<< 1 2 3 4 >>

КАЧЕСТВА ДУХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО. Часть I

О качествах духа — гранях человеческого сознания

Чтобы вести речь о внутреннем мире человека, о совершенствовании этого внутреннего человека, необходимо четко различать, что в человеке вечно, а что преходяще. Необходимо также договориться, что, когда мы говорим о совершенствовании, то подразумеваем совершенствование бессмертной сущности человека, а не его временных оболочек: физической, астральной, ментальной.

Напомним, что человек в своей земной жизни обладает семеричной структурой, т.е. имеет семь тел-оболочек (см. статьи раздела "Основы миропонимания"), из которых четыре временны, а три высших тела составляют бессмертную индивидуальность человека, его истинную сущность. Именно в бессмертной Триаде сохраняются энергии, которые являются результатом опытов всей цепи воплощений человека.

"Надо всем сердцем понять, что личное означает конечное, ограниченное и смертное. При каждом воплощении на земле бессмертная индивидуальность человека облекается оболочками, совокупность которых составляет его личность. Цель существования очередной личности на планете — это собрать нужный материал опыта для перевоплощающейся индивидуальности человека, для Бессмертной Триады, чтобы обогатить ее новыми накоплениями и дать этим возможность более полного проявления на тех высших планах бытия, где пребывает Триада, освобожденная от тесноты связывающих ее низших оболочек.

Это и есть цель, назначение и смысл человеческой личности. Сама по себе она не является самоцелью, но лишь средством, орудием, инструментом для достижения цели более высокой и значительной. В каждом из очередных воплощений дается человеку его личное выражение: сегодня это воин, завтра плотник, потом раб, потом правитель, потом монах, потом писец и так далее и далее, пока не коснется дух всесторонне и широко самых разнообразных условий жизни, которые дают ему возможность так же всесторонне раскрывать неисчерпаемость и силу потенциала его духа.

…Вся индивидуальность обычно не может проявиться в рамках отдельной личности и потому проявляется только частично. Личность в силу чисто физических ограничений редко бывает выразительницей всех накоплений индивидуальности. И только там, на плане бессмертных, вспыхивают все накопления бесконечных веков, всеми огнями своих достижений. …Личность и страдания ее — ничто по сравнению с теми достижениями, которые накапливаются в Чаше благодаря всем опытам жизни земной, столь горьким и тяжким порою. Качества духа и есть те элементы бессмертия, которые столь нужны для наполнения Чаши и отсутствие которых обрекает человека на невозможность проявить себя на высших планах Надземного Мира." [1]

Напомним, что в основе бессмертной сущности человека лежит огненное зерно духа, которое облечено энергией, определяемой как сознание [2]. Сознание (в отличие от целостной неизменной структуры зерна) в процессе жизней подвергается изменениям, завися от энергий его составляющих. Можно сказать, что энергиями сознания являются качества человеческого духа.

"Качества духа есть накопления Бессмертной Триады и потому являются неотъемлемым достоянием человека. Ребенок в колыбели уже полностью обладает всеми этими качествами, которые образуют в его характере определенные тенденции и способности. Все, что он приобретает в течение данного воплощения, покидает его со смертью тела и его прочих смертных проводников, но качества, выраженные или усиленные этими временными приобретениями, остаются с ним навсегда, вырастая и усовершенствуясь или уменьшаясь и подвергаясь процессу изживания.

Мужество или страх сопровождают человека через многие жизни, а также и все прочие качества духа. Человек забывает язык, на котором он говорит, или языки, которые он изучил, но способность, укрепленная этими изучениями, с ним остается на будущее. Не все эти качества могут выявиться в данном воплощении в полной мере,… но накопления все же остаются с духом, ожидая того момента, когда вспыхнут всеми огнями. Внешний лоск, манеры, приобретенные в данном воплощении, особенности времени и эпохи — все это останется в оболочках, на время их существования, но в Триаде укоренятся лишь способности, склонности и качества духа" [3].

Несмотря на то, что качества духа – неотъемлемое приобретение человека, в каждом новом воплощении они получают новые формы своего выражения, которые принято называть "сканадами" (см. статью "Готама Будда и его Учение"). Каждая новая земная жизнь человеческой индивидуальности предполагает новое сочетание сканд, благодаря которому, а также действию закона кармы, отдельная человеческая личность может принести в копилку сознания положительный опыт, развить и усилить какие-либо положительные качества.

