к безбрежной системе вселенных, охватывающих весь безграничный Космос». [1]

Идеалом подобного воспитания является «свободная творческая личность, осознавшая свое кровное родством с Космосом и Человечеством и стремящаяся тесно и неразрывно слиться с ними в одной общей творческой работе над установлением царства Гармонии в Космосе и свободного братства среди Человечества». [2] В другой работе, названной им «Человек – сын Космоса и сын Человечества», Вентцель подчеркивает: «Каждая личность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она не только сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын Великого Творящего Космоса и Великого Творящего Человечества. И развитие в себе чувства этой сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопрос времени». [3]

Человек, утверждает Вентцель, должен стоять перед лицом Космоса и искать слияния с ним. У такого человека вырабатывается чувство Космоса, освобождение от всего мелкого ограниченного, от «цепей невидимого рабства», душа наполняется свободой, беспредельно широкой творческой любовью к жизни, к человечеству. Перед лицом Космоса человек яснее, чем когда-либо осознает насколько он несвободен, до какой степени им владеют всякого рода страсти и вожделения, как он слаб перед ними. «Но отнюдь не значит, что мы должны презирать земное, тяготиться слышать о нем и с печалью покоряться нуждам природы. Космос не требует этого. Он требует только одного: чтобы отдаваясь земному и земным переживаниям, мы никогда не забывали о целостной единой космической жизни и о жизни Человечества в целом» [4].

Человечество есть дитя Космоса. Космосом она вызвано к жизни. И каждый отдельный человек есть член и сын Человечества и одновременно сын Космоса. Но лишь немногие достигают пока осознания этой космической сыновности. Эти люди - пример для остальных, указание, что ни для одного из нас не исключается возможность приобрести ощущение этого нерасторжимого, сыновнего единства с Космосом. Мы не пасынки Космоса. Каждый из нас, «не переставая быть индивидуальной личностью, свободной, независимой и самобытной в конце концов станет сознательным выразителем и олицетворением Творческого Космоса и Творческого Человечества» [5].

Человек, обладающий космическим сознанием, воспитанный на принципах космической педагогики, не может не быть нравственным. «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, – пишет Вентцель, – кто слился всецело и безраздельно с творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ним одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» [6].

Вершиной космической педагогики, по нашему мнению, являются, написанные в 1937 г. 24 правила свободного самовоспитания, имеющие название «Лучи света на пути творчества». Этот катехизис свободного, космического самовоспитания не имеет аналогов в педагогической и философской мысли. Выполняя эти правила, каждое из которых раскрывает отдельные стороны единства человека и Космоса, личность приобретает способность «вчувствования в процессы жизни, происходящие в вещах и существах, находящихся вне» ее, что поможет ей побеждать желания, порождаемые ими, освобождаться от «цепей невидимого рабства», приведет к углубленному знанию Космоса и Человечества, «к пониманию сокровенных тайн Жизни». В результате человек становится «больше, чем Человеком». Его жизнь приобретает Космический и Всечеловеческий характер, а его сознание объединяется в гармоничное сознание Человечества и Космоса. Но совершится это не в единой человеческой жизни, а в беспредельном ряду их, «которые будут переживать твое высшее "Я", вечное и бессмертное» через воплощение в другие сознания. Идущим рядом с нами и за нами, пишет Вентцель, надо сказать: «1. Держись крепко за свое высшее "Я", вечное и бессмертное. 2. Слушай только голос твоего свободного творческого сознания. 3. Устремляй свои духовные взоры на самое идеальное, на самое возвышенное, что только можешь представить себе, на то, что еще не имеет бытия и формы, но с необходимостью должно осуществиться в грядущем во всей своей дивной Красоте, во всем своем великолепии, во всей своей Истине и Правде» [7].