Необходимость множества воплощений и их разнообразие объясняется тем, что "должны быть развиты и отшлифованы все сорок девять граней [центров] человеческого микрокосма. Потому условия семи воплощений по семи в каждой из семи рас даются для осуществления этой возможности" [4].

Говоря о развитии качеств, мы подразумеваем совершенствование так называемых положительных качеств, отличительной особенностью которых является их светоносность, соответствие вибрациям Высших планов Надземного мира. Рождение любого качества, так же как и зарождение всего сущего, подчиняется общему закону: сначала закладывается зерно (образуется центр притяжения, фокус), затем оно облекается энергетическими оболочками. По мере накопления энергии вокруг психического зерна, однажды заложенного, видоизменяется и характер данного качества.

Рассмотрим, как может меняться одно и то же качество, какие оттенки оно может приобретать, на примере такого качества как мужество.

"Среди понятий мужества самое непобедимое – мужество пылающего сердца, когда со всею решимостью, при полном сознании подвига явленный воин знает лишь путь наступления. С этим подвигом мужества может сравниться лишь крайняя степень мужества отчаяния. Отчаяние с тою же поспешностью стремится от прошлого, как мужество пылающего сердца одолевает будущее. Итак, где нет мужества пылающего сердца, там пусть будет мужество отчаяния! Лишь так могут воины одержать победу, когда натиск велик. Не имеют значения все прочие виды мужества, ибо в них будет половинчатость; ибо нужно избежать это свойство, соседнее с трусостью и предательством" [5].

"Не все герои на поле брани. Мужественные и бесстрашные люди способны стать и в мирной жизни героями труда или просто хорошими работниками. Для жизни обычной тоже нужен героизм, правда, несколько иной, чем военный, но все же он нужен. Этот героизм внешне часто совершенно незаметен, однако без него не прожить так, чтобы потом Светом своим ни перед кем не устыдиться. Этот героизм не требует признания со стороны людей, вернее, он проявляется вне всякой зависимости от людского признания. Не ради признания внешнего, но ради признания собственного суда над собою и его одобрения творится это невидимое геройство" [6].

"Контейнеры огненной энергии"

Наблюдая за человеком, можно заметить, что его реакция на то или иное течение событий, а также направление ответных действий в целом вполне определенны, предсказуемы. Вот, например, он, не взирая на обстоятельства, неукоснительно придерживается раз и навсегда установленных правил, проявляя педантизм или же старается во что бы то ни стало помочь ближнему, порою, с ущербом для себя, выказывая при этом самоотверженность или в своих действиях проявляет внимательность, не опуская деталей происходящего, и т.д.

Даже из данных примеров становится ясно, что качества духа являются образованиями не случайными, не временными, но устойчивыми – они не могут изменяться в одно мгновение на противоположные или исчезать. Устойчивость качеств объсняется тем, что они являются материальными образованиями – отложениями энергий, названных в Учении Живой Этики огненными.

"Каждое качество — кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище свое человек и строит себе огненную обитель для духа. Дух есть огонь и существует в огне, и рост огней духа расширяет и утверждает то основание, на котором зиждется его сознательное бытие на земле и в пространстве. Ибо огни — это есть одеяние духа" [1].

"…оформление огненного тела нуждается в качествах духа. Так, их утверждая, утверждает вечную жизнь в бессмертной триаде своей человек. Трудно представить себе, что самый блестящий интеллект подобен яркому фейерверку, а скромное, незаметное качество духа, скажем, самоотверженность, далекому солнцу в пространстве, не умирающему веками" [7].

Попробуем выяснить, что представляет собой огненная природа качеств человека.

Огненная стихия, сохраняя свое изначальное единство, проявляется на различных планах бытия различным образом. Человек – существо огненное, и потому также имеет огненные проявления во всех своих телах. Конечно, осознание огненных проявлений в высших телах человеку пока недоступно, в то время как в низших телах они вполне очевидны.

"Огненность организма усматривается во многих его функциях, например, передача импульса мысли по нервам при движении тела, или работа его органов, или теплота тела, или зачатие жизни, пульсация сердца — все это явления огненного порядка.

Огненность можно усилить в себе напряжением психической энергии. Вдохновенный труд напрягает ее. Всякое вообще напряжение организма есть усиление активности огненной энергии. Можно даже представить себе себя существом огненным, властно распоряжающимся всеми своими низшими оболочками, которые беспрекословно подчиняются воле, являющейся огненным началом в человеке.

Огонь любит признание, то есть осознание его в себе. Запас Агни хранится в Чаше и сохраняется в ней и после освобождения духа от всех временных оболочек — телесной, астральной и ментальной. Все огненное в человеке бессмертно, но смертны проводники, через которые проявляется огненное начало".

Итак, мы можем сделать вывод о том, что "качества духа являются аккумуляторами и контейнерами огненной энергии" [1]. Правомерен вопрос: где же то место в организме человека, в котором пребывают качества? Учение отвечает на это однозначно – в сердце.

"Если бы были от мозга они, то с мозгом они бы и умирали, но качества духа приносит с собой человек из прошлых жизней в своем сердце, которое бессмертно, равно как и Чаша — хранительница всех накоплений. Сердце и Чаша не отделимы одно от другого.

Огни сердца тогда начинают пылать, когда мысли, перенесенные в сердце, получают свое утверждение и грануляцию в нем, то есть кристаллизуются для того, чтобы дать отложения в Чаше. Кристаллизуется только мысль примененная. Отвлеченные мечтания, не прилагаемые в жизни, отложений огней не дают. Бесплодны они" [4].

Накопленная, утвержденная в человеческом существе огненная энергия, оформленная в виде различных качеств, проявляется в излучениях человека, называемых аурой. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

"Каждая мысль человека, каждое его настроение и чувство тотчас же отражаются на его излучениях. Излучения эти выражаются в свете, цветах или огнях, явно видимых для тонкого зрения. Упадок духа и омраченное состояние понижают светимость, аура тускнеет и становится серой. Прилив мужества дает яркие, светлые вспышки или более или менее длительное горение.

Так как человек — существо огненное, то и все процессы, происходящие в нем, сопровождаются той или иной степенью светимости. Ауры человеческие светятся и играют оттенками всевозможных красок и расцветок. Чистые, прекрасные мысли и чувства вызывают соответствующие окраски; темные, низкие вожделения, переживания и страсти — темные, дымные, мутные, безобразные формы низких огней.

Владение своими чувствами и мыслями означает овладение своими огнями, или своими излучениями. Эти излучения вступают во взаимодействие с пространственным огнем, и получается фабрика добра или зла, светлых или темных эманаций, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от напряжения этого взаимодействия.

Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. В ауре своей несет человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму" [6].

"Таким образом, можно усмотреть во всех проявлениях микрокосма человеческого два вида огней: Светлого Агни и огня темного. И тогда темные и светлые качества духа, рассматриваемые с точки зрения их огненности, могут быть классифицированы безошибочно. Скажем, в суетливости тоже проявляются беспорядочные дымные вспышки, но как далеки они от явления Светлого Агни. Дымный, удушающий чад уныния тоже вызван тлеющими огнями астрала. Но все это низшие формы огней. Они яро уявлены во всех низких страстях.

Преображение человека можно рассматривать как трансмутацию огней из низших в высшие, из темных в светлые. Огнь поядающий и огнь творящий создаются волей и сознанием человека. …Постоянство дозора требуется для того, чтобы поставить под контроль всю огнеактивность микрокосма, и чтобы, поддерживая и раздувая светлый огонь, темному пламени не давать возможности вспыхивать и проявляться" [8].

"Безудержное и бесконтрольное пылание изнашивает оболочки, оно также способствует и расточению Агни. Одни действия собирают и аккумулируют огонь, другие его расточают. Граница тонка. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство, уныние, жалобы, страсти, волнения — расточители его. Равновесие, спокойствие, мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа — накопители Агни.

Между двумя полюсами положительных — накопляющих и отрицательных — расточающих качеств духа колеблется людское сознание, примыкая или тяготея более к тому или другому. Лишь воля может удержать дух у полюса Света, ибо без Агни — тьма. Цель жизни земной человека — Агни умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше.

Утверждение качеств в себе есть утверждение своей огненной сущности и ярый процесс оформления огненного тела. Этот процесс важнее всех прочих. Он важнее всех физических упражнений, всех астральных эмоций и чувств, интеллектуальных накоплений, ибо с утвержденными качествами духа, уявленными в виде отложений кристаллов огня, возможно вступление в высшие огненные сферы, и притом вступление или поднятие сознательное, в то время как все прочие достижения на планах, им соответствующих, право на вход не дадут. И часто блестящий земной ум, но не вооруженный нужными качествами духа, в мире надземном вынужден будет остаться внизу, тогда как человек, не блиставший при жизни ничем, но многие качества в себе утвердивший, поднимается в сферы огня легко и свободно. Потому наинужнейшее есть утверждение качеств. Процесс этот возможен при всяких условиях жизни, везде и всегда. Качества духа в себе утверждая, Свет утверждает в себе человек" [7].