Космическое воспитание личности – непременно творческое. Если в индивидуальном воспитании и самовоспитании творческий характер его реализуется через воспитание свободной творческой личности, в социальном – через слияние в одно гармоничное целое с обществом, содействие в преобразовании его в свободное творческое общество, то «в космическом – задача в поднятии Космоса на все более и более высокие ступени в его развитии». [8] Такое понимание К. Н. Вентцелем задач философских оснований космической педагогики можно рассматривать как попытку применения в педагогической практике философско-эстетической программы К.Э. Циолковского, касающейся фундаментальных проблем человеческого существования, неразрывно связанного с космосом: проблемы значения космоса как сферы существования космических цивилизаций и предметно-преобразующем воздействии человека, проблемы смысла и целей истории и жизни человека и основ его морали; проблемы перевоплощения человека в «нового человека» – хомо космикус, который в конечном итоге станет управлять Вселенной. [9]




В.И. Вернадский

Коэволюция (совместное развитие) человечества, природы, планеты и космоса, а также экологизация общественного сознания стали основополагающими принципами в космических концепциях К.Э. Циолковского, К.Н. Вентцеля, В.И. Вернадского и Е.И. Рерих. Признание необходимости преобразования социума согласно этим принципам привело к поиску и изучению не только технических, но и прежде всего «нетехногенных» путей развития и преображения человека, раскрывающих его духовный потенциал. И здесь действенным ресурсом «геопланетарной» и космической эволюции человечества, по В.И. Вернадскому, предстают «нравственно ориентированный разум» и онтологизация духовной сущности человека, то есть укорененность ее в космическом бытии.

Познание мира и человека для Вернадского является единым процессом. Человек познает себя через изучение космоса, а изучая себя как величину соразмерную космосу, познает мироздание. Познавая себя, человек создает «идеальные типы», формирует идеал «культурного человечества», способного коэволюционировать с природой, космосом. По мнению ученого, новое научное мировоззрение должно включать в себя обязательность соединения изучения процессов, протекающих в обществе и природе, с всеобщими законами космоса. Еще в работе «О научном мировоззрении» (1902) он писал: «Каждому известны выражения: Вселенная, Космос, Мировая гармония. В настоящее время мы соединяем с этим явлением идею о закономерности всех процессов, подлежащих нашему изучению».

Главным компонентом педагогики В.И. Вернадского являются нравственные проблемы в системе «Человек — Человечество — Природа — Космос», разрешение которых мыслитель видел в совместной деятельности всего человечества по созданию нравственных принципов, сочетающих запросы различных индивидуальностей с общечеловеческими устремлениями. Важнейшим средством выработки нравственных принципов, по мнению ученого, является наука, оказывающая гуманизирующее влияние на общество через ученых. Нравственное влияние науки на общество было для В.И. Вернадского очевидно. С этих же позиций он понимал личную этику ученого. Как истинный гуманист, Владимир Иванович указывал на необходимость ограничения разрушительных последствий научных достижений и на ответственность ученых за использование их изобретений против человека и биосферы. По его мнению, деятельность человека в биосфере должна основываться на строгом научном изучении и анализе природных процессов. Подчеркивая, что научная мысль есть закономерное геологическое явление, Вернадский дал оптимистический прогноз в ноосферном развитии человечества.

Социально ориентированная антропокосмическая педагогика В.И. Вернадского выдвигает задачу воспитания осознания необходимости творческой деятельности на благо всего человечества, что является, на мой взгляд, одним из возможных вариантов реализации модели устойчивого развития постиндустриального общества. Антропокосмическая педагогика ученого заложила новую педагогическую традицию, ориентирующую человека на преобразование цивилизации в соответствии с идеалом ноосферы. Осознание «необходимости творчества для людской жизни», по мнению В.И. Вернадского, возможно при условии формирования нового научного мировоззрения. Как неоднократно подчеркивал ученый, это мировоззрение должно основываться на признании неразрывной связи человека с природой и космосом, на признании человека активной геологической силой, несущей нравственную ответственность перед всеми поколениями за изменение биосферы в направлении прогрессивного совместного развития.

Образование, по Вернадскому, должно исходить из глубокого и всестороннего изучения разнообразнейших наук, анализа полученных знаний, чтобы на их основе строить активную деятельность в устойчиво развивающемся обществе. Образование может дать человеку возможность предвидеть результаты своей деятельности и предотвращать их негативные последствия. Устойчивое развитие человечества, по мнению ученого, вообще невозможно без устойчиво развивающегося образования, которое должно способствовать вхождению человечества в ноосферу. Переход биосферы в ноосферу, считал мыслитель, идет параллельно с эволюцией человека. Изменение человека связано с его нравственной ответственностью за результаты собственной деятельности. В ноосферном становлении человечества В.И. Вернадский основную роль придавал научному образованию, науке и культуре, формированию нового типа человека, способного на основе изучения и анализа природы и самого себя прогнозировать последствия деятельности и предотвращать действия, идущие против естественного геологического процесса — создания ноосферы.

Для выживания человечества необходим интенсивно-коэволюционный способ взаимодействия общества с природой, единый интегральный интеллект, движение общества по пути устойчивого развития. Для создания ноосферной цивилизации необходима духовная общность людей, трансформация обыденного мышления человека в ноосферное, приоритет ноосферных критериев развития. Данные изменения в обществе, как полагал В.И. Вернадский, возможны через изменение системы образования, ориентации ее на воспитание человека ноосферного типа.

Антропокосмическая педагогика В.И. Вернадского утверждает самоценность человека в совместном развитии общества, природы, космоса. Ведущая цель, по мнению ученого, воспитание человека ноосферного типа. Главными средствами достижения этой цели, а также достижения оптимальной, гармоничной коэволюции человека, общества, природы, построения сферы нравственного разума — ноосферы — призваны быть наука и образование.




Е.И. Рерих

Еще один вариант космической педагогики мы обнаруживаем в «Агни-Йоге» («Живой Этике»), вобравшей в себя многие основополагающие положения представлений о человеке, бытующие в восточной философии. Составителем этих книг считается Елена Ивановна Рерих. Педагогический потенциал «Агни-Йоги» чрезвычайно высок. Он включает ряд принципов, законов и положений, главный из которых – непрерывная и бесконечная эволюция духовности человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой.

«Агни-Йога» – это йога огня, который мыслится основой всего сущего. Огонь – всегда и во всем и все содержащий в себе. Вся жизнь в Космосе начинается и кончается огнем. Он начало и конец всего. У каждого плана бытия свой огонь. Поэтому огонь – это физический, материальный огонь, и психическая энергия, творчество, разум.

Человек одновременно является жителем Земли и Космоса и поэтому обладает запасами космической энергии, включен в энергетический обмен Космоса. Космическая эволюция человечества – результат энергообмена, который в нашем трехмерном мире идет по трем направлениям: горизонтальный – обмен со всем, что находится на поверхности планеты; вертикальный – обмен с космическими телами, Солнцем, планетами; глубинный – обмен с мирами иных измерений, иных состояний материи, которые также наличествуют в человеке.

В результате такого энергообмена происходит количественное и качественное накопление энергии, эволюционное продвижение человека. При этом человек может проходить эволюционный «коридор» и как объект эволюции и как ее субъект. Как объект эволюции, человек пользуется энергией Космоса автоматически, не сознавая этого. А как субъект – действует сознательно и целенаправленно, повышая свою психическую энергию. [10]

Человек, как приемник и трансмутатор космической энергии, преобразует ее всеми своими органами и специальными центрами (их 49), самым важным из них является сердце. «Агни-Йога» – это своеобразная философия сердца, этика сердца и педагогика сердца. О сердце, как средоточии психо-духовной жизни человека, аккумуляторе и синтезаторе всех энергий говорится в большинстве книг «Агни-Йоги». Вот лишь несколько положений: «Вся жизнь протекает через сердце. Нужно уметь дать сердцу постоянную работу. Не что иное не может так утончить сердце, как непрерывное духовное даяние. Обычно духовное даяние не оценивается, как не ценится все незримое. Но источник богатств, как духовных, так и материальных, есть сердце». [11] «…Воспитание <…> должно быть понято как возжжение всех огней». [12] «Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. Никогда это не было сказано – как спасение. <…> Нужно принять основу сердца и понять значение фокуса». [13]

Главным регулирующим фактором во взаимодействии человека и Космоса выступает закон Кармы, или «Закон великой ответственности». Этот закон утверждает, что человек сам творит свою судьбу, поскольку следствия его поступков, мыслей, слов и желаний неизменно возвращаются к нему. Его дополняет Закон перевоплощения (реинкарнации), по которому человек живет много раз, пытаясь от одной жизни к другой повысить уровень своего сознания. Следующий закон – Закон Свободной Воли, согласно которому человек всегда сам делает свой выбор, руководствуясь своим внутренним миром, системой ценностей, представлением о мире и месте человека в нем.

Эти законы реализуют себя в системе принципов духовного воспитания. Их несколько. Это Принцип Совершенствования, то есть устремленности к исканию истины, путей самосовершенствования на основе самопознания и саморазвития личности в гармонии с Космосом. Это Принцип Общего Блага, то есть единства общих интересов, гармония бесконечного разнообразия индивидуальностей в их духовной эволюции, преодолении недостатков и умножении достоинств. Это Принцип Сотрудничества, то есть сознательное единение людей друг с другом в совместном осуществлении духовной эволюции. Это Принцип ритма, то есть продуманная программа, организация, система жизнедеятельности не только отдельной личности, но и общества. Это Принцип Красоты и Гармонии во всем – в природе, в человеческих отношениях.

Педагогика «Агни-Йоги» – космическая педагогика, утверждающая, что Космос и Человек соотносительны. Космический Разум совершенствуется и развивается так же, как развивается человеческий разум. А Космическое Сердце соответствует человеческому сердцу. Как высшее сознание обитает в сердце человека, так и космическое сознание обитает в Космическом Сердце, вбирающем в себя все накопления и достижения прежних состояний Космоса.

Резюмируя эту взаимосвязь, Е.И. Рерих пишет: «Когда дух понимает, что Служение Космосу есть проведение в жизнь высших принципов, то он напрягает лучшие рычаги духа. В бесцельном существовании заключена усыпленность всех высших центров. Потому, когда мысль великого духа будит сознания к высшему пониманию Служения, то можно утверждать, что космическое устремление дается человечеству. Потому так важно, когда мысль Служения проникает в человечество. Носители высших мыслей эволюции утверждают Нашу Волю. Так устанавливается высшая космическая кооперация. Так Мы несем Космическое Служение, вместе». [14]

Таковы, на наш взгляд, космические ориентиры русской педагогики, эвристическое значение которых для современных педагогических теорий несомненно.

 

Подготовлено по материалам статей:

Пушкина И. М. Космическая педагогика как историко-культурный феномен в России начала XX века. – «Мир образования – образование в мире», № 3, 2008.

Емельянов Б. В. Космические ориентиры русской педагогики // Идеи космизма в педагогике и современном образовании: материалы науч.-пед. конф. – Екатеринбург, 2004. С. 27–34.

Емельянов Б. В. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля // Школа мысли: альманах гуманитарного знания. Новосибирск, 2003. Вып. 2. С. 109–113.

 

В СТАТЬЕ ЦИТИРУЮТСЯ:

  1. Вентцель К. Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К. Н. Свободное воспитание: Сб. науч. трудов. М., 1993. С. 162.
  2. Там же.
  3. Там же. С. 163.
  4. Там же. С. 164.
  5. Там же. С. 164-165.
  6. Там же. С. 166.
  7. Там же. С. 156.
  8. Там же. С. 202.
  9. Гелашвили И. Н. Философско-антропологические воззрения К. Н. Вентцеля: Автореф. канд. дис. М., 2003. С. 21–22.
  10. Шапошникова Л. В. Мудрость веков. М., 1996. С. 227.
  11. Живая Этика. Сердце, 386.
  12. Живая Этика. Мир Огненный. Часть III, 206.
  13. Живая Этика. Сердце, 561.
  14. Живая Этика. Беспредельность, 781.
  15. Андреев Д. Роза Мира. М., 1993. С. 255.
  16. Там же. С. 256.

RSS










Agni-Yoga Top Sites Яндекс.Метрика