Двойственность и единство

Все существующее в этом мире, каждая вещь, будучи единой в своем основании, проявляется двойственно, как пара противоположностей. Так вечная жизнь духа проявляется как жизнь и смерть формы, огненная (психическая) энергия духа, будучи нейтральной, в мире форм становится двухполюсной, неся Свет или тьму, добро или зло.

"Агни бесполый. Трансформатором огня служит сердце, которое всеначальную энергию делает биполярной, то есть светлой или же темной. Конечно, по структуре своей двойственен Агни, но — в высшем аспекте и поверх чувств и страстей человеческих. Когда же он устремляется сердцем, то сердце и накладывает на него печать тьмы или света. Вот почему в древних писаниях сказано, что имеет значение для человека не то, что входит в него извне, но то, что исходит от человека. Ибо все исходящее из «уст его», то есть от него, трансформируется его сердцем и уже кармически связывается с человеком. …Светлое сердце родит светлый Агни, темное — черный огонь. И между двумя полюсами света и тьмы колеблются сердца человеческие, порождающие огни всех степеней" [7].

Качества духа, как формы проявляемых огней, таким образом биполярны, (двухполюсны). Каждое из них имеет свою противоположность, например, полярными будут бесстрашие и страх, любовь и ненависть, равновесие и разновесие, воля и безволие.

Двойственность всякой вещи, борьба ее противоположных полюсов лежит в основе процесса совершенствования. "Жизнь в движении. Диалектика природы – в полюсности явлений. Эволюция в процессе напряжения противоположных начал" [7].

Это указывает на органическую взаимосвязь противоположных качеств: преодолевая свои негативные качества, человек тем самым усиливает позитивные и наоборот. Так как ничто в этом мире не исчезает бесследно (никакая энергия, ни один атом), а все подлежит закону трансмутации, т.е. преображения, при котором низшее подчиняется высшему, качества отрицательные всегда могут быть преобразованы в противоположные им положительные. "Творчество космическое не знает уничтожения. Матерь Мира не знает уничтожения. Но только перерождение создает ту ценную цепь, которая растет беспредельно" [9].

Трансмутация, которая осуществляет эволюционный процесс, возможна только при наличии полюсности явлений, т.е. ярко выраженного негатива или позитива.

"Именно полюсность допускает явление трансмутации. Нельзя трансмутировать то, что не выявлено на полюсах. Тот, кто ни холоден, ни горяч, а только тепел, — человек, не выявивший в себе ни положительных, ни отрицательных качеств, то есть их потенциала. А потенциал, даже отрицательный, дает возможность в той же степени выразить и потенциал положительно, то есть силу его, в то время как тепленькому выражать нечего. Тепленькие для эволюции не годятся. Учитель скорее приблизит разбойника или блудницу, чем тепленькую обсахаренность, ибо потенциал разбойника и блудницы при трансмутации дает ценные следствия, тогда как тепленький, как бы он ни старался, не сможет достичь ничего. Явление непригодности тепленьких для эволюции очень своеобразно выражено в древнем положении: "Изблюю тебя из уст Моих, ибо не был ты ни холоден, ни горяч, а только тепел" [6].

"Ничтожество тем и бессильно, что и начать-то ему не с чего. Но разбойник, ползущий на коленях сотни верст, чтобы по обету посетить святые места и искупить этим свои преступления, — пример достаточно убедительный. Трансмутирующей силою будет огонь духа. Только лишь направление психической энергии делает из темного агни светлый, порождая огонь поядающий и огонь творящий. Одна и та же энергия поднимает руку убийцы и руку спасающую. Применение огненной силы, если овладение ею состоялось, в том или другом направлении будет уже зависеть исключительно от характера Агни. Братья левого пути тоже владеют огнями, но это черные огни служителей тьмы. Служители Света светлым Агни владеют. От направления психической энергии зависит ее характер и свойства. Убережемся от возжигания темных огней" [4].

Беспредельность качеств

"Дух насыщает своими качествами все оболочки. Оболочки временны, но качества духа переживают их все. Но, переживая, они находятся в процессе постоянного роста и изменения. Качества духа — это нити, протянутые из далекого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост.

Основное свойство качества — его беспредельность. Только темные качества все же ограничены сферою, точнее, продолжительностью сферы существования тьмы. Тьма временна. Свет вечен. И огненные, светлые качества духа, являясь выражением его сущности и развиваясь в своей огненности и светоносности, сопровождают всегда человека на его бесконечном пути в Беспредельность" [4].

"Качества духа развиваются и растут по восходящей или нисходящей дуге — или эволюция или инволюция. …Внешний человек родится, стареет и умирает, и быстро меняется облик его в течение жизни, но внутренняя сущность его остается почти неизменной, если только он не приложит сознательно к этому руку. На примере алкоголика можно видеть уже более ускоренное, чем обычно, падение духа, ибо падение совершается иногда очень быстро, но не без далеких причин. Так же и восхождение может идти планомерно и быстро, как, например, в случае ученичества.

Эти внутренние процессы сознания, так мало зависящие от внешних условий, являют собою самое значительное в человеческой жизни. Ничто внешнее не может их заменить и никакое земное благополучие прикрыть трагедию падения духа или умалить подвиг восхождения его по Лестнице Света" [4].

"Если когда-либо, где-либо, кто-либо был в состоянии явить так называемое чудо, или феномен, или необыкновенную психическую манифестацию, или способность, будь это ясновидение, яснослышание или целение, это значит, что и любой человек в потенциале своем имеет такую же возможность, если сознание дозволяет. В этом маленьком «если» заключается все: и опыт всех прошлых жизней, и накопления энергии Агни, и ступень многих достижений. Но скрытые возможности — в каждом. И рост духа каждого человека не ограничен ничем, а главное — временем. А во времени, даже в течение одной жизни, можно развить и укрепить любое качество. …Очень важно при этом не останавливаться ни перед чем, ни перед какими препятствиями или временными неудачами, ибо все они временны и часто зависят от преходимости внешних условий и окружающей среды, тогда как дух вечен, и при неуклонности и твердости устремления цель достигается неизменно.

… в Беспредельности все достижимо, …зерна устремлений, заложенные в одной жизни, произрастают и продолжают расти в следующей и следующих жизнях и живут в человеке веками… Феноменальная память, феноменальный, или абсолютный, слух, феноменальные математические и другие способности есть плод многовековых трудов, усилий и устремлений духа. И каждый может достичь любой способности, если только поставит это достижение целью своею, и не одной данной жизни (то есть воплощения), но и тех, которые последуют за нею. Ведь человек уже родится с тенденциями и устремлениями, принесенными им из своих прежних существований. Ведь в одной и той же семье родятся и обычные дети, и гений. Родители те же, а способности их детей могут сильно отличаться своими особенностями и высотою. Знаете много примеров, когда братья и сестры гениальных людей ничем от обычных и посредственных не отличались. Одни принесли из прошлого ценные накопления, другие не принесли. Но каковы бы ни были накопления прошлого, будущее не заказано никому, а в будущем все достижимо" [10].

Хочется подчеркнуть важность малых начинаний. Ведь именно с малого – с посевов психических зерен в поле сознания – начинается закладка нового качества.

"Великое достижение осуществить сразу никому не под силу. Но с малого если начать, то и до великого можно добраться. Даже малая попытка достигнуть чего-то, но повторенная многократно, даст нужные следствия во времени. Беда только в том, что во времени произрастают как хорошие, так и недобрые всходы. Недобрых обережемся при зачинании дел. Двадцать четыре часа в сутки — время, совершенно достаточное для того, чтобы начать совершенствовать в себе любую способность, любые качества духа, а умение начать с малого открывает подход к достижению наиболее звучащих ему" [10].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Грани Агни Йоги. 1961 год. Т.2
  2. Знаки Агни Йоги (Из книг "Агни Йоги")
  3. Грани Агни Йоги. 1962 год. Т.3
  4. Грани Агни Йоги. 1963 год. Т.4
  5. Иерархия (Из книг "Агни Йоги")
  6. Грани Агни Йоги. 1965 год. Т.6
  7. Грани Агни Йоги. 1960 год. Т.1
  8. Грани Агни Йоги. 1964 год. Т.5
  9. Беспредельность (Из книг "Агни Йоги")
  10. Грани Агни Йоги. 1966 год. Т.7
RSS




<< 1 2 3 4 >>






Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика